Научная статья на тему 'Ценообразование на производство и реализацию молока'

Ценообразование на производство и реализацию молока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1111
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ВИДЫ ЦЕН / ЗАТРАТНЫЙ И РЫНОЧНЫЙ ПОДХОДЫ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / COST / PROFIT / PRICING / TYPES OF PRICES / COST AND MARKET APPROACHES / DEMAND / SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хусаинов И. И., Варфоломеев А. С.

Цена это важнейшая экономическая категория, отражающая стоимость товара в денежном выражении, определяет прибыль предприятия. Платежеспособность общественной потребности оценивается стоимостью товара. Спрос обратно пропорционален росту цен. Различают два подхода к ценообразованию затратный и рыночный. В настоящее время существует несколько видов цен на сельскохозяйственную продукцию: закупочные, оптовые, розничные, рыночные, целевые, трансфертные. Главными действующими лицами в ценообразовании выступают: производитель, переработчик и розничный продавец. Увеличение начальной стоимости призвано покрыть затраты на производство, транспортировку и т.д. и при этом принести прибыль. Поэтому для создания стабильных и конкурентоспособных цен важны налаженные и договорные отношения между переработчиками и поставщиками. Отдельные производители, в том числе и государство, могут регулировать цены на отдельные товары и услуги с целью перераспределения доходов потребителей и решения некоторых социальных, политических и других задач. Эта функция осуществляется через льготные и дотационные цены. Рассмотрен ряд факторов, влияющих на стоимость первичного сырья в отрасли. Представлены формулы формирования цены на молоко, применяемые ведущими фирмами по производству и реализации продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хусаинов И. И., Варфоломеев А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICING FOR MILK PRODUCTION AND SALE

Price is the most important economic category, reflecting the goods' value in monetary terms, the enterprise's profit determining. The social needs' paying capacity by the value of the goods is estimated. Demand to price growth is inversely proportional. There are two approaches to pricing cost and market. Currently, there are agricultural products' several types of prices: purchase, wholesale, retail, market, target, transfer. The main pricing actors are: manufacturer, processor and the retailer. The initial cost's increasing the production, transportation, etc. costs covering is designed and at the same time profit is brought. Therefore, for stable and competitive prices creating, established and contractual relations between processors and suppliers are important. Individual producers, including the state, can certain goods and services' prices to regulate in order to consumers' income to redistribute and some social, political and other problems to solve. This function through preferential and subsidized prices is carried out. A number of factors of primary raw materials cost on the industry's affecting are considered. The milk price formulas' formation applied by produce and sale's leading firms are presented.

Текст научной работы на тему «Ценообразование на производство и реализацию молока»

УДК 338.5:637.13

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ

МОЛОКА

И.И. Хусаинов, кандидат с.-х. наук

Институт механизации животноводства - филиал ФГБНУ ФНАЦ ВИМ А. С. Варфоломеев, магистр ООО «НТЛ-Прибор» E-mail: [email protected]

Аннотация. Цена - это важнейшая экономическая категория, отражающая стоимость товара в денежном выражении, определяет прибыль предприятия. Платежеспособность общественной потребности оценивается стоимостью товара. Спрос обратно пропорционален росту цен. Различают два подхода к ценообразованию - затратный и рыночный. В настоящее время существует несколько видов цен на сельскохозяйственную продукцию: закупочные, оптовые, розничные, рыночные, целевые, трансфертные. Главными действующими лицами в ценообразовании выступают: производитель, переработчик и розничный продавец. Увеличение начальной стоимости призвано покрыть затраты на производство, транспортировку и т.д. и при этом принести прибыль. Поэтому для создания стабильных и конкурентоспособных цен важны налаженные и договорные отношения между переработчиками и поставщиками. Отдельные производители, в том числе и государство, могут регулировать цены на отдельные товары и услуги с целью перераспределения доходов потребителей и решения некоторых социальных, политических и других задач. Эта функция осуществляется через льготные и дотационные цены. Рассмотрен ряд факторов, влияющих на стоимость первичного сырья в отрасли. Представлены формулы формирования цены на молоко, применяемые ведущими фирмами по производству и реализации продукции.

Ключевые слова: себестоимость, прибыль, ценообразование, виды цен, затратный и рыночный подходы, спрос, предложение.

Рыночный механизм определяет способ координации спроса и предложения. Под спросом понимают форму выражения платежеспособной общественной потребности. Предложение - это результат производства, принимающий товарную форму. Спрос и предложение определяются ценами. Спрос чаще всего обратно пропорционален росту цен: чем выше цена, тем ниже спрос. Предложение обычно прямо пропорционально росту цен. Рыночное равновесие устанавливается при совпадении количества представленных на рынке товаров и спроса при данной цене.

Цена, при которой спрос равен предложению, является равновесной. На данный момент в России отсутствует единый подход к ценообразованию на молоко. Со вступлением России в ВТО изменились способы государственной поддержки производителей молока. В настоящее время определены достаточно жесткие требования по сортам, жиру, белку и лактозе, которые являются кри-

териями для получения субсидий. Для справедливой оценки ценовой конъюнктуры в разных регионах и более четкого контроля за распределением субсидий необходимо вводить единые подходы к ценообразованию молока. Цена и себестоимость конечного продукта непосредственно влияют на величину полезного эффекта, а следовательно, и на экономическую эффективность. Цена как важная экономическая категория определяет прибыльность предприятия [1,2,3].

Анализируя результаты хозяйственной деятельности предприятия, необходимо учитывать цену, определяющую основные показатели экономической эффективности производства и реализации молока. Цена должна компенсировать затраты на производство и реализацию продукции, а также обеспечивать прибыль изготовителю. Величина прибыли должна быть достаточной для выполнения обязательств перед бюджетом, учредителями, для финансирования производственного и социального развития предприятия.

Анализ факторов ценообразования дает возможность рассмотреть различные аспекты определения цены на продукцию.

1. Определение цены на основе себестоимости продукции. С позиций предприятия-производителя цена на молоко должна покрывать издержки от производства молока.

2. Установление цены как способа расчета с потребителем и восприятие цены с точки зрения потребителя.

3. Расчет цены как инструмента борьбы за рынки, т.е. конкурентоспособности и рыночной привлекательности продукции.

Различные ценообразующие факторы оказывают далеко не равнозначное воздействие на процесс формирования товарных цен.

К первой группе факторов, прямо влияющих на уровень цен и их движение, относятся:

- цена производства молока;

- соотношение спроса и предложения на рынке молока;

- состояние денежной сферы;

- государственное регулирование цен.

Этими факторами, в конечном счете,

определяются закономерности формирования цены на молоко, в связи с чем их принято называть основополагающими ценообра-зующими факторами. К ним относятся:

- величины издержек производства и средней прибыли на вкладываемый капитал;

- абсолютные размеры и относительная динамика спроса и предложения;

- покупательная способность денег и движение валютных курсов, меняющиеся под влиянием конкуренции, ценовой и неценовой политики государства и монополий.

В системе рыночного хозяйствования непосредственной целью производства является не потребление, а получение прибыли, что составляет ее важнейшее преимущество. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек отмечает: «Стремление к прибыли - это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно» [4]. Каждая организация принимает решение по большой совокупности вопросов: определение номенклатуры выпускаемой и

реализуемой продукции, на какой рынок или его сегмент выходить с этим товаром, какие технологии использовать для производства и реализации товаров, какая структура ресурсов необходима и как распределять трудовые, материальные и финансовые ресурсы, каких показателей должно достичь предприятие за определенный период, особенно по качеству и техническим характеристикам товара, по эффективности производства и сбыта и т. д. На основе обобщения опыта отечественных и зарубежных предприятий, различных литературных источников сформированы и на практике используются следующие основные системы целей деятельности хозяйствующих субъектов:

- экономические цели, которые предусматривают завоевание и удержание определенной доли на рынке для отдельных товаров и по всему ассортименту, максимизацию прибыли, возмещение за счет доходов затрат, снижение убытков, увеличение объема продаж и др. Для оценки достижения этих целей необходимо выбирать показатели, которые выражают экономическую рациональность деятельности предприятия. Важнейшим выражением относительных показателей эффективности в этих случаях является отношение результата к совокупным ресурсам или затратам;

- технические цели, которые ориентируют предприятие на улучшение качества продукции, повышение технического уровня оборудования, машин и технологий;

- социальные цели, которые предусматривают сокращение рабочего времени, улучшение социального обеспечения в старости, дают гарантии занятости и др.;

- экологические цели, которые нацеливают предприятия на предотвращение ущерба окружающей среде путем снижения уровня загрязнения воды и воздуха, уменьшения количества отходов и их переработки, устранения шума и др.

Различают два принципиально различных подхода к ценообразованию - затратный и рыночный, которые так или иначе реализуются в различных хозяйственных отношениях и рыночных ситуациях. При затратном

подходе к ценообразованию в основу цены товара или услуги закладываются издержки (себестоимость) производства конкретного товара. В общем случае цена рассчитывается по формуле

Ц = С полн.+ Пр норм. ,

где Ц - цена; С полн. - полная себестоимость изделия; Пр норм. - нормативная прибыль.

Использование рыночного принципа предполагает установление цены на уровне т.н. равновесной, величина которой определяется соотношением «спрос-предложение» и зависит от массы рыночных, зачастую нерегулируемых факторов. Коренное отличие рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Как видно из табли-

Проблемы отрасли производства молока в России указывают на то, что:

- себестоимость производства молока на старых фермах ниже, чем на современных. У немодернизированных объектов этот показатель может быть около 15 руб/кг, а у построенных с нуля или модернизированных - 2125 руб/кг;

- количество инвестпроектов в молочную отрасль сокращается, это будет иметь негативные последствия в будущем;

- высокая доля фальсификата. В настоящее время из 100% сырья 15% -фальсификат (пальмовое масло вместо молочного жира);

- материальная база хозяйств устарела, они не могут получить кредит, чтобы обно-

цы 1, за последние годы себестоимость молока возросла в 1,4 раза. Такое положение связано с инвестиционной составляющей -вложениями в улучшение породности стада, модернизацию и реконструкцию ферм и комплексов, кормовую базу. В связи с этим наблюдается большая закредитованность проектов: по оценке экспертов от 6 до 8 руб на 1 л молока приходится только на обслуживание кредитных обязательств.

Таблица 1. Экономическая эффективность _производства молока, руб/ц_

Показатели 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.

Себестоимость 1446 1900 2208 2000 2100

Цена реализации 1641 1961 2065 2100 2200

Уровень рентабельности без 13,5 3,2 -6,5 5,0 4,8

субсидий, %

Одной из главных задач повышения эффективности производства является рационализация трудовых и материальных затрат, которые отмечаются в структуре себестоимости производства продукции (таблица 2).

вить средства производства, поголовье коров постоянно снижается, качество продукции ухудшается.

Существует несколько видов цен на сельскохозяйственную продукцию [5,6,7].

Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются закупочные цены. Закупочные цены - это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскими товаропроизводителями. В состав закупочной цены входят издержки производства (себестоимость продукции), прибыль сельскохозяйственной организации, надбавки (скидки) к цене. В закупочные отпускные цены посреднической организации

Таблица 2. Структура затрат на производство и продажу продукции (молоко, привес)

Годы Все затраты Затраты на производство и продажу продукции, % к итогу

материальные из них оплата труда единый социальный налог амортизация прочие затраты

сырье и материалы топливо энергия

2013 100 58,0 45,9 6,7 3,0 19,8 4,0 8,7 9,5

2014 100 59,4 44,8 7,3 4,0 19,2 4,0 8,2 9,2

2015 100 59,0 45,0 8,0 4,5 17,8 4,5 9,5 9,2

2016 100 59,4 46,0 7,8 5,0 18,5 4,6 9.2 8.3

дополнительно включаются издержки снаб-женческо-сбытовой (заготовительной, торгово-закупочной, оптово-посреднической) организации и ее прибыль. При закупке молока, мяса и других сельскохозяйственных продуктов у сельских товаропроизводителей заготовительные, перерабатывающие, торговые и другие предприятия рассчитываются по закупочным ценам.

По закупочным ценам государство приобретает сельскохозяйственные продукты и другие виды товаров у производителей для государственных нужд и для поддержания сельскохозяйственного производства. Реализация сельскохозяйственной продукции негосударственным (коммерческим, хозрасчетным) структурам, как правило, осуществляется по договорным закупочным ценам, устанавливаемым на основе соглашения сторон в зависимости от конъюнктуры рынка. Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) заключается в том, что в ее состав не включаются НДС и акциз. Уровень закупочных цен зависит от уровня оптовых цен промышленной продукции, поставляемой сельскому хозяйству, тарифов на услуги, налогов, эффективности работы самих сельских товаропроизводителей, спроса и предложения.

В планово-финансовой работе сельскохозяйственных предприятий себестоимость продукции служит единственным ориентиром для расчета цен на нее. Если исходить из предпосылки, что любая производственная деятельность предполагает затраты, то от любой производственной деятельности в рыночных условиях ожидается получение прибыли. Такой подход к использованию категорий «себестоимость» и «цена» вынуждает все хозяйствующие субъекты исчислять себестоимость продукции сельского хозяйства по единым принципам. Это сделает себестоимость конкретных продуктов предприятий разных форм собственности сопоставимой, сравнимой и не ущемит интересы как предприятий и их партнеров, так и государства. В настоящее время исчисление себестоимости сельскохозяйственной продукции осуществляется в зависимости от этапов

формирования производственных затрат; выделяют технологическую, производственную и полную себестоимость. Производственная себестоимость представляет собой технологическую себестоимость плюс дополнительные издержки по доведению данного продукта до нужных предприятию потребительских свойств. В состав полной (коммерческой) себестоимости входят производственная себестоимость плюс дополнительные издержки по реализации. Данный вид себестоимости присущ только товарной продукции. Известно, что любая, даже мелкая неточность может привести к искажению подсчета себестоимости продукции.

Уровень рыночных цен зависит от уровня оптовых цен на промышленную продукцию, поставляемую сельскому хозяйству, и тарифов на услуги, оказываемые ему, налогов, эффективности самих сельских товаропроизводителей, спроса и предложения. Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются, если средние рыночные цены ниже затрат. Доплаты товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства рассчитываются на основе целевой цены и устанавливаются органами государственной власти. Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, продающегося по гарантированным ценам, объем реализации, уровень цен и их индексация устанавливаются Правительством РФ.

Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Оптовая цена предприятия - цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию сельскохозяйственным организациям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям.

Розничные цены - это цены продажи, по которым товары реализуются в розничной торговой сети индивидуальному или мелко-

оптовому потребителю, отдельным предприятиям (фирмам, организациям). При этом товар продается поштучно (единично), в развес, мелкими партиями. В состав розничной цены входят оптовая (отпускная) цена промышленности, торговые надбавки (наценки и скидки), представляющие собой издержки обращения торговых, заготовительно-сбыто-вых организаций и их прибыль, акциз (по подакцизным товарам), НДС. Для правильного понимания категории цены следует различать понятия: состав цены и структура цены. Состав цены характеризуется экономическими элементами (себестоимость, прибыль и т.д.), выраженными их абсолютными значениями, например, в рублях. Структура цены представляет собой соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих элементов в цене товара. Так, если цену взять за 100%, то себестоимость по отношению к цене составит 70%, а прибыль - 20% и т.д.

Рыночная цена - средняя арифметическая цена предложенного товара или услуги на определенном рынке (например, за конкретный промежуток времени). Целевые цены устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельскохозяйственных доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного производства. Целевая цена - это такой уровень цены, который обеспечивает с учетом прочих форм государственной поддержки получение прибыли, достаточной для расширенного воспроизводства в соответствии с целями экономической политики государства. Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен, залоговых ставок, для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Трансфертная цена - это цена, по которой один центр ответственности передает свою

продукцию или услугу другому центру ответственности. Трансфертное ценообразование - это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации. В основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые обеспечивают организации максимально возможный маржинальный доход.

Особый вид цен - это тарифы на услуги. Для предприятий наиболее важными являются тарифы на потребляемые энергоресурсы (электроэнергия, тепло, газ, первичные энергоресурсы, сжатый воздух), а также тарифы на транспортные, почтовые, банковские, интернет-услуги, связь и т.п. Принципы образования тарифов принципиально ничем не отличаются от цен на товары - они также должны покрывать издержки производства, обеспечивать предприятию прибыль, возможность развития, модернизации производства и пр.

Цены на молоко и молочные продукты во многом зависят от качества сырого молока. С 2016 года все сырое молоко должно соответствовать единым для Таможенного союза стандартам без деления на сорта. Однако многие крупные переработчики предъявляют свои требования к качеству сырого молока. Часто они гораздо жестче технического регламента и учитывают содержание белка, витаминов и других показателей. Однако по техническому регламенту Таможенного союза основные требования такие: сырое молоко не должно подвергаться термической обработке более 40°С, молоко после доения должно быть очищено и охлаждено до температуры 4±2°С в течение не более 2 часов, в сыром молоке не допускается содержание антибиотика левомицетина (хлорамфеникол), стрептомицина и пенициллина. Молоко по физико-химическим и микробиологическим показателям должно соответствовать нормам, указанным в таблице 3. В розничную цену на молочную продукцию закладываются следующие виды расходов: стоимость сырья и основных материалов, расходы на производство, включая коммерческие расходы, НДС, акциз и другие.

Таблица 3. Требования к качеству сырого молока

Наименование показателя Значение

Массовая доля жира, %, не менее 2,8

Массовая доля белка, %, не менее 2,8

Кислотность, °Т От 16,0 до 21,0 включ.

Массовая доля сухих обезжиренных веществ молока (СОМО), %, не менее 8,2

Группа чистоты, не ниже II

Плотность, кг/м3, не менее 1027,0

Температура замерзания, °С, не выше минус 0,520

Содержание соматических клеток в 1 см3, не более 4,0105

КМАФАнМ*, КОЕ**/см3, не более 1,0105

* Количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов. ** Колониеобразующие единицы.

Кроме вышеперечисленного, к отпускной цене добавляются также расходы на доставку товара покупателям. Таким образом, цена на молоко складывается из стоимости сырья (44,28%) и расходов на производство, включая коммерческие расходы (26,66%), в итоге себестоимость единицы продукции составляет 70,94% цены. Отпускная цена с НДС и другими видами налогов составляет в среднем 81,49% от розничной цены. Далее оптовый покупатель осуществляет наценку на отпускную цену (почти 20%, включая расходы на транспортировку товара). НДС и акцизы - косвенные налоги, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Аналогично формируются цены на сыры, сметану, творог и масло сливочное. В целом можно сказать, что себестоимость единицы продукции, в среднем, составляет от 66 до 77% от цены реализации. По данным Минсельхоза России, средняя цена сельхозпроизводителей на молоко-сырье по Российской Федерации на 13 ноября 2018 г. составила 23,04 руб/кг. По данным пресс-службы федерального аграрного ведомства, средние потребительские цены составили: на молоко пастеризованное - 46,84 руб/кг (+6,9% с начала года); на масло сливочное - 391,32 руб/кг (+8,8% с начала года); на сыры -413,71 руб/кг (+5,7% с начала года) (табл. 4).

Таблица 4. Средние розничные цены на молоко по магазинам РФ

Город Магазин Цена, руб/кг Дата

Новосибирск Гигант 58 20.01.2019

Ростов-на-Дону Рынок 40 20.01.2019

Казань Пятерочка 40 20.01.2019

Санкт-Петербург Лента 75 19.01.2019

Москва Дикси 60 19.01.2019

Краснодар Магнит 40 17.01.2019

Орел Магнит 40 15.01.2019

Севастополь Рынок 40 08.01.2019

Уфа Магнит 50 08.01.2019

Главными действующими лицами в ценообразовании выступают: производитель, переработчик и розничный продавец. В этой цепочке молоко увеличивает свою начальную стоимость, в среднем, приблизительно на 150%. Большую часть этой прибыли получает переработчик (около 80%). Розничный продавец, который закупает молоко оптом, делает наценку, в среднем, около 60%. Наименьшую прибыль в отношении затрат получает сельхозпроизводитель. Стоит понимать, что данное увеличение начальной стоимости призвано покрыть затраты на производство, транспортировку и т. д. и при этом принести прибыль. Поэтому для создания стабильных и конкурентоспособных цен важны налаженные и договорные отношения между переработчиками и поставщиками.

Существует ряд факторов, влияющих на стоимость первичного сырья в отрасли: динамика цен на мировом рынке; сезонный фактор; уровень начальных запасов молока (при дефиците сырья возрастает стоимость продукции); динамика производства молочной продукции; динамика спроса-предложения и насыщенность рынка. Стоимость закупочных цен зависит от состава молока (таблица 5).

Таблица 5. Формулы формирования цены на молоко, применяемые ведущими фирмами по производству и реализации продукции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формула ВБД Ц=(ПбхЦб+ПмхЦж)хКк+Нт+Сн

Формула Данон-Юнимилк Ц=(БЦ+Пб+Пм)хКк+Н

Формула Эрман Ц=[(БЦ+Жпх(Пж-3,4)+Бпх(Пб-3,1)]хК1хК2

Голландская формула Ц=ПбхЦб+ПжхЦм+Кк

Израильская формула Ц=(ПбхЦб+ПмхЦм)хКк+Н

где: Ц-базовая цена; Пб-показатель белка; Цб-цена молочного белка (руб/кг); Пж- показатель жира; Цм-показатель молочного жира (руб/кг); Кк-коэффициент качества; Нт-над-бавка за транспорт; К1 -доплата/скидка за высший сорт (+5%); К2-доплата за соматику (+3%); Н-надбавка (руб/кг); Д- доставка (руб/кг); Жп-премия за жир (руб/кг); Бп-пре-мия за белок(руб/кг); С-сервисная надбавка.

Формулы расчета цен фирм ВБД (Вим Биль Дан), Данон-Юнимилк, Эрман близки по принципу расчетов и учитывают оплату и за жир, и за белок. Также надбавки за сорт доходят до 30%, и это существенно влияет на конечную цену сырого молока. В Израиле основную долю в цене составляет оплата за белок - 75%, надбавка за объем - 10%.

Заключение. Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на предприятиях являются обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование, так как они занимают большой удельный вес в долгосрочных активах предприятия. Развитие экономического механизма управления в этих условиях должно быть направлено на:

- формирование эффективных экономических инструментов в области ценообразования, кредитования, налогообложения и субсидирования, способствующих ведению расширенного воспроизводства;

- снижение стоимости энергоносителей, особенно горюче-смазочных материалов;

- мобилизацию резервов производства на основе развития хозрасчетных отношений.

Литература:

1. Ценообразование на рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия / Д.А. Сюсюра и др. Оренбург, 2010. 132 с.

2. Ценообразование. М., 2004. 176 с.

3. Ценовая политика фирмы / В. В. Герасименко и др. М., 1995. 185 с.

4. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992. 304 с.

5. Функционально-стоимостной анализ роботизированных систем и выбор альтернативных вариантов добровольного доения коров / Цой Ю.А. и др. // Техника и оборудование для села. 2014. № 8. С. 33-36.

6. Иванов Ю.А., Новиков Н.Н. Автоматизация процессов как фактор повышения эффективности производства животноводческой продукции // Сборник научных докладов ВИМ. 2006. Т. 1. С. 104-109.

7. www.dairynews.ru/milk price formations pdf.

Literatura:

1. Cenoobrazovanie na rynkah sel'skohozyajstvennoj pro-dukcii i prodovol'stviya / D.A. Syusyura i dr. Orenburg, 2010. 132 s.

2. Cenoobrazovanie. M., 2004. 176 s.

3. Cenovaya politika firmy / V. V. Gerasimenko i dr. M., 1995. 185 s.

4. Hajek F. Pagubnaya samonadeyannost'. Oshibki socia-lizma. M., 1992. 304 s.

5. Funkcional'no-stoimostnoj analiz robotizirovannyh sis-tem i vybor al'ternativnyh variantov dobrovol'nogo doeni-ya korov / Coj YU.A. i dr. // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2014. № 8. S. 33-36.

6. Ivanov YU.A., Novikov N.N. Avtomatizaciya proces-sov kak faktor povysheniya effektivnosti proizvodstva zhivotnovodcheskoj produkcii // Sbornik nauchnyh dokla-dov VIM. 2006. T. 1. S. 104-109.

7. www.dairynews.ru/milk price formations pdf.

PRICING FOR MILK PRODUCTION AND SALE I.I. Husainov, candidate of agricultural sciences Institute of livestock mechanization-filial of FGBNY FNAC VIM A.S. Varfolomev, magister OOO «NTL- Device»

Abstract. Price - is the most important economic category, reflecting the goods' value in monetary terms, the enterprise's profit determining. The social needs' paying capacity by the value of the goods is estimated. Demand to price growth is inversely proportional. There are two approaches to pricing - cost and market. Currently, there are agricultural products' several types of prices: purchase, wholesale, retail, market, target, transfer. The main pricing actors are: manufacturer, processor and the retailer. The initial cost's increasing the production, transportation, etc. costs covering is designed and at the same time profit is brought. Therefore, for stable and competitive prices creating, established and contractual relations between processors and suppliers are important. Individual producers, including the state, can certain goods and services' prices to regulate in order to consumers' income to redistribute and some social, political and other problems to solve. This function through preferential and subsidized prices is carried out. A number of factors of primary raw materials cost on the industry's affecting are considered. The milk price formulas'formation applied by produce and sale's leading firms are presented. Keywords: cost, profit, pricing, types of prices, cost and market approaches, demand, supply.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.