Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №1 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-1 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/03EVN116.pdf DOI: 10.15862/03EVN116 (http://dx.doi.org/10.15862/03EVN116)
УДК 338
Нигматуллина Гульнара Рашитовна
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»
Россия, Уфа Доцент
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=679417
Гафарова Ляйсан Фаниховна
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»
Россия, Уфа Студент
E-mail: [email protected] Даутова Алина Альбертовна
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»
Россия, Уфа Студент
E-mail: alina. [email protected] Мирсаитова Илюза Рамиловна
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»
Россия, Уфа Студент
E-mail: [email protected]
Саитов Рустам Ильдарович
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»
Россия, Уфа Студент
E-mail: [email protected] Ситдикова Ильмира Ильшатовна
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»
Россия, Уфа Студент
E-mail: Sitdikova_Ilmira [email protected]
Роль трансфертного ценообразования в организациях молочной отрасли Республики Башкортостан
Аннотация. Трансфертная цена - это цена, устанавливаемая в хозяйственных операциях между различными подразделениями единой фирмы или между участниками единой группы фирм. Однако в научной литературе понятие внутрифирменных отношений изучены недостаточно глубоко, хотя от согласования системы трансфертного ценообразования зависит и эффективность функционирования всей организации. В данном исследовании, во-первых, было изучено состояние молочной отрасли, как объекта трансфертного ценообразования в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, во-вторых предложена методика установления трансфертных цен между членами сельскохозяйственных производств, поставщиков молока и переработчиков сырья, в третьих, представлена схема оптимизации налоговых платежей, в зависимости от выбранного режима налогообложения, в четвертых, продемонстрировано формирование финансового результата, и перераспределение чистой прибыли между участниками внутрифирменных отношений. В ходе исследование было выявлено, что максимальный размер чистой прибыли благодаря установлению и внедрению трансфертного ценообразования получили сельскохозяйственные товаропроизводители, что подтверждает эффективность методики не только для перерабатывающих предприятий, но организаций, занятых непосредственном производством молокосырья.
Результат исследования доказывает, что для расширенного воспроизводства молочной отрасли оптимальным является объединение предприятий в промышленную группу -сельскохозяйственный потребительский кооператив, в котором достигается соблюдение интересов при формировании и распределении прибыли, оптимизация налоговых платежей сельхозпроизводителей, переработчиков молокосырья и торговых предприятий на основе трансфертного ценообразования. Посредством трансфертного ценообразования могут быть решены проблемы развития, увеличения масштабов производства, расширения доли на рынке.
Ключевые слова: трансфертная цена; внутрифирменные отношения; рентабельность; сельскохозяйственные товаропроизводители; промышленное предприятие; торговое предприятие; молоко; затраты; выручка; подразделение организации; оптимизация налоговых платежей.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Нигматуллина Г.Р., Гафарова Л.Ф., Даутова А.А., Мирсаитова И.Р., Саитов Р.И., Ситдикова И.И. Роль трансфертного ценообразования в организациях молочной отрасли Республики Башкортостан // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/03EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/03EVN116
Статья опубликована 29.01.2016.
Современная организация может быть представлена как совокупность экономических единиц, между которыми существуют контрактные отношения. Из этого следует, что внутри предприятий имеет место реализация продукции, товаров, оказание услуг одних подразделений другим на взаимовыгодной основе. Внутренняя цена, по которой происходит продажа, называется трансфертной ценой. Каждый участник этих отношений преследует свои интересы, которые могут не совпадать. Таким образом, задача эффективного управления становится задачей регулирования внутрихозяйственных отношений и внутреннего ценообразования.
Актуальность темы обусловлена тем, что внутрифирменные отношения изучены недостаточно, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования зависит и эффективность функционирования всей организации. Так же данный факт связан с тем, что система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степенью организации внутренней информационной структуры. Внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки. Следовательно, проблемы информационной структуры оказывают существенное влияние на само существование внутрихозяйственной системы трансфертных цен, и непосредственно определяют тип организационной структуры предприятия. Так же важную роль здесь играет формирование механизма, который позволил бы предприятию в сжатые сроки реагировать на меняющиеся условия конкурентной среды. В результате быстрого перехода к рыночным отношениям прежний экономический управленческий механизм взаимодействия предприятий молочной отрасли с контрагентами: с поставщиками (сельскохозяйственными) и торговыми предприятиями перестал существовать, а эффективный новый не сформировался. Состояние предприятий молочной отрасли определяется главным образом установлением трансфертных цен между членами сельскохозяйственных производств, поведением поставщиков и переработчиков сырья.
Невосполнение финансовых ресурсов поставщиков и изготовителей молочного сырья привели к уменьшению поголовья крупного рогатого скота и производства молока и, в итоге, уменьшению объемов переработки молока и значительному недоиспользованию производственных мощностей перерабатывающих предприятий.
Объемы производства и реализации молока в Республике Башкортостан с каждым годом уменьшаются [11] (таблица 1).
Таблица 1
Производства молока в Республике Башкортостан (составлено авторами)
Годы Произведено, тыс. т Цена за 1 т., тыс. руб. Переработано и реализовано перерабатывающими предприятиями Цена за 1 т, тыс. руб. Реализовано торговыми предприятиями Цена за 1 т, тыс. руб.
2007 627,7 11,2 618,3 19,0 508,4 27,1
2008 633,6 11,1 620,8 18,9 505,7 27,0
2009 653 10,8 640,7 18,8 510,2 26,9
2010 614,9 12,6 605,9 24,2 450,1 34,6
2011 526,2 11,2 510,6 24,2 397,5 34,5
2012 548 12,6 541,3 24,6 381,3 35,1
2013 538,5 15,6 530,4 23,8 375,2 33,9
2014 533,3 18,9 520,1 28,2 360,4 40,3
С 2007 по 2014 гг. производство молока в сельскохозяйственных предприятиях Республики Башкортостан характеризуется тенденцией спада с замедлением [11].
Производство молока в Республике Башкортостан к среднероссийским показателям составило в 2015 г. 30% [11, 12]. Кризис сырьевой базы влияет на ассортиментную политику производимой продукции молоко-перерабатывающими предприятиями. Дефицит молока-сырья восполняется ввозом сухого молока из Европейской части Российской Федерации, но это влияет на вкусовые качества производимой продукции.
Сегодня приоритетным является производство продукции с относительно длительным сроком хранения которое пользуется постоянным спросом у населения: сыров и нежирной молочной продукции.
Уровни цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и цен на одноимённые продовольственные товары, реализуемые на потребительском рынке, и соотношение этих цен в 2015 г. характеризуется данными приведенными в таблице 2 [11].
Таблица 2
Уровень и соотношение цены на молоко (руб. за тонну) (составлена авторами)
Показатель Цены на реализованную сельскохозяйственную продукцию Потребительские цены Превышение потребительских цен над ценами реализации, в разах
Молоко 20,2 41,4 2,05
Соотношение темпов роста цен в промышленности, на потребительском рынке и сельском хозяйстве явно не в пользу последнего. Так в 2015 году среднегодовая цена реализации молока сельскохозяйственными организациями составила 20,2 руб. за кг, а в торговых организациях - 41,4 руб. за кг превышение составляет 2,05 раза [11, 12].
Направление процесса переработки на максимизацию экономических выгод на молочном комбинате приводит к неравномерному распределению денежных средств между сельскохозяйственными, перерабатывающими и торговыми предприятиями, к обособлению интересов каждого отдельного товаропроизводителя. Производитель молока - сырья остается в убытке, не имея средств не только для расширенного воспроизводства, но и для простого. Нарушение паритетного соотношения цен в товарном обмене между аграрным сектором экономики и другими отраслями способствует снижению объемов производства молока в хозяйствах всех категорий.
В таблице 3 представлены доходы и расходы взаимосвязанных организаций одной производственно-сбытовой цепи.
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (январь - февраль 2016)
http://naukovedenie.ru [email protected]
Таблица 3
Доходы и расходы предприятий производственно-сбытовой цепи (составлена и рассчитана авторами)
С/х производители
Производство молока. Отпуск в молочные комбинаты по цене 18900 руб./т
Доход, тыс. руб. 10079
Расход, тыс. руб. 10021
Прибыль, тыс. руб. 58
Рентабельность, % 0,58%
Налог при ЕСХН, 6% 11,6
Чистая прибыль, тыс. руб. 46,4
1-й этап
Молочные комбинаты
Переработка молока в готовую продукцию. Реализация торговым предприятиям по цене 28210 руб./т
Доход, тыс. руб. 14666
Расход, тыс. руб. 11230
Прибыль, тыс. руб. 3436
Рентабельность, % 30,60%
Налог на прибыль, 20% 687,2
Чистая прибыль, тыс. руб. 1503,2
2-й этап
Торговые предприятия
Реализация по розничной цене (40300 руб./т)
Доход, тыс. руб. 14524
Расход, тыс. руб. 7412
Прибыль, тыс. руб. 7112
Рентабельность, % 48,97%
Налог при УСН, 15% 1422,4
Чистая прибыль, тыс. руб. 5689,6
3-й этап
Наблюдается низкая рентабельность сельскохозяйственных товаропроизводителей и высокая рентабельность.
Наименьший доход и прибыль получают непосредственные производители молока, их рентабельность составляет 0,58%.
Таблица 4
Структура прибыли организаций производственно-сбытовой цепи (молоко жирностью 3,2%) (составлена и рассчитана авторами)
Предприятия Затраты j участника производственно -сбытовой цепи Выручка от реализации продукции руб. Прибыль (убыток) каждого участника, руб. Распределение доли прибыли в группе, % Рентабельность, %
1 2 4 5 6 7
Сельхоз. предприятия 10021 10079 58 0,55 0,58
Молочные комбинаты 11230 14666 3436 32,40 30,60
Торговые предприятия 7412 14524 7112 67,06 48,97
Итого 28492 39269 10606 100 -
Наибольшая рентабельность и прибыль наблюдается на 3-м этапе у торговых предприятий, при этом производители молока получают наименьшую прибыль.
Таким образом, прибавка в стоимости по всей молочной производственно-сбытовой цепи, формируется в сфере переработки и сбыта.
Существующий механизм рыночного ценообразования не обеспечивает паритетные взаимоотношения между предприятиями, ухудшает кризисное состояние сырьевой базы, способствует спаду эффективности использования производственных мощностей перерабатывающих предприятий, отрицательно влияет на уровень конкурентоспособности
молочной продукции. Поэтому возрастает значимость использования механизма трансфертного ценообразования [1].
В специальной литературе трансфертная цена определяется по-разному, например как «цена, используемая крупными компаниями, корпорациями, в частности транснациональными, в сделках, совершаемых между своими филиалами, подразделениями или дочерними обществами».
Согласно рекомендациям ОЭСР по трансфертному ценообразованию - это цена, устанавливаемая между ассоциированными организациями, по которой одна организация реализует товары, нематериальные активы и оказывает услуги другой ассоциированной организации. Однако существует и ряд других толкований. Трансфертную цену в узком смысле некоторые авторы рассматривают как цену, используемую в рамках групп компаний и которая устанавливается по сделкам между двумя взаимозависимыми лицами [3].
О.Н. Ефремова считает, что трансфертная цена это вид цены, устанавливаемая при торговле товарами и услугами по внутрифирменных отношениях, то есть, при торговле между структурными подразделениями единого предприятия и его аффилированными лицами, находящимися в различных странах. Согласно определению Грундел Л.П., трансфертная цена — это цена, используемая аффилированными лицами группы компаний при реализации товаров, работ, услуг, нематериальных активов в условиях рыночных отношений для достижения максимального финансового результата компании и снижения налоговой нагрузки [3].
Установленные внутри компании трансфертные цены — это расходы для принимающего подразделения и поступления — для поставляющего подразделения. Это значит, что установление цены влияет на рентабельность каждого подразделения.
В свою очередь, в узком экономическом смысле трансфертными следует считать цены, которые компании (как правило, холдинги) применяют при сделках между своими филиалами и подконтрольными подразделениями, иначе говоря, между взаимозависимыми лицами. Поскольку компании используют трансфертные цены для оптимизации собственных налоговых выплат, государство контролирует соответствие применяемых цен рыночному уровню [8].
Трансфертное ценообразование позволяло организациям оптимизировать финансовые потоки и добиваться максимальной доходности в целом. В настоящий момент, подобные операции контролируются со стороны государства. Вероятность ценовой дискриминации сведена к минимуму.
Двоякая природа трансфертного ценообразования определяет позицию государства в отношении его применения. С одной стороны, государством не установлены запреты и меры юридической ответственности, с другой - государство стремится не допустить уменьшения налоговых поступлений вследствие использования компаниями контролируемых цен [10].
Трансфертное ценообразование является основным фактором, обеспечивающим устойчивость и развитие системы, как с точки зрения экономической эффективности, так и с точки зрения управления и контроля.
По мнению Замбржицкой Е.С., под трансфертной следует понимать цену предоставления ресурсов отдельными центрами ответственности или взаимозависимыми лицами, включающую в себя компонент прибыли и влияющую на рентабельность каждого подразделения и общий размер прибыли компании (холдинга) в целом. А под трансфертным ценообразованием предлагается понимать гибкий управленческий инструмент, входящий в систему управленческого учета, который может быть применен в любой организации в
качестве технологии взаимодействия структурных единиц, инструмент оперативного анализа и обоснования перспективных управленческих решений не только краткосрочного, но и стратегического характера [5].
На первом этапе трансфертного ценообразования - оптимизируются суммы налоговых платежей по налогу на прибыль. Используются центры прибыли - торговые предприятия, которые находятся на упрощенной системе налогообложения (налог составляет 15%) и сельскохозяйственные производители (налог составляет 6%), в отличии молочного комбината, где ставка налога на прибыль 20%. Ограничением в данном случае является объем выручки - за отчетный год - она не должна превышать 20 млн. руб.
Таблица 5
Доходы и расходы предприятий производственно-сбытовой цепи (составлена и рассчитана авторами)
С/х производители
Производство молока сырья трансфертная цена на молоко сырье устанавливается на уровне рыночной 40300 руб./т
Доход 21491,99
Расход 10021,00
Прибыль 11470,99
Рентабельность , % 114,47%
ЕСХН, 6% 688,26
Чистая прибыль, руб. 10782,73
1-й этап
Молочные комбинаты
Переработка молока в готовую продукцию расходы по переработке молока - сырья 12892
Доход 22047,04
Расход 19727,69
Прибыль 2319,35
Рентабельность, % 10,52%
Налог на прибыль, 20% 463,87
Чистая прибыль, руб. 1855,48
2-й этап
Торговые предприятия
Реализация Цена приобретения+ издержки обращения (750 руб.) + надбавка = розничная цена 38800 руб./ тонн
Доход 14524,12
Расход 11354,24
Прибыль 3169,88
Рентабельность, % 27,92%
Налог при УСН, 15% 475,48
Чистая прибыль, руб. 2694,40
3-й этап
Предположим, что закупочная цена на молоко-сырье будет установлена на уровне рыночной и составит 40,3 тыс. руб. за 1 тонну. Данная закупочная цена покрывает затраты сельхозпроизводителей, обеспечивает ему рентабельность на уровне, 114,47%.
Отпускная цена перерабатывающих предприятий при уровне рентабельности 5,2% составит 42,39 тыс. руб. за 1 тонну.
Торговые предприятия реализует данную продукцию по рыночной цене 40 300 рублей за тонну.
Как видно из таблицы 5 при использовании трансфертных цен рентабельность сельскохозяйственных товаропроизводителей повысилась. Так как эти организации платят налоги по разным ставкам, так как находятся на разных системах налогообложения, то в целом для группы сумма налогов значительно снижается и чистая прибыль максимизируется. Прирост чистой прибыли представлен в таблице 6.
Таблица 6
Формирование и налогообложение прибыли участниками производственно-сбытовой
цепи (составлена авторами)
Предприятия-участники Рыночное ценообразование Трансфертное ценообразование Прирост чистой прибыли за счет экономии на налогах, тыс. руб.
Прибыль от реализации до налогообло жения, тыс. руб. Налог на прибыль, тыс. руб. Чистая прибыль, тыс. руб. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. Налоги, тыс. руб. Чистая прибыль, тыс. руб.
1 2 3 4 5 6 7 8
С/х предприятия 58 11,6 46,4 11470,9 688,3 10782,7 10736,3
Молочный комбинат 3436 687,2 1503,2 2319,4 463,9 1855,5 352,3
Торговые предприятия 7112 1422,4 5689,6 3169,9 475,5 2694,4 -2995,2
ИТОГО 10606 2121,2 7239,2 16960,2 1627,7 15332,6 8093,4
Благодаря установлению трансфертных цен получен значительный прирост чистой прибыли организаций за счет экономии на налоговых платежах.
Финансовый результат (Р) трех участников составит:
Р = 10 782,7+1 855,5+2 694,4=15 332,6 тыс. руб.
На втором этапе трансфертного ценообразования осуществляется перераспределение прибыли между участниками.
Перераспределение прибыли между участниками может осуществляться путем внесения вкладов торговыми предприятиями в уставной капитал сельскохозяйственного и перерабатывающих предприятий. Рекомендуемый размер прибыли каждого участника, уровень его рентабельности оговаривается в договоре о совместной деятельности. Далее проводится корректировка размера распределяемой чистой прибыли каждого участника, что представлено в таблице 7.
Таблица 7
Перераспределение размера чистой прибыли между участниками производственно-
сбытовой цепи (составлена авторами)
Участники Полученный размер чистой прибыли, руб. Корректировка размера распределяемой чистой прибыли между участниками пропорционально затратам на производство и реализацию
Затраты Размер распределяемой чистой прибыли, тыс. руб.
Тыс. руб. %
1 2 3 4 6
С/х производители 10782,7 10021,0 24,4 3741,2
Молочный комбинат 1855,5 19727,7 48,0 7359,6
Торговые предприятия 2694,4 11354,2 27,6 4231,8
Итого 15332,6 41102,9 100,0 15332,6
Наибольший размер чистой прибыли благодаря трансфертному ценообразованию получили сельскохозяйственные товаропроизводители. В данном случае чистая прибыль
распределяется более равномерно, в то время как при отсутствии трансфертного ценообразования наибольшую прибыль получали торговые предприятия.
Таким образом, рациональной формой обеспечения расширенного воспроизводства молочной отрасли является объединение предприятий в промышленную группу, в котором достигается соблюдение интересов при формировании и распределении прибыли производителей, переработчиков молока и торговых предприятий на основе трансфертного ценообразования.
За счет использования трансфертных цен перераспределяется доход от реализации молочной продукции из сферы переработки и торговли к производителям молока.
У сельскохозяйственных предприятий решаются проблемы выживания и развития, получения нормальной зарплаты (доходов, достаточных для развития отрасли).
В целях повышения эффективности системы управления сельскохозяйственным предприятием рациональным будет организация центров ответственности. В основу их создания могут быть положены два принципа: 1) для производственных подразделений -принцип затрат; 2) для непроизводственных - принцип расходов.
Основой взаимодействия центров ответственности и оценки эффективности их деятельности является трансфертное ценообразование. По мнению Додоновой М.В., в сельскохозяйственных предприятиях наиболее приемлемым методом формирования трансфертной цены можно рассматривать подход, основанный на полном учете затрат подразделения, увеличенных на установленный процент нормативной прибыли [4].
Промышленные предприятия решают проблемы сырьевой базы и увеличения масштабов производства - главного фактора снижения себестоимости продукции без изменения технологии (на той же производственной базе).
У торговых подразделений решаются проблемы расширения рынка, получения дополнительной прибыли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Водопьянов, И.В. Совершенствование организационно-экономического механизма управления развитием предприятий // Российский экономический интернет-журнал, 2006 №2 [Электронный ресурс] - М.: Российский экономический интернет-журнал, 2006 -, -Режим доступа: http://economy-lib.com/sovershenstvovanie-organizatsionno-ekonomicheskogo-mehanizma-upravleniya-kachestvom-produktsii.pdf, свободный. - Загл. с экрана.-Яз. рус., англ.
2. Гисин, Л.М. Трансфертное ценообразование как системообразующий фактор // Интернет журнал «МИР (Модернизация. Инновация. Развитие)», 2012 №8 [Электронный ресурс] - М.: МИР, 2012, - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/transfertnoe-tsenoobrazovanie-kak-sistemoobrazuyuschiy-faktor.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
3. Грундел, Л.П. Регулирование трансфертных цен как эффективный инструмент налогового контроля проблем современной экономики // Интернет журнал «Проблемы современной экономики», 2014 №4 (52) [Электронный ресурс]-М.: Проблемы современной экономики, 2014, - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-transfertnyh-tsen-kak-effektivnyy-instrument-nalogovogo-kontrolya.pdf, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус., англ.
4. Додонова, М.В. Трансфертное ценообразование в сельскохозяйственных предприятиях // Интернет журнал «Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета», 2011 №28 [Электронный ресурс]-М.: Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, 2011, - Режим доступа: http://zapiski.kipu-rc.ru/read/vypusk-28/.pdf, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус., англ.
5. Замбржицкая, Е.С., Маковчук, И.В. Экономическое содержание понятий «Трансфертная цена» и «Трансфертное ценообразование» // Научная электронная библиотека «elibrary», 2015 №7-8 [Электронный ресурс]-М.: Теоретические и прикладные аспекты современной науки, 2015, - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
6. Иванова, Т.А. Себестоимость или внутренняя цена производства и оптовая цена предприятия // Интернет журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2012 №3 [Электронный ресурс]-М.: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2012, - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sebestoimost-ili-vnutrennyaya-tsena-proizvodstva-i-optovaya-tsena-predpriyatiya/. pdf, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус., англ.
7. Колачева, З.М., Мигунова, М.И. Трансфертное ценообразование: анализ нововведений // Научная электронная библиотека «eLIBRARY», 2011 №7 [Электронный ресурс]-М.: Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики, 2011-, -Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус., англ.
8. Леонтьев, В.Е. Трансфертное ценообразование в современной России // Интернет журнал «Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов», 2012 №6 [Электронный ресурс]-М.: Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2012, - Режим доступа http://cyberleninka.rU/article/n/transfertnoe-tsenoobrazovanie-v-sovremennoy-rossii pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
9. Макеева, Е.З., Калачев, М.А. Трансфертное ценообразование современный инструмент внутрифирменного управления // Интернет журнал «Транспортное дело России», 2013 №3 [Электронный ресурс]-М.: Транспортное дело России, 2013, - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/transfertnoe-tsenoobrazovanie-sovremennyy-instrument-vnutrifirmennogo-upravleniya pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
10. Хазан, М.О. Организационно - экономический механизм развития в системе управления предприятием Интернет журнал «КиберЛеника», 2006 №2 [Электронный ресурс]-М.: Проблемы теории и практики управления, 2006, -Режим доступа: http://cyberieninka.m/artide/n/o-soderzhanii-organizatsionno-ekonomicheskogo-mehanizma-upravleniya-promyshlennym-predpriyatiem.
11. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (Башкортостанстат) [Электронный ресурс]. Режим открытого доступа: http://www.bashstat.ru/. -22.12.15.
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. Режим открытого доступа: http://www.gks.ru/. - 22.12.15.
Nigmatullina Gul'nara Rashitovna
Federal state Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education
«The Bashkir state agrarian university»
Russia, Ufa
E-mail: [email protected]
Gafarova Lyaysan Fanikhovna
Federal state Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education
«The Bashkir state agrarian university»
Russia, Ufa
E-mail : [email protected]
Dautova Alina Al'bertovna
Federal state Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education
«The Bashkir state agrarian university»
Russia, Ufa
E-mail : alina. [email protected]
Mirsaitova Ilyuza Ramilovna Federal state Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education
«The Bashkir state agrarian university»
Russia, Ufa E-mail: [email protected]
Saitov Rustam Il'darovich
Federal state Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education
«The Bashkir state agrarian university»
Russia, Ufa E-mail: [email protected]
Sitdikova Il'mira Il'shatovna
Federal state Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education
«The Bashkir state agrarian university»
Russia, Ufa
E-mail: Sitdikova_Ilmira [email protected]
The role of transfer pricing in organisations of the dairy industry of the republic of Bashkortostan
Abstract. The transfer price - a price set in the business transactions between different parts of a single company or a single group among the participants of firms. However, in the scientific literature the concept of in-house relations studied deeply enough, although on the coordination of transfer pricing depends on the efficiency of the entire organization. In this study, firstly, it studied the state of the dairy industry, as an object of transfer pricing in the agricultural consumer cooperatives, and secondly the technique of setting transfer prices between members of the agricultural production, milk suppliers and processors of raw materials in the third, a diagram of the
optimization of tax payments depending on the mode of taxation in the fourth, demonstrated by the financial result, net income and redistribution between the participants in-house relations. During the investigation it was found that the maximum amount of net profit due to the establishment and implementation of transfer pricing received agricultural producers, which confirms the effectiveness of techniques, not only for the processing enterprises, but organizations involved in direct production milk materials.
The result of the study shows that for the expanded reproduction of the dairy sector is to bring together the best companies in the industrial group - agricultural consumer cooperative, which achieved the best interests of the formation and distribution of profit, optimization of tax payments of farmers, processors and traders milk materials based on transfer pricing. Through transfer pricing could be solved the problems of development, scale up production, expand market share.
Keywords: the transfer price; in-house relations; profitability; agricultural producers; industrial enterprise; commercial enterprise; milk; expenses; revenue; organizational unit; optimization of tax payments.
REFERENCES
1. Vodop'yanov, I.V. Sovershenstvovanie organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma upravleniya razvitiem predpriyatiy // Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal, 2006 №2 [Elektronnyy resurs] - M.: Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal, 2006 -, -Rezhim dostupa: http://economy-lib.com/sovershenstvovanie-organizatsionno-ekonomicheskogo-mehanizma-upravleniya-kachestvom-produktsii.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana.-Yaz. rus., angl.
2. Gisin, L.M. Transfertnoe tsenoobrazovanie kak sistemoobrazuyushchiy faktor // Internet zhurnal «MIR (Modernizatsiya. Innovatsiya. Razvitie)», 2012 №8 [Elektronnyy resurs] - M.: MIR, 2012, - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/transfertnoe-tsenoobrazovanie-kak-sistemoobrazuyuschiy-faktor.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
3. Grundel, L.P. Regulirovanie transfertnykh tsen kak effektivnyy instrument nalogovogo kontrolya problem sovremennoy ekonomiki // Internet zhurnal «Problemy sovremennoy ekonomiki», 2014 №4 (52) [Elektronnyy resurs]-M.: Problemy sovremennoy ekonomiki, 2014, - Rezhim dostupa:http://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-transfertnyh-tsen-kak-effektivnyy-instrument-nalogovogo-kontrolya.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. -Yaz. rus., angl.
4. Dodonova, M.V. Transfertnoe tsenoobrazovanie v sel'skokhozyaystvennykh predpriyatiyakh // Internet zhurnal «Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta», 2011 №28 [Elektronnyy resurs]-M.: Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta, 2011, - Rezhim dostupa: http://zapiski.kipu-rc.ru/read/vypusk-28/.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. -Yaz. rus., angl.
5. Zambrzhitskaya, E.S., Makovchuk, I.V. Ekonomicheskoe soderzhanie ponyatiy «Transfertnaya tsena» i «Transfertnoe tsenoobrazovanie» // Nauchnaya elektronnaya biblioteka «elibrary», 2015 №7-8 [Elektronnyy resurs]-M.: Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoy nauki, 2015, - Rezhim dostupa: http://elibrary.ru/defaultx.asp, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
6. Ivanova, T.A. Sebestoimost' ili vnutrennyaya tsena proizvodstva i optovaya tsena predpriyatiya // Internet zhurnal «Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk», 2012 №3 [Elektronnyy resurs]-M.: Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2012, - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/sebestoimost-ili-vnutrennyaya-tsena-proizvodstva-i-optovaya-tsena-predpriyatiya/. pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. -Yaz. rus., angl.
7. Kolacheva, Z.M., Migunova, M.I. Transfertnoe tsenoobrazovanie: analiz novovvedeniy // Nauchnaya elektronnaya biblioteka «eLIBRARY», 2011 №7 [Elektronnyy resurs]-M.: Uchet, analiz i audit: problemy teorii i praktiki, 2011-, -Rezhim dostupa: http://elibrary.ru/defaultx.asp, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. -Yaz. rus., angl.
8. Leont'ev, V.E. Transfertnoe tsenoobrazovanie v sovremennoy Rossii // Internet zhurnal «Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov», 2012 №6 [Elektronnyy resurs]-M.: Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov, 2012, - Rezhim dostupa http://cyberleninka.ru/article/n/transfertnoe-tsenoobrazovanie-v-sovremennoy-rossii pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
9. Makeeva, E.Z., Kalachev, M.A. Transfertnoe tsenoobrazovanie sovremennyy instrument vnutrifirmennogo upravleniya // Internet zhurnal «Transportnoe delo Rossii», 2013 №3 [Elektronnyy resurs]-M.: Transportnoe delo Rossii, 2013, - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/transfertnoe-tsenoobrazovanie-sovremennyy-instrument-vnutrifirmennogo-upravleniya pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
10. Khazan, M.O. Organizatsionno - ekonomicheskiy mekhanizm razvitiya v sisteme upravleniya predpriyatiem Internet zhurnal «KiberLenika», 2006 №2 [Elektronnyy resurs]-M.: Problemy teorii i praktiki upravleniya, 2006, - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-organizatsionno-ekonomicheskogo-mehanizma-upravleniya-promyshlennym-predpriyatiem.
11. Ofitsial'nyy sayt territorial'nogo organa Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Bashkortostan (Bashkortostanstat) [Elektronnyy resurs]. Rezhim otkrytogo dostupa: http://www.bashstat.ru/. - 22.12.15.
12. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki (Rosstat) [Elektronnyy resurs]. Rezhim otkrytogo dostupa: http://www.gks.ru/. - 22.12.15.