УДК: 82; 070
DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_2_109
Демина И.Н., Смирнова О.В., Шкондин М.В. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННОГО
МЕДИАДИАЛОГА
Demina I.N., Smirnova O. V., Shkondin M.V.
CONFLICT CULTURE IN THE CONTEXT OF PUBLIC MEDIA DIALOGUE
Ключевые слова: конфликтологическая культура, журналистика, медиа, медиатизация, интеллектуальное творчество, мир повседневности, общественный медиадиалог.
Key words: conflict culture, journalism, media, mediatization, intellectual creativity, the world of everyday life, public media dialogue.
Аннотация: в статье исследуется роль журналистики и медиа в обеспечении общественного медиадиалога в условиях непрерывного повышения уровня конфликтности современного мира повседневности. Отмечается ключевая роль медиакоммуникационного пространства, которое является инвариантом структуры медиасистемы, призванного обеспечивать реализацию функций преодоления социальных противоречий и конфликтов, в значительной степени актуализировавшихся в условиях цифровизации. Подчеркивается, что на современном этапе медиатизации общества возрастает роль системы интеллектуального творчества в процессах оптимизации мира повседневности. Процессы медиатизации системы интеллектуального творчества как фактора оптимизации культуры мира повседневности требуют анализа в том числе в конфликтологическом аспекте. В работе журналистика характеризуется не только одним из способов интеллектуального творчества, но и одним из способов организации, оптимизации всего процесса интеллектуального взаимодействия в медиапространстве как структурного образования в медиасфере.
Подчеркивается также, что журналистика призвана содействовать преодолению противоречий и конфликтов в мире повседневности, способствуя каждодневной культурно-цивилизационной самоидентификации личности, различных общностей, социума в целом на основе создания и освоения ими продуктивных образцов мышления, общения, поведения. В процессе медиатизации мира повседневности характер целостности журналистики состоит в том, чтобы непрерывно объективировать в медиакоммуникациях, в медиареальности потенциал непрерывно обновляемых ресурсов интеллектуального творчества, создавая условия для формирования конфликтологической культуры повседневности, анализ которой предпринимается в данной статье.
Abstract: The article explores the role of journalism and media in providing a public media dialogue in the context of a continuous increase of the conflict level in the modern world of everyday life. The key role of the media communication space is noted, which is an invariant of the media system structure, designed to ensure the implementation of the functions of overcoming social contradictions and conflicts, which have largely been updated in the context of digitalization. It is emphasized that at the present stage of the mediatization of society, the role of the intellectual creativity system in the processes of optimizing the world of everyday life is increasing. The processes of mediating the system of intellectual creativity as a factor in optimizing the culture of the world of everyday life require analysis, including in the conflictological aspect. Journalism is characterized not only by one of the ways of intellectual creativity, but also by one of the ways of organizing, optimizing the entire process of intellectual interaction in the media space as a structural education in the media sphere.
It is also emphasized that journalism is designed to help overcome contradictions and conflicts in the world of everyday life, promoting everyday cultural and civilizational self-identification of the person, various communities, society as a whole by creating and mastering productive pat-
terns of thinking, communication, behavior. In the process of mediating the world of everyday life, the nature of the integrity of journalism is to continuously objectify in media communications, in media reality the potential of continuously updated resources of intellectual creativity, creating conditions for the formation of a conflictual culture of everyday life, the analysis of which is undertaken in this article.
Введение
Медиакоммуникационное пространство, которое является инвариантом структуры медиасистемы, в том числе призвано обеспечивать реализацию функций преодоления социальных противоречий и конфликтов, в значительной степени актуализировавшихся в условиях цифровизации1. При этом необходимо учитывать, что на современном этапе медиатизации российского общества2 возрастает роль системы интеллектуального творчества в процессах оптимизации мира повседневности, гармонизации взаимодействия между материальной и духовной культурой повседневности, между традиционным и инновационным, устойчивым и изменчивым в этом мире, чтобы непрерывно осовременивать его в соответствии с результатами этого творчества, с характером оптимизации ресурсов культу-ры3.
1 Вартанова Е.Л. Медиа и социальный конфликт: к вопросу о двойственной природе взаимосвязи // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 307-309; Гончаров С.З. Логика мышления и аксиология сердца. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006; Ильин И.А. Стань цельным // Собр. соч.: В 10 т. Т. 8. М.: Русская книга, 1998.
2 Гуреева А.Н. Междисциплинарность теоретических концепций в российских и зарубежных исследованиях процесса медиатизации // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2388; Гуреева А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2016. № 6. С. 192-208; Казимирчик Л.В. Политический бренд в условиях медиатизации и виртуализации современной публичной политики // Теория и практика общественного развития. 2014. № 13. С. 123-125; Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 58-65.
3 Смирнова О.В., Шкондин М.В. Исследования
медиа и журналистики в контексте конфликтологии: системно-теоретические аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 5-21;
Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В. Роль
Под интеллектуальным творчеством исследователи понимают социокультурный процесс моделирования оптимального образца мышления, деятельности, общения, реального производства. Образца, который обсуждается в рамках цивилизационного диалога медиа и который осваивается и используется в рамках всего мира повседневности, различных социальных реальностей или групп и утверждается в общественном сознании, в культуре повседневности как норма или канон в силу его эффективности4.
Оптимизация культуры повседневности - это необходимое условие непрерывной культурно-цивилизационной самоидентификации личности, различных общностей, организаций как субъектов цивилиза-ционного процесса, непрерывно обновляющих в своем сознании картину мира в соответствии с развитием условий их жизнедеятельности. На фоне этой картины формируется и обновляется система целеполагания и целеосуществления личностей, различных коллективных субъектов текущей социальной практики5.
В современных условиях роль медиа в формировании информационной картины конфликтов позволяет говорить о необходимости исследования медийной составля-
журналистики в медиатизирующемся жизненном мире повседневности // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 4. С. 595-611.
4 Гончаров С.З., Попова Н.В. Субъектность в аспекте инновационного стиля жизни // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Право. 2012. № 2. Вып. 19. С. 218-231.
5 Корконосенко С.Г. Социальность журналистики и медиа: методологические подходы // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 3. С. 417-430; Корконосенко С.Г., Воскресенская М.А. Журналистика в модусе культуры: институциональный взгляд // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 4. С. 108-119; Владимирова Т.Н., Панферова В.В., Шкондин М.В. Публичный разум в медиапространстве жизненного мира повседневности // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 4. С. 41-53.
ющей конфликта как части социальной реальности1. В значительной мере это становится следствием противоречия между репродуктивным и продуктивным способами деятельности. Преодоление этого противоречия - важный фактор устранения конфликтов между участниками текущей социальной практики. Медиатизация выступает как фактор динамичного, в том числе синхронного, освоения социумом ресурсов, рождаемых системой интеллектуального творчества в мире повседневности, освоения, осуществляемого посредством медиа-пространства.
Журналистика является не только одним из способов интеллектуального творчества, но и одним из способов организации, оптимизации всего процесса интеллектуального взаимодействия в медиапростран-стве как структурного образования в ме-диасфере2.
Конфликтологические аспекты медийной целостности
Согласно классической парадигме, конфликтология нацелена на выявление и обоснование причин и механизмов, которые систематически порождают в обществе социальную напряженность, противоречия и конфликты. Одним из важных критериев конфликтологической парадигмы является признание конфликтности естественным состоянием любой общественной системы. Конфликт как явление нематериальное оценивается опосредованно через «следы», оставляемые в результате конфликтного взаимодействия в материальном мире. Такие «следы», зафиксированные прежде всего в содержании журналистики, представляются важнейшими индикаторами уровня конфликтности в обществе.
Понятийно-категориальная схема для всех наук, изучающих конфликты, выглядит примерно следующим образом: сущность -классификация - структура - функции -
1 Смирнова О.В., Шкондин М.В. Исследования медиа и журналистики в контексте конфликтологии: системно-теоретические аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 5-21.
2 Шкондин М.В. Системность и организованность
медиасферы: интегративные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 1.
С. 177-186.
эволюция - генезис - динамика - информация в конфликте - предупреждение -завершение конфликта - критерии оценки -методы диагностики. Таким образом, ключевым звеном в цепочке этапов исследования конфликта как социального феномена является информация в конфликте. Без этого звена становятся нереализуемыми дальнейшие этапы, связанные с завершением конфликта, а затем с выработкой критериев его оценки и методов диагностики. Кроме того, информационный компонент конфликтов необходим для понимания факторов, порождающих конфликты, и происходящих с конфликтами эволюционных процессов.
Исследуя журналистику, медиакомму-никационное пространство как системный объект, как интеллектуальную систему, необходимо определить характер их целостности, т.е. те интегративные результаты, которые достигаются на основе взаимодействия всех составляющих подсистем3. Один из таких результатов - выявление, исследование и преодоление противоречий и конфликтов в мире повседневности, что призвано способствовать каждодневной гармонизации взаимодействия традиционного и инновационного в культуре повседневности, в ее статике и динамике. Таким образом, мир повседневности как текущая современность - настоящее, вышедшее из прошлого и идущее в будущее - это непрерывное преодоление противоречий и конфликтов на цивилизационном пути4. Ведущим фактором такого преодоления является система интеллектуального творчества
Демина И.Н., Шкондин М.В. Синергетика и теория журналистики: аспекты исследования медиасистемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 1. С. 14-28; Шкондин М.В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. Т. 26. № 2. С. 175-182.
4 Дроздова А.В. Специфика визуальных исследований в современном гуманитарном знании // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 254-259; Хохлов А.С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учеб. пособие. Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.
участников текущей социальной практики, их созидательная деятельность1.
Таким образом, интеллектуальное творчество представляет собой социокультурный процесс моделирования оптимального образца мышления, деятельности, общения, реального производства, образца, который обсуждается в рамках цивилизаци-онного диалога медиа и осваивается, используется в рамках всего мира повседневности или его составляющих частей. Такой образец утверждается в общественном сознании, в культуре повседневности как ключевая традиция . Формируются также и образцы конфликтологической культуры как часть общей культуры для всех участников текущей социальной практики.
В интеллектуальном творчестве, обеспечивающем преодоление противоречий и конфликтов, гармонизирующем традиционное и инновационное в мире повседневности, участвуют все творчески активные силы общества, представители научной, образовательной, художественной, политической, экономической и других социальных реальностей, различных способов освоения мира. Авторский состав журналистики включает в себя представителей всех этих сфер как авторов медиасообщений, в которых осваивается каждодневная изменчивость мира повседневности и которые могут каждодневно обновлять жизненный мир всего сообщества на базе ресурсов здравого смысла, доступных пониманию3. Журналистика как редакторская деятельность, организующая не только журналистское, но иные типы творчества в коммуникативном процессе медиа, содействует оптимизации всей культуры повседневности как единству
1 Смирнова О.В., Шкондин М.В. Исследования медиа и журналистики в контексте конфликтологии: системно-теоретические аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 5-21.
2 См.: Гончаров С.З., Попова Н.В. Субъектность в аспекте инновационного стиля жизни // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Право. 2012. № 2. Вып. 19. С. 218-231.
3 Тощенко Ж.Т. Смыслы как ключевая, качественная и сущностная характеристика жизненного мира // Социология. 2016. № 3. С. 52-64.
традиционного и инновационного в этой
4
культуре .
Создание и функционирование циви-лизационного медиадиалога включает в себя всех создателей, распространителей, потребителей журналисткой и иной информации, обеспечивая каждодневное обновление интеллектуальной зрелости участников текущей социальной практики как субъектов цивилизационного процесса. Их культурно-цивилизационная самоидентификация связана с ответственным отношением к проблемам преодоления конфликтологических проблем, обеспечением единства сознания и деятельности5.
М.С. Каган, развивая системный подход к культуре, считает, что она является составной частью системы бытия, существующей в трех основных формах: природа - общество - человек6. Культурная динамика - это переход от одного уровня культурной организации к другому через разрушение сложившегося порядка. Она проходит через этапы чередования состояний гармонии и хаоса .
Специфика повседневности состоит в доминировании потенциальности в структуре опыта. Целеполагание и целеосу-ществление в мире повседневности связаны с взаимодействием потенциальности и фактичности, статики и динамики культуры повседневности. Поскольку информация понимается как ее объективация, можно говорить об объективации обновленных ресурсов культуры как гармонизации статики и
Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В. Роль журналистики в медиатизирующемся жизненном мире повседневности // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 4. С. 595-611; Корконосенко С.Г. Социальность журналистики и медиа: методологические подходы // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 3. С. 417-430.
5 Владимирова Т.Н., Панферова В.В., Шкон-дин М.В. Публичный разум в медиа-прост-ранстве жизненного мира повседневности // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 4. С. 41-53.
6 Каган М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб.: Наука, 1998. С. 201-219.
7 Каган М.С. Указ. соч.; Черных О.Н. Виртуальный принцип повседневности // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2011. № 127. С. 107-114.
динамики культуры1. В картине мира происходит концептуализация социокультурных порядков нашего существования. В информационном потенциале медиа формируются и непрерывно обновляются актуальные ресурсы повседневности для построения картины мира.
Рассматривая журналистику как интеллектуальную систему, функционирующую в мире повседневности, необходимо учитывать, что ее целостность состоит не только в том, что она участвует в информационном обмене, внося ключевой вклад в обеспечение публичности текущей социальной практики. Кроме того, журналистика рассматривается как важное звено в системе интеллектуального творчества текущей современности и в преодолении противоречий, обеспечении конфликтологической устойчивости общества . Речь идет о единстве сознания и деятельности личности, различных общностей, действующих в мире повседневности как субъекты цивилизаци-онного процесса на основе жизненного мира, каждодневно оптимизируемого журналистикой. Достигаемое при этом интеллектуальное взаимодействие предстает как важнейший интегративный результат взаимодействия в мире повседневности на основе ресурсов здравого смысла коллективных участников текущей социальной практики, коллективных субъектов цивилизационного процесса из настоящего в будущее. Это единство может быть достигнуто лишь на основе непрерывной оптимизации культуры повседневности, гармонизирующей традиции и инновации в сознания участников текущей социальной практики3.
1 Демин И.О. Статика и динамика культуры // Аналитика культурологии [электронное науч. издание]. Режим доступа: http://analiculturolog.ru/ journal/archive/item/851-19-3.html; Маховых И.А. Динамика социокультурных процессов: теоретическое осмысление доминантных факторов влияния // Ценности и смыслы. 2016. № S6. С. 84-91.
2 Вахнина В.В., Мальцева Т.В., Ульянина О.А., Михайлова Т.В. Основы конфликтологии в деятельности руководителей органов внутренних дел: учеб. пособие / под ред. В.В. Вахниной. М.: Академия управления МВД России, 2019.
3 Луков М.В. Культура повседневности // Знание. Понимание. Умение [портал]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Lukov_MV/; Луков М.В. Телевидение: конструирование культуры
О необходимости создания системы интеллектуального творчества писали многие отечественные и зарубежные исследователи. На современном цивилизационном этапе ее развитие является острой необхо-димостью4. Важнейшей ячейкой интеллектуального взаимодействия исследователи считают жизненный мир личности как ее культурно-цивилизационную самоидентификацию, рожденную и непрерывно обнов-ляемую5. Ж.Т. Тощенко отмечает, что жизненный мир - это не только духовное образование, но и деятельность личности. Оптимизация жизненного мира личности - это
непрерывное обеспечение единства ее со-
6
знания и деятельности .
Самоидентификация участника текущей социальной практики как субъекта ци-вилизационного процесса ориентирована на тот интеллектуальный потенциал, которым располагает интеллектуальное творчество. Результат этого творчества - культура повседневности, объединяющая интеллектуальные ресурсы прошлого и настоящего, которые используются на практике, а также интеллектуальные ресурсы будущего, рождаемые текущим интеллектуальным творчеством, - знаниевые, аксиологические, поведенческие и др.
Журналистика находится в гуще противоречий, конфликтов, которые рождаются повседневно и рассогласовывают единство между сознанием и деятельностью субъектов цивилизационного процесса, преобразуя систему их целеполагания и целеосуществ-ления, настраивая их на конфликт. Журналистика как творческая деятельность призвана объединить в информационном процессе участников интеллектуального твор-
повседневности: автореф. дис. ... канд. филос. наук:
24.00.01. М., 2006.
4 Шаршов И.А. Психолого-педагогическая классификация подходов к понятию «творчество» // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2002. Т. 1. № 1. С. 43-59.
5 Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Мат-лы VII Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017; Теория и жизненный мир человека / отв. ред. В.Г. Федотова. М.: Ин-т философии РАН, 1995.
6 Тощенко Ж.Т. Жизненный мир и его смыслы // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 5-17.
чества, обновляющих культуру повседневности, и широкий круг тех, кто использует результаты этого творчества в практической деятельности. По мнению исследователей, остро стоит вопрос о преодолении дефицита публичности в медиапространстве, когда в цивилизационном диалоге в медиа не удовлетворяются в должной мере потребности интеллектуального взаимодействия как важной части социального взаимодействия1.
Данный факт выражается прежде всего в том, что информационный потенциал медиа пока не адекватен в должной мере потенциалу культуры повседневности, характеру и динамике ее развития, о чем пишут многие исследователи2. В свою очередь это обедняет возможности личности, различных общностей адекватно отражать в своем сознании объективную медиакартину происходящего, что порождает явления, противоречащие друг другу. В то же время журналистика как творческая деятельность не охватывает в полной мере актуальную изменчивость в мире повседневности, которой является событийность3.
На современном цивилизационном этапе возрастает роль социального взаимодействия, и прежде всего медийного, интеллектуального, основанного на интеллектуальном творчестве, обновляющем ресурсы культуры, на конвенциональном диалоге между участниками текущей социальной практики4. Так, П. Сорокин, исследуя взаимодействие как обмен, характеризует также типы социального взаимодействия:
- обмен идеями (любыми представлениями, убеждениями, мнениями и др.);
1 Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. Медиапубличность как фактор социального созидания // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 2. С. 229-243.
2 Челышева И.В. Социокультурное поле медиа: реальность, коммуникация, человек. М.: Информация для всех, 2016.
3 Дроздова А.В. Визуализация повседневности в современной медиакультуре: дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01. М., 2017.
4 Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990; Зиммель Г. Избранные работы.
Киев: Ника-Центр, 2006; Парсонс Т. О социальных
системах. М.: Академический проект, 2002; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Полит-
издат, 1992.
- обмен волевыми импульсами (согласование людьми своих действий для обеспечения их единства, единства сознания и деятельности);
- обмен чувствами (любви, ненависти, осуждения и др.)5.
Исследователи выделяют три формы социального взаимодействия:
- кооперация, сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
- конкуренция;
- конфликт6.
Важнейшим направлением использования социального взаимодействия является его медиатизация, которая в условиях циф-
у
ровизации обретает глобальный характер7. На современном цивилизационном этапе происходит смыкание цифровизации и интеллектуализации в рамках развивающейся системы интеллектуального творчества. В этих условиях возрастает роль журналистики в обеспечении интеллектуальности и событийности социального взаимодействия в мире повседневности как фактора цивили-зационного развития. Понятие событийности на современном этапе стало предметом широкого междисциплинарного исследования. Мир повседневности, известный своей устойчивостью, в том числе устойчивостью его культуры, обретает более высокую изменчивость, располагая значительным возрастанием объема интеллектуального труда. Журналистика как авторская и редакторская деятельность становится в этих условиях интеллектуальной системой, обеспечивающей непрерывное взаимодействие между устойчивостью и изменчивостью мира повседневности, обеспечивая гармонизацию между традициями и инновациями культуры повседневности .
См.: Социальное взаимодействие, его формы и виды. Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/ sociologiya/socialnoe-vzaimodeystvie
6 Там же.
7 Наседкина Н.И. Сущность медиатизации как явления современного общества // Universum: филология и искусствоведение. 2018. № 9 (55). Режим доступа: https://7universum.com/ru/ philology/-archive/item/6381
8 Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В. Роль журналистики в медиатизирующемся жизненном мире повседневности // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 4. С. 595-611.
Событийность предстает перед нами как социально-антропологический феномен, конструирующий определенную форму истории, определенную цивилизационность1. Событие выступает как одно из слагаемых интегративного результата интеллектуального творчества, моделирующее инновационные образцы мышления, деятельности, общения, продлевающие при их использовании противоречия и конфликты между участниками текущей практики, гармонирующие взаимодействия между статикой и динамикой культуры в соответствии с развитием условий жизнедеятельности социума, процессом обогащения интеллектуального потенциала общества. Событие - это новоначинание бытия . Событийность можно понять как принцип единства в многообразии, которое имеет противоречия и помогает избегать перекосов между индивидуализмом и коллективизмом в человеческом сообществе . Событийная жизнь человеческого рода определяется стремлением к самоуглублению, к восхождению от многооб-
4
разия к единству .
В системе интеллектуального творчества журналистика имеет своим предметом событийность, представляя аудитории ме-диакартину каждодневно изменяющегося мира повседневности посредством культур-но-цивилизационного диалога, обновляющего эту картину на основе широкой авторской деятельности, на базе ресурсов здравого смысла. Другой стороной социального взаимодействия, в котором участвует журналистика, является редакторская деятельность, охватывающая различные виды интеллектуального творчества, в том числе экономического, политического, научного, образовательного, художественного и др. Редакционный процесс в рамках интеллектуального взаимодействия в медиакомму-никационном пространстве призван обеспе-
1 Липатова О.А., Агапов О.Д. Событийность и ситуационность в гуманитарной перспективе // Вестник Казанского гос. ун-та культуры и искусств. 2014. № 4-1. С. 9-12.
2 Лызлов А.В. Вильгельм Дильтей и проблема гуманитарного подхода в психологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 4. С. 3-12.
3 Арендт Х. Жизнь ума. СПб.: Наука, 2013. С. 28.
4 Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М.: Весь мир, 1997.
чивать редакционную организацию процессов медиакоммуникаций на основе конвенциональных коммуникативных стратегий и технологий (М.А. Бережная, Т.И. Фролова, Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Ма-кеенко).
Игнорирование событийности, отмечают исследователи, ведет к росту дефицита публичности процессов текущей социальной практики. В условиях такого дефицита ограничиваются возможности своевременной оптимизации культуры повседневности личности, различных социальных общностей по отношению к непрерывно обновляемому интеллектуальному потенциалу общества, скудеет поток потенциальной информации, объективируемой в повестке дня медиа, обновляющей интеллектуальные ресурсы. Медиакартина мира в сознании участников текущей практики предполагает возможности использования реальной информации, которая своевременно обновляет систему целеполагания и целеосуществле-ния различных аудиторных групп. Таким образом, в условиях дефицита не осуществляется поддержка культурно-цивилиза-ционной самоидентификации как участников цивилизационного процесса в единстве сознания и деятельности, не преодолеваются противоречия и конфликты, которые могут привести к обострению общественных отношений.
Важнейшим аспектом целостности журналистики является каждодневная оптимизация конфликтологической культуры участников текущей социальной практики, действующих в мире повседневности, создающих инновационные ресурсы, использующих их в своей практике. Это оптимизирует их знаниевые, аксиологические и другие ресурсы как участников процессов преодоления противоречий и конфликтов.
Заключение
Таким образом, слагаемые целостности журналистики как фактора преодоления противоречий и конфликтов в мире повседневности состоят в том, чтобы непрерывно оптимизировать информационный процесс медиа на основе обновления ресурсов культуры повседневности личности. Преобразование информационного потенциала медиа как актуализируемой культуры повседнев-
ности в процессе ее освоения аудиторией превращает потенциальную информацию аудиторном сознании. Конфликтологическая культура личности включает в себя стремление предупреждать и разрушать любые социальные конфликты - межличностные, межэтнические, межнациональные и др.1 Культура повседневности, в оптимизации которой принимает участие журналистика, неразрывно связана с конфликтологической культурой. Самоидентификация личности, различных общностей неразрывно связана с непрерывным обновлением ресурсов конфликтоустойчивости субъектов интеллектуального творчества в соответствии с непрерывным обновлением интеллектуального потенциала общества.
Существует объективная необходимость актуализации интеллектуального творчества в различных видах деятельности, порожденная современным цивилизацион-ным этапом информационной революции. Поскольку экстенсивный путь развития исчерпан, возникает потребность в переосмыслении знаниевой парадигмы на этапе превращения труда физического, умственного в труд актуализации интеллектуального творчества . Журналистика - это интеллектуальная система, призванная обеспечивать свободу интеллектуального творчества участников текущей социальной практики на основе непрерывно действующего куль-турно-цивилизационного диалога в медиа-пространстве. Интегративным результатом этого диалога является непрерывное обеспечение единства сознания и деятельности в
1 Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования. Калининград: Изд-во Калининградск. гос. ун-та, 2002. С. 16.
2 Скифский С.В. Социокультурные факторы проектирования аттрактивной среды интеллектуального творчества в вузе: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.06. Тюмень, 2007.
медиа в информацию реальную в
мире повседневности участников этого диалога - личности, различных общностей, организаций, действующих в рамках различных социальных реальностей в соответствии с развитием условий их жизнедеятельности.
Свобода интеллектуального творчества неразрывно связана с ответственностью, необходима высокая конфликтологическая культура журналиста, чтобы информационный потенциал медиа отражался на основе современных конвенциональных стратегий и технологий . В процессе куль-турно-цивилизационного диалога должен быть осуществлен отбор информации, содержание которой адекватно отражено потенциалом общественного публичного разума4. Журналистика призвана содействовать преодолению противоречий и конфликтов в мире повседневности, способствуя каждодневной культурно-цивили-зационной самоидентификации личности, различных общностей, социума в целом на основе создания и освоения ими продуктивных образцов мышления, общения, поведения. В процессе медиатизации мира повседневности характер целостности журналистики состоит в том, чтобы постоянно объективировать в медиакоммуникациях, в ме-диареальности потенциал непрерывно обновляемых ресурсов интеллектуального творчества, создавая условия для общественного медиадиалога.
3 Тулупов В.В. Конвенциональная коммуникационная стратегия в журналистской деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 5. С. 20-49.
4 Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015.
Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арендт, Х. Жизнь ума. СПб.: Наука, 2013.
2. Вартанова, Е.Л. Медиа и социальный конфликт: к вопросу о двойственной природе взаимосвязи // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: Мат-лы Меж-дунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 307-309.
3. Вахнина, В.В., Мальцева, Т.В., Ульянина, О.А., Михайлова, Т.В. Основы конфликтологии в деятельности руководителей органов внутренних дел: учеб. пособие / под ред.
B.В. Вахниной. М.: Академия управления МВД России, 2019.
4. Вебер, М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
5. Владимирова, Т.Н., Панферова, В.В., Шкондин, М.В. Публичный разум в медиа-пространстве жизненного мира повседневности // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 4. С. 41-53.
6. Гончаров, С.З. Логика мышления и аксиология сердца. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006.
7. Гончаров, С.З., Попова, Н.В. Субъектность в аспекте инновационного стиля жизни // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Право. 2012. № 2. Вып. 19. С. 218-231.
8. Гуреева, А.Н. Междисциплинарность теоретических концепций в российских и зарубежных исследованиях процесса медиатизации // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2388.
9. Гуреева, А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2016. № 6. С. 192-208.
10. Демин, И.О. Статика и динамика культуры // Аналитика культурологии [электронное науч. издание]. Режим доступа: http://analiculturolog.ru/joumal/archive/item/851-19-3.html.
11. Демина, И.Н., Шкондин, М.В. Синергетика и теория журналистики: аспекты исследования медиасистемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 1. С. 1428.
12. Дроздова, А.В. Визуализация повседневности в современной медиакультуре: дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01. М., 2017.
13. Дроздова, А.В. Специфика визуальных исследований в современном гуманитарном знании // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 254-259.
14. Зиммель, Г. Избранные работы. Киев: Ника-Центр, 2006.
15. Ильин, И.А. Стань цельным // Собр. соч.: В 10 т. Т. 8. М.: Русская книга, 1998.
16. Каган, М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб.: Наука, 1998. С. 201-219.
17. Казимирчик, Л.В. Политический бренд в условиях медиатизации и виртуализации современной публичной политики // Теория и практика общественного развития. 2014. № 13.
C.123-125.
18. Коломиец, В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 58-65.
19. Корконосенко, С.Г. Социальность журналистики и медиа: методологические подходы // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 3. С. 417-430.
20. Корконосенко, С.Г., Воскресенская, М.А. Журналистика в модусе культуры: институциональный взгляд // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 4. С. 108-119.
21. Липатова, О.А., Агапов, О.Д. Событийность и ситуационность в гуманитарной перспективе // Вестник Казанского гос. ун-та культуры и искусств. 2014. № 4-1. С. 9-12.
22. Луков, М.В. Культура повседневности // Знание. Понимание. Умение [портал]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2008/4/Lukov_MV/.
23. Луков, М.В. Телевидение: конструирование культуры повседневности: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. М., 2006.
24. Лызлов, А.В. Вильгельм Дильтей и проблема гуманитарного подхода в психологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 4. С. 3-12.
25. Маховых, И.А. Динамика социокультурных процессов: теоретическое осмысление доминантных факторов влияния // Ценности и смыслы. 2016. № Б6. С. 84-91.
26. Наседкина, Н.И. Сущность медиатизации как явления современного общества // Universum: филология и искусствоведение. 2018. № 9 (55). Режим доступа: https://7universum.com/ru/philol ogy/archive/item/6381.
27. Ортега-и-Гассет, Х. Избранные труды. М.: Весь мир, 1997.
28. Парсонс, Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002.
29. Самсонова, Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования. Калининград: Изд-во Калининградск. гос. унта, 2002.
30. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Шкондин, М.В. Медиапубличность как фактор социального созидания // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 2. С. 229-243.
31. Скифский, С.В. Социокультурные факторы проектирования аттрактивной среды интеллектуального творчества в вузе: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.06. Тюмень, 2007.
32. Смирнова, О.В., Свитич, Л.Г., Шкондин, М.В. Роль журналистики в медиатизиру-ющемся жизненном мире повседневности // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 4. С. 595-611.
33. Смирнова, О.В., Шкондин, М.В. Исследования медиа и журналистики в контексте конфликтологии: системно-теоретические аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 5-21.
34. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
35. Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Мат-лы VII Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017.
36. Социальное взаимодействие, его формы и виды. Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnoe-vzaimodeystvie
37. Теория и жизненный мир человека / отв. ред. В.Г. Федотова. М.: Ин-т философии РАН, 1995.
38. Тощенко, Ж.Т. Жизненный мир и его смыслы // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 5-17.
39. Тощенко, Ж.Т. Смыслы как ключевая, качественная и сущностная характеристика жизненного мира // Социология. 2016. № 3. С. 52-64.
40. Тощенко, Ж.Т. Фантомы российского общества. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015.
41. Тулупов, В.В. Конвенциональная коммуникационная стратегия в журналистской деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 5. С. 20-49.
42. Хохлов, А.С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учеб. пособие. Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.
43. Челышева, И.В. Социокультурное поле медиа: реальность, коммуникация, человек. М.: Информация для всех, 2016.
44. Черных, О.Н. Виртуальный принцип повседневности // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2011. № 127. С. 107-114.
45. Шаршов, И.А. Психолого-педагогическая классификация подходов к понятию «творчество» // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2002. Т. 1. № 1. С. 43-59.
46. Шкондин, М.В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. Т. 26. № 2. С. 175182.
47. Шкондин, М.В. Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 1. С. 177-186.
Дата поступления: 29.04.2021