Научная статья на тему 'Анализ системы экономической безопасности и ее структура'

Анализ системы экономической безопасности и ее структура Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1215
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CИСТЕМА / SYSTEM / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимов Сергей Николаевич

Статья посвящена анализу понятия системы экономической безопасности и ее составных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security system and its structure

This article analyzes the concept of economic security system and its components.

Текст научной работы на тему «Анализ системы экономической безопасности и ее структура»

УДК 338.22

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ЕЕ СТРУКТУРА

Максимов Сергей Николаевич

декан юридического факультета Московского психолого-социального университета (Ни^ВПО «МПСУ»), кандидат юридических наук, профессор

Статья посвящена анализу понятия системы экономической безопасности и ее составных элементов.

Ключевые слова

• ^стема,

• системный подход,

• национальная безопасность,

• экономическая безопасность,

• национальные интересы

• угрозы национальной безопасности

Maksimov Sergey NikoJaev ich - the dean of the law faculty Of" the Moscow psychosocial University, candidate of legal sciences, professor.

Economic security system and its structure

This article analyzes the concept of economic security system and its components.

Keywords

• system,

• system approach,

• national security,

• economic security,

• national interests

• national security

Система (от греч. целое, составленное из частей, соединение) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство1. Рассмотрим через призму системного подхода обеспечение такой важной составляющей национальной безопасности как экономическая безопасность.

В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) экономическая безопасность определена как обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз2.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударствен-

ном, так и в международном плане. Экономическая безопасность предполагает:

• защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;

• эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;

• активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

• эффективную реализацию преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества2.

Реализация этих задач невозможна вне системного подхода. Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей межд' ними, . о есть рассмотрение объекта, как системы. Основные принципы системно! о подхода

Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их

взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системн'-ть, свойство объекта обладать всеми признаками системы3.

В фундаменте обеспечения экономической безопасности лежит, прежде всего, эффективное управление экономикой. С'^тема управления экономикой ^якже представляет иерархическую структуру, разделенную на уровни. Система управления экономикой страны разделяется на территориальные и отраслевые системы (подсистемы второго уровня), которые, в свою очередь, включают локальные системы управления предприятиями, организациями, фирмами. В функциональном отношении система управления любого уровня включает в качестве составных частей системы прогнозирования, экономического анализа, планирования, организации, оперативного регулирования, учета, контроля4.

При системно - кибернетическом подходе управление экономической системой состоит из следующих элементов:

1. Переработка социально-экономической информациии, принятие на этой основе решений о воздействии на экономическую систему.

2. Реализация этих решений.

При данном подходе экономика рассматривается как кибернетическая система, управление которой включает два элемента: определение траектории-состояний системы (т. е. формирование цели и указание путей ее достижения) и

удержание системы на этой траектории путем регулирования. Соответственно, в подсистеме управления кибернетической системы (см. Управляющая система) выделяются два блока — блок определения целей и блок регулирования (регулятор).

Российский экономист Л. И. Лопатни-ков пишет, что существуют три основных вида управления: программное (или жесткое), регулирование поведения управляемого объекта и саморегулирование, т. е. автоматическое регулирование (самонастройка или самоорганизация).

Управление (регулирование) деятельностью хозяйственных систем может рассматриваться, с точки зрения кибернетики, двояко. При этом учитывается, что речь идет не о технических системах, а о системах социально-экономических, в которых огромную роль играют субъективные факторы, интересы людей.

Во-первых, то или иное желательное поведение управляемой системы и ее элементов (хозяйственных звеньев) достигается прямым управляющим воздействием (указанием, приказом, плановым заданием, запретом какого-либо действия). Собственные интересы людей, составляющих данное х^зяйствен-ное звено, при этом во внимание не принимаются. Хотя . ->кое воздействие может служить в широком смысле и их интересам, как интересам членов общества вообще. Это так называемое административное управление.

Во-вторых, создаются экономические условия, заинтересовывающие хозяйственные звенья в желательном поведении системы с помощью установления соответствующих цен, нормативов и доведения другой информации. Это так называемые экономические методы управления.

Административное управление, таким образом, ближе к программному. При экономическом же управлении более активная роль отводится саморегулирова-

нию, действию рыночных механизмов5.

Однако обеспечение экономической безопасности не сводится только к управлению экономикой. Это задача государственного управления в целом.

В 80-е годы XX века на Западе смена парадигмы государственно-административного управления породила концепцию «нового государственного управления», отражающую новое понимание статуса, социальной роли государства и администрации в обществе. Выражается она понятием «государственный менеджмент». «Новое государственное управление» означает рыночный и контрактный подход, отношение к гражданам к ак к клиентам, которым государственные и муниципальные органы власти предоставляют общественные услуги, оплаченные гражданином исходя из его финансового состояния.

Существуют два подхода к понятию государственного управления. В широком смысле государственное управление -это деятельность государства по руководству различными сферами общественной жизни через органы государственной власти, к которым относятся законодательные, исполнительные и судебные органы власти всех уровней с привлечением неправительственных организаций. В более узком смысле под государственным управлением понимают исполнительно -распорядительную деятельность органов исполнительной власти в пределах их компетенции по регулированию и руководству общественными делами. Таким образом, государственное управление - это осуществляемая на профессиональной основе деятельность особой группы людей (государственных и муниципальных органов власти, должностных лиц) в политико - административной системе, реализующих волю государства на основе законов и иных нормативно-правовых актов по предоставлению и обеспечению конституционно-

законодательных прав и обязанностей граждан, предоставлению общественных услуг по принципу равноправия граждан в целях построения правового социально ориентированного государства.

Понятие государственного управления включает в себя важнейшие организационно - правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях:

а) государственная управленческая деятельность - это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;

б) субъектом государственного управления выступает государство как совокупность органов публичной вла -сти всех уровней аппарата управления. Конкретным субъектом гос дарственного или муниципального управления является соответству ющий о рган, должностное лицо государства или местного самоуправления;

в) объект государственного и муниципального управления - это общественные отнош ения социальных, национальных и иных общностей людей, общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение. То есть, это отношения, которые могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию.

Сфера государственного управления - это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения. Например: стандартизация, сертификация, планирование. В данном случае - по поводу обеспечения экономической безопасности.

Орган государственного управления (исполнительной власти) - это

субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.

Государственно-правовой характер управления определяется следующими признаками:

• во первых, в процессе управления осуществляются функции государства при соблюдении интересов государства (публичных интересов) и обеспечении прав и свобод граждан;

• во-вторых, функции управления осуществляются специально создаваемыми государством субъектами по поручению и от его имени или другими субъектами, которым государство передает часть своих полномочий в сфере управления6;

Задача государственного управления в сфере экономической безопасности заключается в создании и налаживании эффективного функционирования системы экономической безопасности6.

В научной литературе существуют разные подходы к пониманию системы и структуры экономической безопасности.

По мнению Л.И. Абалкина, экономическая безопасность включает в себя следующие элементы:

1) экономическую независимость, которая сейчас не носит абсолютный характер, так как усиливается мировое разделение труда. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, которые обеспечивают ее конкурентоспособность и позволяют на равных участвовать в мировой торговле и кооперационных связях;

2) стабильность и устойчивость на-

циональной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию;

3) способность к саморазвитию и прогрессу: создание благоприятных условий для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение образовательного, культурного и профессионального уровня работников7.

Аналогичной точки зрения на систему экономической безопасности придерживаются авторы трехтомника "Основы экономической безопасности"8.

Е.В. Прудиус считает, что система экономической безопасности предстает как трехуровневая структура.

1. Нижний (базисный) уровень ^о-номической безопасности составляет материальная база, включающая в себя:

1) материальное производство (промышленность и сельское хозяйство);

2) финансовую систему;

3) бюджетную систему и бюджетное финансирование всех уровней;

4) систему налогов и сборов (механизм, обеспечивающий приток достаточных средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований).

2. Средний уровень экономической безопасности состоит из организационной и правовой основ.

Организационная основа экономической безопасности - это система органов государственной власти, обеспечивающих формирование и реализацию политики в области экономической безопасности.

Правовая основа - система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экономической безопасности и служащих правовым средством обеспечения экономической безопасности.

3. Верхний уровень системы эко-

номической безопасности составляют меры ее обеспечения9.

Есть и другие подходы к определению элементов структуры10. Каждый из этих подходов высвечивает различные грани сложной работы по обеспечению экономической безопасности. Но в настоящее время этого недостаточно. Необходимо целостное видение системы экономической безопасности. При тако подходе систему экономической безопасности можно представить, состоящую из следующих элементов.

1. Субъекты

Согласно Федеральному закону от 28 12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности" в качестве субъектов в сфере экономической безопасности выступают:

- Президент Российской Федерации;

- Федеральное Собрание Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации;

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

- Совет безопасности Российской Федерации11.

2. Объекты

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности12.

3. Правовая основа

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные

правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности13.

4. Система государственных органов

Деятельность по обеспечению экономической безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления13.

5. Меры и механизмы экономической политики

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации. Рассмотрим спектр и характер э^к угроз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Стратегии национальной безопасности до 2020 года отм чается, что "угроза национальной 'езопасности" - это прямая или кос енн— возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства14;

Согласно Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений) наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

- расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

- увеличение доли бедных слоев населения в горо *е по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новы" для России негативных явлений: наркомании, организованной пре-ступн сти, проституции и т.п.;

- рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

- задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и т.д..

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

- усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

- отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

- низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

- свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

- снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

- завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

- приобретение иностранными фирма-

ми российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

- рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

- объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

- нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

- увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная, в основном, такими факторами, как:

- рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

- сращивание чаи * чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

- ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли15 .

Основными причинами, обусловливающими возникновение указанных

угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности Российской Федерации требует наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности сосредоточить усилия и ресурсы государства на следующих приоритетах устойчивого развития:

- повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

- экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

- наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

- экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства16.

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Деятельность государства в целом по

обеспечению экономической безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасн ^ти;

8) координацию деятельн сти федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасно сти;

9) финансирование рас юдов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации17.

Литература

1. Новая философская энциклопедия. - М, 2003.

2. Указ Президента Российской Федерации № 608 от 29.04.1996 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской

Федерации // Собрание законодательства РФ, 29.04.1996.- № 18. Ст. 211.

3. Системный подход// http://ru.wikipedia.org/wiki/

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.

- 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М.,1999.- 479 с.

5. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело. - 2003.

6. Наумов С.Ю. Система государственного управления//http://lib.rus.ec/b/2146l6/read

7. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и и' отражения // Вопросы экономики.- 19'4. - №1..- 5 с.

8. Буторин В.К. Ткаченко А.Н., Шипилов С.А. Основы экон мической безопасности в 3-х томах. т 1. Системные концепции экономической безопасности: Кемерово, Москва. - 2007.

- С. 10-11.

9. Прудиус Е.В. О понятии и системе экономической безопасности // "Законодательство и экономика".- 2008. - № 1.

10 Напалкова И.Г. Экономическая безопас-н сть: институционально-правовой анализ: Ростов-на-Дону, 2006. - 11 с.

11. Общая теория национальной безопасности / А.А. Прохожева. - М., 2002. - 39 с.

12. Указ Президента Российской Федерации № 608 от 29.04.1996 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 29.04.1996, № 18. Ст. 2117.

13. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности" // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, № 1.Ст. 2.

14. Указ Президента Российской Федерации № 537 от 12.05.2009 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // "Собрание законодательства РФ", 18.05.2009. - № 20. - Ст. 2444.

15. Указ Президента Российской Федерации № 608 от 29.04.1996 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 29.04.1996 .- № 18. - Ст. 2117.

16. Указ Президента Российской Федерации № 537 от 12.05.2009 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // "Собрание законодательства РФ", 18.05.2009. - № 20. - Ст. 2444.

17. Федеральный закон № 390-ФЗ от 28.12.2010 "О безопасности" // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011. - № 1. - Ст. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.