Научная статья на тему 'Медийное сопровождение социальных конфликтов как профессиональная компетенция журналиста'

Медийное сопровождение социальных конфликтов как профессиональная компетенция журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
313
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликты / медиасопровождение / журналист / профессиональные компетенции / журналистское образование

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смирнова Ольга Владимировна, Шкондин Михаил Васильевич, Сивякова Екатерина Викторовна

В статье изучаются актуальные теоретические и практические подходы к исследованию медиасопровождения конфликтов в условиях медиатизированного общества. Выявляются различия между идеальной и реальной моделями освещения конфликтов в СМИ, связь между эффективным медиасопровождением конфликтов и профессиональными навыками и компетенциями журналистов. Представлен опыт разработки образовательной дисциплины по конфликтологии в контексте журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Смирнова Ольга Владимировна, Шкондин Михаил Васильевич, Сивякова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медийное сопровождение социальных конфликтов как профессиональная компетенция журналиста»

Медийное сопровождение социальных конфликтов как профессиональная компетенция журналиста

Ольга Смирнова Михаил Шкондин Екатерина Сивякова

В статье изучаются актуальные теоретические и практические подходы к исследованию медиасопровождения конфликтов в условиях медиатизированного общества. Выявляются различия между идеальной и реальной моделями освещения конфликтов в СМИ, связь между эффективным медиасопровождением конфликтов и профессиональными навыками и компетенциями журналистов. Представлен опыт разработки образовательной дисциплины по конфликтологии в контексте журналистики.

Ключевые слова: конфликты, медиасопровождение, журналист, профессиональные компетенции, журналистское образование.

РО!: 10.30547/тес11аа1тапа1г6.2021.1623

© Смирнова Ольга Владимировна

кандидат филологических наук, зав. кафедрой

периодической печати факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

© Шкондин Михаил Васильевич

доктор филологических наук, ведущий научный

сотрудник кафедры периодической печати

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

© Сивякова Екатерина Викторовна

кандидат филологических наук, доцент кафедры

периодической печати факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

Введение

В современных условиях цифровиза-ции социальной реальности роль медиа в конфликтах критически возросла (Смирнова, Шкондин, 2021). Более того, конфликт в процессах медиации или медиатизации не просто усиливается, но и порождается социальными медиа как эмерджентной средой (Dunas, Vartanov, 2020). При этом можно говорить не только о ключевой роли медиа в информировании общества о конфликтах, но и о решающей роли медиа в эскалации, стимулировании, и даже о создании конфликтных ситуаций и процессов: «Почти все существующие сегодня международные конфликты свидетельствуют о том, что средства массовой информации используются воюющими сторонами не только для дезинформации и дезориентации противника, но и для дискредитации общепризнанных ценностей, усиления дезинтеграции общества» (Смирнова, Лазутина, Денисова, 2021: 35). Так, на основании анализа содержания зарубежных средств массовой информации можно прийти к выводу, что «журналисты фокусируются не на глубинных причинах конфликта и поисках рациональных решений урегулирования ситуации, а на событиях, ассоциирующихся с политическими и военными акциями противника» (Якова, 2018).

Подобная практика приводит не к глубокому осмыслению конфликта, что могло бы содействовать его разрешению, но к поверхностному предъявлению событийного фона происходящего, а медиа в руках акторов политических процессов могут превращаться в разрушительный инструмент (Байчик, 2020; Кинаш, 2017).

В этом контексте становится исключительно важным последовательное выполнение журналистикой одной из ее ключевых социальных ролей - информационное сопровождение и разрешение социальных противоречий и конфликтов. Необходимо также подчеркнуть, что журналистика как профессиональная область подвержена постоянным изменениям, сопряженным со скоростью общественных трансформаций, В связи с этим для журналистов является профессиональной необходимостью способность быстро и адекватно реагировать на все социальные процессы и противоречия. «Конфликт, являясь движущей силой развития социальных институтов и людей, оказывает самые разные воздействия на деятельность медиа - от деструктивных до объединительных, способствующих укреплению консенсуса отдельных сообществ и групп» (Вартанова, 2021: 9). Подчеркивается опасность деструктивного влияния этих процессов, поскольку журналистика и журналисты начинают «уходить от выполнения своих традиционных функций сбалансированного информирования и качественного непредвзятого анализа» (Вартанова, 2021: 10).

Несмотря на общественные риски, навыки в освещении и медиации конфликтов до сих пор считаются областью узкой специализации, в частности политической и военной журналистики. На существующие ограничения понимания предметного поля обращают внимание и теоретики, отмечая, что в фокус внимания исследований медиапроцессов сегодня попадают преимущественно практики освещения

военных вооруженных конфликтов в разных точках земного шара (Лукина, 2021: 313). С таким же пониманием конфликта связаны публикации общественных организаций, содержащие рекомендации по поведению журналистов в зонах военных конфликтов и их беспристрастному освещению.

В то же время концепт конфликта в соответствии с междисциплинарными подходами конфликтологии представляется более широким. «В него входят экономические, политические, этнические, религиозные, семейные, гендерные и другие имеющиеся в социуме противоречия с драматическим эффектом. Опираясь на подходы этой науки, конфликты могут быть описаны в соответствии с такими дополнительными признаками, как характер его субъектов, длительность, объем, источники возникновения, используемые средства противостояния, сферы общественной жизни и т.д. Не менее важным для понимания природы конфликта является освещение его фаз, начиная с возникновения и заканчивая разрешением» (Лукина, 2021: 313).

На основании сказанного выше необходимо отметить и значительные риски, в том числе в усилении уровня медийноуправ-ляемости конфликтов, создающем почву для манипуляций, производства фейков и дальнейшего роста противоречий. Пристальное изучение эффектов содержательного искажения предъявленности конфликтов необходимо как действующим журналистам, так и студентам, которые обучаются на факультетах и отделениях журналистики в вузах. Осмысление современной медийной практики в контексте отхода от реализации журналистами нормативных моделей представляется актуальным предметом научной рефлексии, результаты изучения которого могут и должны быть интегрированы в соответствующие образовательные программы. Существовавший

ранее подход, в соответствии с которым конфликтологические компетенции требуются журналистам, работающим только в специализированном предметном поле, представляется недостаточно соответствующим актуальной практике. Компетенции, касающиеся навыков освещения конфликтов и конфликтологической культуры в целом, на наш взгляд, должны считаться важной частью профессиональных компетенций современного журналиста.

Теоретические подходы к изучению информационного сопровождения конфликтов

Конфликт как естественная часть развития общественной системы рассматривается современными исследователями в качестве драйвера социального развития (Вартанова, 2021). При этом уровень совместного общественного бытия напрямую зависит от того, какие институциональные и неформальные практики регулирования и разрешения конфликтов в социуме существуют и насколько они эффективны. Ключевую роль в публичной фасилитации конфликтов по-прежнему играют институционализированные каналы массовой коммуникации - как традиционные, так и новые. Их роль усиливается в контексте развития концепции общества многообразия, основной ценностью которого является уважение к отличиям и рациональное разрешение противоречий. Специфика медиасопровождения, ставшего неотъемлемой и естественной частью конфликта на протяжении его существования, дает основания для медиа-центрического подхода к исследованиям социокультурных конфликтов с использованием междисциплинарных методологических инструментов.

Одним из важных способов повышения качества журналистской работы по освещению конфликтов может стать изучение и анализ существующей медиапрактики

как на национальном, так и на глобальном уровнях, что требует от медиапрофессио-налов определенного набора компетенций, в том числе исследовательского характера. Это - умение выбрать тему исследования, сформировать релевантную источни-ковую базу и сформулировать ключевой исследовательский вопрос, способность проанализировать существующие научные подходы и разработать методологию для проведения исследования, корректно представить его результаты и обосновать их практическую применимость. Именно использование этого научного инструментария критически важно для глубокого, рационального, аргументированного осмысления проблематики разныхтипов конфликта.

Мониторинг кризиса или конфликта представляет собой исследовательский процесс по отслеживанию и агрегированию информации о событиях, обладающих определенным уровнем кризисного или конфликтного потенциала в рамках региона, страны или в глобальном масштабе. Отмечается, что эффективное осуществление мониторинга требует выработки методик агрегирования и анализа данных, которые могут варьироваться от простого контент-анализа до более сложных методов кодирования текста и выявления взаимосвязей между анализируемыми единицами (Кобзева, 2008: 40). При этом системный медиамониторинг кризисов и конфликтов предполагает работу с массивами информации. Подчеркивается, что для разработки методики мониторинга и анализа СМИ требуются не только знания особенностей внутренней организации и деятельности анализируемых средств массовой информации, специфики источника информации и носителя, но и специальные навыки сбора, изучения и интерпретации поступающих от СМИ данных. Ключевым методом, который предоставляет весь необходимый

инструментарий, является контент-анализ (Кобзева, 2008: 40). Учитывая, что в последние годы и на глобальном, и на национальном уровнях все более заметно развитиетакого направления в журналистике, как работа с данными (дата-журналистика), отдельные элементы которой уже включаются в соответствующие образовательные курсы,подобная синергия подходов может быть очень плодотворной. В качестве рекомендаций для разработки эффективной системы медиамонито-ринга кризисов и конфликтов указывается ряд условий. Соответствующая методика должна учитывать влияние глобализации и факторов глобального неравенства на мировые СМИ, влияние факторов, ограничивающих покрытие глобальных СМИ, кризисный и конфликтный потенциал СМИ -отражение ими стереотипов, идеологий, установок конфликтующих сторон, способствующих эскалации кризиса/конфликта, а также эффект обратной связи - социокультурные особенности восприятия аудиторией сообщений СМИ и реакции на них. Кроме того, отмечается, что эффективная система медиамониторинга кризисов/конфликтов должна базироваться на сочетании качественных и количественных методов анализа текста (Кобзева, 2008: 48).

Исследователями также предпринимается анализ ключевых индикаторов конфликтноориентированной информационной повестки российских медиа в междисциплинарном контексте (Смирнова, Шкондин, Денисова, Антипова и др., 2021). Такой подход позволяет определить не только долю публикаций, содержащих категорию конфликта, в общем массиве сообщений СМИ, но и выявить ключевые индикаторы конфликтноориентированной информационной повестки и проанализировать их основные характеристики. Это, в свою очередь, крайне важно в ситуации, когда массмедиа выполняют роль фактора,

формирующего общественное сознание как с точки зрения теоретического и научного применения, так и с точки зрения быстрого и эффективного практического использования.

Все большее внимание исследователей медиапроцессов привлекает диагностика разрыва между идеальной (нормативной) и реальной моделью медиасо-провождения конфликта. Так, по мнению исследователей, идеальная и реальная модель информационного сопровождения на практике часто различаются. Идеальная (позитивная) модель включает в себя следующие элементы:

• воспроизведение истинных проблем, вызвавших конфликт;

• действительное отображение стадии конфликта;

• объективный образ сторон конфликта, отсутствие стереотипов;

• ретроспектива конфликта с использованием альтернативных источников;

• точное и полное информирование о конфликтных событиях;

воспроизводство всех реально существующих инициатив и шагов по урегулированию конфликта, поддержка социальных технологий редукции конфликта1.

При этом в актуальной медийной практике распространена реальная (негативная модель), которая характеризуется следующими элементами:

• воспроизводство мнимых проблем конфликта;

• ложная трактовка стадии конфликта (непосредственное конфликтное взаимодействие замещается представлением о «борьбе идей» или драматизируется столкновение мнений, позиций);

• ложный образ сторон конфликта, акцентированная негативная стереотипиза-ция одной стороны и позитивная стерео-типизация ее оппонента;

• избирательная ретроспектива конфликта, отказ от использования альтернативных

19

Медийное сопровождение социальных конфликтов как профессиональная компетенция журналиста

источников, обращение к псевдонаучным работам; необъективное информирование о конфликтных событиях;

• избирательное отражение инициатив, решений и действий оппонентов по урегулированию конфликта, поддержка намерений и шагов, направленных на эскалацию конфликта, повышение его «градуса»2.

Отмечается, что теоретико-методологический дискурс конфликта требует выработки новой нормативности, адекватной междисциплинарным подходам к его природе, нормам освещения и учета ме-диаэффектов (Вартанова, Дунас, Гладкова, 2021: 23). Выработка междисциплинарных методик анализа актуальных медийных практик, позволяющих диагностировать разрывы между идеальной (нормативной) и реальной моделями, представляется важным ресурсом в том числе для выработки конкретных рекомендаций, которые и студенты, и медиапрофессио-налы смогут использовать в практической работе.

Концептуальные подходы к анализу журналистской практики по освещению конфликтов

Свою позицию по необходимости актуализации профессиональных компетенций журналиста для освещения усложняющегося общественного процесса выражают и представители профессионального сообщества. В 2020 г. российское издание «Такие дела» объявили своим «стратегическим направлением» так называемую «журналистику решений» (solution journalism), предполагающую активную роль медиа не только в констатации значимых общественных проблем, но и в поиске их решения и стимулировании социальных изменений. Журналистика решений «сосредоточена не на негативных новостях, а на поиске и освещении ответов на вопрос, как можно эффективнее решать социальные проблемы»3. Эта концепция также

предполагает более активное подключение аудитории к процессу производства и обсуждения медиаконтента. Такого рода «конструктивные материалы», по мнению редакции, дают аудитории сбалансированную картину мира и вдохновляют читателей, а также показывают возможность влиять на ситуацию и менять среду вокруг себя к лучшему.

Такая практика коррелирует с подходом «конструктивной журналистики», которая была признана одним из ведущих мировых трендов на «Глобальном медиа-форуме - 2020». Это направление развивается в соответствии с запросом аудитории: медиапрофессионалы отмечают, что сегодня читателям/зрителям/слушателям/ пользователям недостаточно получать информацию о событиях, им также нужно предоставить варианты решения проблем. В итоге подобное концептуальное изменение подачи медиаконтента может стимулировать возврат доверия аудитории к СМИ4.

В этом контексте важно упомянуть концепцию «цифрового диалога» (digital conversation), которая воплощается в организации структурной коммуникации аудитории с редакциями в цифровой среде, предполагающей активное участие читателей в медиадискурсе. Концепция цифрового диалога является сущностной парадигмой современной журналистики, цель которой - «дать публике возможность высказаться, прийти к конкретным решениям конкретных проблем, с которыми общество сталкивается ежедневно»5. В рамках этого подхода сотрудники интернет-издания Mutante (Колумбия) разработали метод «социальной беседы», с помощью которого аудитория вовлекается в тему на трех уровнях: дискуссионном (разговор), аналитическом (понимание) и акциональном (действие). Вначале издание побуждает читателей взаимодействовать и дискутировать на предложенную

тему, затем приглашает экспертов, чтобы те объяснили причины и следствия проблемы, и,наконец, происходит разработка стратегий коммуникаций, которые должны побудить и ответственных лиц, и граждан к конкретным действиям. «Журналистика уже не может только рассказывать, что где-то что-то не так, она должна предоставлять инструменты для того, чтобы это исправить»6.

Такой концептуальный подход к практике медийного сопровождения социальных противоречий может стать предметом и для обсуждения внутри российского профессионального сообщества, а ее методики и инструменты - частью образовательных дисциплин для студентов факультетов и отделений журналистики. В частности, знакомство с подобными медийными практиками, их анализ и моделирование может рассматриваться в качестве направления для самостоятельной работы учащихся.

Изучение конфликтологии в контексте профессиональных компетенций журналистов

Выше уже подчеркивалась актуальность формирования подхода, при котором компетенции, касающиеся навыков освещения конфликтов, а также повышение уровня конфликтологической культуры в целом, должны считаться важной частью компетенций современного журналиста. В нашем представлении структура образовательных дисциплин для студентов факультетов и отделений журналистики, посвященных изучению конфликтологии, должна носить двухчастный характер. Первая, теоретическая, часть программы предполагает знакомство с основными теоретическими и концептуальными подходами, описывающими конфликтологию как область знания. Ключевой фокус этой части программы, как представляется, должен быть направлен на формирование общей конфликтологической

культуры, анализ сущности социальных конфликтов и роль современных медиа в их разрешении. Вторая, практическая, часть должна быть посвящена освоению основных навыков, связанных с ответственным, корректным и сбалансированным медиасопровождением конфликтов разного типа на всех стадиях их развития.

Особое внимание необходимо уделять методикам диалогового обмена между студентами и преподавателями, организации дискуссий по актуальной проблематике и конкретной медийной практике. Не менее значимым представляется использование методик кейс-стади и проектирования, с помощью которых студенты не только будут изучать уже существующую практику, но и осваивать навык сценарного моделирования разрешения и фасилитации конфликтов, необходимый для их будущей профессиональной деятельности.

Актуальным представляется продолжение дискуссии о формировании компетенций, необходимых журналистам, освещающим тему конфликта в условиях современного медиатизированного общества. Вопрос об их содержательном наполнении пока еще изучается исследователями в опосредованном ключе. В 2018 г. Европейская ассоциация преподавателей журналистики (ЕЛА) провела очередной опрос сотрудников вузов-членов ассоциации. В исследовании, посвященном прогнозам преподавателей по поводу ролей, ценностей и профессиональных квалификаций будущих журналистов, приняли участие 1 195 респондентов из 69 вузов (28 стран), в том числе сотрудники трех российских университетов (195 человек). В опубликованных результатах исследования (Дрок, Лукина, 2019) содержится перечень компетенций студентов факультетов и отделений журналистики, важных, по мнению преподавателей, в ближайшем десятилетнем горизонте. Приоритетными

21

Медийное сопровождение социальных конфликтов как профессиональная компетенция журналиста

стали пять навыков, в соответствие с ко- сбалансированного предъявления пози-торыми будущие медиапрофессионалы ций разных сторон); должны «определять качество источни- • третья группа - навыки взаимодейст-ка», «выявлять важные для освещения со- вия с аудиторией по организации обще-бытия на основе глубоких исследований», ственной экспертизы конфликтов; «уметь рассматривать явление с разных • четвертая группа - исследователь-точек зрения», «отбирать информацию по ские компетенции по глубокому анализу принципу ее надежности», «быть в курсе актуального контекста (постановка проб-текущих событий и их контекста» (Дрок, лемы, сбор данных, их анализ и обобще-Лукина, 2019: 15). Отметим и популярность ние, выработка рекомендаций). компетенции видеть связь между событиями локального, национального и гло-

Заключение

бального масштабов. Представляется, что Осмысление актуальной медийной прак-все эти навыки могут рассматриваться и тики, связанной с освещением пробле-как основа для компетенций журналистов, матики конфликта, привлекает сегодня работающих с проблематикой конфлик- пристальное внимание исследователей. та: именно они гарантируют непредвзя- Результаты их работы могут стать значи-тое, своевременное и сбалансированное тельным ресурсом для трансформации уже освещение глубоких социальных проти- существующих и создания новых образо-воречий, которые все более заметны в вательных программ для студентов, об-условиях поляризации общества. учающихся по направлениям «Журналис-

Исходя из вышеизложенного представ- тика» и «Медиакоммуникации». В основе ляется возможным определить следующие их содержания должно лежать глубокое группы практических навыков, которые изучение подходов к конфликтологии могут формироваться у студентов, изуча- как области знания, анализ медиапрак-ющих особенности освещения и анализа тики в контексте реализации норматив-конфликтов разного рода на факультетах ных моделей по освещению конфликтов, и отделениях журналистики: инновационных концепций по органи-

• первая группа - навыки по коррект- зации общественного участия в фасили-ному, полному и своевременному осве- тации конфликта, а также практическое щению событийного фона выявляемых моделирование сценариев разрешения социальных противоречий на всех этапах социальных противоречий. Актуальным разворачивания конфликта; представляется продолжение дискуссии

• вторая группа - навыки по аналитиче- о формировании компетенций, необхо-скому объяснению глубины описываемых димых журналистам, работающим с проб-противоречий (в этой группе подразуме- лематикой конфликта в условиях медиа-вается освоение навыков аргументации, тизированного общества.

Исследование выполнено в рамках Программы развития Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Примечания

1 Прикладная конфликтология для журналистов. М.: Права человека, 2006. С. 22.

2 Там же.

3 Гатилин А Чтобы выжить, нужно быть полезным // Такие дела. 2020. Сент., 22. Режим доступа: https://takiedela.ru/2020/09/chtoby-vyzhit-nuzhno-byt-poleznym/.

4 Подробнее см.: Александрова Е. Как конструктивная журналистика может вернуть доверие к СМИ. Режим доступа: https://jrnlst.ru/constructive-journalism

5 Золотавина А. А поговорить?.. Digital conversation: новое направление гражданской журналистики // Журналист. 2021. № 8. С. 28.

6 Там же. С. 29.

Библиография

БайчикА.В. Массмедиа. Ценности. Конфликт. СПб.: Изд-во РХГА, 2020.

Вартанова ЕЛ. К вопросу о субъектности конфликта в медиакоммуникационной среде // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 8-18. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.818

Вартанова Е.Л., Дунас Д.В., Гладкова А.А. Медиа и конфликты: исследование взаимовлияния в актуальном академическом дискурсе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 4. С. 3-32. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2021.332

ДрокН.,Лукина М.М. Профессиональные компетенции начинающих журналистов: какими их видят в будущем российские и европейские преподаватели // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 5. С. 3-24. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2019.324

Кинаш Ю.С. Роль СМИ и «новых медиа» в современных политических конфликтах // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. 2017. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-smi-i-novyh-media-v-sovremennyh-politicheskih-konfliktah/viewer

Кобзева С.В. Медиамониторинг кризисов и конфликтов: методология и техники // Политические исследования. 2008. № 1. С. 33-49.

Лукина М.М. Конфликт как новостная ценность // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: мат. междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 312-314.

Смирнова О.В., Лазутина Г.В., Денисова И.Н. Международные конфликты в контексте ценностных отношений общества: особенности участия СМИ // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 28-36. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.3240

Смирнова О.В., Шкондин М.В. Исследования медиа и журналистики в контексте конфликтологии: системно-теоретические аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 5-21. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).5-21

Смирнова О.В., Шкондин М.В., Денисова Г.В., Антипова А.С. и др. Социальные индикаторы конфликта в контексте медиа и журналистики: анализ содержания российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 3. С. 422-436.

Якова Т.С. Массмедиа и конфликты современного мира // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2488. DOI: 10.30547/mediascope.4.2018.6

Dunas D.V., Vartanov S.A. (2020) Emerging Digital Media Culture in Russia: Modeling the Media Consumption of Generation Z. Journal of Multicultural Discourses 15 (7): 1-18. DOI: 10.1080/17447143.2020.1751648

Дата поступления в редакцию: 18.10.2021 Дата публикации: 17.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.