Научная статья на тему 'Интеграционные приоритеты Республики Беларусь в евразийском экономическом Союзе'

Интеграционные приоритеты Республики Беларусь в евразийском экономическом Союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1158
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) / Республика Беларусь / интеграция / стратегическое развитие / коммуникационное пространство / Eurasian Economic Union (EAEU) / the Republic of Belarus / integration / strategic development / communication space.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные приоритеты Республики Беларусь в евразийском экономическом Союзе»

Венидиктов С.В.

к.ф.н., доцент, начальник кафедры социально-гуманитарных дисциплин Могилевского института МВД

Республики Беларусь

venidiktov@institutemvd.by

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЕВРАЗИЙСКОМ

ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Республика Беларусь, интеграция, стратегическое развитие, коммуникационное пространство.

Keywords: Eurasian Economic Union (EAEU), the Republic of Belarus, integration, strategic development, communication space.

Для Республики Беларусь Евразийский экономический союз является приоритетным интеграционным проектом, реализация которого способствует обеспечению экономической и социальной стабильности. Интеграция в рамках ЕАЭС имеет объективный характер, что обусловлено общностью геополитических и геоэкономических национальных интересов на основе «исторической и социокультурной общности, пространственной близости, ценностных и ментальных ориентаций» [17, с. 34]. Общей целью выработки единой стратегии эволюции ЕАЭС является определение дополнительных источников развития Союза за счет реализации интеграционного потенциала. Задачей государств ЕАЭС становится выход на новые источники роста, сопряженный с развитием инновационной экономики, базирующейся на шестом технологическом укладе. Формируемая в современной Евразии модель взаимодействия представляет собой «инновационный тип международного сотрудничества государств, для совместного решения глобальных проблем современного мира» [14, с. 7].

Экономическая интеграция, «связана с интеграцией в сфере инноваций и технологий, по сути, является пусковым механизмом иных сфер интеграции - в сфере науки, образования и культуры, что придает интеграционным процессам в ЕАЭС глубинный и системный характер» [15, с. 23]. В настоящее время уровень инновационного развития государств ЕАЭС свидетельствует о наличии национальных ограничений к осуществлению технологического рывка в среднесрочной перспективе: в Глобальном индексе инноваций Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), входящей в структуру ООН, Россия занимает 43 место, Беларусь - 79, Армения - 60, Казахстан - 75, Киргизия - 103 место [16]. Поддержка инновационных разработок затруднена в связи с недостатком финансовых, технологических, интеллектуальных ресурсов: согласно данным Всемирного банка, «доля совокупных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в ВВП составила в Республике Армения - 0,3%, Республике Беларусь - 0,7, Республике Казахстан - 0,16, Кыргызской Республике - 0,16, Российской Федерации -1,1% (для сравнения, в Израиле - 4%, США и Германии - 2,8 и 2,9% соответственно)» [11, с. 33].

Сценарии евразийской интеграции, представленные в современных исследованиях, сводятся к следующим: 1) инерционный («продленный статус-кво», основанный на рисках «недоинтеграции»): относительно независимое развитие экономик участников ЕАЭС, постепенное снятие барьеров в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы, сопровождающееся незначительными темпами коммуникационной интеграции; 2) фрагментарный («транзитно-сырьевой мост», основанный на использовании существующих конкурентных преимуществ Союза): ЕАЭС выступает привлекательным пространством для развития экономических связей, производственной кооперации между иными интеграционными структурами (в первую очередь, ЕС и АСЕАН), источником роста является экспорт сырьевых ресурсов; 3) максимальный («новый центр силы», являющийся реакцией на текущие и долгосрочные мировые тренды и вызовы экономического развития): создание благоприятных условий для модернизации экономик государств ЕАЭС, при котором глубокие структурные изменения приводят к замедлению экономического роста на начальном этапе интеграции, однако значение коммуникационной составляющей взаимодействия растет [11].

Потенциальный экономический эффект между инерционным и максимальным уровнем интеграции оценивается более чем в 200 млрд. долларов США, эффект для каждого участника ЕАЭС к 2030 г. должен составить около 13% ВВП, дополнительный приток иностранных инвестиций к 2030 г. - около 90 млрд. долларов США, рост объемов нефтегазового экспорта ЕАЭС - 71,3 млрд. долларов США (прирост 11,6%) [9]. Основными источниками интеграционного роста в долгосрочной перспективе являются рост взаимной торговли, увеличение нефтегазового экспорта и сокращение доли импорта из третьих стран, рост прямых иностранных инвестиций (взаимных и из третьих стран).

Существенное влияние на выбор стратегии развития ЕАЭС оказывают глобальные риски и вызовы, указанные в Решении Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) № 28 от 16 октября 2015 г.: усиление глобальной конкуренции, сокращение рынков, неблагоприятная внешняя конъюнктура, неблагоприятная социально-демографическая ситуация, изменение баланса рабочей силы, необходимость ускоренного технологического развития, исчерпание конкурентных преимуществ России и Казахстана (сырьевая ориентация экономик) и необходимость переориента-

ции экономик [9]. В этом же документе указаны стратегические направления развития интеграции: 1) обеспечение макроэкономической устойчивости; 2) создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности (в качестве интеграционного инструмента здесь выступает обеспечение информационного взаимодействия в рамках национальных механизмов «единого окна» и координация развития данных механизмов); 3) инновационное развитие и модернизация экономики, сопровождающееся ростом доли высокотехнологичного экспорта, коммерциализацией научных разработок, трансфером технологий из высокоразвитых стран; 4) обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование эффективного финансового рынка ЕАЭС путем проведения согласованной валютной политики, информационной интеграции биржевого пространства; 5) инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала с использованием потенциала создания ЕИП; 6) развитие кадрового потенциала, связанное с развитием высокотехнологичных секторов, требующих междисциплинарного подхода и высокой коммуникативной культуры; 7) ресурсосбережение и повышение энергоэффективности; 8) региональное развитие (межрегиональное и приграничное сотрудничество) с постепенным переходом от двустороннего к многостороннему формату, что будет способствовать формированию новых производственных связей, развитию малого и среднего бизнеса; 9) реализация внешнеторгового потенциала, развитие сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями, международными организациями, для которого важнейшее значение приобретает институциональное, организационное и информационно-аналитическое обеспечение продвижения продукции ЕАЭС, необходимое для роста доверия внешних партнеров и инвесторов [9]. Упомянутое решение ВЕЭС принято в результате осмысления опыта иных интеграционных объединений, национальных стратегий стран-участниц ЕАЭС, последствий экономического кризиса, актуальной ситуации в регионе и в мире, позиции экспертных и бизнес-кругов [11].

В период председательства в 2015 г. в Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии, Беларусью были определены приоритеты: «дальнейшее укрепление добрососедства, развитие экономического сотрудничества, содействие продвижению четырех основополагающих экономических свобод Союза: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы» [10]. В обращении Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко к главам государств ЕАЭС (13 января 2015 г.) названы приоритетные для Беларуси направления евразийской интеграции: 1) переход к согласованной (в перспективе - к единой) промышленной и агропромышленной политике; 2) ускорение разработки и принятия основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Союза; 3) практическая реализация положений Договора, предусматривающих совместные действия по развитию экспорта; 4) выработка концепций формирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов; 5) развитие интеграционных процессов в сфере услуг; 6) развитие таможенно-тарифной и нетарифной защиты единого таможенного пространства (в контексте вступления государств-членов ЕАЭС в ВТО); 7) выработка действенных механизмов функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государств-членов односторонних мер защиты рынка в отношении третьих государств (имеются в виду ограничительные меры, введенные Россией в отношении Украины, а также Евросоюза); 8) координация взаимодействия в сфере санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, защиты прав потребителей [10].

Проведение Республикой Беларусь интеграционной политики основывается на стратегических целях развития суверенного государства, многомерности и поливариантности, межкультурном диалоге и межнациональном согласии. Экономика Беларуси имеет наибольший среди всех государств ЕАЭС уровень интеграции с евразийскими партнерами, на которые приходится более 50% внешнеторгового оборота республики, поэтому заинтересованность в скорейшем извлечении выгоды от интеграции является закономерной. На первом заседании Межправительственного совета ЕАЭС 6 февраля 2015 г. премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков среди приоритетов выделил устранение изъятий в свободном движении товаров, согласование промышленной и агропромышленной политики, формирование понятия «товар произведен в ЕАЭС», совместное наращивание экспорта и приятие мер по импортозамещению. Особое внимание уделяется выполнению обязательств по предоставлению государствами ЕАЭС информации о ходе переговоров о вступлении в ВТО: «[Если] белорусская сторона не будет понимать, как идут переговоры ее партнеров с ВТО, то будет считать себя свободной от согласований и принятия дополнительных обязательств, связанных со вступлением в ВТО своих партнеров» [8]. Одной из задач является выработка согласованной экономической политики в условиях действия санкций со стороны США и ЕС, которые осложняют развитие глобальной экономики, активируя дезинте-грационные механизмы. В этой связи о результатах экономической интеграции в ЕАЭС свидетельствуют данные Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР): в то время как за 2015 г. взаимные инвестиции в СНГ снизились на 12%, взаимные прямые иностранные инвестиции в ЕАЭС выросли с 24,8 до 25,1 млрд. долларов США [12].

По предложению Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как председателя ВЕЭС 2016 год был объявлен годом углубления экономических отношений ЕАЭС с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями: «ЕАЭС мы видим открытым сообществом, органично интегрированным в мировую экономическую систему» [1]. Сейчас многие государства воспринимают ЕАЭС в качестве перспективного интеграционного объединения с емким внутренним рынком и значительными возможностями в качестве производственной и инвестиционной площадки. Стратегическое пространство ЕАЭС не ограничено исключительно географическими и актуальными интеграционными рамками: создание зон свободной торговли (как, например, с Вьетнамом), непреференциальное торгово-экономическое сотрудничество с третьими странами значительно расширяют направления коммуникационного взаимодействия. Сейчас активно идет поиск форм экономического сотрудничества с Китаем, Монголией, Перу, Чили, интерес к евразийскому рынку выражают государства Северной и Южной Америки, Африки, Азии, ЕС: «евразийская интеграция отвечает интересам и Евросоюза, поскольку устраняет дезинтеграцию постсоветского пространства, что является основной причиной сегодняшней неустроенности наших народов» [6, с. 46-47].

Президент Российской Федерации Владимир Путин также неоднократно отмечал, что для эволюции интеграционного объединения необходимо системно выстраивать отношения с внешними партнерами, «сконцентрировать усилия на дальнейшем углублении экономических связей Союза с другими странами и интеграционными объединениями» [1]. Новый уровень отношений партнерства позволит решать масштабные экономические задачи, привлекая к сотрудничеству новых участников. Свободное передвижение товаров и услуг в рамках ЕАЭС соответствует инициативе «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП), выдвинутой китайским руководством в 2013 г. В ее основе -принципы координации в политической сфере, развитие системы транспортной коммуникации, торговли, повышение скорости и качества экономических операций, взаимодействие в энергетической сфере (прогнозируется, что к 2040 г. около 60% мирового спроса на энергию будет приходиться на Азию), а также запуск механизмов народной дипломатии. Сотрудничество с Китаем (как прямое, так и опосредованное деятельностью ЕАЭС) для Беларуси перспективно с точки зрения торговли и инвестиций (запуск белорусско-китайского индустриального парка, использование транспортных магистралей ЭПШП проходящих через республику, и строительство транспортно-логистического хаба).

Осенью 2015 г. главы государств ЕАЭС пришли к соглашению о необходимости взаимодействия правительств и Евразийской экономической комиссии по вопросам участия в формировании ЭПШП. В результате ЕЭК при участии экспертного и бизнес-сообщества должна была подготовить проект дорожной карты развития отношений ЕАЭС и КНР, однако модель взаимодействия участников евразийской интеграции с Китаем пока не отличается определенностью. В то же время отдельные китайские исследователи утверждают, что в краткосрочной перспективе ЕАЭС может угрожать интересам Китая в Средней Азии, укрепляя переговорные позиции участников евразийской интеграции в энергетической и иных сферах.

Разновекторное взаимодействие ЕАЭС с интеграционными объединениями относится, скорее, к долгосрочной перспективе. В среднесрочной перспективе реально сотрудничество с отдельными государствами по отдельным отраслям, проектам, товарам, как в сфере торговли, так и в направлении производственной кооперации. Стратегическая перспектива создания единого экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока», в которое на принципах равноправия и соблюдения баланса интересов вошли бы государства ЕС и ЕАЭС, может привести к ликвидации «ненужной конкуренции и разделительных линий, <...> навязанного ложного выбора «либо с нами - либо против нас [7, с. 8]. Идея создания Большого Евразийского партнерства (БЕП), обладающего колоссальным ресурсным, интеллектуальным, технологическим потенциалом, впервые высказанная Владимиром Путиным в 2010 г., в настоящее время выглядит труднореализуемой в связи с кризисом в отношениях России и ЕС, а также внутренними проблемами Единой Европы. Тем не менее, ЕАЭС остается третьим по значимости торговым партнером ЕС, находясь в структурной зависимости от «евразийского» углеводородного сырья; не до конца раскрыт потенциал инвестиционных связей, имеется заинтересованность стран ЕАЭС в трансфере европейских технологий.

Евразийская интеграция способна противостоять и такому геополитическому риску как снижение (потеря) суверенитета государства на международной арене, невозможность противостоять влиянию внешних сил [2, с. 24]. Подобным образом решается задача превращения ЕАЭС в международный центр политического влияния, возможную альтернативу однополярному миру. В этой связи отметим, что ЕАЭС, представляющий собой объединение суверенных государств, проводящих независимую внешнюю и внутреннюю политику, нуждается в четких механизмах наднационального регулирования, которые неизбежно будут формироваться и усиливаться, исходя из прагматичных соображений [15]. Уже сейчас Евразийская экономическая комиссия (единый регулирующий орган) фактически обладает наднациональными полномочиями, принимая имеющие обязательный характер решения, которые входят в договорно-правовую базу ЕАЭС. Создание институциональной среды в ЕАЭС происходит в достаточно сложный экономический период, что создает представление о малой эффективности интеграционного проекта. К тому же, передача части суверенных прав стран ЕАЭС наднациональным институтам, на наш взгляд, должна происходить с учетом опыта интеграции в ЕС, где невозможность учета национальных интересов в конечном итоге привела к усилению дезинтеграцион-ных тенденций. Следовательно, проведение интеграционной политики в государствах ЕАЭС должно осуществляться с учетом ряда условий: 1) своевременность и актуальность конкретных мер; 2) учет общих национальных приоритетов; 3) учет фактора взаимного влияния экономик и информационных систем; 4) гармонизация законодательства; 5) взаимовыгодность; 6) вклад интеграционного фактора в достижение общего экономического благополучия [11, с. 26-27].

Таким образом, евразийская интеграция в XXI в. из идеологизированного проекта превратилась в данность, политические и экономические проявления которой во многом определяют перспективы трансформации постсоветского пространства: «В современных условиях формируется новая специфика геополитического положения Беларуси, которое является своеобразным феноменом на евразийском континенте. В основе этого процесса лежит инновационная коммуникация нового политического союза <...>, оказывающая существенное влияние на весь современный мир» [13, с. 310]. ЕАЭС уже сегодня обладает значительным ресурсным и хозяйственным потенциалом, уникальной транзитной перспективой, имеет выгодное сочетание географических, социально-экономических и демографических факторов [5]. Поэтому для получения максимальной выгоды от реализуемого интеграционного проекта необходимо согласование не только экономической, но и информационной, научной, технической, образовательной и иной политики, которая «могла бы стать мощным рычагом структурной перестройки экономики, повышения производительности труда, насыщения общего рынка конкурентоспособной продукцией. Это должна быть политика опережающего развития, основанная на концентрации ресурсов стран-партнеров по евразийскому интеграционному процессу на ключевых компонентах нового технологического уклада (развитие биоэкономики, квантовых, фотонных, когнитивных, аддитивных и нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, отечественной элементной базы и другие)» [3, с. 2]. Снятие таможенных, визовых, коммуникационных и иных барьеров создает условия для интенсификации инновационного взаимодействия в ЕАЭС, однако само по себе не является гарантом эффективности последнего. Беларуси, Казахстану

и Армении еще предстоит пройти этап устранения политических разногласий (например, в отношении конфликта в Нагорном Карабахе), которые в настоящее время не оказывают существенного влияния на интеграционные процессы, однако в условиях дальнейшей конвергенции экономик нерешенные противоречия будут проявляться все очевиднее.

В этой связи перспективы стратегического развития ЕАЭС определяются следующими предпосылками: 1) возможностью реализации интеграционных мер и действий (в том числе, структурных) на основе долгосрочных ориентиров экономической политики государств ЕАЭС, направленных на поддержание макроэкономической стабильности и повышение конкурентоспособности; 2) формированием единого рынка на основе дополняющих друг друга механизмов; 3) интеграционным потенциалом сфер экономик, обеспечивающих мультипликативный эффект; 4) либерализацией условий доступа продукции стран ЕАЭС на внешние рынки, улучшением инвестиционного климата [9]; 5) поступательным развитием единого информационно-коммуникационного пространства союза.

Формирование коммуникационного пространства ЕАЭС происходит в парадоксальных условиях недостаточного понимания, но лояльного отношения населения стран-участниц к объединению рынков. Проведенное в 2014 г. исследование позиции российского общества относительно интеграционных процессов на евразийском экономическом пространстве показало, что 70% опрошенных положительно воспринимают проект ЕАЭС. Уровень поддержки ЕАЭС в Казахстане составляет по различным данным от 55% (позиция Интернет-пользователей) до 85% (данные Казахстанского института стратегических исследований). Однако около 7% респондентов высказали опасение относительно попадания в политическую зависимость от России (несмотря на отсутствие в союзе политических институтов и паритетный механизм принятия решений) [18].

В ходе исследования «Беларусь-2030», проведенного в конце 2014 г., более 50% респондентов выразили уверенность, что развитие ЕАЭС будет способствовать расширению рынков сбыта белорусских товаров и услуг, получению финансовой поддержки в условиях экономической нестабильности, доступу к энергоносителям по низким ценам, к инновационным технологиям, распространению практики обмена специалистами: «Многие жители Беларуси считали, что государства-члены ЕАЭС получат возможность пользоваться преимуществами низких цен на многие товары, а также снижением расходов, связанных с транспортировкой грузов; динамичнее развивать рынки за счет увеличения конкуренции; повышать производительность труда; увеличивать объемы экономики за счет роста спроса на производимые товары» [5, с. 19].

Несколько иными были результаты исследования Центра интеграционных исследований Евразийского Банка Развития: по итогам 2015 г. уровень поддержки участия в ЕАЭС со стороны населения России и Казахстана составил 78 и 80% соответственно. В Армении отмечается рост доли граждан, относящихся безразлично или отрицательно к участию страны в ЕАЭС, уровень поддержки составил 56 %. Участие страны в ЕАЭС оценили положительно 60% белорусов. В Кыргызстане зафиксирован самый высокий уровень общественной поддержки евразийской интеграции, который увеличился с 50% в 2014 г. до 86% в 2015 г. Анализ позиций в разрезе возрастных групп показывает, что молодежь Казахстана и Армении от 18 до 34 лет положительно рассматривает членство своих стран в ЕАЭС чаще, нежели взрослое население; молодежь Беларуси и России, напротив, реже [4]. В отношении необходимости создания общих евразийских институтов (денежная система, армия, законодательство и т.д.) четкая позиция у граждан ЕАЭС отсутствует. Наибольший взаимный интерес в последних опросах демонстрируют жители стран - инициаторов ЕАЭС: России, Беларуси и Казахстана. В 2012-2013 гг. в эту группу взаимно выбирающих друг друга стран входила еще и Украина, но к 2015 г. она полностью вышла из интеграционного ядра. Объединительное влияние ЕАЭС, с одной стороны, и дезинтегрирующее воздействие кризиса российско-украинских отношений, с другой, постепенно приводят к более жестким границам интеграции и в массовом сознании [4].

Ожидания от интеграционных процессов в Евразии бизнес-сообщества Беларуси выглядят следующим образом: 1) безбарьерная среда; 2) ясность, транспарентность, простота регулирования; 3) сокращение различий в экономиках; 4) модернизация, обновление бизнес-моделей; 5) ориентация на лучшие практики (ЕС как аналог); 6) внутренняя специализация; 6) совместный выход на рынки третьих стран; 7) стимулирование развития бизнеса; 8) единый финансовый рынок и доступность финансовых ресурсов [11, с. 19]. К нерешенным коммуникационным проблемам относится невысокий уровень делового доверия, недостаточно развитая коммуникационная инфраструктура. Изучение отношения малого и среднего бизнеса Беларуси к процессу интеграции в Евразии показало существование противоречивой тенденции: с одной стороны, респонденты убеждены в открытии новых возможностей для экспорта, с другой стороны, более 60 % опрошенных считают, что их продукция не сможет быть конкурентоспособной на евразийском рынке [383].

Исследование, проведенное Институтом социологии НАН Беларуси в начале 2016 г., показало, что 61,8% граждан Беларуси известен ЕАЭС, 29,7% - владеют фрагментарной информацией, 8,3 % - не знают ничего. Полностью поддерживают интеграцию Беларуси с другими странами ЕАЭС более половины населения, не поддерживают - 9,4%. В целом, отмечается высокая степень неопределенности понятий «Евразийский экономический союз» и «интеграция» [5]. На бытовом уровне отношение граждан к интеграционным процессам формируется, исходя из собственного опыта, а не предоставляемой СМИ информации. Результаты социологических исследований показывают, что проблемные ситуации у граждан Беларуси возникают «при покупке товаров народного потребления - 58,3%, пересечении границы -47,3, туризме - 45,8, трудоустройстве (трудовая миграция) - 22,8, получении образования - 9,2, оформлении документов, связанных со вступлением в брак, разводом, регистрацией и т. п. - 6,9, переезде на постоянное место жительства -3,8%» [5, с. 20]. Позиция граждан в отношении интеграционных процессов важна с точки зрения готовности населения реализовывать политические решения в рутинных практиках, создавая интеллектуальный и финансовый капитал, формируя эффективное производство ЕАЭС [11].

Таким образом, стратегическое развитие ЕАЭС направлено на превращение его в центр притяжения инноваций, инвестиций, высококвалифицированных кадров и производства конкурентоспособной продукции, что предполагает как создание условий для обеспечения экономического роста государств Союза, так и создание эффективной системы межгосударственной коммуникации в рамках интеграционного объединения. Формирование отраслей будущего, консолидация межгосударственных ресурсов для роста социального капитала, развитие благоприятной социальной среды являются показателями эффективности последней. Коммуникационная координация становится одним из ключевых факторов проявления интеграционных эффектов: выравнивания уровня развития государств-членов ЕАЭС, адаптации к вхождению в глобальную экономическую систему, обеспечения «четырех свобод» (свободы движения товаров, лиц, услуг и капитала), повышения конкурентоспособности экономик (в т. ч. в результате транснационализации мер).

Список литературы и источников

1. Главы государств ЕАЭС на заседании ВЕЭС подвели итоги и обозначили перспективы развития Евразийского экономического союза // Сайт Евразийского экономического союза. - http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/01-06-2016-1.aspx

2. Глущенко В.В. Теория государства и права: системно-управленческий подход. - Железнодорожный; ООО НПЦ «Крылья», 2000. - 416 с.

3. Итоговый документ совместного заседания Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации и Научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации // Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - http://mobile.council.gov.ru/media/files/41d5780b5ce20f3489f7.pdf

4. Как жители ЕАЭС относятся к интеграции? // Звязда: информационный портал. - http://www.zviazda.by/be/news/20160125/ 1453739335-kak-zhiteli-eaes-otnosyatsya-k-integracii

5. Котляров И.В. Евразийская интеграция в социологическом измерении // Thesaurus: зборнж навуковых прац; пад агул. рэд. С.В. Вешдзжтава. - Вып. 3. 1нфармацыйна-прававое поле еуразшскай штэграцьп. - Магшёу: Магшёусю iнстытут МУС, 2016. -С. 12-22.

6. Криштапович Л.Е. Евразийский союз как национальная идея // Thesaurus: зборнж навуковых прац; пад агул. рэд. С.В. Вешдзжтава. - Вып. 3. 1нфармацыйна-прававое поле еуразшскай итэграцыг - Магшёу: Магшёусю iнстытут МУС, 2016. -С. 40-48.

7. Лавров С.В. Выступление на Первом форуме молодых дипломатов (Москва, 25 апреля 2014 г.) // Международная жизнь. - М., 2014. - № 5. - С. 5-20.

8. Маненок Т. ЕАЭС: нужна работа над ошибками // Белорусы и рынок: еженедельная газета. 2015. - 9-15 марта, № 9 (1142). -http://www.belmarket.by/ru/314/30/25373/%D0%95%D0%90%D0%25.

9. Об основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза: Решение Высшего Евразийского экономического совета, 16 октября 2015 г., № 28 // Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - http://www.pravo. by/main.aspx?guid=3871&p0=F91500290

10. Обращение к главам государств - членов Евразийского экономического союза // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. - http://president.gov.by/ru/news_ru/view/obraschenie-k-glavam-gosudarstv-chlenov-evrazijskogo-ekonomiches kogo-sojuza-10649

11. Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года / Евразийская экономическая комиссия. - М., 2015. - 69 с.

12. Петров Н. Рецепт стабильности // Звязда: официальный сайт издания. -http://www.zviazda.by/be/news/20160411/1460393780-recept-stabilnosti

13. Слука О.Г. Беларусь в евразийском коммуникационном пространстве: геополитическая стратегия // Журналютыка-2013: матэ-рыялы XV мгжнар. навук.-практ. канф., Мгнск, 5-6 снеж. 2013 г. / Беларус. дзярж. ун-т; рэдкал.: С.В. Дубовж (адк. рэд.) [i шш.]. -Мнск: БДУ, 2013. - С. 310-312.

14. Слука О.Г. Эволюция евразийского информационного пространства // Thesaurus: зборнж навуковых прац; пад агул. рэд. С.В. Вешдзжтава. - Вып. 3. 1нфармацыйна-прававое поле еуразшскай жгаграцыг - Магшёу: Магшёусю iнстытут МУС, 2016. -С. 3-12.

15. Шугуров М.В. Концептуальные основания общей инновационной политики ЕАЭС // Thesaurus: зборнж навуковых прац; пад агул. рэд. С.В. Вешдзжтава. - Вып. 3. 1нфармацыйна-прававое поле еуразшскай штэграцш. - Магшёу: Магшёусю шстытут МУС, 2016. - С. 22-33.

16. Эксперты ООН назвали самые инновационные страны мира // РБК: информационное агентство. - http://www.rbc.ru/economics/ 16/08/2016/57b3082f9a7947a29e68c136

17. Яскевич Я.С. Евразийская интеграция в контексте вызовов глобализации // Thesaurus: зборнж навуковых прац; пад агул. рэд. С.В. Вешдзжтава. - Вып. 3. 1нфармацыйна-прававое поле еуразшскай штэграцш. - Магшёу: Магшёусю шстытут МУС, 2016. -С. 33-40.

18. 70 процентов россиян поддерживают Евразийский экономический союз // Интернет-портал СНГ. - http://www.e-cis.info/ news.php?id=9789

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.