Научная статья на тему 'Механизм интегральной оценки организационно-административного потенциала территорий'

Механизм интегральной оценки организационно-административного потенциала территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигалова Н. Е.

В статье рассматриваются сущность и состав организационно-административного потенциала территорий, предлагается система индикаторов и комплекс показателей, характеризующих его уровень, формируется механизм комплексной диагностики организационно-административного потенциала регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of the integral evaluation of the organizational and administrative capacity of the territories

The paper considers the nature and composition of the organizational and administrative capacity of the offered system of indicators and complex of indicators characterizing its level, formed by the mechanism of complex diagnostics of the organizational and administrative capacity of the regions.

Текст научной работы на тему «Механизм интегральной оценки организационно-административного потенциала территорий»

Н.Е. Жигалова

Механизм интегральной оценки организационно-административного потенциала ...

УДК 332.14

Н.Е. Жигалова, канд. экономических наук, доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИЙ

В статье рассматриваются сущность и состав организационно-административного потенциала территорий, предлагается система индикаторов и комплекс показателей, характеризующих его уровень, формируется механизм комплексной диагностики организационно-административного потенциала регионов.

Ключевые слова: организационный потенциал, информационный потенциал, административный потенциал, институциональный потенциал, система индикаторов, интегральная оценка.

Динамичное развитие российского общества, изменение его политической, экономической и социальной систем требует нового подхода к проблеме оценки организационно-административного потенциала территорий.

Формирование системы индикаторов оценки организационно-административного потенциала территорий осуществляется на основе структурно-факторной модели. Современный методологический подход О.В. Иншакова, выдвигаемый на основе теории эндогенных факторов производства, позволяет построить модель состояния и развития организационно-административного потенциала территорий.

Организационно-административный потенциал представляет собой способность региональных властей мобилизовать факторы развития территории и организовать сотрудничество целевых групп местного сообщества. Основными характеристиками организационно-административного потенциала выступают политическая стабильность в регионе, эффективность структур регионального и муниципального управления, наличие документов стратегического видения, разработанной и реализуемой стратегии развития региона, применение методов частно-общественного партнерства, регионального маркетинга и активного позиционирования, обеспечение участия граждан в принятии политических решений и управлении, информатизация и внедрение принципов электронного управления.

Например, административный потенциал характеризуется системой макроэкономических показателей.

Предлагаемая нами система показателей состоит из двух групп индикаторов. С помощью индикаторов первой группы оцениваются результаты развития региона (муниципального образования), отражаемые динамикой уровня социально-экономического развития. Во второй группе систематизированы индикаторы оценки процесса управления развитием, которые:

- позволяют осуществлять мониторинг и оценку состояния системы территориального управления без привязки к определенным программным целям;

- ориентированы на мониторинг эффективности деятельности органов исполнительной власти, но могут также применяться для других ветвей власти;

- позволяют осуществлять межрегиональные сопоставления;

- сочетают качественные и количественные показатели эффективности;

- связаны со стратегическими целями развития [1].

Анализ практики развитых стран позволяет выделить несколько групп критериев, по которым оценивается эффективность деятельности региональных структур:

- социальные показатели - ключевые показатели, которые планируется измерять

в течение продолжительного периода и которые отражают ключевые цели или ценности данной страны или региона. В отдельных случаях для одного или нескольких таких показателей устанавливаются целевые значения;

— показатели эффективности, разработанные в поддержку долгосрочной стратегии или плана развития;

— макроэкономические показатели. Все страны составляют макроэкономические отчеты, включающие прогнозы динамики ключевых показателей;

— показатели качества услуг. Могут оценивать качество конкретных государственных услуг (например, работы системы здравоохранения) или взаимодействия с обществом (например, время ожидания ответов на письменные обращения);

— опросы общественного мнения об эффективности деятельности местных органов власти по управлению развитием;

— степень взаимодействия субъектов управления развитием.

Например, при обобщении мнения населения ряда районов Нижегородской области были получены следующие результаты: 36,4 % респондентов посчитали, что администрация их района недостаточно координирует социально-экономическую жизнь территории, 9,1 % опрошенных выделили пассивность и некомпетентность сотрудников аппарата администрации района [2].

Внедрение системы критериев эффективности управления имеет ряд преимуществ. Она позволяет проводить мониторинг деятельности региональных органов управления и муниципалитетов в секторе общественных услуг в течение определенного промежутка времени и сравнивать муниципалитеты между собой (иногда это называют сравнением с эталоном — benchmarking) [3].

Комплексная диагностика организационно-административного потенциала территорий реализуется через систему методов и моделей их решения (рис. 1).

Рис. 1. Методы и модели решения задач комплексной диагностики организационно-административного потенциала территорий

Институциональный потенциал характеризуется как качественными, так и количественными показателями, отражающими состояние нормативно-правовой базы на региональном уровне. К этой группе следует отнести следующие параметры: наличие Концепции, Программы, Стратегии развития региона; количество региональных программ; наличие законодательных и нормативных актов по развитию и повышению

Н.Е. Жигалова

Механизм интегральной оценки организационно-административного потенциала

эффективности регионального управления; участие в общегосударственных программах; участие в специальных отраслевых программах и проектах.

Информационный потенциал территории является фактором успешного экономического развития и конкурентоспособности региона, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. К группе показателей, характеризующих информационный потенциал территорий, можно отнести: число персональных компьютеров в организациях на 100 работников; наличие компьютеров в домашних хозяйствах; количество стационарных телефонов на 1 000 человек сельского населения; количество стационарных телефонов на 1 000 человек городского населения; доля абонентов сотовой связи в численности населения; число организаций, имеющих WEB-сайты, к общему числу жителей; число организаций, использующих глобальные сети в целях общего характера, к общему числу жителей и др.

Организационный потенциал в предложенной модели оценивается по двум направлениям: устойчивость развития территорий и ее конкурентоспособность.

Таким образом, для дальнейшего проведения комплексной диагностики организационно-административного потенциала региона требуется задействовать четыре группы групп разнородных данных. Источниками информации являются: статистические сборники Федеральной службы государственной статистики, сведения федеральных ведомств и министерств, сведения Интернет-сайтов региональных администраций, результаты социолого-статистических исследований и опросов по данным открытых источников.

Интегрирование вышеприведенных показателей, определяющих состояние организационно-административного потенциала, возможно с помощью рейтинговой оценки, в которой относительные показатели позиционируются по единой процедуре. Поскольку рейтинг представляет собой многобалльную систему оценки какой-либо деятельности или состояния, то необходимо построить рейтинговую шкалу, учитывающую особенности распределения значений показателей по регионам для каждого блока факторной модели. Целесообразно использовать следующую методику иерархической рейтинговой оценки организационно-административного потенциала.

Для каждого показателя с (/ - порядковый номер показателя) вычисляется среднее значение:

N

1 С,,

__у

Сг = ——, (1)

г N

где с^ - значение /-го показателя для '-го региона; N - количество субъектов (регионов).

Область изменений /-го показателя [стт, стах] разбивается на п интервалов с центрами в точке с¡. Первому показателю (или последнему, в зависимости от смысла показателя) присваивается значение рейтинга Гт/п = 0, а последнему - гтах =М (М - максимальное значение рейтинга).

В результате преобразования показателей Су может быть получена матрица соответствующих частных рейтингов Гу, в которой колонки представляют распределения нормальных рейтингов региона по различным показателям, а строки -распределение этого рейтинга по различным регионам.

Аналогично системе показателей строится дерево рейтингов организационно-административного потенциала сравниваемых территорий. Для построения иерархии рейтингов используется аддитивная система.

Каждая подсистема (блок факторной модели) уровня характеризуется рейтингом Rlj - где I - номер подсистемы (I =1,..., 4), который представляет собой сумму соответствующих парциональных рейтингов Гу третьего уровня:

= 1Г , (2)

1=1

где к - количество показателей, характеризующих данный блок модели.

Таким образом, макросостояние организационно-административного потенциала территорий будет представляться следующим аналитическим выражением для общего рейтинга:

Rj = RAj + КОф + RInSj + К1пф , (3)

где Кф Rоj, К1пф К1пф- рейтинги подсистем «Административный потенциал», «Организационный потенциал», «Институциональный потенциал», «Информационный потенциал» соответственно.

Список литературы:

[1] Жигалова Н.Е. Методология комплексной диагностики состояния и развития территорий: Монография/Н.Е. Жигалова. — Нижний Новгород: ООО «Издательство «Пламя», 2013. — 292 с.

[2] Жигалова Н.Е., Гаврилов А.И. Управление муниципальным хозяйством: вопросы теории и практики: учебник / Н.Е. Жигалова, А.И. Гаврилов.— Н. Новгород: ВВАГС, 2008. — 685 с.

[3] Вейай Йог. Критерии эффективности и муниципальный сектор (Vijay Jog. Performance Measurement and The Municipal Sector). Презентация на Муниципальной конференции Восточного Онтарио, Кингстон, Онтарио, 21 сентября 2000.

THE MECHANISM OF THE INTEGRAL EVALUATION OF THE ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE CAPACITY OF THE TERRITORIES

N.E. Zhigalova

The paper considers the nature and composition of the organizational and administrative capacity of the offered system of indicators and complex of indicators characterizing its level, _ formed by the mechanism of complex diagnostics of the organizational and administrative capacity of the regions.

УДК: 33

Н.В. Мордовченков, доктор экон. наук, профессор ФБОУ ВПО «ВГАВТ» С.В. Кузьмичев, аспирант ФБОУ ВПО «ВГАВТ» И.В. Поляков, менеджер по логистике 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

Реализуются приоритетные направленя инновационных проектов по формированию транспортной инфраструктуры и логистики, финансового и интеллектуального капитала, ресурсов комплексной программы развития, экономического роста и качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.