Научная статья на тему 'Уголовно-правовой элемент государственной политики в сфере противодействия коррупции'

Уголовно-правовой элемент государственной политики в сфере противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
должностные преступления / коррупционные преступления / коррупционная сделка / коррупционная группа / коррупционное обогащение. / Malfeasance / corruption offense / corrupt dealing / corrupt group / corrupt enrichment.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виктор Николаевич Борков

Автор статьи предлагает дополнить уголовный закон главой 301 «Коррупционные преступления», предусмотрев в ней ответственность за получение, дачу взятки и посредничество за участие во взяточничестве; незаконное участие в предпринимательской деятельности; коррупционную сделку; коррупционное обогащение; организацию, руководство и участие в коррупционной группе. В отличие от других норм, предусматривающих ответственность за должностные преступления, которые предполагается оставить в главе 30 УК РФ, нормы разрабатываемой главы направлены на предупреждение формирования коррупционных отношений, развитие которых допускает причинение вреда функционированию государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LAW ELEMENT OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF COMBATING CORRUPTION

The author proposes to amend the criminal law by Chapter 301 «Corruption crime», which should include the responsibility for receiving and giving bribes and mediation in bribery; illegal participation in business activities; corrupt transaction; corrupt enrichment; organizing, directing and participating in corrupt group. Unlike other norms remaining in section 30 of the Criminal Code, which establish liability for misconduct, the norms suggested in the article are directed towards preventing the formation of corruption relations, which harm the functioning of the state.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовой элемент государственной политики в сфере противодействия коррупции»

УДК 351:343.2/.7

Виктор Николаевич Борков

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Омской академии МВД России, г. Омск. E-mail: borkovv@mail.ru

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Автор статьи предлагает дополнить уголовный закон главой 301 «Коррупционные преступления», предусмотрев в ней ответственность за получение, дачу взятки и посредничество за участие во взяточничестве; незаконное участие в предпринимательской деятельности; коррупционную сделку; коррупционное обогащение; организацию, руководство и участие в коррупционной группе. В отличие от других норм, предусматривающих ответственность за должностные преступления, которые предполагается оставить в главе 30 УК РФ, нормы разрабатываемой главы направлены на предупреждение формирования коррупционных отношений, развитие которых допускает причинение вреда функционированию государства.

Ключевые слова: должностные преступления, коррупционные преступления, коррупционная сделка, коррупционная группа, коррупционное обогащение.

В качестве важного элемента реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции выступает уголовно-правовое воздействие. Поэтому достаточно актуальным является вопрос о целесообразности введения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) специальной главы о коррупционных преступлениях. Но такое законодательное решение будет выглядеть обоснованным только в случае научного объяснения того, чем действия данной группы отличаются от других посягательств, совершаемых должностными лицами. Важно правильно определить сферу общественных отношений, которая могла бы претендовать на роль видового объекта новой главы и показать ее недостаточную защищенность уже имеющимися уголовно-правовыми средствами. В противном случае изменение уголовного закона получится косметическим и декларативным, а идея будет дискредитирована.

В статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» последняя определяется перечислением ряда деяний, ответственность за которые уже предусмотрена в УК РФ: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [Федеральный закон № 273-Ф3: 2008, ст. 6228]. Законодатель признал коррупционными преступления, совершаемые управленцами коммерческих

организаций, то есть лицами, указанными в п. 1 примечания к ст. 201 УК РФ. Между тем в теории сложилось представление о коррупции как о «социальном явлении, заключающемся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах» [Волженкин: 1998, с. 8].

По мнению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина: «Коррупция как система подкупа должностных лиц нарушает основные конституционные права и свободы человека и гражданина» [Зорькин: 2004]. Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянов И.Р. и др., разрабатывая государственную политику противодействия коррупции и теневой экономике, предлагают считать коррупцией «любое противозаконное действие (бездействие) уполномоченного лица, приносящее ему незаконный доход и подменяющее интересы общественного блага более узкими групповым интересом» [Государственная политика...: 2009, с. 9]. Ситуация, когда предприниматель предпочтет личному интересу или интересу своей коммерческой организации общественное благо нетипична. Это противоречит самой цели предпринимательской деятельности. Поэтому управленцы негосударственных коммерческих организаций, на которых не лежит обязанность действовать в интересах общества, могут совершить коррупционные преступления только в соучастии с должностными лицами.

В УК РФ объект должностных преступлений определен как государственная власть и интересы государственной службы. Получается, что должностные лица посягают сами на себя. В уголовных законах ряда государств разделы и главы о «преступлениях против государственной (публичной) власти» содержат нормы, предусматривающие ответственность за посягательства и насилие в отношении должностных лиц, иное воспрепятствование их законной деятельности и неисполнение требований [Уголовный кодекс Дании: 2001, с. 113]. Кроме того, считать объектом коррупционных преступлений государственную власть и интересы службы, а их возможными субъектами только представителей власти и государственных служащих было бы упрощением, которое не соответствует складывающимся конкретно-историческим условиям.

Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией государственных функций всеми уполномоченными субъектами. Эволюция функций государства обусловливает модификацию его управляющего воздействия. Это создает основу для построения концепции совершенствования уголовно-право-вого противодействия должностным преступлениям с учетом модификации функционирования государства. Поэтому должностными лицами в изменяющихся политических и экономических условиях следует считать лиц, осуществляющих государственные функции. Наряду с субъектами, уже перечисленными в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, должностными лицами должны быть признаны:

- лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях, а также представители государства в организациях с государственным участием. Управление государственными предприятиями, акционерными обществами выступает одним из направлений реализации экономической функции государства;

- лица, аккредитованные на осуществление отдельных государственных функций, а также лица, реализующие отдельные государственные функции в составе аккредитованных организаций. Государственная аккредитация физических и юридических лиц правомочным на то органом является основанием для исполнения функций должностных лиц по специальному полномочию в области аккредитации (техническое регулирование и метрология, технический осмотр, охрана труда, образование, подтверждение безопасности и качества продукции, работ, услуг и др.).

При разработке уголовно-правовых мер противодействия коррупции следует учитывать изменение содержания деятельности государства. Переход от распределительной экономики к рынку обусловил развитие отношений государственных организаций с субъектами предпринимательской деятельности. Наряду с ранее доминирующими при осуществлении госу-дарственных функций методами убеждения и принуждения, в настоящее время, не только в частной сфере, но и при реализации публичных интересов активно используется метод договорного регулирования. Его реализация не обеспечена эффективной уголовно-правовой охраной, о чем свидетельствует ежегодное снижение количества лиц, осужденных за пре-ступления коррупционной направленности и установленных судом сумм материального ущерба, причиненных такими преступлениями на фоне роста количества выявленных прокурорами нарушений при закупках для государственных нужд и выявленных Счетной палатой РФ сумм незаконных бюджетных трат (табл. 1).

Сформированная в середине прошлого века система запретов на совершение должностных преступлений не содержит эффективных средств охраны осуществления государственных функций в условиях рыночной экономики методом договорного регулирования от коррупционных посягательств и требует модернизации. Реформирование уголовного закона, выражающееся только в признании ряда действующих норм в качестве предусматривающих ответственность за совершение коррупционных преступлений и установление за их совершение повышенной ответственности, во-первых, не отвечает современным масштабам коррупции, во-вторых, не учитывает изменения сущности нашего государства, модификации его функций, форм и методов их осуществления.

Коррупционное преступление, наряду с наличием специального субъекта - лица, деятельность которого направлена на осуществление функций государства, связанности деяния с должностным положением и корыстного мотива, характеризуется согласованным взаимодействием исполнителя с другими лицами, заинтересованными в совершаемом посягательстве, то есть необходимым соучастием. В действующем УК РФ коррупционными преступлениями без дополнительных условий являются незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) и взяточничество (ст. 290, 291, 2911 УК РФ). Совершить такое преступление как незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) одному практически невозможно. Незаконность осуществления чиновником предпринимательской деятельности осознают и содействуют этому сотрудники организации, фактически возглавляемой виновным. Они участвуют в заключении и реализации выгодных контрактов, понимают причины завышенных цен на оказываемые государству услуги.

Подобно тому, как взяточничество предполагает наличие взяткополучателя и взяткодателя, в других видах коррупционного поведения присутствуют

Таблица 1

Уголовно-правовое реагирование на коррупцию в сфере государственных закупок

Наименование показателей Год

2010 2011 2012

Количество выявленных прокурорами нарушений при закупках для государственных нужд 32000 37000 46000

Суммы незаконных бюджетных трат и нарушений, выявленных Счетной палатой РФ (млрд рублей) [Счетная плата.; Тезисы выступления.: 2013] 484 718,5 781,4

Количество осужденных за присвоение или растрату с использованием служебного положения (ч. 3 и 4 ст. 160 УК РФ) 3664 3299 2941

Количество осужденных за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) 1106 982 804

Количество осужденных за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ) 10 7 4

Количество осужденных за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852 УК РФ) 3 0 1

Количество осужденных за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) 2651 2505 1903

Количество осужденных на незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) 8 9 7

Количество осужденных за получение взятки (ст. 290 УК РФ) 2122 1906 1537

совершающие преступления должностные лица и субъекты, использующие результаты этих посягательств в своих целях. Считаем, что их поведение общественно опасно, так как спрос на коррупционные услуги порождает предложение. Нужно разработать норму, предусматривающую основания для привлечения к уголовной ответственности не только должностных лиц, но и тех, кто извлекает незаконную выгоду и иные преимущества из их коррупционного поведения. Одним из признаков, предлагаемого к криминализации деяния, должно выступить осознание субъектом того, что совершение сделки со стороны должностного лица представляет собой злоупотребление должностными полномочиями или превышение должностных полномочий. Договаривающиеся стороны осознают, что в результате принимаемого должностным лицом решения интересам государства причиняется крупный ущерб.

Полагаем, что при формулировании запрета допустимо использовать понятие коррупционная сделка. В соответствии со ст. 53 ГК РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В отличие от правомерной сделки, коррупционная нарушает основы правопорядка, конкретные нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере осуществления функций государства. Способность должностных лиц принимать решения, имеющие юридические последствия, используется в интересах одних лиц и в ущерб законным интересам других лиц, а также общества и государства.

Часть первая предлагаемой статьи должна предусматривать ответственность за совершение сделки, заведомо причиняющей крупный ущерб государству или государственной организации. В качестве квалифицирующих обстоятельств во второй части следует предусмотреть совершение данного преступления организованной группой и причинение особо крупного ущерба. О нацеленности поправки на пресечение коррупционных отношений свидетельствует перечень возможных субъектов предусмотренного посягательства. Ими могут быть как должностные лица, так и граждане, которые от своего имени или от имени себя как представителя юридического лица вступают в договорные отношения с государством и государственными организациями. Коррупционная сделка как преступление предполагает и необходимое соучастие. В диспозиции статьи отсутствует указание на то, что один из субъектов обязательно является должностным лицом. Участие специального субъекта обусловлено характером общественно опасных последствий, которые являются результатом нарушения публичных интересов при осуществлении государственных функций.

Реализация схем разворовывания миллиардов бюджетных рублей требует тщательной организации, а формирования, совершающие такие преступления, можно назвать коррупционными группами. На коллегии Генеральной прокуратуры России Генеральный прокурор Ю. Чайка заявил: «Анализ деятельности оперативных служб и следственных органов свидетельствует о низкой их активности в выявлении и расследовании организованных форм коррупции... Как-то совсем правоохранители не выявляют организованные коррупционные группировки, когда чиновники-взяточники и казнокрады объединяются в эдакий спрут. А ведь в таком деле просто рубить маленькие щупальца, наверное, мало» [Куликов: 2012].

Опасность деятельности устойчивых коррупционных групп состоит в объединении должностных, других лиц в целях извлечения незаконной имущественной выгоды путем использования участниками своих должностных полномочий или положения. Подобно тому, как при бандитизме (ст. 209 УК РФ) опасно само по себе создание вооруженной группы, которая имеет цель совершать нападения на граждан и организации, коррупционное объединение должностных лиц с другими гражданами в целях извлечения незаконной имущественной выгоды создает реальную угрозу функционированию государства. Существенное усиление ответственности для организованной коррупции в сравнении с ситуативными преступниками (дача взятки преподавателю, врачу, сотруднику ГИБДД и т.д.) является социально обоснованным. Объединяющиеся с чиновниками участники коррупционной группы, в отличие от нерадивого студента, родственника больного, невнимательного водителя, намереваются совершить не единичное преступление, а организовать долгосрочную совместную деятельность по извлечению незаконной имущественной выгоды из должностных преступлений. Поэтому в качестве посягательств на преступление выступают также коррупционные сделки, злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, получение и дача взятки, хищение с использованием служебного положения и т.д.

Предупредительный потенциал норм, предусматривающих ответственность за организацию преступных формирований и участие в их деятельности, состоит в возможности за их применения значительно усилить ответственность виновных. В качестве отдельных составов преступлений определены

такие, как организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем (ст. 208 УК РФ); бандитизм (ст. 209 УК РФ); организация преступного сообщества и участие в нем (ст. 210 УК РФ). Заметим, что перечисленные нормы трудно назвать мертворожденными. По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2008 г., за совершение преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ, осуждено 169 человек, ст. 209 УК РФ - 286 человек, ст. 210 УК РФ - 181 (Форма № 10-а), в 2009 г. соответственно - 176, 242 и 205, в 2010 г. - 154, 262 и 253, в 2011 г. - 145, 304 и 303.

Статья, предусматривающая ответственность за деятельность коррупционных групп, могла бы иметь следующую структуру. В первой части предлагаемой к включению в УК РФ статьи нужно запретить «создание устойчивой коррупционной группы в целях извлечения членами группы незаконной имущественной выгоды путем использования, входящим(ми) в ее состав должностным(ми) лицом(ами) своих должностных полномочий или должностного положения, а равно руководство такой группой». Вторая часть, как это традиционно бывает в подобных нормах, должна запрещать «участие в коррупционной группе или совершаемых ею преступлениях». Создание коррупционной группы следует считать юридически оконченным с того момента, когда ее участники объединились и определили конкретные коррупционные схемы по извлечению незаконной имущественной выгоды путем использования входящими в группу должностными лицами своих полномочий или положения. Совершаемые членами коррупционной группы другие, уже предусмотренные в уголовном законе преступления должны требовать дополнительной квалификации.

Опасность коррупционной группы и целесообразность формулирования в УК РФ соответствующей нормы не ограничивается тем, что предусмотренный в ней сговор предшествует совершению ряда корыстных посягательств на деятельность органов власти и экономическую безопасность государства. Предлагаемый к включению в УК РФ состав, предполагает необходимое соучастие, объединение в преступных целях недобросовестных чиновников с другими лицами. В нем отражен такой су-щественный признак коррупции, как заинтересованность в ней определенной части общества. Коррупцию (от лат. corruption - подкуп) постоянно подпитывают те, кто побуждает должностных лиц к нарушению публичного интереса, поэтому они также должны выступать в качестве субъектов предлагаемого к криминализации преступления.

Выше по тексту статьи было показано, что от преступлений должностных лиц нужно охранять не власть и службу, а деятельность государства в интересах всего общества. Поэтому предлагаем назвать главу 30 УК РФ -«Преступления против осуществления государственных функций». Мы исходим из того, что должностные преступления препятствуют нормальному государственному воздействию на различные сферы жизни общества, то есть осуществлению функций государства. В свою очередь, уже предусмотренным УК РФ взяточничеству (ст. 290, 291, 2911 УК РФ), незаконному участию в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) и фактически совершаемым коррупционным сделкам, созданию и участию в коррупционной группе присущи особенности, которые выделяют их из общего ряда должностных преступлений. Они представляют собой общественно опасные коррупционные связи. В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, их превышения и халатности, состоящих в незаконном осуществлении государственных функций и недобросовестном отношении к их осуществлению,

отнесенные нами к коррупционным преступления представляют собой коррупционные отношения, развитие которых делает причинение вреда функционированию государства согласованным и системным.

С учетом изложенного для повышения эффективности предупреждения и пресечения коррупционных отношений предлагаем дополнить уголовный закон главой 301 «Коррупционные преступления». И предусмотреть в данной главе ответственность за получение, дачу взятки и посредничество во взяточничестве; незаконное участие в предпринимательской деятельности; коррупционную сделку; коррупционное обогащение; организацию, руководство и участие в коррупционной группе.

В предлагаемой новой главе, кроме уже названных запретов, фигурирует норма, предусматривающая ответственность за коррупционное обогащение. Ее следует рассматривать как вынужденную реакцию на латентность коррупционных отношений. Комментируя итоги заседания Совета по противодействию коррупции 30 октября 2013 г., Глава Администрации Президента РФ С. Иванов сообщил, что в первом полугодии 2013 г. антикоррупционными подразделениями органов власти проведено свыше 130 тысяч проверок достоверности и полноты сведений о доходах в отношении муниципальных и государственных служащих. По итогам этих 130 тысяч проверок почти к 3000 служащих применены меры юридической ответственности. Из 3000 человек 200 служащих разных уровней уволены со службы в связи с утратой доверия [Комментарий Сергея Иванова].

Учитывая, что всего в России о доходах обязаны отчитываться 1,5 миллиона должностных лиц, количество уволенных, то есть тех, кто действительно тем или иным образом скрыл свои доходы, может превышать 2000 человек. Точная информация о суммах незадекларированных доходов отсутствует. Она была бы весьма интересна при анализе проблемы криминализации незаконного обогащения. Полагаем, что приведенные С. Ивановым цифры свидетельствуют о, предпринимаемых отдельными должностными лицами, мерах, направленных на сокрытие своих незаконных доходов. Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки новых подходов к конструированию уголовно-правовых запретов. Статистические данные свидетельствуют о явно неадекватной уголовно-правовой реакции на причиняемый коррупцией ущерб обществу и государству (табл. 2).

8 марта 2006 г. в Российской Федерации была ратифицирована Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., подписанной от имени Российской Федерации в городе Мерида (Мексика) 9 декабря 2003 г. [Федеральный закон № 40-ФЗ: 2006]. В ст. 20 Конвенции содержится следующая рекомендация: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Основной аргумент противников уголовно-правовой борьбы с незаконным обогащением основан на необходимости соблюдения принципа презумпции невиновности, которому, якобы, противоречит вменение должностному

Таблица 2

Соотношение ущерба от коррупции с установленными суммами ущерба от должностных и экономических преступлений

Наименование показателей Год

2011 2012

Количество коррупционных правонарушений, выявленное прокурорами (тыс.) [Доклад Генерального прокурора: 2013] 312 349

Сумма незаконных бюджетных трат и нарушений, выявленных Счетной палатой РФ (млрд рублей) [Счетная плата.; Тезисы выступления...: 2013] 718,5 781,4

Сумма материального ущерба, причиненного преступлениями, предусмотренными ст. 285-293 УК РФ, установленная судом (Форма № 4) (млрд рублей) 0,324 0,323

Сумма материального ущерба, причиненного преступлениями, предусмотренными ст. 169-204 УК РФ, установленная судом (Форма № 4) (млрд рублей) 7,960 3,164

лицу в обязанность обосновывать законность обогащения. Кроме того, уголовная ответственность должна наступать не за сам по себе факт несоразмерности реальных и официальных доходов чиновника, а за его коррупционное поведение, которое привело к подобному дисбалансу. Последний тезис показывает наличие еще одной серьезной проблемы, связанной с криминализацией незаконного обогащения в предложенной в Конвенции редакции. В соответствии с ч. 1 ст. 14 УК РФ, преступление - это всегда деяние. При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию «событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления)» (п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК РФ). Если для привлечения к ответственности за предлагаемое к криминализации посягательство будет необходимо устанавливать конкретные способы обогащения: эпизоды хищений, получения взяток, корыстных злоупотреблений и т.д., то дополнение УК РФ запретом на незаконное обогащение теряет смысл.

При установлении уголовной ответственности за коррупционное обогащение следует использовать потенциал мер профилактики, которые регламентируются развивающимся антикоррупционным законодательством. Обязанности и ограничения, налага-емые на чиновников, нормативные акты, устанавливающие процедуры контроля над доходами и расходами, формируемые в связи с этим ежегодные базы данных создают предпосылки для формулирования бланкетной диспозиции уголовно-правовой нормы. Существенными признаками такого преступления могут выступить деяние в виде невыполнения должностным лицом юридической обязанности предоставления сведений о доходах или расходах и обстановка, в которой оно совершается, состоящая в превышении активов должностного лица над законными в размере, превышающем общий доход такого лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за три года подряд. Важно понимать, что оборотной стороной описываемых в данном составе «благоприятных» для чиновника последствий, является причинение им вреда публичному интересу. При этом величина суммы незаконно нажитых коррупционером материальных благ прямо пропорциональна ущербу интересам личности, общества и государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волженкин Б.В. Коррупция. СПб. : Изд-во Санкт-Петербург. юрид. ин-та Акад. Генер. прокуратуры РФ, 1998. 44 с.

2. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 т. Т. 2 : моногр. / [Сулакшин С.С. и др.]. М. : Науч. эксперт, 2009.

3. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 27 апреля 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-82413/ (дата обращения: 30.04.2013).

4. [Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законности и правопорядка в 2011 г. и проделанной работе по их укреплению», 30 мая 2012 г.] [Электронный ресурс]. URL: http://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/ document-76185/ (дата обращения: 30.04.2013).

5. [Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законности и правопорядка в 2010 г. и проделанной работе по их укреплению», 24 апр. 2014 г.] [Электронный ресурс]. URL: http://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/ document-71822/ (дата обращения: 30.04.2013).

6. Зорькин В. С чиновников снимут порчу // Рос. газ. 2004. 2 марта.

7. Комментарий Сергея Иванова по итогам заседания Света по противодействию коррупции [Электронный ресурс]. URL: http://state.kremlin.ru/face/19520 (дата обращения: 02.11.2013).

8. Куликов В. Проверка с пристрастием // Рос. газ. 2012. 9 августа.

9. Счетная плата не досчиталась в бюджете 700 млрд рублей [Электронный ресурс]. URL: http://www.izvestia.ru/news/511590 (дата обращения: 18.05.2012).

10. Тезисы выступления С.В. Степашина на пленарном заседании Государственной Думы по отчету о работе Счетной палаты в 2012 году, 15 февр. 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru/ru/chairman/?id=1044 (дата обращения: 04.05.2013).

11. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52. Ст. 6228.

12 Федеральный закон от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2006. № 12. Ст. 1231.

13. Уголовный кодекс Голландии : пер. с англ. / науч. ред. Б.В. Волженкин. Изд. 2-е. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2001. 510 с.

14. Уголовный кодекс Дании / науч. ред. С.С. Беляев ; пер. А. Рычев. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. 171 с.

15. Уголовный кодекс Российской Федерации : текст с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2014 года. М. : Эксмо, 2014. 240 с. (Законы и кодексы).

16. Уголовный кодекс Швейцарии : пер. с нем. / науч. ред. А.В. Серебренникова. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2002. 350 с.

17. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : по состоянию на 25 янв. 2014 г. М. : Кнорус, 2014. 256 с. (Законы и кодексы).

REFERENCES

Belyaev S.S. (ed.) Ugolovnyy kodeks Danii, Moscow, Izd-vo Mosk. un-ta, 2001, 171 p. (in Russ.).

Doklad General'nogo prokurora Rossiyskoy Federatsii Yu.Ya. Chayki na zasedanii Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii 27 aprelya 2013 g., available at: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-82413/ (accessed 30 April 2013). (in Russ.).

Doklad General'nogo prokurora Rossiyskoy Federatsii Yu. Ya. Chayki na zasedanii Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii «O sostoyanii zakonnosti i pravoporyadka v 2011 g. iprodelannoy rabotepo ikh ukrepleniyu», 30 maya 2012 g., available at: http://genproc.gov. ru/genprokuror/appearances/document-76185/ (accessed 30 April 2013). (in Russ.).

Doklad General'nogo prokurora Rossiyskoy Federatsii Yu. Ya. Chayki na zasedanii Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii «O sostoyanii zakonnosti i pravoporyadka v 2010 g. i prodelannoy rabote po ikh ukrepleniyu», 24 apr. 2014 g., available at: http://genproc.gov. ru/genprokuror/appearances/document-71822/ (accessed 30 April 2013). (in Russ.).

Federal'nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 goda №№ 273-FZ «O protivodeystvii korruptsii», Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 2008, no. 52, art. 6228. (in Russ.).

Federal'nyy zakon ot 8 marta 2006 goda №№ 40-FZ «O ratifikatsii Konventsii Organizatsii Ob»edinennykh Natsiy protiv korruptsii», Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 2006, no. 12, art. 1231. (in Russ.).

Gosudarstvennaya politika protivodeystviya korruptsii i tenevoy ekonomike v Rossii. V 2 t. T. 2 : monogr., Moscow, Nauch. ekspert, 2009. (in Russ.).

Kommentariy Sergeya Ivanovapo itogam zasedaniya Svetapoprotivodeystviyu korruptsii, available at: http://state.kremlin.ru/face/19520 (accessed 02 November 2013). (in Russ.).

Kulikov V. Proverka s pristrastiem, Ros. gaz., 2012, 9 Avg. (in Russ.).

Schetnayaplata ne doschitalas' v byudzhete 700 mlrd rubley, available at: http://www. izvestia.ru/news/511590 (accessed 18 May 2012). (in Russ.).

Serebrennikova A.V. (ed.) Ugolovnyy kodeks Shveytsarii, St. Petersburg, Yurid. tsentr Press, 2002, 350 p. (in Russ.).

Tezisy vystupleniya S.V. Stepashina na plenarnom zasedanii Gosudarstvennoy Dumy po otchetu o rabote Schetnoy palaty v 2012 godu, 15 fevr. 2013 g., available at: http://www. ach.gov.ru/ru/chairman/?id=1044 (accessed 04 May 2013). (in Russ.).

Ugolovno-protsessual'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii : po sostoyaniyu na 25 yanv. 2014 g., Moscow, Knorus, 2014, 256 p. (in Russ.).

Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii : tekst s izmeneniyami i dopolneniyami na 1 fevralya 2014 goda, Moscow, Eksmo, 2014, 240 p. (in Russ.).

Volzhenkin B.V. (ed.) Ugolovnyy kodeks Gollandii, 2nd ed., St. Petersburg, Yurid. tsentr Press, 2001, 510 p. (in Russ.).

Volzhenkin B.V. Korruptsiya, St. Peterburg, Izd-vo Sankt-Peterburg. yurid. in-ta Akad. Gener. prokuratury RF, 1998, 44 p. (in Russ.).

Zor'kin V. S chinovnikov snimut porchu, Ros. gaz., 2004, 2 March. (in Russ.).

Victor N. Borkov, Candidate of Law, assistant professor, Department of Criminal Law, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Omsk. E-mail: borkovv@mail.ru

CRIMINAL LAW ELEMENT OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF COMBATING CORRUPTION

Abstract: The author proposes to amend the criminal law by Chapter 301 «Corruption crime», which should include the responsibility for receiving and giving bribes and mediation in bribery; illegal participation in business activities; corrupt transaction; corrupt enrichment; organizing, directing and participating in corrupt group. Unlike other norms remaining in Section 30 of the Criminal Code, which establish liability for misconduct, the norms suggested in the article are directed towards preventing the formation of corruption relations, which harm the functioning of the state.

Keywords: Malfeasance, corruption offense, corrupt dealing, corrupt group, corrupt enrichment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.