Научная статья на тему 'Правовые аспекты обеспечения национальной и экономической безопасности государства'

Правовые аспекты обеспечения национальной и экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4354
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY / LEGISLATION / SECURITY STRATEGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самойлова Людмила Константиновна

Представлен сравнительный анализ определений категории национальная безопасность. Рассмотрены организационноправовые аспекты обеспечения безопасности государства. Охарактеризованы нормативноправовые акты, регулирующие отношения в сфере обеспечения национальной и экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE STATE NATIONAL AND ECONOMIC SECURITY

The comparative analysis of definitions of the national security notion is presented. The organizational and legal aspects of the state security ensuring are considered. The normative-legal acts regulating the relations in the sphere of national and economic security are characterized.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты обеспечения национальной и экономической безопасности государства»

Правовые аспекты обеспечения национальной и экономической безопасности государства

Л.К. Самойлова, к.э.н., СЗФ РПА Минюста России

На развитие суверенного государства в сложившихся социально-экономических условиях оказывают как положительное, так и отрицательное влияние внешние хозяйственные процессы, что обусловлено усилившимся взаимодействием отдельных общественно-территориальных образований в рамках мирового сообщества. Международное сотрудничество направлено на предупреждение возникновения глобальных кризисных явлений в различных сферах жизнедеятельности, разрешение споров, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Но в ряде случаев межгосударственная кооперация порождает конфликты в результате столкновения экзо- и эндогенных интересов участников отношений. Дисбаланс потребностей обусловлен неравномерностью хозяйственного, политического, социального, правового, морального развития отдельных территорий. В связи с этим основной функцией государства является защита собственных нужд, материальных ценностей, образа жизни, а следовательно, обеспечение высокого уровня национальной безопасности.

С объективной точки зрения под безопасностью подразумевается защищённость субъекта от угроз нравственно-идейным ценностям, духовноинтеллектуальным потребностям, материальному благополучию; с позиции индивидуума безопасное состояние характеризуется отсутствием страха в отношении того, что будут нарушены личные права, не соблюдены интересы, нанесён моральный, физический или имущественный ущерб [1].

А.И. Васильев, В.П. Сальников, С.В. Степашин считают, что на уровне общественного сознания понятие безопасность характеризуется как «отсутствие опасности, сохранность, надёжность» и употребляется применительно к разнообразию явлений независимо от природы их происхождения. При этом исследуемая дефиниция отражает не только специфические признаки феномена безопасности в конкретной, специфической сфере деятельности, но и охватывает общие, типичные, устойчивые атрибуты, присущие разным областям жизнедеятельности человека и социума и заключающиеся в обеспечении условий для удовлетворения потребностей и защиты интересов граждан, общественнополитических и государственно-управленческих структур [2].

В свою очередь категория национальная безопасность ориентирована на охрану и реализацию более широкого спектра интересов и

включает в себя не только защиту ценностей (естественно-природные ресурсы, человеческий потенциал, социально-экономические блага), но и непосредственно нужд граждан, общества, государства, а также общепринятого образа жизни от разнообразия негативных воздействий, которые могут нарушить территориальное единство, независимость страны, процессы жизнедеятельности и прогрессивного развития или существенно ухудшить её стратегическое положение на международном уровне, что окажет отрицательное влияние на благосостояние населения [3].

С другой точки зрения, термин национальная безопасность означает самооценку внутренних и внешних угроз, необходимую для своевременного обнаружения факторов, вызывающих структурные диспропорции в хозяйственном секторе, экономическую стагнацию, политические волнения и усиление социального неравенства. Выявление проблемных участков в сфере экономики, политики, внешнеэкономической деятельности, в оборонном комплексе и осуществление мероприятий, связанных с определением перечня негативных явлений, будет способствовать предупреждению кризисных ситуаций в ходе дальнейшего развития страны [4].

Согласно определению Г. Брауна, национальная безопасность — это способность сохранять территориальную целостность, поддерживать международные взаимоотношения, защищать на разных уровнях от внешнего воздействия систему и институты государственного управления, собственные интересы, а также контролировать неприкосновенность границ [1].

Н.Н. Арзамаскин и П.И. Матросов определяют безопасность как состояние, при котором внешние и внутренние угрозы не достигают критического уровня, представляющего опасность важнейшим интересам государства, социума, личности [5].

Обобщая различные трактовки данной категории, необходимо отметить, что основополагающим её элементом является защищённость национальных интересов от многообразия угроз.

Обеспечение защиты национальных интересов, по мнению С. Глинкиной и Г. Клейнера, должно проводиться на уровне государства как политической организации, общества как идейно-культурной целостности, личности как правоспособного и дееспособного субъекта, однако их потребности не только могут служить дополнением по отношению друг к другу, но и нередко вступать в противоречие с индивидуальными целями остальных субъектов [6].

В целом же система национальной безопасности охватывает совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов, способов и направлений их деятельности по созданию условий для надёжной защиты как общенациональных, так и личностных интересов [7]. Таким образом, одним

из значимых элементов эффективно функционирующей системы государственной защиты от угроз различной природы является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Правовые основы безопасности государства раскрываются в ряде документов, как-то:

3

2

к

я

о

к

Я"

я

2 еЯ о

2І И Я о

О 2

К в 1=3 ®

о со

2 о» с ю

Я л

В й

ей <1> Н

О «

о о ей

я

о

я

сі

еа

о

е

я

я

о

Безопасность - состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз

Объекты безопасности

-► права и свободы личности;

-► материальные и духовные ценности общества;

-► конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства

Угрозы безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства

Обеспечение безопасности

Субъекты обеспечения безопасности

граждане, общественные и иные организации и объединения обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством; государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей

Деятельность субъектов обеспечения безопасности базируется на принципах

- законность;

- соблюдение баланса между интересами личности, общества и государства;

- взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

- интеграция с международными интересами безопасности

Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения по защите жизненно важных интересов:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 №390-Ф3 «О безопасности»;

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года;

- иные нормативно-правовые акты

Я

чз

к

к

° с § Я О §

еа к К 5 я

со

р

я

о

к

ё

н

«и

г=|

с-1

Система безопасности — совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные,, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности

Рис. - Систематизация положений ФЗ РФ № 390-Ф3 «О безопасности» [8]

Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»; Указ Президента РФ от

12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»; Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» и иные акты.

В Федеральном законе от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» представлена интерпретация категории безопасность (рис.) согласно положениям ст. 1 — это «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Квалификационным признаком данного понятия выступает наличие и поддержание благоприятной среды для осуществления процессов жизнедеятельности объектами, совокупные нужды и интересы которых необходимо учитывать и реализовывать. Главное предназначение сформированной среды заключается в охране национальных ценностей от различного рода посягательств, удовлетворении общественных и индивидуальных потребностей, достижение баланса между интересами различных субъектов. Примечателен текст ст. 1 и тем, что содержит определение жизненно важных интересов, подразумевая под ними «совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

Приоритетные направления развития государства, ориентированные на создание и последующее поддержание благоприятных условий жизнедеятельности различных субъектов хозяйствования, защиту национальных ценностей и общественных интересов, раскрыты в Указе Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Представленный документ включает несколько разделов, в каждом из которых отражены отдельные аспекты формирования и функционирования системы национальной безопасности государства. Так, в данном акте рассмотрены теоретические основы защиты внутренних интересов от негативных активностей, т.е. охарактеризован ряд базовых категорий, а именно: национальная безопасность, национальные интересы, угроза национальной безопасности, стратегические национальные приоритеты, система обеспечения национальной безопасности. Согласно положениям указанной стратегии, «национальная безопасность — состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и

устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства». Под стратегическими национальными приоритетами понимаются «важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности». Система обеспечения национальной безопасности представляет собой «силы и средства обеспечения национальной безопасности» [9].

Нормативная правовая поддержка реализации стратегии подкреплена положениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также актов федеральных органов исполнительной власти.

В целом исполнение Указа Президента РФ от

12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» призвано стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации [9].

Не менее значимым документом является Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)», в котором отражены цель и задачи экономических преобразований в государстве.

Поскольку без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной как во внутригосударственном, так и в международном плане, реализация данной стратегии должна способствовать созданию необходимых условий для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, она должна обеспечить: защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе; эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов; активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы Российской Федерации [10].

Итак, Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» раскрывает основные

негативные активности, нарушающие процесс эффективного функционирования народнохозяйственного комплекса; предлагает критерии и параметры оценки состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации; рекомендует меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

Таким образом, рассмотренные нормативноправовые акты выступают в качестве основных источников, регулирующих отношения в области обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности государства, общества, личности. Анализ перечисленных выше документов способствует формированию объективного представления о степени возможного отрицательного воздействия многообразия внутренних и внешних угроз на национальные интересы и способах предупреждения и ликвидации негативных активностей различной природы возникновения.

Литература

1. Завьялова Е.Б. Экономическая безопасность Российской Федерации: учеб. пособие. М.: МГИМО(У) МИД России, 2004. 201 с. '

2. Васильев А. И., Сальников В. П., Степашин С. В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. 189 с.

3. Городецкий А. Вопросы безопасности экономики России // Экономист. 1995. № 10. С. 44-50.

4. МедушевскаяИ.Е. Экономическая безопасность: учеб. пособие. Часть Г. Пенза: Издательство ПГПУ имени Белинского, 2003. 110 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Арзамаскин Н.Н., Матросов П.И. Государственная безопасность: понятие, черты и перспективы стабилизации // Преступность как угроза национальной безопасности. Ульяновск, 1998. С, 25—33.

6. Глинкина С., Клейнер Г. «Высветление» экономики и укрепление национальной безопасности России // Российский экономический журнал. 2003. № 5—6. С. 3—13.

7. Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки/подред. В.К. Сенчагова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. 621 с.

8. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»// Российская газета. 2010. 29 декабря. № 295.

9. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая. № 88.

10. Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)»// Российская газета. 1996. 14 мая. № 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.