Научная статья на тему 'Механизм коммерциализации инновационной деятельности в промышленной корпорации'

Механизм коммерциализации инновационной деятельности в промышленной корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / INDUSTRIAL CORPORATION / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / COMMERCIALIZATION / ТРАНСФЕР / TRANSFER / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабина Екатерина Николаевна

В статье обосновывается необходимость изменения подхода к способам коммерциализации инновационной деятельности как одного из условий конкурентоспособности промышленной корпорации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the necessity to change the approach to commercialization methods of innovative activity as a precondition of competitiveness of industrial corporation as a whole.

Текст научной работы на тему «Механизм коммерциализации инновационной деятельности в промышленной корпорации»

Е. Н. Кабина

МЕХАНИЗМ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

В статье обосновывается необходимость изменения подхода к способам коммерциализации инновационной деятельности как одного из условий конкурентоспособности промышленной корпорации в целом.

Ключевые слова и словосочетания: промышленная корпорация, коммерциализация, трансфер, инновационная деятельность.

Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности - завершающий этап инновационного процесса и неотъемлемый элемент инновационной инфраструктуры предприятия. Обеспечение эффективного процесса коммерциализации технологий требует проведения целенаправленных и системных действий как со стороны органов государственной власти (законодательной и исполнительной), так и со стороны частного сектора. Нужен благоприятный экономический и правовой климат, а значит, нужны новые законы и механизмы их реализации. Для обеспечения широкомасштабного протекания инновационных процессов необходима развитая инновационная инфраструктура. Наконец, нужны профессионально подготовленные специалисты в области инновационной деятельности, прежде всего менеджеры в области технологического трансфера.

В рыночной экономике в условиях высокой конкуренции лишь 6-8% научных исследований превращаются в новый продукт или процесс. Из этого следует, что экономически целесообразно при проведении исследований и разработок заранее прекращать или профилировать те из них, которые не имеют или потеряли коммерческий потенциал. Для этого необходимо иметь методику, которая бы позволяла оценивать коммерциализуемость разработок, находящихся на различной стадии инновационного процесса.

Важность систематической оценки коммерциализуемости результатов НИОКР по мере их продвижения по инновационному циклу диктуется и экономическими факторами. По мере перехода от фундаментальных исследований к опытно-конструкторским разработкам и к освоению производства новой продукции на каждой стадии инновационного цикла происходит увеличение затрат примерно в 10 раз. Поэтому прекращение бесперспективных исследований экономит значительные финансовые средства.

Все объекты инновационной инфраструктуры должны быть гармонизированы и не должны создавать узких мест и препятствий в целостном инновационном процессе: от проведения научных исследований и разработок до создания, освоения производства и выведения на рынок новой наукоемкой продукции. Элементами инновационной инфраструктуры могут выступать инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, объекты финансовой и товаропроводящей сетей. Сам по себе механизм коммерциализации реализуется главным образом в рамках инновационного проекта. Как правило, инвесторов останавливает от вложения средств в технологические

проекты недостаточная предсказуемость успешной реализации научно-технических идей. Поэтому умение прогнозировать степень риска финансирования таких проектов имеет первостепенную значимость для получения коммерческого результата.

Важной особенностью процесса коммерциализации является выделение и оценка роли менеджмента как связующего и определяющего звена всех этапов инновационного процесса - от идеи до получения рыночного продукта. Следует отметить, что до сих пор роль менеджмента ни идеологически, ни материально не получала должной оценки в российской практике.

Единым направлением развития инновационной деятельности на микроуровне является то, что государство, формируя правовые условия управления интеллектуальной собственностью, созданной на предприятии, стремится к развитию соответствующей инфраструктуры, которая стимулирует процесс передачи технологий и коммерциализации исследований и разработок.

Как отмечает один из известных специалистов в области коммерциализации технологий Д. В. Гибсон1, потребность в передаче технологий является относительно новым явлением и широко обсуждается специалистами. Среди них нет согласия и единства о понятиях «технология» и «трансфер». Однако обычно полагается, что технология не обязательно является чем -то овеществленным, но обязательно «представляет собой информацию, предназначенную для использования и достижения какой-либо цели, или же знания о том, как сделать что-либо»2. Трансфер же представляет собой движение информации с использованием каких-либо информационных каналов от одного его индивидуального или коллективного носителя к другому. С юридической точки зрения сущность трансфера технологий заключается в возмездной передаче прав на объекты интеллектуальной собственности, а информация, предназначенная для использования и достижения какой-либо цели, или же знания о том, как сделать что-либо, всего лишь описывают объект коммерческой сделки.

Располагая правами на технологию, корпорация должна четко на основании фактов сопоставления уровня развития технологии и требований рынка понять, на каком этапе развития она находится и каково «расстояние» до рынка. Эта оценка позволяет приступить к формированию стратегии продвижения технологии. С учетом того, что технология может оказаться способной порождать целый спектр товаров и услуг, ориентированных на совершенно различные рыночные сегменты, выбор стратегии потребует анализа всех выявленных сегментов: оценки их емкости, устойчивости, долговременности и достижимости. Только после этого можно осмысленно выбрать именно тех потенциальных партнеров, интересы которых могут быть связаны со следующим этапом продвижения технологии.

Трансфер технологий с юридической точки зрения является совокупностью коммерческих сделок по передаче прав. Стоимость передаваемых прав определяется как дисконтированная стоимость будущих доходов за счет при-

1 См.: Гибсон Д. В. Трансфер трехнологий между субъектами рынка // Трансфер технологии и эффективная реализация инноваций / сост. и общая ред. Н. М. Фонштейн; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Центр коммерциализации технологий. - М., 1999. - С. 19-37.

2 Там же. - С. 20.

менения технологии. Поскольку будущие доходы зависят от сегмента, выход на который прогнозируется, здесь возникают задачи по оценке емкости каждого из выявленных сегментов и влияния применения технологии на доходность в этих сегментах. Оценка дисконтирования производится через определения шансов выхода в данный рыночный сегмент, необходимого для этого времени и финансовых ресурсов. Поскольку речь идет не о рутинном, а об инновационном бизнесе, то в основном эти оценки могут быть сделаны лишь как прогностические (вероятностные). Процедуры такого оценивания и саму оценку в западной терминологии называют валоризацией. Следует обратить внимание, что стоимость передаваемых прав зависит и от их объема, который и предопределяет рынки, на которых реализуется технология.

На научно-техническом предприятии «портфель» интеллектуальной собственности выступает зачастую основным активом, который, как известно, формируется исключительно в связи с принятой стратегией бизнеса, а не только потому, что имеются соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Их владелец всегда должен выбрать решение о необходимости и процедуре оформления или регистрации своих прав, в отличие от прав на материальные объекты собственности, документы на которые оформлять он просто обязан согласно действующему законодательству. Такой выбор является важнейшей, но не единственной составляющей умения управлять интеллектуальными ресурсами корпорации. Их развитие и использование через стратегию максимального лицензирования, нахождение правильного баланса между накоплением и расходованием наработанного объема знаний - одно из важнейших умений менеджера на любой фирме, а тем более инновационной.

Одна из особенностей организации рисковых капиталовложений заключается в действующем механизме поэтапного финансирования нововведений. Появление такого механизма продиктовано необходимостью привлечения дополнительных средств по мере освоения того или иного нововведения и становления инновационно ориентированной корпорации. Вместе с тем механизм поэтапного финансирования позволяет инвесторам снизить степень риска путем разделения расходов на различных стадиях освоения нововведений, а также дифференцировать размеры получаемой в конечном итоге прибыли.

Принято выделять три основные стадии развития венчурной корпорации: раннюю, этап развития и этап закрепления успеха. На ранней стадии развития происходит процесс финансирования создания корпорации. Капитал необходим для проведения научно-исследовательской работы, разработки бизнес-плана, образцов продукции, маркетинговой стратегии и др. На этапе развития осуществляется переход от создания образцов продукции к налаживанию процесса нормальной производственной и сбытовой деятельности. Средства необходимы для покрытия издержек, связанных с изготовлением инструментов, создания или расширения необходимых производственных мощностей, а также для формирования оборотного капитала. Заключительный этап - закрепление успеха, за которым следует выпуск акций компании в свободное обращение на бирже. Основная цель венчурного финансиста - развить компанию и, продав свой пакет акций, получить прибыль за свои инвестиции

Важное место в деятельности венчурных фондов занимает процесс поиска и отбора новых идей и проектов, успешная реализация которых принесет

инвесторам рискового капитала наибольшую прибыль. От того, насколько верным окажется сделанный выбор, зависит не только судьба достаточно крупных долгосрочных капиталовложений, но и масштабы дальнейших усилий инвесторов по организационно-управленческой поддержке финансируемых проектов, включая дополнительные затраты в случае возникновения незапланированных трудностей. Не удивительно поэтому, что данной проблеме уделяется весьма значительное внимание. Предложения об участии в финансировании обычно поступают венчурным фондам от самих учредителей новых компаний. Нередко с такими предложениями обращаются другие венчурные фонды, заинтересованные в разделении финансового риска и проведении совместной экспертизы проекта. Для облегчения контактов между предпринимателями и инвесторами рискового капитала в последние годы получили распространение специализированные службы и базы данных.

Рисковые капиталовложения достаточно широко используются и для приобретения контроля над новой инновационной фирмой или для смены ее руководства в том случае, если из-за слабости или некомпетентности управленческого персонала новая фирма не в состоянии раскрыть имеющиеся возможности. Может возникнуть и обратная ситуация: управляющие хотят с помощью дополнительного венчурного капитала укрепить свои позиции внутри фирмы или обеспечить отделение от крупной корпорации какого-нибудь второстепенного с точки зрения долгосрочной стратегии корпорации филиала.

Основная часть рисковых капиталовложений (примерно две трети) обычно приходится на первые три этапа финансирования. Хотя эти капиталовложения связаны с наибольшим риском, они обещают самую высокую норму прибыли в случае успешной реализации проектов. Продолжительность полного цикла рисковых капиталовложений в одну фирму меняется в широких пределах. Известны примеры, когда с момента зарождения фирмы до ее регистрации на бирже проходило менее трех лет. Однако в большинстве случаев этот срок занимает 5-10 лет. Таким образом, непременным условием рисковых капиталовложений является предоставление финансовых средств без выплаты процентов и погашения долга в течение достаточно длительного периода времени. Предоставление финансовых средств для рискового бизнеса коренным образом отличается от долгосрочных кредитов коммерческих банков. Инновационный венчурный бизнес допускает возможность провала финансируемого проекта. Основным источником венчурного капитала выступает капитал крупных компаний по финансированию и развитию определенных проектов, например, в инновационной сфере. Поэтому рисковые фонды предпочитают идти по пути совместных инвестиций, что значительно снижает риск отдельных вкладчиков.

Список литературы

1. Гнездилова Е. Н. Роль интеллектуальной собственности в формировании экономики инновационного типа // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 2 (38).

2. Кабина Е. Н. Интеллектуальный потенциал промышленных корпораций // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 1 (43).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.