Научная статья на тему 'Медийный субдискурс отечественных корпораций'

Медийный субдискурс отечественных корпораций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
226
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / КОРПОРАТИВНЫЙ ДИСКУРС / МЕДИЙНЫЙ СУБДИСКУРС / КОРПОРАТИВНЫЕ МЕДИА / DISCOURSE / CORPORATE DISCOURSE / MEDIA SUBDISCOURSE / CORPORATE MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ромашова Инна Петровна

В статье анализируется структура медийной составляющей отечественного корпоративного дискурса. Согласно развиваемой автором концепции, медийный компонент является обязательным для любого типа институционального дискурса, что определяется правилами репрезентации социальных акторов в социуме и в системе дискурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media subdiscourse of national corporations

The article analyzes the structure of media component of national corporate discourse. According to the author's approach, media component is obligatory for any type of institutional discourse that is defined by the rules of representation of social actors in the society and in the system of discourses.

Текст научной работы на тему «Медийный субдискурс отечественных корпораций»

their Rambles and Sprees through the Metropolis / P. Egan. — London, John Camden Hotten, Piccadilly, 1869. — 407 p.

9. Dictionary of nineteenth-century journalism in Great Britain and Ireland / general editors, Laurel Brake & Marysa Demoor; associate editors, Margaret Beetham [et al.]. — Publisher Gent : Academia Press ; London : British Library, 2009. — 1014 p.

10. Трентер, Нил. Спорт, экономика и общество в Великобритании (1750 — 1914) [Текст] : реферат / Нил Трентер // Отечественные записки. — 2006. — Т. 33, № 6. — С. 42 — 53.

ЛАГУТИНА Марина Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории методики и истории физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: lagutinmar@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.2015 г. © М. Д. Лагутина

УДК 811.111:81

И. П. РОМАШОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

МЕДИЙНЫЙ СУБДИСКУРС ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

В статье анализируется структура медийной составляющей отечественного корпоративного дискурса. Согласно развиваемой автором концепции, медийный компонент является обязательным для любого типа институционального дискурса, что определяется правилами репрезентации социальных акторов в социуме и в системе дискурсов. Ключевые слова: дискурс, корпоративный дискурс, медийный субдискурс, корпоративные медиа.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-04-00487/14 Новые медиа в России: исследование языка и коммуникативных процессов.

Согласно развиваемой нами гипотезе, медийный субдискурс является обязательной частью любого институционального дискурса, в том числе корпоративного [1]. Его облигаторность обеспечивается современными тенденциями институционализации, согласно которым для признания, воспроизводства и сохранения институт должен быть определенным образом освещен в медиасфере. Правила репрезентации социального актора в медиа закреплены и используются в особой институциональной сфере — связи с общественностью (РЯ) и оговариваются в одном из разделов РЯ — медиарилейшнз [2]. Монографические описания отдельных типов дискурсов русского языка также подтверждают нашу гипотезу о медийном субдискурсе как обязательной составляющей любого институционального дискурса. Так, медийную составляющую выделяет Ю. В. Воробьева в структуре политического дискурса [3], Е. Г. Малышева — в структуре спортивного дискурса [4], Ю. В. Данюшина — в рамках бизнес-дискурса [5], Т. А. Ширяева — в рамках делового [6], О. Ф. Русакова, В. М. Русаков — в структуре религиозного [7]. Как видим, речь идет практически о всех доминирующих дискурсах современности.

Что касается дискурса отечественных корпораций, то проблемным представляется вопрос о составляющих корпоративного медийного субдискурса. Несомненным является включение в него текстов и изданий СМИ, которые освещают деятельность корпораций. В первую очередь, сюда следует отнести так называемую деловую периодику (М. И. Шостак, М. И. Дзялошинская, Е. И. Мордовская, Л. Б. Голикова, Д. А. Мурзин, А. В. Вырковский, А. В. Еременко и др.). Однако собственно корпоративный сегмент медийного субдискурса составляют все-таки корпоративные медиа (здесь и далее КМ. — И. Р.), создава-

емые самими организациями [8]. Третьей составляющей в структуре медийного субдискурса считаем его рекламную разновидность, поскольку медиа являются одним из каналов распространения рекламы. Так как рекламные тексты и деловые издания в достаточной степени изучены лингвистами, журналистами и маркетологами, считаем необходимым обратиться к той части медийного субдискурса, которая продуцируется самими корпорациями и самым непосредственным образом отражает специфику каждой отдельной организации. Речь идет о корпоративных медиа. В данной работе мы используем термин «корпоративные медиа» вместо более распространенного «корпоративные СМИ», ввиду того что данные медиаресурсы по определению не являются «массовыми» — они ориентированы на отражение деятельности отдельных корпораций и имеют, как правило, достаточно четкую целевую аудиторию.

В статье внимание сосредоточено на типологических особенностях, жанровой структуре и жанрово-стилистических тенденциях омских региональных КМ. Всего было проанализировано 48 печатных изданий (газеты: «Сибирский нефтяник» ОАО «Сибирская нефтяная компания», «Речник Иртыша» ОАО «Иртышское речное пароходство», «Разные судьбы» УФАС России по Омской области, «Заводская трибуна» Омского ПО «Иртыш», «Мостовик» и «Житейские ведомости» НПО «Мостовик», «Омск-водоканал» ОАО «Омскводоканал», «Биржа труда» Главного управления государственной службы занятости Омской области, «Вкусная газета «Пятёрочка» ЗАО «Продторг», «Новости Посуда-Центр» ООО «Посуда-Центр Сервис», «Сигнал» ОмПО «Радиозавод им. А. С. Попова», «Энергия» и «Энергетика Сибири» ОАО «Омскэнерго», «Фармэкс.Яи» ЗАО ТМК «Фар-мэкс», «Качество и рынок» ФГУ «Омский центр

стандартизации, метрологии и сертификации», «Планета Миэль» агентства недвижимости «Миэль», «Все путем» Омского проектно-изыскательского института «Омскжелдорпроект», «Ошовские вести» ООО ликероводочный завод «ОША», «Заводская жизнь» ФГУП ПО «Полет», «Заводские вести» ООО «Омский завод технического углерода», «Весточка» ГК «Вес-Трейд», «Вестник СибирьТелеком» ОАО «Си-бирьТелеком», «Наш мир» НПО «Мир» и др.) Как видно из списка источников, под корпорациями в статье понимаются не только коммерческие, но и государственные структуры различного профиля, которые осознают свою идентичность, подчеркивают ее и применяют современные дискурсивные технологии институционализации, легитимации и позиционирования для воспроизводства и сохранения данной организационной структуры и ее корпоративной культуры. КМ рассматриваются в настоящей статье как одна из таких дискурсивных технологий. Акцент на региональной корпоративной прессе был обусловлен тем, что в имеющихся исследованиях изучались преимущественно издания крупных про-государственных корпораций: «Русал» у Д. А. Мур-зина, «Норильский Никель» у А. Ю. Горчевой, «Сбербанк России» у А. А. Коровки и т.д. «Корпоративная же печать в России стала действительно массовой после того, как выпуском собственных СМИ занялись многие компании «средней руки» — с количеством персонала 2 — 5 тыс. человек» [9, с. 3].

Жанрово-стилевые особенности региональных КМ определяются теми задачами, которые перед ними ставит руководство организаций. Если для внутренней аудитории базовыми становятся функции информационная, организационная и идеологическая, но в КМ для клиентов, партнеров и широкой общественности доминируют иные цели: информационная, имиджевая и рекламная. Вот, например, как определяет задачи корпоративной газеты «Планета Миэль» агентства недвижимости «Миэль» ее главный редактор Н. В. Кручинская: «Планета " Миэль"» — информационно-познавательная газета, главный инструмент продвижения корпоративной культуры и политики крупнейшей в Омске риелторской компании. Задачи издания — способствовать позиционированию Компании на рынке недвижимости; отражать новости и наиболее актуальные темы в жизни Компании и рынка недвижимости; продвижение и укрепление положительного имиджа профессии «риэлтор» на примере специалистов компании «Миэль-недвижимость»; информационное воздействие на реальных и потенциальных клиентов; обеспечение внутрифирменного РЯ, влияние на мотивацию персонала Компании; распространение рекламной информации» [10]. Это высказывание включает практически весь перечень целей корпоративного издания. Кроме того, оно отражает специфику регионального рынка КМ: попытку омских «корпоративок» в одном издании совместить задачи и внутрикорпоративных, и отраслевых, и клиентских СМИ. Система жанров региональных КМ зависит от конкретных целей печатного издания и в то же время определяется общестилевыми тенденциями, которые уже наметились в корпоративном медийном субдискурсе. Система жанров корпоративных изданий включает три группы текстов: трансформированные традиционные журналистские жанры, РЯ-и рекламные тексты. Доля последних зависит от степени направленности издания на внешнюю аудиторию.

Первая группа — традиционные журналистские жанры — подвергается серьезной трансформации

в корпоративной периодике. В первую очередь, здесь находит отражение тенденция к гибридизации жанров, характерная для отечественной журналистики в целом. Можно вполне согласиться с исследователем КМ И. И. Хамидовым в том, что «вместо устаревшей системы жанров (информационные — заметка, интервью, репортаж, отчет; аналитические — статья, корреспонденция, письмо, обзор печати, обозрение, рецензия; художественно-публицистические — очерк, фельетон, памфлет) предлагается принципиально новая, состоящая из пяти групп: оперативно-новостная — заметка во всех ее разновидностях; оперативно-исследовательская — интервью, репортаж, отчет; исследовательско-новостная — корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия; исследовательская — статья, письмо, обозрение; исследо-вательско-образная — очерк, эссе, фельетон, памфлет» [11, с. 9]. Анализ региональных корпоративных изданий в целом подтвердил эти наблюдения: вместо «чистых» жанров в КМ появляются публикации, обладающие характерными признаками не только отдельных жанровых типов, но даже различных жанровых групп. Исчезают аналитические и исследовательские жанры, а оставшиеся существенно трансформируются.

Публицистические статьи, заметки, раскрывающие общественно-значимые темы, в КМ появляются редко и только в том случае, если происходящее каким-то образом затрагивает деятельность организации. Например, если в одной из газет ОАО «Газпром-нефть» («Сибирская нефть») в байлайнере говорится о победе футбольного клуба «Зенит» в Суперкубке УЕФА, но заинтересовал данный факт КМ только потому, что «Газпромнефть» является спонсором данного клуба: «Спортивный дух сродни корпоративному, поэтому наша Компания уделяет такое большое внимание поддержке спорта на всех уровнях» (Сибирская нефть, 2008, № 8 (53), с. 2). Документальные (информационные) материалы представлены в КМ жанрами «заметка», «информационный отчет», «репортаж». Им отведены первые страницы номера. Заметки обычно сообщают о новостях организации: о выходе компании на новый рынок, об удачной реализации проектов, об открытии филиала, о подписании договоров, о профессиональных достижениях и победах. На последней полосе корпоративных газет, как правило, размещают анонсы будущих мероприятий, конкурсов, семинаров и пр.

Документальные официальные материалы представлены обращениями руководителей к персоналу (байлайнерами), информационными отчетами о собраниях акционеров, о конференциях и семинарах, о планах и программах деятельности, текстами Законопроектов, инструкций, Положений и проч. Репортажи со спартакиад, соревнований, конкурсов профессионального мастерства или художественной самодеятельности размещаются на первых или последних страницах номера. Как правило, они завершаются высказываниями сотрудников о прошедшем событии: «Выезд в «Мечту» позволил мне познакомиться с сотрудниками из других городов, узнать о них, об их работе. ... Глядя на все это, я еще раз ощутил масштабы нашей компании и испытал чувство гордости за то, что я работаю здесь» (Наш мир, 2010, № 1 (23), с. 5).

Из художественно-публицистических жанров в КМ применяется некий аналог портретного очерка о руководителях, топ-менеджерах, сотрудниках, ветеранах, молодых работниках компаний. Типовая структура «корпоративного» портретного очерка

включает сегодняшние достижения героя, историю его жизни и этапы работы в компании, а завершают текст слова сотрудника о любви к родному предприятию («Я горжусь тем, что судьба связала меня с таким уникальным предприятием») или похвальные слова коллег о герое публикации. Такие материалы отличаются от традиционного журналистского портретного очерка меньшим объемом, отсутствием глубокой проработки характера, стереотипностью композиции и обилием штампов, которые по большей части очень напоминают фрагменты производственной характеристики: «настоящий профессионал своего дела», «ему присущи такие черты характера, как скромность, доброта, трудолюбие и открытость», «по праву пользуется заслуженным авторитетом в коллективе», «за многолетний и добросовестный труд награжден», «свою трудовую биографию начал», «отличную учебу в институте она удачно сочетала с общественной работой», «активно участвовал в общественной жизни предприятия». То есть художественно-публицистический жанр портретного очерка, призванный создать неповторимый индивидуальный образ героя, в КМ трансформировался: в нем все многообразие личностных проявлений человека сводится к заданному перечню социальных ролей и стереотипных оценок. Многие из таких очерковых произведений контаминированы с жанром «поздравлений»: небольшой биографический экскурс завершается поздравлениями с днем рождения или юбилеем.

Последним трендом корпоративной журналистики стало появление жанроида, который весьма условно можно назвать «путевым очерком». Это эссе-отзыв сотрудников компании о проведенных отпусках, о поездках на стажировки и даже в командировки: «Как-то у нас прошел слушок, что один из работников нашего магазина может поехать в командировку! Для того чтобы попасть в число «избранных», нужно было постараться: быть лучшим продавцом месяца! ... Короче, всеми правдами и правдами (работать пришлось за двоих, в поте лица!), все-таки попала!... О, Казань! Красивый, обворожительный, незабываемый, стильный! Мы побывали в наших филиалах в Казани — в один попали на ревизию?» — делится сотрудница компании «Винпром». И завершает рассказ: «P.S. Командировка — форева! Заряжает! (и не только мозги); -) Чаще выезжайте — и не только в другой город» (Омсквинпром, 2008, № 9 (76), с. 10). Завершаются эти публикации, как правило, стереотипно: «спасибо Компании за возможность отдохнуть в ...», «посетить страны и города», «повысить квалификацию» и пр. Эти тексты пишут и журналисты, стилизуя под материалы сотрудников, которые размещаются в Ин-транете: в чатах, блогах, в соцсетях. В ряде КМ в текст даже включают смайлики. Стиль таких материалов — разговорный, задача — передать впечатление от увиденного, настроение. Средства выразительности лимитированы и представлены в основном эпитетами и другой эмоционально-оценочной лексикой.

Аналитические материалы во внутрикорпоративных изданиях для сотрудников встречаются крайне редко: это может быть практико-аналитическое интервью или рекомендация. Как правило, в роли эксперта по профессиональному вопросу выступает руководитель, менеджер или сотрудник организации. Персонал компании, ее партнеров, в первую очередь, объединяет профессиональная тематика. Именно по этой причине на страницах печатных изданий располагаются материалы научно-технического ха-

рактера. Это могут быть статьи, посвященные последним научным изысканиям в данной профессиональной сфере, интервью с экспертами, учеными с мировым именем. Для КМ это обычные темы для публикаций, так как деятельность большинства организаций так или иначе связана с научными разработками и технологическими процессами. Например, у газеты «Весточка» (издание ГК «Вес-Трейд») есть постоянная рубрика «Из жизни замечательных вещей», в которой журналисты рассказывают об истории, использовании или новых моделях бытовой техники. Газета ОАО «Сибнефтепровод» в своей газете «Сибирский меридиан» рассказывает о технологии электрохимической защиты, газета АК «Омск-энерго» «Энергия» — о «телефонной связи нового поколения», газета «Мостовик» имеет рубрику «Научный потенциал». В ряде газет подобные материалы носят не информационный, а развлекательный характер и помещаются в рубриках «Это интересно», «С миру по нитке» и пр. Выдержанные в стилистике журналов life style, они призваны расширять скорее общий, чем профессиональный кругозор.

Обязательным элементом системы публикаций в подавляющем большинстве газет являются справочные материалы. Это могут быть теле- и радиопрограммы на неделю, репертуар местных театров и кинотеатров, сводки погоды, расписание поездов, авиарейсов, анонсы спортивных соревнований, фестивалей и тому подобных мероприятий.

Развлекательные (рекреационные) публикации представлены различными кроссвордами и сканвор-дами, картинками, подборками анекдотов, остроумных изречений и т.п. Так как основная целевая аудитория анализируемых изданий — сотрудники, то до 1/4 общего объема издания занимают рекреационные материалы, созданные самими сотрудниками: стихи, песни, гимны, литературно-художественные произведения.

Акцент на имиджеобразующей функции обусловил включение в КМ большого количества PR-текс-тов разных жанров. Доминирование в корпоративной прессе «позитивных» и «беспроблемных» PR-текстов зачастую превращают КМ в рекламно-пи-аровскую листовку. «Оптимизированная селективная PR-информация» (термин пиаролога А. Д. Кривоно-сова) делает газетные материалы прогнозируемыми, лишенными конфликта, интриги. В PR-публикациях, как известно, даже интервьюер и респондент часто совпадают в одном лице — журналиста — пиарщика, когда и вопросы, и ответы создает один человек, акцентируя внимание только на позитиве: «Отношения с ЗСМЦ развиваются по нарастающей?» — «Да, наши отношения со временем становятся все более прочными» (Заводская жизнь, 2008, № 5 — 6, с. 3); «В чем секрет успеха вашего предприятия? — Это, прежде всего, самостоятельная коммерческая деятельность, прямые связи с производителями и оптовиками» (Фармэкс^и, 2010, № 3 (39), с. 2). В вопросе уже присутствует положительная оценка компании, которая лишь подтверждается в ответе.

Журналисты и лингвисты — исследователи КМ — считают проблемный характер, персонал-ориентированность, диалогичность и доступность важными стилеобразующими чертами современного КМ. Другое дело — насколько они воплощены в «фирменных» СМИ. Тезис об актуальности, проблемном характере материалов корпоративной периодики остается нереализованным. Обсуждение насущных вопросов, инициированное сотрудниками,критические материалы в КМ практически не публикуются.

Точка зрения рядового персонала по значимым для производства и деловых отношений вопросам либо не представлена вовсе, либо «глас народа» звучит только в рекреационных материалах — сотрудники выступают в роли авторов воспоминаний о начале своей карьеры в компании или о проведенном отпуске, либо как творцы песен, стихов, рассказов и др. литературных форм, то есть в сфере, не связанной с профессиональной деятельностью. Точка зрения сотрудников, как правило, дается в редакторском переложении, доминирует передача чужой речи от 3-го, а не от 1-го лица. Некая иллюзия живого диалога, демократичности издания отчасти достигается с помощью стилистических средств. «Доступность» языка корпоративок обеспечивается не только использованием разговорной лексики, фразеологии, синтаксиса, различных форм диалогизации. Своеобразным маркером демократичности издания становится употребление терминологической лексики, профессионального жаргона: «Термин «барда спиртовая» хорошо известен нашим специалистам. Это один из продуктов спиртового производства. На технологической линии спиртового производства компании «Оша» в сутки образуется порядка 390 кубометров зерновой барды (Ошовские вести, 2008, № 8, с. 6). В текстах КМ встречается большое количество аббревиатур, которые не расшифровываются, поскольку априори должны быть понятны «своему» читателю. Например, раздел «Новости» в газете «Омский моторостроитель» завода им. П. И. Баранова имеет следующие рубрики: «ЦБПО», «ОРНУ», «СДКУ», обозначающие, как можно понять из содержания заметок, подразделения и службы предприятия. Использование перечисленных лингвости-листических средств формально демократизирует газету, делает ее корпоративным изданием «для своих».

Монологизация и «рекламизация» КМ не позволяет фирменным газетам и журналам выполнять еще одну функцию — способствовать качественному позиционированию структуры. Ведь эффективность имиджевого позиционирования напрямую зависит от того, удастся ли фирменным газетам приобрести «лица необщее выраженье», что осуществляется не только за счет специально разработанного дизайна и фирменного стиля, но и благодаря профессионально продуманной концепции и системе жанров, качественному контенту и блестящему стилистическому исполнению. Поскольку большую часть КМ составляют стандартизованные официальные информационные материалы, за реализацию функции позиционирования во многом «отвечают» публикации о сотрудниках и для сотрудников: имиджевые интервью, рекреационные публикации, литературные произведения самих работников. Но поскольку большинство КИ решают задачу позиционирования одинаковым набором жанрово-стилистических средств, то эта задача остается невыполненной.

Таким образом, жанровая система в КМ не отличается богатством и разнообразием. Самыми распространенными жанрами омских корпоративных газет становятся все виды информационных заметок, репортажи с разнообразных корпоративных мероприятий, имиджевые и аналитические интервью с руководством и персоналом компании. Типичные журналистские жанры под влиянием специфических задач, стоящих перед КМ, трансформируются: сокращаются, шаблонизируются, лишаются аналитичности

и диалогического характера. Система публикаций КМ активно дополняется PR-текстами, под влиянием которых происходят жанрово-стилевые изменения журналистских материалов. Так, например, художественно-публицистический жанр путевого очерка трансформировался в отзывы сотрудников о летнем отдыхе. При этом жанровое пространство КМ сужается по сравнению с общественно-политической прессой, а содержание во многом стереотипизиру-ется. Сказанное объясняет, почему не только практики, но и теоретики паблик рилейшнз зачастую рассматривают корпоративные издания как совокупность PR-материалов: «... стремление сформировать « положительный имидж» компании в глазах персонала приводит к мифологизации содержания, к конфликту с реальностью» [8, с. 16]. Иными словами, изучение региональных КМ подтверждает общую тенденцию к конвергенции практик различных медийных институтов: СМИ, рекламы и PR — и демонстрирует возрастающее влияние дискурсивных PR-практик на масс-медийные.

Библиографический список

1. Ромашова, И. П. Модель институционального дискурса с позиций социодинамического подхода / И. П. Ромашова // Вестник Омского униерситета. — 2013. — № 1 (67). — С. 94 — 100.

2. Чумиков, А. Н. Медиарилейшнз : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Чумиков. — М. : Изд-во Аспект Пресс, 2014. - 184 с.

3. Воробьева, Ю. И. Политический медиадискурс и легитимность власти : дис. ... канд. полит. наук / Ю. И. Воробьева. — М., 2013. — 151 с.

4. Малышева, Е. Г. Русский спортивный дискурс: теория и методология лингвокогнитивного исследования / Е. Г. Малышева : дис. ... д-ра филолог. наук. — Омск, 2011. — 403 с.

5. Danyushina, Y. V. A linguaLingua-Discursive Study of Business and Governance Communication / Y. V. Danyushina // Коммуникативные исследования. — 2014. — № 1. — С. 23 — 34.

6. Ширяева, Т. А. Когнитивное моделирование институционального делового дискурса / Т. А. Ширяева : дис. ... д-ра филолог. наук. — Краснодар, 2008. — 540 с.

7. Русакова, О. Ф. PR-Дискурс: Теоретико- методологический анализ / О. Ф. Русакова, В. М. Русаков. — 2-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург : УрО РАН, ИД «Дискурс-Пи», 2011. — 336 с.

8. Мурзин, Д. А. Корпоративная пресса: современные типологические концепции / Д. А. Мурзин : дис. ... канд. филолог. наук. — М., 2007. — 182 с.

9. Агафонов, Л. С. Корпоративная пресса: особенности функционирования, типологические характеристики и методика оценки эффективности / Л. С. Агафонов : автореф. дис. ... канд. филолог. наук. — М., 2008. — 24 с.

10. Сайт компании Миэль-недвижимость [Электронный ресурс]. — Режим обращения : www.miel.ru/lenta/detail/2486/ (дата обращения: 21.08.2011).

11. Хамидов, И. И. Место корпоративной прессы в современной таджикской журналистике / И. И. Хамидов : дис. ... канд. филолог. наук. — Душанбе, 2010. — 194 с.

РОМАШОВА Инна Петровна, кандидат филологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики. Адрес для переписки: romashova.inna@gmail.com

Статья поступила в редакцию 04.12.2014 г. © И. П. Ромашова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.