комплексной, так как предусматривает ряд мер, способствующих предупреждению и снижению уровня преступности, уменьшению экономических потерь . Выявление и предупреждение краж грузов на объектах железнодорожного транспорта представляется задачей, решение которой возможно только посредством многоуровневой и многофункциональной системы безопасности . Обеспечение безопасного функционирования и развития транспортной системы осуществляется в рамках целевых программ и реформ по совершенствованию нормативной базы, усилению контрольно-надзорной деятельности
В заключение отметим, что железнодорожный транспорт выступает важной отраслью экономики страны и общественного производства, связанной с перевозкой людей и грузов . Современная обстановка в России показывает, что проблема борьбы с преступлениями на объектах железнодорожного транспорта в сфере грузовых перевозок требует компетентного и комплексного рассмотрения на всех уровнях Криминальная действительность демонстрирует уязвимый характер российской транспортной системы, заставляет задумываться над путями и механизмами ее обеспечения и совершенствования
Список литературы
1. Винокуров В. О. Уголовно-правовые особенности современной преступности на железнодорожном транспорте // Социально-экономические процессы и явления . 2012. № 12 .
2 . Рогова Е. В. Проблемы уголовной ответственности за совершение преступлений экономической направленности на объектах железнодорожного транспорта (региональный аспект) // Российский следователь . 2012. № 1.
УДК 343.359 © В. Н. Борков, А. П. Спиридонов, 2017
Механизм коррупционного обогащения должностного лица путем незаконного участия в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ)
В. Н. Борков, А. П. Спиридонов
Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) охарактеризовано как распространенное, но мало выявляемое коррупционное преступление. В контексте коррупционных отношений данное посягательство определено как специфическая форма слияния власти и бизнеса, когда две стороны коррупционных отношений представлены одним субъектом, который выступает в качестве должностного лица и одновременно незаконно осуществляет предпринимательскую деятельность. Механизм коррупционного обогащения при совершении преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ, состоит в получении должностным лицом прибыли от незаконно осуществляемой им предпринимательской деятельности, которой виновный сам же и покровительствует. Обосновывается объективная невозможность совершения комментируемого преступления служащими, не относящимися к числу должностных лиц, так как они не обладают должностными полномочиями и, соответственно, не могут их использовать в интересах «своей» организации. Смежным преступлением по отношению к незаконному участию в предпринимательской деятельности признано получение взятки. И в том и в другом случае субъекты используют свое должностное положение для достижения корыстной цели. Различие заключается в том, что при совершении преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ, материальные средства, получаемые виновным, являются доходом от предпринимательской деятельности, в которой он незаконно участвует, а взятку субъект получает от других лиц за использование своего служебного положения.
Ключевые слова: незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, коррупционные отношения, механизм незаконного обогащения, участие в коррупционном преступлении.
Российскими прокурорами в 2016 г. выявлено тестов, внесено 67,7 тыс . представлений, по резуль-более 300 тыс . нарушений законодательства о про- татам рассмотрения которых 72,6 тыс . лиц наказано тиводействии коррупции, принесено 44,8 тыс . про- в дисциплинарном порядке, в том числе 383 лица
уволено в связи с утратой доверия . По материалам прокуроров следственными органами возбуждено 3,7 тыс . уголовных дел 1 . Несоблюдение должностными лицами установленных законодательством запретов, ограничений, обязанности предоставления сведений о доходах и расходах создает предпосылки для совершения коррупционных преступлений или свидетельствует об уже состоявшемся незаконном обогащении . По мнению Б. В. Волженкина, «для российского управленческого аппарата, независимо от иерархического уровня, характерны такие проявления коррупции, как: совместительство в коммерческих структурах, подконтрольных государственному или муниципальному служащему или заинтересованных в сотрудничестве с ним; организация коммерческих структур должностными лицами, использующими при этом свой статус, участие в руководстве этими структурами, обеспечение им привилегированного положения...» [1, с . 13]. В современной России незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) составляет основу коррупционных отношений, является одним из самых распространенных и вместе с тем латентных должностных преступлений .
Закон определяет исследуемое посягательство как учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме . Так, к уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности привлекался глава районной администрации Г. «По версии следствия, при активном участии Г конкурс на выполнение работ по капремонту дорог в рамках регионального проекта „Муниципальные дороги" выиграла фирма, директором которой он был до занятия поста главы района . Акции этого предприятия он передал своему сыну» 2 .
Утверждение о том, что «с объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ, может быть совершено путем учреждения должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, или участия в управлении такой организацией» [2], только частично
отражает содержание исследуемого посягательства . Н. Муравьева, характеризуя состав преступления, предусмотренного ст 289 УК РФ, пишет о «принятии уставных документов», «формировании уставного капитала», «получении лицензии» [3, с. 52], но также не указывает на использование должностного положения . Общественная опасность поведения здесь состоит в предоставлении организации, учрежденной виновным или в управлении которой он участвует, льгот и преимуществ или в покровительстве этой организации в иной форме . Само по себе занятие предпринимательской деятельностью является для служащего грубым нарушением служебной дисциплины, выражающимся в нарушении запрета, установленного законодательством Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда признала обоснованным увольнение в связи с несоблюдением запрета сотрудника полиции, который лично систематически участвовал в управлении хозяйствующим субъектом, а именно торговыми точками, оформленными на его жену и брата Полицейский координировал деятельность торговых точек, разрешал необходимые вопросы, забирал накладные, денежные средства из кассы, проводил собеседование при приеме на работу 3.
Но в случае, если должностное лицо в ходе осуществления предпринимательской деятельности лично или через доверенное лицо, используя свои полномочия или положение, предоставляет своей организации льготы и преимущества или покровительствует ей в иной форме, должна наступать уголовная ответственность. В совершении преступления, предусмотренного ст 289 УК РФ, обвинялся заместитель начальника следственного отдела, который одновременно управлял коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по выращиванию декоративных растений . Сотрудник органов внутренних дел «подписывал все документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности организации, принимал на работу и увольнял работников, распоряжался денежными средствами организации При этом, используя занимаемую должность в органах полиции, оказывал покровительство возглавляемой организации путем личного участия в проведении проверок надзирающими органами, склонения должностных лиц к лояльному проведению проверочных мероприятий» 4 . В кон-
1 В Генеральной прокуратуре Российской Федерации подведены итоги работы прокуроров по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2016 г. URL: http://genproc. gov. ru/smi/news/archive/news-1157492/ (дата обращения: 29.01.2017) .
2 Иванов А., Садыкова Д. Иномарка довела до суда // Рос . газета . 2008. 20 марта .
3 Апелляционное определение Вологодского областного суда от 26 октября 2012 г. № 33-4322/2012. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» .
4 В Адыгее в суд направлено уголовное дело в отношении бывшего сотрудника полиции, незаконно принимавшего участие в предпринимательской деятельности . URL: http://genproc. gov. ru/smi/news/news-842504/ (дата обращения: 27. 11.2016) .
тексте коррупционных отношений преступление, предусмотренное ст 289 УК РФ, можно определить как специфическую форму слияния власти и бизнеса, когда две стороны коррупционных отношений представлены одним субъектом, который выступает в качестве должностного лица и одновременно незаконно осуществляет предпринимательскую деятельность Механизм коррупционного обогащения при совершении преступления, предусмотренного ст 289 УК РФ, состоит в получении должностным лицом прибыли от незаконно осуществляемой им предпринимательской деятельности, которой виновный сам же и покровительствует Такое представление о комментируемом посягательстве создает предпосылки для правильного уяснения содержания его конструктивных признаков и отграничения от других преступлений
Н . А . Егорова в 1998 г. упрекала авторов УК РФ в непоследовательности . Она обратила внимание на то, что запрет на занятие предпринимательской деятельностью установлен федеральным законодательством для всех государственных и муниципальных служащих. «И те, и другие, — замечает автор, — могут не быть должностными лицами» [4, с. 10]. Законодатель подвергнут критике несправедливо Преступление, предусмотренное ст 289 УК РФ, представляет собой нарушение запрета, установленного антикоррупционным законодательством, совершаемое при наличии криминообразующих признаков Общественно опасное поведение здесь состоит не только в запрещенной виновному предпринимательской деятельности, но и в использовании либо неиспользовании им должностных полномочий или положения в интересах коммерческой организации, поэтому служащий, не являющийся должностным лицом, совершить данное преступление не может
Свойство преступления незаконному участию в предпринимательской деятельности придает предоставление виновным коммерческой организации льгот и преимуществ или покровительство в иной форме Подобное поведение представляет собой использование должностного положения вопреки интересам нормального функционирования государства Например, представитель власти не реагирует на налоговые и иного рода правонарушения или совершает действия по их укрытию . Чиновник, обладающий административно-хозяйственными полномочиями, принимает решения о приобретении у организации, собственником которой он является, по завышенной цене продукции для государственных нужд, оплате оказываемой органам власти услуге Руководитель государственной или муниципальной организации сдает на льготных условиях в аренду помещения фактически ему принадлежащей коммерческой структуре. Очевидно, что государствен-
ные и муниципальные служащие, не обладающие подобными и другими должностными полномочиями, объективную сторону преступления, предусмотренного ст 289 УК РФ, выполнить не смогут
Как правило, предоставляемые курируемым организациям льготные условия осуществления предпринимательской деятельности и преимущества нарушают права других субъектов экономических отношений Покровительство со стороны должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов позволяет предпринимателям избегать необходимого контроля, порождает безнаказанность и безответственность. Следствием отсутствия государственного влияния могут выступить выпуск недоброкачественной и опасной для здоровья граждан продукции, оказание некачественных услуг, завышение цен, невыполнение налоговых и иных финансовых обязательств Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что субъект преступления, предусмотренного ст 289 УК РФ, не просто использует предоставленные ему полномочия, а злоупотребляет ими .
Н. А . Егорова полагает, что «правильнее было бы связывать незаконное участие в предпринимательской деятельности с одновременным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» [4, с. 10]. Однако необходимость фиксации перечисленных последствий уменьшит и без того небольшое количество случаев применения комментируемой нормы Противоречие между чрезвычайной распространенностью незаконного участия чиновников в бизнесе и выявленными с надлежащими правовыми последствиями подобными фактами будет только усугубляться Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ, состоит в нарушении нормального функционирования государства, подрыве его авторитета. Свойство общественно опасного деяния деятельности должностного лица придает то обстоятельство, что виновный не просто не соблюдает запрет, адресованный ему антикорупционным законодательством, а использует свое должностное положение для систематического незаконного извлечения имущественной выгоды Законодатель справедливо не связывает основания ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности с наступлением последствий . Противоречащие интересам государства управленческие решения должностного лица о предоставлении «своей» организации льгот и преимуществ в контексте преступления, предусмотренного ст 289 УК РФ, сами по себе общественно опасны Кроме того, исследуемое преступление отнесено к категории небольшой тяжести
Субъектом преступления, описанного в ст 289 УК РФ, может быть только должностное лицо . Дан-
ное посягательство как наиболее яркое проявление коррупции характеризует предоставление в условиях «конфликта интересов» от имени государства и государственных организаций льгот и преимуществ в сфере предпринимательской деятельности Субъект, как правило, использует административно-хозяйственные полномочия по управлению государственным или муниципальным имуществом, в том числе недвижимым, распоряжению бюджетными средствами либо властные полномочия, связанные с осуществлением надзорных функций в отношении коммерческих организаций Субъект преступления, закрепленный в ст 289 УК РФ, участвует в предпринимательской деятельности вопреки запрету, установленному законом Ранее запрет был адресован только государственным и муниципальным служащим Но таковыми, например, не являются лица, занимающие государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. После дополнения Федерального закона «О противодействии коррупции» статьей 12.1 данный пробел был устранен
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 265-ФЗ изменил п 1 примечания к ст 285 УК РФ, дополнив круг возможных субъектов должностных преступлений лицами, выполняющими организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям Перечисленные субъекты должностных преступлений не являются государственными служащими, но в соответствии со ст. 12 . 4 Федерального закона «О противодействии коррупции» вполне обоснованно на них также распространяются предусмотренные для государственных служащих запреты и ограничения
Государственные предприятия и акционерные общества осуществляют экономическую функцию государства и призваны действовать в интересах всего общества. Признание их сотрудников, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные полномочия, возможными субъектами должностных преступлений является социально обусловленным и исправляет ошибку, допущенную в 1996 г. Например, в соответствии с уголовным законом, действовавшим до июля 2015 г. , суд не усмотрел незаконного участия в предпринимательской деятельности в действиях Д . , начальника строи-
тельного управления дорожно-строительного треста Западно-Сибирской железной дороги в г Барабинске Д . заключил договор с администрацией г. Барабин-ска на аренду земли для благоустройства торгового рынка Затраты на благоустройство рынка обошлись для строительного управления в 1 млн 69 тыс рублей После того как рынок начал действовать и в строительное управление стали поступать денежные средства, Д , оставаясь начальником последнего, зарегистрировался индивидуальным предпринимателем, действовал из корыстных побуждений, переоформил документы по аренде земли, занимаемой рынком, на свое имя, в результате чего стал персонально получать все доходы от торговли [3, с. 52]. Участие руководителей государственных унитарных предприятий и акционерных обществ в деятельности коммерческих организаций для расхищения государственных средств — распространенное явление Как отметил вице-премьер Д Рогозин, «реальная производительность предприятий ОПК составляет от 5 до 8%. Между тем, несмотря на низкую рентабельность головных предприятий, рентабельность смежников превышает 30%. необходимо установить цепочку истинных владельцев частных предприятий ОПК» 5 . Высокий объем ресурсов, направляемых до 2020 г (более 20 трлн рублей), требует, по мнению Д Рогозина, повышенного контроля за расходованием колоссальных бюджетных средств .
Яркий пример незаконного участия должностных лиц оборонно-промышленного комплекса в предпринимательской деятельности привел Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я . Чайка 27 апреля 2016 г. в докладе на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «Подведомственное Спецстрою предприятие „Спецстройинжиниринг" выбрано единственным поставщиком строительных работ для Минобороны . Однако собственной базы не имеет, занимается лишь отбором субподрядчиков, получая за это сотни миллионов рублей от выданных государством авансов . Получив в 2015 г. из бюджета на строительство аэродрома „Энгельс" в Саратовской области 7,7 млрд руб. , руководство данного предприятия через цепочку структур передало выполнение строительства другой организации . При этом 500 млн руб. осели у посредников, которые за эти деньги, как говорится, и „гвоздя не вбили"» 6 .
Незаконное участие в предпринимательской деятельности и получение взятки являются наиболее опасными коррупционными преступлениями, а соответствующие нормы можно определить как смеж-
5 Рогозин подготовит поручение, обязывающее руководителей предприятий ОПК декларировать доходы . URL: http://rus . ruvr. ru/2012/01/17/63991659. html (дата обращения: 17. 01 . 2017) .
6 Чайка Ю. Я. Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 27 апреля 2016 г. URL: http://genproc. gov. ru/smi/interview_and_appearences/appearences/1078222/ (дата обращения: 17. 01 . 2017).
ные, содержащие сходные признаки. В обоих случаях субъекты используют свое должностное положение для достижения корыстной цели Отличие состоит в том, что при совершении преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, должностное лицо получает предмет взятки за служебное поведение в пользу других лиц, а при посягательстве, описанном в ст 289 УК РФ, материальные средства, получаемые виновным, являются доходом от предпринимательской деятельности, в которой он незаконно участвует, используя свой административный ресурс Например, в одном из определений Верховного Суда РФ разъясняется: «Колобов, формально и документально не имея отношения к ООО <...>, фактически принимая участие в деятельности общества, наделенный правом распоряжаться имуществом общества, сам же об этом принимал решения, требуя у работников предприятия и членов наблюдательного совета документально оформить такие решения и исполнять их Он также действовал как лицо, имеющее фактическую долю в имуществе. Колобов действительно способствовал в силу должностного положения в быстром и беспрепятственном утверждении Управлением <...> произведенных ООО <...> экспертиз промышленной безопасности. Указанные действия — предоставление льгот и преимуществ (использование автомобиля, гаражного бокса, топливной карты ГСМ, оплата услуг связи), выразившиеся в быстром и беспрепятственном утверждении заключений экспертиз и покровительство, входят в объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст 289 УК РФ» 7. Преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ, обладает более высокой латентностью в сравнении с получением взятки Процесс незаконного обогащения чиновников-предпринимателей сложнее выявить и задокументировать Это обязывает правоохранительные органы разрабатывать новые методики по их изобличению
Т Б Басова предлагает дополнить ст 289 УК РФ квалифицированным составом, предусматривающим ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности группой лиц по предварительному сговору [5, с. 17]. С учетом признаков основного состава, установленных действующей редакцией ст 289 УК РФ, соисполнителями преступления могут быть должностные лица, которым адресован законодательный запрет на занятие предпринимательской деятельностью Все объединившие усилия и согласовывающие свои действия соучастники должны быть связаны с коммерческой организацией и использовать в ее интересах свое
должностное положение. Так, соисполнителями получения взятки группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ) могут быть признаны должностные лица, заранее договорившиеся о совершении преступления, при этом каждый из них должен получить хотя бы часть от суммы взятки за совершение каждым из них действий (бездействия) по службе в интересах взяткодателя 8 . Подобным образом и при незаконном участии в предпринимательской деятельности соисполнителями следовало бы признавать тех, кто совместно занимается такой деятельностью вопреки запрету, установленному законом, и понимать, что все они предоставляют общей организации льготы и преимущества
Возникает вопрос о допустимости признания соучастником преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ, должностного лица, которое не участвует в деятельности организации, но выполняет другую часть исследуемого посягательства — предоставляет ей льготы и преимущества, согласовав свои действия с другими должностными лицами, незаконно занимающимися предпринимательством Ответ на этот вопрос должен быть отрицательным Такое должностное лицо не учреждает организацию, занимающуюся предпринимательской деятельностью, и не участвует в управлении такой организацией, т е не нарушает запретов и ограничений, установленных служебным законодательством, что является необходимым условием уголовной ответственности за комментируемое посягательство . Преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ, характеризуется личной заинтересованностью субъекта в успехах курируемой им коммерческой организации, а именно наличием конфликта интересов, который общественно опасным образом реализуется . Должностное лицо, использующее за материальное вознаграждение свое должностное положение в интересах организации, с которой оно не имеет материальной связи, получает взятку
Круг участников коррупционных отношений не может быть ограничен только должностными лицами Фактически прикосновенными к преступлению, предусмотренному ст. 289 УК РФ, являются сотрудники негосударственных коммерческих организаций Они осознают незаконность осуществления чиновником предпринимательской деятельности, понимают причины наличия выгодных подрядов, контрактов, завышенных цен на услуги коммерческой структуры, возглавляемой чиновником Между тем вопрос о возможности признания руководителей и сотрудников коммерческой организации, не яв-
7 Кассационное определение Верховного Суда Российской Федераци от 7 ноября 2012 г. № 49-О12-6 . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .
8 О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 // Рос . газета . 2013 . 17 июля .
ляющихся должностными лицами, соучастниками преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ, на наш взгляд, не может быть решен положительно . Например, участники такого коррупционного преступления, как взяточничество, — должностное лицо, взяткодатель, иногда посредник во взяточничестве В определенном смысле взяточничество — всегда необходимое соучастие, такова сущность этого опасного явления . Другое дело — незаконное участие в предпринимательской деятельности . Запрет на занятие такой деятельностью распространяется только на должностных лиц Должностное лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью не
в публичных, а в частных интересах, — это потенциальная или уже реализованная угроза нормальному функционированию государства . Сотрудники негосударственных коммерческих организаций — предприниматели по определению . Даже осуществление ими предпринимательской деятельности в «льготных» условиях, созданных независимо от их действий, не является общественно опасным При наличии оснований они могут нести ответственность за дачу взятки за создание таких условий, а также за соучастие (со ссылкой на ст 33 УК РФ) в присвоении или растрате государственного имущества, совершаемых должностными лицами
Список литературы
1. Волженкин Б. В. Коррупция : Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе» . СПб . , 1998.
2. Курс уголовного права : в 5 т . М . , 2002. Т. 5 : Особенная часть / под ред . Г. Н . Борзенкова, В . С . Комиссарова .
3 . Муравьева Н. Незаконное участие в предпринимательской деятельности // Законность . 2008. № 8 .
4 . Егорова Н. Ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности // Российская юстиция . 1998. № 9.
5 . Басова Т. Б. Уголовная ответственность за должностные преступления: проблемы правотворчества и правоприменения в условиях административной реформы : автореф . дис . ... д-ра юрид . наук . Владивосток, 2005
УДК 343.35 © В.-И. Амарсанаа, 2017
Объективная сторона преступления, посягающего на здоровье представителя власти, в уголовном законодательстве Российской Федерации и Монголии
В.-И. Амарсанаа
Проведен анализ объективной стороны преступлений, посягающих на здоровье представителя власти, в законодательстве Российской Федерации и Монголии. Сопоставляются нормы, устанавливающие ответственность за посягательство на здоровье представителя власти, по законодательству рассматриваемых стран. Освещаются вопросы, возникающие при применении ст. 318 УК РФ и ст. 230 УК Монголии. Особое внимание уделено формулировке предложения по внесению изменений в действующее законодательство Монголии.
Ключевые слова: объективная сторона преступления, посягательство на здоровье, сотрудник правоохранительного органа, момент окончания преступления, ст. 318 УК РФ, ст. 230 УК Монголии.
Специфика объективной стороны преступлений, описанных в ст 318 УК РФ и ст 230 УК Монголии (против здоровья представителей власти), состоит в том, что они всегда представляют собой активное воздействие (физическое или психическое) на должностное лицо . Характеризуя объективную сторону преступления, предусмотренного ст 318 УК РФ, необходимо отметить, что она имеет место
при совершении следующих действий: угрозе применения насилия; применении насилия, не опасного для жизни или здоровья; применении насилия, опасного для жизни и здоровья В настоящее время в Особенной части УК Монголии содержится ст . 230 «Сопротивление государственному должностному лицу или общественному инспектору», состав которой относится к преступлениям против поряд-