Научная статья на тему 'Механизм кооперации, способствующий устойчивому развитию предприятий строительного комплекса'

Механизм кооперации, способствующий устойчивому развитию предприятий строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ КООПЕРАЦИИ / MECHANISM OF COOPERATION / СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРЕДПРИЯТИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / COLLABORATION / DEVELOPMENT OF ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Табурчак Петр Павлович, Микитась Марина Александровна

В эпоху глобализации актуальной становится проблема разработки новых форм и механизмов сотрудничества предприятий. Общеизвестные (стандартные, общепринятые) схемы сотрудничества при этом работают не всегда эффективно. Для улучшения технико-экономических результатов деятельности необходимо разрабатывать и внедрять новые схемы сотрудничества или использовать новые элементы в традиционных схемах сотрудничества. Одной из форм сотрудничества, применяемой предприятиями для оптимизации производственных и организационных процессов, является субконтрактинг (субконтрактация). На основе этого подхода можно организовать работу предприятия по технологии использования персонала. Суть ее заключается в следующем: один работодатель может на основании договора предоставлять другому работодателю работников для выполнения определенного объема работ. При этом все субъекты взаимодействуют между собой на основании гражданско-правовых и трудовых отношений. Количество компаний партнеров зависит от возможностей компании, профессионализма кадрового и руководящего состава, а также от величины организационного потенциала. Использование данного механизма позволит повысить организационный потенциал предприятий-партнеров, увеличить конкурентоспособность как на уровне предприятия, так и на уровне региона, и в конечном счете достичь устойчивого развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mechanism of Cooperation: Promoting the Sustainable Development of Complex Enterprises

The article says that in the ongoing era of globalization a problem exists with respect to developing new forms and mechanisms for inter-enterprise cooperation. Moreover, what is well-known in the sphere of cooperation is not always effective. The document says that a new framework for cooperation needs to be developed as a pre-requisite to enhancing technical and economic performance. This framework will integrate new elements into older patterns of cooperation. The paper mentions several forms of cooperation that are used by enterprises to optimize production and organizational utility, starting with the concept of subcontracting. An enterprise using subcontracting might reorganize its technology staff. Another possibility could be that one employer might be subcontracted to another to provide workers to perform a certain amount of work. The workers would relate to each other on the basis of civil law and labor relations, while the employers would determine the company's capabilities, professional staff and management, and institutional capacity. In conclusion, the mechanism of cooperation would serve to enhance the capacity of enterprises, increase competitiveness at both enterprise and regional levels and ultimately promote the enterprise’s sustainable development.

Текст научной работы на тему «Механизм кооперации, способствующий устойчивому развитию предприятий строительного комплекса»

Механизм кооперации, способствующий устойчивому развитию предприятий строительного комплекса

The Mechanism of Cooperation: Promoting the Sustainable Development of Complex Enterprises

УДК 334.7

> <

Табурчак Петр Павлович

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного технологического института, доктор экономических наук, профессор 190013, Санкт-Петербург, Московский пр.,

д. 26

Taburchak Pyetr Pavlovich

Moskovskiy Ave 26, St. Petersburg, 190013, Russian Federation

Микитась Марина Александровна

аспирант Санкт-Петербургского государственного технологического института

190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 26

Mikitas' Marina Aleksandrovna

Moskovskiy Ave 26, St. Petersburg, 190013, Russian Federation

к

X CL

О

В эпоху глобализации актуальной становится проблема разработки новых форм и механизмов сотрудничества предприятий. Общеизвестные (стандартные, общепринятые) схемы сотрудничества при этом работают не всегда эффективно.

Для улучшения технико-экономических результатов деятельности необходимо разрабатывать и внедрять новые схемы сотрудничества или использовать новые элементы в традиционных схемах сотрудничества. Одной из форм сотрудничества, применяемой предприятиями для оптимизации производственных и организационных процессов, является субконтрактинг (субконтрактация).

На основе этого подхода можно организовать работу предприятия по технологии использования персонала. Суть ее заключается в следующем: один работодатель может на основании договора предоставлять другому работодателю работников для выполнения определенного объема работ. При этом все субъекты взаимодействуют между собой на основании гражданско-правовых и трудовых отношений.

Количество компаний партнеров зависит от возможностей компании, профессионализма кадрового и руководящего состава, а также от величины организационного потенциала.

Использование данного механизма позволит повысить организационный потенциал предприятий-партнеров, увеличить конкурентоспособность как на уровне предприятия, так и на уровне региона, и в конечном счете — достичь устойчивого развития предприятия.

The article says that in the ongoing era of globalization a problem exists with respect to developing new forms and mechanisms for inter-enterprise cooperation. Moreover, what is well-known in the sphere of cooperation is not always effective. The document says that a new framework for cooperation needs to be developed as a pre-requisite to enhancing technical and economic performance. This framework will integrate new elements into older patterns of cooperation. The paper mentions several forms of cooperation that are used by enterprises to optimize production and organizational utility, starting with the concept of subcontracting. An enterprise using subcontracting might reorganize its technology staff. Another possibility could be that one employer might be subcontracted to another to provide workers to perform a certain amount of work. The workers would relate to each other on the basis of civil law and labor relations, while the employers would determine the com-

pany's capabilities, professional staff and management, and institutional capacity. In conclusion, the mechanism of cooperation would serve to enhance the capacity of enterprises, increase competitiveness — at both enterprise and regional levels — and ultimately promote the enterprise's sustainable development.

Ключевые слова: механизм кооперации, строительный комплекс, предприятие, сотрудничество

Keywords: mechanism of cooperation, development of enterprise, collaboration

В эпоху глобализации актуальной становится проблема разработки новых форм и механизмов сотрудничества предприятий. Общеизвестные схемы сотрудничества при этом работают не всегда эффективно. Для улучшения технико-экономических результатов деятельности необходимо разрабатывать и внедрять новые схемы сотрудничества или использовать новые элементы в традиционных схемах сотрудничества.

Одной из форм сотрудничества, применяемой предприятиями для оптимизации производственных и организационных процессов, является субконтрактинг (субконтрактация).

На основе этого подхода можно организовать работу предприятия по технологии использования персонала. Суть ее заключается в следующем: один работодатель может на основании договора предоставлять другому работодателю работников для выполнения определенного объема работ. При этом все субъекты взаимодействуют между собой на основании гражданско-правовых и трудовых отношений.

Количество партнеров компании зависит от ее возможностей, профессионализма кадрового и руководящего состава, а также от величины организационного потенциала.

Использование данного механизма позволит повысить организационный потенциал предприятий-партнеров, увеличить их конкурентоспособность и, в конечном счете, обеспечить их устойчивое развитие.

В эпоху глобализации актуальной становится проблема разработки новых форм и механизмов сотрудничества предприятий. Однако в настоящее время это возможно только в случае, если предприятие отвечает определенным требованиям и условиям на микро- и на

Рис. 1. Базовая схема технологии использования персонала

макроэкономическом уровнях [1], что обусловлено постоянно изменяющейся внешней средой (политическими, отраслевыми, законодательными и рыночными факторами) а также скоростью и природой перемен.

Общеизвестные (стандартные, общепринятые) схемы сотрудничества при этом работают не всегда эффективно. Любое предприятие в своей индивидуальной или совместной деятельности стремится к максимизации ее эффективности и дохода. Поэтому для улучшения технико-экономических результатов необходимо разрабатывать и внедрять новые схемы или использовать новые элементы в традиционных схемах сотрудничества.

Одной из форм производственного аутсорсинга, применяемой промышленными предприятиями для оптимизации производственных процессов, является субконтрактинг (субконтрактация). Его сущность заключается в том, что одно промышленное предприятие (контрактор) размещает на другом предприятии (суб-контракторе) заказ на разработку или изготовление некоторой продукции или на выполнение технологических процессов в соответствии с требованиями заказчика. Субконтрактинг позволяет компании-контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру производства.

Применение механизма субконтрактации позволяет головному предприятию (контрактору) избавиться от непроизводительных издержек на содержание недоза-груженных производственных мощностей и сконцентрировать усилия на важнейших задачах — технологическом перевооружении и обновлении модельного ряда выпускаемой продукции [2]. Применение механизма субконтрактации позволяет повысить конкурентоспособность как на уровне предприятия, так и на уровне региона, а также достичь устойчивого развития предприятия [3].

Перед предприятием открывается возможность организации деятельности по технологии использования персонала, суть которой заключается в том, что на основании заключенного сторонами договора один работодатель предоставляет контрагенту своих работников для выполнения определенного объема работ.

Использование предлагаемой технологии означает, что между участниками возникают трехсторонние правовые отношения. Первый тип — трудовые отношения

между работодателем и работниками (на основании трудового договора). Второй тип отношений — гражданско-правовые между работниками и заказчиками (компанией, которая нуждается в наращивании трудовых ресурсов с целью более эффективного их использования, например, выполнение ремонтно-отделочных работ). Третий тип отношений, возникающий при реализации данной технологии, — гражданско-правовой: между работодателем, чьи работники будут выполнять определенный объем работ для компании заказчика, которая нуждается в дополнительных трудовых ресурсах. Базовая схема технологии использования персонала представлена на рис. 1.

Эффективность от внедрения технологии показана на пересечении областей А, Б и С. А — область, характеризующая вклад работодателя 1 (хД область Б — вклад работодателя 2 (х2), а область С — вклад работника (х'п). Так все субъекты взаимодействуют между собой на основании гражданско-правовых (между х1 и х2; х2 и х п) и трудовых (между х1 и х п) отношений. На рис. 1 схематично это показано, как область (х{; х2), область (хх; х'п) и область (х'п; х2). Эффективность максимальна, когда все области пересекаются в одной точке так как для ее достижения все участники процесса должны соблюдать четко определенные стандарты, нормативы, принципы и приемы работы.

Область х1 подразумевает вклад работодателя 1, х2 — вклад заказчика, х п — вклад работников в организационный потенциал как фирмы-работодателя 1 (непосредственно), так и фирмы-работодателя 2.

Область (х1; х2) отображает общие преимущества от использования технологии работодателем 1 и работодателем 2 (заказчиком), (х2; х' п) — совместные преимущества заказчика и работников, (х'п; х1) — преимущества работодателя 1 и работников. Область х1 — преимущества только для работодателя 1; х2 — только для работодателя 2; х' п — преимущества только для работников, т. е. для каждой категории участников процесса по отдельности. Схема технологии использования персонала с участием четырех (рис. 2, а) и шести (рис. 2, б) предприятий представлена на рис. 2.

Эффективность от внедрения технологии показана на рис. 2, а как пересечение областей А, Б, С, Д и

Рис. 2. Схема технологии использования персонала с участием четырех и шести предприятий

Е. Область А характеризует вклад работодателя 1 (х,), область Б — вклад работодателя 2 (х2), область Д — вклад работодателя 3 (х3), область Е — вклад работодателя 4 (х4), а область С — вклад работников

(х П, х т, х к).

Все субъекты взаимодействуют между собой на

основании гражданско-правовых (х, — х2; х, — х3, / / / \ X, — Х4, х2 — х п, х3 — х т, х4 — х к) и трудовых

(х, и х п) отношений. Схематично это показано, как область (х,; х^), область (х,; х3), область (х,; Х4), область (х,; х п) и области (х'п; х2), (х'т; х3), (х к; х4). Эффективность максимальна, когда все области пересекаются в точке так как для ее достижения все участники процесса должны соблюдать четко определенные стандарты, нормативы, принципы и приемы работы.

Договор о предоставлении персонала составляется на основе существующей юридической практики. С этой целью можно ориентироваться на 2 вида договоров — договор оказания услуг и договор подряда. Процесс реализации предлагаемой технологии с учетом полного расчета по договорам представлен на рис. 3.

Количество компаний-партнеров зависит от возможностей предприятия, профессионализма кадрового и руководящего состава, а также от величины организационного потенциала. Использование предлагаемого механизма позволит повысить организационный потенциал компаний-партнеров, увеличить конкурентоспособность как на уровне предприятия, так и на уровне региона, и, в конечном счете, достичь устойчивого развития предприятия за счет реализации его потенциала.

Под потенциалом предприятия понимается возможность максимального использования организацией всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Организационный потенциал — это суммарная максимально возможная организационная способность предприятия комплексно оптимизировать взаимодействие его структурных элементов и обеспечить эффективное

функционирование, направленное на достижение его главной цели.

Другими словами, организационный потенциал влияет на функционирование производственной системы в целом и ее отдельных элементов в частности [4]. Состав и структура организационного потенциала предприятия представлены на рис. 3. В организационном потенциале предприятия выделяются пять укрупненных блоков:

1. трудовой (кадровый),

2. финансовый (экономический),

3. производственный,

4. маркетинговый,

5. инновационный.

В первый блок входят трудовой (ТП), управленческий (УП) и интеллектуальный потенциал (ИнтП); во второй блок — финансовый (ФП), экономический (ЭП) и инвестиционный потенциал (ИнвП); в третий блок — материально-технический (М-ТП), технологический (ТехП) и производственный (ПП) потенциал; в четвертый блок — информационный (ИнфП), рыночный (РП) и маркетинговый потенциал (МП). Инновационный блок служит основой для функционирования всех структурных элементов организационного потенциала. Составляющие каждого блока объединены и взаимосвязаны между собой в зависимости от сущности описываемого элемента (подразделения) в системе предприятия.

Влияние организационного потенциала на устойчивое развитие предприятия формируется посредством воздействия каждого составляющего элемента в отдельности. Схематично данное влияние представлено на рис. 4.

Устойчивое развитие — это способность системы взаимосвязанных элементов предприятия обеспечивать жизнеспособность и рост экономической эффективности предприятия с учетом воздействия различных факторов внешней среды. При этом стратегический потенциал предприятия, как видно из рис. 4, оказывает влияние на устойчивость развития пред-

> <

к

X

сг

О

Рис. 3. Состав и структура организационного потенциала предприятия

Устойчивое развитие (УР)

Организационный потенциал (ОП)

ТП

УП

ИнтП

ПП

М-ТП ТехП

Стратегический потенциал (СП)

ФП

ЭП

ИнвП

1

МП

РП ИнфП

Инновационный потенциал (ИннП)

ТП

УП ИнтП

ПП М-ТП ТехП

ФП

ЭП ИнвП

1

МП

РП ИнфП

Рис. 4. Влияние организационного потенциала предприятия на его устойчивое развитие

приятия. Инновационный блок в структуре организационного потенциала предприятия оказывает влияние на достижение устойчивого развития.

Рассматриваемая форма сотрудничества не закреплена в учредительных документах предприятий, но каждый из руководителей-партнеров может вносить свой вклад в достижение ее устойчивости. Процесс реализации механизма использования персонала с учетом полного расчета по договорам схематично представлен на рис. 5.

Сформированный механизм может способствовать устойчивому развитию предприятия, а, следовательно, его можно считать основным (см. рис. 6).

Данный механизм был внедрен в 2010 г. в ООО «Энергострой», специализирующемся на проектировании, строительстве и обслуживании автономных автоматизированных водогрейных, блочно-модульных

и паровых котельных, работающих на различных видах топлива. Использование описанной технологии в службе сервиса «Энергостроя» позволило добиться повышения показателя рентабельности услуг до 15% в условиях посткризисного периода.

Количественно измерить организационный потенциал предприятия, а также осуществить мониторинг его изменения во времени представляется возможным на основе системы показателей, особенностью которых является одинаковая направленность (табл. 1).

Это означает, что чем выше уровень показателя или чем выше темпы его роста, тем более благополучным является финансовое состояние оцениваемого предприятия. Тем самым появляется возможность оценить не только текущее состояние организационного потенциала предприятия, но и его усилия и способности по изменению достигнутого состояния в динамике.

> <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

X

сг

О

Мы предлагаем определять уровень организационного потенциала на основе рейтинговой оценки, поскольку она базируется на комплексном, многомерном подходе к оценке, осуществляется на основе реальных показателей деятельности предприятия, и для ее получения используются важнейшие показатели, применяемые на практике в рыночной экономике [5].

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит оценка составляющих организационного потенциала предприятия по соответствующим показателям и последующее их сравнение по каждому показателю с условно эталонным предприятием (имеет наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям в отрасли).

В общем виде алгоритм рейтинговой оценки потенциала предприятия может быть представлен в виде последовательности следующих действий.

1. Исходные данные представляются в виде матрицы ау, где по строкам записываются названия показателей оценки (I = 1, 2, 3, ..., п), а по столбцам — названия составляющих организационного потенциала предприятия (/ = 1, 2, ..., т).

2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия (т + 1).

3. Исходные показатели матрицы ац стандартизуются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:

ха = а;/тахаа.

(1)

где х/ — стандартизованные показатели состояния предприятия.

4. Для каждого анализируемого предприятия значение рейтинговой оценки его организационного потенциала определяется по формуле:

Я = Л1 - х1/ )2 + (1 - х2 / )2 + - + (1 - хп/)2 ,

(2)

5

где Я^ — рейтинговая оценка организационного потенциала предприятия; х1/, х2/, ..., хп/ — стандартизованные показатели по каждой составляющей организационного потенциала анализируемого предприятия.

Полученные значения по каждой составляющей организационного потенциала исследуемого предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет составляющая с минимальным значением сравнительной оценки, полученной по формуле (2).

Другими словами, мы получаем возможность определить уровень эффективности использования всех ресурсов предприятия: трудовых, производственных, финансовых, маркетинговых, инновационных. Такая оценка является также измерителем роста конкурентоспособности предприятия в данной отрасли деятельности.

Изложенный алгоритм получения рейтинговой оценки организационного потенциала предприятия может применяться для сравнения по данным о результатах деятельности предприятия на конец отчетного периода или в динамике.

Определение уровня организационного потенциала открывает возможность управления его значением,

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И М ЕН ЕДЧ'М Е НТА

сл

-Еь

Производственно-хозяйственная деятельность

03 А

О X

О

<

"О >

СП

ь

О)

оз о

м о

Энергетическое обеспечение

Материальное обеспечение

Квалификационная оплата труда

Инновационная

Конструкция технологической подготовки

Рис. 6. Механизм устойчивого развития предприятия

Таблица 1

Система показателей оценки организационного потенциала предприятия

Наименование элементов Со-ставля-ющие Показатели оценки Укрупнение Формула Пояснения

1 3 3 4 5 6

Трудовой (кадровый) потенциал ТП Быстрота и качество выполнения обязанностей и работ, соответствие срокам выполнения работ, трудоемкость, коэффициент обновления кадрового состава Трудоемкость . ЛспТэф t = В Т = Т + Т + полн техн обсл + Т у

УП Качество и оперативность принимаемых управленческих решений (УР), качество управленческой документации, экономичность работы управленческого персонала Качество и оперативность принимаемых УР Прибыль = = В - З В — выручка, руб. З — затраты, руб.

ИнтП Уровень квалификация кадрового состава, степень повышения квалификации, быстрота и качество обновления ИнтП работников Быстрота и качество обновления интеллектуальных способностей работников Уризм.кв V = Т и —скорость обновления квалификации, УРизм кв — ур°вень квалификации работников, Т — период времени

Финан- сово-эко- номи- ФП Рентабельность активов (я») Я» = Р/А, где Р — прибыль за период, А — средняя величина активов за период

ческий потенциал ЭП Прибыль, финансово-экономические показатели Рентабельность Р = П/З П — прибыль, руб., З — затраты, руб.

ИнвП Доходность, ставка доходности V — и, г = еи ь , где ие, иь иь нансового актива — исходная и конечная стоимость фи-

Производственный потенциал М-ТП Качество материалов и их износостойкость, качество технических средств и срок их службы, коэффициент возможного обновления материально-технической базы (МТБ) Коэффициент возможного обновления МТБ K МТБ 2 K МТБ1 Исходя из технического состояния объектов, срока службы, графика ремонтных работ. Балльная оценка и сравнение с предыдущим периодом

ТехП Соответствие СНИП и ГОСТ, рентабельность подрядных услуг, рентабельность услуги Рентабельность услуги Р = ц—С усл Ct Ц — цена услуг, осуществляемых по договору, руб., Сt — себестоимость, руб.

ПП Потенциальная производительность труда (ПТ), индекс роста производительности труда (О ПТа I = ТТТ — Р !+ ПТ ПТб пот _ пот "'пот Впот — потенциальное кол-во заказов, ^от — потенциальное время выполнения

Маркетинговый потенциал ИнфП Качество и достоверность информации, скорость ее сбора и обновления, эффективность ее обработки, качество используемых информационных технологий Количество заказов и прибыль от них Прибыль = = В - З В — выручка, руб., З — затраты, руб.

1 3 3 4 5 6

РП Уровень конкуренции в отрасли, регионе, уровень потенциала спроса Потенциал спроса У - р.спр п с1 ^ — эластичность спроса по цене за текущий и предшествующий периоды

МП Уровень использования маркетингового подхода, эффективность маркетинговых технологий, слаженность работы выбранных элементов и технологий Эффективность маркетинговых технологий Эт - Пт/Зт Пт прибыль от использования маркетинговых технологий, руб. Зт — затраты на их внедрение и использование, руб.

Инновационный потенциал ТехП Удельный вес прибыли по договору в общей сумме прибыли П У = — п cравнить Пфакт уровень с плановым и предыдущим факт периодами

ТП Рентабельность труда г = 1 1 где 2г — за траты на персонал г-й группы, руб., 1 2 ~В1 — доход, полученный от деятельности персонала г-й группы, руб.

МП Уровень/использования новых маркетинговых технологий У = У /У р. исп. марк. т и.м.т.факт и. м. т. пред

для того чтобы снизить влияние изменяющихся факторов внешней среды на деятельность предприятия. Если скорость изменений внешней среды и скорость отклика организации на них будут равны (стремиться к равенству) и качественно этот отклик будет реагировать на решение вновь возникающих задач, то можно считать, что предложенный вид сотрудничества на практике эффективен.

Следовательно, используя предложенный механизм кооперации как основополагающий, предприятия строительной отрасли России посредством совместной деятельности смогут достичь также и индивидуального устойчивого развития.

Литература

1. Жуковская К. Строительство: Сб. док-тов.: М., Омега-Л, 2006. 320 с. (Нормативное регулирование по видам деятельности).

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/news/.

3. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov.spb.ru/ day/new_stat/.

4. Официальный сайт Президента Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts.

5. Официальный сайт Российской газеты. Раздел «Документы»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/dok.

Методологические аспекты разработки и принятия управленческих решений в условиях неустойчивой внешней среды

Methodological Aspects of the Development and Management of Decision-Making in an Unstable Environment

УДК 005.53

Принятие управленческих решений — сложный методологический аспект, основанный на исследовании влияния технических, экономических, организационных, экологических, психологических, социальных и других факторов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность принимаемого решения, что обуславливает значимость и необходимость исследования методологических подходов и проблем разработки и принятия управленческих решений в предпринимательских структурах. Решение в процессе управления представляет собой развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-пси-

Коваль Олег Сергеевич

экономист ООО «Блок-Монолит» 194292, Санкт-Петербург, 3-й Верхний пер., д. 9, к. 1

Koval' Oleg Sergeevich

3-y Verkhniy Lane 9 Bld. 1, St. Petersburg, 194292, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.