Научная статья на тему 'Образование как фактор обеспечения экономической безопасности России'

Образование как фактор обеспечения экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2787
745
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ДОХОДЫ ИНДИВИДУУМОВ / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / EDUCATION / ECONOMIC SECURITY / SOCIO-ECONOMIC STABILITY / EDUCATION ECONOMICS / ECONOMIC EFFICIENCY OF EDUCATION / ECONOMIC GROWTH / HUMAN POTENTIAL / LABOR PRODUCTIVITY / INDIVIDUAL EARNING CAPACITY / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / LIVING STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерошин Владимир Иванович

Статья посвящена вопросам участия образования в обеспечении экономической безопасности и социальной стабильности российского общества. В данном аспекте рассматривается влияние образования на экономический рост, развитие человеческого потенциала, повышение производительности труда, возрастание благосостояния населения. Выявляются каналы положительного воздействия образования на научно-технический и технологический прогресс, расширение и инновационное развитие общественного производства, повышение уровня благосостояния населения. Отмечается, что тесная взаимосвязь образования и науки служит дополнительным условием обеспечения экономической безопасности в связи с тем, что научные познания повышают возможности человека, государства, общества противостоять различного рода угрозам, предвидеть и подавлять появляющиеся опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education as a Factor of Ensuring Economic Security in Russia

The article dwells upon the issues of participation of education in ensuring economic security and social stability of Russian society. In this respect the article considers the influence of education on economic growth, the development of human potential, the increase of labor productivity, the growth of the well-being of the population. The methods of positive impact of education on scientific and technical and technological progress, expansion and innovative development of social production, increasing the level of the well-being of population are revealed. It is noted that the close interconnection of education and science is an additional condition for ensuring economic security due to the fact that scientific knowledge enhances the capabilities of people, state and society to confront various threats, to anticipate and suppress emerging dangers.

Текст научной работы на тему «Образование как фактор обеспечения экономической безопасности России»

1УДК 37.01 ББК 74.00

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В. И. Ерошин

Аннотация. Статья посвящена вопросам участия образования в обеспечении экономической безопасности и социальной стабильности российского общества. В данном аспекте рассматривается влияние образования на экономический рост, развитие человеческого потенциала, повышение производительности труда, возрастание благосостояния населения. Выявляются каналы положительного воздействия образования на научно-технический и технологический прогресс, расширение и инновационное развитие общественного производства, повышение уровня благосостояния населения. Отмечается, что тесная взаимосвязь образования и науки служит дополнительным условием обеспечения экономической безопасности в связи с тем, что научные познания повышают возможности человека, государства, общества противостоять различного рода угрозам, предвидеть и подавлять появляющиеся опасности.

Ключевые слова: образование, экономическая безопасность, социально-экономическая стабильность, экономика образования, экономическая эффективность образования, экономический рост, человеческий потенциал, производительность труда, доходы индивидуумов, занятость, безработица, уровень жизни.

EDUCATION AS A FACTOR OF ENSURING ECONOMIC SECURITY IN RUSSIA

V. I. Eroshin

Abstract. The article dwells upon the issues of participation of education in ensuring economic security and social stability of Russian society. In this respect the article considers the influence of education on economic growth, the development of human potential, the increase of labor productivity, the growth of the well-being of the population. The methods of positive impact of education on scientific and technical and technological progress, expansion and innovative development of social production, increasing the level of the well-being of population are revealed. It is noted that the close interconnection of education and science is an additional condition for ensuring economic security due to the fact that scientific knowledge enhances the capabilities of people, state and society to confront various threats, to anticipate and suppress emerging dangers.

Keywords: education, economic security, socio-economic stability, education economics, economic efficiency of education, economic growth, human potential, labor productivity, individual earning capacity, employment, unemployment, living standards.

В опросам обеспечения экономической безопасности страны в отечественной экономической науке всегда уделялось большое внимание. Достаточно вспомнить работы советских ученых-экономистов, теоретически подкреплявшие планы индустриализации СССР в годы первых пятилеток и планы восстановления и развития народного хозяйства в послевоенный период. Вместе с тем сам термин «экономическая безопасность» для российской экономической науки достаточно

новый. Он вошел в широкое употребление лишь с середины 1990-х гг., когда по решению руководства страны была начата работа по созданию концепции экономической безопасности России. На основе полученных тогда результатов была подготовлена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 [1].

В документе указывалось, что своей целью Государственная стратегия экономической без-

опасности РФ ставит обеспечение состояния экономики России, при котором создаются благоприятные условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Без обеспечения экономической безопасности, подчеркивалось в документе, практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 активизировал работу отечественных ученых в области научного поиска путей эффективного обеспечения экономической безопасности нашей страны, ее регионов, муниципальных образований, отраслей экономики, отдельных экономических объектов. Во второй половине 1990-х гг. и в 2000-е гг. в России издается большое количество книг и отдельных статей, посвященных данной проблематике. Защищаются кандидатские и докторские диссертации, в некоторых вузах вводится соответствующий учебный предмет. Значительный вклад в развитие теории экономической безопасности внесли в этот период труды известных российских ученых, таких как Л. И. Абалкин, Д. С. Львов, С. Ю. Глазьев, А. И. Илларионов, И. Я. Богданов, В. К. Сенчагов, В. А. Богомолов, Е. А. Олейников. Среди специальных работ, посвященных исследованию отдельных аспектов экономической безопасности, можно отметить публикации Е. Н. Борисенко, А. Д. Урсула, Е. Н. Ведуты, В. И. Дуженкова, А. Б. Корсака, А. Е. Городецкого, А. В. Молчанова, И. Н. Петренко и многих других отечественных авторов. В этих работах исследован широкий круг проблем обеспечения экономической безопасности в сферах производства, распределения, обмена (обращения) и потребления в региональном аспекте.

Однако, несмотря на многоаспектность проведенных исследований и весомость полученных конструктивных результатов, некоторые проблемы экономической безопасности остаются до настоящего времени малоисследованными, что актуализирует необходимость их углубленной проработки. К таким проблемам, в частности, относится выявление и изучение роли и механизмов воздействия образования

на обеспечение экономической безопасности в масштабе страны, отраслей народного хозяйства, регионов, муниципальных образований, отдельных производственных и социальных объектов.

Тезис о том, что образование играет важную роль в обеспечении экономической, а следовательно, и национальной безопасности страны, в настоящее время общепризнан. И здесь нет никакого смысла что-либо доказывать. Вместе с тем механизмы положительного воздействия образования на экономическое развитие общества и его социально-экономическую стабильность до настоящего времени остаются недостаточно изученными как у нас в стране, так и за рубежом. И это несмотря на многочисленность публикаций по данной проблематике. Публикаций, к сожалению, в основном зарубежных.

В нашей стране первую попытку перейти от общих рассуждений об экономической отдаче образования к разработке конкретной методики ее исчисления сделал в первой половине 1920-х гг. С. Г. Струмилин [2]. Ученый построил свою методику, использовав метод редукции труда, то есть приведение различных его видов (сложного и простого, квалифицированного и неквалифицированного, умственного и физического) к общей единице измерения, которую можно было бы принять за исходный показатель при построении системы коэффициентов сложности труда. При этом в целях получения возможности определения количественных значений различий в экономической отдаче от труда работников, имеющих разный уровень образования, он использовал применявшиеся на тот момент ставки заработной платы занятых в народном хозяйстве, а в качестве исходной единицы принял размер заработной платы необученного неквалифицированного рабочего.

Метод редукции труда использовали и все без исключения советские ученые, исследовавшие впоследствии феномен воздействия образования на производительность труда и обусловленный этим экономический рост, представляющие в своем единстве определяющие факторы экономической безопасности. Одни из них считали возможным усовершенствовать методику С. Г. Струмилина (В. А. Жамин, Г. А. Еги-азарян, С. Л. Костанян и др.), другие (В. Н. Позд-

няков, М. В. Иоффе, Е. Воронина, В. Е. Комаров и др.) пытались решить проблему разработки репрезентативной системы коэффициентов редукции труда, сопоставляя затраты на подготовку квалифицированных и неквалифицированных работников.

Однако, несмотря на все предпринятые усилия, получить сколько-нибудь убедительные результаты не удалось. По существу, стало лишь очевидным, что, по крайней мере, в настоящее время имеющаяся методологическая база не позволяет с приемлемой точностью рассчитать коэффициенты редукции.

Общий недостаток всех предлагавшихся в советской экономической литературе методов расчетов эффективности образования на базе редукции труда заключался в том, что все они основывались на использовании показателей, весьма условно связанных с качественными параметрами самого труда работников. Например, хорошо известно, как мало отражают эти параметры показатели заработной платы. Какие-либо поддающиеся расчетной оценке связи между стоимостью подготовки и числом лет обучения работников, с одной стороны, и производительностью труда этих работников, с другой стороны, вообще не прослеживаются.

Нельзя не отметить, что советские ученые предлагали и различные формулы расчета коэффициента общей экономической эффективности образования. Однако и в этом направлении приемлемых результатов достичь не удалось. Прежде всего, потому, что глубоких исследований в данной проблемной области не проводилось.

За рубежом серьезное внимание вопросам экономики и экономической эффективности образования стали уделять сравнительно недавно - с рубежа 1950-1960-х гг. Но надо отметить, что исследования в этой области сразу же вышли за узкоотраслевые рамки. Западных ученых в первую очередь привлекали проблемы, по существу, «общетеоретического» характера - о роли образования в процессе производства и повышении производительной силы труда, о его значении для поддержания высоких темпов экономического роста и для увеличения личных доходов индивидуумов. Этот интерес обусловливался еще и тем, что в то же время начала интенсивно развиваться и вско-

ре приобрела широкое научное признание так называемая теория «человеческого капитала», в рамках разработки которой в основном и велись последующие исследования проблем экономики образования и связи бюджетирования, финансирования образования с получением доходов и темпов экономического роста.

За прошедшие с того времени годы за рубежом, в первую очередь в США и Великобритании, было проведено множество исследований, посвященных выявлению направлений, механизмов и меры воздействия образования на экономический рост, повышение производительной силы труда и доходов индивидуумов. В этой области работали такие видные экономисты, как Т. Шульц, Э. Денисон, Г. Беккер, М. Вудхол, Дж. Кендрик, М. Блауг, Г. Псахаропу-лос и многие-многие другие. В результате западным ученым удалось дать достаточно полную и реалистичную картину причинно-следственных связей, опосредующих воздействия образования (качества людских, человеческих ресурсов) на производство. При этом зарубежные исследователи не ограничились рассмотрением самоочевидной, если так можно сказать, лежащей на поверхности зависимости производительности труда от уровня квалификации работника, но также выявили и изучили некоторые более опосредованные взаимосвязи, имеющие несомненное экономическое значение. Были предложены многочисленные и подчас интересные, в первую очередь, с научной точки зрения методики расчетов экономической эффективности образования, накоплен обширный экономико-статистический материал в этой области.

Данные исследования ведутся за рубежом и в настоящее время, и это, в частности, говорит о том, что здесь далеко не все еще сделано, не решены еще многие научные задачи. Ученые продолжают расширять круг анализируемых факторов воздействия образования на экономический рост, предпринимают попытки разработки репрезентативных, пригодных для практического применения методик расчета экономической эффективности образования и оценки степени влияния образовательного уровня на экономическую безопасность. Поэтому думается, что не будет преувеличением предположить, что исследования в области

экономической эффективности образования, взаимосвязи образования и национальной безопасности сохранят свою актуальность как минимум в среднесрочной перспективе.

Тем более что в последние годы в современном беспокойном мире особое значение приобретает разработка теоретических и прикладных вопросов обеспечения безопасности общества, государства, личности. И таким образом, перед экономической наукой в первую очередь встает задача дальнейшего развития теории экономической безопасности, в рамках которой, на наш взгляд, и должна проводиться работа по изучению экономической, применительно к несомненно более широко ставящейся сейчас задаче - социально-экономической эффективности образования.

В нашей стране есть и еще один стимул к проведению этих исследований - экономика образования наконец-то должна выйти в России на более высокий уровень и превратиться из второразрядной, замкнутой на решении частных внутриотраслевых задач, «рядовой» отраслевой экономики в науку, исследующую важнейшие проблемы политэкономического значения.

К сожалению, начинать здесь приходится практически с нуля. Многие годы в нашей стране вообще не проводились исследования в данной области. А результаты научно-исследовательских работ 40-50-летней давности были невелики, да и, безусловно, устарели.

Поэтому вначале отечественные исследователи могут в своей работе опираться в преимущественной степени на зарубежные разработки. И прежде всего, это относится к тому, что накоплено мировой экономической наукой в области выявления и анализа причинно-следственных связей, соединяющих образование с различными сферами жизнеобеспечения общества, состоянием экономической и социальной безопасности, устойчивости.

В этой связи нельзя не отметить, что именно с выявления и анализа этих связей только и может начинаться разработка теоретических положений установления параметров соответствия развития образования требованиям обеспечения экономической безопасности страны и инструментария, необходимого для мониторинга, диагностирования и контроля ситуации в дальнейшем.

Несомненно, главным элементом, обеспечивающим экономическую безопасность любой страны, являются ее человеческие ресурсы не только в количественном, но и, в первую очередь, в качественном их выражении. И здесь именно образование играет ключевую роль, участвуя в формировании трудового потенциала и оказывая, таким образом, воздействие на такие факторы общественного развития, как научно-технический и технологический прогресс, расширение и инновационное развитие общественного производства, повышение уровня благосостояния населения. Это воздействие осуществляется по многим направлениям.

Так, обеспечивая надежный фундамент для развития науки, образование тем самым не только способствует развитию производства, но и создает условия, для изменения структуры экономики, увеличивая в ней долю наукоемких отраслей. Уровень научно-технического, инновационного, технологического потенциала экономики, степень прогрессивности производства во многом предопределяются образовательным потенциалом работников, количеством образованных людей, качеством приобретенных ими и прилагаемых в практической деятельности знаний, структурой получаемых специальностей, степенью их соответствия спросу на трудовые ресурсы. Именно по этой причине современную экономику называют экономикой знаний.

Следует также отметить, что тесная взаимосвязь образования и науки служит дополнительным условием обеспечения экономической безопасности в связи с тем, что научные познания повышают возможности человека, государства, общества противостоять различного рода угрозам, предвидеть и нейтрализовать появляющиеся опасности.

В настоящее время индустриально развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий, совершенствованию методов получения, хранения, поиска, передачи информации. И здесь образование не только способствует развитию этих технологий через науку, но и непосредственно формирует у обучающихся умение находить и использовать необходимые источники информации. Под воздействием новых информаци-

онных технологий преобразуется и учебный процесс. Все это, безусловно, важно для обеспечения информационной, а следовательно, и экономической безопасности страны в современных условиях.

Участвуя в формировании квалификационного уровня работников, образование оказывает существенное воздействие на такие факторы производства, как производительность труда, инновационную восприимчивость, совершенствование средств и методов производства непосредственно на производстве (рационализаторство), экономное использование ресурсов, снижение уровня производственных потерь. И хотя многочисленные попытки отечественных и зарубежных исследователей сколько-нибудь определенно установить величину положительного влияния образования на эти параметры производства пока что так и не привели к получению приемлемых прикладных результатов, это, с нашей точки зрения, свидетельствует только о несовершенстве использовавшихся методов исследований и применявшемся учеными инструментария, а также о низком уровне концентрации усилий и ресурсов на решении весьма сложной проблемы.

Низкая производительность труда в большинстве отраслей и сфер деятельности российской экономики, наблюдаемая в течение уже длительного времени, представляет для нее самую большую, значительную опасность, негативно влияет на рейтинги и экономические связи, характеризует явно недостаточную отдачу человеческого потенциала как главного вида экономического ресурса. Вследствие того, что уровень производительности труда в современной России в два-три раза ниже потенциально достижимого, и, надо отметить, уже достигнутого в экономически передовых странах, в отечественной экономике имеет место недостаточный для эффективного стимулирования труда уровень его оплаты. Это в свою очередь не только снижает у работников интерес к продуктивному труду, но и может являться причиной социального недовольства, а это уже угроза социальной стабильности, социальной безопасности.

По нашему мнению, долю ответственности за отставание от мирового уровня производительности труда несет и российская система

образования в той части, что учащимся не прививается убеждение, согласно которому производительность труда есть самое важное условие утверждения, устойчивости, эффективности всего общественного строя страны, роста благосостояния ее народа. Система образования, с нашей точки зрения, должна на всех стадиях обучения внушать обучающимся, что путь к более высоким доходам, заработкам пролегает не через требования к аппарату управления установить повышенные тарифы заработной платы, а через увеличение результативности, эффективности труда. Соответствие меры вознаграждения за труд качеству и количеству выполненной работы относится к главным принципам поддержания экономической безопасности в любой области целеориентированной деятельности.

Одним из определяющих, базисных условий обеспечения экономической безопасности служит соблюдение требований отечественных и международных стандартов качества продукции, ее соответствие по данному параметру запросам потребителей. От качества товаров, работ и услуг зависят спрос, цена, объем продаж, удовлетворенность потребителей и тем самым экономическая эффективность производства и торговли. При отсутствии требуемого качества рыночного продукта снижается его конкурентоспособность в сравнении с аналогами, что сужает возможность проникновения на рынки сбыта и расширения объема рыночных продаж, возникает опасность недополучения дохода, уменьшения прибыли, невыхода на нормативы рентабельности, потери рыночных позиций.

Следует отметить, что проблема повышения качества продукции для отечественной экономики как никогда актуальна в настоящее время, когда в условиях экономической блокады, проводимой рядом западных государств против России, особое значение приобретает импортозамещение.

Образование оказывает свое положительное влияние на качество производимой продукции не только непосредственно через свое участие в формировании квалификации работников, но и благодаря наличию у него воспитательной функции, способствующей повышению уровня ответственности работников за

результаты их труда. И здесь было бы интересным проследить взаимосвязь между производительностью труда работников, качеством произведенной ими продукции и их успехами в учебе в период обучения в образовательных организациях. Несомненно также, что на качество труда оказывает влияние профессионализм работников, основы которого закладываются наряду со знаниями, умениями и навыками в процессе обучения.

Многие аналитики видят угрозу экономической безопасности в несовершенстве форм, методов, способов организации управления социально-экономическим развитием на разных уровнях иерархии, начиная с компаний, корпораций и завершая государственным (федеральным) и муниципальным управлением. Преодоление этой сложившейся и возрастающей вследствие кризисных ситуаций угрозы, отягощенной проводимыми против нашей страны санкциями, выходит далеко за пределы рассматриваемых в данной статье вопросов.

Вместе с тем нельзя не отметить, что на высшее профессиональное образование в России в этих условиях ложится тем большая ответственность за подготовку квалифицированных специалистов в области управления, в первую очередь способных осуществлять эффективное управление социально-экономическим развитием на макроэкономическом уровне. В настоящее же время в вузах при подготовке специалистов по управлению чрезмерное внимание уделяется корпоративному управлению на микроэкономическом уровне, что приводит, по существу, к изучению основ производственного менеджмента и управления персоналом. При этом явно недостаточно по объему и содержанию изучаются вопросы стратегического управления, индикативного планирования, ситуационного целевого прогнозирования на макроэкономическом уровне. И это не может не сказываться на качестве государственного управления экономикой и состоянии экономической безопасности на отраслевом и региональном уровнях, на достижении целей государственных, федеральных, ведомственных социально-экономических программ.

Важную роль играет образование в решении проблем обеспечения занятости трудоспособного населения, поддержании на допустимом

уровне и недопущении роста безработицы в стране. Положительное воздействие образования здесь тем сильнее, чем большие возможности для адаптации к структурным изменениям в экономике, профессиональной мобильности приобретают в процессе обучения выпускники образовательных организаций. Но первостепенное значение в предотвращении роста безработицы имеет, конечно же, система переподготовки и повышения квалификации кадров, в идеале дополненная плановым, заранее предусмотренным распределением выпускников организаций профессионального образования по заявкам работодателей. Современная статистика вполне позволяет проследить здесь взаимосвязь между объемами переподготовки и повышения квалификации работников и изменениями уровня безработицы.

Не подлежит сомнению связь экономической безопасности с уровнем жизни населения. Повышение уровня и качества жизни широких слоев населения, приближение к желаемому образу жизни, предотвращение чрезмерной дифференциации денежных доходов и личного, семейного имущества включается в систему мер повышения экономической безопасности, так как при отсутствии или недостаточности таких мер возрастает социальная напряженность, подрывающая национальную безопасность. В условиях, когда вследствие мирового финансово-экономического кризиса и падения мировых цен на нефть российская экономика оказалась в состоянии рецессии, задача повышения уровня жизни трансформируется в преодоление опасности снижения реальных доходов населения до уровня, угрожающего жизни и здоровью людей, их социальному благополучию.

Такая задача в целом должна решаться всей социально-экономической системой страны, но свой вклад в ее решение способно вносить, и вносит образование. И каналы положительного влияния образования на повышение реальных доходов и уровня жизни населения можно и нужно исследовать.

В этой связи следует отметить, что в зарубежной литературе имеется большое количество работ, посвященных изучению взаимосвязи образования с личными доходами индивидуумов. Не будет даже преувеличением сказать,

что подавляющее большинство зарубежных исследователей, изучая именно эту взаимосвязь, строили на основе полученных результатов свои методики определения экономической эффективности образования на макроэкономическом уровне. К сожалению, в нашей стране аналогичные исследования не получили широкого распространения, в первую очередь, потому, что предпринимавшиеся попытки определения экономической эффективности образования базировались на редукции труда. Сейчас же, при отсутствии идеологического прессинга, изучение взаимосвязи образования и карьерного роста, образования и доходов работников, и шире - образования и уровня жизни населения, представляется весьма необходимым и полезным. В этих исследованиях могут быть использованы и зарубежные наработки, с учетом, конечно же, тех корректив, которые должны быть внесены в научно-исследовательскую работу, исходя из отечественной социально-экономической специфики.

Высокий уровень жизни - это не только большие заработки и материальный достаток. Это еще и хорошая экология, культурная и духовная, защищенная, безопасная жизнь. И во все эти сферы образование вносит свой положительный вклад. Так, снижение преступности, сокращение проявлений вандализма, пьянства - это не только укрепление личной безопасности граждан, но и миллиарды и миллиарды рублей, которые могут быть сэкономлены, а не потрачены на компенсацию причиненного этими негативными явления ущерба экономике.

Образование также способствует сохранению национальных культурных традиций, родного языка, формирует морально-нравственные установки людей, их активную гражданскую позицию. Очевидно, что образование и экономика связаны множеством нитей, не всегда различимых и, как следствие, не учитываемых при принятии управленческих решений.

В рамках одной статьи нельзя охватить все многообразие, весь спектр направлений положительного воздействия образования на социально-экономическое развитие страны, обеспечение ее социально-экономической стабильности. Поэтому мы, учитывая это, ограничимся только перечислением тех из них, которые кажутся очевидными, ведь и они пока что

практически не исследованы в требуемой степени отечественной экономической наукой. При этом, как уже отмечалось выше, без сомнения, есть и не столь очевидные взаимосвязи образования с экономикой и экономической безопасностью страны, которые еще предстоит выявить и изучить.

Все это необходимо сделать, чтобы иметь ясное представление о том, какой должна быть национальная система образования, обеспечивающая экономическое, научно-техническое, социальное и культурное развитие страны на уровне безусловного обеспечения ее национальной безопасности и социально-экономической стабильности.

Цель же данной статьи состоит в том, чтобы обратить внимание отечественного научного сообщества на важность и злободневность разработки проблемы воздействия образования на экономический рост и социальную стабильность. Показать сложность и многоаспектность этой проблемы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608) // Собрание законодательства РФ. - 29.04.1996, № 18. - Ст. 2117.

2. Струмилин С. Г. Хозяйственное значение народного образования. - М. - Л.: Экономическая жизнь, 1924. - 62 с.

3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 (ред. от 05.10.2015) «О безопасности».

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683).

5. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России // Вестн. РАН. - 1997. - Т. 67, № 9. -С. 771-776.

6. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их содержание // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 4-13.

7. Богданов И. Я. Экономическая безопасность России. Теория и практика. - М.: ИСПИ РАН, 2001. - 348 с.

8. Богомолов В. А. Экономическая безопасность. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 295 с.

9. Глазьев С. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и

выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) // Рос. экон. журн. -

2015. - № 5. - С. 3-62.

10. Дворянков В. А. Экономическая безопасность - теория и реальность угроз. - М.: МО МАНТО, 2000. - 222 с.

11. Корнилов М. О сущности экономической безопасности // Пробл. теории и практики управления. - 2015. - № 8. - С. 123-129.

12. КорниловМ. Я. Экономическая безопасность России: основы, теория и методология исследования. - М.: РАГС, 2010. - 154 с.

13. Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Экономика человека. - М.: Аспект Пресс. 1995. - 286 с.

14. Псахаропулос Дж. Экономика образования. Избранное: пер. с англ. - СПб. - Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2002. - 180 с.

15. Райзберг Б. А., Туляков А. В. Стратегическое планирование и управление социально-экономическими объектами. - М.: Экономика,

2016. - 223 с.

16. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. - М.: Экономика, 2002. -414 с.

17. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / под ред. А. Н. Тихонова. - М.: Вита-Пресс, 1998.

- 256 с.

18. Ханушек Э., Кимко Д. Школьное образование, качество рабочей силы и экономический рост // Вопросы образования. - 2006. - № 1.

- С. 154-193.

19. Ханушек Э., Весам Л. Роль качества образования в экономическом росте // Вопросы образования. - 2007. - № 2. - С. 86-115; № 3.

- С. 115-185.

20. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчаго-ва. - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 815 с.

21. Экономическая безопасность: Энциклопедия. - М.: Изд. дом «Правовое просвещение», 2001. - 512 с.

REFERENCES

1. Gosudarstvennaya strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (Utverzh-dena Ukazom Prezidenta RF ot 29 aprelya 1996 g. № 608). In: Collection of legislation of the

Russian Federation. 29.04.1996, No. 18. Art. 2117.

2. Strumilin S. G. Khozyaystvennoe znachenie narodnogo obrazovaniya. Moscow - Lrningrad: Ekonomicheskaya zhizn, 1924. 62 p.

3. Federalnyy zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ (red. ot 05.10.2015) "O bezopasnosti".

4. Strategiya natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 31.12.2015 No. 683).

5. Abalkin L. I. Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii. Vestn. RAN. 1997, Vol. 67, No. 9, pp. 771-776.

6. Abalkin L. I. Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: ugrozy i ikh soderzhanie. Voprosy eko-nomiki. 1994, No. 12, pp. 4-13.

7. Bogdanov I. Ya. Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii. Teoriya i praktika. Moscow: ISPI RAN, 2001. 348 p.

8. Bogomolov V. A. Ekonomicheskaya bezopas-nost. Moscow: YuNITI-DANA, 2009. 295 p.

9. Glaziev S. O neotlozhnykh merakh po ukre-pleniyu ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii i vyvodu rossiyskoy ekonomiki na traektoriyu operezhayushchego razvitiya (akademicheska-ya versiya doklada). Ros. ekon. zhurn. 2015, No. 5, pp. 3-62.

10. Dvoryankov V. A. Ekonomicheskaya bezopasnost - teoriya i realnost ugroz. Moscow: MO MANTO, 2000. 222 p.

11. Kornilov M. O sushchnosti ekonomicheskoy bezopasnosti. Probl. teorii i praktiki upravleni-ya. 2015, No. 8, pp. 123-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kornilov M. Ya. Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: osnovy, teoriya i metodologiya issledo-vaniya. Moscow: RAGS, 2010. 154 p.

13. Martsinkevich V. I., Soboleva I. V. Ekonomika cheloveka. Moscow: Aspekt Press. 1995. 286 p.

14. Psacharopoulos J. Ekonomika obrazovaniya. Iz-brannoe: per. s angl. St. Petersburg - Gatchina: Izd-vo LOIEF, 2002. 180 p. (in Russian)

15. Raizberg B. A., Tulyakov A. V. Strategicheskoe planirovanie i upravlenie sotsialno-ekonomicheski-mi obyektami. Moscow: Ekonomika, 2016. 223 p.

16. Strategiya i problemy ustoychivogo razvitiya Rossii v XXI veke. Moscow: Ekonomika, 2002. 414 p.

17. Tikhonov A. N. (ed.) Upravlenie sovremennym obrazovaniem: sotsialnye i ekonomicheskie as-pekty. Moscow: Vita-Press, 1998. 256 p.

18. Khanushek E., Kimko D. Shkolnoe obra-zovanie, kachestvo rabochey sily i ekonomi-cheskiy rost. Voprosy obrazovaniya. 2006, No. 1, pp. 154-193.

19. Khanushek E., Vesam L. Rol kachestva obrazovaniya v ekonomicheskom roste. Voprosy obrazovaniya. 2007, No. 2, pp. 86-115; No. 3, pp. 115-185.

20. Senchagov V. K. (ed.) Ekonomicheskaya bezo-pasnost Rossii: Obshchiy kurs: uchebnik. Moscow: BINOM. Laboratoriya znaniy, 2012. 815 p.

21. Ekonomicheskaya bezopasnost: Entsiklopedi-ya. Moscow: Izd. dom "Pravovoe prosveshche-nie", 2001. 512 p.

Ерошин Владимир Иванович, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования e-mail: vi.eroshin@yandex.ru

Eroshin Vladimir I., ScD in Economics, Professor, Corresponding member, Russian Academy of Sciences e-mail: vi.eroshin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.