^ ВЕРШИНИН Александр Андреевич
Старший преподаватель кафедры экономики, специалист по маркетингу
Российский государственный
профессионально-педагогический
университет
620012, РФ, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11 Тел.: (343) 338-39-42 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР
Тенденции развития и роль профессионального образования в кадровом обеспечении экономики региона
^ МОКРОНОСОВ Александр Германович
Доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики
Российский государственный
профессионально-педагогический
университет
620012, РФ, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11 Тел.: (343) 338-39-42 E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье приведены результаты анализа основных тенденций развития региональной системы профессионального образования. На примере Свердловской области дана сравнительная оценка динамики численности студентов и выпускников в сопоставлении с динамикой демографических процессов. Выявлены основные факторы изменения территориальной образовательной структуры. Обоснована ограниченность возможностей кадрового обеспечения региональной экономики за счет изменения экономической активности населения молодежных возрастных когорт. Сформулированы основные проблемы, характерные для региональной системы профессионального образования, обоснована необходимость более полного учета территориального фактора в ходе ее модернизации. Особо отмечена важная роль взаимосвязи профессионального и профессионально-педагогического образования в решении вопросов кадрового обеспечения экономики области и ее территорий. Определены субъекты территориальной интеграции и возможные институциональные механизмы их взаимодействия с профессиональными образовательными организациями.
JEL classification
I21, J11, R59
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время система профессионального образования рассматривается как важнейший фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, повышающий ее потенциал к развитию и использованию новейших технологий. Несмотря на важность данной задачи, подготовка рабочих и специалистов среднего звена продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем социально-экономического развития страны и ее регионов.
Дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в российской экономике во многом обусловлен отставанием содержания профессионального образования от потребностей инновационного развития субъектов РФ и запросов региональных рынков труда, а также деформацией структуры и объема подготовки кадров.
Большая социально-экономическая значимость данной проблемы находит отражение в реализации государственных федеральных и региональных программ, предусматривающих обновление материально-технологической базы профессиональных образовательных организаций, внедрение новых форм и методов профессиональной подготовки учащихся на основе профессиональных стандартов и учета требований работодателя.
Вместе с тем многие теоретические и методические аспекты модернизации региональных систем профессионально-
го образования остаются недостаточно разработанными. В частности, требуют дальнейшего исследования вопросы опережающего развития системы профессионального образования на муниципальном уровне, в том числе путем улучшения структуры кадрового состава педагогов профессионального обучения. Решение задачи сбалансированного развития региональных рынков рабочих мест и рабочей силы обусловливает необходимость организации эффективных форм территориального взаимодействия профессиональных образовательных организаций с заинтересованными вузами, бизнес-сообществом и властью на основе принципов государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В последние годы распространилось мнение о росте доли высшего образования в системе профессионального образования, даже о «некотором буме» высшего образования в России, о чем писали и авторы данной статьи (см., например, [1; 3-5; 8; 9]). Однако анализ реальной динамики численности студентов, а также выпускников профессиональных образовательных организаций Свердловской области в 2010-2014 гг., выполненный на основе статистических данных, показал несколько иное (табл. 1).
Emerging Trends in Vocational Education and Its Role in Training Skilled Manpower for Regional Economy
■o a
H
a
m
a
Abstract
The paper presents the findings of an analysis of the major upcoming trends in the development of the regional system of vocational education. Studying the case of Sverdlovsk oblast, the authors have performed an assessment of changes in numbers of students and graduates compared to dynamics in demographic processes. The fundamental factors behind changes in the territory's education structure are identified. The paper substantiates the limited opportunities to train a qualified workforce for the needs of the region due to shifts in economic activity of young specialists. The main problems typical of the regional system of vocational education are formulated, and the necessity to take account of the territorial factor in the process of its modernization is proved. It is emphasized that the relationships between vocational and vocational-pedagogical education play an important role in resolving staffing issues in the oblast and its territories. The subjects of territorial integration and possible institutional mechanisms for their interaction with vocational education organizations are determined.
► Aleksandr G. MOKRONOSOV
Dr. Sc. (Econ.), Head of Economics Dept.
Russian State Vocational Pedagogical University
620012, RF, Yekaterinburg, Mashinostroiteley St., 11 Phone: (343) 338-39-42 E-mail: [email protected]
INTRODUCTION
At the moment, the system of vocational education is regarded as a crucial factor in ensuring the competitiveness of the national economy that expands its capability to develop itself and utilize sophisticated technologies. Despite a considerable importance of this task, vocational training of workers and mid-level professionals still remains one of the most pressing problems of the socio-economic development of Russia and its regions.
The shortage of highly qualified workers and mid-level specialists in Russia's economy is mainly due to the fact that the content of vocational qualifications does not correspond to the needs of innovation development of Russia's subjects and requirements of regional labour markets, as well as due to the deformation of the composition and the number of future professionals.
The socio-economic aspect of the given problem is reflected in the implementation of federal and regional programs that stipulate the upgrading of material and technological base of vocational education institutions and introduction of innovative forms and methods in the sphere of vocational training taking into account occupational standards and employers' requirements.
At the same time, numerous theoretical and methodological aspects of modernization of the regional systems of vocational education are still understudied. In particular, the issues of anticipatory development
of the system of vocational education at municipal level require further scientific research through improving the structure of the teaching staff in the sphere of vocational training. To promote a balanced development of demand and supply in the regional labour markets, it is necessary to establish efficient forms of territorial cooperation between vocational education organizations and the interested parties (higher education institutions, business community and authorities) on the basis of the principles of public-private partnership and network interaction.
THE REGIONAL SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION: DEVELOPMENT TRENDS
In recent years, the prevailing opinion among scientists has been that the share of higher education in the system of vocational training is growing, and according to a number of scholars, we can even talk about a boom in Russia's higher education [1; 3-5; 8; 9]. However, an analysis of statistical data on real student numbers, as well as numbers of graduates of vocational education organizations in Sverdlovsk oblast in 2010-2014 demonstrated rather surprising results (Table 1).
In 2014, there were 106,000 students in secondary vocational education (SVE), or 98.5% of 2010 level, i.e. the number of students remained at virtually the same level. Against a background of a significant decline in the number of graduates (73.2% of
^ Aleksandr A. VERSHININ
Sr. Lecturer of Economics Dept., Marketing Specialist
Russian State Vocational Pedagogical University
620012, RF, Yekaterinburg, Mashinostroiteley St., 11 Phone: (343) 338-39-42 E-mail: [email protected]
Keywords
REGIONAL SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION STAFFING IN A REGION VOCATIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION TERRITORIAL EDUCATIONAL CLUSTER
JEL classification
I21, J11, R59
<о Таблица 1 - Динамика численности населения молодежных когорт и студентов Свердловской области, тыс. чел.
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014
Численность населения Свердловской области молодежного возраста, всего: 986,4 956,3 932,0 899,2 860,2
15-19 лет 251,4 231,3 217,5 204,6 199,3
20-24 лет 367,9 355,9 337,3 311,7 283,5
25-29 лет 367,1 369,1 377,2 382,9 378,1
Численность студентов в учреждениях профессионального образования, всего: 311,9 287,8 280,2 270,4 252,4
начального 30,0 27,1 28,7 25,5 23,5
среднего 77,7 74,5 75,6 78,3 82,5
высшего 204,2 186,2 175,9 166,6 146,4
Доля студентов начального и среднего профессионального образования в общей численности студентов, % 34,5 35,3 37,2 38,4 42,0
Выпуск специалистов (квалифицированных рабочих, служащих) из организаций профессионального образования, всего: 80,2 78,5 71,2 66,9 67,3
начального 16,6 16,2 11,9 14,3 12,5
среднего 21,3 20,1 17,9 14,2 15,3
высшего 42,3 42,2 41,4 38,4 39,6
Доля выпуска специалистов начального и среднего профессионального образования в общем выпуске, % 47,3 46,2 41,9 42,7 41,3
Численность студентов среднего профессионального образования (СПО) составила в 2014 г. 106 тыс. чел., или 98,5% от уровня 2010 г., т.е. осталась практически на том же уровне. На фоне значительного снижения выпуска (73,2% от уровня 2010 г.) это во многом объясняется увеличением доли сокращенных программ подготовки. При этом численность студентов, обучающихся по программам начального профессионального образования (НПО), регулярно снижалась и составила в 2014 г. 78,3% от уровня 2010 г., а численность студентов, обучающихся по программам СПО, даже возросла, составив в 2014 г. 106,2% от уровня 2010 г.
Для того чтобы понять выбор абитуриентов, отметим также, что численность студентов высшего образования за этот период значительно сократилась и составила в 2014 г. лишь 71,7% от уровня 2010 г. В табл. 1 показаны сравнительные данные численности студентов и выпускников на всех уровнях профессионального образования и численности населения Свердловской области молодежных когорт за 2010-2014 гг.
В России численность когорт в типичных возрастах поступления в учреждения «послешкольного» образования (15-19 лет) возрастала вплоть до середины 2000-х годов (прирост более 25%) [11].
Однако значение этого прироста для различных уровней системы профессионального образования было далеко не одинаковым.
Численность учащихся НПО на протяжении всех 1990-2000-х годов почти
монотонно снижалась. Очевидно, что это обвальное падение никак не связано с изменениями в численности молодежных когорт. По большей части оно вызывалось, по нашему мнению, окончательной утратой привлекательности «пэтэушного» образования в глазах российской молодежи. В отличие от этого динамика численности студентов ссузов достаточно плотно следовала в те годы за динамикой численности молодежи в возрасте 15-19 лет. Однако в случае высшего образования ситуация была иной. По нашим оценкам вклад демографических изменений в экспансию высшего образования в Свердловской области был крайне незначительным - объясняющим не более 15% прироста численности его студенческого контингента. Остальные 85% стремительного «наплыва» молодежи в вузы были обусловлены резко возросшей экономической ценностью высшего образования [3; 4; 8; 11].
По-видимому, начавшееся в последние годы сокращение численности студентов в целом можно считать прямым следствием вступления России в «демографическую яму». Начиная с 2004 г. численность когорт населения Свердловской области в типичных студенческих возрастах стала быстро сокращаться, уменьшившись к 2015 г. почти на 40%. Это почти сразу «потянуло» вниз численность студентов ссузов, а затем, с небольшой задержкой, и студентов вузов. Кроме того, демографический фактор придал дополнительное ускорение процессу оттока учащихся из системы НПО.
Однако в последние годы происходит несколько иной процесс: на фоне сокращения численности студентов начального и высшего профессионального образования численность студентов СПО увеличивается, несмотря на очевидные демографические проблемы. В результате доля студентов, обучающихся по программам среднего и начального профессионального образования, увеличилась с 2010 по 2014 г. с 34,5 до 42%.
Также результаты исследований говорят об отсутствии возможности решить проблему дефицита кадров в реальном секторе экономики за счет увеличения экономической активности молодежи (табл. 2) [9].
Незначительное повышение экономической активности молодежи в 2014-2015 гг. вызвано ее увеличением в возрастной группе до 20 лет и связано с кризисными явлениями в экономике. Снижение уровня доходов населения приводит к тому, что часть молодежи этого возраста отказалось от получения профессионального образования в пользу раннего выхода на работу, в то же время долговременный тренд снижения экономической активности молодежи Свердловской области обусловлен тем, что подавляющее большинство молодых людей стремится получить профессиональное образование (табл. 3) [9].
Более того, естественно ожидать, что со временем это стремление будет только усиливаться, так что экономическая активность молодежных групп, скорее всего, будет снижаться и дальше.
Table 1 - The dynamics of the number of young people and students in Sverdlovsk oblast, thousands
Indicator 2010 2011 2012 2013 2014
Population of young people in Sverdlovsk oblast, total 986,4 956,3 932,0 899,2 860,2
15-19 years 251,4 231,3 217,5 204,6 199,3
20-24 years 367,9 355,9 337,3 311,7 283,5
25-29 years 367,1 369,1 377,2 382,9 378,1
The number of students in vocational education institutions, total 311,9 287,8 280,2 270,4 252,4
Primary 30,0 27,1 28,7 25,5 23,5
Secondary 77,7 74,5 75,6 78,3 82,5
Higher 204,2 186,2 175,9 166,6 146,4
The share of students in primary and secondary vocational education (% of the total number of students) 34,5 35,3 37,2 38,4 42,0
The number of specialists (skilled workers, employees) graduated from vocational education institutions 80,2 78,5 71,2 66,9 67,3
Primary 16,6 16,2 11,9 14,3 12,5
Secondary 21,3 20,1 17,9 14,2 15,3
Higher 42,3 42,2 41,4 38,4 39,6
The share of graduates in primary and secondary vocational education (% of the total number of graduates) 47,3 46,2 41,9 42,7 41,3
2010 level) this fact is largely explained by an increase in the share of shortened training courses. Until 2014, numbers of students enrolled in the programs of primary vocational education (PVE) were constantly reducing down to 78.3% of 2010 level. At the same time, student population in SVE programs in 2014 increased up to 106.2% of 2010 level.
To understand the choice of university entrants, we should also note that the number of students in higher education during this period dropped notably and in 2014 it was equal to 71.7% of 2010 level. Table 1 provides comparative data on numbers of students and graduates in all levels of vocational education and a total of young population in Sverdlovsk oblast in 2010-2014.
In Russia, a cohort of young people aged 15-19 years (the age at which they typically apply to institutions of post-school education) was rising until the mid-2000s (a growth by more than 25%) [11].
However, this growth affected different levels of the system of vocational education in different ways.
During the period 1990-2000, student population in PVE was constantly shrinking. It is obvious that the slump was in no way related to changes in the number of youth cohorts. In our view, the decline was due to the fact that PVE has completely lost its attractiveness in the eyes of Russian youth. At the same time, the number of student of secondary-specialized colleges (SSCs) was following the changes in the number of youth population aged 15 to 19. With higher education, the situation was different. According to our estimates, the influence
of demographic shifts on the expansion of higher education in Sverdlovsk oblast was negligible causing a rise of no more than 15% in student body. The remaining 85% were due to a dramatic increase in economic value of higher education [3; 4; 8; 11].
Today's decline in student population is apparently an immediate consequence of the demographic crisis in Russia. Starting from 2004, college-age population of Sverdlovsk oblast has been falling rapidly and dropped by nearly 40% by 2015. It instantly resulted in a decrease in student population of SSCs, and after a while, that of universities. In addition, the demographic factor accelerated the outflow of students from the PVE system.
In recent years, a slightly different process takes place. Against a background of a decreasing number of students in primary and higher vocational education, student population in SVE is growing despite obvious demographic problems. As a result, the share of students enrolled in the programs of primary and secondary vocational education rose from 34.5% in 2010 to 42.0% in 2014.
Furthermore, the research findings suggest that the problem of staff shortage in the real economy cannot be resolved through encouraging young people's economic activity (Table 2) [9].
There was a small increase in economic activity of young population in 2014-2015 due to extra efforts of young people aged under 20 years, and it was linked to economic crisis. A fall in households' incomes forced many young people to search for job rather than acquire vocational educa-
tion. At the same time, the long-term tendency for a decline in economic activity of the youth of Sverdlovsk oblast is explained by the fact that most young people are determined to receive vocational education (Table 3) [9].
In addition, this aspiration is expected to intensify in the future, and economic activity of youth groups is likely to decline further.
According to our estimates, economic activity of the youth will remain approximately at its current level until 2030 (Table 4) [9].
All the aforementioned proves that:
Firstly, it is already impossible to cope with the problem of staff shortage during the period from 2020 to 2030 using the extensive factors only;
Secondly, changes in economic activity of the youth scarcely influence the structure of vocational education.
The authors believe that a rise in demand for secondary vocational education among university entrants can be explained by other reasons:
• improving the elitism of higher education (raising a minimum passing grade of the Unified State Exam (EGE), cutting the number of higher educational institutions and their branch network);
• worsening living standards of households due to the ongoing economic downturn (more affordable tuition fee and the shorter duration of training courses in vocational educational organizations, their wider territorial accessibility).
However, today's increase in the share of students in vocational education organi-
Таблица 2 - Динамика уровня экономической активности молодежи Свердловской области, %
Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 (оценка)
Уровень экономической активности населения 69,1 69,2 69,7 69,4 69,5
Уровень экономической активности молодежи 64,6 63,7 63,0 63,1 63,1
В том числе по возрастным группам:
до 20 лет 16,0 12,7 9,7 11,4 12,0
20-24 года 71,6 68,9 70,0 69,0 68,6
25-29 лет 88,2 88,5 87,6 87,5 87,4
Таблица 3 - Изменение уровня экономической и образовательной активности молодежи
Свердловской области в 2011-2015 гг., %
Возрастная группа Прирост уровня экономической активности Прирост доли охвата профессиональным образованием
От 15 до 19 лет -4,8 5,1
От 20 до 24 лет -1,8 5,9
От 25 до 29 лет -0,7 0,4
Таблица 4 - Прогноз экономической активности населения по возрастным группам
Показатель 2015 2020 2025 2030
Уровень экономической активности населения, % 69,5 69,6 69,7 69,4
Уровень экономической активности молодежи, % 63,4 63,5 63,7 64,0
В том числе по возрастным группам:
до 20 лет 11,5 11,3 11,0 10,8
20-24 года 68,9 68,8 68,5 68,2
25-29 лет 87,3 87,5 88,0 88,5
Таблица 5 - Динамика численности организаций Свердловской области, реализующих программы начального и среднего профессионального образования
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014
Организации, реализующие программы начального профессионального образования
Общее число 108 149 167 166 173
В том числе: подведомственные Министерству общего и профессионального образования Свердловской области 94 137 146 144 152
Персонал, чел. 7 250 6 242 5 319 4 684 3 083
Организации, реализующие программы среднего профессионального образования
Общее число 107 108 116 113 117
Персонал, чел. 10 515 10 752 10 966 10 790 11 827
Персонал образовательных организаций по подготовке и повышению квалификации работников, соответствующих начальному и среднему профессиональному образованию, чел. 1 671 1 447 1 312 1 899 2 044
В перспективе до 2030 г., по нашим оценкам, уровень экономической активности молодежи сохранится примерно на нынешнем уровне (табл. 4) [9].
Все вышеотмеченное свидетельствует о том, что:
во-первых, решить проблему кадрового дефицита в период с 2020 по 2030 г. уже реально невозможно за счет экстенсивных факторов;
во-вторых, изменение экономической активности молодежи практически не влияет на структуру профессионального образования.
Авторам представляется, что увеличение спроса абитуриентов на услуги СПО может быть обусловлено другими причинами:
• повышением элитарности высшего образования (увеличение проходного балла ЕГЭ, сокращение количества вузов и их филиальной сети);
• снижением уровня жизни домо-хозяйств в результате продолжающейся экономической рецессии (меньшие затраты и сроки обучения в профессиональных образовательных организациях, большая их территориальная доступность).
Впрочем, наблюдающееся увеличение доли обучающихся в профессиональных образовательных организациях все равно недостаточно для удовлетворения прогнозной потребности экономики, которая составляет, по нашим оценкам, около 70%.
Способна ли система среднего профессионального образования Свердловской области решить проблему кадрового обеспечения экономики Свердловской области в условиях необходимости ее инновационной перестройки?
В количественном отношении можем ответить утвердительно, о чем свидетельствует приведенная в табл. 5 динамика численности организаций Свердловской области, реализующих программы начального и среднего профессионального образования.
Исходя из вышеприведенных статистических данных, можно сделать вывод, что сеть образовательных организаций, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, в основном сохранена: численность профессиональных образовательных организаций стабильна, они достаточно равномерно распределены по территории Свердловской области, функционируют не только в крупных городах,
Table 2 - Changes in the level of economic activity of young population in Sverdlovsk oblast, %
Indicator 2011 2012 2013 2014 2015 (estimate)
Level of economic activity of population 69,1 69,2 69,7 69,4 69,5
Level of economic activity of the youth 64,6 63,7 63,0 63,1 63,1
Including the following age groups:
Under 20 years 16,0 12,7 9,7 11,4 12,0
20-24 years 71,6 68,9 70,0 69,0 68,6
25-29 years 88,2 88,5 87,6 87,5 87,4
Table 3 - Changes in the level of economic and educational activity of the youth
in Sverdlovsk oblast in 2011-2015, %
Age group Increase in economic activity Increase in coverage of vocational education
15 to 19 years -4,8 5,1
20 to 24 years -1,8 5,9
25 to 29 years -0,7 0,4
Table 4 - The forecast of economic activity of the population by age group
Indicator 2015 2020 2025 2030
Level of economic activity of the population, % 69,5 69,6 69,7 69,4
Level of economic activity of the youth, % 63,4 63,5 63,7 64,0
Including the following age groups:
Under 20 years 11,5 11,3 11,0 10,8
20 to 24 years 68,9 68,8 68,5 68,2
25 to 29 years 87,3 87,5 88,0 88,5
Table 5 - Changes in the number of organizations implementing the programs of primary and secondary vocational education in Sverdlovsk oblast
Indicator 2010 2011 2012 2013 2014
The number of organizations implementing the programs of primary vocational education
Total 108 149 167 166 173
Including the organizations under the Ministry of General and Vocational Education of Sverdlovsk oblast 94 137 146 144 152
Staff 7 250 6 242 5 319 4 684 3 083
The number of organizations implementing the programs of secondary vocational education
Total 107 108 116 113 117
Staff 10 515 10 752 10 966 10 790 11 827
Staff of educational institutions involved in workers' training and advanced training corresponding to primary and secondary vocational education 1 671 1 447 1 312 1 899 2 044
zations is still insufficient to meet the fore- P
a]
casted needs of Russia's economy, which is, g
according to our estimates, about 70%. N
Is the system of secondary vocational S
education able to tackle the staffing prob- j lems in the economy of Sverdlovsk oblast M
under the conditions of its innovation re- A
structuring? R
In quantitative terms, we could an- z
swer in the affirmative, and the data on the ^
' 4
number of organizations engaged in the 2 programs of primary and secondary voca- g tional education in Sverdlovsk oblast given in Table 5 prove this.
Based on the above-mentioned statistics we can conclude that the network of educational organizations implementing the programs of primary and secondary vocational education is mostly preserved: the number of vocational education institutions is stable, they are equally distributed throughout the territory of Sverdlovsk oblast and operate not only in metropolises but also in small towns what is of high importance for satisfying regional needs in education and staff.
THE REGIONAL SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Further development of the SVE system is associated with serious challenges. The authors of the present paper have carried out a survey of vocational education institutions of Sverdlovsk oblast with 23 colleges and technical schools involved. The findings of the research demonstrated that the current situation in the system of training of skilled workers and mid-level specialists does not meet the requirements of the oblast's economic development due to the following challenges:
• the content of vocational education programs does not correspond to the needs of Russia's innovation development and demands of the labour market;
• outdated equipment and poor facilities in the majority of vocational education institutions lag behind the dynamics of innovative changes in Russian and global production;
• working professions are losing their social status and, as a result, the prestige of vocational education is also lowering what negatively affects the quality of the student contingent;
• the structure of the teaching staff in vocational education is unsatisfactory.
The problem with the insufficient supply of workforce for the Russian economy lies not only in a deficit of high-skilled work-
но и в других населенных пунктах, что 8 имеет большое значение для удовлетво-3 рения региональных образовательных и ® кадровых потребностей. и
ш
Щ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ § РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ | ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дальнейшее развитие системы СПО сопряжено с серьезными проблемами. Российским государственным профессионально-педагогическим университетом (РГППУ) было проведено анкетирование руководителей 23 профессиональных образовательных организаций Свердловской области, представляющих все управленческие округа по различным направлениям подготовки. Результаты исследования показали, что ситуация в системе подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена не отвечает запросам развития экономики области ввиду ряда проблем, в том числе:
• отставания содержания профессионального образования от потребностей инновационного развития страны и запросов рынка труда;
• отсталой и статичной материально-технологической базы большинства профессиональных образовательных организаций, не отражающей динамику инновационных изменений в отечественном и мировом производстве;
• снижения социального статуса рабочих профессий и, как следствие, престижа профессионального образования, что отражается на качестве контингента обучающихся;
• неудовлетворительной структуры кадрового состава педагогов профессионального обучения.
Проблема недостаточной обеспеченности потребности экономики в кадрах заключается не только в дефиците высококвалифицированных рабочих, но и в крайне неблагополучном состоянии кадрового ресурса системы профессионального образования, которое не отвечает современным требованиям: 78,6% преподавательского состава учреждений СПО составляют женщины; 30,1% - пенсионеры; лишь 12,6% преподавателей - молодые люди до 30 лет. В руководящем составе образовательных организаций, осуществляющих подготовку рабочих (служащих), лишь 26% педагогов имеют высшее профессионально-педагогическое образование (ППО) и 2% - среднее ППО; среди преподавателей - соответственно 24 и 4,6%; мас-
теров производственного обучения - 9,7 и 14,9%, а около 15% работников -начальное и общее среднее образование [10].
В настоящее время сложившейся в стране системе профессионально-педагогического образования присущи следующие недостатки [12]:
1) традиционное образование педагогов профессионального обучения предполагает подготовку выпускников к работе в стабильных условиях производства и последующее обучение ими рабочих на известных моделях оборудования, что входит в противоречие с непрерывно изменяющимся характером инновационных производственных процессов;
2) существующая разработка образовательных программ противоречит необходимости использования компетент-ностного подхода, ориентированного на деятельностный характер обучения и формирующего у будущего педагога профессионального обучения необходимый для инновационной деятельности набор профессиональных компетенций.
На развитие организации системы СПО значительное влияние оказывает территориальный фактор: как правило, техническая оснащенность и заработная плата преподавателей техникумов и колледжей, размещенных в крупных промышленных центрах, существенно выше аналогичных по профилю образовательных организаций, находящихся на периферии.
В числе других факторов, препятствующих развитию СПО, можно отметить следующие:
• сформированные у молодежи телевидением и социальными сетями шаблоны «успешной и социально востребованной» формы занятости связаны с обязательным наличием высшего образования, предметная составляющая которого определяется не внутренней потребностью молодого человека, а доступностью вуза и факультета, а также желанием получения «быстрых» финансовых результатов;
• существующая система профориентации не обеспечивает необходимые осмысленные мотивы для выбора профессии и получения профессионального образования по востребованным экономикой специальностям.
В последние годы продолжалось проведение мероприятий государственной политики в направлении модернизации системы профессионального образования на основе программно-целевых и проектных методов. В рамках реализа-
ции приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. [7]:
• обновлена структура подготовки кадров в соответствии с диверсификацией деятельности предприятий и их изменившимися запросами на кадровые ресурсы; апробированы организационно-правовые условия для развития интеграции образовательных программ НПО и СПО; в результате содержательной модернизации профессионального образования в НПО ранее существовавшие 1 200 профессий рабочих объединены в 293 интегрированные в СПО, на основе сокращения число специальностей уменьшилось на 12%;
• привлечены инвестиции в развитие системы профессионального образования путем реализации механизма государственной поддержки инновационных проектов на условиях софинанси-рования со стороны субъектов РФ и работодателей;
• созданы новые элементы образовательной инфраструктуры подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена (отраслевые ресурсные центры на базе техникумов и колледжей, центры трудоустройства выпускников, центры оценки и сертификации квалификаций и др.).
В настоящее время перед российской системой профессионального образования стоит целый ряд новых масштабных задач, которые предстоит решить к 2020 г., в том числе по обновлению образовательных технологий, обеспечению соответствия качества подготовки кадров международным стандартам, повышению доступности СПО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями развития.
В частности, Минтрудом России утвержден список из 50 наиболее востребованных и перспективных рабочих профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50), ориентированный прежде всего на высокотехнологичные отрасли промышленности, 1Т-отрасли, а также сферу услуг. Помимо традиционных профессий в ТОП-50 вошли такие редкие специальности, как оператор беспилотных летательных средств, мобильный робототехник, специалист по аддитивным технологиям, мехатроник и техник по композитным материалам. При этом центральное место в ориентированной на ТОП-50 модернизации профессионального образования отводится
ers, but also in a very poor state of human resources in the system of vocational education that fall short of the modern requirements: 78.6% of the teaching staff in SVE institutions are female; 30.1% of the teaching staff are people of pension age; and only 12.6% of teachers are young people under the age of 30. As for the management staff of secondary educational institutions, only 26% of them have higher vocational-pedagogical education (VPE) and 2% have secondary VPE; 24% of lecturers have higher VPE and 4.6% - secondary VPE; 9,7% of industrial training specialists acquired higher VPE, 14.9% - secondary VPE and about 15% of the staff received primary and general secondary education [10].
Today's system of vocational pedagogical education in Russia is characterized by the following shortcomings [12]:
1) the teaching staff have received traditional education and now train students to work in a stable production environment and use well-known and widespread models of equipment. This fact is in direct contradiction to the continuously changing nature of the innovative production processes;
2) the current development of educational programs is contrary to the necessity to apply the competence-based approach oriented towards an activity-based character of education and fostering a future vocational training teacher as a specialist who has a full range of professional competences necessary for innovation activity.
The development of the SVE system organization is significantly affected by the territorial factor: as a rule, technical schools and colleges located in large industrial centers provide more sophisticated equipment and bigger salaries for the teaching staff than those educational institutions of the same specialization located in the periphery.
Among other factors hampering the development of secondary vocational education we can name the following:
• a stereotype of "a successful and socially demanded" form of employment is implanted to young people's mind by television and social networks. It is associated with the compulsory possession of higher education, but the specialization is determined not by a natural aptitude or interest of a young person, but by accessibility of a higher education institution and/or a faculty and a desire to get fast financial results;
• the existing system of vocational guidance does not provide the necessary conscious motives for choosing a profession and obtaining a vocational education
in the spheres that are in-demand in the economy.
In recent years, some specific measures of public policy have been taken to modernize the system of vocational education on the basis of program-target and project-based methods. Within the framework of the national project "Education" and the Education Development Federal Targeted Program for 2011-2015 [7], the following steps were made:
• the structure of training programs was tailored to diversification of enterprises' activities and changes in requirements for candidates' qualifications; organizational and legal conditions for encouraging the integration of PVE and SVE programs were piloted; as a result of modernization of the content of primary vocational education, 1 200 blue-collar professions were reduced to 293 integrated in secondary vocational education, on the basis of this reduction the number of specialties decreased by 12%;
• there were attracted investments in the development of the vocational education system through implementing the mechanism of state support for innovative projects co-financed by the RF subjects and employers;
• new elements of educational infrastructure for training workers and mid-level specialists were created (sectoral resource centers on the basis of technical schools and colleges, centres for evaluation and professional certification, etc.).
At the moment, the Russian system of vocational education is facing a number of new serious challenges to be solved until 2020, such as updating educational practices, reaching international standards in the quality of training, making education more accessible to people with disabilities, etc.
In particular, the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation released a list of the 50 most popular and promising blue-collar occupations in the field of high-tech industries, IT and the service sector requiring workers to have secondary vocational education. In addition to traditional professions, the list includes rare occupations, such as unmanned aircraft systems operator, mobile robotics technician, additive technology specialist, me-chatronics specialist and composite technician. At that, while modernizing vocational education in accordance with Top 50 occupations, scrupulous attention is paid to the development and introduction of the system of new vocational standards meeting the needs of the modern environment.
It is planned that by 2020 at least half of the country's colleges should train special-
ists in the professional spheres included in P the Ministry's list and ensure their competi- g tiveness in the international arena; 50% of N SVE students in the subjects of the Russian S Federation should participate in regional j and national competitions, professional M skills championships and championships A for industry leadership; and 40% of gradu- R ates in the Top 50 programs should have z certificates of qualifications or medals for 6 professionalism in accordance with World- -2 Skills standards. g
To carry out these plans, new projects on * enhancing the quality of Russian vocational education and its integration into global educational space are implemented. Within the framework of the Education Development Federal Targeted Program for 20162020 six Inter-Regional Competence Centers (IRCC) are established on a competitive basis. One of them, in the field of industrial and engineering technologies, is developed in Sverdlovsk oblast. The main purpose of IRC-Cs is to create conditions for training experts in the most popular and promising professions (including those of Top 50), as well as for effective preparation of the national team for professional skills championships "WorldSkills". At regional level the following measures are planned to be taken:
• compiling regional lists of high-priority professions and specialities for SVE that overlap with the Ministry's Top 50 list;
• designating the leading vocational education institutions as the venues for training specialists in the 50 most popular occupations;
• increasing budget funding standards of Top 50 professions and specialities;
• transferring the RF subject's budget funds received for implementing professional modules and practice to resource centers;
• providing tax benefits to innovative colleges at regional level.
The planned modernization of the SVE regional system implies an optimization of the network of vocational education institutions. During the optimization, IRCCs cooperate with the leading vocational education institutions to transfer programs and training practices of Top 50 careers, as well as other organizations are able to join the network cooperation.
At the same time, today's practice of dealing with staffing issues with the help of innovative methods is not perfect. For instance, the Program of Modernization and Job Creation in Sverdlovsk oblast until 2020, in our opinion, is not fully aligned with the labour demand forecast for its administrative districts (Table 6).
Таблица 6 - Соотношение планируемого числа новых рабочих мест и прогноза кадровой потребности Свердловской области на период до 2018 г., чел.
Программный документ Управленческий округ
Северный Горнозаводский Западный Южный Восточный Вне округов Всего
Программа модернизации и создания новых рабочих мест 71 800 115 900 105700 73 900 41 400 291300 700000
Прогноз потребности в кадрах (высшее образование) 15 184 11 522 10 412 6 999 38 949 92 063 175 129
разработке и внедрению системы новых профессиональных стандартов, отвечающих современным требованиям.
Планируется, как минимум, в половине колледжей страны к 2020 г. осуществлять подготовку кадров по ТОП-50 в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями; половина студентов СПО в субъектах Российской Федерации должны участвовать в региональных и национальных олимпиадах и чемпионатах профессионального мастерства, отраслевых чемпионатах, а 40% выпускников по «топовым» профессиям и специальностям должны иметь сертификаты квалификаций или «медаль профессионализма» по стандартам WorldSkills.
С этой целью в настоящее время реализуются новые проекты по повышению качества российского профессионального образования, его интеграции в международное образовательное пространство. Так, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. на конкурсной основе создаются шесть Межрегиональных центров компетенций (МЦК). Один из них, в области промышленных и инженерных технологий, получает развитие на территории Свердловской области. Главная цель МЦК - создание условий для обеспечения подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям профессионального образования, в том числе входящим в перечень ТОП-50, а также для эффективной подготовки национальной сборной к чемпионатам профессионального мастерства WorldSkills. На региональном уровне предусматривается реализация следующих мер:
• определение региональных перечней приоритетных профессий и специальностей для СПО, согласующихся с федеральным перечнем ТОП-50;
• определение «ведущих» профессиональных образовательных организаций-лидеров, с опорой на которые будет обеспечена подготовка кадров по ТОП-50;
• повышение нормативов бюджетного финансирования по профессиям и специальностям ТОП-50;
• передача средств бюджета субъекта Российской Федерации за реализацию профессиональных модулей и практики ресурсным центрам;
• предоставление льгот инновационным колледжам по региональным налогам.
Намечаемая модернизация региональной системы СПО предполагает оптимизацию сети профессиональных образовательных организаций. В процессе оптимизации предусматривается расширение взаимодействия МЦК и «ведущих» организаций СПО с целью трансферта программ и технологий подготовки кадров по ТОП-50, а также включение в сетевое сотрудничество других организаций.
В то же время современная практика решения проблем кадрового обеспечения инновационными методами не лишена недостатков. Так, Программа модернизации и создания новых рабочих мест в Свердловской области на период до 2020 г., по нашему мнению, недостаточно согласуется с прогнозом потребности в кадрах в территориальном разрезе (табл. 6).
Из приведенных данных видны большие различия между количеством планируемых к созданию и модернизации рабочих мест и прогнозными показателями потребности в кадрах по различным управленческим округам Свердловской области.
Недостаточно полно учитываются также особенности территориального развития экономики при оптимизации профессионального образования, основанного на укрупнении профессиональных образовательных организаций и повышении эффективности расходования бюджетных средств, понимаемой чаще всего как их экономия. Это, в частности, проявляется в усиливающейся тенденции несбалансированности рабочей силы и рабочих мест на уровне муници-
пальных образований, наличии территорий, имеющих критическую или высокую степень дисбаланса, определяемую по коэффициентам уровня занятости населения (менее 48%), а также по коэффициентам напряженности (более пяти) на локальных рынках труда [5]. За последние два года в Свердловской области количество таких «неблагополучных» с точки зрения занятости населения муниципальных образований возросло с 31 до 34, а доля населения, в них проживающего, увеличилась с 15,1 до 18,2%. В большинстве территорий отсутствуют как четкие перспективные ориентиры инновационного развития, так и соответствующие им прогнозы развития рынков труда, профессионально-квалификационной структуры кадров территории. Там же, где механизмы стратегического планирования социально-экономического развития территорий определены, наблюдается их слабая сопряженность с формированием образовательных программ в организациях СПО. Серьезным препятствием для решения вышеуказанных проблем является то, что правовые возможности администраций муниципальных образований в вопросах кадровой обеспеченности экономики ограничены решением вопросов местного значения, к которым развитие системы профессионального образования Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (№ 131-ФЗ) не относит.
Важную роль в решении задачи конкурентоспособного развития региональной системы профессионального и профессионально-педагогического образования играет Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), миссия которого состоит в опережающем обеспечении педагогами профессионального обучения запросов российской экономики и рынка труда; внедрении теоретико-методологических основ системы профессионально-педагогического образования и прикладных дости-
Table 6 - The ratio of the planned number of new jobs to labour demand forecast in Sverdlovsk oblast until 2018
The figures from Table 6 demonstrate a significant gap between the number of jobs planned for modernization and creation and the labour demand forecast for various administrative districts of Sverdlovsk oblast.
The distinctive features of the territorial economic development are also not completely recognized in the optimization process of vocational education based on enlargement of vocational education institutions and improvement of the efficiency of budget spending that in most cases is interpreted as saving. This, in particular, is manifested in a growing trend for the imbalance between the number of specialists and vacancies at municipal level and in the presence of areas with a critical or high degree of imbalance determined by the employment rate coefficients (less than 48%), as well as by intensity coefficients (more than five) at local labour markets [5]. In the last two years, the number of disadvantaged municipalities of Sverdlovsk oblast that experience problems with employment has increased from 31 to 34, and the proportion of population living in such municipalities has risen from 15.1 to 18.2%. Most of such territories do not follow clear guidelines on innovation development and do not have the corresponding forecasts of labour market trends and the structure of the workforce professional qualifications. At the same time, the territories where the mechanisms of strategic planning of socio-economic development are established have faced the fact that the mechanisms poorly correlate with the formation of training programs in vocational education institutions at secondary level. The major obstacle in the way of resolving the aforementioned problems is that legal powers of municipal administrations in the field of workforce supply are limited to dealing with local problems which, according to the Federal Law "On general principles of local self-government in the Russian Federation" (No. 131-FZ), do not embrace the development of the vocational education system.
Russian State Vocational Pedagogical University plays an important part in solving the problem of the competitive development of the regional system of vocational and vocational-pedagogical education. Its mission is to anticipate the needs of Russia's economy and the labour market in teaching staff of vocational training; to introduce theoretical and methodological foundations of the system of vocational-pedagogical education and applied attainments of vocational pedagogy in the national education system; and to broaden and disseminate best practices in vocational training corresponding to the prospects of the socio-economic development of the country. Its accumulated potential in terms of science and education allows the university to contribute to successful adaptation of vocational and vocational-pedagogical education to the market environment and ensure faster socio-economic development of the region. The university exerts influence on the regional system of vocational education in the following strategic directions [2]:
• meeting the needs of continuous vocational education in teaching staff displaying modern social and professional competences; creating optimal conditions for enhancing their social and professional mobility and competitiveness in the labour market;
• forging effective social partnerships with public authorities at federal and regional level, local governments, academic and industrial sectors of science, top educational and production centers in order to tackle the problem of training highly qualified personnel in an integrated manner and facilitate the integration of vocational and vocational-pedagogical education into regional, national and global information and educational space;
• keeping focus on social and entrepreneurial development what will enable the university to initiate and participate in clustering processes in the region and become a network intermediary between the subjects of regional and local markets
The university-produced innovations aimed at improving the competitiveness of the regional system of vocational education incorporate: designing brand-new training courses and revising outdated programs of vocational education and continuing vocational training in accordance with the list of the 50 most popular and promising occupations; developing educational programs for secondary vocational education and higher education; devising new mechanisms of forecasting, quality evaluation and demand for educational services at municipal level.
The development of the regional SVE system will be stimulated by teaching practices borrowed from cutting-edge scientific discoveries and global experience. Such practices include discipline-modular models to frame educational programs; models to form and develop territorial scientific-educational networks, etc.
CONCLUSION
Along with the implementation of the measures aimed at training specialists for certain sectors of the regional economy, including those implemented within the frames of the program "The Ural Engineering School", it is required, using the principles of the program-target approach, to place a heavier emphasis on increasing the region's labour potential and solving concomitant problems. At that, vocational education institutions should act as subjects of integration of vocational and higher education with employers, government authorities and science at regional and municipal levels and mediate between the markets for job vacancies and labour resources in the territorial clusters.
Among institutional innovations oriented towards resolving staffing problems in the region and its territories, a special role belongs to procedures for creating a network of regional clusters in the field of science, education and industry on the basis of the principles of public-private partnership and network interaction [6].
Program document Administrative district
Northern Gornoza-vodsky Western Southern Eastern Beyond districts Total
The Program of Modernization and Job Creation 71 800 115900 105 700 73 900 41 400 291300 700000
Labour demand forecast (higher education) 15 184 11 522 10 412 6 999 38 949 92 063 175 129
■o a
H
a
m
a
for job vacancies and labour resources and between education and science.
жений профессиональной педагогики в 8 национальную образовательную систе-3 му; формировании и распространении | передового опыта подготовки кадрового и потенциала, соответствующего перспек-ш тивам социально-экономического раз-3 вития страны. Накопленный научно-образовательный потенциал вуза дает ему возможность способствовать успешной адаптации профессионального и профессионально-педагогического образования к рыночной среде, обеспечению нового, более высокого, качества социально-экономического развития региона. В числе приоритетных стратегических направлений влияния РГППУ на региональную систему профессионального образования [2]:
• обеспечение потребностей непрерывного профессионального образования в педагогах, обладающих современными социально-профессиональными компетенциями, создание условий для повышения их социально-профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда;
• установление эффективного социального партнерства с органами федеральной и региональной государственной власти, органами местного самоуправления, академическим и отраслевыми секторами науки, ведущими образовательными и производственными центрами для комплексного решения проблем подготовки высококвалифици-
рованных кадров и интеграции системы профессионального и профессионально-педагогического образования в региональное, российское и мировое информационное и образовательное пространство;
• ориентация на социально-предпринимательский вектор развития, что позволит университету выступать в роли инициатора и активного участника процессов кластеризации в регионе, быть сетевым посредником между субъектами региональных и локальных рынков рабочих мест и рабочей силы, образовательной и научной системами.
В качестве продуктовых инноваций вуза, направленных на повышение конкурентоспособности региональной системы профессионального образования, можно выделить: новые, а также модернизированные по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, образовательные программы СПО и высшего образования; новые механизмы системы прогнозирования, оценки качества и востребованности образовательных услуг на муниципальном уровне.
Развитию региональной системы СПО будут способствовать соответствующие современным научным достижениям и мировой практике педа-
гогические технологии, в том числе: дисциплинарно-модульные модели проектирования образовательных программ; модели формирования и развития территориальных научно-образовательных сетей и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наряду с реализацией мероприятий, направленных на кадровое обеспечение отдельных отраслей региональной экономики, в том числе осуществляемых в рамках программы «Уральская инженерная школа», необходимо на принципах программно-целевого подхода усилить акцент на решении проблем повышения кадрового потенциала территорий. Профессиональные образовательные организации при этом должны выступать в качестве субъектов интеграции профессионального и высшего образования с работодателями, властью и наукой на региональном и муниципальном уровнях, стать посредниками между рынком рабочих мест и рынком рабочей силы в территориальных кластерах.
В числе институциональных инноваций, направленных на решение проблем кадрового обеспечения региона и его территорий, большую роль играют мероприятия по созданию сети региональных научно-образовательно-производственных кластеров на основе принципов государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия [6].
Источники
1. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. Поляризация или улучшение? Эволюция структуры рабочих мест в России в 2000-е годы // Вопросы экономики. 2015. № 7. С. 87-119.
2. Давыдова Н.Н., Дорожкин Е.М., Федоров В.А. Научно-образовательные сети: теория, практика / под науч. ред. В.А. Федорова. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2016.
3. Капелюшников Р.И. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? (Ч. 1) // Вопросы экономики. 2012. № 2. С. 52-66.
4. Капелюшников Р.И. Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? (Ч. 2)// Вопросы экономики. 2012. № 3. С. 120-147.
5. Мокроносов А.Г., Вершинин А.А. Согласование спроса и предложения рабочей силы на региональном и локальных рынках труда // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. № 4(54). С. 73-78.
6. Мокроносов А.Г., Вершинин А.А. Формирование модели опережающего развития кадрового потенциала территорий // Образование и наука. 2014. № 8. С. 19-31.
7. НПО-СПО России: перспективы развития // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 6. С. 3-10.
8. Подберезкин А.И., Гебеков М.П. Национальный человеческий капитал на перепутье. М.: МГИМО-Университет, 2012.
9. Положение молодежи Свердловской области в 2014 году: научные основы доклада Правительству Свердловской области» / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2016.
10. Романцев Г.М., Федоров В.А., Осипова И.В., Тарасюк О.В. Уров-невое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011.
11. Российский работник. Образование. Профессия. Квалификация / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.
12. Федоров В.А. Опережающее профессионально-педагогическое образование: аспект научного обеспечения // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы XX Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 т. (Екатеринбург, 22-23 апреля 2015 г.). Екатеринбург, РГППУ, 2015. Т. 1.
References
1. Gimpel'son V.Ye., Kapelyushnikov R.I. Polyarizatsiya III uluchshenie? Evolyutsiya struktury rabochikh mest v Rossii v 2000-e gody [Polarization or upgrading? Evolution of employment in transitional Russia]. Voprosy ekonomiki - Issues of Economics, 2015, no. 7, pp. 87-119.
2. Davydova N.N., Dorozhkin Ye.M., Fedorov V.A. Nauchno-obrazovatel'nye seti: teoriya, praktika [Scientific-educational networks: theory and practice]. Yekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University Publ., 2016.
3. Kapelyushnikov R.I. Spros i predlozhenie vysokokvalifitsirovannoy rabochey sily v Rossii: kto bezhal bystree? Chast' 1 [Demand and supply of skilled labour in Russia: who ran farster? Part 1]. Voprosy ekonomiki -Issues of Economics, 2012, no. 2, pp. 52-66.
4. Kapelyushnikov R.I. Spros i predlozhenie vysokokvalifitsirovannoy rabochey sily v Rossii: kto bezhal bystree? Chast' 2 [Demand and supply of skilled labour in Russia: who ran farster? Part 2]. Voprosy ekonomiki -Issues of Economics, 2012, no. 3, pp. 120-147.
5. Mokronosov A.G., Vershinin A.A. Soglasovanie sprosa i predlozheni-ya rabochey sily na regional'nom i lokal'nykh rynkakh truda [Coordination of labour supply and demand on regional and local labour markets]. Izvestiya UrGEU - Journal of the Ural State University of Economics, 2014, no. 4(54), pp. 73-78.
6. Mokronosov A.G., Vershinin A.A. Formirovanie modeli operezhay-ushchego razvitiya kadrovogo potentsiala territoriy [Advanced development model of territorial human resources potential]. Obrazovanie i nauka - The Education and Science Journal, 2014, no. 8, pp. 19-31.
7. NPO-SPO Rossii: perspektivy razvitiya [The systems of primary and secondary vocational education: development trends]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa - Vocational Education. The Capital, 2013, no. 6, pp. 3-10.
8. Podberyozkin A.I., Gebekov M.P. Natsional'nyy chelovecheskiy kapital napereput'e [The national human capital at the crossroads]. Moscow, MGIMO-Universitet Publ., 2012.
9. Vishnevsky Yu.R. (ed.) Polozhenie molodezhi Sverdlovskoy oblasti v 2014 godu: nauchnye osnovy doklada Pravitel'stvu Sverdlovskoy oblasti [The status of the young people in Sverdlovsk oblast in 2014: the scientific basis of the report to the Government of Sverdlovsk oblast]. Yekaterinburg, UMTs UPI Publ., 2016.
10. Romantsev G.M., Fedorov V.A., Osipova I.V., Tarasyuk O.V. Urov-nevoe professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: teoretiko-me-todologicheskie osnovy standartizatsii [Tiered vocational-pedagogical education: theoretical and methodological basis of standardization]. Yekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University Publ., 2011.
11. Rossiyskiy rabotnik. Obrazovanie. Professiya. Kvalifikatsiya [Russian employee. Education. Profession. Qualifications]. Moscow, HSE Publishing House, 2011.
12. Fyodorov V.A. [Anticipatory vocational pedagogical education: scientific support aspect]. Materialy XX Vserossiyskoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii «Innovatsii v professional'nom i professional'no-peda-gogicheskom obrazovanii»22-23 aprelya2015 [Proc. of the 20th All-Russia Sci.-Pract. Conf. "Innovations in Vocational and Vocational-Pedagogical Education". April 22-23, 2015]. Yekaterinburg, RGPPU Publ. Vol. 1.
■o a
u>
/
H
a m a