Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»'

МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / СУБСИДИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / BUDGETARY FINANCING / GRANTS / STATE OR MUNICIPAL JOB / FISCAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заманова А.Х.

В данной статье рассмотрены основные виды бюджетного финансирования государственных учреждений. Охарактеризованы каждый из видов, и изучены условия их предоставления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF BUDGET FINANCING OF STATE INSTITUTIONS

This article describes the main types of budget financing of state institutions. Each of the species is characterized, and the conditions of their provision are studied.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»»

УДК 004.02:004.5:004.9

Заманова А.Х. студент

Научный руководитель: Салимова Ф.Н.

Нефтекамский Филиал Федерального Государственного Бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский Государственный Университет»

Россия, г. Нефтекамск

МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные виды бюджетного финансирования государственных учреждений. Охарактеризованы каждый из видов, и изучены условия их предоставления.

Ключевые слова: бюджетное финансирование, субсидии, государственное или муниципальное задание, бюджетное учреждение.

Zamanova A. X undergraduate student scientific adviser: Salimova F.N. Neftekamsk Branch Of The Federal State Budget educational institution higher education institution «Bashkir state University» Russia, Neftekamsk

MECHANISM OF BUDGET FINANCING OF STATE INSTITUTIONS

Annotation: This article describes the main types of budget financing of state institutions. Each of the species is characterized, and the conditions of their provision are studied.

Key words: budgetary financing, grants, state or municipal job, the fiscal institution.

Механизм бюджетного финансирования государственных

учреждений

Действующие в настоящее время нормативно-правовые акты РФ предусматривают несколько источников и различные механизмы бюджетного финансирования государственных учреждений. Одни из них представляют собой обязательные источники финансирование - без них государственное учреждение не сможет осуществлять свою деятельность, а применение других источников полностью зависит от возможностей и инициативы руководителя бюджетного учреждения и внешних контекстов -как правовых, так и социально-экономических. В данной работе рассмотрим

данные источники.

Наиболее распространенным является бюджетная субсидия на выполнение государственного или муниципального задания. Именно эта субсидия является обязательным источником финансирования, без которого невозможно функционирование учреждение. Бюджетное учреждение получает данную субсидию от учредителя вместе с установленным государственным (муниципальным) заданием.

По Валиеву А.А.: «Для определения размера субсидии учредителем учитываются следующие факторы:

- при расчете субсидии должны учитываться расходы бюджетного учреждения на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (за исключением недвижимого и движимого имущества, которое учреждение сдает в аренду);

- расчет субсидии производится с учетом нормативных затрат на оказание бюджетным учреждением государственных или муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного или муниципального имущества (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ)» [4, с. 79].

Порядок финансирование государственных (муниципальных) заданий, а также предоставление субсидий на их выполнение устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законодательством РФ.

Самойлов В.Р. отмечает, что: «По затратам на содержание имущества средства субсидии (то есть ее гарантированная часть, фактически не зависящая от того, оказывает ли учреждение какие-то услуги, и от объема) с учетом позиции учредителя могут не покрывать всех существующих затрат учреждения, например в отношении федеральных бюджетных учреждений в эти затраты включаются только 10% от общих затрат учреждения на потребление электрической энергии и 50% от затрат на потребление тепловой энергии, остальные затраты по данным видам расходов включаются в норматив финансирования оказания услуг, и, следовательно, получение соответствующих средств учреждением зависит уже от выполнения установленных объемов государственного задания» [9, с. 103].

Рассмотрим часть субсидии, которая направляется на финансирование самого процесса оказания услуг. Эта часть формируется из прямых расходов учреждения на предоставление тех или иных услуг (такие расходы как: расходы по оплате труда работников, которые участвуют в оказании этой услуги), а также из непрямых расходов (прежде всего оплата труда административного персонала учреждения). Также к данной части субсидии могут относиться и расходы по содержанию имущества.

Если в рамках исполнения государственного или муниципального задания данное государственное учреждение будет оказывать населению платную услугу, то из размера субсидий на исполнение задания вычитаются средства, которые учреждение получит, оказывая данные услуги.

Таким образом, руководитель государственного учреждения должен знать, на основании каких нормативно-правовых актов предоставляются субсидии на выполнение государственных и муниципальных заданий, понимать, что субсидия распределяется на прямые и непрямые расходы и что в них входит. Это необходимо прежде всего для определения размера субсидий на выполнение государственного или муниципального задания, так как нередки случаи, когда из-за некомпетентности руководителя возникает дефицит в средствах при выполнении задания. Однако, могут возникать случаи, когда руководитель снижает нормативы при выполнении задания, при том что размер субсидии остается неизменным. Поэтому в данном случае единственный путь сохранения субсидии по крайней мере на прежнем уровне - убедить руководителю бюджетного учреждения своего учредителя в том, что снижение нормативов приведет к невыполнению задания, заметному снижению качества услуг или необходимости повышать размер платы за оказываемые в рамках задания услуги со стороны потребителей.

Следующий вид субсидии - это бюджетная субсидия на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания.

Курмаева В.С. выделяет: «Предоставление данных субсидий бюджетным учреждениям предусматривается федеральным законодательством. Но, в отличие от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания, такая субсидия не является обязательной: вопрос об ее предоставлении решается учредителем, а порядок определения объема и условия предоставления субсидий устанавливаются в отношении федеральных учреждений Правительством РФ, в отношении государственных учреждений субъекта РФ - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в отношении муниципальных учреждений - местной администрацией (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ)» [7, с. 292].

Главным значением вышеперечисленных нормативно-правовых актов является выделение целей, на которые будет направлено данное финансирование.

Иванченко Ю.П.: «В нормотворческой практике учредителей цели могут быть разнообразными: эти субсидии могут предоставляться на приобретение основных средств (в том числе недвижимого имущества), проведение капитального ремонта и реконструкции, мероприятий по ресурсосбережению, реализацию различных мероприятий в рамках целевых программ, обучение и повышение квалификации сотрудников, исполнение судебных решений, ликвидацию последствий стихийных бедствий, погашение кредиторской задолженности, проведение юбилейных мероприятий, реализацию социально значимых грантовых проектов,

осуществление мероприятий, связанных с началом деятельности или ликвидацией учреждения, и т. д.» [6, с. 406].

В соответствии с региональной и муниципальной нормативно -правовой базой для определения объема таких субсидий на практике могут использоваться два способа. Первый заключается в том, что объем субсидии определяется учредителем исходя из планируемой стоимости необходимых товаров, работ или услуг с учетом пределов бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю согласно территориальному бюджету. При втором способе дополнительно используется заявка на субсидию, которую бюджетное учреждение подает учредителю и в которой указывает наименование расходов, их целевое направление (наименование мероприятия и т. д.), их сумму, а также приводит необходимые обоснования.

Как и в случае субсидирования для выполнения государственного задания, в данном виде субсидирования руководителю также необходимо знать все нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид финансирования чтобы знать, на какие цели учреждение может получить данную субсидию.

Рассматриваемые субсидии носят целевой характер, поэтому предметом контроля выступает здесь целевое использование учреждением средств субсидии. Общераспространенной практикой является заключение соглашений между учредителем и бюджетным учреждением о предоставлении таких субсидий.

Данилов С.С. отмечает, что: «...следует обратить внимание, что не использованные в текущем финансовом году остатки данных субсидий, предоставленных учреждениям, подлежат перечислению в бюджет и могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя (ч. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ). То есть если неизрасходованные субсидии на выполнение государственного или муниципального задания не могут быть изъяты у бюджетного учреждения учредителем, то аналогичные субсидии на иную цель учреждение может больше и не увидеть, поэтому, конечно же, оно должно быть заинтересовано в освоении данных средств в текущем году» [5, с. 333].

Таким образом, бюджетное финансирование государственных учреждений бывает двух видов: обязательное и необязательное. При обязательном финансировании учреждение получает субсидии на выполнение государственного или муниципального задания. Необязательное финансирование: учреждение получает субсидии без государственного или муниципального задания. Однако и в первом и во втором случае значительную роль играют такие качества руководителя, как: компетентность в сфере субсидирования бюджетных учреждений, инициативность. Ведь именно от руководителя зависит получит ли субсидии государственное учреждение, и если получит, то в каком размере.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

2. Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671.

3. Бареев В. И. К вопросу о финансировании бюджетных учреждений / В. И. Бареев // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №4. - С. 50 - 60

4. Валиев А. А. Новая система финансирования бюджетных учреждений в России / А. А. Валиев // Экономика и управление. - 2017. - №1. - С. 60 - 83.

5. Данилов С. С., Монин И. Г., Тихонова К. А. Особенности финансирования бюджетных общеобразовательных учреждений // Молодой ученый. - 2019. - №24. - С. 330-332.

6. Иванченко Ю. П. Бюджетные образовательные учреждения и способы их финансирования // Молодой ученый. - 2016. - №29. - С. 405-407.

7. Курмаева В. С. Новые подходы к формированию финансовых ресурсов образовательной организации // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 290293.

8. Моисеев И. В. Государственные и муниципальные задания: эффективный инструмент стимулирования бюджетных организаций / И. В. Моисеев // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2017. - №3.- С. 70 - 90.

9. Самойлов В. Р. Современная финансовая реформа в Российской Федерации / В. Р. Самойлов // Финансы и кредит. - 2016. - №8. - С. 100 -123.

10. Янчев И. И. Особенности финансирования бюджетных учреждений / И. И. Янчев // Вопросы государственного и муниципального управления. -2017. - №1.- С. 70 - 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.