1940 406,0 82,0 8,8 2,3 1,7 5,2
1950 386,4 79,3 9,9 2,6 2,7 5,5
1955 448,9 82,2 3,6 3,1 2,8 8,3
1960 439,4 73,3 1,8 2,2 2,9 19,8
1965 469,2 74,7 2,5 2,0 2,6 18,2
1970 426,8 61,0 3,0 2,1 2,9 31,0
1975 428,1 60,1 2,5 2,2 2,7 32,5
1980 433,6 55,6 2,1 2,0 3,4 37,0
1985 438,6 49,9 1,9 2,3 2,9 43,0
1986-1990 437,9 49,3 1,9 2,4 3,9 42,4
1991-1995 381,3 55,9 1,9 2,8 3,1 36,3
1996 357,8 60,4 1,6 3,9 3,3 30,8
1997 353,3 62,9 0,7 4,1 4,2 28,1
1998 298,1 61,3 0,7 4,8 6,7 26,5
1999 326,2 60,8 2,2 5,4 7,4 24,2
1996-1999 333,8 61,4 1,3 4,6 5,4 27,3
Значительные различия в урожайности, а также в продовольственной и фуражной ценности между отдельными видами зерновых культур накладывают свой отпечаток и на структуру посевных площадей как всех сельскохозяйственных, так и зерновых культур. Расчеты показывают, что удельный вес зерновых культур с 1940 г. по 1985 г. снизился с 82 до 49,9 % при одновременном увеличении удельного веса посевов кормовых культур с 5,2 до 43,0 %. Рост площадей кормовых культур был связан с интенсификацией животноводства, внедрением индустриальных технологий в отрасли, строительством и вводом в эксплуатацию многих комплексов и крупных механизированных ферм, потребовавших принципиальных изменений в организации кормопроизводства с целью гарантированного обеспечения животных кормами. В последние годы удельный вес кормовых культур в структуре посевных площадей снизился до 24,2 % в 1999 г.
Снижение удельного веса технических культур объясняется в основном прекращением производства хлопка-сырца после 1952 г. Начиная с 1953 г. основной технической культурой в республике стал подсолнечник, удельный вес которого в структуре посевов увеличился с 1940 по 1980 г. с 0,9 до 2,1 %. Удельный вес картофеля увеличился с 2 % в 1965 г. до 5,4 % в 1999 г., а доля овощных и бахчевых культур в структуре посевных площадей увеличилась с 1,7 % в 1940 г. до 7,4 % в 1999 г.
Эффективность использования земель может быть повышена путем трансформации угодий, мелиорации, совершенствования структуры посевных площадей, восстановления травопольных севооборотов повышения урожайности сельскохозяйственных культур и качества продукции.
Решающим резервом повышения эффективности использования земли всегда остается рост урожайности сельскохозяйственных культур.
Расширение площадей орошаемых земель в хозяйствах лимитируется ограниченностью водных ресурсов, но эффективность их использования можно повысить за счет совершенствования структуры посевных площадей.
Адилов Р.М., Адилова У. Ш.
Механизм материально-технического обеспечения АПК
Преодоление кризисных явлений и стабилизация в развитии аграрного сектора во многом определяются состоянием на рынке продукции I сферы АПК. В настоящее время оно характеризуется существенными диспропорциями, порождающими диспаритет цен и ставящими сельскохозяйственных производителей в крайне трудные экономические условия воспроизводства. В преодолении этих диспропорций важная роль принадлежит государственному регулированию всего рынка агропромышленной продукции, в том числе рынка сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, транспортных средств, строительных материалов, используемых в сельском хозяйстве.
Среди конкретных мер такого регулирования выделяются, прежде всего антимонопольные, предполагающие те или иные коррективы в условиях и соотношениях цен, в налоговой и кредитно-финансовой системе и направленные на обеспечение эквивалентности товарно-денежного обмена в системе АПК.
В переходный период к ним относят товарный кредит, лизинговую систему. При рациональной организации, учитывающей законы рынка, лизинг может активно содействовать установлению более устойчивого рыночного равновесия в АПК, смягчать ценовой диспаритет и тем самым способствовать выходу сельского хозяйства из кризиса.
По данным Госкомстата России, за последние годы на селе парк основных видов сельскохозяйственной техники сократился до 40% и составляет по основным машинам примерно 55-65% от нормативного. В 1999 году количество тракторов в АПК Дагестана сократилось по сравнению с 1990 годом на 43%, комбайнов на 30%, автомобилей на 49%. Из имеющихся в настоящее время 7105 тракторов 6321 (89%) отработали амортизационные сроки эксплуатации. В результате резко возросли нагрузки на оставшуюся часть техники. По сравнению со странами Западной Европы нагрузки на трактор в России выше в 8, на комбайн — почти в 6 раз. В результате нарушения паритета цен на продукцию села и города, низкой платежеспособности сельхозтоваропроизводителей и высоких цен на машиностроительную продукцию в стране стало резко сокращаться производство тракторов, комбайнов, автомобилей и сельскохозяйственных машин и практически создалась критическая ситуация с обеспечением сельхозтоваропроизводителей необходимой техникой и оборудованием.
Для стабилизации сельскохозяйственного производства и поддержки отечественного сельскохозяйственного машиностроения постановлением от 16 июля 1994 года № 686 "Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)" Правительство Российской Федерации внедрило лизинг как новую в условиях перехода к рынку форму приобретения продукции машиностроения с привлечением структуры АО "Росагроснаб".
Товаропроизводящая сеть АО "Росагроснаба", ее техническая оснащенность позволяют осуществлять лизинговые операции со всеми сельскими товаропроизводителями АПК, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, по широкой номенклатуре машиностроительной продукции во всех регионах России. В системе АО "Росагроснаб" создано 108 лизинговых компаний.
Утвержденный Минфином России, Минсельхозпродом России, АО "Росагроснаб" и согласованный в Правительстве Российской Федерации "Порядок обеспечения агропромышленного комплекса продукцией машиностроения на лизинговой основе" позволяет:
- лизингополучателям самостоятельно в счет установленных Минсельхозпродом России квот подбирать необходимую им номенклатуру и объемы продукции машиностроения с учетом природных, экономических и других факторов регионов России;
- поддерживать фиксированные цены на технику и оборудование в течение определенного периода;
- влиять на качество продукции машиностроения;
- исключать нецелевое использование лизингового фонда;
- административным органам на местах производить отбор предприятий и организаций для проведения лизинга.
Опыт работы показал, что благодаря государственной поддержке агрокомплекса страны через лизинг, хозяйства с низкой платежеспособностью имеют возможность покупать дорогостоящую технику и оборудование в рассрочку на 4-5 лет, а также в счет лизингового фонда приобретать на возвратной основе запасные части и другие ресурсы сезонного спроса.
Анализ обеспечения хозяйств и предприятий агрокомплекса России материально-техническими ресурсами по лизингу с привлечением бюджетных средств, кредитов банков и других инвестиций на возвратной основе позволяет сделать вывод, что форма финансового лизинга в настоящей ситуации является наиболее целесообразной для государства и экономически выгодной для сельских товаропроизводителей.
Так, при покупке комбайна ДОН-1500 за собственные средства хозяйство должно оплатить сразу - полную стоимость, используя кредитные ресурсы (170% или 40% годовых) - в 2,5 или в 1,9 раза больше его стоимости, а по лизингу - в 2,2 раза меньше с учетом выплат в рассрочку.
В настоящее время сельхозтоваропроизводителей обеспечивают техникой по лизингу 338 заводов-изготовителей. Однако практически основным поставщиком сельскохозяйственной техники по лизингу является ОАО "Ростсельмаш", которое по сравнению с другими предприятиями в известной степени является монополистом. Это подтверждается тем, что в нарушение действующего "Порядка" за весь период действия лизинга ОАО "Ростсельмаш" напрямую получило бюджетные средства и ценные бумаги в размере 1735 млрд. руб., или 49,7% общей суммы лизинговых средств. Таким образом происходит прямая поддержка промышленного предприятия за счет средств АПК.
Не имея на рынке конкурентов, завод продолжает поставлять сельским товаропроизводителям некомплектную и некачественную сельхозтехнику. Так, каждый четвертый комбайн, поставленный в село по лизингу, из-за технических неполадок практически не смог участвовать в уборке урожая. Кроме того, ОАО "Ростсельмаш" диктует условия и цены на сельхозтехнику. Так, для приобретения одного комбайна ДОН-1500 необходимо реализовать пшеницы (в расчет взяты самые высокие цены на пшеницу твердых сортов) в 7,9 раза больше, чем в 1990 году, а НИВА СК-5 - в 11,6 раза. Это приводит к убыткам в каждом хозяйстве.
Перспективы развития лизинговой деятельности в АПК с участием государства связаны с устранением монопольного положения лизингового агентства. Необходимо обеспечить конкурсный отбор фирм, предлагающих наиболее выгодные для государства и потребителей условия участия в лизинговых операциях (по доле вложений собственного капитала, величине сервисных наценок, режиму платежей и т.д.). Необходимость обеспечения возврата государству вложенных средств повышает уровень требований государства к лизинговым поставщикам, а тех — к потребителям технических средств, имея в виду финансовую платежеспособность и технико-экономическую обоснованность заявки потребителя.
Главными направлениями общего совершенствования механизма лизинга в настоящее время являются:
- передача бюджетных средств для осуществления лизинговых операций в управление финансовым организациям и лизинговым компаниям-победителям конкурсов при условии, что они на рубль бюджетных средств будут направлять не менее рубля собственных финансовых ресурсов;
- регулярная индексация лизингового фонда в соответствии с уровнем инфляции;
- конкурсное участие коммерческих инвесторов в формировании лизинговых фондов под страховые гарантии государственных финансовых органов;
- увеличение срока лизинга до времени наступления полного физического износа техники при одновременном снижении уровня оплаты первого взноса до 8-10%;
- государственный антимонопольный контроль уровня цен на технику в рамках лизингового механизма;
- установление предельной снабженческо-сбытовой наценки при проведении лизинговых операций до 6-8 % ;
- ужесточение в пользу сельхозтоваропроизводителя требований и материальной ответственности лизингодателя по выполнению гарантийных обязательств;
- изменение периодичности лизинговых платежей с ежеквартальных на годовую.
- отсрочка в чрезвычайных ситуациях лизинговых платежей.
Среди мер прямой бюджетной поддержки важную роль играет система дотирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализуемая в формах компенсаций и дотаций.
Компенсация представляет собой субсидию на приобретение отдельных видов средств производства и услуг и предназначена для сглаживания диспаритета цен на соответствующие виды ресурсов. Основными объектами частичной компенсации в настоящее время являются затраты:
- на оплату теплоэнергоносителей, используемых для технологических нужд при выращивании овощей в защищенном грунте, переработке льна и конопли (получатели -специализированные тепличные овощеводческие хозяйства, предприятия по переработке льна и конопли);
- на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений (получатели - сельскохозяйственные товаропроизводители);
- на покупку комбикормов (получатели - крупные животноводческие комплексы и птицефабрики);
- на транспортировку кормов (получатели - сельскохозяйственные товаропроизводители, подвергшиеся различным стихийным бедствиям).
Дотация представляет собой государственную субсидию, предназначенную для возмещения издержек производства и выдаваемую обычно в форме платежа по фиксированной ставке за единицу товарной продукции. Предназначена она для поддержки развития племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведения элитного семеноводства, производства гибридных семян ряда сельскохозяйственных культур, производства сырья льна, конопли, шерсти, другой продукции животноводства.
Некоторые эксперты оспаривают необходимость дотаций, доказывая, что эффект от них в конечном счете оседает не у сельхозтоваропроизводителя, а у его смежников. Такие утверждения имеют основание, но упразднять систему дотаций вообще сейчас было бы преждевременно, хотя в дотационный механизм следовало бы внести некоторые коррективы. Прежде всего, ограниченность бюджетных средств требует сосредоточить дотационные выплаты на особо важных, приоритетных направлениях, стратегически важных производствах, на сохранении потенциала отрасли, стимулировании эффективного его развития, решении неотложных задач социального и экономического характера, что особенно важно для устойчиво депрессивных регионов. Выплата дотаций должна быть увязана с оговоренной совокупностью обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по их целевому и эффективному использованию.
В переходный период к ним относят товарный кредит, лизинговую систему. При рациональной организации, учитывающей законы рынка, лизинг может активно содействовать установлению более устойчивого рыночного равновесия в АПК, смягчать ценовой диспаритет и тем самым способствовать выходу сельского хозяйства из кризиса.
По данным Госкомстата России, за последние годы на селе парк основных видов сельскохозяйственной техники сократился до 40% и составляет по основным машинам примерно 55-65% от нормативного. В 1999 году количество тракторов в АПК Дагестана сократилось по сравнению с 1990 годом на 43%, комбайнов на 30%, автомобилей на 49%. Из имеющихся в настоящее время 7105 тракторов 6321 (89%) отработали амортизационные сроки эксплуатации. В результате резко возросли нагрузки на оставшуюся часть техники. По сравнению со странами Западной Европы нагрузки на трактор в России выше в 8, на комбайн — почти в 6 раз. В результате нарушения паритета цен на продукцию села и города, низкой платежеспособности сельхозтоваропроизводителей и высоких цен на машиностроительную продукцию в стране стало резко сокращаться производство тракторов, комбайнов, автомобилей и сельскохозяйственных машин и практически создалась критическая ситуация с обеспечением сельхозтоваропроизводителей необходимой техникой и оборудованием.
Для стабилизации сельскохозяйственного производства и поддержки отечественного сельскохозяйственного машиностроения постановлением от 16 июля 1994 года № 686 "Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)" Правительство Российской Федерации внедрило лизинг как новую в условиях перехода к рынку форму приобретения продукции машиностроения с привлечением структуры АО "Росагроснаб".
Товаропроизводящая сеть АО "Росагроснаба", ее техническая оснащенность позволяют осуществлять лизинговые операции со всеми сельскими товаропроизводителями АПК, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, по широкой номенклатуре машиностроительной продукции во всех регионах России. В системе АО "Росагроснаб" создано 108 лизинговых компаний.
Утвержденный Минфином России, Минсельхозпродом России, АО "Росагроснаб" и согласованный в Правительстве Российской Федерации "Порядок обеспечения агропромышленного комплекса продукцией машиностроения на лизинговой основе" позволяет:
- лизингополучателям самостоятельно в счет установленных Минсельхозпродом России квот подбирать необходимую им номенклатуру и объемы продукции машиностроения с учетом природных, экономических и других факторов регионов России;
- поддерживать фиксированные цены на технику и оборудование в течение определенного периода;
- влиять на качество продукции машиностроения;
- исключать нецелевое использование лизингового фонда;
- административным органам на местах производить отбор предприятий и организаций для проведения лизинга.
Опыт работы показал, что благодаря государственной поддержке агрокомплекса страны через лизинг, хозяйства с низкой платежеспособностью имеют возможность покупать дорогостоящую технику и оборудование в рассрочку на 4-5 лет, а также в счет лизингового фонда приобретать на возвратной основе запасные части и другие ресурсы сезонного спроса.
Анализ обеспечения хозяйств и предприятий агрокомплекса России материально-техническими ресурсами по лизингу с привлечением бюджетных средств, кредитов банков и других инвестиций на возвратной основе позволяет сделать вывод, что форма финансового лизинга в настоящей ситуации является наиболее целесообразной для государства и экономически выгодной для сельских товаропроизводителей.
Так, при покупке комбайна ДОН-1500 за собственные средства хозяйство должно оплатить сразу - полную стоимость, используя кредитные ресурсы (170% или 40% годовых) - в 2,5 или в 1,9 раза больше его стоимости, а по лизингу - в 2,2 раза меньше с учетом выплат в рассрочку.
В настоящее время сельхозтоваропроизводителей обеспечивают техникой по лизингу 338 заводов-изготовителей. Однако практически основным поставщиком сельскохозяйственной техники по лизингу является ОАО "Ростсельмаш", которое по сравнению с другими предприятиями в известной степени является монополистом. Это подтверждается тем, что в нарушение действующего "Порядка" за весь период действия лизинга ОАО "Ростсельмаш" напрямую получило бюджетные средства и ценные бумаги в размере 1735 млрд. руб., или 49,7% общей суммы лизинговых средств. Таким образом происходит прямая поддержка промышленного предприятия за счет средств АПК.
Не имея на рынке конкурентов, завод продолжает поставлять сельским товаропроизводителям некомплектную и некачественную сельхозтехнику. Так, каждый четвертый комбайн, поставленный в село по лизингу, из-за технических неполадок практически не смог участвовать в уборке урожая. Кроме того, ОАО "Ростсельмаш" диктует условия и
цены на сельхозтехнику. Так, для приобретения одного комбайна ДОН-1500 необходимо реализовать пшеницы (в расчет взяты самые высокие цены на пшеницу твердых сортов) в 7,9 раза больше, чем в 1990 году, а НИВА СК-5 - в 11,6 раза. Это приводит к убыткам в каждом хозяйстве.
Перспективы развития лизинговой деятельности в АПК с участием государства связаны с устранением монопольного положения лизингового агентства. Необходимо обеспечить конкурсный отбор фирм, предлагающих наиболее выгодные для государства и потребителей условия участия в лизинговых операциях (по доле вложений собственного капитала, величине сервисных наценок, режиму платежей и т.д.). Необходимость обеспечения возврата государству вложенных средств повышает уровень требований государства к лизинговым поставщикам, а тех - к потребителям технических средств, имея в виду финансовую платежеспособность и технико-экономическую обоснованность заявки потребителя.
Главными направлениями общего совершенствования механизма лизинга в настоящее время являются:
- передача бюджетных средств для осуществления лизинговых операций в управление финансовым организациям и лизинговым компаниям-победителям конкурсов при условии, что они на рубль бюджетных средств будут направлять не менее рубля собственных финансовых ресурсов;
- регулярная индексация лизингового фонда в соответствии с уровнем инфляции;
- конкурсное участие коммерческих инвесторов в формировании лизинговых фондов под страховые гарантии государственн ых финансовых органов;
- увеличение срока лизинга до времени наступления полного физического износа техники при одновременном снижении уровня оплаты первого взноса до 8-10%;
- государственный антимонопольный контроль уровня цен на технику в рамках лизингового механизма;
- установление предельной снабженческо-сбытовой наценки при проведении лизинговых операций до 6-8 % ;
- ужесточение в пользу сельхозтоваропроизводителя требований и материальной ответственности лизингодателя по выполнению гарантийных обязательств;
- изменение периодичности лизинговых платежей с ежеквартальных на годовую.
- отсрочка в чрезвычайных ситуациях лизинговых платежей.
Среди мер прямой бюджетной поддержки важную роль играет система дотирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализуемая в формах компенсаций и дотаций.
Компенсация представляет собой субсидию на приобретение отдельных видов средств производства и услуг и предназначена для сглаживания диспаритета цен на соответствующие виды ресурсов. Основными объектами частичной компенсации в настоящее время являются затраты:
- на оплату теплоэнергоносителей, используемых для технологических нужд при выращивании овощей в защищенном грунте, переработке льна и конопли (получатели -специализированные тепличные овощеводческие хозяйства, предприятия по переработке льна и конопли);
- на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений (получатели - сельскохозяйственные товаропроизводители);
- на покупку комбикормов (получатели - крупные животноводческие комплексы и птицефабрики);
- на транспортировку кормов (получатели - сельскохозяйственные товаропроизводители, подвергшиеся различным стихийным бедствиям).
Дотация представляет собой государственную субсидию, предназначенную для возмещения издержек производства и выдаваемую обычно в форме платежа по фиксированной ставке за единицу товарной продукции. Предназначена она для поддержки развития племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведения элитного семеноводства, производства гибридных семян ряда сельскохозяйственных культур, производства сырья льна, конопли, шерсти, другой продукции животноводства.
Некоторые эксперты оспаривают необходимость дотаций, доказывая, что эффект от них в конечном счете оседает не у сельхозтоваропроизводителя, а у его смежников. Такие утверждения имеют основание, но упразднять систему дотаций вообще сейчас было бы преждевременно, хотя в дотационный механизм следовало бы внести некоторые коррективы. Прежде всего, ограниченность бюджетных средств требует сосредоточить дотационные выплаты на особо важных, приоритетных направлениях, стратегически важных производствах, на сохранении потенциала отрасли, стимулировании эффективного его развития, решении неотложных задач социального и экономического характера, что особенно важно для устойчиво депрессивных регионов. Выплата дотаций должна быть увязана с оговоренной совокупностью обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по их целевому и эффективному использованию.
Дохолян С.В.
Состояние НТП в рыбохозяйственном комплексе Дагестана