Научная статья на тему 'Механизм обеспечения экономической безопасности государства и его регионов'

Механизм обеспечения экономической безопасности государства и его регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6837
727
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА (РЕГИОНА) / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY (REGION) / THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE (REGION) / REGIONAL ECONOMIC INTERESTS / THE STRATEGY OF ECONOMIC SECURITY AT THE REGIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чурикова Екатерина Алексеевна

Рассмотрены виды угроз экономической безопасности государства и регионов по сферам деятельности и основные составляющие механизма его обеспечения. Актуальным является и то, что автором предложены основные направления реализации государственной стратегии обеспечения экономической безопасности на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE AND ITS REGIONS

The article describes the types of threats to economic security of the state and the region by areas of activity and the main components of a mechanism to ensure the economic security of the state and its regions. Relevant is the fact that the author offers the main directions of the state strategy of economic security at the regional level.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения экономической безопасности государства и его регионов»

Нечаев Владимир Иванович, канд. техн. наук, доц., vi_nechaev@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Нечаев Юрий Владимирович, соискатель, unique foto@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

STRUCTURAL MODEL OF MANAGER PROFESSIONALISM WITHIN MANAGEMENT THEORY LIMITS

V.I. Nechaev, Y.V. Nechaev

The short review of the literature on a manager professionalism problem is executed. Merits and demerits of definitions and structural models of professionalism as a whole and manager professionalism in particular are analysed. The structural model of manager professionalism, actual for the management theory is offered.

Keywords: professionalism, professional consciousness, professional self-consciousness, the management theory, the manager.

Nechaev Vladimir Ivanovich, candidate of technical science, docent, vi nechaev@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Nechaev Yury Vladimirovich, competitor, unique_foto@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 340

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ЕГО РЕГИОНОВ

Е.А. Чурикова

Рассмотрены виды угроз экономической безопасности государства и регионов по сферам деятельности и основные составляющие механизма его обеспечения. Актуальным является и то, что автором предложены основные направления реализации государственной стратегии обеспечения экономической безопасности на региональном уровне.

Ключевые слова: экономическая безопасность государства, угрозы экономической безопасности государства (региона), региональные экономические интересы.

В настоящее время особую актуальность приобретает региональная экономическая безопасность, как подсистема национальной безопасности страны, а первоочередным становится создание эффективного механизма управления бюджетными ресурсами, действенным инструментом которого является программно - целевой метод.

Накопленный опыт свидетельствует о том, что безопасность экономического развития государства или региона составляет ключевую состав-

ляющую, как внутренней, так и внешней политики. С целью обеспечения эффективности воспроизводственного процесса в каждом регионе и страны в целом, необходимо придерживаться стратегии обеспечения условий для экономической безопасности, которая играет очень важную роль в воспроизводстве национальной безопасности страны. Таким образом, под экономической безопасностью региона следует понимать способность территориальной системы сбалансировано развиваться и обеспечивать воспроизводство валового регионального продукта и его справедливое распределение (перераспределение) между участниками воспроизводственного процесса. Автор, в свою очередь, в какой-то степени разделяем точку зрения и тех ученых - экономистов, которые под «экономической безопасностью региона», как самостоятельной социально-экономической и научно-технической системы, понимают «совокупность его свойств, обеспечивающих прогрессивное развитие региона в условиях дестабилизирующего воздействия различного вида угроз» [2]. Следует акцентировать внимание и на том, что под механизмом обеспечения экономической безопасности государства (региона) следует понимать совокупность таких инструментов, методов, рычагов и стимулов, с помощью которых исполнительная власть на уровне государства и региона должна обеспечить их устойчивое развитие в системе экономического роста государства.

Отсутствие совершенной законодательной базы

Тенизация и коррумпированность

Денежно-кредитная сфера

Кризис платежей Снижение ликвидности банков Снижение уровня инвестиционной активности

Наличие безработицы

t т :

Нарушение состояния окружающей среды

t

УГРОЗЫ экономическое безопасности государства, региона

В нет неэконом ич еская среда

Опок иностранного капитала Потеря внешних рынков

Производственная сфера

Снижение производственно -технического потенциала Низкий уровень обновления основных фондов на предприятиях страны Снижение конкурентоспособности продукции Спад производства Несовершенство структуры экономики страны Снижение уровня трудовой активности населения

Ж

Социальная сфера

Сложная демографическая ситуация в стране Рост социальной напряженности в обществе Снижение уровня и изменение структуры доходов и расходов населения Снижение уровня благосостояния населения Рост безработицы, бедности и ослабление трудовой мотивации

Финансовая сфера -<............................................................................................... Бюджетно-налоговая сфера

Сокращение налогоспособности предприятий и населения страны Низкий уровень финансового обеспечения соц.-экон. развития страны Нерациональная структура доходов и расходов бюджета (наличие скрытого дефицита бюджета) Снижение результативности методов мобилизации доходов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты Сокращение уровня бюджетной обеспеченности на одного жителя страны

Рис.1. Виды угроз экономической безопасности государства, региона по сферам направления

Учитывая тот факт, что механизм обеспечения экономической безопасности государства на региональном уровне необходимо рассматривать как систему элементов получения, обработки и внедрения различных методов и инструментов снижения угроз, автором были проанализированы по сферам направления основные виды угроз экономической безопасности региона, которые представлены на рис.1.

Если обеспечение государственной экономической безопасности со стороны государства ассоциируется с защитой национальных интересов, то при рассмотрении экономической безопасности региона целесообразно выделять региональные интересы, которые совпадают с государственными и имеют двойное значение: во-первых, государство создает условия для экономической безопасности России; во-вторых, регион имеет свою концепцию создания условий для обеспечения экономической безопасности и характерные для нее механизмы, методы и инструменты реализации. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка основных составляющих механизма обеспечения экономической безопасности государства и его регионов, которые представлены на рис.2.

Таким образом, уровень национальной безопасности зависит от гармоничного сочетания интересов государства, регионов и их жителей, а своевременное выделение и обеспечение полного спектра региональных интересов гарантирует высокий уровень экономической безопасности региона, основными критериями которой являются:

- способность региональных органов управления проводить такую экономическую политику, которая будет проводиться в рамках общегосударственной политики и эффективность которой будет зависеть от использования всех видов потенциала;

- высокая степень диверсификации, способность гибко и оперативно реагировать на резкие изменения в пределах конкретного региона, как сложной социально-экономической системы;

- возможность самостоятельно финансировать мероприятия по ликвидации социально опасных ситуаций в регионе, связанных с локальными экономическими и социальными угрозами без помощи со стороны государства, если это возможно;

- способность оказания помощи смежным территориям в пределах ресурсов региона;

- достижение уровня жизни населения региона не ниже среднего по стране в целом.

Во время исследования функционирования промышленных регионов, на примере Тульской области, перед нами предстали весьма актуальны проблемы, а именно: низкое качество жизни и низкий уровень доходов; высокая социальная нагрузка на бюджет и несбалансированность социальной сферы; структурные и воспроизводственные проблемы экономики; низкая плотность и качество региональной и муниципальной инфраструк-

туры; высокий износ основных фондов, объектов инфраструктуры и путей сообщения всех видов; значительное количество убыточных предприятий, удельный вес которых в общей численности на 01.06.2015г. составил 32,84%; неблагоприятная экологическая обстановка в ряде населенных пунктов региона, основным источником загрязнений которых являются промышленные предприятия и транспорт [5].

Л

Концепция экономической безопасности государства

хг

Концепция обеспечения экономической безопасности региона

Цель:

создание эффективного механизма обеспечения экономической безопасности региона

Региональные экономические интересы:

стабильное воспроизводство и увеличение природно -ресурсного, экономинеского, т ехнико-технологич еского, чкформационного, интеллектуального, инновационно - инвестиционного, социального потенциала региона;

приведение уровня, и образа жизни населения государственным и мировым стандартам:

развитие межрегиональных связей;

введение новой системы межбюджетных отношений;

развитие технополисов, технопарков, научно - производственных кластеров

Подсистемы экономической безопасности региона:

финансовая безопасность; социальная безопасность; инновацнонно-техно логич еская б езопасность: внешнеэкономическая безопасность; энергетическая безопасность; продовольственная безопасность; демографическая безопасность, экологическая безопасность; другие виды безопасности

Методы оценки влияния угроз на экономическую безопасность региона

Формирование системы показателей экономического роста государства, региона н его территорий

повышение качества и уровня жизни населения; снижение уровня инфляции; сокращение уровня безработицы; увеличение объемов ВВП; обеспечение сбалансированности бюджета; соблюдение границ государственного долга; наличие золотовалютных резервов; детенизация экономики;

улучшение экологической ситуации в государстве (регионе)

зг

Механизм снижения влияния: угроз на экономику, бюджет и благосостояние населения региона

Рис.2. Основные составляющие механизма обеспечения экономической безопасности государства и его регионов

В современных условиях развития страны первоочередным становится решение проблемы определения стратегических приоритетов и направлений развития регионов с учетом потенциала внутреннего рынка и максимизации использования преимуществ межрегионального и международного сотрудничества регионов, поиск «точек роста» на региональном уровне и действенных инструментов их раскрытия и стимулирования. Основные цели и задачи развития Тульской области на перспективу определены проектом Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года, подготовленной правительством Тульской области совместно с экспертами высшей школы экономики, цель которой заключается в модернизации промышленности и росте социально-экономического потенциала Тульской области, что позволит увеличить инвестиционную активность на территории области и укрепить ее позиции в Центральном федеральном округе, Российской Федерации и на глобальных рынках [3]. Основные направления и механизмы реализации Стратегии представлены на рис.3.

Рис.3. Основные направления и механизмы реализации Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года (на примере Тульской области)

Достижение состояния безопасности бюджетов разных уровней предполагает [6]: обеспечение бюджетной устойчивости, платежеспособности, достаточной финансовой независимости бюджетов в долгосрочном периоде; оптимальное привлечение и эффективное использование бюджетных ресурсов; выявление опасностей и угроз и разработку мер по их

своевременного устранения; расчет количественных и качественных показателей, их сравнение с предельными значениями для оценки уровня бюджетной безопасности; выявление наиболее существенных проблем в сфере управления доходами и расходами бюджетов и возможного их ранжирование по степени опасности; разработку системы мер, направленных на решение выявленных проблем; создание механизма снижения воздействия угроз и рисков на экономику, бюджет и благосостояние населения.

Считаю, что к основным направлениям реализации государственной стратегии обеспечения экономической безопасности на региональном уровне следует отнести:

1. Преодоление последствий кризиса, достижение экономического роста в реальном секторе экономики региона и его подчинение задачам социально - экономического развития государства.

2. Существенное усиление финансовой безопасности региона, первоочередное укрепление финансового потенциала реального сектора экономики, субъектов хозяйствования всех форм собственности, домохо-зяйств; обеспечение сбалансированного развития бюджетной сферы на основе оптимизации сети бюджетных учреждений, надежной внутренней и внешней защищенности национальной валюты, интересов вкладчиков и участников финансового рынка; максимальное улучшение инвестиционного климата и снижение уровня тенизации и коррумпированности в сфере экономики и финансов Украины.

3. Создание надежных гарантий технологической безопасности; обновление и замена старых основных фондов предприятий и учреждений, уровень износа которых приближается к критическому и составляет 80 -82%; обеспечение безаварийной работы на объектах повышенной опасности; решение вопросов утилизации опасных отходов; внедрение новейших технологий их переработки.

4. Усиление энергетической безопасности региона, осуществление активной политики энергосбережения и развития собственного энергопотенциала, диверсификация рынков сбыта продукции и создание условий для реальной конкуренции в сфере энергоснабжения.

5. Решение всего комплекса проблем, от которых зависит продовольственная безопасность государства в целом.

6. Недопущение экспансии некачественных импортных продуктов и продовольственных товаров, которые может производить в необходимых объемах агропромышленный комплекс в регионе.

7. Решение наиболее острых задач в сфере определения долгосрочных приоритетов в сфере экологической безопасности и охраны окружающей природной среды; применение таких экономических инструментов, использование которых позволит местным органам власти создать условия для воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

Список литературы

1. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) : указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru

2. Организация и управление НТП в регионе в условиях глобализации экономики : монография / В. И. Богачев, В. Г. Пеннер, О.В. Бундуков, К. В. Кравченко. Луганськ - Ровеньки : Наука, 2009. 260 с.

3. Проект стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://econom.tularegion.ru/work/economrazv/strplan/stratPlan

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

5. Чурикова Е.А. Программно-целевой подход к управлению ресурсами бюджета промышленного региона с учетом неопределенности внешних факторов // Современные проблемы права и управления: сборник докладов по итогам V Международной научной конференции. Тула: Папирус, 2015. С. 176-183.

6. Чурикова Е.А. Управление бюджетными ресурсами в системе обеспечения финансовой безопасности государства // Актуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества: сборник докладов по итогам II Международной научно-практической интернет-конференции (Тула, 13 мая 2015 года). Тула, 2015. С. 131-135.

Чурикова Екатерина Алексеевна, канд. экон. наук, churikova23@rambler.ru, ст. препод. кафедры, Россия, Тула, Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации

MECHANISMS OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE AND ITS

REGIONS

E.A. Сhurikova

The article describes the types of threats to economic security of the state and the region by areas of activity and the main components of a mechanism to ensure the economic security of the state and its regions. Relevant is the fact that the author offers the main directions of the state strategy of economic security at the regional level.

Keywords: economic security of the country (region), threat to the economic security of the state (region), regional economic interests, the strategy of economic security at the regional level.

Œurikova Ekaterina Alekseevna, candidate of economic sciences, churiko-va23@rambler.ru, senior teacher of chair of economic disciplines, Russia, Tula, Institute of jurisprudence and management of All-Russian police Association

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.