Научная статья на тему 'Study on current status of the theory and features of the control material flow'

Study on current status of the theory and features of the control material flow Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК / УПРАВЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЦЕПИ ПОСТАВОК / LOGISTICS / MATERIAL FLOW / MANAGEMENT / INTEROPERABILITY / INTEGRATION / SUPPLY CHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Nesterenko Nataliya U.

This article presents a study of theoretical aspects of logistics, terminology and definitions. It defines features of logistics management and classifies material flows for fish industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Study on current status of the theory and features of the control material flow»

УДК 658.7:639.2

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТЕОРИИ ЛОГИСТИКИ И ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССИФИКАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ

В РЫБНОЙ ОТРАСЛИ

Н.Ю. Нестеренко

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

nesterenkok. [email protected]

В данной статье представлено исследование теоретических аспектов логистики, терминологии, дано определение автора и описаны особенности логистического управления и классификации материальных потоков для рыбной отрасли.

Ключевые слова: логистика, материальный поток, управление, взаимодействие, интеграция, цепи поставок.

Study on current status of the theory and features of the control material flow. N.U. Nesterenko (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatski, 683003)

This article presents a study of theoretical aspects of logistics, terminology and definitions. It defines features of logistics management and classifies material flows for fish industry.

Key words: logistics, material flow, management, interoperability, integration, supply chain.

С языковедческих позиций термин «логистика» можно рассматривать, сравнивая такие греческие корни, как logos (разум), logismos (расчет, раздумье, план), logo (думать, рассуждать), lo-gistica (искусство проведения расчетов) и т. п.

Приведем некоторые варианты толкования этого понятия.

1. Рабочая группа «Закупки и материальное хозяйство» в рамках Австрийского центра производительности и экономичности считает, что «логистика - это функция предприятия, в рамках которой оно должно планировать, управлять и контролировать материалопоток и связанный с ним информационный поток; тем самым эта функция представляет собой замкнутую систему, включающую доставку сырья, изготовление из него товара и сбыт товара». Следует пояснить, что в соответствии с этим определением система управления не структурирована, так как объекты управления названы, а управляющий орган не определен. Кроме того, выражение «функция, представляющая собой замкнутую систему» некорректно, поскольку функция - это операция в системе управления, а не сама система управления.

2. К.э.н. Л.С. Федоров: «Логистика - это важнейшее научно-практическое направление совершенствования инфраструктуры общественного производства, выражающееся в выполнении и развитии совокупности функций обеспечения физического продвижения товаров в процессе их обращения». Это определение продуктивно, но отражает только функциональный аспект логистики как хозяйственного процесса, который содержит в себе совокупность функций физического распределения товаров. Но понятие логистики многоаспектное, и необходимо его рассматривать с разных позиций.

3. Д.т.н., проф. О.Б. Маликов, тезисы доклада «Автоматизированные складские комплексы в системе логистики»: «Логистика - это ряд отраслей народного хозяйства страны, экономики, науки и техники, которые занимаются рациональным распределением грузов, организацией грузопотоков, включая их информационное обеспечение, единую транспортную систему страны, межотраслевые системы складского хозяйства, транспортно-складские подсистемы промышленных предприятий, процессы формирования транспортных партий, комплектацию, планирование перевозок, производства и сбыта продукции промежуточного и потребительского назначения». Данное определение представляет собой смешение макро- и микроэкономических понятий, операций и систем в областях организации отраслей народного хозяйства и не дает действительного представления о логистике.

4. Автор тот же: «Логистика - это, прежде всего, экономико-организационный аспект взаимодействия органов управления материально-техническим обеспечением и транспортом снабженческо-сбытовых и транспортных организаций и предприятий». Данное определение характерно для командной системы управления экономикой, в которой органам управления безоговорочно подчиняются все предприятия и организации, функционирующие в рамках монополизированной государством формы собственности.

5. Профессор Пфоль (ФРГ) характеризует логистику как «науку, которая увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение». Данное определение более точно отражает сущность логистики как науки об интеграции в единую систему вышеуказанных процессов, а также отражает экономико-управленческий аспект.

6. Общество инженеров США по вопросам снабжения определяют логистику как «объединение двух и более видов деятельности с целью планирования, внедрения и наблюдения за высоким уровнем сырьевого потока, запасами незавершенного производства и конечной продукции от ее производства до потребления». Данное определение весьма продуктивно, так как отражает специфику логистики и экономический аспект понятия.

7. Английский национальный совет по управлению материально-техническим распределением считает, что логистика - «это направление в сфере экономики, в рамках которого решается проблема разработки и внедрения комплексной системы управления материальными и информационными потоками на производстве, транспорте, распределении для полного и своевременного удовлетворения спроса». По нашему мнению, это определение более полно и точно характеризует логистику с позиций системного подхода. В этом определении отражены объект управления (материальные и информационные потоки, хотя следует расширить объект, добавить финансовые, кадровые и другие потоки), а также цель управления - своевременное удовлетворение спроса.

8. Американский совет по управлению логистикой рассматривает ее как «общую стратегию хозяйственной деятельности или одно из средств конкурентной борьбы; это перекрывающая отдельные области деятельности стратегия оптимизации материальных и информационных потоков в зависимости от ситуации на рынках и перманентного обеспечения экономической конкурентоспособности». В отличие от определений 1-6 данное определение отражает так называемый расширительный подход к трактовке логистики. В отмеченных выше определениях логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший, по нашему мнению, аспект логистики - возможность влиять на стратегию фирмы и создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, то есть на конечные ее цели. Этот аспект, как мы видим, отражен в данном понятии.

9. Следует отметить еще одну трактовку термина «логистика». Французские специалисты

Э. Мате и Д. Тиксье подразумевают под ней «способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения ... способ организации деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей». Это определение, как и предыдущее, отражает связь логистики со стратегическими установками фирмы и отмечает главную специфическую черту логистики, а именно координирующую функцию.

10. По мнению Е. Павловой - члена экспертного совета при подкомитете по таможенным вопросам и внешнеэкономической деятельности комитета по бюджету Государственной Думы РФ, главы консалтинговой логистической фирмы, которой в 1999 г. было присвоено звание «Лучший логистик России», - «логистика - это часть бизнеса, которая связана со всеми расходами фирмы и занимается управлением цепочками поставок. Главная задача логистика на пред-

приятии - это управление расходами компании через повышение эффективности всех процессов». Данное определение, как видно, самое короткое и простое, но при этом раскрывает глубинную основу логистики, а именно управление и оптимизацию общих затрат организации. Но, несмотря на эту глубину, и оно требует уточнения.

Таким образом, в одних понятиях не определены точно объекты управления логистики, в других определение логистики слишком обобщенно и не раскрывает коренной его сути либо раскрывают только функциональный аспект логистики как хозяйственного процесса (например, определения № 1, 2). Многие считают, что логистика - это все, что мы называли прежде планированием и организацией материально-технического снабжения. Другие рассматривают логистику как междисциплинарную науку, микроэкономику, менеджмент, организацию МТО и сбыта и др., а для третьих логистика просто означает транспортировку. В некоторых определениях смешиваются макро-, мезо- и микроэкономические понятия в областях организации отраслей народного хозяйства (например, определение № 3). Хотя есть определения, которые отражают специфику логистики и экономико-управленческий аспект этого понятия (например, определения № 5, 6, 8-10). Но понятие логистики многоаспектное и необходимо рассматривать его с разных позиций. Все рассмотренные толкования имеют некоторые общие черты.

1. Из вышеописанных определений следует, что логистику правомерно рассматривать как учение или как научную и практическую деятельность о потоковых процессах, происходящих в реальной хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг.

2. Потоковые процессы - это новое понятие об объекте применения логистики, характеризующееся высоким уровнем абстракции, что и предопределяет широкое использование логистики в самых разных областях хозяйственной деятельности и технологических циклах производства товаров и оказания услуг.

3. Логистика рассматривает потоковые процессы в качестве неких «множеств и их элементов», находящихся в движении от «источника к цели».

4. Из определений следует, что предназначение логистики обширно.

Обобщив рассмотренные определения логистики, автор предлагает следующее определение.

Логистика - это научно-практическое направление в экономической науке, в рамках которой осуществляется управление потоковыми процессами, проходящими в экономической системе на всех уровнях иерархии (народное хозяйство, регион, организация), посредством интеграции деятельности субъектов, участвующих в цепи поставки, путем создания логистических систем в целях достижения стратегических установок системы.

Иными словами, логистика - это система построения отношений между участниками процессов снабжения, производства и распределения товаров, управление технологическими процессами и информацией, сопровождающей эти процессы с целью оптимизации общих затрат всех участников системы.

Итак, из вышесказанного следует, что объектом управления в логистике является потоковый процесс.

Принципиальное отличие логистического подхода от традиционного управления движением материальными ресурсами заключается в том, что, если ранее объектом управления было определенное, пусть даже чрезвычайно большое, скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом стал совокупный поток - множество объектов, воспринимаемое как единое целое, - движущийся на определенном временном интервале.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток. При этом, оставаясь обособленными, предприятия согласованно управляют этим потоком.

Как считают исследователи в области логистики Л.Б. Миротин, В.И. Сергеев, О.А. Новиков, С.А. Уваров, Ю.М. Неруш, Б.А. Аникин, А.М. Гаджинский и некоторые другие, поток и запас не отделимы друг от друга и существовать друг без друга просто не могут. И с ними можно согласиться, так как очевидно, что в долгосрочном периоде все совокупности ресурсов представлены в виде потоков, а запасы могут рассматриваться как частные случаи последних.

На основе анализа определений поток или потоковые процессы, по мнению автора, составляют некоторые совокупности объектов, которые находятся в движении от «источника к цели» и рассматриваются на некотором временном интервале.

Для описания потоков и механизма их движения необходима классификация потоков. Обобщим классификацию потоков О.А. Новикова, С.А. Уварова, Е.А. Голикова и уточним ее для рыбной отрасли. Для этого представим в общем виде потоковый процесс, осуществляющийся в рыбном хозяйстве (рис. 1).

Посреднические организации и предприятия в сфере сбыта

/ 4

у ИП 4 ✓ МП 9 ФП 5

1 т

Конечные потребители

Рис. 1. Потоковые процессы в рыбохозяйственном комплексе

Условные обозначения:

-------► Материальные потоки

.......Финансовые потоки

Информационные потоки

Как видно из рис. 1, кроме добывающих и перерабатывающих предприятий (1 звено) в потоковый процесс вовлечены еще четыре звена:

2 звено - предприятия-поставщики;

3 звено - посреднические организации в сфере снабжения;

4 звено - посреднические организации в сфере сбыта;

5 звено - потребители.

Между всеми пятью звеньями установлены тесные функциональные связи и хозяйственные отношения. Совокупность этих звеньев образует систему продвижения материального потока, назовем ее материалопроводящей системой.

Звенья данной системы могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие, поглощающие материальные и другие потоки. Часто встречаются смешанные типы звеньев, в которых комбинируются три вышеуказанные типа.

В процессе товародвижения осуществляются несколько типов потоковых процессов. Материальный поток МП 3 представлен ресурсным потоком охлажденной или мороженой рыбы-сырца, которая является исходным сырьем для рыбоперерабатывающих предприятий. От поставщиков к рыбоперерабатывающим предприятиям поступает ресурсный поток материальнотехнических ресурсов, необходимых для основного производства, имеющий две разновидности: МП 1 поступает непосредственно от предприятий-поставщиков, которые могут быть непосредственными изготовителями поставляемой продукции и крупными посредническими организациями, посредством транзитной формы поставки, оба вида предприятий-поставщиков в данном случае находятся за пределами Камчатского края; МП 2 поступает через различные посредниче-

ские организации, находящиеся на территории Камчатского края, посредством складской формы поставки. Первый материальный поток (МП 1) отличается от второго (МП 2) объемами и структурой поставляемых материально-технических ресурсов. На территорию региона он поступает в укрупненных грузовых партиях (контейнерах) с помощью морского транспорта.

Ресурсный поток МП 2 несколько отличается от МП 1, так как поступает со складов посреднических организаций, которые находятся на территории Камчатского края. Материальные потоки, поступившие от таких посреднических организаций, разукрупнены и являются обычно многоассортиментными, средними или мелкими, более легковесными и с различной консистенцией груза. К МП 2 обычно относят такие грузы, как продовольствие для судов, специальная одежда, лакокрасочные материалы, некоторые запасные части, упаковочные материалы и др.

Далее оба ресурсных потока поступают с транспортных средств на склады материальнотехнического обеспечения (склады МТО) береговых баз перерабатывающих предприятий. На складах оба потока распоточиваются, то есть материальные ресурсы, входящие в потоки, разгружаются с транспортных средств, учитываются в бухгалтерских и складских документах, карточках складского учета и др. и становятся на места хранения, иначе превращаются в материальные запасы. С этого момента материальный поток перестает существовать. Когда на склад МТО приходит заявка от отделов предприятия на снабжение судов, начинается комплектация будущих материальных потоков МП 5, МП 6. Когда ресурсы, включаемые в будущие потоки МП 5, МП 6, будут скомплектованы и загружены в транспортное средство, с этого момента вновь начинает существовать материальный поток. Этот материальный поток также имеет отличия от МП 1 и МП 2. Отличия заключаются в том, что МП 5, МП 6 менее объемные, чем МП 1 и МП 2, мелкие, хотя бывают и легковесными, и тяжеловесными, многоассортиментными и различной консистенции. МП 5, МП 6 являются внутренними потоками по отношению к внутренней среде рыбного предприятия, а также входными по отношению к основному производству. Далее материальные потоки поступают в основное производство (МП 6 на добывающие или МП 5 на перерабатывающие суда или в цеха производства готовой продукции береговых рыбоперерабатывающих предприятий), где участвуют в производстве готовой продукции, включая свою стоимость в стоимость будущей готовой продукции. Таким образом, материальные потоки проходят по два узла остановки МП 1: 1 - морской порт, 2 - склад МТО; МП 2: 1 - склады посреднических организаций, 2 - склад МТО. В этих узлах происходит временная остановка движения материального потока, связанная с его преобразованием (например, расфасовка, комплектация, разукрупнение, упаковка и другие операции), а также с различием во времени его прибытия и потребления. В этот период материальные потоки превращаются в запасы. Материальные потоки МП 1 и МП 2 могут также поступать сразу на добывающие и обрабатывающие суда, без захода на склады МТО, посредством транспортных судов. Это дает нам право предложить следующий признак классификации - в соответствии с формой поставки потоки делятся на транзитные и складские. Транзитные потоки двигаются от источника к цели напрямую от предприятий-поставщиков без использования каких-либо посредников и соответствуют транзитным нормам поставки, а складские - двигаются через склады снабженческо-сбытовых организаций и существуют, когда объем поставки у потребителя вдвое меньше, чем при поставках транзитом.

Таким образом, из схемы видно, что на выходе из основного производства находится иной материальный поток, сильно отличающийся от ресурсных потоков - это поток готовой продукции (назовем его товарным потоком - ТП). Товарный поток отличается от ресурсного физическими и стоимостными характеристиками. Стоимость входных материальных ресурсных потоков входит в виде производственных затрат в себестоимость выходного товарного потока. Поэтому мы считаем, что в существующую классификацию материальных потоков следует включить еще дополнительный признак - экономический признак, который характеризует разную стоимость материальных и нематериальных единиц, составляющих «множества» в потоковых процессах. В соответствии с этим признаком потоки будут делиться на ресурсные и товарные, что упорядочит управление ресурсными и товарными потоками.

При движении как ресурсных, так и товарных потоков происходит смена прав собственности на потоки, связанные с участием в движении потоков различных самостоятельных организаций использованием различных условий поставок. От того, в какой момент осуществляется передача права собственности на товар от одной организаций к другой, зависит стоимостная величина потоков, а значит величина затрат на движение этого потока, величина рисков, которые будут нести участники движения потоков. Вышеуказанные проблемы регулируются так называемыми базисными условиями поставки, используемыми при заключении договоров поставок. Базисные условия поставки определяют основные права и обязанности поставщика и потребителя при перевозке грузов, упаковке, маркировке, страховании, оформлении перевозоч-

ных документов, а также оговаривают место и время перехода права собственности на товар с грузоотправителя на грузополучателя, перехода страховых рисков. Наиболее распространенными условиями поставки в мировой практике являются: ФОБ, ФАС, франко-завод, СИФ, ДЕК, ДДТ, ДАФ, ФЕС и др. В рыбном хозяйстве наиболее широкое применение получили условия поставки ФАС, ФОБ. При поставке ФОБ (франко вдоль борта судна) продавец поставляет груз на пристань вдоль судна, указанного покупателем. Покупатель с этого момента оплачивает все расходы, в том числе и расходы на погрузку груза на борт и несет все риски гибели и порчи товара. Покупатель должен выполнить все необходимые таможенные формальности, зафрахтовать судно и оплатить фрахт. Таким образом, величина стоимости материальных потоков для покупателя в этом случае увеличивается на величину вышеуказанных расходов.

Стоимость материальных потоков у продавца при этом складывается из величины транспортных издержек на перевозку товаров до борта судна, то есть из величины транспортных тарифов при использовании транспорта общего пользования, либо величины затрат на содержание собственного транспорта, затрат на погрузочно-разгрузочные работы, экспедирование грузов и др. В связи с тем, что нас интересуют в большей степени предприятия рыбного хозяйства, являющиеся покупателями материально-технических ресурсов (МП 1 и МП 2), то далее более подробнее будут рассматриваться стоимостные составляющие их материальных потоков.

При перевозке с использованием условия поставки ФОБ (франко-борт судна) продавец обязан за свой счет поставить товар на борт судна, зафрахтованного покупателем, в согласованном порту погрузки в установленный срок. Покупатель обязан зафрахтовать судно и своевременно известить продавца о сроке и месте погрузки, названии, времени прибытия судна, условиях погрузки. Риск гибели и порчи товара переходит с продавца на покупателя в момент погрузки товара на борт судна. Таким образом, при поставке ФОБ для покупателя стоимость материальных потоков уменьшается, а для продавца увеличивается, в отличие от поставки ФАС, на величину стоимости погрузочных работ в порту отправления.

Из вышерассмотренного видно, что во всех звеньях материалопроводящей цепи в рыбном хозяйстве осуществляются соответствующие операции, связанные с перемещением материальных потоков, такие как транспортировка, хранение, комплектация, упаковка, страхование, погрузочно-разгрузочные работы и др. Данные операции называются логистическими. Они составляют существенную величину в общей стоимости потоков как у поставщика материальных ресурсов, так и у их потребителя. Поэтому мы предлагаем еще один признак классификации потоков - в зависимости от применяемых условий поставки. При этом предлагаем использовать «Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс», в соответствии с которыми потоки можно разделить на четыре группы: группа Е (отправление), группа Б (основная перевозка не оплачена), группа С (основная перевозка оплачена) и группа Б (прибытие).

Таким образом, окончательную схему уточненной и дополненной классификации материальных потоков представим на рис. 2.

Рис. 2. Уточненная классификация материальных потоков в рыбной отрасли

В данную классификацию добавлены следующие три признака:

1. Экономический признак (характеризует смену форм стоимости каждой из материальных и нематериальных единиц, составляющих «множества» в потоковых процессах, протекающих от «источника» - рынка закупок, где за деньги фирма покупает ресурсы, нужные ей для производства, к «цели» - рынку сбыта ее готовой продукции, произведенной из этих ресурсов):

а) ресурсные потоковые процессы;

б) товарные потоковые процессы.

2. В соответствии с формой поставки потоки делятся на:

а) транзитные,

б)складские.

3. В зависимости от применяемых базисных условий поставки потоки делятся на:

а) потоки группы Е,

б) потоки группы Б,

в) потоки группы С,

г) потоки группы Б.

Литература

1. Ветлугин М.В. Основы логистики производства: Конспект лекций. - М.: ВИПК руководство по МТС, 1991. - 311 с.

2. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособие. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995. - 124 с.

3. Логистика: Проблемы и перспективы: Тезисы докладов научно-практического семинара. - М.: Экономика, 1989. - 150 с.

4. Мате Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия: Пер. с франц. / Общ. ред. В.С. Загашвили. - М.: Прогресс, 1993. - 160 с.

5. Нестеренко Н.Ю. Методические основы формирования логистических систем в рыбном хозяйстве Камчатской области // Современное состояние и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса Камчатской области в долгосрочной перспективе: Сб. статей. - Петропав-ловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2001. - С. 122-128.

6. Нестеренко Н.Ю. Процесс движения материального потока на рыбопромышленных предприятиях Камчатской области // Социально-экономические проблемы развития Камчатской области: Материалы науч.-техн. конф. (25-26 марта 2002 г.). - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2003. - С. 62-68.

7. Нестеренко Н.Ю. Формирование внутрирегиональных логистических систем на примере рыбопромышленных комплекса Камчатской области // Пути повышения эффективности использования природных и производственных ресурсов (на примере Камчатской области, Корякского автономного округа). - Петропавловск-Камчатский: КГАРФ, 1998. - С. 86-101.

8. Неруш Ю.М. Логистика: Учеб. для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 520 с.

9. Новиков О.А., Семенко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Ч. 1, 2. Учеб. пособие. - СПб.: СПбУЭФ, 1997. - 164 с.

10. Сергеев В.И., Сергеев И.В. Логистические системы мониторинга цепей поставок: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 172 с.

11. Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика. - СПб.: ИНВЕСТ - НП, 1996. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.