Научная статья на тему 'Стратегия развития рынка автотранспортных услуг в АПК'

Стратегия развития рынка автотранспортных услуг в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефименко А.Г.

В статье обобщены стратегии развития рынка автотранспортных услуг, направленные на расширение номенклатуры и качества оказываемых услуг. Предложены перспективные направления, стра-тегические задачи и условия формирования конкурентоспособной и эффективной системы авто-транспортного обслуживания АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of development of auto-transport services market in AIC

The article summarizes strategies of development of the market of road transport services, aimed at enhancing the range and quality of services. We have suggested perspective directions, strategic objectives and conditions of formation of competitive and efficient system of auto-transport service in AIC.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития рынка автотранспортных услуг в АПК»

УДК 338.28:664

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В АПК

А. Г. ЕФИМЕНКО, доктор экономических наук, доцент УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF AUTO-TRANSPORT SERVICES MARKET IN AIC

A. G EFIMENKO, PhD, Associate Professor Mogilev State University of Foodstuffs

В статье обобщены стратегии развития рынка автотранспортных услуг, направленные на расширение номенклатуры и качества оказываемых услуг. Предложены перспективные направления, стратегические задачи и условия формирования конкурентоспособной и эффективной системы автотранспортного обслуживания АПК.

The article summarizes strategies of development of the market of road transport services, aimed at enhancing the range and quality of services. We have suggested perspective directions, strategic objectives and conditions of formation of competitive and efficient system of auto-transport service in AIC.

Введение. На современном этапе функционирование и формирование отраслевых рынков должно отвечать важнейшим принципам суверенитета государства, а также способности интеграции экономики Беларуси в мировую хозяйственную систему. Особое внимание будет уделено «...развитию экспорта транспортных услуг путем создания условий для привлечения транзитных грузопотоков на территорию республики, расширения географии перевозок и проведения согласованной транспортной политики в рамках ЕАЭС» [6].

Для Республики Беларусь, ставшей на путь экономических преобразований, требуется разработка организационно-

экономического механизма взаимодействия транспорта с другими отраслями народного хозяйства, предусматривающего, с одной стороны, качественное и полное удовлетворение потребностей в перевозках, а с другой - соблюдение экономических интересов транспорта и эффективное использование его ресурсов.

Товарные отраслевые рынки в АПК формирует продукция его отраслей, при этом их составной частью и связующим звеном является грузовой автотранспорт. Автотранспортные организации, функционирующие в рамках АПК вне зависимости от их организационно-правовых форм, размера, ведомственной принадлежности, выступают субъектами предложения, предлагая на рынок объект своей деятельности - автотранспортные услуги.

Анализ источников. Решение проблемы становления рынка автотранспортных услуг в АПК и создание соответствующей инфраструктуры зависит от ряда условий, к которым следует отнести общее состояние экономики, проводимую экономическую политику, наличие конкурентной среды. Неоднозначность решения данной проблемы вызвала необходимость проведения исследований теоретического и методологического плана, позволяющих обосновать концепцию формирования и эффективного развития отраслевых рынков, в том числе рынка автотранспортных услуг в АПК. Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы освещены в трудах С. М. Абалонина, С. Б. Авдаше-вой, И. Ансоффа, Л. Ф. Кормакова, Л. Б. Миротина, Ю. М. Неруши, А. С. Сайганова и др.

Методы исследования. Методология исследования основана на системном подходе, применяемом к развитию рыночной инфраструктуры, с использованием методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.

Основная часть. Под рынком автотранспортных услуг в АПК понимается система институциональных отношений, посредством которой взаимодействуют: государство, перевозчики, грузоотправители и грузополучатели. Данная система определяет поведение государственных автотранспорт-

ных организаций в таких вопросах, как ценовая и инвестиционная политика, степень открытости соглашений между организациями и влияет на формирование стратегий данных организаций в разных отраслевых сегментах. Основным направлением деятельности государства в данной сфере является разработка стратегий развития отдельных отраслей и рынка услуг. При этом эти стратегии не следует отождествлять с прямым государственным регулированием отдельных отраслей, ведь они в целом не предполагают фактического контроля государства над отраслевым ценообразованием и денежными потоками, а в первую очередь направлены на установление целей развития и сфер государственной поддержки отраслевых игроков.

При этом рынок автотранспортных услуг должен функционировать таким образом, чтобы полностью удовлетворять требования клиентов с наименьшими издержками. Наиболее важными факторами при оценке качества предоставляемых услуг являются: время от получения заказа на перевозку до доставки; надежность и возможность доставки по требованию; наличие запасов, стабильность снабжения; полнота и степень доступности выполнения заказа; удобства размещения и подтверждения заказа; объективность тарифов и регулярность информации о затратах на обслуживание; возможность предоставления кредитов; эффективность переработки грузов на складах; качество упаковки, а также возможность выполнения пакетных и контейнерных перевозок.

Состояние сегмента рынка автотранспортных услуг предлагается оценивать по следующим критериям: состояние и конкурентную среду внутри отрасли, уровень спроса и предложения на рынке услуг, географическое положение, динамика конъюнктуры рынка, цена, анализ конкурентов, организация автотранспортного процесса, количество производителей и потребителей продукции и автотранспортных услуг, наименование и вид грузов.

Экономическая сбалансированность развития автотранспортных организаций достигается в том случае, когда они спо-

собствуют достижению конечных результатов эффективного и устойчивого функционирования АПК.

В табл. 1 на основе обобщения литературных источников рассмотрены стратегии развития автотранспортных организаций [1-10].

Таблица 1. Стратегии развития автотранспортных организаций

Виды стратегий Сущность и задачи

1 2

Роста:

Неограниченного Имеются возможности значительного роста объемов в сравнении с предыдущим периодом деятельности, т. е. когда внутрипроизводственные резервы и ресурсы не ограничивают рыночное поведение автотранспортных организаций при диверсификации, освоении и расширении сегментов его деятельности

концентрированного:

Усиления позиции Расширение объемов грузооборота на освоенных рынках при усилении стратегии маркетинга

Расширения границ Расширение объемов грузооборота на новые рынки

Совершенствования услуги Расширение объемов грузооборота на освоенных и новых рынках

интегрированного:

Обратной вертикальной интеграции Попытка автотранспортных организаций взять под контроль поставщиков

Вперед идущей интеграции Попытка автотранспортных организаций взять под контроль систему распределения

Горизонтальной интеграции Попытка автотранспортных организаций взять под контроль ряд организаций-конкурентов

диверсифицированного:

Концентрированной диверсификации Пополнение автотранспортными организациями номенклатуры услуг новыми видами услуг, которые схожи с имеющимися

Горизонтальной диверсификации Пополнение автотранспортными организациями номенклатуры услуг новыми видами услуг, которые способны вызвать интерес у заказчиков

Конгломерантной диверсификации Пополнение автотранспортными организациями номенклатуры услуг, не имеющих никакого отношения ни к применяемым технологиям, ни к услугам и рынкам

1 1 2

ограниченного роста:

Конкурентоспособности услуг Повышение качества и конкурентоспособности автотранспортных услуг

Сохранения рыночной доли Функционирование на постоянном сегменте рынка автотранспортных услуг.

Обеспечения определенного уровня прибыльности Оказываемые автотранспортные услуги должны быть прибыльными

сокращения:

Ликвидации бизнеса Осуществляется при угрозе банкротства, происходит ликвидация фирмы, продажа ее активов

Переориентации Перепрофилирование нерентабельных производств, сокращение затрат на рабочую силу, получение доходов от продажи излишних ресурсов

Отсечения лишнего Сокращение затрат за счет сокращения некоторых сфер деятельности

сочетания (элементы):

Анализ и оценка поставщиков Существуют четыре области оценки: финансовая, управленческая, техническая/стратегическая, область отношений или общих коропоративных связей между перевозчиком и грузоотправителем

Возможности использования различных видов транспорта Включает использование частного транспорта и перевозку интермодальным транспортом

Контакты с внешними источниками, услуги по логистике По мере уменьшения размеров компаний, концентрации внимания на основных вопросах, расширения конкуренции, основанной на параметрах времени, существует необходимость контрактных отношений с компанией или группой компаний для полного обеспечения услугами в области логистики

Бизнес - стратегии (конкурентные)

Преимущества в издержках Применяется с наибольшим эффектом при реализации услуг, пользующихся массовым спросом, и ориентирует предприятие на предложение значительного объема услуг и обширный рынок. Минимизация издержек дает возможность организации оказывать услуги по более низким тарифам, повышать рентабельность и прибыль за счет роста объема грузооборота. Недостаток: из-за снижения издержек происходит снижение качества оказываемых услуг

1 2

Дифференциации Диверсификация производства с целью расширения рыночной активности автотранспортных организаций (фирм), использующих свои финансовые ресурсы не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и на освоение новых видов услуг, создание новых производств (создание транспортно-логистического центра и его диверсификация по отраслям. Недостаток: требуется вложение инвестиций в инновационные процессы

Оптимальных издержек

Лидерства по издержкам Предполагает снижение полных издержек производства услуги, основанное на установлении оптимальной структуры затрат (например, за счет выгодного месторасположения, перевода автомобилей на газовое топливо, экономии за счет улучшения организации труда и др.), что позволяет привлекать дополнительные сегменты потребителей

Широкой дифференциации Автотранспортные организации (фирмы) стремятся к уникальности и исключительности в аспектах, важных для потребителей (доступность, надежность, удобство пользования, дизайн, сервис и др.), а также приспособление к нуждам определенных групп (пополнение парка грузовых автомобилей, пользующихся спросом на рынке услуг как по конструкции кузова (самосвалы, фургоны, рефрижераторы), так и по грузоподъемности (до 3 тонн и свыше 15 тонн)

Оптимальных издержек Ориентирована на предоставление покупателям большей ценности за ту же стоимость за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации услуг

Сфокусированная стратегия низких издержек Основывается на низких издержках и ориентирована на узкий сегмент рынка

Сфокусированная стратегия дифференциации Основывается на более полном удовлетворении потребностей узкого сегмента рынка

Функциональные:

Логистическая

«Тощая стратегия» Организация минимизирует общие логистические издержки, гарантируя при этом приемлемый уровень обслуживания потребителей, т. е. при выполнении операции используется минимальное количество любого вида ресурсов

1 2

Динамичная Организация обеспечивает высокое качество обслуживания заказчиков, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий

Интеграции Взаимоотношения между организациями предусматривают долгосрочные обязательства каждой из сторон и наличие общей информации, риска и вознаграждений, полученных в результате этих взаимоотношений

Организационная

Создание вертикальных структур Организация входит в вертикальные структуры, которые образовались из отраслевых структур управления или организуются заново

Создание горизонтальных структур Создаются организации в форме акционерных обществ, товариществ, кооперативов с целью оказания определенных услуг

Предпринимательская концепция Позволяет принимать управленческие решения в соответствии с условиями функционирования организаций, используя методы реинжиринга

Маркетинговая (рыночная)

Предусматривает проведение политики ориентации на потребительский спрос, всестороннее изучение рыночной ситуации и деловых партнеров, повышение конкурентоспособности на рынке

Финансовая

Организация изыскивает возможности формирования финансовых ресурсов (дотации, льготы, уступки со стороны государственных органов), прилагает усилия для повышения финансовой устойчивости

Производственная

Поддержание производства на соответствующем техническом уровне, сосредоточение на основных аспектах производственного процесса в целях снижения издержек и повышения эффективности производственных операций

Кадровая

Сохранение трудового коллектива, наиболее квалифицированных и опытных кадров, которые способствуют эффективной работе организации

Инновационная

Прорыва

массированного

удара

Создание новых рынков, способствующих использованию новейших технологий, изменению потребностей клиентуры, появлению новых возможностей и инструментов для размещения финансов и управления рисками (создание агропромышленного кластера, формирование единого информационного пространства, оптимизация движения автомобильного транспорта с помощью «бортовых» компьютеров). Основой формирования агропромышленного кластера являются специализированные зоны товарного производства и территориальные рынки материально-технических ресурсов и продовольствия_

Синергизма

Повышение эффективности и объединение усилий основных игроков транспортного и аграрного рынков -приоритетные задачи в сфере перевозок сельскохозяйственных грузов. Необходим системный подход, стимулирующий наращивание объемов производства продукции и обеспечивающий меры по поддержанию требуемого уровня развития инфраструктурных мощностей. Наиболее эффективный инструмент в условиях преодоления кризиса-государственно-частное партнерство, консолидация рынка и создание совместных компаний_

и

Все вышеперечисленные стратегии являются основными частями общей стратегии развития автотранспортных организаций АПК в условиях конкуренции. По результатам выполненной оценки для государственных автотранспортных организаций АПК разработана стратегия роста объема грузоперевозок на основе диверсификации их деятельности. Данная стратегия предусматривает расширение номенклатуры оказываемых услуг новыми их видами, которые способны вызвать интерес у заказчиков за счет повышения качества обслуживания. Выполненные расчеты свидетельствуют о том, что на перспективу объем грузоперевозок в АПК Беларуси увеличится на 21,5 %, в основном за счет перевозок

сельскохозяйственной, готовой продукции и несельскохозяйственных грузов.

Проведены расчеты базисных и прогнозных значений экономических индикаторов для оценки уровня автотранспортного обслуживания АПК Могилевской области в табл. 2.

Таблица 2. Оценка уровня автотранспортного обслуживания АПК

Наименование 2010 г. Прогноз Темп роста, %

Транспортная (в том числе грузового автомобильного транспорта) затратоемкость валового регионального продукта (ВРП), руб./рублей 0,082 0,080 97,5

Добавленная стоимость, созданная транс-портно-логистическим бизнесом региона, % 2,6 2,9 111,5

Добавленная стоимость, созданная в АПК (в том числе автотранспортными организациями АПК за счет инноваций (прирост), % 1,7 2,0 117,6

На базе проведенных исследований обоснован методологический подход к процессу адаптации государственных автотранспортных организаций АПК к условиям открытого конкурентного рынка, заключающийся в расширении аналитического инструментария, разработке и использовании следующих принципов:

— ориентация автотранспортных услуг на потребительские интересы, что означает изучение потребностей в автотранспортных услугах конкретных групп пользователей (сельскохозяйственных производственных кооперативов, фермерских хозяйств, закупочных, перерабатывающих и торговых организаций, личных хозяйств и др.) и оказание автотранспортных услуг с качественными свойствами, соответствующими потребительскому спросу и уровню доходов заказчиков. Необходимы повышение конкурентоспособности производства, постоянное совершенствование и обновление технико-технологической базы, учет условий рынка и изменяющихся потребностей при обеспечении высокого качества автотранспортных услуг и соблюдения условий по срокам, ценам и скорости обслуживания;

— диверсификация интегрированных формирований по признаку специализации, предусматривающему образование кластеров или комплексов (кооперативов, ассоциаций, агрохолдин-гов, агротехнопарков, многопрофильных центров и др.) по отраслевому, продуктовому или территориальному признаку, выступающее непременным условием вертикальной и горизонтальной организации товаропроизводителей продукции и услуг в рыночной экономике и позволяющее вырабатывать совместные программы действий по защите от рыночной конъюнктуры и укреплению конкурентоспособности;

— прямое и равноправное партнерство сельскохозяйственных и обслуживающих организаций АПК с управленческими и производственными организациями, хозяйственными и государственными органами, с которыми имеются горизонтальные и вертикальные связи. Данный принцип позволяет организациям АПК иметь одинаковые исходные правовые возможности выхода на рынок в условиях конкуренции и вести равноправный экономический диалог;

— самоокупаемость, финансовая устойчивость и инноваци-онность. Это означает, что затраты на оказание автотранспортных услуг должны компенсироваться за счет денежной выручки, а расчеты по долгам — производиться за счет собственных средств или получения отсрочки, кредита. Инновационная составляющая данного принципа направлена на формирование в аграрном секторе эффективных бизнес-структур нового поколения, ориентированных на рынок и обладающих потенциалом саморазвития. Решение этих задач дает возможность автотранспортным организациям АПК повысить их устойчивость и инновационную активность на рынке услуг.

Заключение. 1. Разработаны теоретико-методологические основы формирования и развития рынков услуг, в которых раскрыто содержание, экономическая сущность регионального рынка автотранспортных услуг (как система институциональных отношений по поводу купли, продажи и продвижения автотранспортных услуг), обоснованы предложения по государственному регулированию данного вида услуг, что в совокупно-

сти обеспечивает научную оценку влияния институциональной среды на формирование эффективных региональных рынков автотранспортных услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Разработана стратегия роста объема грузоперевозок на основе диверсификации деятельности государственных автотранспортных организаций АПК. Выбор стратегии основан на результатах, полученных при проведении диагностики конкурентного климата и анализа потенциала данных организаций. Предложены перспективные направления, стратегические задачи и условия формирования конкурентоспособной и эффективной системы автотранспортного обслуживания АПК, основой которого является углубление диверсификации, инновационное развитие государственных автотранспортных организаций и подразделений АПК, интеграция ими всех функций в цепи доставки продукции от организаций-производителей до потребителей.

Список литературы

1. Абалонин, С. М. Конкурентоспособность транспортных услуг / С. М. Абалонин. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. - 172 с.

2. Авдашева, С. Б. Теория организации отраслевых рынков / С. Б. Авдаше-ва, Н. М. Розанова. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 320 с.

3. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб, 1999. -414 с.

4. Кормаков, Л. Ф. Рынок сельскохозяйственной техники: проблемы и решения / Л. Ф. Кормаков, Л. С. Орсик, Ю. Д. Бахтеев. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. - 189 с.

5. Миротин, Л. Б. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах / Л. Б. Миротин. - М.: Юристь, 2002. - 414 с.

6. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. - 2015. - №4. - С.6 - 99.

7. Сайганов, А. С. Формирование эффективной системы производственно-технического обслуживания сельского хозяйства Беларуси: монография / А. С. Сайганов. - Минск: Ин-т аграр. экономики НАН Беларуси, 2003. - 432 с.

8. Совершенствование системы сбыта в агропродовольственной сфере. Теория, методология, практика / В. Г. Гусаков [и др.]. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. - 252 с.

9. Тойменцева, И. А. Формирование стратегии развития автотранспортных предприятий с использованием принципов логистики: моногр. / И. А. Тойменцева - М.: Креативная экономика, 2009. - 160 с.

10. Чеботаев, А. А. Логистика. Логистические технологии / А. А. Чебота-ев. - М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К0», 2002. - 172 с.

Информация об авторе.

Ефименко Антонина Григорьевна - доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики и организации производства учреждения образования «Могилевский государственный университет продовольствия», тел. служ. (0222) 48-24-00, E-mail: efimenko_ag@mail.ru

Материал поступил в редакцию 18.10.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.