14. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.07 г.
15. Федеральная служба государственной статистики. Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год.1ЖЬ: http://www.gks.m/free_doc/new_site/business/prom/small_business/itog2015/itog-spn2015.html (дата обращения: 2.07.2017).
Пинъковецкая Юлия Семеновна, канд. экон. наук, доц., judy54(a),yandex.ги, Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный университет
SUPPORT OF SMALL ENTERPRISES IN RUSSIA: INDUSTRIAL INDICATORS
IS. Pinkovetskaia
The indicators characterizing the support of small enterprises in Russia: specific gravity number of beneficiaries in total number of enterprises by types of economic activity, and also the support structure on its basic forms. As input data were used the results of continuous monitoring activities of small and medium business for the year 2015 conducted by the Federal state statistics service. It is shown that the support is 2% of all enterprises. While the main focus is on financial support, and the highest level of support observed in agriculture.
Key words: small enterprises, types of economic activity, financial support, information support, consultation support
Pinkovetskaia Iuliia Semenovna, candidate of economic sciences, docent, ju-dy54(a),yandex, ru, Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk State University
УДК 338.22.021
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Е.П. Михалева
Рассмотрены основные подходы к изучению проблемы экономической безопасности. Выделена совокупность социально-экономических показателей и предложена интегральная оценка экономической безопасности региона. Разработан алгоритм анализа уровня экономической безопасности региона. Приведены результаты использования предлагаемого методического подхода для оценки экономической безопасности Тульского региона.
Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, индикатор, угрозы, риск, негативные воздействия.
Начиная с 1990 года интерес российских ученых к проблематике экономической безопасности становится одним из приоритетных направлений проводимых научных исследований. И это не случайно, т.к. создание эффек-
тивной системы обеспечения экономической безопасности выступает условием устойчивого экономического развития на любом уровне управления.
Систематизация результатов научных исследований показала, что следует выделять [ 1 ] :
- геобиофизическую безопасность - призвана обеспечить защищенность объектов управления от вредного воздействия природных факторов;
- техническую безопасность - призвана обеспечить защиту от опасностей, источником которых являются современные технические системы (атомные электростанции, химические производства, опасные технологии и
т. д.);
- общественную безопасность - обеспечивает защиту от опасностей и угроз, возникающих в обществе и порожденными присущими обществу социальными противоречиями.
Если в качестве критерия классификации рассматривать масштабы возможных негативных последствий, то следует различать:
- международную безопасность - охват мира в целом;
- национальную безопасность - ограничена масштабами страны, ее регионами или территориальными образованиями;
- частную безопасность - охватывает отдельные производственные или иные коллективы, отдельную личность [ 6 ].
Видами безопасности в зависимости от сфер общественной жизни и направлений человеческой деятельности являются: военная, политическая, экономическая, экологическая, информационная, культурная, демографическая, научно-техническая и другие.
Все виды отмеченные безопасности взаимосвязаны, например, обеспечение национальной безопасности нельзя рассматривать только как защиту от воздействия деструктивных социальных параметров, требуется обязательный учет различных факторов внешней среды (технических, природных и
т.д.) [8].
В современной науке выделяют несколько степеней деструктивных факторов:
- появление зоны риска - вероятность возникновения обстановки, способной породить опасность;
- вызов - провокационные действия или средство давления;
- опасность - реальная возможность причинить зло, нанести ущерб;
- угроза - намерение нанести ущерб.
Следует отметить, что система реальных и потенциальных угроз не является постоянной, угрозы могут появляться и исчезать, расти и уменьшаться, при этом будет изменяться и их значимость для экономической безопасности [ 7 ].
Таким образом, существует совокупность количественных и качественных индикаторов, позволяющих объективно и комплексно оценить уровень обеспечения экономической безопасности на любо уровне управления.
Экономическая безопасность на уровне региона - это такое состояние социально-экономических отношений системы региона, при котором она
способна эффективно противостоять и внешним, и внутренним угрозам критического характера.
Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный уровень власти. В последние годы появляется иного исследований по разработке системы показателей на уровне предприятия [3,9].
В целях организации системы мониторинга регионального развития с учетом обеспечения экономической безопасности региона по-прежнему актуальным является решение задачи разработки совокупности параметров, учитывающих не только специфику конкретной территории, но и критерии оценки указанных выше деструктивных факторов, воздействующих на экономическую безопасность территории [ 4 ].
Информацию для разработки такой системы социально-экономических показателей, обеспечивающую своевременное выявление угроз, должны предоставлять муниципальные образования. По результатам проверки полученной информации на соответствие критериям экономической безопасности можно принимать обоснованные управленческие решения о минимизации тех или иных угроз в регионе.
При разработке системы социально-экономических показателей региона должны быть учтены следующие требования:
- показатели региональной безопасности должны быть совместимы с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования и взаимоувязаны с совокупностью показателей, используемых на федеральном и отраслевом уровнях;
- система социально-экономических показателей должна соответствовать перечню основных угроз экономической безопасности региона;
- перечень социально-экономических показателей, используемых для анализа, должен быть минимален, легкодоступен, допускать простую интерпретацию;
- социально-экономические показатели должны относиться к одному временному периоду при обеспечении возможности их простой проверки на соответствие реальной обстановки в регионе;
- социально-экономические показатели должны быть ориентированы на осуществление регулярного мониторинга и прогнозирования факторов, влияющих на уровень угроз безопасности региона.
Основой формирования этих показателей, по мнению большинства исследователей, является тесная взаимосвязь понятия экономической безопасности с категорией риска. При этом в концепции риска в стратегии экономической безопасности выделяют два важнейших элемента:
- оценку риска, которая носит, как правило, экспертный, вероятностный характер;
- управление риском, которое предполагает предвидение возможных критических социально-экономических ситуаций для их своевременной нейтрализации и максимального снижения затрат, возникающих в результате негативных последствий реализации угроз экономической безопасности региона.
Сложившаяся практика показала, что для оценки риска экономической безопасности региона можно использовать зависимость
Я = Рх1, (1)
где Р - вероятность возникновения риска; I - величина возможных потерь, руб. [7 ].
Алгоритм анализа уровня экономической безопасности региона, включающий 7 этапов, представлен на рисунке.
Анализ результатов исследований многих ученых показал, что для индикативного анализа экономической безопасности региона можно выделить следующие группы показателей:
- показатели состояния инфраструктуры (динамика воспроизводства, работоспособность и степень изношенности, техническая аварийность, число объектов инфраструктуры на 10000 человек и т.д.);
- демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования, преступность и т.д.);
- динамика занятости населения, в том числе по половозрастным и социальным группам населения;
- состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами важнейших региональных нужд, обеспеченность ресурсами исполнения отдельных делегированных государственных полномочий;
- действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования;
- состояние окружающей среды, экология.
Алгоритм анализа уровня экономической безопасности
Принимая во внимание указанный выше перечень индикаторов, а также «Комплексную методику диагностики территориальных образований Российской Федерации» [ 10 ], для оценки экономической безопасности региона предлагается перечень показателей, позволяющий охарактеризовать состояние региона с позиции уровня стабильности его развития.
За эталон для оценки индексов стабильности развития и безопасности предлагается принимать минимальные значения соответствующих показателей по регионам (РФ).
Преобразование показателей в безразмерную относительную величину, характеризующую отношение числового значения показателя по региону к числовому значению этого же показателя по РФ, определяется по формуле (2):
"и IV(2)
где ау - стандартное значение ьго показателя по >му региону относительно среднероссийского уровня; Ву - фактическое значение ьго показателя по >му региону; Bj - значение ьго показателя по РФ.
Если лучшим является минимальное значение показателя, то расчет будет производиться по формуле (3):
ау= / Ву , (3)
После получения безразмерных величин выполняется расчет индекса уровня стабильности развития и безопасности региона (ИСН) с использованием зависимости (4):
ИСН = Хау / п, (4)
где п - число показателей.
Реализация предлагаемого методического подхода к оценке экономической безопасности выполнена на примере Тульского региона (ТР).
Индекс стабильности развития и безопасности региона включает 10 основных индикаторов, указанных в таблице, и определяется по формуле (4): ИСБРФ= (0,99+1,04+1,00+1,07+0,89+0,97+1,04+1,07+1,06+1,11)/10=1,02 ИСБТР= (1,000+0,97+1,35+1,09+0,94+1,19+0,91+0,97+1,04+0,99)/10=1,05 Выполненный анализ показывает, что для Тульского региона актуальными являются проблемы, связанные с высокой смертностью населения и существующей экологической обстановкой.
По абсолютным показателям рождаемости Тульская область в 2016 году заняла 7-е месте в ЦФО (а должна, исходя из численности населения, занимать пятую позицию). По количеству смертей регион занимает четвертую строку из 18-ти. Если второй показатель пересчитать в соотношении к 100 тысячам жителей, то уровень смертности в регионе - второй по максимуму в России после Тверской губернии [ 5 ].
Система показателей уровня стабильности развития и безопасности региона
Показатели Значение показателя аи
РФ ТР
1. Численность постоянного населения 0,99 1,000
2. Численность безработных 1,04 0,97
3. Общий коэффициент смертности 1,00 1,35
4. Общий коэффициент рождаемости 1,07 1,09
5. Численность зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел. 0,89 0,94
6. Выбросы в атмосферу 0,97 1,19
7. Просроченная задолженность к месячному фонду оплаты труда 1,04 0,91
8. Просроченная кредиторская задолженность 1,07 0,97
9. Индекс промышленного производства 1,06 1,04
10. Индекс производства сельскохозяйственной продукции 1,11 0,99
Регион - один из печальных «лидеров» по таким причинам летальности, как онкология (вторая позиция после Твери в России), болезни органов дыхания (третья строка в ЦФО), убийства (четвертые в округе), гибель по причине дорожно-транспортных происшествий (пятое место в ЦФО), смерть от употребления алкоголя и от болезней органов пищеварения (в двух последних случаях - шестая строка) [ 5 ].
Для улучшения демографической ситуации в регионе необходимы:
- укрепление института семьи и развитие инфраструктуры семейной политики;
- профилактика детского и семейного неблагополучия;
- повышение ценностей семейной жизни;
- обеспечение условий для роста рождаемости;
- уменьшение числа малоимущих семей с несовершеннолетними детьми.
Для улучшения сложной экологической обстановки в регионе в соответствии с Указом Президента РФ от 5 января 2016 года №7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии», распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 года №1082-р, на основании статьи 48 Устава (Основного Закона) Тульской области Правительством Тульской области принято распоряжение №725-р от 23 августа 2016 года «Об утверждении Плана мероприятий по проведению в 2017 году в Тульской области Года экологии».
Однако не смотря на выявленные в ходе анализа проблемные области, согласно выполненным расчетам, ИСБ Тульской области больше 1, что говорит о благоприятном развитии региона.
Подтверждением данного факта является улучшение инвестиционного климата в регионе (по итогам 2016 года Тульская область поднялась в национальном инвестиционном рейтинге с 10 на 4 место, демонстрируя открытое и эффективное взаимодействие с инвесторами).
На XXI Петербургском международном экономическом форуме, состоявшемся с 1 по 3 июня 2017 года, было заключено 22 инвестиционных соглашения на общую сумму 83 млрд. 700 млн. рублей. Реализация этих проектов приведёт к созданию в Тульской области более 1800 новых рабочих мест [2].
Согласно выполненным расчетам, реализация мероприятий по предупреждению возникновения угроз способствует повышению ИСБ Тульского региона в 2018 году до уровня 1,12.
Список литературы
1. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и междунар. отношения. 2012. № 10. С.30-39.
2. Алексей Дюмин подвел итоги участия тульской делегации в ПМЭФ-2017 [Электронный ресурс], llttp://mk.tula.ru/news/n/73813/(дaтa обращения: 08.09.2017).
3. Бельская Е.В., Маркеева Т.П. Система рисков производственно-коммерческой политики промышленного предприятия с учетом экономической безопасности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 3-1. С.68-76.
4. Болдырева Р.Ю., Сабинина A.JI. Организация системы мониторинга регионального развития // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 4-1. С.238-244.
5. В 2016 году население Тульской области уменьшилось на 9220 человек: почему у нас демографический «минус»? [Электронный ресурс]. http://newstula.ru/fn_242158.11йп1(дата обращения: 08.09.2017).
6. Гончаренко Л.П., Куценко Е.С. Управление безопасностью. М.: Статистика, 2011.372 с.
7. Михалева Е.П., Алампиев А.В. Критерий обоснования управленческих решений при обеспечении экономической безопасности предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-1. С. 197-202.
8. Михалева Е.П., Доможирова И.В. Учет рыночных рисков в деятельности организации в условиях неопределенности внешней среды // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 2. С. 46-49.
9. Сорвина О.В. Определение основных факторов управления производственными затратами предприятия // Финансы и кредит. 2012. № 34 (514). С.60-69.
10. Татаркин А.И., Куклин А.А. Комплексная методика диагностики территориальных образований Российской Федерации// Вопр. экономики. 2009. № 9. С. 34-37
Михалева Елена Петровна, канд. техн. наук, доц., проф., ep-mihaleva(ciyandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
METHODICAL APPROACH ТО ASSESSMENT OF ECONOMIC SECURITY
OF THE REGION
E.P. Mihaleva
The main approaches to studying problems of economic security are considered. The set of socio-economic indexes is allocated and integrated assessment of economic security of the region is offered. The analysis algorithm of level of economic security of the region is developed. Results of use of the offered methodical approach for assessment of economic security of the Tula region are given.
Key words: economic security, region, indicator, threats, risk, negative impacts.
Mikhaleva Helena Petrovna, PhD. tehn. Sciences, Assoc., Professor, ep-mihaleva(a>,yandex, ru, Russia, Tula, Tula State University