Научная статья на тему 'Механизм государственно-частного партнерства в опережающем развитии кадрового потенциала территорий'

Механизм государственно-частного партнерства в опережающем развитии кадрового потенциала территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / TERRITORIAL CLUSTER / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ / MODEL OF PASSING AHEAD DEVELOPMENT / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SKILLED POTENTIAL / LABOUR FORCE / WORKPLACES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокроносов Александр Германович, Вайнштейн Михаил Львович, Вершинин Александр Андреевич

В статье анализируются основные тенденции и проблемы развития кадрового потенциала территорий, которые, с одной стороны, затрудняют, а с другой стороны, обусловливают необходимость использования механизмов государственно-частного партнерства; предложена модель опережающего развития кадрового потенциала, базирующаяся на кластерном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мокроносов Александр Германович, Вайнштейн Михаил Львович, Вершинин Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of state-private partnership in passing ahead development of skilled potential of for translation

In the article the main trends and problems of labour potential development are analyzed. The authors suggest a model of advancing development of labour potential, based on cluster approach.

Текст научной работы на тему «Механизм государственно-частного партнерства в опережающем развитии кадрового потенциала территорий»

Механизм государственно-частного партнерства в опережающем развитии кадрового потенциала территорий

Динамика и усиливающийся инновационный характер современной экономики обусловливают возрастание роли государственного регулирования в реализации процессов ее регионального развития. Недостаточная эффективность (провалы) рыночного механизма все чаще наблюдаются во многих вопросах, связанных с привлечением частных финансовых и нефинансовых инвестиций, в том числе с целью реализации региональных социальных программ социально-экономического развития.

Вместе с тем государство, хотя и выступает в роли нейтрализатора «фиаско» рынка, также не является совершенным институтом и имеет свои изъяны.

Поэтому возрастают актуальность повышения эффективности взаимодействия государства и рынка в лице бизнес-сообщества, потребность в поиске действенных механизмов данного взаимодействия.

В этой связи не случайно растет интерес как ученых, так и практиков к государственно-частному партнерству (далее — ГЧП), представляющему собой систему взаимодействия государственной власти и частного бизнеса для решения таких региональных задач, как опережающее обеспечение кадрами социально-экономического развития. Однако следует признать недостаточность разработанности методологии формирования ГЧП на региональном уровне и отсутствие методических рекомендаций по разработке его конкретных проектов.

Бурное развитие многообразных форм ГЧП позволяет трактовать его как одну из наиболее характерных черт современной смешанной экономики [9].

Государственно-частное партнерство: признаки и подходы

В настоящее время существуют различные подходы к определению ГЧП[2,3,6,7].Общим для всех подходов является то, что основным признаком ГЧП является участие в публично-частной кооперационной цепочке по созданию добавленной стоимости.

МОКРОНОСОВ Александр Германович,

доктор экономических наук, декан факультета экономики и управления Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

ВАЙНШТЕЙН Михаил Львович,

кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии профессионального образования, советник министра общего и профессионального образования Свердловской области, Екатеринбург

ВЕРШИНИН

Александр Андреевич,

заведующий лабораторией факультета экономики и управления Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

Безусловно, трактовка ГЧП, позволяющая, с одной стороны, реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы, с другой стороны, сохранить контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики, является конструктивной. Однако требует дальнейшей углубленной разработки решение целого ряда задач, связанных с формированием организационно-экономических предпосылок, обоснованием методических рекомендаций по формированию и реализации проектов ГЧП в региональной экономике.

ГЧП муниципального значения

Особое значение, по нашему мнению, имеют проекты ГЧП на уровне местного самоуправления.

Почему?

С одной стороны, на долю муниципальных образований приходится значительная нагрузка по реализации множества проектов социально-экономического развития, требующая определенного количества и качества трудовых ресурсов, то есть определенного кадрового потенциала территории. С другой стороны, органы местного самоуправления сталкиваются в своей деятельности в сфере подготовки кадров с двумя главными проблемами: во-первых, с недостатком финансовых ресурсов, поэтому привлечение частного капитала к решению вопроса кадрового обеспечения на уровне местного самоуправления неизбежно; во-вторых, с отсутствием правовых возможностей, поскольку вопросы развития системы профес-

Аннотация

В статье анализируются основные тенденции и проблемы развития кадрового потенциала территорий, которые, с одной стороны, затрудняют, а с другой стороны, обусловливают необходимость использования механизмов государственно-частного партнерства; предложена модель опережающего развития кадрового потенциала, базирующаяся на кластерном подходе.

Ключевые слова

государственно-частное партнерство, пространственная поляризация, территориальный кластер, опережающее развитие, кадровый потенциал

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

Привлечение частного капитала к решению вопроса кадрового обеспечения на уровне местного самоуправления неизбежно.

Формирование эффективных механизмов государственно-частного партнерства призвано изменить ситуацию в сфере спроса и предложения квалифицированной рабочей силы на региональных и локальных рынках труда.

сионального образования Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (№131-ФЗ) не относит к вопросам местного значения. Отсюда вытекает неизбежность использования механизма ГЧП, где главная функция органов местного самоуправления — это контроль и координация.

Необходимо также отметить, что использование механизма ГЧП в вопросах развития кадрового потенциала территорий, с одной стороны, затрудняется, а с другой стороны, обусловливается следующими обстоятельствами:

- отсутствием в большинстве территорий четких перспективных ориентиров инновационного развития и соответствующих им прогнозов развития рынков труда;

- слабой сопряженностью имеющихся стратегических разработок с формированием образовательных программ в организациях профессионального образования;

- отсутствием должных проработок кадровой обеспеченности инвестиционных проектов;

- недостаточной активностью предприятий в финансовой поддержке реализации инновационных проектов в профессиональном образовании и профессиональном обучении;

- отсутствием правовых и организационных возможностей службы занятости населения по опережающему регулированию процессов массового высвобождения;

- недостаточным уровнем профориентаци-онной работы,

- наконец, последним (по очередности, но не по важности) обстоятельством — дифференциацией социально-экономического развития территорий [5].

Особенно наглядно данное обстоятельство проявляется в дисбалансах рабочей силы и рабочих мест на локальных рынках труда Свердловской области.

Например, в результате ежегодного сокращения за период с 2008 по 2013 год трудоспособного населения области примерно на 25-30 тысяч человек наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров в реальном секторе экономики, грозящий в перспективе стать серьезным тормозом ее развития. Вместе с тем более чем в половине областных муниципальных образований наблюдается избыток трудовых ресурсов, которым негде применить свои трудовые способности. Результаты исследований авторов показывают, что в настоящее время из 73 муниципальных образований 31 можно отнести к территориям с высокой или критической степенью дис-

баланса, или значительным избытком рабочей силы в сравнении с имеющимся количеством рабочих мест [4].

В то же время существует реальный социальный заказ по формированию национальной системы компетенций и квалификаций, выраженный в решениях федерального уровня: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, Дорожная карта «Создание национальной системы компетенций и квалификаций», мероприятия которой на сегодня сформированы и на региональном уровне. Тем самым в Российской Федерации дан импульс формированию эффективных механизмов государственно-частного партнерства, функционирование которых призвано изменить ситуацию в сфере спроса и предложения квалифицированной рабочей силы на региональных и локальных рынках труда.

Территориально-кластерный подход

Большую роль в опережающем развитии кадрового потенциала территорий, по нашему мнению, могли бы сыграть кластерные формы организации занятости и перезанятости населения, в основе организации которых лежал бы механизм ГЧП [5]. При этом под территорией может пониматься как муниципальное образование, так и группа муниципальных образований, имеющая однородную специфику социально-экономического развития и соотношения рабочей силы и рабочих мест.

К структурным элементам таких кластеров могут относиться существующие в настоящее время субъекты: администрации управленческих округов и муниципальных образований, территориальные подразделения службы занятости и Федеральной миграционной службы России, созданные отраслевые многофункциональные центры прикладных квалификаций, организации высшего и среднего профессионального образования, территориальные ассоциации работодателей и работников, а также градообразующие предприятия.

В качестве новых элементов кластеров целесообразно создание Координационных советов территории по развитию кадрового потенциала, осуществляющих функции ныне действующих Советов муниципальных образований по развитию профессионального образования и содействию занятости населения, организаций по сертификации квалификации, базовых кафедр вузов.

Главным институциональным элементом в предлагаемой модели кластеров станет территориальный центр развития кадрового потенциала, миссией которого является согласование интересов органов власти, работодателей и домохозяйств.

Исполняя роль своеобразного ядра кластера, территориальный центр развития кадрового потенциала должен:

- интегрировать и координировать действу-

ющие на территории отраслевые многофункциональные центры прикладных квалификаций;

- осуществлять деятельность по оптимизации структуры организаций среднего профессионального образования территории, по повышению качества услуг среднего профессионального образования;

- обеспечивать мониторинг качества образовательных программ и трудоустройства выпускников;

- разрабатывать среднесрочные и долгосрочные прогнозы количественных и качественных кадровых потребностей развития территории в профессионально-квалификационном разрезе;

- оказывать услуги по профессиональной ориентации населения.

Кластерная организация управления локальными рынками труда и услуг профессионального образования предполагает изменения функционала деятельности и механизмов взаимодействия основных субъектов территориального кластера.

В частности, для администраций управленческих округов и муниципальных образований это предполагает переход от косвенного влияния на процессы подготовки и переподготовки кадров к опережающему развитию кадрового потенциала территорий, для центров занятости территорий — от борьбы с безработицей к управлению профессионально-квалификационной структурой занятости, для работодателей — от текущего, зачастую стихийного, подбора кадров на рынке труда к стратегическому управлению кадровой обеспеченностью.

В предлагаемой модели предполагается максимальное использование возможностей сетевого взаимодействия субъектов территориального производственно-образовательного кластера. В настоящее время традиционная парадигма регионального развития, основанная на материальных факторах, как было показано выше, переживает кризис и не справляется с задачами рационального размещения производительных сил. В этих условиях сетевые ресурсы становятся новым источником конкурентных преимуществ территории, позволяющих решить первоочередные задачи субъектов формируемого территориального кластера.

***

Предложенная модель опережающего развития кадрового потенциала территории позволит снизить угрозы пространственной поляризации территорий за счет:

- повышения сбалансированности локальных рынков труда и услуг профессионального образования;

- превращения системы профессионального образования в опережающий фактор реализации стратегических задач инновационного развития экономики территорий;

- обеспечения населению доступа к услугам профессионального образования и профессиональной ориентации по непрерывному профессиональному совершенствованию.

Представляется, что использование механизма ГЧП в решении задач опережающего развития кадрового потенциала территорий будет способствовать эффективной реализации ряда важнейших программ социально-экономического развития регионов. Это, в частности, касается недавно принятой Программы модернизации и создания новых рабочих мест на территории Свердловской области на период до 2020 года, а также разрабатываемой Программы развития кооперации и импортозамещения в промышленных отраслях Свердловской области.

Литература

1. Вайнштейн М. Л. Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании как интегративная форма достижения результата // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. Вып. 6. Под науч. ред. Г. Д. Бухаровой и О. Н. Арефьева. Екатеринбург, РГППУ, 2011.

2. Государственно-частное партнерство: теория и практика: учеб. пособ. / В. Г. Варнав-ский, А. Баженов, А. В. Клименко, А. М. Воротников, В. А. Королев. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010.

3. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика //Вопросы экономики. 2008, № 8.

4. Мокроносов А. Г, Вершинин А. А. Кадры для региональной экономики // Профессиональное образование и рынок труда. 2013, № 2.

5. Мокроносов А. Г., Вершинин А. А. Согласование спроса и предложения рабочей силы на региональном и локальных рынках труда // Известия Уральск. гос. эконом. ун-та. 2014, №4.

6. Погудаева М. Ю. Механизм государственно-частного партнерства в отраслях производственной инфраструктуры // Экономический журнал. 2012, № 3.

7. Романова М. В. Формирование государственно-частного партнерства в региональном промышленном комплексе: автореф. дис... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2014.

8. Чапаев Н. К., Вайнштейн М. Л. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт // Приложение «Инновации в профессиональной школе» к журналу «Профессиональное образование. Столица» № 11, 12. М.: НП АПО, 2009.

9. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России. Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, 2006.

Главным элементом в предлагаемой модели кластеров станет территориальный центр развития кадрового потенциала, миссией которого является согласование интересов органов власти, работодателей и домохозяйств.

Использование механизма ГЧП в решении задач опережающего развития кадрового потенциала территорий будет способствовать эффективной реализации важнейших программ социально-экономического развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.