Научная статья на тему 'Механизм ценового регулирования рынка зерна как фактор экономического роста региона'

Механизм ценового регулирования рынка зерна как фактор экономического роста региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1. МЕХАНИЗМ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2. РЫНОК ЗЕРНА 3. ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ РАЙОН 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЗЕРНО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сальникова Е. В., Болдырева И. В., Полуэктова Е. А.

В статье изучены научные основы ценового регулирования зернового рынка. Выделены ключевые факторы, влияющие на формирование рыночной цены. Дана оценка современной ценовой ситуации на рынке зерна Центрально-Черноземного района. Предложены основные направления совершенствования ценового регулирования рынка зерна региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм ценового регулирования рынка зерна как фактор экономического роста региона»

МЕХАНИЗМ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНА

THE PRICE REGULATION MECHANISM IN A GRAIN MARKET AS A FACTOR OF REGIONAL ECONOMIC GROWTH

Е.В. САЛЬНИКОВА,

старший научный сотрудник Государственного научного учреждения «Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района Российской Федерации Российской академии сельскохозяйственных наук», к.э.н. (г. Воронеж);

И.В. БОЛДЫРЕВА,

аспирантка Государственного научного учреждения «Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района Российской Федерации Российской академии сельскохозяйственных наук» (г. Воронеж);

Е.А. ПОЛУЭКТОВА,

аспирантка Государственного научного учреждения «Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района Российской Федерации Российской академии сельскохозяйственных наук» (г. Воронеж)

E.V. SALNIKOVA,

senior staff scientist of State Science Establishment Research Institute of Economy and Organization of Agriculture of the Black-Soil Region of Russian Federation of Russian Academy of Agricultural Science, candidate of economic science (Voronezh);

I.V. BOLDYREVA,

post-graduate student of State Science Establishment Research Institute of Economy and Organization of Agriculture of the Black-Soil Region of Russian Federation of Russian Academy of Agricultural Science (Voronezh);

E.A. POLUEKTOVA,

post-graduate student of State Science Establishment Research Institute of Economy and Organization of Agriculture of the Black-Soil Region of Russian Federation of Russian Academy of Agricultural Science (Voronezh)

Аннотация

В статье изучены научные основы ценового регулирования зернового рынка. Выделены ключевые факторы, влияющие на формирование рыночной цены. Дана оценка современной ценовой ситуации на рынке зерна Центрально-Черноземного района. Предложены основные направления совершенствования ценового регулирования рынка зерна региона.

Abstract

The scientific principles of the price regulation of grain market are studied in the article. The key factors that have an influence on the market price setting are marked out. The estimation of the modern price situation in the grain market of the Black Soil region is given. The main ways of the grain market perfection of the Black Soil region are offered.

Ключевые слова

1. Механизм ценового регулирования

2. Рынок зерна

3. Центрально-Черноземный район

4. Государственное регулирование цен на зерно

Key words

1. Price regulation mechanism

2. Grain market

3. Black Soil region

4. State regulation of grain prices

Рынок зерна занимает особое место в системе агропродовольственных рынков. От состояния зернового рынка во многом зависят межотраслевые пропорции и макроэкономические показатели всего народного

хозяйства. Именно по уровню абсолютного и душевого производства, размерам переходящих запасов, наличию резервных фондов зерна можно объективно судить об эффективности функционирования экономики АПК, об уровне жизни населения, экономическом могуществе государства. При всем многообразии продуктов питания продовольственная безопасность страны в первую очередь соотносится с ее зерновым обеспечением.

Изменения, произошедшие в 90-е годы ХХ века в экономике страны, отразились негативным образом на сельском хозяйстве в целом и на зерновом производстве в частности. Инфляция, кризис неплатежей, диспаритет цен, снижение эффективности производства, ухудшение финансового положения, сокращение доходов населения привели к резкому изменению спроса, предложения и цен на зерно, что, в свою очередь, повлекло за собой трансформацию цен большинства продуктов питания.

Цены на зерно в значительной мере определяют уровень цен на продукцию сопряженных с зерновым хозяйством отраслей АПК. На ценовые сигналы зернового рынка достаточно чутко реагируют не только другие продуктовые рынки, но и рынки сырья и промышленной продукции страны. Резкие скачки цен на рынке зерна влекут за собой негативные последствия для многих отраслей экономики.

Особенности изменения цен на рынке зерна во многом предопределяют формирование рыночной конъюнктуры (табл. 1). В результате рыночная цена на зерно устанавливается в зависимости от цены спроса и цены предложения зерна, уровня конкуренции на рынке зерна и конкурентоспособности зерна, государственного регулирования (закупок, интервенций) и мировых цен на зерно.

При этом необходимо подчеркнуть, что механизм государственной ценовой политики на рынке зерна должен заключаться в сочетании свободного рыночного ценообразования с поддержкой отечественных товаропроизводителей, то есть в обеспечении равных правовых и благоприятных экономических условий всем субъектам рынка в целях согласования взаимовыгодных экономических интересов производителей и потребителей зерна [1]. Государству необходимо способствовать, с одной стороны, защите доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулированию товарного предложения, а с другой - повышению платежеспособного спроса потребителей.

На территории Центрально-Черноземного района (ЦЧР) зерновое хозяйство занимает одно из ведущих мест и определяет роль региона в межрегиональной специализации.

Таблица 1

Особенности изменения, формы проявления и механизмы регулирования цен на рынке зерна

ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Сезонная изменчивость Значительные колебания прибыли в зависимости от времени года Создание интервенционных фондов

Территориальные колебания Удаленность производителей зерна от потребителей Развитие межрегиональных связей и рыночной инфраструктуры

Конкурентная борьба Межотраслевые диспропорции, диспаритет цен при совершенной конкуренции производителей Ориентация на удовле -творение общественных потребностей, повышение качества продукции

Влияние мирового рынка Производители зерна не могут влиять на цену и вынуждены принимать любой ее уровень Установление ценового паритета, эффективность государственной политики

Государственное вмешательство Низкий уровень и недостаточная эффективность мер государственной поддержки Совершенствование системы мер госрегулирования и рыночного механизма

Результаты ранее проведенных исследований функционирования зернового рынка показали, что одной из основных причин негативных явлений в экономике аграрного сектора явилась переоценка возможностей рыночного механизма и недооценка роли государственного регулирования в научно обоснованных пропорциях.

Другими причинами кризисного состояния АПК являются: неуклонный рост производственных и трансакционных издержек; диспаритет цен; неразвитость рыночной инфраструктуры и др. За последние годы произошли серьезные изменения в структуре каналов реализации зерна,

связанные с приватизацией заготовительных предприятий, предприятий переработки и торговли, нарушением системы взаиморасчетов, ухудшением экономического положения сельхозтоваропроизводителей, которое во многом обусловлено ограничением доступа к сфере обращения произведенной ими продукции. Большая часть прибыли, созданная их усилиями, присваивается предприятиями сферы обращения, в результате чего доля производителей зерна в розничной цене продукта постоянно сокращается. Так, доля производителей зерна в цене хлебобулочных изделий по Воронежской области за последние годы снизилась с 30% до 15% (по России до 10%).

Сокращение государственных закупок зерна постоянно вызывает трудности у производителей с реализацией отдельных его видов. В ЦЧР доля госзакупок с 1995 по 2006 гг. сократилась с 21,4% до 3,0%. В Воронежской области с 2002 г. вообще не проводятся государственные закупки, в 2004 г. они перестали осуществляться в Липецкой области, а с 2005 г. - в Белгородской. В Курской области в 2006 г. государственные закупки составили 12,2% в общем объеме реализации, в Тамбовской - 3,2%.

Ранее проведенные исследования свидетельствуют о том, что темпы роста среднегодовой цены реализации зерна отставали от темпов роста издержек на его производство, что связано прежде всего с диспаритетом цен. Высокий уровень затрат на содержание основных средств предопределяет высокий размер себестоимости. Однако цены реализации зерна не обеспечивают зернопроизводителям необходимого уровня рентабельности для ведения расширенного воспроизводства.

В настоящее время темпы роста цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию практически выровнялись, поэтому может показаться, что диспаритет цен в настоящее время отсутствует. Однако если учитывать сильный скачок цен на продукцию I и III сфер АПК в 90-е годы, то можно сделать вывод о том, что сельское хозяйство никак не может наверстать разницу в ценах между своей и промышленной продукцией.

Производители зерна терпят убытки, величина которых растет вследствие отказа правительства от политики протекционизма в зерновом производстве. Результаты исследования показали, что уровень государственной поддержки (субсидии, дотации, компенсации) растениеводства продолжает оставаться ничтожно малым (менее 5% в затратах на основное производство и менее 3% в товарообороте).

Необходимость регулирования процессов ценообразования на рынке зерна предопределяется наличием факторов, обусловливающих ценовую изменчивость и нестабильность, среди которых можно выделить зависи-

мость воспроизводственного процесса зерна от природных условий, сезонность производства; нестабильность цен в связи с изменениями конъюнктуры рынка; существование монополий в ресурсообеспечивающих и перерабатывающих отраслях; неразвитость рыночной инфраструктуры.

В качестве основных направлений можно предложить: снижение диспаритета цен на промышленную продукцию, услуги и сельхозпродукцию; установление системы цен, способной эффективно и своевременно воздействовать на зерновой рынок; совершенствование нормативно-правового механизма функционирования и развития зернового рынка.

В связи с наличием диспаритета цен на продукцию зернопроизводи-телей и организаций I и III сфер АПК нами усовершенствована методика индексации цен на сельскохозяйственную продукцию, позволяющая обеспечить паритетность. Алгоритм определения паритетных цен на зерно предполагает осуществление следующих действий: 1. Рассчитываем сводный индекс расходов (I р):

= к=

IIV

к=1

где к=1,..., п - номер приобретенного средства производства;

^ - индекс цен на приобретение к-го средства производства; Ук - стоимость приобретенного к-го средства производства. 2. Определяем ценовое соотношение (ЦС):

ЦС = 'цр'

р

где Iцр - индекс цен на реализуемую продукцию растениеводства; !р - сводный индекс расходов.

3. Устанавливаем коэффициент индексации (Ы):

ш = /цс

Коэффициент индексации, величина которого является числом, обратным ценовому соотношению, показывает необходимость индексации.

4. Если Ы > 1, то необходима индексация, переход к п. 5, иначе индексация не выполняется и расчет окончен.

5. Находим цену с учетом индексации (Щр): 1) Щр = Цфз*Ы,

где Цфз - фактическая цена реализации.

6. Рассчитываем отклонение от фактической цены (ДЦф):

2) ДЦф = Ц1р - Цфз.

Данная методика была апробирована на областях ЦЧР.

При этом сводный индекс расходов рассчитывался по формуле:

т- _ I ум Ум + I э Э + I т Т + I НП

■Нп +1 уас-Осо +1ПТ ■Фор

Р Ум + Э + Т + Нп + Осо + ФОр '

где Ум - стоимость минеральных удобрений, Э - стоимость электроэнергии, Т - стоимость топлива, Нп - стоимость нефтепродуктов, Осо -оплата услуг и работ сторонним организациям, Фор - фонд оплаты труда работников растениеводства, Цфз - фактическая цена реализации зерна, 1ум - индекс цен на минеральные удобрения, 1э - индекс цен на электроэнергию, 1т - индекс цен на топливо, 1нп - индекс цен на нефтепродукты, 1уас - индекс цен на услуги агропромышленной службы, 1пт - индекс цен на потребительские товары.

В ходе апробации методики было установлено следующее. В целях сглаживания диспаритета цену на зерно необходимо увеличить по Липецкой области - на 346,8 руб./т, по Воронежской - на 276,2, по Белгородской - на 271,2, по Тамбовской - на 205,1 руб./т. Цена реализации зерна в Курской области не требует индексации (К1<1).

Важно отметить необходимость увеличения объема государственных закупок зерна, что будет способствовать улучшению ценообразования на рынке зерна и снижению в определенной мере диспаритета цен. Создание государственных резервных фондов зерна требует осуществления закупочных и товарных интервенций. Товарные интервенции нужно проводить в неурожайные годы при повышении рыночных цен (когда товарное предложение недостаточно) путем предложения на рынок зерна, что в результате снижает цену, вследствие чего удовлетворяются интересы потребителей. Закупочные интервенции необходимо осуществлять в случае избыточного товарного предложения в урожайные годы, когда рыночные цены снижаются и производители не в состоянии реализовать зерно. Государственные органы исполнительной власти через уполномоченных операторов, закупая зерно, повышают тем самым цену и защищают интересы товаропроизводителей.

Функционирование резервного фонда может осуществляться посредством биржевой торговли, что является наиболее объективным механизмом формирования рыночной цены путем прямых закупок зерна и использования залоговых операций. Технология биржевой торговли является наиболее целесообразным и эффективным методом обеспечения прозрачности и справедливости устанавливаемых цен, оптимизации

отношений производителя с потребителем, реального планирования производства и потребления при сохранении в достаточной степени государственного контроля за функционированием АПК.

Необходимо признать, что одним из важнейших факторов установления целесообразного соотношения уровня цен на весь комплекс ресурсов, услуг, средств производства служит ограничение роста цен на топливо и энергию. Цены должны формироваться на основе объективных экономических законов. В целом ценовое регулирование должно применяться для обеспечения всем субъектам равных экономических условий хозяйствования и поддержания на определенном уровне доходов товаропроизводителей.

Библиографический список

1. Борхунов Н. О ценах на зерно / Н. Борхунов, В. Маслова // Экономика сельского хозяйства России. - 2007. - № 10. - С. 24.

2. Гордеев А.В. Российское зерно - стратегический товар XXI века / А.В. Гордеев, В.А. Бутковский, А.И. Алтухов. - М.: ДеЛи принт, 2007. -471 с.

3. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика / Э.А. Уткин. - М.: ЭКМОС, 1998. - 224 с.

4. Шишкин А.Ф. Экономическая теория / А.Ф. Шишкин. - Воронеж: ВГАУ, 1995. - 520 с.

Bibliographical list

1. Borhunov N. About grain prices / N. Borhunov, V. Maslova // Economics of Agriculture of Russia. - 2007. - № 10. - P. 24.

2. Gordeev A.V. Russian grain is a strategical commodity of the XXI century / A.V. Gordeev, V.A. Butkovsky, A.I. Altuhov. - M.: DeLi print, 2007. - 471 p.

3. Utkin E.A. Prices. Price setting. Price policy / E.A. Utkin. - M.: ECMOS, 1998. - 224 p.

4. Shishkin A.F. Economics / A.F. Shishkin. - Voronezh: VSAU, 1995. -520 p.

Контактная информация

394042, г. Воронеж, ул. Серафимовича, 26а,

Государственное научное учреждение «Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района Российской Федерации Российской академии сельскохозяйственных наук» Тел.: 8 (4732) 22-98-54 E-mail: [email protected]

Contact links

Russia, 394042, Voronezh, Serafimovicha St., 26 A,

State Science Establishment Research Institute of Economy

and Organization of Agriculture of the Black-Soil Region

of Russian Federation of Russian Academy of Agricultural Science

Tel.: 8 (4732) 22-98-54

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.