Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА НАД КОНФЛИКТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКОЙ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ'

ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА НАД КОНФЛИКТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКОЙ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
178
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / РОССИЙСКИЕ СМИ / ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА СМИ / ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЖУРНАЛИСТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смирнова О.В., Шкондин М.В., Сивякова Е.В., Ильченко Д.С.

Статья посвящена анализу теоретического и практического инструментария журналистов, работающих над проблематикой конфликтов разного типа. Изучены изменения в расширении тематических направлений конфликтологической проблематики в СМИ. На основании анализа двух типов конфликтов - гендерного и семейно-межпоколенческого - описаны особенности практической работы журналиста, связанной с предъявлением конфликтной проблематики. Описаны этапы работы журналиста по освещению конфликтов разного типа, определены исследовательские и практические компетенции журналиста в работе над соответствующей тематикой, выявлены критерии для диагностики авторских текстов, обеспечивающие корректность освещения конфликтной проблематики и реализующие аналитический потенциал соответствующих журналистских материалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Смирнова О.В., Шкондин М.В., Сивякова Е.В., Ильченко Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE ANALYSIS OF A JOURNALIST'S WORK ON CONFLICT ISSUES IN DIFFERENT TOPICAL AREAS

The article is devoted to the analysis of the theoretical and practical tools, which journalists use when working with covering different types of conflicts. Changes in the expansion of thematic areas of conflictological issues in the media have been studied. Based on the analysis of two types of conflicts - gender / family and generational wedge - the features of practical activity of a journalist related to the representation of conflicts are described. The article also describes the steps of a journalist's work of covering various types of conflicts, defines the research and practical competencies of a journalist when working with relevant topics, identifies criteria for diagnosing authorial texts, that ensure the accuracy of conflict issues coverage and develop the analytical potential of the relevant journalistic materials.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА НАД КОНФЛИКТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКОЙ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ»

УДК: 82 - 92; 070

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_4_213

Смирнова О.В., Шкондин М.В., Сивякова Е.В., Ильченко Д. С.

ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА НАД КОНФЛИКТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКОЙ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ1

Smirnova O. V., Shkondin M. V., Sivyakova E. V., Ilchenko D.S. APPROACHES TO THE ANALYSIS OF A JOURNALIST'S WORK ON CONFLICT ISSUES IN DIFFERENT TOPICAL AREAS

Ключевые слова: конфликт, российские СМИ, тематика и проблематика СМИ, гендерный конфликт, межпоколенческий конфликт, профессиональные компетенции журналиста.

Key words: conflict, Russian media, media topics, gender conflict, generational wedge, journalist's professional competencies.

Аннотация: Статья посвящена анализу теоретического и практического инструментария журналистов, работающих над проблематикой конфликтов разного типа. Изучены изменения в расширении тематических направлений конфликтологической проблематики в СМИ. На основании анализа двух типов конфликтов - гендерного и семейно-межпоколенческого - описаны особенности практической работы журналиста, связанной с предъявлением конфликтной проблематики. Описаны этапы работы журналиста по освещению конфликтов разного типа, определены исследовательские и практические компетенции журналиста в работе над соответствующей тематикой, выявлены критерии для диагностики авторских текстов, обеспечивающие корректность освещения конфликтной проблематики и реализующие аналитический потенциал соответствующих журналистских материалов.

Abstract: The article is devoted to the analysis of the theoretical and practical tools, which journalists use when working with covering different types of conflicts. Changes in the expansion of thematic areas of conflictological issues in the media have been studied. Based on the analysis of two types of conflicts - gender / family and generational wedge - the features of practical activity of a journalist related to the representation of conflicts are described. The article also describes the steps of a journalist's work of covering various types of conflicts, defines the research and practical competencies of a journalist when working with relevant topics, identifies criteria for diagnosing authorial texts, that ensure the accuracy of conflict issues coverage and develop the analytical potential of the relevant journalistic materials.

Целью журналистики как

общественного института является содействие своевременному и

справедливому разрешению проблем и противоречий в социуме, а также создание условий для участия в этом процессе широкой авторской и аудиторной общностей. В этом контексте достижение социального согласия напрямую зависит, в том числе, от качества журналистской работы по диагностике, освещению и поиску конструктивных форм разрешения социальных конфликтов разного типа.

В современном академическом дискурсе, связанном с осмыслением сущности конфликтологической

проблематики, формируется понимание того, что предметное поле конфликта является более широким, чем было принято считать ранее. В зоне особого внимания и исследователей медиапроцессов, и журналистов-практиков, в частности, устойчиво находятся вооруженные военные конфликты как объект освещения. При этом представляется, что недоста точно

внимания уделяется анализу

Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

в практике СМИ и в медиаисследованиях потенциальных и реальных конфликтов различных типов, вызывающих

драматические эффекты в социуме: в их числе экономические, политические, этнические, религиозные, семейные, гендерные и другие1.

При этом в ведущих академических журналах тема конфликта рассматривается с разных точек зрения и с фокусом на различные субъекты. По данным исследования Е.Л. Вартановой, Д.В. Дунаса и А.А. Гладковой2, из десяти вошедших в репрезентативную выборку статей, опубликованных в российских научных журналах с 2015 по 2020 г., только три относились к теме вооруженного политического конфликта, остальные семь исследуют темы этнополитического, религиозного, экологического конфликтов, глобальных конфликтов современности, конфликтов в студенческой коммуникации, конфликтных ситуаций в речи, а также конфликтов между гражданским обществом и медиа.

Наблюдаемая многосоставность и продолжающееся расширение проблемно-тематического поля требует от современных журналистов владения междисциплинарным методологическим инструментарием, приемлемым для освещения конфликтов разного типа. В зависимости от актуального контекста возрастает также значимость понимания содержательных особенностей тех или иных типов конфликта. В последнее время наибольшее внимание исследователей медиапроцессов и практиков журналистики привлекают несколько типов социальных конфликтов: это гендерные, этические и ценностные, межпоколенческие и корпоративные конфликты. Несмотря на то, что каждый из типов конфликтов обладает своей

1 Лукина М.М. Конфликт как новостная ценность // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. C. 313.

2 Вартанова Е.Л., Дунас Д.В., Гладкова А.А. Медиа и конфликты: исследование взаимовлияния в

актуальном академическом дискурсе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2021. № 4. С. 9-11.

спецификой, представляется, что возможно было бы выработать подходы к их медийному предъявлению: как теоретико-познавательные, так и методолого-практические.

Для понимания степени присутствия самой категории конфликт в предметно-тематическом поле содержания российских СМИ был проведен анализ содержания российских федеральных общественно-поли-тических изданий «Комсомольская правда», «Российская газета» и «КоммерсантЪ», а также интернет-изданий Lenta.Ru и Газетами за период январь-декабрь 2020 г.3 Отбор публикаций по теме «Конфликт» был проведен с помощью системы мониторинга и анализа СМИ «Интегрум» по ключевому слову конфликт*. В результате была сформирована выборка №=10 707 (выборка В1), которая затем была соотнесена с общим количеством публикаций в соответствующих изданиях за исследуемый период (выборка В0), №=259227 публикаций. Таким образом, публикации, связанные с темой конфликт, в среднем составили 4,1% в общем объеме (табл. 1).

На основании полученных в указанном выше исследовании данных нами был проведен анализ присутствия категории конфликт в различных проблемно-тематических направлениях. Для выявления степени присутствия исследуемой категории была использована система «Интегрум», позволившая провести мониторинг выборки В1 (№=10 707) по дополнительным ключевым словам (табл. 2).

Таким образом, анализ показал, что конфликтная составляющая в наибольшей степени присутствует в военной (№=6104), политической (№=5610) и психологической (№=4909) проблематике. Эти результаты требуют дальнейшего анализа и осмысления, в том числе с точки зрения подготовки журналистов к работе по

Смирнова О.В., Шкондин М.В., Денисова Г.В., Антипова А.С., Ильченко Д.С. Социальные индикаторы конфликта в контексте медиа и журналистики: анализ содержания российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 3. С. 422-436.

освещению конфликтов разного типа и типов актуализирующихся конфликтов, проблематики. В данной статье мы связанных с гендерными и семейно-остановимся на обосновании анализа двух межпоколенческими отношениями. Таблица 1 - Публикации, содержащие ключевое слово конфликт*_

СМИ Всего текстов за 2020 г. Количество текстов, содержащих слово конфликт* Доля текстов, содержащих слово конфликт* (%)

«Комсомольская правда» 7366 326 4,4

«Российская газета» 16492 584 3,5

«КоммерсантЪ» 5576 755 13,5

Gazeta.Ru 133221 4408 3,3

Lenta.Ru 96572 4634 4,8

Т 259227 10707 4,1

Таблица 2 - Степень присутствия категории конфликт в различных проблемно-тематических направлениях_

Количество текстов Тематика Ключевые слова

1 2 3

6104 ВОЕННАЯ конфликт* и (воен* или вооруж* или террорист* или оборон* или погранич* или оруж* или холодн* или (горяч*: 0 точк*) или армейск* или территор*)

5610 ПОЛИТИЧЕСКАЯ Конфликт* и (политик* или политич* или парти* или внутриполит* или внешнеполит* или международн* или межгосударств* или оппозиц* или государств* или парламент*)

4909 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ конфликт* и (человеческ* или межличн* или людьми или психол* или личн* или межличн* или внутрен*)

3686 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, РАБОЧИЕ ОТНОШЕНИЯ конфликт* и (профессионал* или работ* или работодат* или менедж*)

2840 ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ конфликт* и (генд* или секс* или муж* или жен* или абьюз*)

2679 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ конфликт* и (экономик* или экономическ* или финанс* или делов* или бизнес* или (конфликт*: 0 интересов))

2663 СЕМЕЙНЫЕ И МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ конфликт* и (поколен* или подростк* или родител* или взросл* или детск* или возрастн* или молодеж* или пенсион* или пожил* или дети или материн* или отцовск* или семейн* или семья или межпокол*)

2467 НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ конфликт* и (наук* или науч* или учены* или исслед* или технолог* или техник* или инновац* или интеллект*)

2143 МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЛЬНЫЕ И МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ конфликт* и (национал* или этнич* или межэтнич* или межнац* или межкультурн* или мигрант*)

Продолжение таблицы 2

1766

конфликт* и (культур* или искусство или кино* или фильм* или сериал* или театр* или литератур

или книг* или

историч*)

1 2 3

1689 РЕЛИГИОЗНО-ДУХОВНАЯ конфликт* и (межрелиг* или религ* или христиан* или мусульман* или ислам* или церк* или межконфесс* или конфесс* или духовн* или ценност* или этич* или традиц*)

1585 ОБРАЗОВАНИЕ конфликт* и (школа или школьн* или учени* или учител* или педагог* или студент* или вуз* или преподават* или обуч* или учеб*)

1285 КОММУНИКАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ конфликт* и (буллинг* или хейт* или цифро* или интернет* или сетев* или (социальн* :0 сет*) или (информац* :0 безопасн*) или виртуал* или к или ит)

Подходы к анализу работы журналиста в проблематике гендерного конфликта

Освоение нового типа дискурса -гендерного - в новейшей истории России началось в 1990-е гг. Называя эти годы «гендерным десятилетием»,

О.М. Здравомыслова отмечает, что именно в этот период началось теоретическое осмысление и публичное проговаривание проблемы пола в культуре, социуме и политике1. В свою очередь, нулевые годы характеризовались возрастанием

напряжения между традиционными и модернистскими концепциями мужской и женской ролей в семье. «Есть все основания предполагать, что с наличием потенциального конфликта мужских и женских ценностно-нормативных систем связано дискурсивное отвержение гендерной проблематики как якобы попытки "уравнять" мужчин и женщин или (что еще опаснее) противопоставить их друг другу, "посеять между ними враждебность"»2.

Глубокие гендерные противоречия -одна из многих комплексных социальных проблем в нашей стране. Гендерный

1 Здравомыслова О.М. Переосмысливая опыт: российские гендерные исследования на пути к публичной социологии // Общественные движения в России: точки роста, камни преткновения: сборник статей. М.: Вариант, 2009. С. 166.

2 Там же. С. 170.

контракт в России по-прежнему отличается от контракта «равных статусов», характерного для модернизированной семьи в ряде западных стран. Исследователи полагают, что природа этого явления во многом обусловлена «глубинными особенностями гендерных отношений в российском социуме», для которого характерны, в том числе, неприятие партнерских, основанных на договоре, отношений между полами в разных общественных сферах3.

Исследователи обращают внимание и на сохраняющуюся фрагментарность разработки проблематики гендерных конфликтов как исследовательского поля. Отмечается, что сегодня гендерные и конфликтные исследования соприкасаются редко, а ряд вопросов до сих пор недостаточно освещен. В частности, указывается, что отсутствуют

систематизация и конкретизация причин конфликтов на гендерном поле, нет четкого представления о структуре, динамике, последствиях гендерных конфликтов, а рекомендации по эффективному

управлению, профилактике и

предупреждению гендерных конфликтов не систематизированы4. В то же время и

3 Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендер-ное измерение российской трансформации: монография. М.: УРСС, 2003. С. 9.

4 Шибанова Н.А. Гендерное измерение конфликтологического анализа // Экспертиза и анализ кон-

отражение гендерных проблем в СМИ носит стихийный характер и пока редко выходит на уровень качественного анализа. Все это не способствует снижению уровня конфликтности в данной сфере и гармонизации отношений в обществе.

При этом гендерный конфликт имеет собственную ярко выраженную специфику. Она, как полагает Н.А. Шибанова, характеризуется несколькими

составляющими. Помимо биологической и психологической составляющей, среди них - «социальная детерминированность» (объективное социальное положение в обществе мужчин и женщин обусловливает конфликты); «широкая вертикальная и горизонтальная распространенность»

(гендерные конфликты присутствуют на уровнях бытия: социально-экономическом, политическом, культурно-нравственном и на всех уровнях социального взаимодействия); «культурная компонента» (гендерные стереотипы и предписания укоренены в традиционной культуре); «вневременной, перманентный характер» (гендерные конфликты сопровождают всю историю человечества, в то время как меняется их острота, степень институализации, проблематика и другие характеристики)1.

Среди наблюдаемых искажений предъявления конфликтов в публичном дискурсе отмечается2 распространенность и гендерных стереотипов как «упрощенных, устойчивых и эмоционально окрашенных образов поведения и черт характера мужчин и женщин»3, и гендерных предубеждений -«социальных установок с негативным и искаженным содержанием по отношению к представителям другого пола»4. Конфликты вызывает и гендерная дискриминация, которая рассматривается как «ситуация ограничения или лишения прав по гендерному признаку во всех сферах жизни

фликтов в современном российском обществе: статьи и материалы Междунар. казанского науч. форума «Методология исследования конфликтов». Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2016. С. 228-229.

1 Там же. С. 232.

2 Там же.

3 Там же. С. 236.

4 Там же. С. 237.

общества: трудовой, социальной, экономической, политической, духовной и семейно-бытовой»5.

Профессиональная подготовка

журналиста, работающего с проблематикой гендерного конфликта, следовательно, предполагает не только владение набором релевантных знаний - социологических, культурологических, исторических, но и освоение методологического

инструментария создания нейтрального журналистского нарратива, свободного от описанных ваше искажений. Это предполагает также усилия по диагностике собственных журналистских текстов, ожидаемые сегодня от авторов материалов о гендерной конфликтной проблематике. Представляется, что в изучении конструктивной роли журналистики и медиа в контексте гендерных конфликтов важными являются следующие аспекты:

- информирование общества о наличии и основных аспектах гендерных конфликтов;

- фиксация процессов развития и эволюции гендерных отношений в обществе, в том числе характера конфликтов, сопровождающих эти процессы;

- прогнозирование и ранняя диагностика/выявление социальных конфликтов и противоречий (особенно носящих скрытый характер);

- снижение напряженности в сфере личных, семейных, трудовых и других отношений, в которых участвуют мужчины и женщины;

- ответственность за формирование у аудитории адекватной гендерной культуры, восприятие гендерных противоречий и участие в конфликте6.

Семейно-межпоколенческие конфликты: актуализация проблематики и подходы к освещению в СМИ

Противоречия, обусловленные

поколенческими различиями, в достаточной степени описаны в академическом дискурсе. Тем не менее в последние годы

5 Там же. С. 238.

6 Смирнова О.В. Медиа и гендерные конфликты: теоретические подходы к анализу // Гендер и СМИ. Ежегодный научный журнал. 2021. С. 61-71.

исследователи обращают внимание на их новое наполнение, обусловленное влиянием цифровой среды. На практике оно выражается, в частности, в различиях медиапотребления, что подтверждается и многочисленными данными

социологических исследований.

Так, по данным опубликованного в марте 2021 г. исследовании ВЦИОМ1, в России заметна разница между практиками медиапотребления разных возрастных групп медиапользователей. Больше половины россиян (53%) активно используют интернет и телевидение не реже нескольких раз в неделю. Наиболее активные пользователи - это люди в возрасте 35-59 лет, их более 60%. Вторая по объему группа медиаактивности - россияне, которые пользуются интернетом, но не смотрят телевизор: их, по данным организации, 28%. Эта группа за три года увеличилась. Причем, подчеркивается в исследовании, отказ от телесмотрения в пользу интернета наиболее свойственен молодежи: такая практика

медиапотребления характерна для 69% среди 18-24-летних и 48% среди 25-34-летних. При этом смотрят телевизор и почти не пользуются интернетом 17% россиян (в исследовании говорится, что среди представителей россиян от 60 лет эта группа достигает 45%)2.

Разница в медиапотреблении разных поколений и возрастных групп неизбежно приводит к фрагментации аудитории. Отмечается, что в медиапотреблении проявляются новые аспекты

поколенческого конфликта, придающие социальной коммуникации новую проблемность и конфликтность. В этих условиях «медиа перестали быть для разных поколений аудитории единой средой получения информации, просвещения и развлечения; перестали формировать разделямый всеми представителями аудиторных групп социальный опыт,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Медиапотребление россиян: мониторинг. 3 марта 2021 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-rossijan-monitoring/ (дата обращения: 19.10.2021).

2 Там же.

претендующий на неоспоримую

значимость»3. Отсутствие общего пространства социальной коммуникации может способствовать обострению общественных противоречий, выраженных не только в поколенческом аспекте.

Однако исследователи полагают, что анализ поколенческих особенностей не должен ограничиваться сугубо

журналистской и информационно-публицистической рефлексией. Для этого необходимо обращение к «глубоким исследованиям массового сознания, процессов становления и развития гражданской идентичности, ценностных ориентаций, предпочтений, настроений, взаимоотношениям молодежи и власти, формирования коммуникативных стратегий и моделей взаимодейтвия коммуникативных сообществ в социальных сетях»4.

Профессиональная подготовка

журналиста, работающего с проблематикой поколенческого конфликта, соответственно, предполагает постоянный мониторинг актуальных исследовательских данных, изучение и ценностного наполнения интересов различных возрастных групп, и специфики их жизни в цифровой медиасреде.

Универсализация инструментария журналиста в освещении конфликтов

Формирование компетентности

журналистов по освещению конфликтов разных типов и проблемно-тематических направлений, как отмечается, должно быть нацелено на формирование их «осознанного отношения» к отражению конфликтов. При этом исследователи подчеркивают, что медийные специалисты, работающие с проблематикой конфликта, должны обладать определенным набором знаниевых компетенций: «пониманием природы, сущности, типов, механизмов и этапов развития конфликтов, а также владеть конкретными практическими навыками

3 Дунас Д.В. Практики медиапотребления как проявления межпоколенческого конфликта // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 312.

4 Дугин Е.Я. Конфликт поколений или моделей коммуникаций? (социологический аспект) // Журналист. Социальные коммуникации. 2017. № 2. С. 8.

конфликтологической диагностики и экспертизы, техникой аргументации и контраргументации»1. В соответствии с этой целью представляется возможным выделить несколько этапов разработки журналистских материалов о конфликтах разного типа.

На первом, исследовательском, этапе изучение проблемно-тематического поля конфликта предполагает, что журналист должен, зная алгоритм анализа и прогнозирования развития конфликта, адекватно оценивать многоаспектность проявления напряженности и

конфликтности на личностном и общественном уровнях, уметь критически оценивать деятельность разных участников социальных конфликтов и продуктивность применения различных моделей их разрешения2. Представляется, что подобного рода субъектный анализ и процессный подход будет обеспечивать глубину разработки предъявляемой проблематики конфликта. Подчеркнем и необходимость освоения классических теоретическихконцепций и эмпирических данных, важных для глубокой разработки конфликтной проблематики. Это будет способствовать усилению аналитического потенциала соответствующих

журналистских материалов,

предоствращению поверхностного и упрощенного предъявления конфликтов разного типа.

На втором, практическом, этапе внимание журналистов сосредотачивается на качестве подготовки непосредственно материала. Анализируя структуру текстов, посвященных конфликтам невоенного типа, исследователи предлагают набор критериев, по которым это качество возможно было бы оценить. В частности, на основании обобщенных исследовательских данных О.П. Герасимович предложила шесть блоков, включающих критерии оценки материалов СМИ о невоенных конфликтах, в том числе: степень демонстрации глубины

1 Лепилкина О.И. Конфликтологическая подготовка студентов-журналистов в условиях социальных кризисов XXI века // Век информации. 2016. № 2. С. 246.

2 Там же. С. 245.

конфликта; уровень предъявления ретроспетивы и контекста протекания конфликта; разнообразие источников информации и предоставление слова массовой аудитории; предъявление решений конфликтных ситуаций; баланс мнений и точность тональности журналистских материалов,

предполагающая избегание языка вражды3. В свою очередь, К.В. Прохорова обратила внимание на значение заголовочного комплекса текстов о конфликтах. Заголовки исследовательница обозначает как «медиамаркеры» общественного конфликта: их маркирующая функция связана с акцентным выделением содержательно и эмоционально значимых компонентов медиатекста4. На этом этапе журналист должен убедиться в корректности и достоверности собственного сообщения, проверить его на наличие искажений -стереотипов, несбалансированности

позиций, эмоциональной модальности.

Выводы

Журналистский текст, посвященный разработке конфликтогенной проблематики разного типа, - это результат проведенной до создания текста исследовательской и аналитической работы. Поэтому профессиональная подготовка журналистов, работающих над проблематикой конфликтов разного типа, подразумевает освоение и исследовательских, и методолого-практических компетенций. Владение этими универсальными навыками будет способствовать, как представляется, общему повышению качества корректного, полного и своевременного освещения всего многообразия конфликтологической

проблематики в средствах массовой информации.

Формирование компетенций

журналиста, связанных с освещением конфликтологической проблематики,

представляется значимым и в контексте современного журналистского образования.

3 Герасимович О.П. Дескриптивный анализ материалов СМИ о конфликтах // Весшк БДУ. Серыя 4. Фшагопя. Журналютыка. Педагопка. 2013. № 1. С. 62-63.

4 Прохорова К.В. Медиамаркеры общественного конфликта // Медиалингвистика. 2017. № 1. С. 92-93.

Все чаще звучат предложения по введению соответствеющих дисциплин в

университетские программы, на которых обучаются будущие журналисты. Разработка их содержательной структуры,

как представляется, могла бы осуществляться с опорой в том числе и на результаты представленного в данной статье исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вартанова, Е.Л., Дунас, Д.В., Гладкова, А.А. Медиа и конфликты: исследование взаимовлияния в актуальном академическом дискурсе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2021. № 4. С. 3-32.

2. Герасимович, О.П. Дескриптивный анализ материалов СМИ о конфликтах // Весшк БДУ. Серыя 4: Фшагопя. Журналютыка. Педагогика. 2013. № 1. С. 60-63.

3. Дугин, Е.Я. Конфликт поколений или моделей коммуникаций? (социологический аспект) // Журналист. Социальные коммуникации. 2017. № 2. С. 5-16.

4. Дунас, Д.В. Практики медиапотребления как проявления межпоколенческого конфликта // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. / под ред. Я.Н. Засурского, Г.С. Филаткиной, О.Р. Алевизаки и др. Москва, 4-6 фев. 2021 г. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 310-312.

5. Здравомыслова, О.М. Переосмысливая опыт: российские гендерные исследования на пути к публичной социологии // Общественные движения в России: точки роста, камни преткновения: сборник статей / под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: Вариант, 2009. С. 164-180.

6. Здравомыслова, О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации: монография. М.: УРСС, 2003. - 150 с.

7. Лепилкина, О.И. Конфликтологическая подготовка студентов-журналистов в условиях социальных кризисов XXI века // Век информации. 2016. № 2. С. 244-246.

8. Лукина, М.М. Конфликт как новостная ценность // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Я.Н. Засурского, Г.С. Филаткиной, О.Р. Алевизаки и др. Москва, 4-6 фев. 2021 г. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 312-314.

9. Прохорова, К.В. Медиамаркеры общественного конфликта // Медиалингвистика. 2017. № 1. C. C. 84-95.

10. Смирнова, О.В. Медиа и гендерные конфликты: теоретические подходы к анализу // Гендер и СМИ. Ежегодный научный журнал. 2021. С. 61-71.

11. Смирнова, О.В., Шкондин, М.В., Денисова, Г.В., Антипова, А.С., Ильченко, Д.С. Социальные индикаторы конфликта в контексте медиа и журналистики: анализ содержания российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 3. С. 422-436.

12. Шибанова, Н.А. Гендерное измерение конфликтологического анализа // Экспертиза и анализ конфликтов в современном российском обществе: статьи и материалы Междунар. казанского науч. форума «Методология исследования конфликтов» / под ред. А.Г. Большакова, Т.З. Мансурова. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2016. С. 227-242.

Дата поступления: 30.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.