МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА РЫНКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РФ
А.Н. Долгополова, студент Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-137-139
Аннотация. В данной статье рассмотрены два механизма формирования цен на сельскохозяйственном рынке - затратный и рыночный. На примере рынка зерна изучен процесс формирования рыночной цены. Выявлены особенности формирования цен на продукцию сельхозпроизводителей: сезонное колебание цен; зависимость продовольственных товаров от погодных условий; конкуренция с иностранными участниками рынка сельхозпроизводителей; цены формируются под влиянием цен на аналогичную импортную продукцию.
Ключевые слова: цена, затратный механизм, рыночный механизм, рынок зерна, особенности формирования цены.
На сельскохозяйственном рынке различают два основных типа механизма ценообразования [1]:
- затратный (основу цены товара составляют производственные затраты, сопряжённые с выпуском товара);
- рыночный (основу цены товара составляют спрос и предложение, конъюнктура рынка).
При затратном механизме ценообразования цена товара определяется исходя из затрат на производство и реализацию продукции. При этом учитывается то, что производитель и продавец помимо возмещения издержек должны получать прибыль. Согласно этому методу, цена будет равна сумме средних издержек и прибыли (формула):
Ц = С + П„,
где (С - средние издержки на производство и реализацию единицы товара в рублях; Пр -прибыль, получаемая производителями за единицу товара в рублях).
Среди разновидностей затратного механизма формирования цен наиболее распространен метод «издержки плюс прибыль». Суть данного метода состоит в том, что принимаются во внимание не только издержки предприятия на производство и сбыт продукции, но и выручка, которая приравнивается к фиксированному уровню рентабельности. Присоединение прибыли обеспечивает такую массу средств, которая позволяет предприятию оплачивать налоги, осуществлять соци-
альные выплаты. Норма рентабельности изменяется в зависимости от сфер деятельности, средних издержек на продукт.
Другой метод - получение целевой прибыли. Здесь учитывается объем реализации и ожидаемый определенный размер прибыли. Исходя из этого, рассчитывается цена, которой необходимо покрыть издержки и создать данную прибыль.
При рыночном механизме ценообразования путем выравнивания спроса и предложения, на основе соглашения между продавцом и покупателем устанавливается равновесная цена (рисунок).
Количество продукции Рис. Равновесная рыночная цена
Таким образом, равновесная рыночная цена устанавливается в точке пересечения кривых предложения (Б) и спроса (Б), т.е. определенное количество товара, приобретенное покупателем, равно величине товара, которую производитель способен произвести и готов предложить к продаже на рынке.
Более подробно рассмотрим процесс формирования рыночной цены на примере рынка зерна [2]. Во-первых, необходимо спрогнозировать уровень спроса на зерно. Для этого производители до посева ищут информацию из официальных источников. Далее они оценивают необходимое количество продукции, которая может поступить на рынок из запасов прошлых лет и нового урожая, какова может быть потребность в зерне для животноводства, экспорта и переработки. После этого производители планируют валовые сборы, а потребители решают, сколько зерна им нужно закупить. В результате сопоставления объемов предложения с ожидаемым уровнем спроса происходит формирование ожидаемой цены на зерно. Данная цена используется в переговорах о продажах. Однако могут появиться новые факторы, способные сместить кривые спроса и предложения, что, следовательно, повлечет за собой и изменение рыночной цены. К данным факторам мы можем отнести:
- недостаток влаги в почве в течение вегетационного периода ^ урожай становится ниже ожидаемого ^ кривая предложения сдвинется влево ^ цена возрастет;
- снижение цен на продукцию животноводства ^ сокращение поголовья скота ^ снижение потребности в кормах ^ кривая спроса сдвинется влево ^ цена понизится.
Рынок сельскохозяйственной продукции является одним из специфических рынков. Поэтому формирование цен на продукцию сельхозпроизводителей имеет свои особенности.
Во-первых, в сельском хозяйстве помимо спроса и предложения присутствует ряд факторов, которые влияют на формирование и уровень цен. К ним относят: прогресс науки и техники, эффективность работы, налоги, качество продукции, контроль цен правительством, упаковка и реклама, издержки производства и сбыт продукции и т.д. Из этого следует, что цены на продукцию сельхозпроизводителей неустойчивы.
Во-вторых, на рынке сельскохозяйственной продукции существует сезонное колебание цен. В определенные периоды может происходить увеличение или уменьшение цен на товары. Например, снижение цены имеет место быть в двух случаях: во время и после сборки урожая на продукты (подсолнечник, бахчевые культуры, овощи, зерно) и в связи с тем, что некоторые компании не имеют складских помещений для хранения продукции, поэтому они вынуждены продавать все сразу.
В сельском хозяйстве также происходит колебание цен на отдельные виды животноводческой продукции (на яйца и молоко увеличение цен происходит преимущественно осенью, на свинину - в период пасхальных и рождественских праздников). Данные изменения цены происходят в связи с трансформацией объемов производства и предложения продукции в течении года.
Третьей особенностью ценообразования является зависимость продовольственных то-
варов от погодных условий. Так в урожайный год цены снижаются (из-за роста предложения), в неурожайные годы, наоборот увеличиваются.
В-четвертых, конкуренция с иностранными участниками рынка сельхозпроизводителей является значимым фактором в формировании цен. После вступления России в ВТО национальные производители столкнулись с жестким функционированием. Например, страны, с наиболее выгодными природно-климатическими условиями и развитым производственным потенциалом, могут определять цены на международном рынке. Наряду с этим в стране установилась ситуация, когда импортная сельскохозяйственная продукция не дополняет национальное производство, а подавляет его.
Другой значимой особенностью ценообра-
мируются под влиянием цен на аналогичную импортную продукцию. Образование данных цен происходило в условиях обеспеченности производителей развитой рыночной системой и достаточным уровнем субсидированного в производство капитала.
Таким образом, на рынке сельскохозяйственных производителей имеют место быть затратный и рыночный механизмы ценообразования, являющиеся важной частью структуры данного рынка. Формирование цен на продукцию сельхозпроизводителей имеет свои особенности, которые отражают специфику отрасли (сезонное колебание цен; зависимость продовольственных товаров от погодных условий; конкуренция с иностранными участниками рынка сельхозпроизводителей; цены формируются под влиянием цен на аналогичную импортную продукцию).
зования является то, что цены зачастую фор-
Библиографический список
1. Экономика агропродовольственного рынка: учеб. пособие / под ред. д.э.н., проф. И.А. Минакова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 232 с.
2. Минаков, И.А. Экономика сельскохозяйственного предприятия: учебник / И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.П. Касторнов [и др.]; под ред. И.А. Минакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 363 с.
THE MECHANISM OF PRICE FORMATION IN THE MARKET OF AGRICULTURAL PRODUCERS OF THE RUSSIAN FEDERATION
A.N. Dolgopolova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. This article discusses two mechanisms of price formation in the agricultural market - cost and market. The process of market price formation has been studied using the example of the grain market. The features of the formation of prices for agricultural products are revealed: seasonal price fluctuations; dependence offood products on weather conditions; competition with foreign market participants of agricultural producers; prices are formed under the influence ofprices for similar imported products.
Keywords: price, cost mechanism, market mechanism, grain market, features ofprice formation.