Научная статья на тему 'Модель институционального дискурса с позиций социодинамического подхода'

Модель институционального дискурса с позиций социодинамического подхода Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1065
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТЬ / SOCIODYNAMIC APPROACH / INSTITUTIONAL DISCOURSE / INSTITUTIONALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ромашова Инна Петровна

Универсальная модель институционального дискурса разработана на основе социодинамического подхода к исследованию дискурса, который синтезирует основные положения концепций критического дискурс-анализа с теориями институционального дискурса, разработанными в отечественной социолингвистике. Предложена динамическая трактовка понятия «институциональность» и разработан вариант полевой модели институционального дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of institutional discourse according to sociodynamic approach

The article deals with a universal model of institutional discourse. The model has been developed on the basis of sociodynamic approach to the discourse study. This approach combines fundamentals of the critical discourse analysis concepts with the institutional discourse theories developed in Russian sociolinguistics. Discourse study in terms of sociodynamics enabled the author to present a dynamic interpretation of ‘institutionality’ notion and to develop a version of institutional discourse field model.

Текст научной работы на тему «Модель институционального дискурса с позиций социодинамического подхода»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 94-100.

УДК 808.2-085(82)

И.П. Ромашова

МОДЕЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА С ПОЗИЦИЙ СОЦИОДИНАМИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Универсальная модель институционального дискурса разработана на основе социо-динамического подхода к исследованию дискурса, который синтезирует основные положения концепций критического дискурс-анализа с теориями институционального дискурса, разработанными в отечественной социолингвистике. Предложена динамическая трактовка понятия «институциональность» и разработан вариант полевой модели институционального дискурса.

Ключевые слова: социодинамический подход, институциональный дискурс, инсти-туциональность.

Предлагаемое при социолингвистическом подходе разделение дискурсов на институциональные и персональные является общепринятым в отечественной дискурсологии (работы В.И. Карасика, М.Л. Макарова, М.Ю. Олешкова, О.Ф. Русаковой и др.), а типология институциональных дискурсов считается наиболее разработанной ее частью.

В трактовке термина «институциональный дискурс» (далее - ИД) большинство отечественных исследователей опираются на работы В.И. Карасика [1]. Он определяет институциональный дискурс как специализированную клишированную разновидность общения между людьми, которые «могут не знать друг друга, но должны общаться в соответствии с нормами данного социума»; это «коммуникация в своеобразных масках» [2, с. 27].

В его работах представлена универсальная схема полевой структуры ИД, где ядро дискурса образуют коммуникации «базовой пары»: «Основными участниками институционального дискурса являются представители института (агенты) и люди, обращающиеся к ним (клиенты)» [3, с. 15]. Периферию же составляют «нейтральные признаки институционального дискурса»: это характеристики, типичные для любого типа общения, личностно-ориентированные признаки, а также признаки других дискурсов, проявляющиеся в данном («например, элементы проповеди как части религиозного дискурса в политическом, рекламы - в медицинском, научной дискуссии - в педагогическом») [4, с. 31].

На основе предложенной В.И. Карасиком теории ИД другие лингвисты осуществляют монографическое описание конкретных видов дискурса, уточняя положения базовой концепции1.

Так, в работах А.А. Шереметьевой выполнен анализ полевой структуры экономического дискурса с более подробной классификацией пар его участников, образующих центр и периферию изучаемого дискурсивного образования [5]. Помимо «ядерной пары», о которой речь шла выше, А.А. Шереметьева выделяет иных участников экономического дискурса, общение которых составляет его периферию: «Участники экономического дискурса (они же субъекты экономики) могут быть объединены в различные группы. <...> Так, например, с точки зрения экономической активности в экономической теории выделяют предприятия. потребителей. и государство. Субъекты экономического дискурса могут быть разделены и по степени подготовленности коммуникантов на неподготовленных и специально подготовленных. либо на профессионалов, дилетантов и журналистов. Таким образом, к участникам экономического дискурса будет относиться базовая пара “профессионалы (производители и распределители товаров и услуг) - неспециалисты (потребители товаров и услуг)”, а также “журналисты - профессионалы, неспециалисты”» [6].

© И.П. Ромашова, 2013

Тех же участников («профессионалы, дилетанты и журналисты», «специалисты и дилетанты»), но уже в иных ИД выделяют и другие исследователи институциональной коммуникации. В монографии Е.И. Шейгал предлагается широкое понимание политического дискурса, включающее не только общение политиков, но и разговоры о политике в самых разных дискурсах - бытовом, художественном, публицистическом и др. В работе показано, как политический дискурс пересекается с другими типами дискурса -юридическим, научным, массово-информационным, педагогическим, рекламным, религиозным, спортивно-игровым, бытовым и художественным [7, с. 18-33]. В докторской диссертации Т.А. Ширяевой, посвященной созданию интегративной модели делового дискурса, автор выделяет в нем «3 относительно стабильные сферы коммуникации: профессиональный институциональный деловой дискурс (сам процесс профессиональной деятельности делового сообщества), академический институциональный деловой дискурс (хранение и воспроизводство знаний, подготовка кадров), публичный институциональный деловой дискурс (распространение информации о деятельности, привлечение сторонников, обмен опытом)». Исследователь говорит о полевой структуре делового дискурса, в центре которой «находится профессиональный деловой дискурс, максимально соответствующий его назначению, в то время как в периферийных зонах находится публичный дискурс, в котором осуществляется контакт представителя делового сообщества с человеком, не относящимся к этому институту, и наблюдается взаимопроникновение различных типов дискурса» [8, с. 15].

Предполагаем, что базовую профессиональную, а также публичную (медийную) и академическую дискурсивные разновидности можно вычленить в полевой структуре и других типов ИД. К этому выводу нас привел анализ монографических исследований разных видов институционального дискурса, выполненных отечественными учеными, работ постструктуралистов и теоретиков критического дискурс-анализа (М. Фуко, Н. Фэркло, Р. Водак, Э. Лакло, Ш. Муфф) о динамике и структуре дискурсивных форм, трудов ученых екатеринбургской школы дискурс-анализа под руководством О.Ф. Русаковой [9], работ обобщающего характера

об институциональном дискурсе (см.: [10]), а также докторских диссертаций Т.А. Ширяевой, М.Ю. Олешкова, Л.С. Бейлинсон и других, где сделана попытка осмыслить сам феномен институциональности, обобщить имеющиеся в рамках социолингвистического подхода трактовки институциональной коммуникации.

В концепциях критического дискурс-анализа (КДА), в работах ученых екатерин-

бургской школы «Дискурс ПИ» дискурс представлен как мощный властный ресурс, посредством которого социальные институты осуществляют свою саморепрезентацию, легитимацию, конструирование и продвижение тех или иных образов реальности, производят позиционирование в социокультурном и политическом пространстве. По представлениям, развиваемым в КДА и работах ученых екатеринбургской школы, дискурсы постоянно борются между собой за превосходство2, за признание в качестве легитимной речевой и социальной практики. Подход, при котором дискурс трактуется как динамическая структура, которая с помощью своих дискурсивных практик борется за укоренение в системе дискурсов, осуществляя таким способом легитимацию и позиционирование стоящего за дискурсом социального института, мы обозначили термином «социодинамический».

Теоретической основой социодинамиче-ского подхода к институциональности, предлагающей объяснение философии, онтологии и динамики взаимодействия языковых и социальных практик, считаем постструктурали-стские теории (М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Лакан), постмодернистские теории «социального конструкционизма» и концепции теоретиков КДА (Н. Фэркло, Ш. Муфф, Я. Торфинг, С. Жижек, М.В. Йоргенсен, Л.Дж. Филлипс и др.). Данные направления объединяет тезис о том, что дискурс представляет собой форму социальных практик, с помощью которых социальные институты объясняют и закрепляют свое существование в обществе. Думается, что идеи зарубежных и отечественных дискурсологов об институциональности как о желаемом статусе, который каждый дискурс и стоящий за ним социальный институт стремятся приобрести в «водовороте и борьбе дискурсов», делают возможным динамический подход к пониманию институциональности3.

При социодинамическом подходе инсти-туциональность предстает в качестве динамической (т. е. получаемой и, соответственно, утрачиваемой) характеристики дискурса, обретению которой предшествует некий процесс институционализации. Институциональ-ность достигается с помощью специальных текстов4, технологий, стратегий и тактик, типичных для данного исторического периода. Изучение таких текстов, каналов, технологий пока относится к перспективам исследования динамических аспектов дискурса. Пока же отметим, что в результате процесса институционализации в общественном сознании должна сформироваться устойчивая связь «имени института»5 с «определенными функциями людей, сооружениями, построенными для выполнения данных функций, общественными ритуалами и поведенческими стереотипами, а также текстами, производимыми в этом социальном образовании» [13].

Думается, что рассмотрение институ-циональности в динамическом аспекте и введение понятия «институционализация»6 как процесса и способа приобретения дискурсом статуса легитимной речевой и социальной практики позволяют расширить научные представления о структуре институционального дискурса и построить универсальную полевую модель ИД, характерную для постиндустриального общества.

Обозначая разновидности ИД, образующие его дискурсивное пространство, термином «субдискурс», попытаемся представить универсальную модель полевой структуры институционального дискурса в виде совокупности таких субдискурсов.

Основу ИД, его ядро, формируют коммуникации базовой пары дискурса (или пар, если количество основных участников коммуникации нельзя свести к одному тандему) - это представители социального института и внешние целевые аудитории (потребители, государство, общественность). Состав и количество базовых пар определяется структурой того социального института, который репрезентирован в данном ИД. По степени подготовленности субъектов к общению в рамках этого социального института пары могут дифференцироваться на профессионалов и дилетантов (профессионалов и непрофессионалов).

В периферийную часть ИД считаем необходимым в первую очередь включить медийный субдискурс, поскольку борьба и позиционирование дискурсов осуществляется через каналы, типичные для современной постиндустриальной эпохи, - через практики медиадискурса, РЫ-технологии и рекламу.

В медиалингвистике термином «медиа» обычно обозначают «любой вид дискурса, реализуемый в сфере массовой коммуникации» [15, с. 4], т. е. речь идет не только о журналистском медиадискурсе, но и, например, о социальных сетях, профессиональных порталах и блогах, где обсуждаются проблемы и дискурсивные практики какого-либо социального института7. В связи с этим участниками медийного субдискурса будет не только базовая пара «представители социального института (профессионалы) - журналисты», но и пары «специалист -специалист», «специалист - неспециалист» (в блоге, на профессиональном портале), «неспециалист - неспециалист» (в социальных сетях), которые коммуницируют в медийном пространстве.

Медийный субдискурс как составная часть изучаемого ИД вычленяется в последнее время исследователями для различных типов дискурсов: Ю.В. Данюшиной - для бизнес-дискурса, Т.А. Ширяевой - для делового, Е.Г. Малышевой - для спортивного [17], что позволят выдвинуть гипотезу об универсальности этого субдискурса как составляющей для любого современного типа институ-

ционального общения. О медиадискурсе как посреднике пишет в работе, посвященной институциональному спортивному дискурсу,

А.Б. Зильберт. «Каналы массовой коммуникации являются основными каналами распространения спортивного дискурса», в котором «представители института массовой информации (газеты, радио, ТВ), журналисты» являются «посредником между институтом спорта (в рамках которого происходят все спортивные события) и массовой анонимной рассредоточенной аудиторией “клиентов”» [18, с. 107]. Облигаторность медийного субдискурса в полевой структуре любого современного ИД связана с особенностями процесса легитимации и позиционирования социальных институтов, характерных для постиндустриального общества. В постиндустриальную эпоху, с ее информатизацией и виртуализацией8, любая социальная структура должна быть представлена в медиапространстве, оценена сетевым интернет-сообществом, которое в настоящее время и является действительным носителем общественного мнения.

Столь же обязательным в структуре ИД считаем имиджевый субдискурс: именно он в первую очередь отвечает за позиционирование социального института; институционализация и позиционирование - это его базовая цель, основное предназначение. О.Ф. Русакова, предлагая универсальную схему жанров ИД, включает в нее «жанры внутрикорпоративной и внешней РЫ-дея-тельности»: «Включение в жанровую палитру ИД жанров РЫ-деятельности продиктовано тем, что сегодня вряд ли найдется хоть один социальный институт, который бы не практиковал тот или иной жанр связей с общественностью. РЫ-службы... существуют во всех солидных организациях, учреждениях и фирмах» [19, с. 28].

Необходимость включения имиджевого субдискурса в периферийную зону ИД находит подтверждение в работах теоретиков КДА (Э. Лакло, Ш. Муфф, Н. Фэркло), которые пишут о маркетизации, рекламизации всей дискурсивной системы национального языка, о том, что позиционирование становится неотъемлемой социальной и дискурсивной практикой любого социального института, будь то религия, спорт, политика, экономика или корпорация [20, с. 45-47]. Речь идет об отделах по связям с общественностью, о пресс-службах, которые открываются отныне и в компаниях, и в органах государственной власти, и в спортивных клубах, и при епархиях: «Главной целью деятельности пресс-служб госучреждений, предприятий, организаций, бизнес-структур становится поддержка благоприятных отношений с общественностью, СМИ, органами власти, клиентами, партнерами, позиционирование экономической и социальной миссии предприятия не только в повседневной дея-

тельности, но и в кризисных ситуациях и др.» [21, с. 157]. В цитируемой работе особо подчеркивается, что институционализация происходит через РЫ-технологии: «связи

(взаимодействие) с общественностью ^ ин-ституциализация.».

У имиджевого субдискурса имеется своя цель (позиционирование социального института, оптимизация его отношений со значимыми ЦА), которая конкретизируется в зависимости от направленности на внутреннюю или внешнюю аудитории. Так, имиджевые тексты, корпоративная символика, фирменная цветовая гамма и прочие технологии внутреннего РЫ имеют дополнительную цель консолидировать коллектив, оптимизировать систему управления. В заключение отметим, что у имиджевого субдискурса имеется свое концептуальное содержание - это публичная версия деятельности социального института.

Небесспорным представляется включение в модель ИД рекламного субдискурса в связи с тем, что не все типы организаций занимаются рекламой своих товаров и услуг. В основном это прерогатива коммерческих структур. Однако тенденция к рекламизации дискурсов государственных структур уже явно ощущается. Примером могут послужить дискурсивные практики государственных учебных заведений России. Многочисленные исследования показывают, что отечественные вузы уже наработали богатый практический опыт в рекламном продвижении образовательных услуг и даже успели его осмыслить теоретически, в том числе и в лингвистическом аспекте. Возможность включения рекламного субдискурса в структуру ИД находит подтверждение в теориях постструктуралистов и теоретиков КДА о рекламизации дискурсов как кросс-культурной тенденции современного общества [22].

В работах постструктуралистов, современных дискурсологов в структуру ИД последовательно включается научно-педагогический (академический) дискурс, о роли которого в позиционировании и легитимации социальных институтов писал еще М. Фуко: «Любая система образования является политическим способом поддержания или изменения форм присвоения дискурсов - со всеми знаниями и силами, которые они за собой влекут» [23, с. 76]. Академическая среда и система профессионального образования всегда были основными субъектами и инстанциями институционализации, так как сам факт изучения социальных и дискурсивных практик какого-либо социального института в академических учреждениях уже свидетельствовал о признании существования этого социального института и его возможной легитимации. Необходимость включения научно-педагогического субдискурса в структуру ИД обусловлена еще и тем, что любой социальный институт для

своего воспроизводства, подготовки будущих лояльных членов должен иметь соответствующие учебно-образовательные структуры: «Академический институциональный дискурс. призван системно готовить специалистов и учащихся к эффективной коммуникации в деловом мире» [24, с. 35]. Участниками такого субдискурса, его «базовыми парами» становятся, соответственно, ученые и преподаватели, с одной стороны, и научные сотрудники, студенты - с другой. В терминах, предлагаемых А.А. Шереметьевой, эту пару можно обозначить как «профессионалы - профессионалы». Содержательный аспект научно-педагогического субдискурса составляют теории устройства социального института и научное описание его дискурсивных и социальных практик. Что касается базового концепта научно-педагогического субдискурса, то его можно представить как «базовый фрейм социального института» в терминологии Т.А. Ширяевой: «Любой общественный институт может быть смоделирован в виде сложного фрейма, включающего: людей, занятых соответствующей деятельностью; их характеристики, общественные ритуалы, поведенческие стереотипы, мифологемы, т. е. все типичное для этого института, а также тексты, производимые и хранимые в данном социальном образовании» [24,

с. 20]. Отметим, что научно-педагогический субдискурс, как и рассмотренные ранее медийный, имиджевый и рекламный, относится к периферии ИД. Он связан с ядерной зоной лишь постольку, поскольку в нем обсуждаются темы и проблемы соответствующего социального института и его дискурсивные практики.

Для институционализации дискурса необходима также его легитимация в правовом поле: требуется создание законодательных актов, которые регулируют деятельность соответствующего социального института. Соответственно, в полевую структуру ИД имеет смысл включить юридический субдискурс. Он также относится к перифериии дискурсивного пространства ИД. Его участниками становятся пары «государственные органы, юридические институты, общественность / социальный институт». Если же речь идет о степени готовности к коммуникациям в данной сфере, то можно говорить о тандемах «профессионалы - профессионалы» и «профессионалы - дилетанты». Целью юридического субдискурса становится легитимация института и его дискурсивных практик в правовом поле, тематикой - оценка деятельности социального института в правовом поле, а текстами институционализации выступают законы и законодательные акты.

В результате модель полевой структуры институционального дискурса постиндустриального общества в рамках социодина-мического подхода, предлагаемого в настоящей работе, может быть представлена следующим образом (см. таблицу).

Модель структуры институционального дискурса постиндустриального общества

Участники (суб)дискурса Цель (суб)дискурса Жанры (суб)дискурса Тематика (суб)дискурса Базовые концепты (суб)дискурса Связь с другими типами дискурсов Тип (суб)дискурса

ЯДЕРНАЯ ЗОНА

Представители социального института/ внешние и внутренние целевые аудитории (ЦА) Основные цели ИД Основные жанры ИД

ПЕРИФЕРИИНАЯ ЗОНА

Представители социального института/ внешние ЦА (потребители, государство, общественность) Позиционирование дискурсивных и социальных практик социального института; оптимизация отношений со значимыми ЦА Система РКжанров и Реакций Публичная версия деятельности социального института, инициированная самим институтом Общественно- полезный характер деятельности социального института РКдискурс Имидже- вый

Руководство социального института/ сотрудники (профессионалы/профессионалы) Позиционирование дискурсивных и социальных практик социального института; консолидация членов социального института; оптимизация управления социальным институтом

Журналисты / представители социального института, широкая общественность (профессионалы и дилетанты) Информирование, позиционирование (в случае ангажированности СМИ социальным институтом) Жанры журналистского дискурса Публичная версия деятельности социального института, инициированная СМИ или иными агентами Общественно- полезный/ вредный характер деятельности социального института Медийный (журналист- ский) дискурс Медийный (журнали- стский)

Представители социального института/ представители социального института, широкая общественность (профессионалы/ профессионалы, профессионалы/ дилетанты) Информирование, оценка дискурсивных и социальных практик института, обмен опытом Жанры сетевого интернет- общения Дискурсивные и социальные практики института Сетевой интернет- дискурс Сетевой

Ученые, преподаватели/ научные сотрудники, студенты (профессионалы/ профессионалы) Подготовка новых членов социального института, хранение и передача знаний Жанры научного и педагогического дискурсов Теории дискурсивного строительства и устройства социального института Базовый фрейм социального института Научный, педагогиче- ский дискурсы Научно- педагоги- ческий

Государственные органы, юридические институты, общественность/ социальный институт (профессионалы/ профессионалы, дилетанты) Легитимация дискурсивных и социальных практик социального института в правовом поле Законда-тельные акты, иные жанры юридического дискурса Оценка деятельности социального института в правовом поле Базовые концепты дискурса в терминологическом пространстве юриспруденции Юридический дискурс Юриди- ческий

Хронологическая отнесенность, обозначенная в заголовке таблицы («дискурс постиндустриального общества»), означает, что в каждом типе общества имеются характерные для него каналы, способы, жанры институционализации дискурсов, которые с течением времени при развитии информа-

ционных технологий могут претерпевать изменения. Соответственно, может изменяться жанровое наполнение и сам состав субдискурсов.

Предполагаем, что для ряда дискурсов подвижной окажется граница ядерной и периферийной зон. Так, изучение корпоратив-

ного дискурса, проведенное автором данной статьи, показало, что имиджевый субдискурс необходимо включить в ядерную часть полевой структуры корпоративного дискурса, поскольку стремление отмежеваться от схожих, аналогичных организаций (позиционирование) - одна из дискурсообразующих

тенденций, движущих сил развития корпоративных коммуникаций [25].

Приведенная таблица дает наглядное представление о связи институционального дискурса с медийным, научным, педагогическим, юридическим, РЫ, сетевым дискурсами в зависимости от базовой пары участников, цели и тематики общения. Таким образом, обнаруживается еще одна основная характеристика ИД - открытость, которая выражается в неизбежности его пересечения с иными дискурсами, необходимыми для институционализации или препятствующими ей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. работы по политическому дискурсу

Д.А. Бокмельдера, М.Р. Желтухиной, М.Ю. Коч-кина, А.П. Чудинова, Е.В. Бакумовой, Е.И. Шей-гал, О.Л. Михалёвой, М.А. Волкодава, С.А. До-мышевой, В.В. Кашпур, А.Г. Халатян и мн. др.; по деловому дискурсу Т.Н. Астафуровой, Е.В. Ковшиковой, И.В. Драбкиной, А.А. Харьковской, Ю.Ю. Филоновой, О.С. Сыщикова, Н.А. Баландиной, Б. Э. Пономаренко, З.И. Гурьевой, Б.Э. Азнаурьян, Т.А. Ширяевой; диссертации по бизнес-дискурсу Т.А. Ширяевой, О.А. Усковой; по организационному дискурсу Я.Л. Березовской, Т.А. Перелыгиной; труды о профессиональном дискурсе Е.В. Харченко, Л.С. Бейлин-сон; диссертации по экономическому дискурсу А.Ю. Кланщаковой, А.А. Шереметьевой; работы по медиадискурсу А.Б. Зильберт, Т.Г. Добро-склонской, А.В. Соломиной; диссертации о РР дискурсе О.Ф. Русаковой, Т.Ю. Махортовой, С.С. Шляховой, Ю.Д. Чилингир, М.А. Коновой; о различных аспектах рекламного дискурса работы Ю.К. Пироговой, А.А. Немова, Е.И. Почтарь, И.Ю. Егоровой; анализ маркетингового дискурса в диссертации И.А. Гусейновой; лингвистическое описание религиозного дискурса в трудах Л.П. Крысина, Е.В. Грудева, В.И. Карасика, О.А. Прохватиловой, Г.А. Агеевой, О.А. Крыловой, Е.В. Бобыревой, Е.А. Кислянской; о специфике дискурса спортивного труды С. А. Кудрина, А. Б. Зильберта, О. А. Панкратовой, Е.Г. Малышевой, юридического - М.В. Коноваловой, М.Н. Федуловой, О.В. Косоноговой, медицинского - Л.С. Бейлинсон, С.Д. Сидоровой, военного - Т.С. Юсуповой, экономического -А.А. Шереметьевой, Е.Ю. Воякиной и др.

2 Теории «борьбы» и «водоворота» дискурсов развивают в своих работах теоретики КДА М.В. Йоргенсен, Л.Дж. Филлипс, Э. Лакло и Ш. Муфф [12].

3 Т.А. Ширяева в докторской диссертации отмечает, что в лингвистике формируется особый, «институциональный подход» к изучению дискурса, сущностью которого исследователь считает «осознание действующего языка, связанное с

социальными отношениями, идентичностями, с установлением отношений власти» [11, с. 48].

4 В рамках развиваемого в данной работе социо-динамического подхода они получили название «текстов институционализации».

5 «Специфика институционального дискурса раскрывается в его типе, т. е. в типе общественного института, который в коллективном языковом сознании обозначен особым именем...» [13, с. 5].

6 Термином «институционализация» мы характеризуем те дискурсивные процессы, технологии, которые используются для придания дискурсу легитимного статуса, укоренения его в системе функционирующих дискурсов, а соответствущего ему социального института - в системе других институтов, ибо «институт историчен и конвенционален, обладает статусом законности» [14,

7 с. 57].

«Оформленная институциональная сфера обладает своим дискурсом, который рефлексируется как институциональный не только исследователями, но и носителями языка» [16, с. 369].

8 В рамках созданной во второй половине XX в.

теории «постиндустриального» общества происходит дальнейшее конкретизирование его сущностных черт: «технотронное», «постэкономиче-ское», «посткапиталистическое», «сетевое»,

«программированное» (Д. Белл, Э. Тоффлер,

В. Иноземцев и др.).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. Волгоград, 2000. С. 519 ; Его же. Структура институционального дискурса // Проблемы речевой коммуникации : сб. науч. тр. Саратов, 2000. С. 25-33 ; Его же. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. 477 с.

[2] Карасик В. И. Структура институционального дискурса. С. 25-33.

[3] Карасик В. И. О типах дискурса. С. 5-19.

[4] Карасик В. И. Структура институционального дискурса. С. 25-33.

[5] Шереметьева А. А. Метафоры немецкого экономического дискурса : дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2009. 160 с. ; Ее же. Основные характеристики экономического дискурса (на материале немецкого языка) // Вестн. Кузбас. гос. акад. 2011. 10 авг. Ш1_: Ийр^/м^/уеБ^к. kuzspa.ru/articles/61.

[6] Шереметьева А. А. Основные характеристики экономического дискурса...

[7] Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М., 2004. 326 с.

[8] Ширяева Т. А. Когнитивное моделирование институционального делового дискурса : дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2008. 540 с.

[9] Русакова О. Ф., Русаков В. М. РРдискурс: теоретико-методологический анализ. Екатеринбург, 2011. 334 с. ; см. также материалы сайта школы «Дискурс-ПМ» : Ш1_: http//www. discourse-pm.ru/avtor6/std.php ; материалы научно-практического альманаха «Дискурс-Пи»: 11Р1_: http//www.dipi.mm.ru.

[10] Дискурс как социальная деятельность: проблемы институциональной коммуникации : коллективная монография. М., 2011. 200 с.

[11] Ширяева Т. А. Указ. соч.

[12] Филлипс Л. Дж, Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ: теория и метод. Харьков, 2004. 352 с.

[13] Карасик В. И. О типах дискурса. С. 5-19.

[14] Ширяева Т. А. Указ. соч.

[15] Медиадискурс: новые явления и новые подходы : коллективная монография / отв. ред. Н. А. Кузьмина. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. 262 с.

[16] Мишанкина Н. А. Лингвокогнитивное моделирование научного дискурса : дис. ... д-ра филол. наук. Томск, 2010. 409 с.

[17] Данюшина Ю. В. Многоуровневый анализ англоязычного сетевого бизнес-дискурса : авто-реф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2011. 49 с. ; Ширяева Т. А. Указ. соч. ; Зильберт А. Б. Спортивный дискурс: точки пересечения с другими дискурсами (проблемы интертекстуальности) // Язык, сознание, коммуникация : сб. статей. М., 2001. Вып. 19. С. 103-112 ; Малышева Е. Г. Спортивный дискурс: когнитивно-

языковое описание : автореф. дис ... д-ра филол. наук. Омск, 2011. 52 с.

[18] Зильберт А. Б. Указ соч.

[19] Русакова О. Ф., Русаков В.М. Указ. соч.

[20] Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Указ. соч.

[21] Невоструева А. Ф. Институциализация пресс-служб в системе связей с общественностью : дис. ... канд. социол. наук. Пермь, 2009. 171 с.

[22] Барт Р. Система моды : статьи по семиотике культуры. М., 2003 ; Fairclough N. Critical Discourse Analysis. London: Longman, 1995. P. 24 ; Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2001.

С. 177-208.

[23] Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996. 448 с.

[24] Ширяева Т. А. Указ. соч.

[25] Ромашова И. П. Закономерности дискурсооб-разования (на примере корпоративного дискурса) // Вестн. Северо-Осетин. ун-та. 2011. № 2. С. 264-275.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.