Научная статья на тему 'Основные направления развития логистики в экономике Беларуси'

Основные направления развития логистики в экономике Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1005
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барановский Станислав Иванович

В статье обоснована необходимость развития логистики в условиях интеграции Республики Беларусь в мировую экономику, приведен сравнительный анализ логистических услуг в экономиках Беларуси, развитых стран и стран СНГ, показаны основные направления развития логистики в экономике нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper points to the necessity of logistics development in the terms of integration of Belarus to the world economy. The analysis of logistic services in Belarus in comparison with developed countries and CIS countries is given. The main directions of the development of logistics in Belarusian economy are shown.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития логистики в экономике Беларуси»

УДК 339.173

С. И. Барановский, д-р экон. наук, профессор

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В ЭКОНОМИКЕ БЕЛАРУСИ

This paper points to the necessity of logistics development in the terms of integration of Belarus to the world economy. The analysis of logistic services in Belarus in comparison with developed countries and CIS countries is given. The main directions of the development of logistics in Belarusian economy are shown.

Введение. В Беларуси логистика должна стать приоритетной отраслью, поскольку она является основным транспортным мостом между Европейским Союзом и Россией, странами Прибалтики и Украиной. Это особенно важно для нашей страны, которая не обеспечена собственными энергоресурсами и сырьем для предприятий основной части отраслей народного хозяйства.

В развитых странах Европейского Союза (Польша, Германия) с удобным геополитическим положением логистика обеспечивает примерно 20-30% ВВП. В Беларуси доля экспорта услуг в общем объеме отечественного экспорта составила в 2008 году около 12%. В странах Евросоюза этот показатель в два раза выше, а в Дании, Австрии, Испании, Великобритании услуги составляют треть всего экспорта, в Люксембурге - около 70%.

По эффективности использования своего потенциала нас обогнали ближайшие соседи. Доля услуг в экспорте Литвы превышает 22%, Латвии - 30%. В то же время доля услуг в экспорте стран, богатых сырьевыми ресурсами, ниже и составляет в России - 9%, Казахстане - 7%.

Основная часть. В национальной экономике применение логистических принципов управления объясняется и рядом других факторов, к которым относится низкий уровень обеспеченности собственными материально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, что заставляет отечественные предприятия завозить их из других стран. При этом многие крупные предприятия нашей страны являются экспортно-ориентированными. Выгодное географическое положение республики, ускорение процессов транснационализации и глобализации, создание союзов и корпоративных объединений предприятий объективно требуют использования логистических подходов в ее международном бизнесе.

В Республике Беларусь осуществляется построение социально-ориентированной рыночной экономики, что требует более значительного использования таких современных систем управления, как логистика. Целью логистики является решение стратегических и тактических задач хозяйственной деятельности на основе оптимизации материальных, финансовых

и информационных потоков, достижения эффективности этой деятельности с точки зрения удовлетворения интересов конечных потребителей, снижения общих затрат цепи «поставщик - потребитель» и повышения качества продукции и услуг.

Управление материальными потоками является важной стороной хозяйственной деятельности предприятий, которые связаны друг с другом процессами производства, реализации и сервиса конечного продукта. При этом сравнительно недавно управление материальными потоками приобрело статус одной из наиболее существенных функций деятельности и систем управления бизнесом и другими сферами экономики.

Логистика дает возможность повысить эффективность функционирования материалопроводящих систем, что определяет ее актуальность. С помощью логистики значительно сокращается интервал времени между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готовой продукции потребителю, существенно уменьшаются материальные запасы, повышается уровень сервиса [1-4].

Основными причинами использования логистики являются обострение проблемы сбыта продукции, увеличение затрат на транспортировку, достижение рядом предприятий предела эффективности производства, изменение подходов к величине товарно-материальных запасов, расширение структуры выпускаемой продукции, развитие коммуникационных и информационных технологий в связи с необходимостью гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся предпочтения потребителей.

По оценке специалистов, современное логистическое управление потоковыми процессами позволяет сэкономить до 20% общих издержек по производству и доведению продукции до потребителей [5-9].

Деятельность в области логистики затрагивает многие аспекты. Она включает управление закупками, продажами, транспортом, сервисом, складами, запасами, кадрами, затратами, а также организацию информационных систем. Каждая из перечисленных функций представляет отдельную область управления, имеющую собственное содержание и особенности. Принципи-

альная новизна логистики - это системный подход к управлению, предполагающий взаимную связь и интеграцию перечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Переход от оптимизации отдельных элементов к оптимизации всей производственно-логистической системы, ориентация на уменьшение общих затрат по производству и доведению товаров до потребителя.

Логистика представляет область деятельности, связанную с маркетингом, менеджментом и другими сферами управленческой деятельности. Она опирается на маркетинг как рыночную концепцию управления деятельностью предприятия и позволяет наиболее полно и своевременно удовлетворить нужды и запросы потребителей исходя из товарной, ценовой, коммуникационной и распределительной политики предприятия.

В зарубежных странах логистика совместно с маркетингом и менеджментом называется «третьим фактором оптимизации экономики» и «последним рубежом экономии затрат». Практика показывает, что использование логистики дает предприятиям большие преимущества в конкурентной борьбе, существенно повышает конкурентоспособность их продукции на внутренних и внешних рынках.

Республика Беларусь не обладает большими запасами сырьевых ресурсов, поэтому наша страна должна использовать выгодное геополитическое положение и развивать данное направление. Чтобы привлечь потоки грузов в страну, мало иметь выгодное расположение, нужно создать условия для увеличения грузоперевозок через Беларусь. Прозрачность таможенных процедур и гармонизация их с европейскими, создание в стране современных логистических систем, открытость национальной экономики позволит Беларуси интегрироваться в международную систему транспортных коридоров.

В этом направлении Беларусь сделала лишь первые шаги. В августе 2008 года правительство приняло Программу развития логистической системы до 2015 года.

Географическое положение Беларуси предопределяет ее роль в качестве транзитного государства, т. к. страна находится на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства Западной Европы с двумя большими региональными рынками -Россией и странами Юго-Восточной Азии, Прибалтийскими странами - со странами Черноморского побережья. Наша страна должна стать ключевым звеном в реализации планов по созданию глобальной транспортной системы Запад - Восток, Юг - Север.

Реализация этих планов осуществима в том случае, если Беларусь сумеет использо-

вать преимущества своего географического расположения, создать эффективную сеть транспортного логистического сервиса международного уровня и интегрироваться в логистическую систему Европейского Союза. В настоящее время развитие логистической инфраструктуры и технические возможности у Беларуси значительно отстают от стран-сосе-дей. При этом конкуренция за транзит в данном регионе ужесточается с каждым днем. Для того чтобы выиграть конкуренцию, участники рынка должны минимизировать транспортные издержки и улучшать качество логистических услуг.

В решении этих вопросов у Беларуси имеются трудности и отставание от других стран. Например, для проезда большегрузного автомобиля через Литву все таможенные процедуры можно оформить в логистическом центре за 30-40 мин, в то время как в Беларуси на это можно затратить 2-3 суток. Поэтому собственники грузов часто вместо маршрута через Беларусь выбирают соседние страны. В этих странах транзит и логистика стали приоритетными направлениями экономической политики. В странах Евросоюза логистика стала отдельной и успешной областью бизнеса, в рамках которой развиваются крупные и малые предприятия.

В современных условиях логистика во всем мире стала эффективным инструментом управления бизнесом, позволяющим снизить стоимость перевозок и ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов. Основной принцип логистической системы - это доставка груза вовремя с наименьшими издержками.

Многие экономисты логистику называют основным фактором экономии времени и затрат. Практика показывает, что логистика позволяет экономить до 20-30% издержек, связанных с производством и доставкой товаров потребителю. При этом снижение логистических издержек на 1% сравнимо с 10%-ным увеличением объема перевозок [10, 11, 12].

В настоящее время наша страна осуществляет внешнеэкономическую деятельность с более чем 175 странами мира и по-прежнему не развивает логистические услуги. С этой целью необходимо модернизировать сферу материального производства с одновременным ускоренным развитием сферы логистических услуг на новом инновационном уровне. Логистика должна стать для Беларуси одним из приоритетных направлений. При этом новая отрасль с точки зрения получения добавленной стоимости не требует больших затрат, поскольку она здесь значительно больше, чем в сфере материального производства.

Практический опыт развитых стран Европы показывает, что развитие логистики - это

комплексная задача, включающая построение открытой рыночной экономики, создание привлекательного бизнес-климата, упрощение таможенных процедур и т. д. Для привлечения и обслуживания в соответствии с международными стандартами дополнительных транзитных грузов национальная транспортная система должна стать конкурентоспособной. Этому должны содействовать все государственные учреждения страны. Такой поддержки со стороны государства в Беларуси пока не наблюдается.

В стране зарегистрировано более тысячи транспортно-экспедиционных организаций.

При этом предприятий, реализующих комплекс логистических услуг, имеются единицы, поскольку в Беларуси нет современных складов и терминалов для обработки грузов. Для их строительства необходимо сформировать в стране полноценный рынок земли. Поскольку любой инвестор, не являясь собственником земельного участка, вряд ли будет иметь желание вкладывать денежные средства в строительство складов и терминалов. Другой преградой в развитии логистики является чрезмерный контроль со стороны государства за транспортировкой грузов. Приоритетной задачей таможенных органов всех европейских государств является предоставление услуг и содействие передвижению грузов, а не контролирующая функция, которая присутствует в разумных пределах.

Заключение. Таким образом, преград и проблем на пути создания логистических систем в стране по-прежнему немало. Тем не менее практика показывает, что неизбежный рост цен на импортируемые энергоресурсы рано или поздно заставит Беларусь использовать свой транзитный потенциал и развивать логистические услуги.

Быстрейшее развитие логистических систем улучшит рыночный имидж страны и позиции малого и среднего бизнеса, сделает привлекательной для инвесторов и позволит внедрить инновационные технологии при оказании логистических услуг. Предварительные оценки показывают, что общий грузооборот транспортнологистических центров общего пользования

согласно Программе развития логистических систем до 2015 года может составить около 30 млн. т. в год. При успешной реализации программы страна благодаря развитию логистики может получить к 2015 году около 20% ВВП.

Литература

1. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. - М.: Маркетинг, 2002. - 387 с.

2. Залманова, М. Е. Закупочная и распределительная логистика: учеб. пособие / М. Е. Залманова. - Саратов: Саратовский СПН, 1992. -291 с.

3. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: учеб. пособие / под ред. Л. Б. Миротина. - М.: Юристъ, 2002. - 341 с.

4. Транспортная логистика: учеб. пособие / под ред. Л. Б. Миротина. - М.: Экзамен, 2002. -281 с.

5. Джонсон, Дж. С. Современная логистика / Дж. С. Джонсон, Д. Ф. Вуд, Д. А. Вордлоу. -М.: Издат. дом «Вильямс», 2002. - 401 с.

6. Кристофер, М. Логистика и управление цепочками поставок: учеб. пособие / М. Кристофер. - М.: Питер, 2004. - 372 с.

7. Логистика: учеб. пособие / под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 301 с.

8. Николайчук, В. Е. Логистика: учеб. пособие / В. Е. Николайчук. - М.: Питер, 2003. - 271 с.

9. Логистика: учеб. пособие / под ред. И. И. Полещук. - Минск: БГЭУ, 2007. - 431 с.

10. Барановский, С. И. Совершенствование логистических систем предприятий лесопромышленного комплекса / С. И. Барановский, С. В. Шишло // Экономический бюллетень Министерства экономики Республики Беларусь. -2008. - № 4. - С. 66-75.

11. Барановский, С. И. Механизм моделирования логистических систем предприятий лесопромышленного комплекса / С. И. Барановский, С. В. Шишло, Л. А. Радкевич // Новая экономика. - 2008. - № 7-8. - С. 5-8.

12. Барановский, С. И. Методологические принципы формирования логистических систем на предприятиях / С. И. Барановский, С. В. Шиш-ло // Труды БГТУ. Сер. VII, Экономика и управление. - 2008. - Вып. XVI. - С. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.