Научная статья на тему 'Медийный сектор в стратегическом развитии цифровой экономики евразийского экономического союза'

Медийный сектор в стратегическом развитии цифровой экономики евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиа / коммуникация / Евразийский экономический союз (ЕАЭС) / цифровая экономика / интеграция. / media / communication / the Eurasian Economic Union (EAEU) / the digital economy / integration.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медийный сектор в стратегическом развитии цифровой экономики евразийского экономического союза»

Венидиктов С.В.

к.ф.н., доцент, начальник кафедры социально-гуманитарных дисциплин Могилевского института МВД

Республики Беларусь

venidiktov4444@gmail.com

МЕДИЙНЫЙ СЕКТОР В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Ключевые слова: медиа, коммуникация, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), цифровая экономика, интеграция.

Keywords: media, communication, the Eurasian Economic Union (EAEU), the digital economy, integration.

Медийный сектор, в его широком понимании представленный традиционными средствами массовой информации, сетевыми информационными ресурсами, коммуникационными сервисами, цифровой инфраструктурой искусственной среды обитания, электронными сервисами региональных и центральных органов государственного управления, является важным ресурсом интеграции социума - как внутренней (на уровне локальных структур и государства), так и внешней (через создание межгосударственных и/или надгосударственных структур). При этом медиа реализуют ряд функций:

1) осуществляют информационный обмен между акторами интеграционных процессов, тем самым обеспечивая информационную устойчивость системы;

2) предопределяют общественную оценку политической и экономической интеграции посредством конструирования в социальном сознании системы критериев эффективности преобразований;

3) выступают инструментом политической коммуникации;

4) создают среду для экономического взаимодействия на различных уровнях;

5) формируют предпосылки для осуществления гуманитарной интеграции на уровне структур гражданского общества и рядовых граждан;

6) участвуют в создании информационной инфраструктуры интеграционных проектов и в обеспечении ее функционирования;

7) реализуют медиаобразовательную функцию, способствуя распространению в обществе компетенций использования и продуцирования информационных потоков, и т. д.

Обращение к анализу опыта реализации любых успешных интеграционных проектов (в первую очередь, Европейского союза) свидетельствует о стратегической значимости использования медийных ресурсов как фактора эффективности любых форм экономического и политического взаимодействия. В контексте эволюции интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) медиасфера предстает мощным и не до конца осмысленным (как теоретически, так и с точки зрения практики межгосударственного взаимодействия) ресурсом создания системы взаимовыгодного сотрудничества участников союза. Интегративный потенциал субъектов медиасистемы в ЕАЭС реализуется посредством:

1) согласования норм, образцов поведения (культурный аспект);

2) тиражирования социокультурных стандартов (нормативный аспект);

3) обмена культурными смыслами и символами (коммуникативный аспект);

4) укрепления форм социальной солидарности (функциональный аспект).

Эффективность воздействия медиакоммуникации на интеграционные процессы зависит также от степени свободы СМИ (экономической, идеологической, политической), которая должна опираться на информационную свободу граждан. На наш взгляд, институт СМИ в период трансформации социально-политического устройства и интеграции информационных систем ЕАЭС способен компенсировать отсутствие централизованной системы политической коммуникации, а также активизировать экономические преобразования.

С 2016 г. в ЕАЭС особую актуальность приобрели вопросы влияния медиаструктур на формирование цифровой экономики. Пространство, аналогичное европейскому Единому цифровому рынку, необходимо для ускоренного внедрения актуальных бизнес-моделей и современных стандартов, для углубления гуманитарной интеграции [3]. Само понятие «цифровая экономика» в наиболее общем значении обозначает часть экономической активности, основанную на цифровых технологиях, мобильности и данных. К примеру, в Великобритании по итогам 2016 г. доля цифровой экономики в ВВП составила около 12%, в Южной Корее - 8, в Китае - 7, в среднем по странам ЕС - 5,7%. Россия среди стран G 20 по доле цифровой экономики занимает 16 место (2,8% в 2016 г. и до 3,9% в 2017 г. по данным Boston Consulting Group) [2]. Согласно прогнозу Глобального института McKinsey, к 2035 г. каждая вторая рабочая операция в мире автоматизируется, что в цивилизационном масштабе сопоставимо с итогами промышленной революции XVIII-XIX вв.

Если в случае с традиционным экономическим взаимодействием в ЕАЭС выбор сфер, обладающих интеграционным потенциалом, определяется наличием взаимодополняемых отраслей, видов производства с высоким уровнем конкурентоспособности, потенциалом создания «отраслей будущего», возможностью государственного контроля, то для взаимодействия в пространстве цифровой экономики актуален иной подход: определение сфер создания, модифицирования, циркулирования, потребления и регулирования экономически релевантной массовой информации. Коммуникативное взаимодействие в рамках ЕАЭС не ограничивается медийной сферой, однако предопределяется информационным полем интеграционного объединения.

В настоящее время проблема цифрового взаимодействия оказывает ощутимое влияние на экономическую интеграцию в ЕАЭС, несмотря на снятие значительного количества барьеров в «традиционном» межгосударственном сотрудничестве. Существующие до сих пор в ЕАЭС правовые барьеры в сфере развития Интернета и цифровых технологий обусловливают коммуникационные пробелы, приводят к ограничениям в деятельности компаний, неполному доступу граждан к информационным ресурсам, товарам и услугам. В данном случае на первое место в градации приоритетов выходит медиакоммуникативное взаимодействие, способное активизировать коммуникацию в экономической сфере. С этой точки зрения гармоничная эволюция информационно-коммуникационной системы и экономического пространства ЕАЭС должна означать координацию развития цифровых экономик стран-участниц Союза с последующим объединением их в рамках единого информационного (медиаинформационного) пространства (ЕИП). Перспективными направлениями здесь являются: расширение доли электронной коммерции (в первую очередь, торговли) с интернетизацией всех сфер экономики, развитие цифровой городской инфраструктуры (т. н. «умный город»), рост объемов открытых данных, создание условий для распространения цифрового образования и цифровой медицины и др. Очевидно, что реализация перечисленных направлений невозможна без формирования ЕИП.

Создание единого информационного пространства цифровой экономики ЕАЭС также связано с:

1) обеспечением равных прав государств ЕАЭС на доступ к информации;

2) ростом уровня согласованности межстрановых и внутристрановых решений, затрагивающих ЕАЭС;

3) повышением уровня коммуникативной компетентности евразийской аудитории;

4) созданием механизма контроля и отчетности государственных и региональных структур власти;

5) расширением доступа граждан и общественных структур к социально-экономической, научно-технической, общественно-политической и иной информации на евразийском уровне;

6) интеграцией информационного пространства ЕАЭС в глобальное информационное пространство.

При этом существование медиаструктур ЕАЭС как эффективных акторов цифровой экономической сферы должно основываться на:

1) рыночных механизмах управления;

2) развитии рекламного рынка;

3) открытом распределении государственных субсидий;

4) результатах проведения экспертных исследований национальных медиасистем;

5) объективности и децентрализации вещательных рейтингов.

Создание единого пространства цифровой экономики в рамках ЕАЭС позволит «осуществить наднациональный интеграционный механизм на всех уровнях хозяйствования: на микроуровне, на уровне принятия и на уровне осуществления общей экономической политики государств» [5, с. 72]. Перспективное формирование цифровой экономики в рамках евразийского интеграционного проекта предусматривает унификацию механизмов создания и функционирования форматов медиаинформации, свободное циркулирование информационных потоков между государствами ЕАЭС, проведение согласованной информационной политики, информационное равноправие участников ЕАЭС [5]. СМИ выступают также ресурсом формирования благоприятного информационного поля для реализации стратегических направлений экономической интеграции.

В июле 2017 г. Россия первой среди государств ЕАЭС утвердила программу развития цифровой экономики, которая может быть использована в качестве «дорожной карты» для иных государств союза. Цель программы определена как «системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни - в экономике, в предпринимательстве, социальной деятельности, госуправлении, социальной сфере и в городском хозяйстве», причем цифровиза-ция экономики считается «вопросом глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности» [4]. Основными направлениями программы названы правовое регулирование, образование, кадровая политика, научное обеспечение 1Т-сектора, кибербезопасность. По оценкам консалтинговой компании МсК1шеу, цифровизация способна обеспечить 34% роста ВВП России, доля цифровой экономики к 2025 г. может составить до 10% ВВП [1, с. 4].

На наш взгляд, развитие цифровой экономики в рамках ЕАЭС будет являться закономерным с точки зрения естественной эволюции интеграционного пространства: становление единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы в условиях территориальной разбросанности евразийского пространства (имеющего при этом тенденцию к расширению за счет создания зон свободной торговли (ЗСТ) с потенциальным вхождением в состав союза) неизбежно приведет к росту влияния электронного бизнеса и увеличению востребованности электронных товаров. Создание зон свободной торговли с государствами-лидерами в продвижении идей цифровой экономики (так, в 2017 г. планируется создание ЗСТ с Сингапуром) будет способствовать трансферу высокотехнологичных ресурсов в ЕАЭС, что также актуализирует роль медиаструктур.

В краткосрочной же перспективе источниками развития цифровой экономики ЕАЭС могут стать оптимизация системы логистики, повышение эффективности функционирования общего рынка труда, практическая ориентация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Формирование единого цифрового пространства евразийской экономики возможно при условии создания эффективной системы медиакоммуникационного взаимодействия

рыночных акторов и государственных структур [2], причем роль последних будет заключаться в пропаганде инноваций, продвижении цифровых государственных сервисов, участии в финансировании перспективных проектов, повышении цифровой грамотности граждан через медиаобразовательные проекты.

Помимо сугубо экономических выгод, цифровизация экономического пространства ЕАЭС имеет очевидные социальные последствия: расширение рынка труда, рост покупательской способности населения, оптимизация «социальных лифтов», повышение доступности и качества образовательных и медицинских услуг, рост комфортности городской среды, распространение удобных цифровых сервисов и государственных услуг, в итоге - укрепление национальной безопасности в государствах ЕАЭС [1].

Одной из задач медиасистемы в условиях формирования цифровой экономики ЕАЭС является преодоление противоречивого отношения населения стран-участниц к объединению рынков (высокая степень неопределенности понятий «Евразийский экономический союз» и «интеграция» в общественном сознании). Позиция граждан в отношении интеграционных процессов важна с точки зрения готовности населения реализовывать политические решения в рутинных практиках, создавая интеллектуальный и финансовый капитал ЕАЭС. Поэтому стратегическое развитие интеграции в ЕАЭС актуализирует вопрос о влиянии информационно-коммуникационного фактора на экономическое взаимодействие.

Следовательно, стратегия развития цифровой экономики в ЕАЭС сводится к трем направлениям:

1) оптимизация доступа к цифровым товарам и услугам;

2) создание благоприятной среды для развития цифровых сетей и сервисов;

3) признание информационных технологий основой экономического роста.

При этом использование опыта функционирования европейского информационного пространства способно стать элементом стратегического партнерства ЕС и ЕАЭС. В условиях ускоренного развития интеграционных процессов в ЕАЭС обращение к европейскому опыту перспективно по ряду причин:

1) Единый цифровой рынок ЕС является ответом на объективную несогласованность экономик в ситуации проявления последствий Четвертой промышленной революции;

2) в условиях глобализации информационно-коммуникативного пространства возникают проблемы, имеющие не локальный и не региональный, а универсальный характер;

3) совместимость «европейской» и «евразийской» моделей массового информирования, их согласованность с программными документами ООН и иных международных организаций, а также открытость информационной системы ЕС позволяют максимально оперативно производить анализ и внедрение опыта в государствах ЕАЭС.

Таким образом, информационная интеграция в рамках ЕАЭС имеет объективный характер, что обусловлено общностью геополитических и геоэкономических национальных интересов. Общей целью выработки единой стратегии развития цифровой экономики ЕАЭС является определение дополнительных источников развития Союза за счет реализации интеграционного потенциала. Задачей государств ЕАЭС становится выход на новые источники роста, сопряженный с развитием инновационной экономики, базирующейся на шестом технологическом укладе. Поэтому для медийных систем ЕАЭС возникает перспектива превращения в основополагающий компонент информационной инфраструктуры цифрового экономического пространства.

Список литературы и источников

1. Аптекман А. Цифровая Россия: новая реальность / А. Аптекман [и др.]. - М.: ООО «Мак-Кинзи и Компания СиАйЭс», 2017. -133 с.

2. ВВП подрастет на цифре // ИА «РБК». -http://www.rbc.ru/newspaper/2017/07/06/595cbefa9a7947374ff375d

3. В ЕАЭС сформируют единое цифровое пространство / ТОО «PROFIT Online». - http://profit.kz/ news/30091/V-EAES-sformiruut-edinoe-cifrovoe-prostranstvo/

4. Медведев утвердил программу «Цифровая экономика» // ИА «ТАСС». -http://tass.ru/ekonomika/4451565

5. Якушенко К.В. Концептуальные основы формирования единого информационного пространства в Евразийском экономическом союзе / К.В. Якушенко // Thesaurus: зб. навук. прац / М-ва унутр. спрау Рэсп. Беларусь, установа адукацьп «Магшёусю шстытут Мгшстэрства унутраных спрау Рэспублт Беларусь»; пад агул. рэд. канд. фшал. навук, дацэнта С.В. Вешдзжтава. - Вып. 3. 1н-фармацыйна-прававое поле еуразшскай штэграпыг - Магшёу : Магшёусю шстытут МУС, 2016. - С. 71-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.