Медийное сопровождение социальных конфликтов как профессиональная компетенция журналиста
Ольга Смирнова Михаил Шкондин Екатерина Сивякова
В статье изучаются актуальные теоретические и практические подходы к исследованию медиасопровождения конфликтов в условиях медиатизированного общества. Выявляются различия между идеальной и реальной моделями освещения конфликтов в СМИ, связь между эффективным медиасопровождением конфликтов и профессиональными навыками и компетенциями журналистов. Представлен опыт разработки образовательной дисциплины по конфликтологии в контексте журналистики.
Ключевые слова: конфликты, медиасопровождение, журналист, профессиональные компетенции, журналистское образование.
РО!: 10.30547/тес11аа1тапа1г6.2021.1623
© Смирнова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, зав. кафедрой
периодической печати факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), [email protected]
© Шкондин Михаил Васильевич
доктор филологических наук, ведущий научный
сотрудник кафедры периодической печати
факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), [email protected]
© Сивякова Екатерина Викторовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры
периодической печати факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), [email protected]
Введение
В современных условиях цифровиза-ции социальной реальности роль медиа в конфликтах критически возросла (Смирнова, Шкондин, 2021). Более того, конфликт в процессах медиации или медиатизации не просто усиливается, но и порождается социальными медиа как эмерджентной средой (Dunas, Vartanov, 2020). При этом можно говорить не только о ключевой роли медиа в информировании общества о конфликтах, но и о решающей роли медиа в эскалации, стимулировании, и даже о создании конфликтных ситуаций и процессов: «Почти все существующие сегодня международные конфликты свидетельствуют о том, что средства массовой информации используются воюющими сторонами не только для дезинформации и дезориентации противника, но и для дискредитации общепризнанных ценностей, усиления дезинтеграции общества» (Смирнова, Лазутина, Денисова, 2021: 35). Так, на основании анализа содержания зарубежных средств массовой информации можно прийти к выводу, что «журналисты фокусируются не на глубинных причинах конфликта и поисках рациональных решений урегулирования ситуации, а на событиях, ассоциирующихся с политическими и военными акциями противника» (Якова, 2018).
Подобная практика приводит не к глубокому осмыслению конфликта, что могло бы содействовать его разрешению, но к поверхностному предъявлению событийного фона происходящего, а медиа в руках акторов политических процессов могут превращаться в разрушительный инструмент (Байчик, 2020; Кинаш, 2017).
В этом контексте становится исключительно важным последовательное выполнение журналистикой одной из ее ключевых социальных ролей - информационное сопровождение и разрешение социальных противоречий и конфликтов. Необходимо также подчеркнуть, что журналистика как профессиональная область подвержена постоянным изменениям, сопряженным со скоростью общественных трансформаций, В связи с этим для журналистов является профессиональной необходимостью способность быстро и адекватно реагировать на все социальные процессы и противоречия. «Конфликт, являясь движущей силой развития социальных институтов и людей, оказывает самые разные воздействия на деятельность медиа - от деструктивных до объединительных, способствующих укреплению консенсуса отдельных сообществ и групп» (Вартанова, 2021: 9). Подчеркивается опасность деструктивного влияния этих процессов, поскольку журналистика и журналисты начинают «уходить от выполнения своих традиционных функций сбалансированного информирования и качественного непредвзятого анализа» (Вартанова, 2021: 10).
Несмотря на общественные риски, навыки в освещении и медиации конфликтов до сих пор считаются областью узкой специализации, в частности политической и военной журналистики. На существующие ограничения понимания предметного поля обращают внимание и теоретики, отмечая, что в фокус внимания исследований медиапроцессов сегодня попадают преимущественно практики освещения
военных вооруженных конфликтов в разных точках земного шара (Лукина, 2021: 313). С таким же пониманием конфликта связаны публикации общественных организаций, содержащие рекомендации по поведению журналистов в зонах военных конфликтов и их беспристрастному освещению.
В то же время концепт конфликта в соответствии с междисциплинарными подходами конфликтологии представляется более широким. «В него входят экономические, политические, этнические, религиозные, семейные, гендерные и другие имеющиеся в социуме противоречия с драматическим эффектом. Опираясь на подходы этой науки, конфликты могут быть описаны в соответствии с такими дополнительными признаками, как характер его субъектов, длительность, объем, источники возникновения, используемые средства противостояния, сферы общественной жизни и т.д. Не менее важным для понимания природы конфликта является освещение его фаз, начиная с возникновения и заканчивая разрешением» (Лукина, 2021: 313).
На основании сказанного выше необходимо отметить и значительные риски, в том числе в усилении уровня медийноуправ-ляемости конфликтов, создающем почву для манипуляций, производства фейков и дальнейшего роста противоречий. Пристальное изучение эффектов содержательного искажения предъявленности конфликтов необходимо как действующим журналистам, так и студентам, которые обучаются на факультетах и отделениях журналистики в вузах. Осмысление современной медийной практики в контексте отхода от реализации журналистами нормативных моделей представляется актуальным предметом научной рефлексии, результаты изучения которого могут и должны быть интегрированы в соответствующие образовательные программы. Существовавший
ранее подход, в соответствии с которым конфликтологические компетенции требуются журналистам, работающим только в специализированном предметном поле, представляется недостаточно соответствующим актуальной практике. Компетенции, касающиеся навыков освещения конфликтов и конфликтологической культуры в целом, на наш взгляд, должны считаться важной частью профессиональных компетенций современного журналиста.
Теоретические подходы к изучению информационного сопровождения конфликтов
Конфликт как естественная часть развития общественной системы рассматривается современными исследователями в качестве драйвера социального развития (Вартанова, 2021). При этом уровень совместного общественного бытия напрямую зависит от того, какие институциональные и неформальные практики регулирования и разрешения конфликтов в социуме существуют и насколько они эффективны. Ключевую роль в публичной фасилитации конфликтов по-прежнему играют институционализированные каналы массовой коммуникации - как традиционные, так и новые. Их роль усиливается в контексте развития концепции общества многообразия, основной ценностью которого является уважение к отличиям и рациональное разрешение противоречий. Специфика медиасопровождения, ставшего неотъемлемой и естественной частью конфликта на протяжении его существования, дает основания для медиа-центрического подхода к исследованиям социокультурных конфликтов с использованием междисциплинарных методологических инструментов.
Одним из важных способов повышения качества журналистской работы по освещению конфликтов может стать изучение и анализ существующей медиапрактики
как на национальном, так и на глобальном уровнях, что требует от медиапрофессио-налов определенного набора компетенций, в том числе исследовательского характера. Это - умение выбрать тему исследования, сформировать релевантную источни-ковую базу и сформулировать ключевой исследовательский вопрос, способность проанализировать существующие научные подходы и разработать методологию для проведения исследования, корректно представить его результаты и обосновать их практическую применимость. Именно использование этого научного инструментария критически важно для глубокого, рационального, аргументированного осмысления проблематики разныхтипов конфликта.
Мониторинг кризиса или конфликта представляет собой исследовательский процесс по отслеживанию и агрегированию информации о событиях, обладающих определенным уровнем кризисного или конфликтного потенциала в рамках региона, страны или в глобальном масштабе. Отмечается, что эффективное осуществление мониторинга требует выработки методик агрегирования и анализа данных, которые могут варьироваться от простого контент-анализа до более сложных методов кодирования текста и выявления взаимосвязей между анализируемыми единицами (Кобзева, 2008: 40). При этом системный медиамониторинг кризисов и конфликтов предполагает работу с массивами информации. Подчеркивается, что для разработки методики мониторинга и анализа СМИ требуются не только знания особенностей внутренней организации и деятельности анализируемых средств массовой информации, специфики источника информации и носителя, но и специальные навыки сбора, изучения и интерпретации поступающих от СМИ данных. Ключевым методом, который предоставляет весь необходимый
инструментарий, является контент-анализ (Кобзева, 2008: 40). Учитывая, что в последние годы и на глобальном, и на национальном уровнях все более заметно развитиетакого направления в журналистике, как работа с данными (дата-журналистика), отдельные элементы которой уже включаются в соответствующие образовательные курсы,подобная синергия подходов может быть очень плодотворной. В качестве рекомендаций для разработки эффективной системы медиамонито-ринга кризисов и конфликтов указывается ряд условий. Соответствующая методика должна учитывать влияние глобализации и факторов глобального неравенства на мировые СМИ, влияние факторов, ограничивающих покрытие глобальных СМИ, кризисный и конфликтный потенциал СМИ -отражение ими стереотипов, идеологий, установок конфликтующих сторон, способствующих эскалации кризиса/конфликта, а также эффект обратной связи - социокультурные особенности восприятия аудиторией сообщений СМИ и реакции на них. Кроме того, отмечается, что эффективная система медиамониторинга кризисов/конфликтов должна базироваться на сочетании качественных и количественных методов анализа текста (Кобзева, 2008: 48).
Исследователями также предпринимается анализ ключевых индикаторов конфликтноориентированной информационной повестки российских медиа в междисциплинарном контексте (Смирнова, Шкондин, Денисова, Антипова и др., 2021). Такой подход позволяет определить не только долю публикаций, содержащих категорию конфликта, в общем массиве сообщений СМИ, но и выявить ключевые индикаторы конфликтноориентированной информационной повестки и проанализировать их основные характеристики. Это, в свою очередь, крайне важно в ситуации, когда массмедиа выполняют роль фактора,
формирующего общественное сознание как с точки зрения теоретического и научного применения, так и с точки зрения быстрого и эффективного практического использования.
Все большее внимание исследователей медиапроцессов привлекает диагностика разрыва между идеальной (нормативной) и реальной моделью медиасо-провождения конфликта. Так, по мнению исследователей, идеальная и реальная модель информационного сопровождения на практике часто различаются. Идеальная (позитивная) модель включает в себя следующие элементы:
• воспроизведение истинных проблем, вызвавших конфликт;
• действительное отображение стадии конфликта;
• объективный образ сторон конфликта, отсутствие стереотипов;
• ретроспектива конфликта с использованием альтернативных источников;
• точное и полное информирование о конфликтных событиях;
воспроизводство всех реально существующих инициатив и шагов по урегулированию конфликта, поддержка социальных технологий редукции конфликта1.
При этом в актуальной медийной практике распространена реальная (негативная модель), которая характеризуется следующими элементами:
• воспроизводство мнимых проблем конфликта;
• ложная трактовка стадии конфликта (непосредственное конфликтное взаимодействие замещается представлением о «борьбе идей» или драматизируется столкновение мнений, позиций);
• ложный образ сторон конфликта, акцентированная негативная стереотипиза-ция одной стороны и позитивная стерео-типизация ее оппонента;
• избирательная ретроспектива конфликта, отказ от использования альтернативных
19
Медийное сопровождение социальных конфликтов как профессиональная компетенция журналиста
источников, обращение к псевдонаучным работам; необъективное информирование о конфликтных событиях;
• избирательное отражение инициатив, решений и действий оппонентов по урегулированию конфликта, поддержка намерений и шагов, направленных на эскалацию конфликта, повышение его «градуса»2.
Отмечается, что теоретико-методологический дискурс конфликта требует выработки новой нормативности, адекватной междисциплинарным подходам к его природе, нормам освещения и учета ме-диаэффектов (Вартанова, Дунас, Гладкова, 2021: 23). Выработка междисциплинарных методик анализа актуальных медийных практик, позволяющих диагностировать разрывы между идеальной (нормативной) и реальной моделями, представляется важным ресурсом в том числе для выработки конкретных рекомендаций, которые и студенты, и медиапрофессио-налы смогут использовать в практической работе.
Концептуальные подходы к анализу журналистской практики по освещению конфликтов
Свою позицию по необходимости актуализации профессиональных компетенций журналиста для освещения усложняющегося общественного процесса выражают и представители профессионального сообщества. В 2020 г. российское издание «Такие дела» объявили своим «стратегическим направлением» так называемую «журналистику решений» (solution journalism), предполагающую активную роль медиа не только в констатации значимых общественных проблем, но и в поиске их решения и стимулировании социальных изменений. Журналистика решений «сосредоточена не на негативных новостях, а на поиске и освещении ответов на вопрос, как можно эффективнее решать социальные проблемы»3. Эта концепция также
предполагает более активное подключение аудитории к процессу производства и обсуждения медиаконтента. Такого рода «конструктивные материалы», по мнению редакции, дают аудитории сбалансированную картину мира и вдохновляют читателей, а также показывают возможность влиять на ситуацию и менять среду вокруг себя к лучшему.
Такая практика коррелирует с подходом «конструктивной журналистики», которая была признана одним из ведущих мировых трендов на «Глобальном медиа-форуме - 2020». Это направление развивается в соответствии с запросом аудитории: медиапрофессионалы отмечают, что сегодня читателям/зрителям/слушателям/ пользователям недостаточно получать информацию о событиях, им также нужно предоставить варианты решения проблем. В итоге подобное концептуальное изменение подачи медиаконтента может стимулировать возврат доверия аудитории к СМИ4.
В этом контексте важно упомянуть концепцию «цифрового диалога» (digital conversation), которая воплощается в организации структурной коммуникации аудитории с редакциями в цифровой среде, предполагающей активное участие читателей в медиадискурсе. Концепция цифрового диалога является сущностной парадигмой современной журналистики, цель которой - «дать публике возможность высказаться, прийти к конкретным решениям конкретных проблем, с которыми общество сталкивается ежедневно»5. В рамках этого подхода сотрудники интернет-издания Mutante (Колумбия) разработали метод «социальной беседы», с помощью которого аудитория вовлекается в тему на трех уровнях: дискуссионном (разговор), аналитическом (понимание) и акциональном (действие). Вначале издание побуждает читателей взаимодействовать и дискутировать на предложенную
тему, затем приглашает экспертов, чтобы те объяснили причины и следствия проблемы, и,наконец, происходит разработка стратегий коммуникаций, которые должны побудить и ответственных лиц, и граждан к конкретным действиям. «Журналистика уже не может только рассказывать, что где-то что-то не так, она должна предоставлять инструменты для того, чтобы это исправить»6.
Такой концептуальный подход к практике медийного сопровождения социальных противоречий может стать предметом и для обсуждения внутри российского профессионального сообщества, а ее методики и инструменты - частью образовательных дисциплин для студентов факультетов и отделений журналистики. В частности, знакомство с подобными медийными практиками, их анализ и моделирование может рассматриваться в качестве направления для самостоятельной работы учащихся.
Изучение конфликтологии в контексте профессиональных компетенций журналистов
Выше уже подчеркивалась актуальность формирования подхода, при котором компетенции, касающиеся навыков освещения конфликтов, а также повышение уровня конфликтологической культуры в целом, должны считаться важной частью компетенций современного журналиста. В нашем представлении структура образовательных дисциплин для студентов факультетов и отделений журналистики, посвященных изучению конфликтологии, должна носить двухчастный характер. Первая, теоретическая, часть программы предполагает знакомство с основными теоретическими и концептуальными подходами, описывающими конфликтологию как область знания. Ключевой фокус этой части программы, как представляется, должен быть направлен на формирование общей конфликтологической
культуры, анализ сущности социальных конфликтов и роль современных медиа в их разрешении. Вторая, практическая, часть должна быть посвящена освоению основных навыков, связанных с ответственным, корректным и сбалансированным медиасопровождением конфликтов разного типа на всех стадиях их развития.
Особое внимание необходимо уделять методикам диалогового обмена между студентами и преподавателями, организации дискуссий по актуальной проблематике и конкретной медийной практике. Не менее значимым представляется использование методик кейс-стади и проектирования, с помощью которых студенты не только будут изучать уже существующую практику, но и осваивать навык сценарного моделирования разрешения и фасилитации конфликтов, необходимый для их будущей профессиональной деятельности.
Актуальным представляется продолжение дискуссии о формировании компетенций, необходимых журналистам, освещающим тему конфликта в условиях современного медиатизированного общества. Вопрос об их содержательном наполнении пока еще изучается исследователями в опосредованном ключе. В 2018 г. Европейская ассоциация преподавателей журналистики (ЕЛА) провела очередной опрос сотрудников вузов-членов ассоциации. В исследовании, посвященном прогнозам преподавателей по поводу ролей, ценностей и профессиональных квалификаций будущих журналистов, приняли участие 1 195 респондентов из 69 вузов (28 стран), в том числе сотрудники трех российских университетов (195 человек). В опубликованных результатах исследования (Дрок, Лукина, 2019) содержится перечень компетенций студентов факультетов и отделений журналистики, важных, по мнению преподавателей, в ближайшем десятилетнем горизонте. Приоритетными
21
Медийное сопровождение социальных конфликтов как профессиональная компетенция журналиста
стали пять навыков, в соответствие с ко- сбалансированного предъявления пози-торыми будущие медиапрофессионалы ций разных сторон); должны «определять качество источни- • третья группа - навыки взаимодейст-ка», «выявлять важные для освещения со- вия с аудиторией по организации обще-бытия на основе глубоких исследований», ственной экспертизы конфликтов; «уметь рассматривать явление с разных • четвертая группа - исследователь-точек зрения», «отбирать информацию по ские компетенции по глубокому анализу принципу ее надежности», «быть в курсе актуального контекста (постановка проб-текущих событий и их контекста» (Дрок, лемы, сбор данных, их анализ и обобще-Лукина, 2019: 15). Отметим и популярность ние, выработка рекомендаций). компетенции видеть связь между событиями локального, национального и гло-
Заключение
бального масштабов. Представляется, что Осмысление актуальной медийной прак-все эти навыки могут рассматриваться и тики, связанной с освещением пробле-как основа для компетенций журналистов, матики конфликта, привлекает сегодня работающих с проблематикой конфлик- пристальное внимание исследователей. та: именно они гарантируют непредвзя- Результаты их работы могут стать значи-тое, своевременное и сбалансированное тельным ресурсом для трансформации уже освещение глубоких социальных проти- существующих и создания новых образо-воречий, которые все более заметны в вательных программ для студентов, об-условиях поляризации общества. учающихся по направлениям «Журналис-
Исходя из вышеизложенного представ- тика» и «Медиакоммуникации». В основе ляется возможным определить следующие их содержания должно лежать глубокое группы практических навыков, которые изучение подходов к конфликтологии могут формироваться у студентов, изуча- как области знания, анализ медиапрак-ющих особенности освещения и анализа тики в контексте реализации норматив-конфликтов разного рода на факультетах ных моделей по освещению конфликтов, и отделениях журналистики: инновационных концепций по органи-
• первая группа - навыки по коррект- зации общественного участия в фасили-ному, полному и своевременному осве- тации конфликта, а также практическое щению событийного фона выявляемых моделирование сценариев разрешения социальных противоречий на всех этапах социальных противоречий. Актуальным разворачивания конфликта; представляется продолжение дискуссии
• вторая группа - навыки по аналитиче- о формировании компетенций, необхо-скому объяснению глубины описываемых димых журналистам, работающим с проб-противоречий (в этой группе подразуме- лематикой конфликта в условиях медиа-вается освоение навыков аргументации, тизированного общества.
Исследование выполнено в рамках Программы развития Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
Примечания
1 Прикладная конфликтология для журналистов. М.: Права человека, 2006. С. 22.
2 Там же.
3 Гатилин А Чтобы выжить, нужно быть полезным // Такие дела. 2020. Сент., 22. Режим доступа: https://takiedela.ru/2020/09/chtoby-vyzhit-nuzhno-byt-poleznym/.
4 Подробнее см.: Александрова Е. Как конструктивная журналистика может вернуть доверие к СМИ. Режим доступа: https://jrnlst.ru/constructive-journalism
5 Золотавина А. А поговорить?.. Digital conversation: новое направление гражданской журналистики // Журналист. 2021. № 8. С. 28.
6 Там же. С. 29.
Библиография
БайчикА.В. Массмедиа. Ценности. Конфликт. СПб.: Изд-во РХГА, 2020.
Вартанова ЕЛ. К вопросу о субъектности конфликта в медиакоммуникационной среде // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 8-18. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.818
Вартанова Е.Л., Дунас Д.В., Гладкова А.А. Медиа и конфликты: исследование взаимовлияния в актуальном академическом дискурсе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 4. С. 3-32. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2021.332
ДрокН.,Лукина М.М. Профессиональные компетенции начинающих журналистов: какими их видят в будущем российские и европейские преподаватели // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 5. С. 3-24. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2019.324
Кинаш Ю.С. Роль СМИ и «новых медиа» в современных политических конфликтах // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. 2017. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-smi-i-novyh-media-v-sovremennyh-politicheskih-konfliktah/viewer
Кобзева С.В. Медиамониторинг кризисов и конфликтов: методология и техники // Политические исследования. 2008. № 1. С. 33-49.
Лукина М.М. Конфликт как новостная ценность // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: мат. междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 312-314.
Смирнова О.В., Лазутина Г.В., Денисова И.Н. Международные конфликты в контексте ценностных отношений общества: особенности участия СМИ // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 28-36. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.3240
Смирнова О.В., Шкондин М.В. Исследования медиа и журналистики в контексте конфликтологии: системно-теоретические аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 5-21. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).5-21
Смирнова О.В., Шкондин М.В., Денисова Г.В., Антипова А.С. и др. Социальные индикаторы конфликта в контексте медиа и журналистики: анализ содержания российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 3. С. 422-436.
Якова Т.С. Массмедиа и конфликты современного мира // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2488. DOI: 10.30547/mediascope.4.2018.6
Dunas D.V., Vartanov S.A. (2020) Emerging Digital Media Culture in Russia: Modeling the Media Consumption of Generation Z. Journal of Multicultural Discourses 15 (7): 1-18. DOI: 10.1080/17447143.2020.1751648
Дата поступления в редакцию: 18.10.2021 Дата публикации: 17.12.2021