Правовые аспекты обеспечения национальной и экономической безопасности государства
Л.К. Самойлова, к.э.н., СЗФ РПА Минюста России
На развитие суверенного государства в сложившихся социально-экономических условиях оказывают как положительное, так и отрицательное влияние внешние хозяйственные процессы, что обусловлено усилившимся взаимодействием отдельных общественно-территориальных образований в рамках мирового сообщества. Международное сотрудничество направлено на предупреждение возникновения глобальных кризисных явлений в различных сферах жизнедеятельности, разрешение споров, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Но в ряде случаев межгосударственная кооперация порождает конфликты в результате столкновения экзо- и эндогенных интересов участников отношений. Дисбаланс потребностей обусловлен неравномерностью хозяйственного, политического, социального, правового, морального развития отдельных территорий. В связи с этим основной функцией государства является защита собственных нужд, материальных ценностей, образа жизни, а следовательно, обеспечение высокого уровня национальной безопасности.
С объективной точки зрения под безопасностью подразумевается защищённость субъекта от угроз нравственно-идейным ценностям, духовноинтеллектуальным потребностям, материальному благополучию; с позиции индивидуума безопасное состояние характеризуется отсутствием страха в отношении того, что будут нарушены личные права, не соблюдены интересы, нанесён моральный, физический или имущественный ущерб [1].
А.И. Васильев, В.П. Сальников, С.В. Степашин считают, что на уровне общественного сознания понятие безопасность характеризуется как «отсутствие опасности, сохранность, надёжность» и употребляется применительно к разнообразию явлений независимо от природы их происхождения. При этом исследуемая дефиниция отражает не только специфические признаки феномена безопасности в конкретной, специфической сфере деятельности, но и охватывает общие, типичные, устойчивые атрибуты, присущие разным областям жизнедеятельности человека и социума и заключающиеся в обеспечении условий для удовлетворения потребностей и защиты интересов граждан, общественнополитических и государственно-управленческих структур [2].
В свою очередь категория национальная безопасность ориентирована на охрану и реализацию более широкого спектра интересов и
включает в себя не только защиту ценностей (естественно-природные ресурсы, человеческий потенциал, социально-экономические блага), но и непосредственно нужд граждан, общества, государства, а также общепринятого образа жизни от разнообразия негативных воздействий, которые могут нарушить территориальное единство, независимость страны, процессы жизнедеятельности и прогрессивного развития или существенно ухудшить её стратегическое положение на международном уровне, что окажет отрицательное влияние на благосостояние населения [3].
С другой точки зрения, термин национальная безопасность означает самооценку внутренних и внешних угроз, необходимую для своевременного обнаружения факторов, вызывающих структурные диспропорции в хозяйственном секторе, экономическую стагнацию, политические волнения и усиление социального неравенства. Выявление проблемных участков в сфере экономики, политики, внешнеэкономической деятельности, в оборонном комплексе и осуществление мероприятий, связанных с определением перечня негативных явлений, будет способствовать предупреждению кризисных ситуаций в ходе дальнейшего развития страны [4].
Согласно определению Г. Брауна, национальная безопасность — это способность сохранять территориальную целостность, поддерживать международные взаимоотношения, защищать на разных уровнях от внешнего воздействия систему и институты государственного управления, собственные интересы, а также контролировать неприкосновенность границ [1].
Н.Н. Арзамаскин и П.И. Матросов определяют безопасность как состояние, при котором внешние и внутренние угрозы не достигают критического уровня, представляющего опасность важнейшим интересам государства, социума, личности [5].
Обобщая различные трактовки данной категории, необходимо отметить, что основополагающим её элементом является защищённость национальных интересов от многообразия угроз.
Обеспечение защиты национальных интересов, по мнению С. Глинкиной и Г. Клейнера, должно проводиться на уровне государства как политической организации, общества как идейно-культурной целостности, личности как правоспособного и дееспособного субъекта, однако их потребности не только могут служить дополнением по отношению друг к другу, но и нередко вступать в противоречие с индивидуальными целями остальных субъектов [6].
В целом же система национальной безопасности охватывает совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов, способов и направлений их деятельности по созданию условий для надёжной защиты как общенациональных, так и личностных интересов [7]. Таким образом, одним
из значимых элементов эффективно функционирующей системы государственной защиты от угроз различной природы является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.
Правовые основы безопасности государства раскрываются в ряде документов, как-то:
3
2
к
я
о
к
Я"
я
2 еЯ о
2І И Я о
О 2
К в 1=3 ®
о со
2 о» с ю
Я л
В й
ей <1> Н
О «
о о ей
я
о
я
сі
еа
о
е
я
я
о
Безопасность - состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз
Объекты безопасности
-► права и свободы личности;
-► материальные и духовные ценности общества;
-► конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства
Угрозы безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства
Обеспечение безопасности
Субъекты обеспечения безопасности
граждане, общественные и иные организации и объединения обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством; государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей
Деятельность субъектов обеспечения безопасности базируется на принципах
- законность;
- соблюдение баланса между интересами личности, общества и государства;
- взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
- интеграция с международными интересами безопасности
Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения по защите жизненно важных интересов:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 №390-Ф3 «О безопасности»;
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;
- иные нормативно-правовые акты
Я
чз
к
к
° с § Я О §
еа к К 5 я
со
р
я
о
к
ё
н
«и
г=|
с-1
Система безопасности — совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные,, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности
Рис. - Систематизация положений ФЗ РФ № 390-Ф3 «О безопасности» [8]
Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»; Указ Президента РФ от
12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»; Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» и иные акты.
В Федеральном законе от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» представлена интерпретация категории безопасность (рис.) согласно положениям ст. 1 — это «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
Квалификационным признаком данного понятия выступает наличие и поддержание благоприятной среды для осуществления процессов жизнедеятельности объектами, совокупные нужды и интересы которых необходимо учитывать и реализовывать. Главное предназначение сформированной среды заключается в охране национальных ценностей от различного рода посягательств, удовлетворении общественных и индивидуальных потребностей, достижение баланса между интересами различных субъектов. Примечателен текст ст. 1 и тем, что содержит определение жизненно важных интересов, подразумевая под ними «совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».
Приоритетные направления развития государства, ориентированные на создание и последующее поддержание благоприятных условий жизнедеятельности различных субъектов хозяйствования, защиту национальных ценностей и общественных интересов, раскрыты в Указе Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Представленный документ включает несколько разделов, в каждом из которых отражены отдельные аспекты формирования и функционирования системы национальной безопасности государства. Так, в данном акте рассмотрены теоретические основы защиты внутренних интересов от негативных активностей, т.е. охарактеризован ряд базовых категорий, а именно: национальная безопасность, национальные интересы, угроза национальной безопасности, стратегические национальные приоритеты, система обеспечения национальной безопасности. Согласно положениям указанной стратегии, «национальная безопасность — состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и
устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства». Под стратегическими национальными приоритетами понимаются «важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности». Система обеспечения национальной безопасности представляет собой «силы и средства обеспечения национальной безопасности» [9].
Нормативная правовая поддержка реализации стратегии подкреплена положениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также актов федеральных органов исполнительной власти.
В целом исполнение Указа Президента РФ от
12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» призвано стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации [9].
Не менее значимым документом является Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)», в котором отражены цель и задачи экономических преобразований в государстве.
Поскольку без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной как во внутригосударственном, так и в международном плане, реализация данной стратегии должна способствовать созданию необходимых условий для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, она должна обеспечить: защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе; эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов; активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы Российской Федерации [10].
Итак, Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» раскрывает основные
негативные активности, нарушающие процесс эффективного функционирования народнохозяйственного комплекса; предлагает критерии и параметры оценки состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации; рекомендует меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.
Таким образом, рассмотренные нормативноправовые акты выступают в качестве основных источников, регулирующих отношения в области обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности государства, общества, личности. Анализ перечисленных выше документов способствует формированию объективного представления о степени возможного отрицательного воздействия многообразия внутренних и внешних угроз на национальные интересы и способах предупреждения и ликвидации негативных активностей различной природы возникновения.
Литература
1. Завьялова Е.Б. Экономическая безопасность Российской Федерации: учеб. пособие. М.: МГИМО(У) МИД России, 2004. 201 с. '
2. Васильев А. И., Сальников В. П., Степашин С. В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. 189 с.
3. Городецкий А. Вопросы безопасности экономики России // Экономист. 1995. № 10. С. 44-50.
4. МедушевскаяИ.Е. Экономическая безопасность: учеб. пособие. Часть Г. Пенза: Издательство ПГПУ имени Белинского, 2003. 110 с.
5. Арзамаскин Н.Н., Матросов П.И. Государственная безопасность: понятие, черты и перспективы стабилизации // Преступность как угроза национальной безопасности. Ульяновск, 1998. С, 25—33.
6. Глинкина С., Клейнер Г. «Высветление» экономики и укрепление национальной безопасности России // Российский экономический журнал. 2003. № 5—6. С. 3—13.
7. Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки/подред. В.К. Сенчагова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. 621 с.
8. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»// Российская газета. 2010. 29 декабря. № 295.
9. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая. № 88.
10. Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)»// Российская газета. 1996. 14 мая. № 89.