Научная статья на тему 'Механизм формирования и развития рынка автотранспортных услуг в АПК'

Механизм формирования и развития рынка автотранспортных услуг в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефименко А. Г.

Обоснован механизм формирования и развития рынка автотранспортных услуг, направления, стратегические задачи и условия формирования эффективной системы автотранспортного обслуживания АПК, основой которого является системный подход, углубление диверсификации и инновационное развитие автотранспортных организаций АПК, интеграция ими всех функций в цепи доставки продукции от организаций-производителей до потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF AUTO-TRANSPORT SERVICES MARKET IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

We have substantiated a mechanism of formation and development of the market for motor transport services, as well as directions, strategic objectives and conditions for the formation of an effective system of trucking services for the agroindustrial complex based on a systematic approach, deepening diversification and innovative development of the road transport organizations of agro-industrial complex, integrating all functions in the chain of products delivery from manufacturing organizations to consumers.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования и развития рынка автотранспортных услуг в АПК»

УДК 338.28:664

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В АПК

А. Г. ЕФИМЕНКО, доктор экономических наук, доцент УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

MECHANISM OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF AUTO-TRANSPORT SERVICES MARKET IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

A. G. EFIMENKO, Doctor of economic sciences, Associate professor Education establishment «Mogilev state university of food technologies»

Обоснован механизм формирования и развития рынка автотранспортных услуг, направления, стратегические задачи и условия формирования эффективной системы автотранспортного обслуживания АПК, основой которого является системный подход, углубление диверсификации и инновационное развитие автотранспортных организаций АПК, интеграция ими всех функций в цепи доставки продукции от организаций-производителей до потребителей.

We have substantiated a mechanism of formation and development of the market for motor transport services, as well as directions, strategic objectives and conditions for the formation of an effective system of trucking services for the agroindustrial complex based on a systematic approach, deepening diversification and innovative development of the road transport organizations of agro-industrial complex, integrating all functions in the chain of products delivery from manufacturing organizations to consumers.

Введение. Формирование рынка автотранспортных услуг в АПК и создание соответствующей инфраструктуры зависят от ряда условий, к которым следует отнести: общее состояние экономики, проводимую экономическую политику и наличие конкурентной среды. Основными причинами необходимости формирования рынка автотранспортных услуг в АПК являются: возможность появления конкурентов со стороны стран - участников Евразийского экономического союза, что повышает зна-

чимость данного рынка; эффективное функционирование частных автотранспортных организаций на рынке услуг; высокий уровень тарифов на автотранспортные услуги; разработка единых правил функционирования автотранспортных организаций в условиях конкуренции в сфере автотранспортных услуг; сохранение государственного сектора данного вида услуг.

Анализ источников. Систематизация научных взглядов по исследуемой проблеме позволяет привести ряд определений. Рынок транспортных услуг - понятие, отражающее возможности организации и регулирования баланса между потребителями и производителями транспортных услуг на взаимовыгодной основе, с учетом государственных и общественных интересов, и характеризующее экономический потенциал транспортного комплекса [1].

Рынок транспортных услуг можно определить как совокупность деятельности транспортных и нетранспортных предприятий (организаций) и индивидуумов, которые взаимодействуют между собой, чтобы продавать и покупать транспортную продукцию [3].

Состояние рынка услуг определяется соотношением величины спроса и предложения, которые являются взаимозависимыми элементами рыночного механизма, где спрос - платежеспособная потребность потребителей транспортных услуг, а предложение определяется совокупностью видов транспортных услуг [5].

Рынок сельскохозяйственной техники представляет собой экономическую систему, состоящую из четырех подсистем -рынков новой, подержанной, восстановленной техники и ремонтно-технических услуг. В свою очередь рынок сельскохозяйственной техники является подсистемой общей воспроизводственных отношений АПК и поэтому влияет на эффективность сельскохозяйственного производства и рынок конечной сельскохозяйственной продукции [4].

Рынок грузовых транспортных услуг представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе обмена товарами - перемещения материально-

вещественных продуктов. При этом специфика транспортного рынка заключается в совпадении по времени и месту процессов производства и потребления транспортной продукции, невозможности ее складирования и накопления запасов [8].

Рынком автотранспортных услуг называют сектор экономики, в котором предприятия и предприниматели автомобильного транспорта продают свои услуги потребителям, а автотранспортная услуга - отдельная работа, выполняемая автотранспортной организацией за плату и направленную на удовлетворение определенной потребности грузоотправителей, грузополучателей, других участников транспортного процесса [3].

Транспортный (перевозочный) процесс исследуется как «...совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых автотранспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов» [7].

Л. Б. Миротин предлагает следующую классификацию услуг транспорта:

- по признаку взаимосвязи с основной деятельностью организаций транспорта услуги подразделяются на перевозочные и не перевозочные;

- по поводу потребителя, которому предоставляется услуга: внешние и внутренние;

- по характеру деятельности, связанной с предоставлением определенной услуги: технологические, коммерческие, информационные и т. д. [6].

Понятие «автотранспортные услуги» начинает широко использоваться в практике организации и прогнозирования автотранспортного обеспечения организаций. Согласно существующим понятиям к услугам относят все виды труда, непосредственно не связанные с изменением и преобразованием форм материи и явлений природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно полезной деятельности самого труда в различных отраслях

общественного хозяйства. К услугам относят и те виды, которые не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (например, транспорт, связь). Особенности деятельности по предоставлению услуг сводятся к следующим положениям: услуги не могут существовать вне процесса их предоставления; продажа услуг - это фактически продажа самого процесса труда, поэтому качество услуг определяется качеством самого процесса труда; услуги представляют собой конкретную потребительную стоимость только в определенное время и в конкретном месте или направлении, что существенно ограничивает возможность их замен на рынке услуг; услуги автомобильного транспорта относятся к услугам, завершающим и предваряющим процесс материального производства.

Под автотранспортной услугой подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам автомобильного транспорта можно отнести: перевозку грузов и пассажиров; погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, выгрузка, перегрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские операции); хранение грузов; подготовку перевозочных средств; предоставление перевозочных средств на условиях лизинга, аренды или проката; перегон (доставку) новых и отремонтированных автотранспортных средств; прочие услуги.

Автотранспортные услуги - основной вид деятельности автотранспортных организаций АПК, направленный на удовлетворение определенной части потребностей заказчиков и характеризуемый наличием необходимых экономических и информационных технологий.

Методы исследования. Методология исследования основана на системном подходе, применяемом к механизму формирования и развития рынка автотранспортных услуг в АПК, с использованием методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.

Основная часть. Под рынком автотранспортных услуг в АПК понимается система институциональных отношений, посредством которой взаимодействуют: государство, перевозчики, грузоотправители и грузополучатели [2].

При этом рынок автотранспортных услуг в АПК должен функционировать таким образом, чтобы полностью удовлетворять требования клиентов с наименьшими издержками. Наиболее важными факторами при оценке качества предоставляемых услуг являются: время от получения заказа на перевозку до доставки; надежность и возможность доставки по требованию; наличие запасов, стабильность снабжения; полнота и степень доступности выполнения заказа; удобства размещения и подтверждения заказа; объективность тарифов и регулярность информации о затратах на обслуживание; возможность предоставления кредитов; качество упаковки, а также возможность выполнения пакетных и контейнерных перевозок.

Основным направлением деятельности государства в данной сфере является разработка стратегий развития АПК и рынка услуг. При этом эти стратегии не следует отождествлять с прямым государственным регулированием отдельных отраслей, ведь они в целом не предполагают фактического контроля государства над ценообразованием и денежными потоками, а в первую очередь направлены на установление целей развития и сфер государственной поддержки отраслевых игроков.

Важным направлением деятельности государства является непосредственное активное участие в управлении государственными организациями или фирмами со смешанной структурой акционерного капитала. Данная деятельность способна оказать содействие подобным компаниям в их стратегическом развитии и обеспечить им целенаправленное развитие на долгосрочный период. В данном случае государство выступает как собственник и должно соответственно обеспечивать эффективное управление и контроль над деятельностью компаний в рамках существующих управленческих механизмов.

Сегментирование рынка автотранспортных услуг может осуществляться при государственном регулировании

автотранспортной деятельности на региональном уровне. Формируя автотранспортный рынок, администрация области может ввести сегмент «международные перевозки сельхозпродукции» и применить на нем соответствующий порядок лицензирования.

Сферами, в которых государство должно стимулировать и поддерживать соответствующие изменения, являются развитие конкуренции и создание условий для инноваций на рынке автотранспортных услуг в АПК.

Частный сектор на рынке транспортных услуг интенсивно осваивает самые выгодные по доходам сферы:

- междугородные перевозки дизельными автомобилями с кузовами типа фургон, грузоподъемностью свыше 15 тонн;

- внутриреспубликанские перевозки с использованием бортовых дизельных автомобилей, грузоподъемностью в пределах 7-10 тонн;

- городские перевозки мелкопартионных грузов грузоподъемностью до 1,5 тонны.

Прогноз спроса автотранспортных организаций АПК на оказываемые услуги предполагает: анализ тенденций изменения доли организации в общем рынке; оценку рыночной стратегии конкурентов и перспектив освоения новых видов услуг; анализ рыночной стратегии организации и качества услуг и прогноз спроса на услуги автотранспортных организаций. Спрос на услуги автомобильного транспорта во многом зависит от развития имеющихся в регионе видов транспорта, степени их интеграции в единую систему, уровня тарифов по видам транспорта, ассортимента и качества услуг, предоставляемых возможным потребителям. Удельный вес автотранспортных услуг с развитием рыночной экономики и ее инфраструктуры, как правило, возрастает, и это характерно практически для всех стран.

Перспективные направления развития рынка автотранспортных услуг в АПК Беларуси представлены на рисунке.

1. Создание многопрофильных центров автотранспортных услуг в АПК

2. Размещение сети центров технического сервиса

3. Развитие интеграционных схем в АПК с участием автотранспортных организаций (фирм)

1. Разработка инвестиционных проектов технического перевооружения АПК и развития автотранспортного бизнеса

2. Разработка стратегии капитализации траспортно-логистического бизнеса

Расширение товаропроводящих сетей (представительские, дилерские и дистрибьюторские функции)

Цель: формирование и эффективное функционирование рынка автотранспортных услуг в АПК Республики Беларусь

Формирование единого информационно-логического пространства рынка автотранспортных услуг

1. Разработка стратегии минимизации рисков с целью обеспечения системной безопасности (экономической, экологической) функционирования автотранспортного бизнеса в АПК

2. Улучшение состояния дорожной сети

1. Выбор поставщиков материально-технических ресур-соп с привлечением логистических провайдеров 2Г Совершенствование мотивации труда и профессиональный подбор кадров

Рис. Перспективные направления развития рынка автотранспортных услуг в АПК

На базе проведенных исследований обоснован методологический подход к процессу адаптации государственных автотранспортных организаций АПК к условиям открытого конкурентного рынка, заключающийся в расширении инструментария, разработке и использовании следующих принципов:

- ориентация автотранспортных услуг на потребительские интересы, что означает изучение потребностей в автотранспортных услугах конкретных групп пользователей (сельскохозяйственных производственных кооперативов, фермерских хозяйств, закупочных, перерабатывающих и торговых организаций, личных хозяйств и др.) и оказание качественных автотранспортных услуг, соответствующих спросу и уровню доходов заказчиков. Необходимы повышение конкурентоспособности производства, постоянное совершенствование и обновление технико-технологической базы, учет условий рынка и изменяющихся потребностей при обеспечении высокого качества автотранспортных услуг и соблюдения условий по срокам, ценам и скорости обслуживания;

- диверсификация интегрированных формирований по признаку специализации, предусматривающему образование кластеров или комплексов (кооперативов, ассоциаций, агрохолдин-гов, агротехнопарков, многопрофильных центров и др.) по отраслевому, продуктовому или территориальному признаку, выступающее непременным условием вертикальной и горизонтальной организации товаропроизводителей продукции и услуг в рыночной экономике и позволяющее вырабатывать совместные программы действий по защите от рыночной конъюнктуры и укреплению конкурентоспособности;

- прямое и равноправное партнерство сельскохозяйственных и обслуживающих организаций АПК с управленческими и производственными организациями, хозяйственными и государственными органами, с которыми имеются горизонтальные и вертикальные связи. Данный принцип позволяет организациям АПК иметь одинаковые исходные правовые возможности выхода на рынок в условиях конкуренции и вести равноправный экономический диалог;

- самоокупаемость, финансовая устойчивость и инновацион-ность. Это означает, что затраты на оказание автотранспортных услуг должны покрываться из денежной выручки, а расчеты по долгам — производиться за счет собственных средств или получения отсрочки, кредита. Инновационная составляющая данного принципа направлена на формирование в аграрном секторе эффективных бизнес-структур нового поколения, ориентированных на рынок.

Заключение. В качестве перспективных направлений обосновано инновационное развитие рынка автотранспортных услуг в АПК Республики Беларусь. При этом рост стоимости автотранспортного бизнеса органически связан с инвестиционной политикой автотранспортных организаций АПК (привлечение финансовых ресурсов), что позволяет сформировать мероприятия по снижению себестоимости перевозок грузов с целью повышения их конкурентоспособности. В этой связи предложен новый механизм взаимоотношений автотранспортных организаций АПК с потребителями услуг, основанный на интеграции

(кооперации) на взаимовыгодных условиях и согласовании различных интересов агентов рынка, что является важным фактором эффективного функционирования рынка услуг как единой системы. Решение этих задач дает возможность автотранспортным организациям АПК повысить их устойчивость и инновационную активность на рынке услуг.

Список литературы

1. Гукетлев, Ю. Х. Региональный транспортный комплекс: формирование и развитие рыночных систем регулирования / Ю. Х. Гукетлев. - Майкоп: изд-во МГТУ, 2006. - 162 с.

2. Ефименко, А. Г. Формирование рыночной системы автотранспортного обслуживания АПК: моногр. / А. Г. Ефименко. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 224 с.

3. Клепцова, Л. Н. Рынок транспортных услуг / Л. Н. Клепцова, В. В. Михайлов, А. А. Клепцов / ГУ КузГТУ. - Кемерово, 2005. - 144 с.

4. Кормаков, Л. Ф. Рынок сельскохозяйственной техники: проблемы и решения / Л. Ф. Кормаков, Л. С. Орсик, Ю. Д. Бахтеев. - М.: ФГНУ «Росин-формагротех», 2007. - 189 с.

5. Макаревич, А. Н. Экономическая сущность транспортных услуг / А. Н. Макаревич, А. А. Шалуев // Вопросы экономики. - 2007. - №11. - С.32-37.

6. Миротин, Л. Б. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах / Л. Б. Миротин. - М..: Юристь, 2002. - 414 с.

7. Савин, В. И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: справ. пособие / В. И. Савин. - М.: Дело и Сервис, 2002. - 544 с.

8. Тойменцева, И. А. Формирование стратегии развития автотранспортных предприятий с использованием принципов логистики: моногр. / И. А. Тойменцева. - М.: Креативная экономика, 2009. - 160 с.

Информация об авторе

Ефименко Антонина Григорьевна - доктор экономических наук, зав. кафедрой экономики и организации производства учреждения образования «Мо-гилевский государственный университет продовольствия», тел. служ. (0222) 48-24-00, E-mail: efimenko_ag@mail.ru

Материал поступил в редакцию 04.04.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.