Научная статья на тему 'Пути инновационного развития региона'

Пути инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочергин С. Г.

Научно-технические и технологические достижения в конце ХХ столетия приобрели определяющее значение в национальной экономике всех промышленно развитых стран. Одним из основных достижений послужило использование новейших идей и разработок в военно-промышленных комплексах. Созданные для решения задач ракетно-космической, атомной промышленности технологии требовали колоссальных материальных интеллектуальных и производственных усилий и их вполне правомерно стали называть высокими технологиями [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути инновационного развития региона»

нением. Аналитическая и контрольная функции на данном этапе отводятся координационному центру. На основании этих результатов работа по сбалансированным показателям, а также сами показатели могут быть скорректированы. Таким образом, процедура анализа связана с обучением на основе приобретенного опыта, построенного согласно циклу обучения Колба [5, с.71].

После выполнения последнего этапа цикл выполняется вновь. Благодаря этому постоянно поддерживается соответствие системы показателей условиям окружающей среды кооперации. Непрерывное движение вперед при помощи цикла универсальной системы показателей деятельности кооперации приведет к согласованности устремлений кооперирующих субъектов и целей кооперации, а также к устойчивому улучшению результатов деятельности кооперации в течение многих лет.

Предложенная схема внедрения универсальной системы показателей деятельности кооперации, особой сложностью не отличается. Практика же вносит свои коррективы. У большинства предприятий Ставропольского края нет чёткой стратегии. Но даже если стратегия определена, она не становится рабочим документом, её положения часто неизвестны не только среднему звену руководящего персонала, но и главам подразделений. Разработка и внедрение универсальной системы показателей деятельности кооперации для кооперирующихся предприятий сложный процесс, требующий предварительной подготовки всех элементов системы: людских ресурсов, систем управления и т.д.

Однако, принимая во внимание результаты проведенного нами исследования, а также тенденции, происходящие в мировой экономике, универсальная система показателей деятельности кооперации, как инструмент, способствующий устранению противоречий между кооперирующимися субъектами, видится нам наиболее перспективной.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Браун М.Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. Г

2. Ковальчук Е.Ю. Управление развитием кооперации в сельском хозяйстве региона (на примере ^ Ставропольского края): Дисс. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2002.

3. Хицков И., Митина Н., Фомина Е. Интеграционные связи в агропромышленном производстве // □ Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2004. № 1(12). ^

4. Хьюберт К. Рамперсад Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 0

5. Kolb D.A. Experiential Learning. Englewood Cliffs. NJ: Prentice-Hall, 1984. ®

КОЧЕРГИН С.Г.

ПУТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

X

^

О

О х

X

ных достижений послужило использование новейших идей и разработок в военно-промышленных комплексах. Созданные для решения задач ракетно-космической, атомной промышленности техно-

Научно-технические и технологические достижения в конце XX столетия приобрели опреде- о

ляющее значение в национальной экономике всех промышленно развитых стран. Одним из основ- о

о

логии требовали колоссальных материальных интеллектуальных и производственных усилий и их о

вполне правомерно стали называть высокими технологиями [6]. ^

Однако если на Западе ВПК работал в условиях рыночной экономики, требующей быстрого 1

внедрения в другие отрасли достижений высоких технологий военного назначения, то в России по ^

целому ряду причин этого не происходило. В связи с этим целый ряд отраслей, таких как легкая, ™

пищевая, обрабатывающая и др., не получая «подпитки» высокими технологиями, не могли произ- 5

водить конкурентно способную продукцию, востребованную на рынках других стран. Экспортные ®

возможности России помимо сырья, в основном ограничивались поставкой вооружения.

Научно-технические достижения и инновации — главные источники экономического роста наиболее развитых экономик, предполагающие динамичное развитие интеллектуально-информацион-

о

х

О

О

л

I-

ш

7

ных элементов национального богатства. Для увеличения производства в 2 раза объем знаний должен быть расширен в 4 раза, а рост объема производства в 10 раз требует увеличения знаний в 100 раз. Использование более дорогого оборудования определяет и рост затрат на повышение качества рабочей силы. Так, в Японии к 2003 году единица капиталовложений стоила в 2,7 раза дороже, чем в середине 50-х гг., тогда как цена рабочей силы за тот же период возросла в 15,6 раза. Важнейшей закономерностью стало опережающее развитие науки. В США затраты на воспроизводство рабочей силы увеличилась за период 1947 — 2005 гг. в 6,9 раза, тогда как расходы на воспроизводство основного капитала — в 4,8 раза, а расходы на науку увеличились в 16 раз. [4, с. 20]

В середине 80-х появляется такой сектор высоких технологий как ГГ. На сегодняшний день являющийся: самым динамично растущим сектором рынком, с самыми высокими нормами прибыльности, с минимальными сроками окупаемости и т.д., доля и вес данных технологий обреченно будет расти по мере развития человеческого общества.

Томск стоял у истоков инновационного регионального развития. Изначально томская область стояла, по сравнению со Ставропольским краем, в других условиях: являясь глубоким тылов периода второй Мировой войны, там были сосредоточены военно-оборонные комплексы, работа и финансирование научных центров были также направлена на «оборонку». Что мы увидели в октябре 2006 года.

Спаянную команду администрации края, университетов, инновационного бизнеса, Администрация Томской области, пожалуй, одна из первой поняла необходимость поддержки и развития инновационного сектора экономики в регионах. На сегодняшний день доля инновационной продукции в ВРП составляет 8%, и идет на третьем месте после нефтегазовой и дерево добывающей промышленности. Как показывают наши исследования, для саморазвития инновационной деятельности ее процент в структуре ВВП (ВРП), должен превышать 10%.

На территории был создан один из первых технопарков в стане. Сегодня это постоянно дей-^ ствующий выставочный комплекс, площадка для РЯ-деятельности инновационных проектов края, ^ службы консультирования и сертификации, что, несомненно, не является технопарком в его клас-□ сическом понимании. Благодаря этому, технопарк сыграл для Томска несомненно свою роль в «рас-^ кручивании» Томской области как инновационного региона. Возможность осуществления кругло

годичной выставочной деятельность. с Мировой опыт показывает, что существует варианты построения структуры технопарков: «одно

ф ядерные» — целостна структура, объединяющая в себе процесс от подготовки высококвалифици-

0 рованного персонала до выпуска инновационной продукции; «двух ядерные» — создание техно-ф логий, проведение НИ0КР с дальнейшим трансфером в технологические зоны; «много ядерные» —

СО

1 с распределенной сетью научных и производственных мощностей, работающих в одной системе по 0 одним правилам, на разных площадях.

о Отметим, что в условиях Ставропольского края (где на лицо наличие нескольких научно-инно-

ф вационных центров) целесообразно предложить распределенную структуру технопарка, с доминан-

5 тной составляющей — ГГ компаниями.

о В ходе проведенных исследований и анализа мирового опыта построения технопарков хоте-

^ лось выделить несколько ключевых фактора успеха:

- Поддержка правительства;

- Законодательная база; ¡3 - Финансовая поддержка;

о - Лоббирование интересов;

0 - Активное участие в налаживании трехсторонних связей между наукой, бизнесом и прави-

О.

^ тельством.

1 - Наличие стратегии развития инновационной деятельности в целом и технопарка в частности; ф - Научно-технологическая поддержка;

- Высокий уровень научного потенциала региона; | - Подготовка кадров;

? - Наличие креативных ученых инноватиков;

I - Структурное подразделение в ВУЗах, обеспечивающая отбор и стимулирование инновацион-

^ ных идей, проектов;

- Поиск точек соприкосновения науки и производства;

- Подготовленность экономической инфраструктуры;

- Понимание бизнесом роли и ценности инновационного знания в стратегическом развитии бизнеса и экономики фирм;

- Готовность кредитных учреждений финансировать высоко рисковые проекты;

- Предоставление кредитов под залог интеллектуальной собственности;

- Бизнес — инкубаторы

- Офисы коммерциализации

Одним из ключевых моментов развития экономико-инновационной инфраструктуры региона, являются офисы коммерциализации (ОК) — структурные подразделения, обеспечивающие отбор и стимулирование инновационных идей, проектов, ученых и научных сотрудников.

1.По нашему мнению необходимо организовывать ОК не только в ВУЗах, но и в научных лабораториях, научно исследовательских институтах. Структура может быть представлена следующей схемой (рисунок 1).

В обязанности ОК также входит рассылка информационных бюллетеней о научных разработках и инновационных продуктах университета.

Рисунок 1. Модель функционирования отдела коммерциализации.

Под связями понимается следующие:

1. Предоставление сотрудникам ВУЗа помещений и оборудования для выполнения НИР, 0КР, заработная плата — взамен на университет оформляется интеллектуальная собственность полностью или частично (патенты) и % от использования или реализации интеллектуальной собственности (ИС);

2. Полученные результаты собираются и передаются в ОК для рассмотрения их с целью проведения анализа о коммерциализуемости последних;

3. ОК передает проанализированный проект в ЦТТ или самостоятельно выходит с ним на рынок, при реализации или внедрении получает % от стоимости, а оставшиеся средства передаются по связи (5);

4. Реализация ЦТТ проекта и передача денег университету через ОК.

5. Получение заработной платы для сотрудников ОК, пополнение фонда на поддержку научных разработок, получение прибыли от реализации или внедрения ИС университетом.

л

I-

ш

7

|\

□ □

а ф

Люди получают дополнительную мотивацию к коммерциализации проектов учреждения через % от продажи. На наш взгляд данная модель показала свою жизнеспособность (существует с 2003 года) и с небольшими модификациями под особенности конкретного ВУЗа может быть принята как шаблон.

Кроме прямых продаж инновационных проектов, и через ОК, необходимо рассмотреть другие способы финансирования и со-финансирования для малых инновационных компаний, как основы развития инновационного развития региона.

Наиболее оптимальных механизмов (источников и форм) стимулирования малых инновационных предприятий и научных коллективов, являющихся окружением или резидентами Ставропольского государственного университета. Определения этапов и направлений развития организаций, на которых наиболее оптимально получение институциональной поддержки. Выявление рисков, возникающих в организации при получении внешнего финансирования на институциональное развитие, и определение мер по их снижению.

Проведя анализ соответствия источников и форм поддержки научных не коммерческих организаций на сегодняшний день и на ближайшее будущее, составим таблицу соответствия (таблица 1, 2).

Таблица 1. Таблица соответствия источников и форм институциональной поддержки

на сегодняшний день

о о. ф

х

О О

о

.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

<

о о

о о о

со

О

О О О.

О Ф

О Ф

О х

О

О

.юи

' I

2 ]

4

5

[МСТЪ

I

т

4

с

Ниичннкн

М\-ЦЛЮ11й.1М1ЫС II рП Л0Нч1.1Ь:;ЫГ>

ии.кчзьи; ирклраммы I 1шни1шм1ыс ир^'кш М iijti.iv нлри.^иыо г р(1 м Срс.ш Ашпорчеикш с ф\к1 ур Час I м ыо 11 ижер I нииалан Сре.ютэа орпшшиии изаимшюмоиш

Формы

ГрИМТ^ ГГПЖСрИЮЛЗННЯ Му]3]]]]]][[^1им],111 м п^у/шпжииьсн чакгг Коммерческий чагсгг БссириисЕЕ п 11лс ча;:мы С.'упсндия: СуГмеицид

.[гктуммостр,

]

.5 5

6 Банхиасхич: кредита

1 М пщичсс д 1 и: [хгк и.челдиш 111

Таблица 2. Таблица соответствия источников и форм институциональной поддержки

на перспективу развития

Можно предположить снижение доступности «бесплатных денег», уход грантовых организаций в менее развитые страны, отметим необходимость ориентирования на коммерческие и муниципальные заказы, стремление выхода на западные рынки. Это не определенно окажет необходимый эффект для инновационных компаний и развития инновационного сектора экономики России в целом.

Создания инновационных терминалов, зон стимулирования и коммерческой реализации инновационных проектов, можно сказать решенный этап. На сегодняшний день необходимо отметить существующие проблемы в процессе перехода страны на инновационный путь развития: зачастую региональные власти больше говорят чем делают, заявляется о успехах в развитии инновационной инфраструктуры, а реальной административная и финансовая поддержка отсутствует; отсутствие специалистов, способных наладить процесс реализации инновационных проектов в широких масштабах; просчеты государственных органов власти в контроле за вывозом интеллектуальной собственности за рубеж, существуют сотни фирм занимающихся «трансфером» высокотехнологичных идей по бросовым ценам. Эти компания из года в год беспрепятственно продолжают свою деятельность.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Аммосов Ю.П. Венчурный капитализм: от истоков до современности. СПб.: Феникс, 2005.

2. Кузык Б.Н. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2005.

3. Нонака И., Такеучи X. Компания — созидатель знания. Зарождение и развитие инноваций в япон-

ских фирмах. М.: Олимп-Бизнес, 2003.

4. Симагути М. Эпоха системных инноваций. М.: Миракл, 2006.

5. Ajay K. Sirsi Marketing led sale driven — BC. Canada, 2006.

6. www.tech-park.ru

Ol

ü h ü (0 7

|\

□ □

ru

a ф s о a. ф

X

^

О

О х

X

ф

ca

О

.

a

<

О

о

о о

о о

Q-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.