Научная статья на тему 'Механизм формирования распределительных отношений в оборонно-промышленном комплексе России'

Механизм формирования распределительных отношений в оборонно-промышленном комплексе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сабинина А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования распределительных отношений в оборонно-промышленном комплексе России»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

РОССИИ

АЛ. Сабинина, кандидат технических наук, доцент кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета

Рассмотрены возможности управления взаимодействием предприятий и организаций внутри холдингов оборонного комплекса РФ за счет компенсационного механизма распределительных отношений между участниками разработки, производства и продвижения продукции военного назначения на рынок.

После распада СССР на территории Российской Федерации осталось около 70% предприятий оборонной промышленности Советского Союза. Организационная структура доставшегося России оборонного комплекса формировалась в следующих условиях:

1) плановая система построения экономики страны;

2) изоляция предприятий отрасли от внешнего рынка;

3) приоритетное финансирование отрасли государством в силу направления внешней и внутренней политики.

Воздействие этих факторов определило особенности построения организационно-экономической структуры оборонной отрасли:

1) жесткая иерархичность системы управления отраслью, обеспечивающая эффективность управляющих воздействий;

2) избыточное число оборонных предприятий, обусловленное двумя причинами. Во-первых, искусственно создавалась конкурентная среда внутри страны вместо конкуренции с внешним рынком. Во-вторых, действовала система дублирования заводов, позволявшая сохранить работоспособность оборонного комплекса в случае войны.

3) узкая специализация предприятий О ПК;

4) завышение объема госзаказа на продукцию военного назначения, обусловленное созданием огромных резервов военной техники внутри страны и оказанием военно-технической помощи странам социалистического лагеря.

Начавшиеся в конце 80-х — начале 90-х годов XX века преобразования не могли не затронуть ОПК. В первую очередь изменилась политика государства в области его финансирования. Отказ от прежней идеологии привел к сокращению потребностей в вооружении внутри страны и в его безвозмездном экспорте за рубеж. Подавляющему большинству предприятий ОПК было предложено строить свою работу на принципах самоокупаемости. Акцент делался на конверсию военных производств и освоение выпуска товаров народного потребления. Однако специфика разработки и изготовления продукции военного назначения (специальное оборудование и технологии, узкая специализация кадров и т.д.) не позволила многим оборонным предприятиям безболезненно перейти на выпуск гражданской продукции. Свою роль сыграло отсутствие у управляющего персонала опыта самостоятельного принятия решений в области стратегии развития производства. Следствием осуществления стихийных преобразований в ОПК стало снижение объемов выпуска продукции в семь раз, высвобождение, по разным оценкам, от 2 до 3,5 млн работников. По данным Министерства обороны, из 1 746 головных предприятий оборонного комплекса к 2000 году относительно стабильно функционировали не более 500 [1, 2].

В последние годы политика государства в отношении оборонных предприятий значительно изменилась. Увеличены объемы гособоронза-каза, финансирование осуществляется в установленные сроки. Более того, практически погашены задолженности государства пред исполнителями госзаказа, возникшие в начале 90-х годов.

В 2002 году была принята государственная Программа вооружения Российской армии на 2001-2010 годы. Этот документ является одной из главных составляющих Плана реформирования Вооруженных сил России. В рамках реализации новой программы реформирования ОПК предполагается совместить во времени процессы концентрации военного производства и перепрофилирования высвобождаемых производственных мощностей. Одновременно планируется сформировать новую, корпоративную структуру комплекса.

Процесс корпоратизации экономики России, набирающий силу в настоящее время, является естественным этапом развития общественных организационно-экономических отношений. Подобные преобразования уже произошли в большинстве западных стран. На качественно новый уровень выходят кооперация и разделение труда. Большие технические преобразования машинной индустрии в XX веке резко ускорили концентрацию производства. На базе мощных заводов широко развернулась централизация экономики, принимающая формы горизонтальных, вертикальных и диагональных объединений предприятий. На фоне кооперации предприятий внутри отрасли или в нескольких отраслях происходит процесс разделения труда, также выходящий на уровень отраслевого и территориального деления. Масштабы перемен принимают массовый характер. По данным статистики США, корпорации составляют менее 20% всего предпринимательского сектора страны и при этом производят 90% продукции этого сектора. Самая крупная корпорация Америки «Дженерал моторе» в 1993 году продала продукцию на 134 млрд дол., а численность занятых в ней составила 711 тыс. человек [3]. В мире существует всего лишь около 20 стран, внутренний национальный продукт которых превышает ежегодный объем продаж данной фирмы.

Тенденция построения крупных производственных объединений не обошла стороной и предприятия, связанные с изготовлением продукции военного назначения. Две трети производства военной техники в США сосредоточены у трех основных подрядчиков — корпораций «Лок-хид-Мартин», «Боинг», «Рейтеон». Каждая из них

— высокотехнологичная диверсифицированная компания, которая выполняет оборонные заказы государства. При этом доля таких заказов составляет только 24% в общем объеме их производства. Однако монопольное сосредоточение оборонного заказа в руках 10-15 крупных компаний с незначительным удельным весом военной продукции в общем объеме чревато утратой заказчиком контроля за поставщиками, так как средства финансового давления на них сокращаются.

В отличие от западных оборонных компаний, большинство предприятий российского ОПК являются узко специализированными. Основной объем получаемых ими доходов связан с выполнением госзаказа или экспортного контракта на военную технику. Создается впечатление, что заказчик имеет возможность эффективного управления процессом формирования военной продукции за счет средств финансового воздействия на подрядчиков, что не соответствует действительности. Взаимодействие участников разработки, производства и реализации продукции военного назначения построено на системе контрактов или договоров, в которых определяются сроки и объемы поставки, размер и порядок оплаты заказа. При этом следует учесть, что предприятия специализированы не только по виду военной продукции, но и по стадиям ее жизненного цикла. Следовательно, выполнив обязательства по контракту и получив оговоренную оплату, субподрядчик теряет заинтересованность в дальнейшем продвижении продукта на рынок и результатах его реализации. Процесс формирования конечного продукта распадается на отдельные элементы, количество которых обусловлено, во-первых, этапами жизненного цикла изделия, во-вторых, распределением видов и этапов работ по субподрядчикам. Уровни прибыли, получаемой каждым участником формирования и реализации военной техники, значительно различаются по этапам жизненного цикла изделия и достигают максимума, как правило, на этапе реализации. Регулирование уровня прибыльности за счет перемещения части производителей в сферу торговли в данном случае невозможно, так как перечень оборонных организаций, имеющих право ведения внешнеэкономической деятельности, устанавливается Правительством РФ и является исчерпывающим.

Механизмом, объединяющим всех участников осуществления жизненного цикла военной техники, может стать система распределительных отношений. Необходимость их регулирования возникает в процессе как первичного, так и вторичного распределения ресурсов между предпри-

ятиями и организациями оборонного комплекса. В действующей системе первичного распределения прибыли, как отмечалось, отсутствует механизм стимулирования участников разработки, производства и реализации продукта к повышению его конкурентоспособности на рынке вооружений. Уровень прибыли субподрядчика практически не зависит от объема выручки от реализации конечного продукта. Львиная доля доходов от экспорта военной техники приходится на организации, непосредственно занимающиеся поставками военной техники на мировой рынок.

Возможности финансовой поддержки оборонных предприятий за счет средств, поступающих при вторичном распределении ресурсов, также используются не в полной мере. Несмотря на то, что финансирование государственного оборонного заказа в последние годы осуществляется в полном объеме, по-прежнему ощущается недостаток средств на проведение модернизации и расширения производства, обновление парка оборудования. Не хватает бюджетных ассигнований и на проведение структурных преобразований в ОПК в рамках федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса».

Поэтому сегодня актуальной становится задача оптимизации процесса распределения финансовых ресурсов между участниками разработки, производства и продвижения на рынок продукции военного назначения.

Реформирование оборонного комплекса России предполагает создание интегрированных структур, объединяющих предприятия и организации в рамках осуществления жизненного цикла конкретного вида продукта. В основу построения организационных структур таких объединений положена вертикальная концентрация производства, подкрепляемая жесткой вертикальной системой управления. Такая структурная организация оборонного комплекса опирается на исторический опыт его формирования в годы существования СССР. Основным отличием является объединение разработчиков, производителей и продавцов вооружений в комплексный хозяйствующий субъект - холдинг, для которого государство выступает в роли заказчика продукции. Поэтому сохранившийся механизм планового распределения финансовых ресурсов внутри научно-производственного комплекса не отвечает современным потребностям предприятий в сложившихся условиях хозяйствования.

Для оптимизации распределения финансовых ресурсов между предприятиями и организа-

циями оборонного комплекса предлагается использовать компенсационный механизм определения вклада каждого предприятия холдинга в создание конкурентоспособного продукта. Рассматривая конкурентоспособность продукции военного назначения как количественную оценку эффективности затрат на ее разработку, производство и реализацию, характеризуемую полученными техническими параметрами продукта, вклад каждого субподрядчика можно определить исходя из количественной оценки влияния отдельных параметров изделия на его уровень конкурентоспособности. В этом случае процесс создания продукции военного назначения следует рассматривать как накопление изделием некоего потенциала конкурентоспособности на каждом этапе его жизненного цикла. Под жизненным циклом продукции военного назначения понимается совокупность взаимосвязанных последовательных процессов изменения состояния продукции, содержащая этапы разработки, производства, реализации, использования и утилизации военной техники. Совокупная оценка потенциальной конкурентоспособности продукта определится как сумма оценок потенциалов конкурентоспособности :

П=1 '

где кп - оценка потенциала конкурентоспособности продукта, созданного на п-м этапе его жизненного цикла.

Количественную оценку влияния отдельных технических и экономических параметров изделия на формируемый потенциал его конкурентоспособности возможно осуществить при помощи информационного моделирования, опирающегося на теорию информации, теорию вероятности и математическую статистику.

Использование оценки вклада предприятия в создание конкурентоспособной продукции позволяет строить распределительные отношения внутри оборонных холдингов по принципу компенсации предприятию его участия в создании им потенциала конкурентоспособности изделия. Объем компенсации складывается из двух составляющих:

1) возмещение затрат на производство;

2) выделение предприятию доли прибыли от реализации конечного продукта, пропорциональной его вкладу в потенциальную конкурентоспособность изделия.

Компенсационный механизм распределительных отношений позволяет управлять каче-

ством и себестоимостью продукции военного назначения, стимулируя каждого участника таких отношений к формированию наибольшего потенциала конкурентоспособности военной техники. Регулирование может осуществляться на всех этапах управления процессом создания и продвижения продукта на рынок. На этапе планирования возможен отбор исполнителей, технологий, модификаций продукции, отвечающих требованиям конкурентоспособности. На этапе организации конкретизируются взаимные права и обязанности участников научно-производственного холдинга исходя из их роли в создании потенциала конкурентоспособности конкретного военного продукта. На этапе учета оценивается реальный вклад каждого участника в формирование параметров изделия. Этап регулирования предполагает распределение дохода от реализации конечного продукта в прямой пропорции к осуществленным вкладам в его потенциал конкурентоспособности.

Дополнительной возможностью использования компенсационного механизма распределительных отношений в организации взаимодействия участников холдинга является определе-

ние цен на промежуточные продукты (техническую документацию, узлы, агрегаты и т.д.), реализация которых возможна на данном этапе жизненного цикла продукции. Кроме того, такой механизм формирования распределительных отношений позволит выровнять уровни прибыльности организаций, занимающихся разработкой, производством и реализацией военной техники в рамках создаваемых научно-производственных оборонных холдингов, что обеспечит эффективное согласование экономических интересов участников холдингов.

Литература

1. Перевалов Ю. Конверсия в России: несбывшиеся надежды // Вопросы экономики. -1999.-№ 7.-С. 71-85.

2. Рассадин В. Состояние военно-промышлен-ного комплекса России // Вопросы экономики. - 1999. - № 7. - С. 100-108.

3. Мировая экономика и экономическое положение России. Сборник статистических ма-териалов/С.Л. Постников, С.А. Попов — М.: Финансы и статистика, 2001. — 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.