МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН1
Абрамова Марина Игоревна
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления ССЭИ (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, 410003, г. Саратов, ул. Радищева, д. 89. E-mail: abramov.a@mail.ru
Манахов Сергей Владимирович
кандидат экономических наук, начальник УО НИР РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: sman2003@mail.ru
В статье подвергаются анализу иностранные инновационные стратегии для расширения и углубления отечественной практики. Сравнение инновационных стратегий Великобритании, Германии, США и Японии происходит по ряду критериев: цели и задачи, основные области реализации, механизмы и инструменты реализации, инновационная инфраструктура, роль образования в повышении инновационной активности и развитии национальной инновационной системы. Приводятся российские аналоги иностранных механизмов и инструментов стимулирования инновационной активности, а также элементов инновационной инфраструктуры. Делается вывод о степени соответствия используемых в России подходов к стимулированию инновационной деятельности зарубежным практикам.
Ключевые слова: фонды финансирования научных исследований, льготное налогообложение, технопарки, наукограды, бизнес-инкубаторы, кластеры, венчурные фирмы, трансфер технологий, инновационные ваучеры.
COMPARATIVE ANALYSIS OF INNOVATION STRATEGIES OF OVERSEAS COUNTRIES
Abramova, Marina I.
PhD, Assistant Professor of the Department for National Economy and the Public and Municipal Administration of SSEI of the PRUE.
Address: Saratov Social and Economic Institute (branch) of the Plekhanov Russian University of Economics, 89 Radishcheva, Saratov, 410003, Russian Federation. E-mail: abramov.a@mail.ru
1 Статья подготовлена по результатам исследования, проведенного при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-32-01327.
Manakhov, Sergey V.
PhD, the Head of UO NIR of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: sman2003@mail.ru
The article analyzes foreign innovation strategies in order to extend and deepen home practice. The comparison of innovation strategies of Great Britain, Germany, the US, and Japan is carried out by a number of criteria: goals and objectives, key area of realization, mechanisms and tools of realization, innovation infrastructure, the role of education in raising innovation activity and the development of the national innovation system. Russia analogues of foreign mechanisms and tools of stimulating innovation activity are shown, elements of innovation infrastructure are described. The authors came to the conclusion about the degree of compliance of approaches used in Russia to overseas practices.
Keywords: foundations for research financing, preferential taxation, techno-parks, science cities, business - incubators, clusters, venture firms, transfer technologies, innovation vouchers.
В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры дальнейшее развитие инновационной деятельности, поиск новых способов стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, оптимизация элементов национальных инновационных систем выходят на первый план и в развитых, и в догоняющих их развивающихся странах. В связи с этим актуализируются проблемы своевременного обновления и эффективной реализации инновационных стратегий как долгосрочных векторов развития государств.
Анализ основных положений зарубежных инновационных стратегий (Великобритания, Германия, США и Япония) показал (таблица), что рассматриваемые страны: - претендуют на мировое лидерство в научно-техническом и инновационном развитии государств: «захватить мировое лидерство в высокотехнологичном развитии, в производстве и экспорте высокотехнологичных товаров и услуг и стать инновационным государством» (Германия) [1. -С. 41]; «Америка должна быть лидером, возглавить научно-технический прогресс» (США) [5. - С. 15]; «создать в стране наиболее привлекательные в мире условия для инновационного бизнеса» (Великобритания) [6. - С. 17];
- рассчитывают активизировать научные исследования и разработки («инвестирование в фундаментальные и прикладные исследования», «создание новых стимулов для частных инновационных разработок» (США) [5. - С. 15]; «увеличить количество нобелевских лауреатов», «повысить уровень международной мобильности ученых, исследователей и студентов» (Япония) [3. - С. 61]; «увеличение объема совокупных затрат на исследования и разработки до 2,5% национального дохода», «повышение уровня профессиональных навыков в области науки, технологий, инженерного дела и математики» (Великобритания) [6. - С. 17]), усилить образовательные компетенции («укрепление сотрудничества между университетами и бизнесом» (Великобритания) [6. - С. 17]; «улучшение математического и естественно-научного образования» (США) [5. -С. 17]), укрепить производственный потенциал («поставка на мировой рынок современной и высококачественной продукции», «расширение потенциала частного сектора и создание новых рабочих мест» (Германия) [1. - С. 41]; «поощрение достижений в области энергетики и медицины» (США) [5. - С. 15]);
- ориентируются на развитие приоритетных направлений науки и технологий
(медицина и здравоохранение, экология, водные ресурсы и энергетика, передовые технологии и развитие промышленности, безопасность и комфортная жизнь для населения (Япония) (рис. 1) [2. - С. 56]); определение перспективных направлений за-дельных исследований (биотехнология, на-нотехнология, производственная технология, исследования сферы услуг, микро- и наноэлектроника, оптическая технология, космос, информационные технологии, коммуникационные технологии (Германия) (рис. 2) [1. - С. 41]); поддержку ключевых звеньев инновационного процесса (спрос на инновации, поддержка инновационной деятельности в предпринимательском секторе, связь инноваций с научно-исследовательской базой, международная инновационная деятельность, профессиональные навыки, связанные с инновациями, инновации в секторе государственных услуг, региональные инновации (Великобритания) [6. - С. 18]); расширение и углубление научных и научно-технических компетенций (обеспечение лидерства на всех направлениях научных знаний, укрепление связей между фундаментальными науками и национальными целями, развитие эффективного партнерства между государством, промышленностью и академическими кругами, подготовка ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI века, повышение уровня научно-технических знаний населения страны (США) [5. - С. 17]);
- полагают в качестве наиболее общих (характерных для рассматриваемых стран) механизмов и инструментов реализации инновационные кластеры, государственные закупки инновационных товаров, трансфер технологий и льготное налогообложение инновационной продукции наряду с частными - «выработка правил» (установление рамочных условий, с помощью которых власти могут повлиять на частный сектор экономики) (Германия), инновационные ваучеры (сертификаты, дающие право малым и средним предпри-
ятиям, являющимся потенциальными производителями инновационных товаров или услуг, получить научную или консалтинговую поддержку собственного инновационного проекта) (Великобритания), возмещение расходов на оплату услуг патентного поверенного и патентных пошлин (США), инновационные платформы (объединение и согласование целей и задач инновационной политики органов власти, интересов бизнеса и научно-исследовательского сектора для решения определенных научно-технических и инновационных задач) (Великобритания);
- придают первостепенное значение производственно-технологическим (технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, научные парки, наукограды), финансовым (венчурные фонды, фонды поддержки НИОКР, бизнес-ангелы, фонды «раннего роста»), научно-исследовательским (научно-исследовательские центры, национальные лаборатории, научно-исследовательские советы, центры превосходства, центры исследования инноваций); консалтинговым (центры трансфера технологий) элементам инновационной инфраструктуры;
- намереваются усилить роль образования (прежде всего высшей школы) в развитии национальной инновационной системы и максимизации инновационного потенциала путем увеличения финансирования затрат университетов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, создания и коммерциализации технологических разработок (интеллектуальной собственности), усиления взаимодействия ученых, бизнеса, государства и общества, концентрации усилий для решения определенных научно-технических проблем, активизации подготовки и переподготовки кадров в области высокотехнологичного развития, поощрения творческой активности в университетах и в целом приращения национального человеческого капитала в области науки и технологий.
Сравнительные характеристики инновационных стратегий зарубежных стран
К) О
Страна / название стратегии Цели и задачи Основные области реализации Механизмы и инструменты реализации Инновационная инфраструктура Роль образования
1 2 3 4 5 6
Великобритания / «Инновационная нация» Основная задача - создать в стране наиболее привлекательные в мире условия для инновационного бизнеса и государственных услуг. Основные стратегические задачи: увеличение объема совокупных затрат на исследования и разработки до 2,5% национального дохода; укрепление сотрудничества между университетами и бизнесом; повышение уровня профессиональных навыков в области науки, технологий, инженерного дела и математики Спрос на инновации; поддержка инновационной деятельности в предпринимательском секторе; связь инноваций с научно-исследо-вательской базой; международная инновационная деятельность; профессиональные навыки, связанные с инновациями; инновации в секторе государственных услуг; региональные инновации Инновационные платформы; трансфер технологий; исследовательские гранты; контракты, заключаемые на конкурсных условиях; кредитные гарантии малым фирмам; налоговые кредиты; государственные закупки; инновационные ваучеры; ежегодный инновационный доклад Наукограды, науч-но-исследователь-ские советы, фонды «раннего роста», фонды венчурного капитала, центр исследования инноваций Для максимизации инновационного потенциала страны предполагается создание национальных квалификационных академий в каждом крупном секторе экономики, оказание поддержки развитию преподавания в школах, колледжах и университетах дисциплин, связанных с наукой, технологиями, инженерным делом и математикой, дальнейшее расширение третичного образования, а также развитие повышения профессиональной квалификации для активизации инновационной деятельности в предпринимательском секторе
Германия / Стратегия высоких технологий Германии Цель - захватить мировое лидерство в высокотехнологичном развитии, в производстве и экспорте высокотехнологичных товаров и услуг и стать инновационным государством. Основные задачи - поставка на мировой рынок современной и высококачественной продукции, расширение потенциала частного сектора и создание новых рабочих мест Биотехнология, нано-технология, производственная технология, исследования сферы услуг, микро- и нано-электроника, оптическая технология, космос, информационные технологии, коммуникационные технологии Кластеры; поддержание трансфера знаний и технологий; «выработка правил»; регулирование охраны окружающей среды; установление стандартов качества; низкопроцентные кредиты; государственные закупки Бизнес-инкубационные центры; центры развития; Институт Макса Планка; Институт Фраунгофера; Ассоциация Гельм-гольца; Ассоциация Лейбница Ежегодный рост доли затрат на НИОКР университетов; участие университетов в конкуренции за финансирование научных и исследовательских проектов; спонсирование кафедр в университете компаниями; подготовка и переподготовка кадров в приоритетных отраслях высокотехнологичного развития
>
о\ тз и 2 о л и
ь -р
о
тз и л
О
ь
(Г
01
о л и с
2
X
о ч тз и
и
А)
тз
ъ
0 £
1
X
о ч тз
А)
К)
о
К)
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6
США Основная цель - Америка должна быть лидером, возглавить научно-технический прогресс. Основные задачи: инвестирование в фундаментальные и прикладные исследования; создание новых стимулов для частных инновационных разработок; поощрение достижений в области энергетики и медицины; улучшение математического и естественнонаучного образования Обеспечение лидерства на всех направлениях научных знаний; укрепление связей между фундаментальными науками и национальными целями; развитие эффективного партнерства между государством, промышленностью и академическими кругами; подготовка ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI века; повышение уровня науч-но-технических знаний населения страны Кластеры; специальные экономические зоны инновационного типа; налоговые кредиты; льготное налогообложение; программы НИОКР; трансфер технологий; государственные заказы Технопарки; биз-нес-инкубаторы; центры превосходства; венчурные фирмы; научно-исследовательские центры; национальные лаборатории; бизнес-ангелы; фонды поддержки НИОКР США - абсолютный мировой лидер по расходам на образование. Именно университеты являются базой инновационной структуры США. Университеты не только готовят специалистов в области высоких технологий, но и осуществляют создание и коммерциализацию технологических разработок Университеты играют незаменимую роль в процессе формирования национального человеческого капитала в области науки и технологий
Япония / Комплексная стратегия развития инновационной экономики Японии до 2025 г. «Инновации 25» Основные цели - достижение нового уровня благосостояния японской нации; формирование «Большой Азии» и активизация инновационного сотрудничества с остальной частью мира; формирование высокодуховной, творческой нации, согласной на риски инновационного развития. Стратегическая задача увеличить количество нобелевских лауреатов, повысить уровень международной мобильности ученых, исследователей и студентов Медицина и здравоохранение; экология, водные ресурсы и энергетика; передовые технологии и развитие промышленности; безопасность и комфортная жизнь для населения Налоговые кредиты; надбавки к налогам; возмещение расходов на оплату услуг патентного поверенного и патентных пошлин; возврат лицензионных пошлин; субсидии и дотации; льготные тарифы; ценовая политика; ужесточение наказаний за нарушение прав интеллектуальной собственности Венчурные фирмы; центры трансферта технологий; бизнес-инкубаторы; научные парки; технополисы Университеты являются центрами создания интеллектуальной собственности и выступают региональными инновационными центрами. Увеличение финансирования университетов государством. Государство поощряет творческую активность в университетах и развитие человеческих ресурсов, обладающих уникальными способностями. Устраиваются площадки для взаимодействия государства, ученых и бизнеса - специальные штабы для решения узкоспециализированных научно-технических проблем
В связи с проведенным исследованием ный опыт традиционно подвергается ана-
сущности инновационных стратегий Ве- лизу для расширения и углубления отече-
ликобритании, Германии, США и Японии ственной практики. необходимо констатировать, что зарубеж-
Базовые основы стратегии инновационного созидания
Результаты инновационного развития до 2025 г.
Дорожная карта технологических инноваций
Развитие творческого потенциала общества
Реформа социальной системы
Стимулирование
инновационных
процессов
Здоровье людей на протяжении всей жизни
Защита и безопасность личности
Разнообразные возможности для развития личности
Решение глобальных проблем современности
Общество, открытое для сотрудничества на глобальном уровне
Рис. 1. Базовые основы и ожидаемые результаты инновационной стратегии Японии [2. - С. 56]
Устойчивая мобильность
Возобновляемый биоматериал, альтернатива нефти
Мобильность
Персонифицированная медицина
Энергетическая эффективность, сокращение эмиссии СО2
Климат. Энергия
Здоровье. Питание
Профилактика и оптимальная диета
Реструктуризация и оптимизация обеспечения энергией
Ключевые технологии
Независимая жизнь в преклонном возрасте
Безопасность
Безопасная идентификация
Связь
Интернет-сервисы для бизнеса
Интернет вещей, высокие технологии на производстве
Рис. 2. Области применения инновационной стратегии Германии [1. - С. 41]
Вследствие сказанного необходимо резюмировать, что в России применяется подавляющее большинство из вышеперечисленных механизмов и инструментов, а также элементов инновационной инфраструктуры, в том числе:
- фонды финансирования научных исследований (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1023 «О Российском гуманитарном научном фонде», Постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 г. № 767 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований»);
- льготное налогообложение (Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ);
- наукограды (Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ с изменениями от 20 апреля 2015 г. «О статусе наукограда Российской Федерации»);
- особые экономические зоны технико-внедренческого типа (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»);
- кластеры (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»);
- технопарки (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»);
- инновационный центр (Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»);
- государственные закупки (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- технологические платформы (Решение Евразийского межправительственного совета от 13 апреля 2016 г. № 2 «Об утверждении Положения о формировании и функционировании евразийских технологических платформ»;
- возвратное, посевное и венчурное финансирование (Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»);
- инновационные ваучеры (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 1325-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»);
- субсидии (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2013 г. № 972 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку развития производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них в рамках реализации российскими организациями комплексных инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции»).
Таким образом, на основе обобщения содержания инновационных стратегий Великобритании, Германии, США и Японии необходимо констатировать, что в России в настоящее время применяется подавляющее большинство механизмов и инструментов, а также элементов инновационной инфраструктуры, используемых за рубежом, однако отечественная хозяйственная система пока еще отстает по уровню финансирования научных исследований и разработок, инновационной активности предприятий и наблюдается низкий уровень инновационной культуры в бизнесе и обществе в целом, что не позволяет реализовать стратегию инновационного прорыва Российской Федерации в полной мере.
Список литературы
1. Висмет Х., Анисимкова Н. Д. Инновационная стратегия Германии / / Инновационная экономика и общество. - 2014. - № 4 (6). - С. 39-45.
2. Киселев В. Н., Рубвальтер Д. А., Руденский О. В. Инновационная политика и национальные инновационные системы Канады, Великобритании, Италии, Германии и Японии / / Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. - 2009. - № 6. - С. 3-72.
3. Никонова А. А. Системные основы инновационной стратегии (на примере перехода к новой энергетике в Японии) // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. -№ 13 (316). - С. 52-67.
4. Никонова Я. И. Зарубежный опыт финансового обеспечения стратегии инновационного развития РФ / / Вестник Томского государственного университета. Экономика. -2013. - № 3 (23). - С. 173-179.
5. Селезнев П. С. Инновационная политика США: борьба за глобальное лидерство // Вестник финансового университета. - 2012. - № 5. - С. 91-101.
6. Скотт Р. Инновационная стратегия Великобритании // Форсайт. - 2009. - Т. 3. -№ 4. - С. 16-21.
7. Шполянская А. А. Национальная стратегия высокотехнологичного развития Германии 2020 как часть общеевропейской программы развития технологий Инновационный союз 2020 // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 2-1. -С. 197-202.
References
1. Vismet Kh., Anisimkova N. D. Innovatcionnaya strategiya Germanii [Innovative Strategy of Germany]. Innovatcionnaya ekonomika i obshchestvo [Innovative economy and society], 2014, No. 4 (6), pp. 39-45. (In Russ.).
2. Kiselev V. N., Rubval'ter D. A., Rudenskiy O. V. Innovatcionnaya politika i natcional'nye innovatcionnye sistemy Kanady, Velikobritanii, Italii, Germanii i Yaponii [Innovative Policy and National Innovative Systems of Canada, Great Britain, Italy, Germany and Japan]. Informatcionno-analiticheskiy byulleten' TcISN [Information and Analytical Bulletin TsISN], 2009, No. 6, pp. 3-72. (In Russ.).
3. Nikonova A. A. Sistemnye osnovy innovatcionnoy strategii (na primere perekhoda k novoy energetike v Yaponii) [System Bases of Innovative Strategy (on the example of transition to new power in Japan)]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika [The Economic Analysis: Theory and Practice], 2013, No. 13 (316), pp. 52-67. (In Russ.).
4. Nikonova Ya. I. Zarubezhnyy opyt finansovogo obespecheniya strategii innovatcionnogo razvitiya RF [Foreign Experience of Financial Security of Strategy of Innovative Development of the Russian Federation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Bulletin of the Tomsk State University. Economy], 2013, No. 3 (23), pp. 173-179. (In Russ.).
5. Seleznev P. S. Innovatcionnaya politika SShA: bor'ba za global'noe liderstvo [Innovative Policy of the USA: Fight for Global Leadership]. Vestnik finansovogo universiteta [Messenger of the Financial University], 2012, No. 5, pp. 91-101. (In Russ.).
6. Skott R. Innovatcionnaya strategiya Velikobritanii [Innovative Strategy of Great Britain]. Forsayt [Forsythe], 2009, Vol. 3, No. 4, pp. 16-21. (In Russ.).
7. Shpolyanskaya A. A. Natcional'naya strategiya vysokotekhnologichnogo razvitiya Germanii 2020 kak chast' obshcheevropeyskoy programmy razvitiya tekhnologiy Innovatcionnyy soyuz 2020 [National Strategy of Hi-Tech Development of Germany 2020 as Part of the All-European Program of Development of Technologies Innovative Union 2020]. AktuaVnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Current Problems of Humanitarian and Natural Sciences], 2015, No. 2-1, pp. 197-202. (In Russ.).