6.Andrianov A.Yu., Valdaitsev S.V., Vorobev P.V. et al. Investitsii: uchebnik (Investment: tutorial) under ed. Kovalev V.V., Ivanov V.V., Lalin V.A., M.: Prospekt, 2013.
7.Kukukina I.G., Astrakhantseva I.A. Uchet i analiz bankrotstv (Calculation and analysis of bankruptcies), Ucheb. posobie, under ed. I.G. Kukukina, M.: Finansy i statistika, 2004, P. 312.
8.Ryakhovskaya A.N. Predprinimatelskie riski: rossiiskaya deistvitelnost (Business risks: the Russian reality) Dai-dzhest Finansy, M., No.8 (152), 2007.
9.Sokolova E.N. Predprinimatelskaya deyatelnost v sfere strakhovaniya zhizni (Business activity in life insurance), Pech. finansovyi menedzhment, No.1, 2007.
10. Fainshmidt E.A. Krizis-menedzhment (Crisis-management), Uchebnoe posobie. M., 2014, P.399.
11. Fedorova G.V. Uchet i analiz bankrotstv (Calculation and analysis of bankruptcies), Ucheb. posobie, M.: Omega-L, 2006, P. 248.
12. Khursevich S.N. Bankrotstvo. Preodolevaya stereotypy (Bankruptcy. Breaking the stereotypes), M.: OOO «Iz-datelstvo M-OKO», 2005, P. 128.
13. Heilfron, Eduard; Pick, Georg. Lehrbuch des Konkursrechts. 1905.
14. New Websters's Dictionary of the English Language. Surjeet Publications, Delhi, India, 1988, P. 376.
15. Auditor independence in economies in transition: a study of Russia. The European Accounting Review - London, 2001, Vol.10, No. 4., pp. 817-841 (Pat Sucher)
16. Introduction: transitional economies and changing notions of accounting and accountability Sucher P., Kosmala K., Bychkova S., Jindrichovska I.European Accounting Review, 2005, Vol.14, No. 2, P. 571.
17. S.M. Bychkova, E.J. Itygilova Accountant and auditor responsibility for distortion in the financial statements [Text], Economika: conference proceedings (Economy: Publication of the conference), 2013-92 (3), Supplement A Vilnius, pp.59-63.
УДК 338.24
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
А.Г. Светлаков, д-р экон. наук, профессор; И.М. Глотина, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, ул. Петропавловская, 23, г. Пермь, Россия, 614990, E-mail: [email protected]
Аннотация. Современные исследователи используют различные дефиниции для оценки и характеристики состояния экономики страны. Среди них можно выделить такие наиболее часто употребляемые, как стагнация, экономический бум, предкризисное состояние, экономический кризис, устойчивое развитие экономики и др. Однако существует единое понятие, определяющее такое состояние экономики и институтов власти, которое обуславливает существование самого государства - экономическая безопасность. Понятие экономической безопасности — категория довольно сложная, полемичная и неоднозначная. В научной и специальной литературе единой точки зрения на проблему и определение экономической безопасности до сих пор не сформировано. В настоящей статье проанализированы различные взгляды российских ученых в отношении понятия «экономическая безопасность», выделены основные подходы авторов к трактовке данного понятия. Несмотря на многообразие существующих дефиниций, в большинстве из них говорится о целях безопасности, внутренних и внешних угрозах, государстве, отрасли, регионе как объектах экономической безопасности. Системный подход позволил определить следующие структурные элементы в системе экономической безопасности: функциональное назначение, субъектно-объектный состав, информационно-правовое и инструментальное обеспечение. Экономическую безопасность нельзя рассматривать без привязки к объекту безопасности, поэтому в системе следует выделить иерархические уровни. По мнению авторов статьи, целесообразно рассматривать экономическую безопасность как взаимосвязанное множество структурных элементов в совокупности отношений и связей между ними. Система экономической безопасности предназначена для сбалансирования интересов и урегулирования
возможных противоречий между объектами безопасности, устранения угроз в реальном секторе экономики, усиления устойчивости народно-хозяйственного комплекса к воздействию эндогенных и экзогенных негативных факторов.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, категория, интересы, угрозы, опасность.
Введение. Проблема обеспечения экономической безопасности является непременным условием устойчивого развития государства, гарантией независимости национальной экономики, стабильности и эффективности жизнедеятельности общества. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Российское законодательство рассматривает экономическую безопасность как составную часть национальной безопасности страны. Так, в государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ в 1996 г., отмечается, что экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности государства, без обеспечения экономической безопасности страна не в состоянии решать задачи, стоящие перед ней как во внутригосударственном, так и в международном плане [1].
Согласно положениям Стратегии национальной безопасности России, «основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности» [2].
По мнению академика Л.И. Абалкина, «экономическая безопасность - такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях» [3].
Однако, по мнению Е.А.Олейникова, экономическая безопасность - это не только состояние экономики, но и состояние институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов [4].
К.Х.Ипполитов трактует экономическую безопасность через понятие защищенности экономических отношений от опасностей и угроз, «источником зарождения и развития которых являются внутренние и внешние противоречия» [5].
В свою очередь, академик В.К.Сенчагов полагает, что «это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества» [6].
А.Н. Борисевич трактует экономическую безопасность страны как «важнейшую характеристику экономической системы, которая определяет способность реализации государственных интересов независимо от «форс-мажорных» ситуаций, устойчивую, стабильно развивающуюся дееспособность хозяйствующих субъектов, достойные условия жизнедеятельности населения, устрашение возникающих угроз их достижению» [7].
По мнению А.Н. Илларионова, «экономическая безопасность - сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе производство максимального количе-
ства экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом» [8].
Авторы А.И. Архипов, А.Р. Белоусов и В.А. Бобровников в коллективной монографии «Экономическая безопасность. Производство - Финансы - Банки», наиболее обширном отечественном исследовании по данной проблеме, определяют сущность экономической безопасности как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [9].
Как «состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность» определяет экономическую безопасность Д.В. Гордиенко [10].
Следует отметить, что вопросам экономической безопасности России и их прикладным аспектам уделено большое внимание в работах многих авторов. А если учесть взаимосвязь экономической безопасности с другими категориями национальной безопасности России (военной, экологической, социальной, продовольственной, информационной и т. д.), то список исследований можно было бы продолжить.
Значительное количество определений понятия «экономическая безопасность» и разнообразие смыслового содержания, которое вкладывают в него авторы исследований, говорят об актуальности данной проблемы, а также о том, что пока еще нет единого общепринятого суждения.
Методика. Анализ различных точек зрения позволил выделить следующие основные подходы к трактовке понятия «экономическая безопасность»:
как состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивое развитие;
как состояние институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов;
как защищенность экономических отношений от опасностей и угроз;
как адаптивность экономики, ее способность сохранять в любых условиях признаки полноценности экономического субъекта;
• как состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз.
Каждый из подходов отражает ту или иную важнейшую составляющую экономической безопасности страны. Однако взятые в отдельности они не позволяют составить общего концептуального представления.
По мнению авторов, экономическая безопасность Российской Федерации представляет собой системное образование. Системный подход позволяет рассматривать ее как взаимосвязанное множество элементов в совокупности отношений и связей между ними.
С одной стороны, экономическая безопасность является частью национальной безопасности Российской Федерациии, находится в тесном взаимодействии с другими ее подсистемами: энергетической, информационной, продовольственной, финансовой, военной безопасностью и др. С другой стороны, экономическая безопасность включает в себя совокупность элементов, образующих ее структуру. Кроме того, экономическая безопасность во многом детерминирована и политической стабильностью в обществе, и уровнем правовой и информационной защиты общества.
В основе системного подхода к понятию экономической безопасности лежат следующие принципы:
- целостность, позволяющая рассматривать экономическую безопасность как единое целое и в то же время как подсистему национальной безопасности;
- структуризация, позволяющая анализировать структурные элементы системы экономической безопасности и их взаимосвязи;
- иерархичность строения, то есть наличие элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня.
Результаты. Система экономической безопасности государства, по мнению авторов, представляет собой сочетание следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих структурных элементов: функциональное назначение, субъектно-объектный состав, информационно-правовое и инструментальное обеспечение (рис. 1).
Рисунок 1. Совокупность структурных элементов системы экономической безопасности
Цель экономической безопасности заключается в недопущении нерационального по социально-экономическим, политическим и национальным критериям использования природных и трудовых ресурсов, их перераспределения в пользу зарубежных государств.
Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.
Согласно Федеральному Закону от 28.12.2010 года № 390-Ф3 «О безопасности» деятельность по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления [11].
Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Экономическая безопасность любого объекта определяется наличием экзогенных и эндогенных деструктивных факторов (угроз). Внешние угрозы представляют собой геополитические и внешнеэкономические факторы, а также глобальные экологические процессы, подрывающие национальный суверенитет. Обеспечение экономической безопасности требует, чтобы участие страны в мировой экономике способствовало развитию национального хозяйства [12]. Внутренние угрозы -это неспособность страны к самосохранению и саморазвитию, обусловленная состоянием собственной экономики, уровнем социальной напряженности, неэффективностью системы государственного регулирования экономики, прочими факторами. Мониторинг угроз, являющихся причиной отрицательной трансформации экономического положения на уровне государства, позволяет выработать систему мероприятий по предотвращению или устранению результатов их воздействия [13]. При этом комплекс мер должен быть направлен не только на восстановление производственно-ресурсного потенциала страны, но и на формирование комфортных условий жизнедеятельности населения.
Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.
Анализ точек зрения ученых на понятие торам выделить несколько уровней экономи-«экономическая безопасность» позволил ав- ческой безопасности (рис. 2).
Рисунок 2. Иерархические уровни экономической безопасности
Макроуровень - это уровень национальной экономики. На мегауровне речь идет об экономической безопасности таких интеграционных объединений, как Евросоюз, Таможенный союз, которые обеспечивают поддержку устойчивого развития стран-членов союза.
По мере ее осуществления международная экономическая безопасность обеспечит сотрудничество государств в решении не только их национальных проблем, но и глобальных проблем человечества, и станет материальной основой мирного сосуществования, гарантией прогресса в деле ликвидации экономической отсталости стран.
Мезоуровень - уровень экономики административно-территориального субъекта. Региональный уровень рассматривает экономическую безопасность региона (субъекта Федерации). Практически все регионы сталкиваются с множеством острых и сложных проблем - экономических, социальных, этнопо-литических, экологических, в большей или меньшей степени затронутых кризисными явлениями [13].
Микроуровень - уровень экономики хозяйствующего субъекта. В большинстве источников говорится о безопасности личности,
общества и государства как о гармоничной триаде. Следует заметить, что это не полный перечень. В него должны быть включены также предприятия, отрасли и территории (регионы и муниципалитеты), выступающие как относительно самостоятельные факторы хозяйственной деятельности и, соответственно, объекты экономической безопасности [14]. Их интересы не всегда и не во всём совпадают, и их безопасности в одних случаях взаимно дополняют друг друга, в других - оказываются в конфликте друг с другом. Так, низкому уровню экономической безопасности индивидов или предприятий может соответствовать как низкий, так и высокий уровень экономической безопасности государства. Аналогично и высокий уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта может быть реализован на фоне как низкого, так и высокого уровня экономической безопасности государства [15].
Выводы. Системный подход позволил определить следующие структурные элементы в системе экономической безопасности: функциональное назначение, субъектно-объектный состав, информационно-правовое и инструментальное обеспечение. Экономическую безопасность нельзя рассматривать
без привязки к объекту безопасности, поэтому в системе следует выделить иерархические уровни.
Таким образом, система экономической безопасности предназначена для сбалансирования интересов и урегулирования возмож-
ных противоречий между объектами безопасности, устранения угроз в реальном секторе экономики, усиления устойчивости народнохозяйственного комплекса к воздействию эндогенных и экзогенных негативных факторов.
Литература
1.Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // Рос. газ, 1996, 14 мая.
2.Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Росс.газ. - 2009. - 19 мая
3.Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики, 1994,№ 12, С.4-13
4.Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность): учебно-практ. пособ. / В. И. Видяпин [идр.] / под ред. Е. А. Олейникова, М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997, 278 с.
5.Ипполитов К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России, М.: РСПБ, 1996,263 с.
6.Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России / В. Сенчагов // Вопросы экономики, 2001, № 8, С. 64-79.
7.Борисевич Ф.Н. Таможенная составляющая экономической безопасности России / Ф.Н. Борисевич // Социально-гуманитарные знания, 2002,№ 1, С. 302-310.
8.Илларионов А. Критерии экономической безопасности / А. Илларионов // Вопросы экономики, 1998, № 10, С. 35-58.
9. Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки / А.И. Архипов, А.Р. Белоусов, В.А. Бобров-ников и др., М.: Финстатинформ, 1998. - 662 с.
10. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций: учебно-метод. пособие, М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2012, 224 с.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-Ф3 «О безопасности» // Рос. газ, 2010, 29 дек.
12. SchneiderF., EnsteD.Shadoweconomies: Size, causesandconsequences // J. ofecjn.literature,Pittsburg, 2000,Vol. 38, № 1,P. 79.
13. MichurinaF.Z.Functional classification of terms: stability as a state and level of quality, Middle East Journal of Scientific Research, 2013,Т. 14, № 7,рр. 931-939.
14. Marvin A.Schaars; Cooperatives, principles and practices, university of Wisconsin, Madison, 2010, Р. 99.
15. Trjascin M.M. Sustainable development management of the regional food market. World Applied Sciences Journal, №23 (4) 2013,рр. 466-472.
SYSTEMATIC APPROACH TO RESEARCH OF ECONOMIC SECURITY CONCEPT
A.G. Svetlakov, Dr. Econ.Sci., Professor
I.M. Glotina, Cand. Econ. Sci., Associate Professor
Perm State Agricultural Academy named after Academician D.N. Prianishnikov, 23, Petropavlovskaia st., Perm, 614990, Russia, E-mail: [email protected]
ABSTRACT
Modern researches use different definitions for estimation and characteristics of the country's economy condition. The most frequently used among them are stagnation, economic boom, pre-crisis condition, economic crisis, sustainable development of economy, etc. However, there is an integrated concept, which defines that kind of condition of economy and government institution, which determines the existence of the state itself; that is an economic security.
Economic security concept is a quite difficult, polemical and ambiguous category. In scientific and special literature there is no unified point of view on this problem and economic security definition has been not formulated yet. In this article, different aspects of the Russian scientists according to economic security concept are analyzed; the main authors' approaches to this concept interpretation are emphasized. In spite of a variety of existing definitions, in a majority they are about safety objectives, internal and external threat, state, branch and region as objects of economic security.
In authors' opinion, it is reasonable to examine economic security as interrelated variety of structural elements with relations and connections between them.
Key words: national security, economic security, category, interest, threat, danger.
References
1.Ukaz Prezidenta RF (Russian Federation Presidential Decree) d/d 29.04.1996 No 608 «O gosudarstvennoi strategii ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii (Osnovnyih polozheniyah)» ("About state strategy of economic security of the Russian Federation (Main Principles)"), Ross.gaz. (Russian magazine),1996, 14 May
2.Ukaz Prezidenta RF (Russian Federation Presidential Decree) d/d 12.05.2009 No. 537 «O strategii natsionalnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda» (About strategy of national security of the Russian Federation through to 2020), Ross.gaz. (Russian magazine), 2009, 19 May
3.Abalkin L. Ekonomicheskaia bezopasnost Rossii: ugrozy i ih otrazhenie (Economic security of Russia: threats and their rebuffs) Voprosy ekonomiki (Economy questions), 1994, No.12, pp.4-13.
4.Osnovy ekonomicheskoi bezopasnosti (gosudarstvo, region, predpriiatie, lichnost): ucheb.-prakt. posob. (Basis of economic security (state, region, enterprise, person) workbook) / V.I. Vidiapinet al.,ed. by E.A. Oleinikova. -M.: Biznes-shkola «Intel-sintez» (Business school "Intel-synthesis"), 1997, P.278.
5.Ippolitov K.H. Ekonomicheskaia bezopasnost: strategiia vozrozhdeniia Rossii (Economic security: strategy of Russia's revival), M.: RSPB, 1996, P.263.
6. Senchagov V. Ekonomicheskaia bezopasnost kak osnova obespecheniia natsionalnoi bezopasnosti Rossii (Economic security as a basis of Russia national security provision),Voprosy ekonomiki (Economy questions), 2001, No.8, pp. 64-79.
7.Borisevich F.N. Tamozhennaia sostavliaiuschaia ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii (Custom subcomponent of Russia economic security), Sotsialno-gumanitarnye znaniia (Social and humanities knowledge), 2002, No. 1, pp.302-310.
8.Illarionov A. Kriterii ekonomicheskoi bezopasnosti (Economic security criteria), Voprosy ekonomiki (Economy questions), 1998, No. 10, pp.35-58.
9.Arkhipov A.I., Belousov A.R., Bobroinikov V.A. et al. Ekonomicheskaia bezopasnost: Proizvodstvo - Finansy-Banki (Economic security: Production - Finance - Banks), M.: Finstatinform, 1998, P. 662.
10. Gordienko D.V. Osnovy ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva. Kurs lektsiy: ucheb.-metod. posobie (Basis of economic security of state. Course of lectures: workbook), M.: Finansy i statistika (Finance and statistics); INFRA-M, 2012, P. 224.
11. Federalnyi zakon Rossiiskoi Federatsii (Federal law of the Russian Federation) d/d 28 December, 2010. No 390-FZ «O bezopasnosti» (About security), Ross.gaz. (Russian magazine) - 2010, 29 December.
12. Schneider F., Enste D. Shadow economies: Size, causes and consequences, J. of ecjn.literature, Pittsburg, 2000, Vol. 38, No.1, P. 79.
13. Michurina F.Z. Functional classification of terms: stability as a state and level of quality, Middle East Journal of Scientific Research, 2013, Vol. 14, No.7, pp. 931-939.
14. Marvin A. Schaars; Cooperatives, principles and practices, university of Wisconsin, Madison, 2010, P. 99.
15. Trjascin M.M. Sustainable development management of the regional food market. World Applied Sciences Journal, No.23 (4), 2013. pp. 466-472.
УДК 338.439.02:339.9(470+571)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ ВЫЗОВОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
А.Г. Светлаков, д-р экон. наук, профессор, Т.М. Яркова, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, ул. Петропавловская, 23, г. Пермь, Россия, 614990, E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье отражены актуальные аспекты необходимости укрепления продовольственной безопасности страны и независимости регионов. Актуальность подтверждается характеристикой и констатацией современных условий для России на мировом уровне. Выделен ряд отечественных и зарубежных ученых-исследователей, занимающихся проблемами продовольственной безопасности государства. Поставленная цель исследования, заключающаяся в