СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ГОРОДА
Асатрян А.Г., аспирант ГОУДПО ГАСИС
В статье рассматривается инновационная инфраструктура как объект управления, раскрыта сущность и основные этапы формирования стратегии управления городской инновационной инфраструктурой представлены, обоснован механизм проведения Форсайта в целях разработки стратегии муниципальной инновационной структуры.
Ключевые слова: стратегия развития, инфраструктура, муниципальное образование.
STRATEGY OF DEVELOPMENT OF INNOVATION INFRASTRUCTURE OF THE CITY
Asatrjan A., GOUDPO GASIS, The post-graduate student
This article describes an innovative infrastructure as a management object, and the essence of the main stages of the innovation strategy for the management of urban infrastructure are presented, substantiated mechanism for Forsythe to develop a strategy for municipal innovation structure.
Keywords: strategy development, infrastructure, municipal education.
Под инновационной стратегией развития города понимается согласованные концепция, программные направления, основные механизмы и мероприятия органов власти, значительной части крупных городских компаний, среднего и малого бизнеса, научных, проектных и образовательных организаций, организаций инфраструктуры инноваций, направленные, при поддержке населения, на среднесрочное и долгосрочное устойчивое экономическое развитие города путем масштабного системного развития конкурентоспособных наукоемких производств и формирования инновационной среды, основанной на новых знаниях и технологиях.
В городе, который принимает инновационный путь развития, должна быть выработана концепция, включающая научный анализ социально-экономической ситуации, генеральную цель - устойчивое развитие территории на основе использования возобновляемого научно-технического и кадрового потенциала. Инновационная стратегия должна быть направлена на создание предпринимательской среды со значительной долей инноваций в технологиях, управлении и др., повышение конкурентоспособности крупных фирм, поддержку малого и среднего инновационного бизнеса, увеличение на территории налогооблагаемой базы, повышение уровня жизни населения за счет увеличения общего объема доходной и расходной частей бюджета, создания новых рабочих мест, улучшения среды обитания и уровня сервисного обслуживания. Выполнение сформулированных стратегических целей позволяет городу решить задачи по обеспечению существенного роста валового продукта, повысить инвестиционную привлекательность, создать условия для развития существующих и привлечения новых крупных компаний, создавать новые секторы экономики в сфере малого и среднего инновационного бизнеса, сформировать кластеры инновационных предприятий, обеспечить интеграцию науки, власти и бизнеса путем участия их в единой инновационной системе, основанной на коммерциализации знаний и научно-технических достижений.
Рассматривая инновационную инфраструктуру города как объект управления, необходимо создание системы управления, адекватной объекту по целевым установкам, сложности, масштабности, потенциалу и отвечающей основным требованиям менеджмента [3, 5, 7]:
- оперативность - быстрое и адекватное принятие управленческих решений, отсутствие отставания от хода производственных процессов;
- экономичность - оптимальное разделение управленческого труда; отсутствие дублирования функций, минимизация затрат на выполнение управленческих функций;
- функциональная пригодность - гарантия надежности, обеспечение управления и контроля на всех уровнях, следование целям и стратегии организации;
- адаптивность - способность к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимся производственным процессом.
В условиях инновационной инфраструктуры принцип оперативности должен выполняться через быстрое реагирование на запросы города, своевременное финансирование, возможность рассредоточения организаций по региону, оперативное принятие управленческих решений. Реализация данного принципа также обеспечивает сокращение затрат времени с момента возникновения новации до момента коммерциализации, путем использования новей-
ших технологий и ресурсов. Экономичность реализуется через отсутствие излишних связей в системе управления, сокращение цепочки передачи информации, снижение затрат за счёт отсутствия дублирования функций, наличие субъекта управления инновационной инфраструктурой.
Принцип функциональной пригодности исполняется путем координации действий субъектов, обеспечения эффективных связей между ключевыми участниками инфраструктуры, создания конкурентоспособной продукции, услуг технологий, сотрудничества только со специалистами высокого уровня.
Применительно к системе управления инновационной инфраструктурой города адаптивность можно рассматривать как возможность оперативной реструктуризации и реорганизации инфраструктуры, активное приспособление к изменениям внешней среды, открытость элементов.
Общим принципиальным подходом к формированию стратегии инновационного развития города должно быть построение городской инновационной системы с использованием следующих системных принципов:
- рационального сочетания и дополнения элементов инфраструктуры с учетом нелинейной структурной модели инновационных процессов;
- открытости системы, использования межрегионального и международного сотрудничества в сфере трансфера технологий;
- формирования точек роста в инновационной сфере с опорой на имеющиеся конкурентные преимущества;
- сочетания рыночных механизмов с государственной поддержкой инноваций;
- максимальной опоры на существующие жизнеспособные предприятия и структуры;
- информирования и убеждения всех слоев населения в необходимости мер по переводу региональной экономики на инновационный путь развития;
- использования регионального заказа для подготовки кадров для инновационной сферы;
- мониторинга и управления эффективностью региональной инновационной системы на основе индикативных показателей.
Под стратегией управления городской инновационной инфраструктурой понимается совокупность целей, задач, методов их достижения, направленных на усиление конкурентоспособности территории города в долгосрочном периоде путем воздействия на инновационные факторы ее экономического роста [6].
В условиях инновационной экономики необходим и новый тип стратегии управления городской инновационной инфраструктурой, направленной на усиление конкурентоспособности территории в долгосрочном периоде путем воздействия на инновационные факторы ее экономического роста. Основные этапы формирования стратегии управления городской инновационной инфраструктурой представлены на рис. 1.
Нами в процессе исследования, была разработана методология выбора приоритетных направлений инновационной стратегии. Предложен базовый исходный перечень таких направлений, который может уточняться и дополняться с учетом специфики экономики города. К таким направлениям относятся:
- стимулирование существующих городских компаний к созда-
нию и использованию нововведений с помощью интеграционной поддержки научных, инновационных и образовательных организаций;
- стимулирование создания малых инновационных предприятий с помощью городской инфраструктуры инноваций и методов прямой государственной поддержки наиболее перспективных проектов, отобранных на конкурсной основе;
- привлечение, преимущественно в высокотехнологичную сферу, внешних инвестиций за счет создания на территории благоприятного инвестиционного климата;
- формирование инфраструктуры для поддержки нововведений, без которой невозможен успех реализации инновационной стратегии города;
- повышение в городе уровня инновационной культуры при ведущей роли университетов как центров образования, науки, культуры и инноваций;
- привлечение в город новых наукоемких производств и технологий из других городов, регионов и стран;
- формирование кластеров высокотехнологичных предприятий по ведущим для города научно-технологическим, образовательным и производственным направлениям;
- создание полигонов новых технологий по приоритетным для города направлениям;
- формирование инновационных территорий, технополисов как территориально-производственных и поселенческих структур, основанных на постоянно возобновляемых процессах получения, производства и коммерческой реализации для нужд населения и предприятий инновационных продуктов и услуг.
Одним из определяющих условий выявления конкурентных преимуществ и приоритетных направлений долгосрочного развития города является активизация партнерства между всеми участниками жизнедеятельности муниципального образования при рассмотрении вопросов стратегического характера. В результате сотрудничества между различными участниками реализации инновационной стратегии (местной администрации, населения, науки и бизнеса) разрабатывается концепция долгосрочного инновационного развития города.
Для формирования подобной концепции предлагается использовать технологию Форсайта (рис. 2), являющуюся инструментом активного прогнозирования.
Содержание Форсайт-технологии сводится к работе высококвалифицированных экспертов с привлечением всех субъектов жизнедеятельности муниципального образования для выявления желаемого будущего социально-экономического развития территории на основе инноваций, согласования научно-технических приоритетов с социально-экономическими и общественными приоритетами, выявление возможных потребителей инновационных продуктов, а также с целью увязки разрабатываемых муниципальных целевых инновационных программ со стратегическими интересами развития региона.
Форсайт - это комплексный механизм, достигающий результатов за счет сочетания всей системы используемых методов. При проведении Форсайта могут быть использованы различные инструменты анализа (в некоторых странах - до десяти), работы с информационными потоками, работы с экспертным сообществом и др. Среди них используются метод Дельфи, SWOT анализ и/или анализ информационных потоков, методика фокус-групп или панелей экспертов и сценарное планирование. Определяющее место в этой работе занимают аналитические методы, задающие граничные условия и форматы создания опросных панелей, и создание сценарных вариантов развития, определяющие связность образов будущего и сопряженных с ними стратегий.
Технология проведения Форсайта включает:
- выбор целевой установки - технологическая или социальноэкономическая направленность;
- определение видения будущего города, и определение круга отраслей, которые смогут составить основу стратегического развития;
- прогноз перспектив развития тех отраслей, которые выбраны для Форсайта;
- прогноза результатов фундаментальных научных исследований в выбранных сферах;
- прогнозирование развития новых технологий;
- прогнозирование выхода на рынок принципиально новых видов продукции.
Далее результаты прогноза сопоставляются с известными или экспертно установленными результатами развития исследований, разработок и инноваций в мире в целом, что позволяет оценить потенциальную для собственных производителей инновационной продукции и принять решение о поддержке наиболее перспективных направлений исследований и разработок.
Обсуждение результатов прогнозирования и выбора приоритетов исследований с участием общественности позволяет включить в состав приоритетов наиболее важные социальные задачи.
Организация проведения Форсайта включает в себя ряд последовательных шагов (рис. 2.):
1. Выявление видения будущего города разными слоями общества: наука, бизнес, правительство, население;
2. Оценка рынков и потребностей города;
3. Сканирование (или мониторинг) состояния исследований и разработок;
4. Формирование групп экспертов;
5. Опрос экспертов (в несколько этапов), обработка результатов;
6. Выбор приоритетных направлений с учетом полученной на первом этапе информации, оценки рынков и потребностей города;
7. Организация общественного обсуждения макета Форсайта;
8. Утверждение и распространение результатов Форсайта.
Форсайт для города является проектом, и, как любой проект,
включает совокупность участников, которые специфичны для конкретного города. В проведении Форсайта участвуют следующие организационные структуры:
- Организационная группа, утвержденная администрацией муниципалитета (команда «Проекта Форсайт»);
- Заказчик (администрация, бизнес или другие организации города);
- Головная научная организация, в обязанности которой будет входить работа с экспертами и предпринимательскими кругами;
- Внешняя научная организация, обеспечивающая методологию проведения Форсайта и информационную поддержку. Ею является РИЭПП - Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере Роснауки;
- Консалтинговая организация, обеспечивающая включение в международную программу Форсайта и использование международных результатов;
- Временные группы экспертов, привлекаемые для проведения опросов, обсуждения доклада и результатов Форсайта.
Практическая ценность проведения Форсайта в рамках разработки стратегии управления городской инновационной инфраструктурой заключается в том, что эта технология позволяет улучшить процесс принятия решений на основе анализа не только имеющихся возможностей, но и реальных потребностей; создать альтернативные направления для будущего развития; активизировать и скооперировать всех участников процесса; сформулировать инновационный поход к политике социально-экономического развития муниципального образования.
Инновационное развитие города, которое можно охарактеризовать как интенсивное и эндогенное, должно проходить через поиск внутренних ресурсов для развития, поэтому при разработке инновационной стратегии управления городской инновационной инфраструктуры особое внимание должно уделяться оценке его инновационного потенциала. От состояния инновационного потенциала зависят масштаб и качество результатов научных исследований и научно-технических разработок, а, следовательно, и возможность появления инноваций на территории муниципальных образований.
В настоящее время в России существуют различные подходы к оценке государственного и регионального инновационного потенциала, как правило, базирующиеся на оценке его структурных составляющих: организационный, инфраструктурный, научно-технический, финансовый и кадровый потенциалы.
Стратегические цели, задачи и направления инновационного развития города должны быть соотнесены с доступными ресурсами, действительной и возможной структурой управления, откорректированы и выражены в муниципальной инновационной программе. Для перевода стратегии в инновационную программу рекомендуется воспользоваться системой сбалансированных показателей. Применительно к инновационному развитию территории города эта система может рассматриваться как инструмент реализации инновационной стратегии управления, учитывающий наи-
Рис. 1. Этапы и методы разработки и реализации стратегии развития инновационной инфраструктуры
8 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
Инициатива проведения Форсайта
Местная администрация
Бизнес
Наука
Общая
Выбор целевой направленности раз
Развитие в инновационной сфере
Комплексное социально-экономическое развитие
Определение управляющего центра І ~
Привлечение
Население
СМИ
ОМСУ
Бизнес
Проведение
мотивационных
компаний
Наука
Выявление видения будущего развития муниципального образования
Определение консалтингового центра І
Подготовительные прогнозные исследования
Прогноз перспектив развития инновационной сферы муниципального образования и связанных с ней отраслей
Прогноз результатов фундаментальных научных исследований в сферах социально-экономического развития муниципалитета
Прогноз развития новых технологий и услуг
Прогноз выхода на рынок принципиально новых видов продукции
Формирование групп экспертов
Первоначальное определение направлений приоритетного развития V Оперативная оценка результатов
1Г
► Общественное обсуждение макета Форсайта 1 ► Окончательный выбор наиболее важных общественных задач
Утверждение и внесение результатов Форсайта в стратегический план инновационного развития муниципального образования
Рис. 2. Механизм проведения Форсайта в целях разработки стратегии муниципальной инновационной структуры
ЭКОНОМИКА
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 9
Бюджет инновационной программы муниципального образования
Средства федерального и регионального бюджетов
Межбюджетные трансферты на финансирование инновационных проектов
Средства местного бюджета
Бюджет
развития
Целевой бюджетный инновационный фонд
Инвестиционные средства частного сектора
Муниципальный венчурный инновационный фонд
Средства
венчурных
компаний
Средства частных инвесторов
Финансирование инновационных проектов, имеющих социальный характер —► Поддержка новых технологических компаний, не имеющих стартового капитала необходимого объема
Предоставление бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, гарантий субъектам инновационной —► Поддержка субъектов малого бизнеса
деятельности
Поддержка предприятий, осваивающих новые наукоемкие проекты, а также занимающихся внедрением высоконаучных, прорывных рисковых проектов
Финансирование организации и проведения конкурсов и научно-технической экспертизы проектов —►
Финансирование прикладных НИОКР, имеющих коммерческое применение
Финансирование НИОКР, направленных на повышение эффективности производства товаров, работ, услуг, в т.ч. финансирование проектов, имеющих высокую доходность и быстрый срок окупаемости
Муниципальные целевые инновационные программы
Финансирование затрат на создание инновационной инфраструктуры
Рис. 3. Бюджет инновационной программы муниципального образования и приоритетные направления финансирования
ЭКОНОМИКА
более важные критерии муниципального инновационного развития, позволяющий донести смысл инновационной стратегии до всех участников ее реализации, трансформировать под нее систему управления.
Инновационная программа муниципального образования представлена как комплекс мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам, направленный на достижение установленных целей и задач в интересах развития основных сфер жизнедеятельности муниципального образования, повышения конкурентоспособности инновационной сферы и местной экономики в целом.
Основными принципами реализации программы стратегического управления городской инновационной инфраструктурой являются [4]:
- рационального сочетания и дополнения элементов инфраструктуры с учетом нелинейной структурной модели инновационных процессов;
- открытости системы, использования междугороднего, межрегионального и международного сотрудничества в сфере трансфера технологий;
- формирования точек роста в инновационной сфере с опорой на имеющиеся конкурентные преимущества;
- сочетания рыночных механизмов с государственной поддержкой инноваций;
- максимальной опоры на существующие жизнеспособные предприятия и структуры;
- информирования и убеждения всех слоев населения в необходимости мер по переводу муниципальной экономики на инновационный путь развития;
- использования муниципального заказа для подготовки кадров для инновационной сферы;
- мониторинга и управления эффективностью муниципальной инновационной системы на основе индикативных показателей.
Механизм реализации программы предполагает определение системы нормативно-правового, организационного и финансового обеспечения выполнения программы.
Формирование нормативно-правового механизма реализации программы включает в себя разработку и совершенствование правовой базы, касающейся инновационной деятельности, вопросов инновационного и научно-технического развития муниципального образования, позволяет рационально использовать бюджетные и налоговые полномочия при оказании муниципальной поддержки инновационной деятельности города.
Организационный механизм разработки и реализации программы стратегии управления городской инновационной инфраструктурой предполагает создание совета по инновационному развитию, экспертного совета и дирекции инновационной программы. Данный подход позволяет соблюсти принцип «единства целей» путем создания системы взаимосвязей между органами управления программой и существующими в муниципальном образовании структурами, принимающими участие в его инновационном развитии; избежать дублирования функций и четко координировать действия всех участников реализации программы.
Финансовый механизм реализации программы содержит определение источников и порядок финансирования выполнения программы (рис. 3). Стабильное финансовое обеспечение выполнения программных мероприятий и проектов является одним из главных условий успешной реализации программы.
Помимо традиционных механизмов финансирования из местного бюджета программных мероприятий и проектов, включенных в состав инновационной программы города, с целью привлечения и концентрации дополнительных источников финансирования для последующего их использования на развитие инновационной деятельности, предлагается формировать в составе местного бюджета целевой бюджетный инновационный фонд (ЦБИФ), который может создаваться за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений [1, 2].
Для снижения нагрузки на бюджет и максимальной экономии средств местного бюджета, в рамках программы следует отказаться от прямого финансирования муниципальным образованием тех прикладных НИОКР, которые могут иметь коммерческое применение и должны финансироваться из внебюджетных источников, поэтому предлагается формирование муниципального венчурного инновационного фонда (МВИФ) с прямым участием муниципального образования.
Муниципальные венчурные фонды целесообразно создавать на уровне городских округов, в этом случае учредителями фонда и доверительного управления МВИФ будет выступать местная администрация, возможно участие региональной администрации. Средства местного и регионального бюджетов, являющиеся основой для формирования фонда служат гарантом снижения рисков частным инвесторам, что в свою очередь способствует привлечению частных средств для реализации инновационных проектов с высоким риском. Приоритет в финансировании из МВИФ должен устанавливаться для предприятий малого инновационного бизнеса.
С целью эффективного управления различными источниками финансирования муниципальной инновационной программы рекомендуется консолидировать все имеющиеся средства в рамках единого бюджета реализации инновационной программы муниципального образования. Средства бюджета программы распределяются на конкурсной основе, и в зависимости от целевой, коммерческой и социальной направленности проекта определяется источник финансирования.
Таким образом, стратегия управления городской инновационной инфраструктурой призвана обеспечить скоординированное управление инновационной деятельности города и повысить инвестиционную привлекательность территории.
Литература:
1. Балашов Г.И. О системе государственной поддержки инновационных проектов. Сб. статей: инвестирование в инновационный бизнес: мировая практика - венчурный капитал. - М.: ЗелО, 1996.
2. Леонтьев Б.Б. Проблемы управления интеллектуальной
собственностью и другими нематериальными активами // Вопросы оценки. - 2000. - № 4.
3. Марголина Н.В. Управление формированием организационной системы трансфера технологий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. - М., 2007. - 31 с.
4. Шаповалов А. Инновационная модель экономики России. осталось начать и закончить // КоммерсантЪ. - 2004. - № 25. - 12 февраля.
5. Шепелев В.М., Фионин В.И., Мазур Н.З. Инновационная сфера: проблемы собственности и предпринимательства. - Самара: СГУ, 2004. - 155 с.
6. Зотов В.А. Применение кибернетического подхода для синтеза моделей развития социально-экономических объектов // http:// www.rea.ru/portal/departments.nsf/
7. Муниципальная Информационная Библиотечная Система г. Томска // http://www.library.tomsk.ru/our-city/tomsk-duma/duma-news/ news591