Научная статья на тему 'Механизм формирования эффективных стратегий управления'

Механизм формирования эффективных стратегий управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / БИЗНЕСПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинова Лилия Николаевна

Рассмотрены проблемы инновационных методов управления в медицинской промышленности. Выявлены ключевые характеристики в построении инновационных стратегий управления. Разработаны механизмы формирования стратегий развития медицинской промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of innovative management methods in the medical industry are considered. Key characteristics in construction of innovative strategy of management are revealed. Mechanisms of formation of strategy of development of the medical industry are developed

Текст научной работы на тему «Механизм формирования эффективных стратегий управления»

ющих предмет или явление от других придающих ему определенность" [2].

Анализ специальной литературы, нормативной базы по государственному финансовому контролю, международный опыт, позволяет нам сделать вывод о том, что на качество ревизии оказывают влияние такие факторы как система организации контрольных органов государственного управления и состояние методики ревизии. Поэтому механизмы ревизии и их составляющие, являются важным фактором в реализации не только функции ревизии, способствующих развитию экономики регионов, но влияющих на качество ее проведения.

Таким образом, существенные признаки ревизии, характеризуют ее с учетом таких факторов как организация и методика, образуя в целом понятие, качество ревизии. То есть под понятием качество ревизии, мы понимаем совокупность существенных признаков, свойств, особенностей организации и методики ревизии, отличающих ревизию от других методов финансового контроля, придающей ей свойство определенности.

В этой связи необходимо отметить, что на формирование качества ревизии, ее разновидностей и задач, ими решаемых, должна заниматься природа ее возникновения и существования системы ревизии в целом.

Анализ развития ревизии в России свидетельствует о том, что к ревизии со стороны органов государственного управления экономикой регионов предъявляются весьма высокие требования, так как ревизия, является важным механизмом государственного финансового контроля, обес-

печивающим устойчивое развитие экономики страны и регионов.

Но, несмотря на это природа ее остается до сих пор неизученной. Так до сих пор остаются неизученными многие вопросы, связанные с осуществлением контрольно-ревизионных процедур.

Однако на основании проведенных нами, анализа специальной экономической и юридической литературы, нами сделан вывод о том, что в настоящее время существующие методики ревизии направлены, только на выявление, профилактику, устранение нарушений финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов регионов.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для повышения качества проведения контрольно-ревизионных мероприятий, необходимо внедрить системы качественных критериев эффективности экономических субъектов региона, на основании, которых проводить экономический анализ и давать оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Внедрение системы качественных критериев эффективности, даст возможность правильно оценить эффективность отдельных отраслей экономики сферы услуг, осуществляющих свою деятельность в сферах представляющих стратегический государственный интерес, с целью принятия в отношении них адекватных государственных мер, способствующих стабилизации экономики и ее социально-ориентированному управлению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ МФ РФ от 26.12. 2008. № 146н "Об 2. ОжеговС.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь

обеспечении деятельности по осуществлению госу- русского языка / Российская А.Н.; Российский фонд дарственного финансового контроля". культуры;-2-е изд., испр. и доп. М. 1995. с. 265.

УДК 338.242

Устинова Л.Н.

Механизм формирования эффективных стратегий управления

Стратегия - это основное направление дейс- ловлена тем, что только на ее основе можно

твий субъекта управления. осуществить инновационное обновление основ-

Необходимость разработки и реализации ных фондов страны и выпускаемой продукции,

долгосрочной инновационной стратегии обус- повысить конкурентоспособность отечествен-

ных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

В условиях кризиса обостряются противоречия, падает эффективность технологических систем, замедляются темпы экономического роста.

Для управления в условиях кризиса необходим анализ и оценка ситуации, прогнозная оценка длительности кризиса и перспектив выхода из него. При прогнозе путей выхода из кризиса основными являются выявление возможностей, наличия ресурсов, формирование внешних связей, баз знаний, технологического ноу-хау, лояльности потребителей к продукции предприятия. Управление кризисной ситуацией представляет собой процесс целенаправленного устранения причин кризиса и его последствий. Эффективное использование перспективных на мировом уровне технологий, новых методов способно вывести экономику страны из депрессии. Обычно в таких условиях происходит новый виток в развитии высокотехнологичных производств, на которых базируется рыночная экономика.

Инвестиционная деятельность предприятий и экономический подъем страны взаимосвязаны и их связующим звеном является инвестиционная политика. Благоприятный инвестиционный климат в стране, формируемый государственной инвестиционной политикой, повышает вероятность перехода предприятий к расширенному воспроизводству новой техники.

Правильно выбранные методы формирования организационно-экономического механизма управления инвестиционными процессами на предприятии позволяют регулировать движение материальных, нематериальных, финансовых потоков инвестиций в перспективные бизнес-процессы, направленные на получение конкурентоспособного товара или услуги. Организационный механизм позволяет оптимизировать процесс управления инновациями, осуществлять планирование, распределять обязанности и ответственность, вести управленческий контроль за продвижением инноваций.

Проблемы при формировании инновационных стратегий управления промышленностью в целом вызваны низким инновационным потенциалом промышленных предприятий, недостатком информации о новых технологиях, ситуациях рынка, невосприимчивость организации к нововведениям. Кроме того, недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, неразвитость инновационной инфраструктуры,

неразвитость рынка технологий затрудняют процесс продвижения инноваций.

При изменениях конъюнктуры рынка, окружающей среды и появлении новых бизнес-проектов необходимо проводить оценку рисков и выполнять прогнозные оценки эффективности проекта. К значительным факторам, сдерживающим инновационное развитие, относятся высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, длительный срок окупаемости инноваций.

Переход к инновационному пути развития страны необходимо осуществлять на основе избранных приоритетов, обеспечивая высокие темпы экономического роста и социального развития.

К механизму формирования инновационной стратегии относятся:

1. Законодательное регулирование инновационной деятельности, формирующей благоприятный инновационный климат.

2. Формирование научной базы инновационной стратегии. Стратегия инновационного прорыва должна опираться на имеющийся в стране задел фундаментальных, прикладных и опытно-конструкторских работ и их дальнейшее развитие в условиях развертывающейся научной революции.

3. Проведение избирательной научно-технической политики, оказание государственной поддержки научным, конструкторским, инженерным направлениям исследований, обеспечивающим перспективную конкурентоспособность отечественной продукции в условиях глобализации экономики.

4. Выявление и использование интеллектуальных ресурсов в деятельности отраслей и отдельных предприятий.

5. Информационные технологии современного уровня - весьма эффективный механизм управления предприятием, если они функционально соответствуют направленности деятельности организации и отвечают конкретным требованиям.

6. Разработка долгосрочных прогнозов научно-технологического и инновационного развития и его социально-экономических последствий.

7. Проведение инвентаризации, идентификации и оценки нематериальных активов предприятий для выявления коммерчески высоко прибыльных патентов на изобретения.

8. Оказание государственной поддержки патентованию коммерчески значимых изобретений в России и за рубежом; создание условий для стимулирования изобретателей, осуществления

патентной экспертизы новых видов продуктов и технологий, инновационных и инвестиционных проектов.

9. Обеспечение эффективной защиты российской интеллектуальной собственности при продвижении товаров, услуг и технологий на мировой рынок.

10. Финансирование и стимулирование реализации инновационных стратегических приоритетов.

11. Для стимулирования инновационного освоения принципиально новой техники и технологии применять налоговые и таможенные льготы.

12. Осуществлять интеграцию науки и высшего образования в области стратегических научно-технических и инновационных приоритетов.

Инновационные подходы к управлению современными предприятиями включают:

- выбор инновационных стратегий и капитализация нематериальных активов;

- выявление интеллектуальных ресурсов и анализ возможностей;

- новейшие методы оптимизации бизнес-процессов;

- формирование человеческого и клиентского капитала;

- проведение испытаний и организации производства инновационных товаров и услуг.

Требования повышения конкурентоспособности предприятий определяет необходимость обеспечения их быстрой реакции на изменение рыночного спроса, задачи ускоренного освоения выпуска новой и востребованной рынком продукции, всемерного сокращения времени выполнения заказа потребителя, обеспечения высокой надежности поставок.

Реализация этих требований обуславливает задачу формирования принципиально новых организационных условий на предприятиях, пересмотра традиционных подходов к организации и управления производством, перехода к инновационным методам управления. Реализация целей увеличения прибыли, продвижения на новые сегменты рынка, повышения стоимости предприятий достигается при использовании различных комбинаций финансовых, трудовых, технологических и временных ресурсов. В условиях постоянных изменений на рынке руководство предприятия вынуждено корректировать планы, изменять бюджеты, пересматривать выбранную стратегию, чтобы добиться заданных темпов роста и качества услуг.

Для эффективной работы предприятий промышленности в современных условиях необходимо широкое использование новых технологий и управ-

ление интеллектуальным капиталом. Например, существующие темпы развития отечественной медицинской промышленности не могут обеспечить потребности российского здравоохранения в новом оборудовании и инструментах. Проблемой является зависимость страны от импорта лекарственных средств и медицинских изделий [3 ].

В области организационного обеспечения стратегии инновационного развития производства необходимо выделить производство новых изделий медицинского назначения и производство лекарственных средств. Основным направлением развития медицинской промышленности на ближайшие годы является создание инновационной, экспортно-ориентированной отечественной медицинской промышленности, способной удовлетворять потребности здравоохранения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения. Поставлены задачи создания эффективной системы финансирования новых разработок, бюджетирования, ориентированного на результат. Основные вопросы стратегий - это цели предприятия, направленные на производство инновационной продукции, выявление интеллектуальных ресурсов и возможностей. Внедрение инновационных технологий требует системного подхода, так как любая новая технология будет оказывать значительное влияние на другие процессы в цепочке стоимости. Важно найти модель управления, которая принесет лучшие результаты не только предприятию, но и для всех находящихся в цепочке стоимости. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, экономического развития предприятий. Стратегию управления знаниями можно классифицировать по методам стимулирования персонала к освоению новых знаний, накопления опыта, формирования баз знаний и использование полученной квалификации в практической деятельности, по распространению знаний, по их оценке и защите [7]. Модель стратегического управления инновационным предприятием должна базироваться на следующих принципах: комплексности, то есть необходимости полного анализа объекта исследования и его окружения; системности, учете внутренних взаимозависимостей и внешних факторов, приоритетности решения задач внедрения новых разработок и технологий [5].

Информационный капитал необходимо формировать на основе современных информационных технологий, баз знаний.

Рис 1. Схема формирования конкурентных преимуществ

необходимо проводить аудит проектного управления. Аудит включает проверку устойчивости предприятия в условиях изменяющейся среды, оценку рисков, оптимизацию, анализ уровня использования ресурсов, контроль качества и сроков выполнения.

Выводы

Государственное регулирование, законодательство, поддерживающее инновационную деятельность и гибкое руководство, ориентированное на изменения рынка и среды, на активное использование интеллектуальных ресурсов - основные механизмы, помогающие формировать эффективные стратегии. Целенаправленный и организованный поиск перемен, а также последовательный анализ и использование возможностей, которые несут эти перемены для экономического развития предприятий, позволят достичь устойчивости в высоко конкурентной среде.

Маркетинговые стратегии должны обеспечивать выбор привлекательных сегментов рынка, ценностное отношение потребителя к продукции, получение информации о возможных альтернативах, хорошо налаженные коммуникации.

Инновационная направленность стратегий развития предприятий промышленности позволит сформировать конкурентные преимущества (рис. 1).

Качественное обоснование инновационного проекта включает:

- формирование условий для привлечения инвестиций;

- оценку комплексной эффективности деятельности предприятия;

- гибкое управление бизнес-проектами;

- возможность диверсификации продукции;

- оценку окупаемости проекта;

- оценку марочного капитала.

Для получения запланированного результата

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 588 с.

2. Маркетинговый анализ товаров рыночной новизны / Устинова Л.-М.: РГИИС. 2009. 230 с.

3. Очерки системной теории и стратегии здравоохранения / Венедиктов Д. Омега-Принт. 2008. 335 с.

4. Проектный бизнес / Мишин С.А. М.: АСТ.2006. 428 с

5. Решение проблемы инноваций в бизнесе/ Кристенсен М. М.: Альпина Бизнес-Букс. 2007. 289 с.

6.Стратегический маркетинг / Джордж Дэй. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 640 с.

7. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / Гапоненко А., Орлова Т. М.: Эксмо, 2008. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.