Научная статья на тему 'Роль промышленной политики в модернизации промышленности России'

Роль промышленной политики в модернизации промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / СТРАТЕГИЯ УПРЕЖДАЮЩЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / INDUSTRIAL POLICY / GLOBALIZATION / MODERNIZATION OF INDUSTRY / PROACTIVE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попадюк Татьяна Геннадиевна

В статье анализируются существующий уровень технико-технологического развития промышленности России и перспективы инновационного обновления индустриальной сферы. Предлагается задействовать потенциал промышленной политики для эффективного управления промышленным развитием. обосновывается, что только нацеленность современной промышленной политики на реализацию стратегии упреждающего инновационного развития позволит изменить облик национальной промышленности в соответствии с вызовами глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes the current level of technological development of Russian industry and prospects of innovative renewal of the industrial sector. It seems reasonable to use the potential of industrial policy for the effective management of industrial development. Also, it emphasizes that only the industrial policy aimed to implement a proactive strategy of innovative development will improve the structure of national industry to meet globalization challenges.

Текст научной работы на тему «Роль промышленной политики в модернизации промышленности России»

38

экономика и управление

УДК 338.2

Роль промышленной политики в модернизации промышленности России

в статье анализируются существующий уровень технико-технологического развития промышленности России и перспективы инновационного обновления индустриальной сферы. Предлагается задействовать потенциал промышленной политики для эффективного управления промышленным развитием. обосновывается, что только нацеленность современной промышленной политики на реализацию стратегии упреждающего инновационного развития позволит изменить облик национальной промышленности в соответствии с вызовами глобализации.

Ключевые слова: промышленная политика; глобализация; модернизация промышленности; стратегия упреждающего инновационного развития.

The paper analyzes the current level of technological development of Russian industry and prospects of innovative renewal of the industrial sector. It seems reasonable to use the potential of industrial policy for the effective management of industrial development. Also, it emphasizes that only the industrial policy aimed to implement a proactive strategy of innovative development will improve the structure of national industry to meet globalization challenges.

Keywords: industrial policy; globalization; modernization of industry; proactive strategy of innovative development.

Попадюк Татьяна Геннадиевна

д-р экон. наук, профессор кафедры «Инвестиции и инновации» Финансового университета

E-mail: [email protected]

Причины недостаточной конкурентоспособности промышленности России

Сегодня в российской промышленности сохраняется тенденция потери конкурентных позиций на внешних и внутренних рынках. Основными причинами недостаточной конкурентоспособности отраслей промышленности России являются структурная несбалансированность, отсталая технологическая база, незначительная доля добав-

ленной стоимости в промышленности, высокая ресурсоемкость, низкая инновационная активность и слабая управляемость как следствие либеральной экономической политики государства в 1990-е гг. Если в западноевропейских странах и США структурная перестройка на глобальном технологическом рынке шла по линии восходящего усложнения, осваивая все новые и новые высокотехнологичные рынки наукоемкой продукции, в России обозначилась нисходящая линия примитивизации производства, деиндустриализации экономического комплекса, разрушения достигнутого уровня технико-технологического и инфраструктурного обустройства практически всех межотраслевых комплексов.

В 2005-2012 гг. на продукцию добывающих отраслей промышленности в России приходилось от 22,5 до 23,5% объема промышленной продукции, что в два-три раза выше мировых показателей. Это объясняется низкой эффективностью отраслей глубокой переработки нефтегазового сырья и других природных ресурсов. Для России характерен относительно высокий удельный

вес черной и цветной металлургии (около 18,0% в 2011 г. против 10,9% в США и 11,4% - во Франции). Негативной чертой структуры промышленного производства в России является относительно низкая доля продукции машиностроения в структуре обрабатывающего сектора промышленности: в 2011 г. удельный вес машиностроения составил 21,5%, что в два раза меньше, чем в высокоразвитых странах.

Технологический уровень отраслей российской промышленности характеризуется физической изношенностью оборудования, что, безусловно, сказывается на сложности производственных процессов. Так, по уровню сложности производственных процессов в промышленности Россия уступает странам БРИК и ряду стран СНГ, таких как Украина и Казахстан [1, с. 18].

Пятый и шестой технологические уклады1 получили распространение в оборонном комплексе и авиакосмической отрасли (использование таких технологий шестого технологического уклада, как проектирование и инжиниринг, интегрированное управление и контроль, нанотехнологии). Четвертый технологический уклад преобладает в отраслях энергетического и электротехнического, химического и нефтяного машиностроения, в станкостроении и приборостроении, а потенциал его использования оценивается экспертами вплоть до 2015 г.

При том что удельный вес промышленности в ВВП России (почти 30%) превышает уровень развитых стран, душевой объем добавленной стоимости промышленности в 2012 г. в России составил немногим более 40% уровня США, 60,2% — Германии и 62,1% — Франции.

Несмотря на опережающие темпы роста расходов на НИОКР (68,7%) по сравнению с темпами роста ВВП (59,9%) в период с 2000 по 2012 г., в силу более низкой исходной наукоемкости ВВП в России (1 против 3% в развитых странах) для инновационного развития требуется более существенное превышение темпов роста расходов на исследования и разработки над скоростью возрастания ВВП (по расчетам отдельных экспертов, для обеспечения процесса простого воспроизводства затраты на НИОКР должны вырасти в пять раз [2, с. 124]).

1 Периодизация технологических укладов — первый (1770-1830), второй (1830-1880), третий (1880-1930), четвертый (1930-1970), пятый (1970-2010), шестой (2010—?).

Есть основания предполагать, что только силами рыночной конкуренции невозможно устранить существующую технологическую многоуклад-ность российской промышленности, обеспечить смену номенклатуры выпускаемой продукции, повысить ее качественные характеристики в процессе коренного технического перевооружения.

необходимость в новых подходах к проведению промышленной политики

Результаты исследований предприятий обрабатывающей промышленности России показывают, что приблизительно 50% конкурентоспособных предприятий обрабатывающих отраслей промышленности не занимались в последние три года технологическими инновациями, а 9% — не осуществляли вообще никаких инноваций. Инновационная деятельность во многом носит характер формально декларируемых установок, к выполнению которых стремления пока нет.

Переход экономики России на инновационный путь развития требует изменения формата промышленной политики, направленной на реализацию стратегии инновационно-упреждающего развития

Все это свидетельствует о неизбежности взятия государством на себя не только инициирования инновационных подходов к актуализации научно-технического и организационно-управленческого творчества во всей национальной экономике, в каждом ее регионе, но и о непосредственном участии в ряде процессов, что позволит в целом повысить управляемость отрасли.

В этих условиях необходимо задействовать потенциал промышленной политики для того, чтобы обеспечить новое качество экономического развития России и интегрировать ее в мировую экономику как страну с высоким научно-технологическим потенциалом и стратегическими конкурентными преимуществами.

Основная методологическая установка для целей эффективного управления заключается в том, что приоритеты промышленной политики для страны зависят от уровня ее экономического

развития и конкретных задач, являющихся определяющими на соответствующем этапе функционирования.

Переход экономики России на инновационный путь развития, поставленный как цель и на самом деле являющийся императивом для страны, нацеленной на устойчивые позиции на рынках высоких технологий [3], требует изменения формата промышленной политики, направленной на реализацию стратегии инновационно-упреждающего развития, позволяющей изменить облик национальной промышленности в соответствии с вызовами глобализации и согласно тому уровню сложности, на котором эти вызовы могут быть адекватно оценены и отражены.

Минпромторг России вынес на общественное обсуждение проект федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации».

С целью повышения конкурентоспособности отраслей, в которых у России пока нет перспективных заделов исследований и опытно-конструкторских разработок, патентов и промышленных образцов, необходимо активно использовать новые зарубежные технологии

Представляется, что новый формат промышленной политики должен базироваться на определенных принципах, одним из которых является обязательность единого подхода ко всем хозяйствующим субъектам, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Дело в том, что действующая модель государственного управления в настоящее время актуальна лишь для части хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной собственности. Удельный вес таких хозяйствующих субъектов составляет только 20%, а оставшиеся 80% являются частными собственниками, и для того чтобы их действия способствовали достижению общей цели социально-экономического развития страны, необходимо согласовать интересы бизнеса и государства через систему мотивов и стимулов, актуализируемых инструментами промышленной политики. Выдвигается даже предложение свести

все содержание процесса управления промышленностью к процессу создания мотивов и стимулов [5, с. 30]. На наш взгляд, в данном случае речь идет об очень важной, но все-таки лишь одной функции управления, так как процесс управления реализуется во всем многообразии его функций — планирования, организации, координации, мотивации и контроля.

Другой важный методологический принцип заключается в том, что нельзя говорить о промышленной политике без понимания новых механизмов ее реализации. По сути организационные, институциональные, правовые, экономические механизмы составляют разнообразные по форме и содержанию компоненты промышленной политики. Именно эти компоненты, скоординированные определенным образом, способствуют достижению целей промышленной политики. Каждый из компонентов имеет свое функциональное предназначение и становится наиболее значимым инструментом не только в зависимости от задач, решаемых промышленной политикой на соответствующем этапе развития, но и при поддержке в наиболее оптимальном сочетании с другими компонентами.

Будучи составной частью стратегии экономического развития, промышленная политика должна направляться на решение текущих проблем промышленного развития. При осуществлении современной промышленной политики, способствующей активизации инновационной деятельности, следует иметь в виду, что конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, инновационная деятельность которых основана на использовании зарубежных технологий, пока значительно выше, чем на предприятиях, которые ориентируются на развитие собственных наукоемких производств.

На основании вышеприведенного можно сделать следующий вывод: с целью повышения конкурентоспособности отраслей, в которых у России пока нет перспективных заделов исследований и опытно-конструкторских разработок, патентов и промышленных образцов, необходимо активно использовать новые зарубежные технологии. Но по тем направлениям, по которым у нас накоплен высокий научный потенциал, следует интенсифицировать исследования, культивировать разработки и обеспечивать их внедрение в производство, привлекая инвестиционные ресурсы, организуя технопарковые структуры,

развивая пространственные инновационные кластеры, которые помогут наиболее полно задействовать ресурсы регионов. Это упорядочение видов деятельности, требующих поддержки со стороны государства, по возможностям технологического прорыва, ресурсному обеспечению и ориентации на освоение прогрессивных технологических укладов следует также рассматривать в качестве важного принципа новой промышленной политики.

Блияние глобализации на промышленную политику

В последние десятилетия в мире происходит усложнение производства, повышается технологический уровень всех отраслей промышленности. Под влиянием глобализации усиливается процесс взаимозависимости национальных экономик на новом технико-технологическом и информационно-телекоммуникационном базисе. Потенциально глобализация должна способствовать более эффективному использованию ресурсов за счет преимуществ международного разделения труда, ускоренному освоению странами передовых технологических укладов и в целом — повышению эффективности мирового производства. Естественно, что каждая страна заинтересована в получении выгод от интеграции в глобальную экономику. Однако не каждой это удается.

С одной стороны, возникает и быстро расширяется инновационная составляющая мировой экономики, что ускоряет национальное развитие, повышает уровень жизни населения. С другой стороны, развернувшиеся процессы глобализации обостряют технологическое соперничество, принимающее порой форму подавления более сильным менее защищенного.

Эффективное встраивание России в мирохозяйственную систему производства и обмена, которая быстро меняется в условиях экономической глобализации, предполагает учет следующих новых обстоятельств:

• существенно возросшую мобильность международного финансового капитала;

• трансграничную миграцию высокопрофессиональных трудовых ресурсов;

• стимулирование разных форм концентрации науки в ведущих научных центрах, включая внедрение отечественных НИОКР вне страны.

Все эти обстоятельства оказывают противоречивое влияние на развитие национальной экономики: с одной стороны, появляются дополнительные возможности, с другой — есть угроза, что российская экономика может стать объектом транснационального управления, а это ограничит возможности ее модернизации.

Условия, позволяющие создать конкурентоспособную промышленность

Промышленная политика должна базироваться на новой логике экономических взаимоотношений государства и бизнеса, бизнеса и науки, обеспечивающих интеграцию индустрии знаний и реального сектора экономики.

Цель промышленной политики — формирование конкурентоспособного, высокопроизводительного инновационного промышленного комплекса. Основная задача промышленной политики России — создать условия формирования стратегической конкурентоспособности промышленности России. В качестве таких условий предлагается:

• наращивание государственных и частных инвестиций в науку, используя для этого новые возможности государственно-частного партнерства, совместных межрегиональных проектов, в которых вклад государства должен быть обеспечен не только на федеральном, но и на субфедеральном уровне;

• эффективное взаимодействие сфер производства и научно-технической деятельности через инициируемое государством вовлечение научно-технического потенциала крупных компаний в формируемые производственно-технологические и научно-технические зоны и крупные национальные проекты с предоставлением частному бизнесу дополнительных возможностей в форме государственных заказов, контрактов и т.п.;

• обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности с государственной поддержкой трансфера технологий;

• содействие эффективности функционирования рынков капитала;

• создание эффективного механизма использования нематериальных активов в деятельности предприятий промышленности для формирования новых рынков наукоемкой продукции, привлечения крупных инвестиций, а также

в обеспечении доступа частного капитала с его интеллектуальными возможностями в технологии, по которым сложился устойчивый спрос на международных рынках.

Созданию таких условий в части внедрения в промышленных масштабах результатов научной деятельности и их дальнейшей коммерциализации будут способствовать инициативы Минпром-торга России по передаче промышленным предприятиям права на результаты интеллектуальной деятельности, которые закреплены за Российской Федерацией в части компетенции ведомства. Минпромторг России уже направил информацию о своих патентах 500 организациям различных отраслей промышленности [6].

Принципы государственной поддержки инновационного развития России

На основе обобщения опыта стран со схожими условиями реформирования можно сформулировать основные принципы государственной поддержки инновационного развития России через реализацию промышленной политики.

1. Модернизация экономики, которая должна осуществляться при тесном сотрудничества государства и бизнеса. При этом государство обязано минимизировать риски инновационных проектов, инициируемых частным капиталом, и своими инструментами способствовать снижению издержек.

2. Четкая приоритизация проектов по значимости для национального прорыва на международные рынки при софинансировании инновационных проектов государством и бизнесом с использованием государственно-частного партнерства. При этом софинансирование предполагает консенсус согласно следующему принципу: по совместно выработанным критериям определяется закрепление функций главного менеджера либо за государством, либо за бизнесом с соответствующим этому распределению участием в получаемых доходах.

3. Государственная поддержка и секторов, и новых видов деятельности, способных обеспечить активизацию в инновационной деятельности, включая:

• трансфер технологий;

• венчурный бизнес [4];

• технологический аудит с выработкой рекомендаций по приведению технического уровня производственной базы компаний в соответствие

с передовыми технологическими укладами, где часть расходов на такой переход берет на себя государство на федеральном и субфедеральном уровнях;

• стимулирование диффузии инноваций в смежные виды деятельности, обслуживающие высокие технологии, и т.п.

4. Соблюдение принципа непрерывного бизнес-образования, инициируемого и поддерживаемого государством. Речь должна идти о качественно новом и принципиально нестандартном решении — бизнес-культурной революции. Это тотальность осуществления государственных программ всеобуча по современным технологиям управления. При этом государство финансирует, а бизнес организует обучение и обучает по новейшим управленческим и бизнес-технологиям, им самим используемым. Широкое распространение бизнес-стандартов позволит поднять на качественно новый уровень компании, которые будут отталкиваться от стандартных «планок» и для обеспечения конкурентоспособности осваивать новые управленческие технологии и развивать существующие. Возможности для углубления наработок неисчерпаемы, если, кроме богатого зарубежного опыта, который еще предстоит освоить, будут использоваться наработки отечественной психологии, педагогики, инноватики, в том числе ТРИЗ по Г.С. Альтшуллеру, коллективизм в части организации НИОКР и т.п.

5. Соблюдение принципа интеграции старых и новых механизмов активизации инновационной деятельности для обеспечения свободного выбора более эффективных методов и инструментов, включая дифференциацию по технологическим и соответственно социально-экономическим укладам промышленного производства.

6. Принцип представительства всех субъектов инновационной деятельности (высшей школы, инновационно-предпринимательского, научно-технического, организационно-управленческого и бизнес-сообщества) в различных общественных организациях, правомочных рассматривать на федеральном и региональном уровнях вопросы, препятствующие развитию предприниматель-ско-инновационной деятельности. Формирование профессиональных гильдий, творческих союзов на всех уровнях государственного и муниципального управления. Кураторство над такими профессиональными саморегулируемыми организациями должно осуществляться Клубом субъектов

инновационно-технической развития и Межведомственной рабочей группой по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области новых направлений научно-технической и инновационной деятельности при Администрации Президента Российской Федерации.

7. Обеспечение целостности бизнес-сообщества за счет создания альянсов, ассоциаций и актуализация их взаимодействия на уровне федеральных представительных органов бизнеса (ТПП РФ, РСПП, ОПОРА).

8. Соблюдение принципа интеграции бизнес-сообщества и общества. Организация совместных комиссий представителей бизнеса и общественности по вопросам ущемления прав при осуществлении инновационной деятельности.

9. Соблюдение принципа дифференциации политики поддержки инновационности и конкурентоспособности в зависимости от размеров предприятий (крупные, средние и малые предприятия), с точки зрения их конкурентного положения в отрасли (лидеры, новички, аутсайдеры) [6].

Быводы

На основании вышеперечисленных принципов можно сформулировать следующие концептуальные положения промышленной политики, являющиеся, по нашему убеждению, необходимыми для качественного «скачка» в практике экономического регулирования. Таким образом, современная промышленная политика в России должна:

• основываться на учете понимания нового места нашего государства в меняющемся мире в продвижении стратегических инвестиционно-инновационных проектов;

• предусматривать реструктуризацию промышленности, продвижение на мировой рынок наукоемкой продукции;

• обеспечить создание новой модели организации производства, которая позволит выстраивать эффективную цепь межрегиональных и глобальных кооперационных связей и, в конечном счете, увеличивать долю рынка отечественных производителей на соответствующих «площадках»;

• сформировать целостную и взаимосогласованную систему анализа тенденций и трендов современного научно-технического прогресса по ключевым видам деятельности для упреждения новых центров инновационных полюсов роста и притяжения видов деятельности к ядру ключевых технологий.

Литература

1. Гринева Н.В., Абдикеев Н.М., Кузнецов Н.В., Сухов Н.Э. Оценка финансового обеспечения инновационных предприятий в России: монография. М.: Университетская книга, 2013.231с.

2. Житкова А. В. Проблемы структурной модернизации экономики России / Россия: тенденции и перспективы развития. М., 2009. С.124.

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.

4. Удальцова Н.Л. Венчурное финансирование инновационной деятельности в России // Инновации. 2014. № 1 (183).

5. Якунин В.И. Актуальная теория и методология формирования российской экономической политики. М.: Научный эксперт, 2008.

6. Налоговое стимулирование развития инновационной экономики России / под ред. Гончаренко Л. И. М.: Цифровичок, 2008.

Из выступления В.В. Путина на Петербургском международном экономическом форуме 24 мая 2014 г.

Сегодня на Европу приходится более 70 процентов нашего экспорта нефти и почти весь объем трубопроводного газа. Но надо признать, что энергопотребление в Европе растет медленно в связи с низкими темпами экономики, а политические и регулятивные риски увеличиваются быстро. Дают о себе знать и проблемы с транзитом. В этой ситуации естественно и понятно наше стремление открыть для себя новые рынки, прежде всего речь идет о динамично растущем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это не только возможность увеличить экспортные поставки, но и мощный рычаг для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.