ственно-частного партнерства);
- рациональное использование имеющегося инновационного потенциала в качестве фундамента для строительства инновационной экономики и реализации инновационной политики;
- сотрудничество между частным, исследовательским и образовательным секторами;
- целевая поддержка направлений и сфер деятельности, позволяющих реализовать существующий инновационный потенциал;
- охват как можно большего объема потенциально инновационных фирм посредством предоставления им государственной поддержки (в виде налоговых льгот, кредитов);
- развитые программы коммерциализации инноваций, создаваемых и заимствуемых технологий;
- привлечение иностранных инвестиций в сферу инноваций;
- наличие развитого законодательства в области интеллектуальной собственности;
- активное изучение и внедрение международного опыта.
Литература
1. Обзор международного опыта инновационного развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа к документу: http://www.nanonewsnet.ru/articles/2011/obzor-mezhdunarodnogo-opyta-innovatsionnogo-razvitiya
2.3арубежный опыт инновационной политики: уроки для Казахстана [Электронный ресурс]. - Режим доступа к документу: http://www.kisi.kz/img/docs/1192.pdf
Э.Официальный сайт Государственной службы статистики Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа к документу: http://www.ukrstat.gov.ua/
4.Инновационное развитие и коммерциализация технологий в России и странах ЕС: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа к документу: http://www.ras.ru/FStorage/Download.aspx?id=d9532b63-26a6-4eab-b781-3ba4c96fd191
5.Иванова О.В. Проблемы и пути повышения конкурентоспособности экономики Украины [Электронный ресурс]. -Режим доступа к статье: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Prvs/2008_1/0428.pdf
6. Филонич В.С. Инновационно-инвестиционная модель - гарант конкурентоспособности национальной экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье:http://msu.kharkov.ua/files/vestnik/2006/ekonomika-2006-1.pdf
УДК 330.115
Баткилина Ю.М.,
ст.н.с, Центр исследований и статистики науки, (г. Москва)
СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
Опыт развитых стран, ориентированных на доминирование инноваций как фактора, обеспечивающего высокую конкурентоспособность экономики, показал, что структурированная система развития и поддержки малого инновационного предпринимательства, позволяет осуществлять трансфер научных разработок в конкурентоспособные продукты и технологии, в короткие сроки осваивать нововведения и продвигать их на рынок.
В большинстве стран-членов ЕС национальная политика в отношении малого предпринимательства определяется на федеральных уровнях, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные, характерные для национальных экономик рычаги. Так страны Великобритания и Нидерланды в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа для малого бизнеса. Франция, Италия, Испания создают особые резервы для поддержания малого бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.
В настоящее время в Германии на малые и средние фирмы приходится значительная часть изобретений и инноваций, так как они охотнее идут на внедрение нововведений, оперативно реализуют инновации, в том числе технологические. Государство, прежде всего стремится создать для малого предпринимательства равные условия для конкуренции с крупными компаниями. Придается большое значение укреплению связей малых и средних предприятий с наукой, привлечению их к работе государственных исследовательских центров. В большинстве стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении малого предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные, более присущие для определенных национальных экономик рычаги. Так страны Великобритания и Нидерланды в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа для малого бизнеса. Франция, Италия, Испания создают особые резервы для поддержания малого бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.
Мероприятия, реализуемые федеральным правительством ФРГ, нацелены на обеспечение нормальных условий конкуренции. Главный инструмент здесь - картельное право, законодательно оформленное в 1957 г. Ведомство по надзору за картелями следит за слияниями крупных фирм, во-вторых, облегчает кооперацию мелких предприятий, снимая ненужные запреты.
Вторая составляющая мероприятий по поддержке обеспечение равноправного участия малых предприятий в распределении государственных контрактов. С 1976 г. в Германии существует особое положение, регулирующее обязательное участие мелких поставщиков в распределении госзаказов. В случаях дискриминации мелкие фирмы могут обратиться в специально учрежденные в этих целях инстанции.
© Баткилина Ю.М., 2012
Економ1чний вюник университету | Випуск № 18/2
23
Поддержка оказывается и через кредиты с относительно низкой ставкой процента и льготными условиями возврата денег выдаются мелким фирмам не непосредственно, а через их банки, предоставляющие гарантии своевременного возврата денег. Специальные кредиты, стимулирующие создание новых рабочих мест и улучшение региональной структуры экономики, предоставляются правительствами земель.
В инновационной сфере существует ряд организационных форм помощи малым предприятиям: индустриальные и научные парки, инновационные центры, где имеются возможности снять помещение, получить доступ к информационным банкам, консультациям, капиталу. Государственная поддержка инноваций осуществляется также содействием совместной работе малых предприятий с научными учреждениями, созданием необходимой информационной и консультационной инфраструктуры, облегчением передачи технологии, помощью в обучении научного персонала.
Британское правительство предпринимает ряд мер по развитию инновационной инфраструктуры и оказанию помощи малым инновационным предприятиям. K числу этих мер относятся, в частности:
1. Программа гарантий по кредитам (ПГК).
Реализация этой программы началась в 1981 г. и до сих пор играет первостепенную роль для новых и действующих малых фирм (менее 200 занятых), которые неспособны получить финансирование из обычных источников.
2. Программа расширения бизнеса (ПРБ).
Привлекает рисковое финансирование в те проекты, которые сулят высокие прибыли, а также предоставляя налоговые льготы инвесторам в качестве компенсации за риск. Инвестор должен удерживать акции малого предприятия в течение пяти лет, иначе теряются налоговые льготы. Существуют определенные критерии, которым должен удовлетворять кандидат на финансирование по программе.
3. Программа поощрения грантами за достижения малых фирм в области науки и техники (СМАРТ).
Эта программа - часть мер Министерства торговли и промышленности по поддержке предпринимательства.
4. Программа поддержки разработки новой продукции (СПУР). Эта программа открыта в 1991 г. в целях оказания малым фирмам помощи по созданию новых продуктов и процессов, которые отличаются передовым научно-техническим уровнем.
Во Франции реализуют специальные программы помощи инновационным предприятиям, через дотации, налоговые льготы, льготные кредиты, рисковый капитал и консультирование. Поддержкой и обучением сотрудников малых предприятий занимается Ассоциация содействия развитию промышленности (APRODI), созданная при Министерстве промышленности и торговли Франции. Специальное акционерное общество SOFARIS (Societe Française de Garantie des Petits et Moyennes Enterprises), включающее 12 региональных агентств и коммерческие банки, располагая капиталом почти в 2 млрд. франков, оказывает помощь малым предприятиям по линии модернизации оборудования и международной кооперации, а также имеет специальный фонд для кредитования их исследовательских проектов, разработок новых продуктов и выведения их на рынок.
В Чехии реализуется программа "Прогрессивные технологии для малых и средних предприятий", в Венгрии создаются технологические парки, объединяющие ученых с предпринимателями, в Болгарии появились негосударственные фонды по обеспечению малого инновационного бизнеса.
Начальный этап развития инновационного предпринимательства в РФ (конец 80-х - начало 90-х годов) характеризуется фактическим отсутствием единой государственной политики поддержки малого инновационного предпринимательства. В эти годы спонтанно возникали и также быстро закрывались различные формы малых инновационных предприятий, научных кооперативов, центров и т.п. С конца 90-х годов, стали появляться новые МИП, которые создавались и как компании, ведущие исследовательские разработки для крупных компаний (Газпром, ЛУКойл), и как самостоятельные компании,
В это же время начинается формирование инфраструктуры для развития малого инновационного предпринимательства. Создаются первые российские технопарки. Большая часть из них организуется в высшей школе. В 1990 г. формируется и начинает реализовываться Госкомитетом СССР по народному образованию программа создания и развития технопарков. Выделяемые средства являлись символическими суммами, лишь обозначающими государственную поддержку вновь образованным структурам.
В середине 90-х годов начинают складываться основные контуры инновационной политики, постепенно формируется система государственной поддержки малого инновационного бизнеса. Примерно в эти годы происходит естественный процесс "расслоения" созданных в стране технопарков. Под влиянием как объективных обстоятельств, так и в немалой степени субъективных факторов некоторые из технопарков (в Москве, Томске, Санкт-Петербурге, Зеленограде, Уфе и т.д.) существенно опережают в своем развитии других. В этот период появляются, пока еще в небольшом количестве, технопарки, организуемые не при университетах, а на базе крупных научных центров (ГНЦ), в академгородках, наукоградах, в ранее закрытых поселениях (московские технопарки "Технопарк-Центр", "Аэрокон", технопарки в подмосковных наукоградах Пущино, Черноголовке, Троицке, Дубне, Обнинске).
Небольшое число реально работающих технопарков, выявленное по итогам аккредитации, объяснялось тем, что большинство из них организовывалось с единственной целью - получить дополнительные бюджетные средства под новую структуру. В то же время и со стороны государства не проводилось какой-либо первоначальной селективной политики по заданным критериям: в частности, не делалось приблизительного расчета окупаемости проектов.
Помимо технопарков к производственно-технологической инфраструктуре малого инновационного предпринимательства относятся инновационно-технологические центры (ИТЦ), центры трансфера технологий (ЦТТ), бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования.
Развитие сети инновационно-технологических центров (ИТЦ) было начато в 1998 г. в рамках государственной Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998-2000 годы. В 2000 году ИТЦ были объединены Союзом инновационно-технологических центров России. В Со-
юз инновационно-технологических центров России входят около 30 ИТЦ, а всего в России создано около 60 центров.
Для поддержки экспорта членов сети Союзом ИТЦ году был инициирован проект Gate2RuBIN, который в марте 2008 года был официально одобрен Европейской комиссией для участия в Европейской Программе конкурентоспособности и инноваций (CIP).
В 2003 г. по инициативе Минпромнауки России начались работы по созданию центров трансфера технологий (ЦТТ). В настоящее время ЦТТ фокусируют свою деятельность на трансфере критических технологий, входящих в приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Способы коммерциализации разработок, доступные ЦТТ, включают продажу лицензии заинтересованным предприятиям, создание малого предприятия для организации производства продукции по проведенной разработке, продажу акций созданного предприятия (в идеале - крупному предприятию для организации крупносерийного производства продукции). ЦТТ предполагалось использовать как источник проектов для венчурных фондов. Однако в настоящее время реализованные венчурные проекты в инновационной области исчисляются единицами.
Почти одновременно с технопарками (в начале 90х годов) в России начали создаваться бизнес-инкубаторы. Первые 13 бизнес-инкубаторов были созданы в рамках Морозовского проекта, идеологом которых была Академия менеджмента и рынка, и несколько бизнес-инкубаторов - на гранты США и Канады. По данным Российского центра малого предпринимательства сейчас в России создано более 100 бизнес-инкубаторов. В 1996 году было создано некоммерческое партнерство "Национальное содружество бизнес-инкубаторов" (НСБИ) создано в 1996 году. Миссия НСБИ состоит в создании условий для сервисной поддержки стартующих и растущих малых, в первую очередь инновационных, предприятий в регионах России.
В состав производственно-технологической инфраструктуры входят также Центры коллективного пользования (ЦКП) - подразделение научно-исследовательской организации или образовательного учреждения, обладающие комплексом научного оборудования, доступного для использования широким кругом ученых и специалистов. Основная цель ЦКП - техническое и методическое сопровождение использования уникального научного оборудования для научно-образовательной деятельности.
В середине 90-х годов в систему поддержки малого инновационного предпринимательства наряду с Министерством образования России включаются и другие федеральные ведомства (Миннауки, Госкомпром, Минэкономики). Создается Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, в министерствах и ведомствах организуются управления по инновационной деятельности, образуется ряд государственных (федеральных) и региональных фондов, тем или иным способом принимающих участие в поддержке малого инновационного предпринимательства (Фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития и др.). На этом этапе становится очевидной необходимость координации усилий государственных и общественных структур, выработки единой политики формирования и поддержки малого инновационного предпринимательства в стране.
В марте 2002 года был принят документ "Об основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Планировалось закрыть неэффективные НИИ и лаборатории, а их фонды использовать для поддержки малого инновационного предпринимательства. В частности, первоначально предполагалось установить порядок переуступки прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности, полученные за счет средств бюджета. А в ноябре 2002 года появилась Концепции развития венчурной индустрии в России. В документе впервые был поставлен вопрос об эмансипации интеллектуальной собственности, создание агентств по трансферу технологий (АТТ), открытия десяти новых государственных технологических фондов, а также - изменения в налоговом законодательстве.
В 2005 году государство начало второй этап создания особых экономических зон. Новый сводный закон "Об особых экономических зонах" федерального уровня был принят весной 2005 года. В федеральный бюджет на 2006 год были заложены расходы на создание необходимой для функционирования особых экономических зон инфраструктуры - 8 млрд. руб. Наряду с промышленно-производственными и туристическо-рекреационными было предусмотрено создание технико-внедренческих зон. Технико-внедренческие зоны создаются как технологические и научные парки, технополисы, зоны развития новых и высоких технологий, в целях стимулирования разработки новых технологий и производства высокотехнологичной продукции, направляемой на экспорт и на внутренний рынок принимающей стороны.
В марте 2006 года распоряжением Правительства РФ №328-р была утверждена Федеральная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий". Основными задачами программы были поставлены:
• повышение инвестиционной привлекательности высокотехнологичных отраслей экономики, обеспечение увеличения объемов иностранных инвестиций;
• создание условий для размещения международными высокотехнологичными компаниями своих производств на территории Российской Федерации;
• увеличение объема экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями в сфере высоких технологий.
Также в 2006 году была утверждена ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", основной задачей которой является развитие научно-технологического потенциала страны и предусматривающая активное включение в реализацию программных проектов малого инновационного бизнеса.
В августе 2009 года был принят № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (далее -
Закон). В соответствии с Законом научные и образовательные учреждения наделяются правом создавать хозяйственные общества без согласия собственника имущества в целях коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, созданных бюджетными учреждениями.
При этом научные и образовательные учреждения вправе создавать хозяйственные общества единолично либо с привлечением других лиц в качестве учредителей в целях снижения бюджетных расходов на финансирование создания и деятельности инновационных предприятий в первые годы деятельности. Значительное содействие созданию малых инновационных предприятий должно оказать венчурное инвестирование. Следует отметить, что этот закон снял ряд законодательных преград, которые существенно затрудняли коммерциализацию инновационных разработок, созданных в вузах и НИИ, и внедрение их в реальный сектор экономики. С этой точки зрения, Закон №217-ФЗ является значительным шагом в продвижении инновационных разработок вузов на рынок. Однако в настоящий момент малые инновационные предприятия, созданные при участии вузов и НИИ, сталкиваются со многими трудностями в процессе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности: отсутствие общих правил (информационно-методических указаний, регламентов) создания компаний, фонда их поддержки (инвестиционной, консалтинговой) на ранних стадиях развития законодательство, неадаптированное для инновационных предприятий, финансовые сложности, высокий уровень предпринимательского риска, отсутствие широкого круга потребителей и др.
Тем не менее, есть и удачный опыт в этом направлении. Первым предприятием в России, созданным в рамках ФЗ-217 в 2009 году стало ООО "Киберцентр" (г.Томск) К настоящему времени вузовский инновационный пояс Томска увеличился на 72 предприятия, создано 257 рабочих мест, то есть в среднем по 4-5 рабочих места на компанию. Лидером по количеству малых инновационных предприятий является Томский политехнический университет (ТПУ, 25 компаний). Далее в списке: Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР, 22 компании), Томский госуниверситет (ТГУ, 13), а также архитектурно-строительный университет и Томский научный центр Сибирского отделения РАН (организовали по четыре предприятия). При этом государственные субсидии (до 500 тыс. рублей) получили за последние два года 64 компании, из которых 38 созданы в рамках ФЗ-217.
В утверждённой Правительством РФ в декабре 2011 Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года (распоряжение Председателя Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р) раздел V "Инновационный бизнес" не содержит чёткого механизма развития малых инновационных предприятий. Ряд мер, в той или иной степени относящихся к этому вопросу, не является достаточным для формирования в заданной перспективе эффективной системы малого инновационного предпринимательства. В вышеназванном документе заявлено, что государство возьмет на себя обязательства по формированию инструментов поддержки государственных закупок инновационной продукции и эффективного размещения заказа на НИОКР для государственных нужд в рамках создания федеральной контрактной системы. Однако следует отметить, что в законопроекте "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг"[1], подготовленном Минэкономразвития РФ, не прослеживается механизм организационного и нормативно-правового обеспечения этих обязательств.
Финансирование инновационной деятельности в России в настоящее время осуществляют: государственные, внебюджетные, венчурные, благотворительные и некоторые другие виды фондов.
Аналитики отмечают, что в работе всех государственных фондов существуют проблемы организационно-правого характера [2]. Одной из перспективных форм работы с малыми предприятиями для фондов может стать финансовый лизинг, предполагающий эффективное обеспечение малых инновационных предприятий современным оборудованием.
Выступая в конце июля 2010 года на заседании комиссии по модернизации, президент РФ привел данные, по которым в России на тот момент действовало 108 венчурных фондов. Из них, только 43 являлись активными. А объем капитала этих фондов составлял всего 2 млрд. долларов. "Это совсем немного в масштабах такой страны, как наша, в сопоставлении с другими фондами, которые имеются в развитых странах", - отметил президент [3]. Среди причин слабого развития венчурного финансирования в РФ выделяют следующие: низкая ликвидность рисковых капиталовложений, недостаточные экономические стимулы для привлечения венчурного капитала к реализации наукоемких проектов; слабая информационная поддержка венчурного бизнеса; недостаток квалифицированных менеджеров; правовые и организационные проблемы и др.
В настоящее время для российских малых инновационных предприятий доступ к средствам коммерческих банков затруднён. В частности, многие банки прекратили выдавать предпринимателям такой вид займа, как кредит наличными, оставив его только для физических лиц. Сложнее стало получить экспресс-кредит и кредит без залога, кроме этого - по выдаваемым займам по сравнению с "докризисными" временами заметно выросли процентные ставки, что делает привлечение заемных средств нерентабельным
На этом фоне особую значимость приобретает программа, разработанная Российским банком развития (РосБР), представляющая собой линейку банковских продуктов в сфере инноваций, посредством которых инновационные предприятия смогут получить кредиты от РосБР через систему банков-партнеров в 79 регионах РФ. РосБР, подразумевает наличие у компании патента и последующую его коммерциализацию (Если предприятие использует в своем бизнесе результат интеллектуальной деятельности, оформленный патентом, то признаётся инновационным. В том случае, если заемщик вместе с бизнес-планом предъявляет патент или другие документы, подтверждающие внедрение передовых разработок, он имеет право на получение кредита на льготных условиях). Стоимость ресурсов составляет от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ. Таким образом, заемные средства выдаются на 5 лет по ставке от 11 до 13%, на 7 лет по ставке 10,5-11%. Что касается размера кредита, нижняя граница составляет 10 млн рублей, а верхняя - 150 млн руб.
В России зарождается институт "бизнес-ангелов". Статистические данные об этих инвесторах в России отсутствуют. В настоящее время в регионах России создано несколько объединений частных инвесторов. Основная особенность отечественных бизнес-ангелов состоит в том, что, вложив в проект капитал, они часто рассматривают проект
как свой собственный бизнес.
Таким образом, несмотря на консолидированную позицию государственных, научных и бизнес структур в отношении необходимости в условиях перехода к инновационному сценарию развития наличия в стране эффективного малого инновационного предпринимательства, а также ряда мероприятий, проводимых по созданию инфраструктуры и финансовых механизмов поддержки за последние два десятилетия, в настоящее время нельзя говорить о реализации потенциала малых инновационных предприятий в системе российской экономики.
Помимо неструктурированности государственной политики в отношении малого инновационного предпринимательства, несформированности целостной инфракструктуры, неразвитости адекватных механизмов финансово-кредитной поддержки к числу основных проблем можно также отнести: низкий спрос на инновационную продукцию; недостаточный инновационный потенциал организаций; неполнота информации о новых технологиях; невосприимчивость организаций к нововведениям; недостаточность нормативно-правовой базы, регулирующей и стимулирующей инновационную деятельность.
В настоящее время в субъектах РФ отсутствуют комплексные централизованные базы данных об инновационных разработках, инновационных предприятиях, потребностях крупных компаний в инновационных продуктах. Результатом этого является отсутствие системы мониторинга деятельности малых инновационных компаний. В основном в регионах субъекты инновационной инфраструктуры формируют не связанные между собой разрозненные базы по различным вопросам инновационной деятельности. На региональных уровнях отсутствуют органы, координирующие работу с малыми инновационными компаниями. Необходимо разработать целостную систему поддержки инновационных малых и средних компаний, предусматривающую порядок. В регионах должен существовать алгоритм действий малых инновационных предприятий по получению конкретных видов поддержки.
Прогрессивный опыт развитых стран в области развития инновационного предпринимательства показывает, что большую роль в формировании и успешной деятельности малых и средних инновационных предприятий играют оптимально выстроенные взаимодействия с другими субъектами рынка, институциональными структурами, включёнными в инновационные системы различных уровней.
Кооперация крупного бизнеса с малыми и средними инновационными предприятиями имеет ряд преимуществ для деятельности обеих сторон, в т.ч. позволяет децентрализовать научно-техническую деятельность, оставляя контроль над ней крупной фирмой; крупные предприятия привлекают к себе через субподрядные фирмы квалифицированный персонал; выгоды привлечения субподрядных предприятий для крупных предприятий часто связаны с необходимостью решения социальных вопросов, направлять туда часть высвобождающейся рабочей силы, регулируя, таким образом, проблемы занятости. Одно из основных преимуществ кооперации с малыми и средними инновационными предприятий - большая гибкость, их инновационная активность и приспособляемость к быстро меняющимся условиям производства и сбыта, инициатива и предприимчивость, создание плодотворного климата.
В процессе развития различных форм кооперации в странах с рыночной экономикой была обнаружена общая закономерность, проявившаяся в наиболее успешном развитии сообществ малых и средних предприятий, сгруппировавшихся вокруг крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий. Тема локальной промышленной агломерации и специализации является актуальной на протяжении последних тридцати лет. Наиболее значимыми были признаны исследования Майкла Портера, посвящённые образованию и развитию кластеров. По определению Портера, "кластеры -это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций"^]. В отличие от традиционных форм кооперационно-хозяйственных взаимодействий малого, среднего и крупного бизнеса, кластерные системы характеризуются следующими особенностями [5]:
• наличием крупного предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;
• территориальной локализацией основной массы хозяйствующих субъектов участников кластерной системы;
• устойчивостью хозяйственных связей хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;
• долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках её производственных программ, инновационных процессов; основных систем управления, контроля качества.
Отличительной чертой кластера является фактор инновационной ориентированности. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира.
В РФ основным разработчиком мер по реализации формирующейся в стране кластерной политики является Минэкономразвития РФ. В конце 2008 года были утверждены Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, направленные на содействие развитию кластерных инициатив в регионах России, приказом от 16 июля 2009 г. № 277 создана межведомственная рабочая группа по выработке государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности в территориальных кластерах. Целью деятельности межведомственной рабочей группы является координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных финансовых институтов развития, направленная на реализацию кластерной политики, а также оказание консультационных услуг и распространение лучшей практики реализации кластерных проектов на территории субъектов Российской Федерации.
Принято решение о формировании базы данных кластеров по всем регионам России. Приказом Минэкономразвития РФ от 16 июля 2009 г. № 277 также предусмотрено создание Центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства (ЦКР). ЦКР создаются региональными органами исполнительной власти с целью формирования и развития кластеров в регионе. Правительство РФ, в рамках финансирования развития ма-
лого бизнеса, выделяет на создание и развитие каждого регионального ЦКР субсидии на конкурсной основе.
Кластерные инициативы к настоящему времени проявлены в ряде российских регионов. Формирование кластеров в 2009 предусматривается в законах, регулирующих общие вопросы социально- экономического развития: в законах, которыми утверждаются стратегии социально-экономического развития в 11 субъектах РФ, в законах, которыми утверждаются программы социально-экономического развития в 23 субъектах РФ [6].
В ряде регионов ведётся целенаправленная работа по развитию инновационных кластеров. В качестве примеров успешной практической реализации кластерных региональных инициатив можно привести следующие: Алтайский фармацевтический кластер, в состав которого, помимо завоевавшего доверие на российском рынке "Эвалара", входят порядка двадцати предприятий края, разрабатывающих и выпускающих лекарственные средства, биологически активные добавки к пище и другая. пищевая продукция, оказывающая лечебное воздействие на организм, приоритетными являются биофармацевтика и биопарафармацевтика - направления, основанные на использовании уникальных природных ресурсов Алтая; примером кластера, создаваемого на основе объединения информационных и технологических ресурсов с целью развития кооперативных связей, является инновационно-технологический кластер предприятий машиностроения и металлообработки в Санкт-Петербурге; правительством Свердловской области был разработан проект создания софтверного кластера, основной целью которого является формирование среды, способствующей инновационному предпринимательству в области разработки программного обеспечения, конечным результатом должно стать возникновение десятков малых инновационных софтверных компаний.
Есть и ряд других примеров, подтверждающих, что в рамках инновационных кластеров создаются дополнительные возможности развития малых предприятий. Это обусловлено тем, что: создаётся возможность для предприятий, участников кластера, более адекватно и быстро реагировать на потребности рынка; снижаются барьеры выхода на рынок за счет унификации требований в рамках кластера; членство в кластере облегчает доступ к новым технологиям, предприятия кластера находятся под постоянным конкурентным давлением, имея возможность сравнения собственной деятельности с работой аналогичных компаний. Помимо этого, включение инновационных предприятий в кластер стимулирует разработки, которые в большей степени взаимоувязаны с реальными технологическим запросами производства.
Литература
1.Проект федерального закона от 18 октября 2011 года № Б/H, О федеральной контрактной системе в сфере закупки товаров, работ и услуг, электронный ресурс: http://ideas.economy.gov.ru/
2.К.Х. Зоидов, Е.В. Моргунов, К.В. Биджамова, Особенности эволюции малого и среднего инновационного предпринимательства кризисной экономики в постсоветском пространстве, М.: ЦЭМИ РАН, 2009.
3.Вл. Кузьмин, Венчурная история, Российская Газета (Центральный выпуск) N5244 от 28 июля 2010 г.
4.Портер М. Конкуренция, М.,: Издат. дом "Вильямс", 2002.
5. Принципы и механизмы интеграции малого и крупного бизнеса, Компас промышленной реструктуризации, 200Э, № 5.
6.А.А. Ефремов Кластерная политика как инструмент формирования инновационной экономики: проблемы правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации, электронный ресурс: http://www.russianlaw.net/fi-les/law/doc/a230.pdf
УДК 330.115
Бшик О.С.,
acnipaHT Бердянського державного педагопчного ушверситету, (м. Бердянськ)
СТРАТЕГ1Я РЕСУРСО-ЕКОЛОГ1ЧНО1 БЕЗПЕКИ СОЦ1АЛЬНО-ЕКОНОМ1ЧНОГО
РОЗВИТКУ УКРА1НИ
В статтi розглядаеться необюднють впровадження стратеги ресурсо-еколопчноi безпеки сошально-економ1чного розвитку Укра/ни. Aналiзуються принципи сучасноi стратеги природокористування, ресурсозабезпечення i розвитку народного господарства. Виносяться пропозицИ щодо ефективного ви^шення проблем еколого-ресурсноi безпеки.
Ключовi слова: стратепя; ресурсо-еколопчна безпека; екологiчнi проблеми; гарантування.
В статье рассматривается необходимость внедрения стратегии ресурсо-экологической безопасности социально-экономического развития Украины. Анализируются принципы современной стратегии природопользования, ресурсо-обеспечения и развития народного хозяйства. Выносятся предложения относительно эффективного решения проблем эколого-ресурсной безопасности.
Ключевые слова: стратегия; ресурсо-экологическая безопасность; экологические проблемы; гарантирование.
The article considers the necessity of implementation of the strategy for resource-ecological safety of the socio-economic development of Ukraine. The principles of the modern strategy of nature management, resourcing and development of the national economy. Submitted proposals for the effective solution of problems of ecological and resource security.
Keywords: strategy; resurso is ecological safety; ecological problems; guaranteing.
Постановка проблеми. Необхщнють цтеспрямованого та ефективного виршення еколопчних проблем в УкраТн зумовлена, з одного боку, внутршыми чинниками. До них слщ вщнести в першу чергу нерацюнальне природокористування, нaдмipне забруднення навколишнього природного середовища, особливо водних, земельних ресурав та атмосферного пов^ря, деградацю довктля загалом, що набрала високих темтв. 3 другого боку - зовышыми чинниками i
28 Eкономiчний вюник ушверситету | Випуск № 18/2
© Бшик О.С., 2012