Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ КОНФЛИКТА В КОНТЕКСТЕ МЕДИА И ЖУРНАЛИСТИКИ: АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ РОССИЙСКИХ СМИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ КОНФЛИКТА В КОНТЕКСТЕ МЕДИА И ЖУРНАЛИСТИКИ: АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ РОССИЙСКИХ СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
350
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ СМИ / МЕДИА / ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАТИЗАЦИЯ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / КОНФЛИКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смирнова Ольга Владимировна, Шкондин Михаил Васильевич, Денисова Галина Валерьевна, Антипова Алина Сергеевна, Ильченко Даниил Сергеевич

Конфликтология как область знания нацелена на выявление и обоснование факторов, которые систематически порождают в обществе противоречия, социальную напряженность и столкновения. При этом исследователи признают, что медиасопровождение стало неотъемлемой естественной частью конфликта на протяжении всего его развития, что дает основания для медиацентрического подхода к исследованиям социокультурных конфликтов с использованием междисциплинарных подходов и методологических инструментов. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого стал анализ ключевых индикаторов конфликто-ориентированной информационной повестки российских медиа. В качестве объекта исследования были выбраны ведущие федеральные общественно-политические газеты «Комсомольская правда», «Российская газета» и «КоммерсантЪ», а также и интернет-СМИ Lenta.Ru и Gazeta.Ru. Период исследования составил январь-декабрь 2020 г. Отбор и анализ публикаций, по ключевым словам, был проведен с помощью информационно-поисковой системы мониторинга и анализа СМИ «Интегрум» и алгоритма на основе искусственных нейронных сетей word2vec. Оригинальная методология позволила определить долю публикаций, содержащих категорию конфликта, в общем массиве сообщений СМИ, выявить ключевые индикаторы конфликто-ориентированной информационной повестки и проанализировать их основные характеристики. Результаты показали, что российские СМИ, вошедшие в выборку, освещают тему конфликта в своей повестке, и семантическое поле этой тематики крайне разнообразно. Представленное исследование может служить прототипом для анализа индикаторов актуальных и вызывающих резонанс тем в любых социальных сферах. Это, в свою очередь, крайне важно в ситуации, когда массмедиа выполняет роль формирующего общественное сознание средства, как с точки зрения теоретического и научного применения, так и с точки зрения быстрого и эффективного практического использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Смирнова Ольга Владимировна, Шкондин Михаил Васильевич, Денисова Галина Валерьевна, Антипова Алина Сергеевна, Ильченко Даниил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INDICATORS OF CONFLICT IN THE CONTEXT OF MEDIA AND JOURNALISM: ANALYSIS OF THE CONTENT OF RUSSIAN MEDIA

Conflictology as a field of knowledge is aimed at identifying and substantiating the factors that systematically generate contradictions, social tension, and collisions in the society. At the same time, researchers recognize that media support has become an integral natural part of conflict throughout the process of its development, which gives rise to a media-centric approach to the study of sociocultural conflicts using interdisciplinary means and methodological tools. The purpose of this article is to demonstrate the results of a study analyzing key indicators of conflict-related information agenda in Russian mass media outlets. The leading federal socio-political newspapers Komsomolskaya Pravda, Rossiyskaya Gazeta and Kommersant, as well as online media sources Lenta.Ru and Gazeta.Ru were selected as the object of the research. The period under investigation was January-December 2020. The selection and analysis of publications by keywords was carried out using the information retrieval system for monitoring and analyzing the media "Integrum" and an algorithm based on artificial neural networks word2vec. The original methodology has made it possible to determine the ratio of publications containing conflict as the key notion in the total amount of media reports of the same period, as well as to identify key indicators of conflict-related materials analyzing their main characteristics. The results have shown that Russian media sources chosen as the study sample reveal conflict significantly a lot and the topic semantic field is extremely diverse. The present study may be prototypical for the analysis of indicators of relevant issues and resonant topics in any social sphere. This, in turn, is extremely valuable in situations when mass media becomes a tool for shaping public opinion and consciousness, in terms of both theoretical or scientific importance and quick and effective practical application.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ КОНФЛИКТА В КОНТЕКСТЕ МЕДИА И ЖУРНАЛИСТИКИ: АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ РОССИЙСКИХ СМИ»

Вопросы теории и практики журналистики. 2021. T. 10. № 3

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА JOURNALISTIC PRACTICE

УДК 070:001

DOI 10.17150/2308-6203.2021.10(3).422-436 Смирнова Ольга Владимировна

Кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой Кафедра периодической печати, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: smirnovaorama@gmail.com Olga V. Smirnova

PhD of Philology, Associate Professor, Head of Department Department of Print Media, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: smirnovaorama@gmail.com

Шкондин Михаил Васильевич

Доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

Кафедра периодической печати, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: skond@mail.ru Mikhail V. Shkondin

D.Sc. in Philology, Full Professor, Leading Researcher Department of Print Media, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: skond@mail.ru

Денисова Галина Валерьевна

Доктор культурологии, заведующий кафедрой

Кафедра психологии языка и преподавания иностранных

языков, факультет психологии, Московский государственный

университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская

Федерация, e-mail: g.v.denissova@gmail.com

Galina V. Denissova

D.Sc. in Culturology, Head of Department

Department of Psychology of Language and Foreign Language

Teaching, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State

University, Moscow, Russian Federation,

e-mail: g.v.denissova@gmail.com

Антипова Алина Сергеевна

Научный сотрудник

Кафедра психологии языка и преподавания иностранных языков, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: antipovaaline@gmail.com Alina S. Antipova Researcher

Department of Psychology of Language and Language Teaching, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: antipovaaline@gmail.com

Ильченко Даниил Сергеевич

Научный сотрудник

Проблемная научно-исследовательская лаборатория комплексного изучения актуальных проблем журналистики, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г Москва, Российская Федерация, e-mail: ilchenkod@yandex.ru

Daniil S. Ilchenko

Researcher

Scientific Laboratory of In-Depth Study of Current Problems of Journalism, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: ilchenkod@yandex.ru

Социальные индикаторы конфликта в контексте медиа и журналистики: анализ содержания российских СМИ

Аннотация. Конфликтология как область знания нацелена на выявление и обоснование факторов, которые систематически порождают в обществе противоречия, социальную напряженность и столкновения. При этом исследователи признают, что медиасопровождение стало неотъемлемой естественной частью конфликта на протяжении всего его развития, что дает основания для медиацентрического подхода к исследованиям социокультурных конфликтов с использованием междисциплинарных подходов и методологических инструментов. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого стал анализ ключевых индикаторов конфликто-ориентированной информационной повестки российских медиа. В качестве объекта исследования были выбраны ведущие федеральные общественно-политические газеты «Комсомольская правда», «Российская газета» и «КоммерсантЪ», а также и интернет-СМИ Lenta.Ru и Gazeta.Ru. Период исследования составил январь-декабрь 2020 г. Отбор и анализ публикаций, по ключевым словам, был проведен с помощью информационно-поисковой системы мониторинга и анализа СМИ «Интегрум» и алгоритма на основе искусственных нейронных сетей word2vec. Оригинальная методология позволила определить долю публикаций, содержащих категорию конфликта, в общем массиве сообщений СМИ, выявить ключевые индикаторы кон-фликто-ориентированной информационной повестки и проанализировать их основные характеристики. Результаты показали, что российские СМИ, вошедшие в выборку, освещают тему конфликта в своей повестке, и семантическое поле этой тематики крайне разнообразно. Представленное исследование может служить прототипом для анализа индикаторов актуальных и вызывающих резонанс тем в любых социальных сферах. Это, в свою очередь, крайне важно в ситуации, когда массмедиа выполняет роль формирующего общественное сознание средства, как с точки зрения теоретического и научного применения, так и с точки зрения быстрого и эффективного практического использования.

Ключевые слова. Российские СМИ, медиа, журналистика, медиатизация, конфликтология, социальные конфликты, конфликтно-ориентированная информационная повестка.

Вклад авторов в исследовании. Смирнова О.В. — руководство исследованием, разработка программы и методологии, организация мониторинга, анализ результатов;

Шкондин М.В. — разработка теоретической базы исследования;

Денисова Г.В. — разработка теоретической базы исследования;

Антипова А.С. — обработка данных (word2vec), анализ результатов;

Ильченко Д.С. — обработка данных (Интегрум).

Финасирование. Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Информация о статье. Дата поступления 11 июля 2021 г.; дата принятия к печати 25 августа 2021 г.; дата онлайн-размещения 20 сентября 2021 г.

Social Indicators of Conflict in the Context of Media and Journalism: Analysis of the Content of Russian Media

Abstract. Conflictology as a field of knowledge is aimed at identifying and substantiating the factors that systematically generate contradictions, social tension, and collisions in the society. At the same time, researchers recognize that media support has become an integral natural part of conflict throughout the process of its development, which gives rise to a media-centric approach to the study of sociocultural conflicts using interdisciplinary means and methodological tools. The purpose of this article is to demonstrate the results of a study analyzing key indicators of conflict-related information agenda in Russian mass media outlets. The leading federal socio-political newspapers Komsomolskaya Pravda, Rossiyskaya Gazeta and Kommersant, as well as online media sources Lenta.Ru and Gazeta.Ru were selected as the object of the research. The period under investigation was January-December 2020. The selection and analysis of publications by keywords was carried out using the information retrieval system for monitoring and analyzing the media "Integrum" and an algorithm based on artificial neural networks word2vec. The original methodology has made it possible to determine the ratio of publications containing conflict as the key notion in the total amount of media reports of the same period, as well as to identify key indicators of conflict-related materials analyzing their main characteristics. The results have shown that Russian media sources chosen as the study sample reveal conflict significantly a lot and the topic semantic field is extremely diverse. The present study may be prototypical for the analysis of indicators of relevant issues and resonant topics in any social sphere. This, in turn, is extremely valuable in situations when mass media becomes a tool for shaping public opinion and consciousness, in terms of both theoretical or scientific importance and quick and effective practical application.

Keywords. Mass media, Russian media sources, journalism, mediatiza-tion, conflictology, social conflicts, conflict-related information agenda.

Contribution of the authors. Smirnova O.V. — research management, development of a program and methodology, organization of monitoring, analysis of results;

Shkondin M.V. — development of a theoretical basis for research;

Denisova G.V. — development of a theoretical basis for research;

Antipova A.S. — data analysis (word2vec), analysis of the findings;

Ilchenko D.S. — data analysis (Integrum).

Funding. The research was carried out with the support of the Interdisciplinary Scientific and Educational School of Moscow University "Preservation of the World Cultural and Historical Heritage".

Article info. Received July 11, 2021; accepted August 25, 2021; available online September 21, 2021.

Введение: постановка

проблемы

На современным этапе цивили-зационного развития, несмотря на информационно-технологические прорывы, масштабной общественной проблемой является квазиреальная картина мира, формирующая общественное сознание, которая в свою очередь не может не порождать конфликты между участниками текущей социальной практики. Именно конфликт представляет собой проблемный способ развития противоречий, возникающих в ходе социокультурного взаимодействия. При этом конфликт как способ социального взаимодействия наиболее наглядно отражается именно в содержании СМИ. В этом контексте следует подчеркнуть природу конфликта как явления сугубо нематериального, оцениваемого опосредованно через «следы», оставляемые в результате конфликтного взаимодействия в материальном мире [1; 2]. Такие информационные «следы» представляются важными индикаторами уровня конфликтности в обществе в целом и на определенном этапе его развития. Анализ этих индикаторов, а также дальнейшее осмысление роли медиа в освещении, диагностике и выработке путей разрешения конфликта, и снижении уровня конфликтности в обществе представляется актуальной задачей, требующей особого внимания со стороны медиаисследователей.

Тем не менее, нельзя не признать, что медиа далеко не всегда играют конструктивную роль в предотвращении и разрешении конфликтов. Характерным примером является особенности репрезентации в СМИ темы этнических конфликтов в постсоветский период 1990-х гг., когда журналисты активно использовали приемы драматизации и броских заголовков с большим числом эмоциональных высказываний, что только усугубляло существующую проблемную ситуацию [3]. В этом контексте очень важным представляется также изучение конфликтного потенциала, имплицитных коннотаций, заложенных в содержании медиа (например, в языке вражды). В современных условиях цифрови-зации и медиатизации всех социальных реальностей роль СМИ при освещении и анализе конфликтной картины мира только возрастает. В связи с этим представляется крайне актуальным исследование как присутствия конфликта в информационной повестке, так и анализ основных индикаторов конфликтного резонанса в освещении различных событий и явлений в медиа.

Базовые теоретические

подходы к проблеме

Конфликтология как область знания нацелена на выявление и обоснование факторов, которые систематически порождают в обществе

противоречия, социальную напряженность и столкновения. Признание противоречий естественным состоянием любой общественной системы выступает одним из важных критериев при рассмотрении причин и обстоятельств возникновения социальных конфликтов. В условиях медиатизации всех сфер общественной жизни можно говорить не только о ключевой роли медиа в информировании общества о конфликтах, но часто об их решающей роли в стимулировании и эскалации конфликтных ситуаций и процессов [4-16].

Конфликтологическая парадигма, одним из важных критериев которой является признание конфликтности естественным состоянием любой общественной системы, представляется актуальной и сегодня [17-22]. Выше уже подчеркивались процессы медиатизации социальных конфликтов, вызванные, в том числе, высокой интенсивностью информационного участия медиа во всех общественных сферах [23; 24]. В условиях циф-ровизации медиа отмечается рост интенсивности информационного их участия в социальных конфликтах разного рода и уровня. В значительной степени это связывается с тем, что современное общество наблюдает за конфликтами через медиалинзы (mediating lenses) [25]. Медиасопро-вождение становится естественной частью конфликта на протяжении всего его развития от возникновения до разрешения конфликта и его последствий. Отмечаются также тенденции к усилению медийноу-правляемости конфликтов, производства фейковой информации, манипуляций и дальнейшему усилению общественных противоречий. Все изложенное создает основания для

медиацентрического подхода к исследованиям социальных индикаторов конфликтов с использованием междисциплинарных подходов и методологических инструментов.

Методология исследования

Ввиду того, что медиаконтент предоставляет богатое поле для мониторинга общественно актуальной тематики, задачей исследования стало выявление и последующий анализ социальных индикаторов темы конфликт в российских СМИ. К таким социальным индикаторам мы отнесли ряд категорий, относящихся, в том числе:

- к объекту конфликта (территория, власть, отношения, права и т.п.);

- к масштабу распространения конфликта в обществе (глобальный, мировой, национальный, региональный, локальный и т.п.);

- к сфере обозначения конфлик-тогенной обстановки (политическая, экономическая, военная, внутрисемейная, криминальная и т.п.);

- к основным участникам конфликта (человек, группа, страна, общество).

Впоследствии представляется возможным выделение и других категорий, однако на данном этапе исследования мы сосредоточились на названных выше. Обозначенная методика исследования позволила осуществить конструирование частотно употребляемого набора слов, связанных со словом конфликт семантически, а также близких семантических пар. Это дало возможность, с одной стороны, охарактеризовать направленность отдельных СМИ с точки зрения выявляемых индикаторов, а с другой — проследить временные изменения внутри тематики.

Объектом исследования стали российские федеральные общественно-политические издания «Комсомольская правда», «Российская газета» и «КоммерсантЪ», а также интернет-издания Lenta.Ru и «Газетами». Период исследования — январь-декабрь 2020 г. Отбор публикаций по теме «Конфликт» проведен с помощью системы мониторинга и анализа СМИ «Интегрум» по ключевому слову конфликт*.

Использование информационно-поисковой системы мониторинга СМИ «Интегрум» позволяет провести анализ текстов СМИ с целью построения моделей учета со-встречаемости слов и выявления семантически близких лексических единиц и целых групп. Данный подход традиционно применяется исследователями в различных сферах. В качестве примера можно привести анализ русскоязычного политического дискурса в период 2010-2020 гг. [26]. Система СМИ «Интегрум» ранее неоднократно использовалась для изучения освещения в СМИ конфликтогенных ситуаций и проблем. Так, система применялась в исследовании репрезентации проблемы вступления России в ВТО в российских общественно-политических, деловых и массовых печатных изданиях, были проанализированы основные платформы конфликтов и высказываемые в СМИ аргументы по поводу присоединения России к ВТО [27]. Система «Интегрум» использовалась для изучения специфики освещения в телевизионных, печатных и интернет-СМИ трагедий, случившихся 19 декабря 2016 г. (массовое отравление суррогатным алкоголем в Иркутске, убийство российского посла в Турции и теракт в

Берлине) [28]. Функционал системы позволил исследовать дискуссии в российской прессе по вопросу им-портозамещения [29] и проанализировать процесс конструирования представлений об экономическом кризисе в онлайн-изданиях [30].

Для осуществления задач, поставленных в исследовании, нами уже был апробирован алгоритм ней-ролингвистического анализа текстов word2vec, который позволяет производить выявление близости слов друг к другу за счет перевода лингвистических единиц в векторные. Например, он позволил провести анализ семантических сдвигов в поле конфликто-ориентированной терминологии [31]. Алгоритм word2vec позволяет осуществить процедуры удаления из анализа служебных и стоп-слов, привести вариации слов к начальной или заданной форме, произвести классификацию по частям речи, осуществить отбор по необходимым для исследования параметрам. В содержании каждого исследуемого СМИ нами выявлялось также семантическое ядро, окружающее ключевое слово конфликт*. Частотность встречаемости связи слов ядра задается моделью автоматически, и слова, которые были выявлены в процессе анализа, распределились в ядре по принципу уменьшения векторной связи с кате-горизирующим понятием. Было построено общее семантическое ядро по всем изданиям, а также, для выявления возможной специфики, по каждому в отдельности. Чтобы расширить характеристики исследуемых индикаторов, был проведен также анализ ряда частотных пар. Так, анализировались изменения встречаемости категории конфликт*с

другими словами, входящими в состав семантических ядер, например конфликт*-российск* или конфликт*-президент*.

Результаты исследования

Выбранная нами методология позволила оценить долю публикаций, содержащую близкие к теме конфликт категории, в общем массиве. Так, в ходе проведения первой процедуры была сформирована выборка №=10 707 (выборка В1), отсортированная по ключевому слову конфликт* (со включением всех возможных словоформ). Эта выборка была соотнесена с общим количеством публикаций в соответствующих изданиях за исследуемый период (выборка В0) №=259 227 публикаций. Таким образом, публикации, связанные с темой конфликт,

в среднем составили 4,1 % в общем объеме. Обнаружены значимые различия в присутствии исследуемой категории в изданиях: максимальную долю текстов по теме конфликт демонстрирует «КоммерсантЪ», минимальное — Gazeta.Ru (табл. 1).

Следующая процедура предполагала анализ лексико-семантиче-ского поля выборки В1 с использованием алгоритма word2vec, в которое были включены только лексические единицы, обозначающие актанты ситуаций. Она позволила выявить близкий для категории конфликт* контекст в виде семантического ядра из 30 существительных, сформированного автоматически по принципу выявления слов с наиболее высокой частотностью. Встречаемость слов проверялась по совокупности и по отдельным изданиям (табл. 2).

Таблица 1

Публикации, содержащие ключевое слово конфликт*

СМИ Всего текстов за 2020 г. Кол-во текстов, содержащих слово конфликт* Доля текстов, содержащих слово конфликт* (%)

Комсомольская правда 7 366 326 4,4

Российская газета 16 492 584 3,5

Коммерсант 5 576 755 13,5

Gazeta.Ru 133 221 4 408 3,3

Lenta.Ru 96 572 4 634 4,8

I 259 227 10 707 4,1

Таблица 2

Семантическое ядро категории конфликт* (по всем изданиям)

Ключевое слово Семантическое ядро

Конфликт* Конфликт, президент, сша, украина, азербайджан, армения, глава, карабах, ситуация, отношение, действие, власть, решение, турция, республика, новость, территория, государство, регион, число, владимир, министр, фото, результат, проблема, группа, представитель, суд, лидер, переговоры.

Было выявлено, что самыми значимыми являются индикаторы местоположения конфликта — слова, связанные с географией распространения конфликта. К этой группе относятся 6 слов из 30: США, Украина, Азербайджан, Армения, Карабах, Турция (в порядке уменьшения частотности). Таким образом, можно утверждать, что публикации, связанные с США, в рамках нашего исследования встречались чаще (11 531), чем те, которые сообщали об Украине (9 578), Азербайджане (8 482), Армении (8 166), Карабахе (8 166) и Турции (4 582). Помимо имен собственных — названий конкретных мест — в ядро вошли существительные, связанные с индикаторами местоположения (регион, территория) и масштаба распространенности конфликта (республика, государство).

В тематическом поле темы конфликт также представлена большая группа слов, служащих индикаторами объекта конфликта и действий, связанных ним: ситуация, отношение, действие, решение, проблема, результат, число и переговоры; индикаторами субъектности конфликта: министр, представитель, группа, власть; индикаторы генеральных субъектов власти, в том числе имена собственные: президент, глава, Владимир, лидер; индикаторы актуальности и освещенности конфликта: новость и фото.

Далее были выявлены семантические ядра по каждому из выбранных для анализа изданий (табл. 3)

Анализ поля конфликт* по отдельным изданиям позволил выявить различия в частотности и век-торности использования понятия. Так, наиболее часто используемыми,

Таблица 3

Семантическое ядро категории конфликт* (по отдельным изданиям)

СМИ Семантическое ядро

Lenta.ru конфликт, фото, азербайджан, президент, армения, карабах, украина, сша, новость, власть, канал, действие, отношение, ситуация, республика, глава, риа, территория, регион, турция, группа, мужчина, решение, государство, компания, лидер, донбасс, проблема, убийство, результат

Газетами конфликт, президент, сша, украина, глава, действие, карабах, армения, ситуация, азербайджан, отношение, турция, власть, решение, республика, государство, новость, территория, министр, результат, переговоры, трамп, лидер, владимир, риа, заявление, число, представитель, регион, донбасс

КоммерсантЪ президент, господин, конфликт, глава, сша, компания, ситуация, решение, рф, отношение, власть, владимир, проект, сергей, рынок, суд, число, выборы, рубль, переговоры, представитель, правительство, проблема, регион, турция, действие, группа, миллион, министр, украина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание табл. 3

СМИ Семантическое ядро

Комсомольская правда конфликт, семья, отношение, карабах, тысяча, президент, сша, ситуация, азербайджан, армения, родитель, александр, проблема, украина, история, рубль, школа, власть, миллион, сын, турция, фильм, месяц, квартира, территория, суд, сергей, государство, момент, дочь

Российская газета Конфликт, федерация, право, закон, президент, решение, орган, статья, сша, суд, отношение, гражданин, власть, конфликт, ситуация, число, государство, история, территория, глава, система, правительство, организация, услуга, проблема, тысяча, действие, рф, мера, условие, субъект

вошедшими в семантическое ядро официального государственного издания «Российская газета», оказались слова федерация, право, закон орган, статья. В деловом издании «КоммерсантЪ» преобладают такие слова-индикаторы как господин, компания, проект, рынок, рубль. Семантическое ядро массового издания «Комсомольская правда» показало приоритетность конфликтов, связанных с семьей и отношениями.

Следующей процедурой стало выявление частотности семантических пар, предположительно демонстрирующих рэперные векторы в информационной повестке в связи с актуальными в разные периоды 2020 г. конкретными персо-

нами, странами, горячими точками и т.п. и динамики их употребления в течение всего года по месяцам (табл. 4-10). Для апробации данной методики были выбраны некоторые семантические пары.

Для анализа изменяемости индикатора местоположения:

- конфликт* и российск*

- конфликт* и сша

- конфликт* и украин*

Для анализа индикатора объекта конфликта и действий с ним:

- конфликт* и ситуац*

- конфликт* и решен*

Для анализа изменяемости индикатора субъектности:

- конфликт* и президент*

- конфликт* и глав*

Таблица 4

Семантические пары конфликт* и российск* (по изданиям и месяцам)

СМИ / 2020 г янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек I

Комсомольская правда 9 6 9 6 8 8 7 9 3 21 24 10 120

Российская газета 55 60 39 37 21 52 51 48 42 56 64 59 584

Коммерсант 33 46 28 17 15 25 33 31 44 53 37 59 421

Gazeta.Ru 150 178 93 102 88 127 122 108 116 193 232 164 1 673

Lenta.Ru 115 151 96 91 98 119 155 108 142 183 353 215 1 826

I 362 441 265 253 230 331 368 304 347 506 710 507 4 624

Таблица 5

Семантические пары конфликт* и США (по изданиям и месяцам)

СМИ / 2020 г янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек I

Комсомольская правда 5 9 5 8 1 8 5 4 2 17 13 6 83

Российская газета 21 20 8 7 7 24 16 7 13 12 11 18 164

Коммерсант 20 25 11 10 10 19 20 18 21 32 23 22 231

Gazeta.Ru 138 129 54 67 75 111 106 91 98 166 105 70 1 210

Lenta.Ru 136 100 45 47 91 90 69 52 87 164 102 89 1 072

I 320 283 123 139 184 252 216 172 221 391 254 205 2 760

Таблица 6

Семантические пары конфликт* и украин* (по изданиям и месяцам)

СМИ / 2020 г янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек I

Комсомольская правда 6 6 4 1 1 3 4 7 1 8 5 5 51

Российская газета 8 9 5 8 3 10 7 4 6 3 4 7 74

Коммерсант 13 23 7 8 4 5 9 13 14 7 8 13 124

Gazeta.Ru 92 111 45 52 54 64 96 81 71 58 64 65 853

Lenta.Ru 79 99 71 50 90 82 105 66 75 58 62 96 933

I 198 248 132 119 152 164 221 171 167 134 143 186 2 035

Таблица 7

Семантические пары конфликт* и ситуац* (по изданиям и месяцам)

СМИ / 2020 г. янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек I

Комсомольская правда 9 6 8 11 5 10 6 16 5 24 12 9 121

Российская газета 27 32 20 19 11 27 23 23 24 36 29 29 300

КоммерсантЪ 31 40 25 16 20 22 31 40 40 58 40 55 418

Gazeta.Ru 147 157 97 121 105 126 138 128 145 221 158 127 1 670

Lenta.Ru 86 102 59 49 81 96 118 67 151 217 147 114 1 287

I 300 337 209 216 222 281 316 274 365 556 386 334 3 796

Таблица 8

Семантические пары конфликт* и решен* (по изданиям и месяцам)

СМИ / 2020 г. янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек I

Комсомольская правда 7 6 5 6 3 5 8 5 3 12 7 8 75

Российская газета 31 21 21 15 8 26 23 20 16 24 33 27 265

КоммерсантЪ 30 36 37 17 14 27 36 42 35 54 45 54 427

Gazeta.Ru 128 132 67 86 90 111 105 92 131 174 148 98 1 362

Lenta.Ru 79 72 58 49 66 77 80 48 75 133 136 89 962

I 275 267 188 173 181 246 252 207 260 397 369 276 3 091

Таблица 9

Семантические пары конфликт* и президент* (изданиям и месяцам)

СМИ/2020 г янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек I

Комсомольская правда 10 8 4 4 0 5 8 13 2 17 14 5 90

Российская газета 29 20 18 12 14 27 22 21 17 21 36 28 265

Коммерсант 35 35 28 18 16 22 32 40 46 64 47 45 428

Gazeta.Ru 197 186 105 88 97 124 145 128 166 305 221 135 1 897

Lenta.Ru 166 184 88 61 99 91 138 112 159 327 269 157 1 851

I 437 433 243 183 226 269 345 314 390 734 587 370 4 531

Таблица 10

Семантические пары конфликт* и глав* (по изданиям и месяцам)

СМИ/2020 г янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек I

Комсомольская правда 16 11 11 10 10 14 18 18 8 35 24 10 185

Российская газета 34 34 29 17 12 34 30 22 31 36 46 35 360

КоммерсантЪ 50 52 33 21 23 23 44 52 49 76 62 71 556

Gazeta.Ru 215 218 132 132 136 167 190 192 197 319 297 219 2 414

Lenta.Ru 139 132 98 78 129 135 168 113 142 183 256 164 1 737

I 454 447 303 258 310 373 450 397 427 649 685 499 5 252

Дискуссия и выводы

Таким образом, можно утверждать, что российские СМИ, вошедшие в выборку, активно освещают тему конфликта в своей повестке, семантическое поле этой тематики достаточно разнообразно. Наиболее высокую частнотность присутствия во всех анализируемых изданиях показали индикаторы местоположения конфликта. Региональный аспект подчеркивается наличием в частотном блоке категорий, связанных с реалиями российской действительности, в частности имен конкретных политических деятелей. Категория географии конфликта выявила высокую частотность присутствия в конфликтной повестке таких стран как США, Украина, Азербайджан, Армения, Турция и Россия.

По выявленным индикаторам можно также говорить о заметных различиях в освещении в СМИ сфер реализации конфликта: политической, финансовой, правовой, социальной, сферы внутрисемейных отношений, образования, культуры, экономики и уголовной практики (криминалистики). Так, в издании Lenta.ru больше, чем в других четырех изданиях, представлена сфера уголовной практики (криминалистики); в издании «Комсомольская правда» преобладает социальная сфера и тема внутрисемейных отношений; в «Российской газете» — правовые аспекты конфликта.

При анализе представленности категории конфликт в сочетании с указанными выше индикаторами во

временной перспективе следует отметить тенденцию увеличения значений до пиковых по всем категориям в осенний период (октябрь — ноябрь 2020 г.). Исключение составила пара конфликт*-украин*, показавшая пик в феврале и июле 2020 г.

Представляется, что методология данного исследования может служить прототипом для анализа индикаторов актуальных и вызыва-

ющих резонанс тем в любых социальных сферах. Помимо выявления и структуризации базовых категорий, частотно встречающихся в медиа-контенте, она дает возможность детального и содержательного анализа повестки СМИ, что представляется крайне важным, как с точки зрения теоретического и научного применения, так и с точки зрения эффективного практического использования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов А.Я. История отечественной конфликтологии. Указатель 1762 диссертаций / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов. — Москва : Проспект, 2018. — 448 с.

2. Владимиров А.А. Современная модернизация в России с позиций социальной философии и конфликтологии : монография / А.А. Владимиров, Л.А. Зеленов, Е.И. Степанов. — Москва : ЛИБРОКОМ, 2013. — 208 с.

3. Rodionova E.V. Representation of Ethnic Conflict in the Media in the Post-Soviet Period / E.V. Rodionova, K.A. Balan. — DOI 10.21638/11701/spbu02.2020.211 // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. — 2020. — Т. 65, вып. 2. — С. 519-534.

4. Вартанова Е.Л. Медиа и социальный конфликт: к вопросу о двойственной природе взаимосвязи / Е.Л. Вартанова // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Я.Н. Засурского, Г.С. Филаткиной, О.Р. Алевизаки [и др.]. — Москва, 2021. — С. 307-309.

5. Вартанова Е.Л. «Конфликт» в актуальных медиаисследованиях: проблемно-тематическое поле в отечественном и зарубежном академическом дискурсе / Е.Л. Вартанова, Д.В. Дунас, А.А. Гладкова // Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения : сб. матер. Междунар. научн. форума, Санкт-Петербург, 30 июня-2 июля 2021 г. : в 2 т. / отв. ред. А.А. Малышев. — Санкт-Петербург, 2021. — Т. 2. — С. 133-135.

6. Гладкова А.А. СМИ и межэтнические конфликты в многонациональном российском обществе / А.А. Гладкова // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Я.Н. Засурского, Г.С. Филаткиной, О.Р. Алевизаки [и др.]. — Москва, 2021. — С. 309-310.

7. Демина И.Н. Журналистика в мире повседневности: слагаемые конвенциональной целостности как фактора преодоления конфликтов / И.Н. Демина, М.В. Шкондин. — DOI 10.51965/2076-7919_2021_1_1_134 // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2021. — Т. 1, № 1 (34). — С. 134-143.

8. Дунаева И.Ш. Функционирование СМИ в условиях внутриполитического конфликта: на примере общероссийских и региональных газетных изданий : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / И.Ш. Дунаева. — Москва, 2001. — 179 с.

9. Дунас Д.В. Практики медиапотребления как проявления межпоколенческого конфликта / Д.В. Дунас // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Я.Н. Засурского, Г.С. Филаткиной, О.Р. Алевизаки [и др.]. — Москва, 2021. — С. 310-312.

10. Лазутина Г.В. Ценностные аспекты международных конфликтов как предмет внимания СМИ / Г.В. Лазутина // Век информации. — 2016. — № 4. — С. 55-62.

11. Лукина М.М. Конфликт как новостная ценность / М.М. Лукина // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Я.Н. Засурского, Г.С. Филаткиной, О.Р. Алевизаки [и др.]. — Москва, 2021. — С. 312-314.

12. Микулина И.В. Конфликтогенные тексты сМи в судебной практике Белгородской области: типологический, лингвоправовой и профессионально-этический аспекты : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / И.В. Микулина. — Воронеж, 2011. — 227 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Муравьева Н.В. Речевые механизмы коммуникативных конфликтов: на материале текстов массовой информации : дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Н.В. Муравьева. — Москва, 2002. — 451 с.

14. Смирнова О.В. Конфликтология и теория журналистики: аспекты системного взаимодействия / О.В. Смирнова // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Я.Н. Засурского, Г.С. Филаткиной, О.Р. Алевизаки [и др.]. — Москва, 2021. — С. 314-316.

15. Смирнова О.В. Международные конфликты в контексте ценностных отношений общества: особенности участия СМИ // О.В. Смирнова, Г.В. Лазутина, И.Н. Денисова. — DOI 10.30547/mediaalmanah.3.2021.2836 // МедиаАльманах. — 2021. — № 3. — С. 28-36.

16. Смирнова О.В. Роль журналистики в медиатизирующемся жизненном мире повседневности / О.В. Смирнова, Л.Г. Свитич, М.Г. Шкондин. — DOI 10.17150/2308-6203.2020.9(4).595-611 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 595-611.

17. Тернер Д. Теория конфликта / Д. Тернер // Структура социологической теории. — Москва : Прогресс, 1985. — С. 125-218.

18. Boulding K.E. Conflict and defense: a general theory / K.E. Boulding. — New York : Harper & Brothers, 1962. — 349 p.

19. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С. 142-147.

20. Coser L. Social conflict and the theory of social change / L. Coser // British Journal of Sociology. — 1957. — Vol. 8, no. 3. — P. 197-207.

21. Rapoport A. Conflict in man-made environment / A. Rapoport. — Baltimore : Penguin books, 1974. — 272 p.

22. Fink СР. Some conceptual difficulties in the theory of social conflict / СТ. Fink // Journal of conflict resolution. — 1968. — No. 12. — P. 412-460.

23. Vartanova E. Old and New Discourses in Emerging States: Communication Challenges of the Digital Age / E. Vartanova, A. Gladkova. — DOI 10.1080/17447143.2020.1780244 // Journal of Multicultural Discourses. — 2020. — Vol. 15, no. 2. — P. 119-125.

24. Гуреева А.Н. Концептуализация феномена медиатизации политики: основные теоретические подходы / А.Н. Гуреева, В.С. Кузнецова. — DOI 10.17150/2308-6203.2021.10(1).191-205 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2021. — Т. 10, № 1. — С. 191-205.

25. Theorising Media and Conflict / ed. Ph. Budka, B. Braucher. — Oxford : Berghahn Books, 2020. — 418 p.

26. Kozlovskaya N.V. The creative potential of contemporary Russian political discourse: From new words to new paradigms / N.V. Kozlovskaya, A.V. Rastyagaev, J.V. Slozheni-kina. — DOI 10.22363/2521-442X-2020-4-4-78-90 // Training, Language and Culture. — 2020. — Vol. 4, no. 4. — P. 78-90.

27. Барсукова С.Ю. Вступление России в ВТО в зеркале российских печатных СМИ / С.Ю. Барсукова, А.Д. Коробкова // Экономическая социология. — 2014. — Т.15, № 4. — С. 20-44.

28. Казун А.Д., Казун А.П. Когда беда приходит не одна: освещение трех трагедий в российских СМИ / А.Д. Казун, А.П. Казун. — DOI 10.14515/monitoring.2017.3.09 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2017. — № 3 (139). — С. 128-146.

29. Казун А.Д. Патриотизм, лоббизм, демонстративность. Фреймирование им-портозамещения в российских печатных СМИ / А.Д. Казун, О.Е. Дорофеева. — DOI 10.17323/1811-038X-2019-28-3-132-154 // Мир России. Социология. Этнология. — 2019. — Т. 28, № 3. — С. 132-154.

30. Богомазова Л.В. Экономический кризис в российских СМИ: конструирование и деконструирование проблем / Л.В. Богомазова. — DOI 10.17323/1726-3247-2019-1-123147 // Экономическая социология. — 2019. — Т. 20, № 1. — С. 123-147.

31. Antipova A. Semantic shift in conflict terminology in contemporary Russian socio-cultural media discourse / A. Antipova, M. Rabeson, O. Smirnova. — DOI 10.22363/2521-442X-2021-5-2-73-89 // Training, Language and Culture. — 2021. — Vol. 5, no. 2. — P. 73-89.

REFERENCES

1. Antsupov A.Ya., Proshanov S.L. History of Russian Conflictology. Index of 1762 Dissertations. Moscow, Prospekt Publ., 2018. 448 p.

2. Vladimirov A.A., Zelenov L.A., Stepanov E.I. The contemporary modernization processes in Russia as viewed by social philosophy and conflictology. Moscow, LIBROKOM Publ., 2013. 208 p.

3. Rodionova E.V., Balan K.A. Representation of Ethnic Conflict in the Media in the PostSoviet Period. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya = Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2020, vol. 65, iss. 2, pp. 519-534. DOI: 10.21638/11701/spbu02.2020.211.

4. Vartanova E.L. Media and social conflict: on the dual nature of the relationship. In Za-surskii Ya.N., Filatkina G.S., Alevizaki O.R., Makeenko M.I., Filatkina G.S. (eds). Journalism in 2020: Creativity, Profession and Industry. Materials of International Research Conference. Moscow, 2021, pp. 307-309. (In Russian).

5. Vartanova E.L., Dunas D.V., Gladkova A.A. "Conflict" in current media research: problem-thematic field in domestic and foreign academic discourse. In Malyshev A.A. (ed.). Media in the Modern World. 60th St. Petersburg Readings. Materials of the International Forum, Saint Petersburg, June 30-July 19, 2021. Saint Petersburg, 2021, vol. 2, pp. 133-135. (In Russian).

6. Gladkova A.A. Media and interethnic conflicts in a multinational Russian society. In Za-surskii Ya.N., Filatkina G.S., Alevizaki O.R., Makeenko M.I., Filatkina G.S. (eds). Journalism in 2020: Creativity, Profession and Industry. Materials of International Research Conference. Moscow, 2021, pp. 309-310. (In Russian).

7. Demina I.N., Shkondin M.V. Journalism in the World of Everyday Life: Components of Conventional Integrity as a Factor in Overcoming Conflicts. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2021, vol. 1, no. 1, pp. 134-143. (In Russian). DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_1_134.

8. Dunaeva I.Sh. Mass Media operating in the context of domestic political conflicts (by the example of national and regional Russian newspapers). Cand. Diss. Moscow, 2001. 179 p.

9. Dunas D.V. Media consumption as a manifestation of intergenerational conflict. In Za-surskii Ya.N., Filatkina G.S., Alevizaki O.R., Makeenko M.I., Filatkina G.S. (eds). Journalism in 2020: Creativity, Profession and Industry. Materials of International Research Conference. Moscow, 2021, pp. 310-312. (In Russian).

10. Lazutina G.V. Value Component in International Conflicts as the Focus of Mass Media. Vek informatsii = The Information Age, 2016, no. 4, pp. 55-62. (In Russian).

11. Lukina M.M. Conflict as news value. In Zasurskii Ya.N., Filatkina G.S., Alevizaki O.R., Makeenko M.I., Filatkina G.S. (eds). Journalism in 2020: Creativity, Profession and Industry. Materials of International Research Conference. Moscow, 2021, pp. 312-314. (In Russian).

12. Mikulina I.V. Conflict generating media texts in judicial practices in Belgorod region: typological, linguo-legal and professional ethical aspects. Cand. Diss. Voronezh, 2011. 227 p.

13. Murav'eva N.V. Verbal mechanisms of communicational conflicts (a case study of media texts). Doct. Diss. Moscow, 2002. 451 p.

14. Smirnova O.V. Conflictology and Theory of Journalism: Aspects of Systemic Interaction. In Zasurskii Ya.N., Filatkina G.S., Alevizaki O.R., Makeenko M.I., Filatkina G.S. (eds). Journalism in 2020: Creativity, Profession and Industry. Materials of International Research Conference. Moscow, 2021, pp. 314-316. (In Russian).

15. Smirnova O.V. International conflicts in the context of value relations of society: features of media participation. MediaAl'manakh = MediaAlmanah Journal, 2021, no. 3, pp. 2836. (In Russian). DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.2836.

16. Smirnova O.V., Svitich L.G., Shkondin M.V. The Role of Journalism in Mediatization of the World of Everyday Life. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2020, vol. 9, no. 4, pp. 595-611. (In Russian). DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4).595-611.

17. Turner J.H. The Structure of sociological Theory. Homewood, Dorsey Press, 1974. 351 p. (Russ. ed.: Turner J.H. Conflict Theory. The Structure of sociological Theory. Moscow, Progress Publ., 1985, pp. 125-218.).

18. Boulding K.E. Conflict and defense: a general theory. New York, Harper & Brothers, 1962. 349 p.

19. Dahrendorf R. Elemente eines Theorie des sozialen Konflikts. In Gesellschaft und Freiheit. München 1965. 454 S. (Russ. ed.: Dahrendorf R. Elements of social Conflict Theory. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 1994, no. 5, pp. 142-147.).

20. Coser L. Social conflict and the theory of social change. British Journal of Sociology, 1957, vol. 8, no. 3, pp. 197-207.

21. Rapoport A. Conflict in man-made environment. Baltimore, Penguin books, 1974. 272 p.

22. Fink C.F. Some conceptual difficulties in the theory of social conflict. Journal of conflict resolution, 1968, no. 12, pp. 412-460.

23. Vartanova E., Gladkova A. Old and New Discourses in Emerging States: Communication Challenges of the Digital Age. Journal of Multicultural Discourses, 2020, vol. 15, no. 2, pp. 119-125. DOI: 10.1080/17447143.2020.1780244.

24. Gureeva A.N., Kuznetsova V.S. Key Theoretical Approaches to Conceptualizing Mediatization of Politics. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2021, vol. 10, no. 1, pp. 191-205. (In Russian). DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).191-205.

25. Budka Ph., Bräucher B. (eds). Theorising Media and Conflict. Oxford, Berghahn Books, 2020. 418 p.

26. Kozlovskaya N.V., Rastyagaev A.V., Slozhenikina J.V. The creative potential of contemporary Russian political discourse: From new words to new paradigms. Training, Language and Culture, 2020, vol. 4, no. 4, pp. 78-90. DOI: 10.22363/2521-442X-2020-4-4-78-90.

27. Barsukova S.Yu., Korobkova A.D. Russia's Accession to the WTO in the Mirror of Russian Print Media. Ekonomicheskaya sotsiologiya = Economic Sociology, 2014, vol. 15, no. 4, pp. 20-44. (In Russian).

28. Kazun A.D., Kazun A.P. When Troubles Never Come SingLy: Coverage of three Tragedies in the Russian Media. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny = Monitoring of Public Opinion : Economic and Social Changes, 2017, no. 3, pp. 128-146. (In Russian). DOI: 10.14515/monitoring.2017.3.09.

29. Kazun A.D., Dorofeeva O.E. Patriotism, Lobbyism and demonstration: the Framing of Import Substitution in Russian Print Media. Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya = Universe of Russia. Sociology. Ethnology, 2019, vol. 28, no. 3, pp. 132-154. (In Russian). DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-3-132-154.

30. Bogomazova L.V. The Economic Crisis in the Russian Mass Media: Constructing and Deconstructing Problems. Ekonomicheskaya sotsiologiya = Economic Sociology, 2019, vol. 20, no. 1, pp. 123-147. (In Russian). DOI: 10.17323/1726-3247-2019-1-123-147.

31. Antipova A., Rabeson, M., Smirnova O. Semantic shift in conflict terminology in contemporary Russian socio-cultural media discourse. Training, Language and Culture, 2021, vol. 5, no. 2, pp. 73-89. DOI: 10.22363/2521-442X-2021-5-2-73-89..

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Смирнова О.В. Социальные индикаторы конфликта в контексте медиа и журналистики: анализ содержания российских СМИ / О.В. Смирнова, М.В. Шкондин, Г.В. Денисова, А.С. Антипова, Д.С. Ильченко . — DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(3).422-436 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2021. — Т. 10, № 3. — С. 422-436.

FOR CITATION

Smirnova O.V., Shkondin M.V., Denissova G.V., Antipova A.S., Ilchenko D.S. Social Indicators of Conflict in the Context of Media and Journalism: Analysis of the Content of Russian Media. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2021, vol. 10, no. 1, pp. 422-436. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).422-436. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.