ющих предмет или явление от других придающих ему определенность" [2].
Анализ специальной литературы, нормативной базы по государственному финансовому контролю, международный опыт, позволяет нам сделать вывод о том, что на качество ревизии оказывают влияние такие факторы как система организации контрольных органов государственного управления и состояние методики ревизии. Поэтому механизмы ревизии и их составляющие, являются важным фактором в реализации не только функции ревизии, способствующих развитию экономики регионов, но влияющих на качество ее проведения.
Таким образом, существенные признаки ревизии, характеризуют ее с учетом таких факторов как организация и методика, образуя в целом понятие, качество ревизии. То есть под понятием качество ревизии, мы понимаем совокупность существенных признаков, свойств, особенностей организации и методики ревизии, отличающих ревизию от других методов финансового контроля, придающей ей свойство определенности.
В этой связи необходимо отметить, что на формирование качества ревизии, ее разновидностей и задач, ими решаемых, должна заниматься природа ее возникновения и существования системы ревизии в целом.
Анализ развития ревизии в России свидетельствует о том, что к ревизии со стороны органов государственного управления экономикой регионов предъявляются весьма высокие требования, так как ревизия, является важным механизмом государственного финансового контроля, обес-
печивающим устойчивое развитие экономики страны и регионов.
Но, несмотря на это природа ее остается до сих пор неизученной. Так до сих пор остаются неизученными многие вопросы, связанные с осуществлением контрольно-ревизионных процедур.
Однако на основании проведенных нами, анализа специальной экономической и юридической литературы, нами сделан вывод о том, что в настоящее время существующие методики ревизии направлены, только на выявление, профилактику, устранение нарушений финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов регионов.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для повышения качества проведения контрольно-ревизионных мероприятий, необходимо внедрить системы качественных критериев эффективности экономических субъектов региона, на основании, которых проводить экономический анализ и давать оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Внедрение системы качественных критериев эффективности, даст возможность правильно оценить эффективность отдельных отраслей экономики сферы услуг, осуществляющих свою деятельность в сферах представляющих стратегический государственный интерес, с целью принятия в отношении них адекватных государственных мер, способствующих стабилизации экономики и ее социально-ориентированному управлению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ МФ РФ от 26.12. 2008. № 146н "Об 2. ОжеговС.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь
обеспечении деятельности по осуществлению госу- русского языка / Российская А.Н.; Российский фонд дарственного финансового контроля". культуры;-2-е изд., испр. и доп. М. 1995. с. 265.
УДК 338.242
Устинова Л.Н.
Механизм формирования эффективных стратегий управления
Стратегия - это основное направление дейс- ловлена тем, что только на ее основе можно
твий субъекта управления. осуществить инновационное обновление основ-
Необходимость разработки и реализации ных фондов страны и выпускаемой продукции,
долгосрочной инновационной стратегии обус- повысить конкурентоспособность отечествен-
ных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.
В условиях кризиса обостряются противоречия, падает эффективность технологических систем, замедляются темпы экономического роста.
Для управления в условиях кризиса необходим анализ и оценка ситуации, прогнозная оценка длительности кризиса и перспектив выхода из него. При прогнозе путей выхода из кризиса основными являются выявление возможностей, наличия ресурсов, формирование внешних связей, баз знаний, технологического ноу-хау, лояльности потребителей к продукции предприятия. Управление кризисной ситуацией представляет собой процесс целенаправленного устранения причин кризиса и его последствий. Эффективное использование перспективных на мировом уровне технологий, новых методов способно вывести экономику страны из депрессии. Обычно в таких условиях происходит новый виток в развитии высокотехнологичных производств, на которых базируется рыночная экономика.
Инвестиционная деятельность предприятий и экономический подъем страны взаимосвязаны и их связующим звеном является инвестиционная политика. Благоприятный инвестиционный климат в стране, формируемый государственной инвестиционной политикой, повышает вероятность перехода предприятий к расширенному воспроизводству новой техники.
Правильно выбранные методы формирования организационно-экономического механизма управления инвестиционными процессами на предприятии позволяют регулировать движение материальных, нематериальных, финансовых потоков инвестиций в перспективные бизнес-процессы, направленные на получение конкурентоспособного товара или услуги. Организационный механизм позволяет оптимизировать процесс управления инновациями, осуществлять планирование, распределять обязанности и ответственность, вести управленческий контроль за продвижением инноваций.
Проблемы при формировании инновационных стратегий управления промышленностью в целом вызваны низким инновационным потенциалом промышленных предприятий, недостатком информации о новых технологиях, ситуациях рынка, невосприимчивость организации к нововведениям. Кроме того, недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, неразвитость инновационной инфраструктуры,
неразвитость рынка технологий затрудняют процесс продвижения инноваций.
При изменениях конъюнктуры рынка, окружающей среды и появлении новых бизнес-проектов необходимо проводить оценку рисков и выполнять прогнозные оценки эффективности проекта. К значительным факторам, сдерживающим инновационное развитие, относятся высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, длительный срок окупаемости инноваций.
Переход к инновационному пути развития страны необходимо осуществлять на основе избранных приоритетов, обеспечивая высокие темпы экономического роста и социального развития.
К механизму формирования инновационной стратегии относятся:
1. Законодательное регулирование инновационной деятельности, формирующей благоприятный инновационный климат.
2. Формирование научной базы инновационной стратегии. Стратегия инновационного прорыва должна опираться на имеющийся в стране задел фундаментальных, прикладных и опытно-конструкторских работ и их дальнейшее развитие в условиях развертывающейся научной революции.
3. Проведение избирательной научно-технической политики, оказание государственной поддержки научным, конструкторским, инженерным направлениям исследований, обеспечивающим перспективную конкурентоспособность отечественной продукции в условиях глобализации экономики.
4. Выявление и использование интеллектуальных ресурсов в деятельности отраслей и отдельных предприятий.
5. Информационные технологии современного уровня - весьма эффективный механизм управления предприятием, если они функционально соответствуют направленности деятельности организации и отвечают конкретным требованиям.
6. Разработка долгосрочных прогнозов научно-технологического и инновационного развития и его социально-экономических последствий.
7. Проведение инвентаризации, идентификации и оценки нематериальных активов предприятий для выявления коммерчески высоко прибыльных патентов на изобретения.
8. Оказание государственной поддержки патентованию коммерчески значимых изобретений в России и за рубежом; создание условий для стимулирования изобретателей, осуществления
патентной экспертизы новых видов продуктов и технологий, инновационных и инвестиционных проектов.
9. Обеспечение эффективной защиты российской интеллектуальной собственности при продвижении товаров, услуг и технологий на мировой рынок.
10. Финансирование и стимулирование реализации инновационных стратегических приоритетов.
11. Для стимулирования инновационного освоения принципиально новой техники и технологии применять налоговые и таможенные льготы.
12. Осуществлять интеграцию науки и высшего образования в области стратегических научно-технических и инновационных приоритетов.
Инновационные подходы к управлению современными предприятиями включают:
- выбор инновационных стратегий и капитализация нематериальных активов;
- выявление интеллектуальных ресурсов и анализ возможностей;
- новейшие методы оптимизации бизнес-процессов;
- формирование человеческого и клиентского капитала;
- проведение испытаний и организации производства инновационных товаров и услуг.
Требования повышения конкурентоспособности предприятий определяет необходимость обеспечения их быстрой реакции на изменение рыночного спроса, задачи ускоренного освоения выпуска новой и востребованной рынком продукции, всемерного сокращения времени выполнения заказа потребителя, обеспечения высокой надежности поставок.
Реализация этих требований обуславливает задачу формирования принципиально новых организационных условий на предприятиях, пересмотра традиционных подходов к организации и управления производством, перехода к инновационным методам управления. Реализация целей увеличения прибыли, продвижения на новые сегменты рынка, повышения стоимости предприятий достигается при использовании различных комбинаций финансовых, трудовых, технологических и временных ресурсов. В условиях постоянных изменений на рынке руководство предприятия вынуждено корректировать планы, изменять бюджеты, пересматривать выбранную стратегию, чтобы добиться заданных темпов роста и качества услуг.
Для эффективной работы предприятий промышленности в современных условиях необходимо широкое использование новых технологий и управ-
ление интеллектуальным капиталом. Например, существующие темпы развития отечественной медицинской промышленности не могут обеспечить потребности российского здравоохранения в новом оборудовании и инструментах. Проблемой является зависимость страны от импорта лекарственных средств и медицинских изделий [3 ].
В области организационного обеспечения стратегии инновационного развития производства необходимо выделить производство новых изделий медицинского назначения и производство лекарственных средств. Основным направлением развития медицинской промышленности на ближайшие годы является создание инновационной, экспортно-ориентированной отечественной медицинской промышленности, способной удовлетворять потребности здравоохранения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения. Поставлены задачи создания эффективной системы финансирования новых разработок, бюджетирования, ориентированного на результат. Основные вопросы стратегий - это цели предприятия, направленные на производство инновационной продукции, выявление интеллектуальных ресурсов и возможностей. Внедрение инновационных технологий требует системного подхода, так как любая новая технология будет оказывать значительное влияние на другие процессы в цепочке стоимости. Важно найти модель управления, которая принесет лучшие результаты не только предприятию, но и для всех находящихся в цепочке стоимости. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, экономического развития предприятий. Стратегию управления знаниями можно классифицировать по методам стимулирования персонала к освоению новых знаний, накопления опыта, формирования баз знаний и использование полученной квалификации в практической деятельности, по распространению знаний, по их оценке и защите [7]. Модель стратегического управления инновационным предприятием должна базироваться на следующих принципах: комплексности, то есть необходимости полного анализа объекта исследования и его окружения; системности, учете внутренних взаимозависимостей и внешних факторов, приоритетности решения задач внедрения новых разработок и технологий [5].
Информационный капитал необходимо формировать на основе современных информационных технологий, баз знаний.
Рис 1. Схема формирования конкурентных преимуществ
необходимо проводить аудит проектного управления. Аудит включает проверку устойчивости предприятия в условиях изменяющейся среды, оценку рисков, оптимизацию, анализ уровня использования ресурсов, контроль качества и сроков выполнения.
Выводы
Государственное регулирование, законодательство, поддерживающее инновационную деятельность и гибкое руководство, ориентированное на изменения рынка и среды, на активное использование интеллектуальных ресурсов - основные механизмы, помогающие формировать эффективные стратегии. Целенаправленный и организованный поиск перемен, а также последовательный анализ и использование возможностей, которые несут эти перемены для экономического развития предприятий, позволят достичь устойчивости в высоко конкурентной среде.
Маркетинговые стратегии должны обеспечивать выбор привлекательных сегментов рынка, ценностное отношение потребителя к продукции, получение информации о возможных альтернативах, хорошо налаженные коммуникации.
Инновационная направленность стратегий развития предприятий промышленности позволит сформировать конкурентные преимущества (рис. 1).
Качественное обоснование инновационного проекта включает:
- формирование условий для привлечения инвестиций;
- оценку комплексной эффективности деятельности предприятия;
- гибкое управление бизнес-проектами;
- возможность диверсификации продукции;
- оценку окупаемости проекта;
- оценку марочного капитала.
Для получения запланированного результата
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 588 с.
2. Маркетинговый анализ товаров рыночной новизны / Устинова Л.-М.: РГИИС. 2009. 230 с.
3. Очерки системной теории и стратегии здравоохранения / Венедиктов Д. Омега-Принт. 2008. 335 с.
4. Проектный бизнес / Мишин С.А. М.: АСТ.2006. 428 с
5. Решение проблемы инноваций в бизнесе/ Кристенсен М. М.: Альпина Бизнес-Букс. 2007. 289 с.
6.Стратегический маркетинг / Джордж Дэй. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 640 с.
7. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / Гапоненко А., Орлова Т. М.: Эксмо, 2008. 400 с.