Научная статья на тему 'Медийно-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов вуза'

Медийно-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация образования / подход / методологический подход / инновационный подход / медийно-ориентированный подход / философский уровень / общенаучный уровень / частнонаучный уровень / профессиональная подготовка / digital transformation of education / approach / methodological approach / innovative approach / mediaoriented approach / philosophical level / general scientific level / private scientific level / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виктория Вячеславовна Левченко, Наталья Викторовна Иванушкина

В представленной статье отмечается влияние социальных процессов (информатизация, цифровизация, трансформация общества) на цифровую трансформацию образования. В этой связи происходит глобализация учебного пространства, раскрывается широкий спектр возможностей перехода к новой парадигме профессионального образования. Отмечается связь этого процесса с изменением условий возникновения, способов перемещения, потребления, сохранения информации, влияющей на сознание людей. В статье анализируются психологические и педагогические факторы, влияющие на социальные процессы, происходящие в современном обществе. Отмечаются тенденции цифровой трансформации образования. Анализируются методологические подходы, связанные с профессиональной подготовкой студентов вуза, показана их взаимосвязь и взаимодетерминация. Обосновывается актуальность инновационного методологического подхода, отражающего специфику цифрового поколения обучающихся. Отмечаются особые психолого-педагогические характеристики современных студентов. В подходе учитывается внедрение и реализация цифровых технологий, выявляются принципы, закономерности стратегии, тактика и технология применения управленческих решений с учетом особенностей объекта педагогической науки. Анализ традиционных методологических подходов педагогической науки позволяет определить характеристики медийно-ориентированного подхода как инновационного. Выявляется методологическая основа. Определяется стратегия, тактика и технология его реализации. Обосновывается тот факт, что представленная разработка и реализация медийно-ориентированного подхода становится образовательной стратегией, результат которой содержательная и ценностная основа, базирующаяся на системе определенных принципов. Обосновывается логика определения содержания медийно-ориентированного (инновационного) подхода. Устанавливается принципиальное направление вектора исследования. В заключении формулируется содержание философского, общенаучного и частнонаучного уровней методологии инновационного подхода в профессиональной подготовке студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виктория Вячеславовна Левченко, Наталья Викторовна Иванушкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media-oriented approach in professional training of university students

The presented article notes the influence of social processes (informatization, digitalization, transformation of society) on the digital transformation of education. In this regard, the globalization of the educational space is taking place, a wide range of possibilities for transition to a new paradigm of professional education is revealed. The connection of this process with a change in conditions of occurrence, methods of movement, consumption, preservation of information affecting the consciousness of people is noted. The article analyzes psychological and pedagogical factors affecting the social processes taking place in modern society. Trends in digital transformation of education are noted. Methodological approaches related to the professional training of university students are analyzed, their relationship and interaction are shown. The relevance of an innovative methodological approach that reflects the specifics of the digital generation of students is justified. Special psychological and pedagogical characteristics of modern students are noted. The approach takes into account introduction and implementation of digital technologies, identifies principles, laws of strategy, tactics and technology for applying management decisions, taking into account the features of the object of pedagogical science. The analysis of traditional methodological approaches of pedagogical science allows us to determine the characteristics of the media-oriented approach as innovative. The methodological basis is revealed. Strategy, tactics and technology of its implementation are determined. It justifies the fact that the presented development and implementation of a media-oriented approach becomes an educational strategy, the result of which is a meaningful and value-based foundation based on a system of certain principles. The logic of determining the content of the media-oriented (innovative) approach is justified. The principal direction of the research vector is established. In conclusion, the content of the philosophical, general scientific and private scientific levels of the methodology of an innovative approach in the professional training of university students is formulated.

Текст научной работы на тему «Медийно-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов вуза»

Научная статья УДК 378.2

DOI: 10.20323/1813-145X-2024-2-137-142 EDN: KDODYO

Медийно-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов вуза Виктория Вячеславовна Левченко1, Наталья Викторовна Иванушкина2

1 Доктор педагогических наук, профессор, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева. 443011, г. Самара, ул. Ак. Павлова, д. 1

2Кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева. 443011, г. Самара, ул. Ак. Павлова, д. 1 1levchenko_v2004@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4985-8177 2inw38641 @mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9332-6477

Аннотация. В представленной статье отмечается влияние социальных процессов (информатизация, цифровизация, трансформация общества) на цифровую трансформацию образования. В этой связи происходит глобализация учебного пространства, раскрывается широкий спектр возможностей перехода к новой парадигме профессионального образования. Отмечается связь этого процесса с изменением условий возникновения, способов перемещения, потребления, сохранения информации, влияющей на сознание людей. В статье анализируются психологические и педагогические факторы, влияющие на социальные процессы, происходящие в современном обществе. Отмечаются тенденции цифровой трансформации образования. Анализируются методологические подходы, связанные с профессиональной подготовкой студентов вуза, показана их взаимосвязь и взаимодетерминация. Обосновывается актуальность инновационного методологического подхода, отражающего специфику цифрового поколения обучающихся. Отмечаются особые психолого-педагогические характеристики современных студентов. В подходе учитывается внедрение и реализация цифровых технологий, выявляются принципы, закономерности стратегии, тактика и технология применения управленческих решений с учетом особенностей объекта педагогической науки. Анализ традиционных методологических подходов педагогической науки позволяет определить характеристики медийно-ориентированного подхода как инновационного. Выявляется методологическая основа. Определяется стратегия, тактика и технология его реализации. Обосновывается тот факт, что представленная разработка и реализация медийно-ориентированного подхода становится образовательной стратегией, результат которой -содержательная и ценностная основа, базирующаяся на системе определенных принципов. Обосновывается логика определения содержания медийно-ориентированного (инновационного) подхода. Устанавливается принципиальное направление вектора исследования. В заключении формулируется содержание философского, общенаучного и частнонаучного уровней методологии инновационного подхода в профессиональной подготовке студентов вуза.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования; подход; методологический подход; инновационный подход; медийно-ориентированный подход; философский уровень; общенаучный уровень; частнонаучный уровень; профессиональная подготовка

Для цитирования: Левченко В. В., Иванушкина Н. В. Медийно-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 142-149. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-142. https://elibrary.ru/KDODYO

Original article

Media-oriented approach in professional training of university students Victoria V. Levchenko1, Natalia V. Ivanushkina2

:Doctor of pedagogical sciences, professor, Samara national research university named after academician S. P. Korolev. 443011, Samara, Ak. Pavlov st., 1

2Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Samara national research university named after academician S. P. Korolev. 443011, Samara, Ak. Pavlov st., 1 1levchenko_v2004@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4985-8177 2inw38641 @mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9332-6477

© Левченко В. В., Иванушкина Н. В., 2024

Abstract. The presented article notes the influence of social processes (informatization, digitalization, transformation of society) on the digital transformation of education. In this regard, the globalization of the educational space is taking place, a wide range of possibilities for transition to a new paradigm of professional education is revealed. The connection of this process with a change in conditions of occurrence, methods of movement, consumption, preservation of information affecting the consciousness of people is noted. The article analyzes psychological and pedagogical factors affecting the social processes taking place in modern society. Trends in digital transformation of education are noted. Methodological approaches related to the professional training of university students are analyzed, their relationship and interaction are shown. The relevance of an innovative methodological approach that reflects the specifics of the digital generation of students is justified. Special psychological and pedagogical characteristics of modern students are noted. The approach takes into account introduction and implementation of digital technologies, identifies principles, laws of strategy, tactics and technology for applying management decisions, taking into account the features of the object of pedagogical science. The analysis of traditional methodological approaches of pedagogical science allows us to determine the characteristics of the media-oriented approach as innovative. The methodological basis is revealed. Strategy, tactics and technology of its implementation are determined. It justifies the fact that the presented development and implementation of a media-oriented approach becomes an educational strategy, the result of which is a meaningful and value-based foundation based on a system of certain principles. The logic of determining the content of the media-oriented (innovative) approach is justified. The principal direction of the research vector is established. In conclusion, the content of the philosophical, general scientific and private scientific levels of the methodology of an innovative approach in the professional training of university students is formulated.

Key words: digital transformation of education; approach; methodological approach; innovative approach; media-oriented approach; philosophical level; general scientific level; private scientific level; professional training

For citation: Levchenko V V., Ivanushkina N. V Media-oriented approach in professional training of university students. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (2): 142-149. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-142. https://elibrary.ru/KDODYO

Введение

Социальные процессы, происходящие в современном обществе (информатизация, цифро-визация, трансформация общества и связанная с этими процессами цифровая трансформация образования) влияют на людей в целом и на каждого человека в отдельности. В связи с этим инициативы высших учебных заведений выходят за их пределы: четко прослеживаются их ориентиры на встраивание своих ресурсов в глобальную цифровую экосистему и глобализацию учебного пространства, что раскрывает широкий спектр возможностей перехода к новой парадигме профессионального образования, предпосылками которой выступают изменения условий возникновения, способов перемещения, потребления, сохранения информации, влияющей на сознание людей. В этой связи можно выделить ряд педагогических и психологических факторов, которые делают эти процессы эффективными, позволяют специалисту современного общества быть успешным, реализовывать себя в профессиональной деятельности. В качестве психологических можно выделить следующие факторы: многомерное восприятие мира с помощью электронных средств коммуникации, увеличение разнообразия и скорости поступления информа-

ции, потребность в ее актуализации, рост диало-гичности на разных уровнях социальной системы. Как отмечает И. Я. Лернер, определяя приемы нестандартного мышления, современные обучающиеся способны самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, определять новые функции знакомого объекта, воспринимать новые проблемы в знакомых ситуациях, определять структуру объекта, которую изучают, развивать память, формировать и высказывать мысли, развивать воображение и др. [цит. по: Митрофанова, 2019].

В связи с динамичным развитием и использованием 1Т-технологий во всех сферах общества появляются новые понятия, связанные и с образовательной деятельностью: цифровое обучение, онлайн-педагогика, гибридная педагогика, критическая цифровая педагогика, а также медиапе-дагогика, которая раскрывает закономерности развития личности в процессе медиаобразования, и др. В этой связи можно выделить педагогические факторы, определяющие актуальность таких знаний: получение образования в течение всей жизни, его доступность; готовность перехода к смешенному, дистанционному формату обучения, к сетевым формам; способность профессиональной реализации в различных сферах; способность и готовность к самообразованию,

к самореализации в профессиональной деятельности, к возможности выбора уровня подготовки с учетом личностных, межличностных, профессиональных особенностей и факторов, к смене профессиональной сферы при необходимости, к созданию технологий производства и организации бизнеса, виртуальных предприятий, обучению персонала, к целеполаганию, принятию решения на основе знаний в определенной профессиональной области или сфере, к потенциальной вовлеченности в образовательный процесс, к превращению информации в знания, к генерации новых технологий на основе полученных знаний и умений [Богданова, 2023; Шашкова, 2021]. Как отмечают ученые (Л. А. Горшкова, В. Г. Ларионов, Е. Н. Шереметьева), необходимость применения категории «подход», возникает в такие периоды развития деятельности, когда отмечается трансформация исследуемой проблемы и при этом возникает несоответствие ее имеющемуся арсеналу средств [Цифровая трансформация..., 2021]. В этой связи перечисленные социальные процессы и вызванные ими педагогические и психологические факторы говорят о цифровой трансформации образования. Исследователи (К. В. Белоусова, С. В. Булганина, А. В. Лабазо-ва, М. П. Прохорова, и др.) формулируют следующие ее тенденции. В первую очередь, они отмечают рост потока информации, который влияет на актуальность наполнения образовательного контента. Избыточность информации, вне зависимости от того, используется данный ресурс в учебной деятельности или нет, требует постоянной модификации и обновления. Вторая тенденция связана с трансформацией роли педагога и наполняемости содержанием технологий педагогической деятельности. Третий момент, отмечают исследователи, связан с инверсией желаний и мотивации получения новых знаний обучающимися в условиях цифровой реальности. К. В. Белоусова, С. В. Булганина, А. В. Лабазова, М. П. Прохорова в качестве четвертой тенденции отмечают возрастающую потребность в приобретении новых знаний на протяжении всей жизни, выводя в приоритет информальное образование [Прохорова, 2020]. Изменения, происходящие в системе высшего образования, связанные с активным внедрением цифровых технологий в образовательный процесс, а также социальные и экономические условия цифрового общества представили уникальную возможность трансформации вектора получения и реализации знаний, умений, навыков, формирования компетен-

ций, которая позволит обучающимся организовывать свою будущую профессиональную деятельность в реальных условиях.

Методология исследования

Аналитический обзор методологических подходов, применяемых в научных исследованиях по теме, связанной с профессиональной подготовкой студентов вуза, показал взаимодетерминацию уже существующих подходов, которая должна быть дополнена инновационным, отражающим специфику цифрового поколения обучающихся, имеющих особые психолого-педагогические характеристики; внедрение и реализацию цифровых технологий, формирующих единую информационную образовательную экосистему, а также цифровую экономику и выдвигаемые ею требования к профессиональной подготовке специалистов, способных осуществлять продуктивную деятельность в условиях цифрового общества. Специфика современной трактовки исследуемой проблемы заключается в том, что она звучит сверхактуально вследствие методологического вакуума, детерминированного особенностями перехода общества на новый этап его развития с принципиально новой основой способов получения, обработки информации и перевода ее в уникальное знание, с мировоззренческими взглядами, установками, в связи с формированием условий становления цифровой экономики и требований, предъявляемых к будущим специалистам высокой квалификации.

В связи с этим современная система высшего образования остро нуждается в научных исследованиях, связанных с изучением новых подходов в профессиональной подготовке будущих специалистов. Все это позволяет актуализировать проблему концептуального обоснования медийно-ориентированного подхода и рассмотрения его как инновационного.

Цель данного подхода - выявить новый аспект исследования проблемы профессиональной подготовки обучающихся, генерируя потенциальные возможности совершенствования форм цифрового образования, образовательно-педагогического прогнозирования дальнейшего развития готовности студентов к профессиональной деятельности, моделирования медийно-ориентированной деятельности в широком спектре учебных и профессиональных ситуаций. Его научное обоснование позволяет продемонстрировать взаимодополнение и взаимопроникновение традиционных и медиаподходов, результат

которого будет выражаться в готовности обучающихся к решению профессиональных задач, к самообразованию, к творческой самореализации, а также эмоционально-волевой готовности к профессиональной деятельности.

В нашем исследовании мы делаем особый акцент на организацию и реализацию образовательно-педагогического прогнозирования развития готовности студентов к профессиональной деятельности. Это связано с тем, что прогнозирование, в целом, выполняет важную для образовательного процесса прогностическую функцию, вектор которой направлен на выявление возможных путей трансформации основ профессиональной подготовки студентов с учетом специфических требований, предъявляемых современным цифровым обществом к будущим специалистам на основе научных теорий, с помощью научных методов. Оно направлено на выявление принципов, закономерностей стратегии, определение тактики и технологии применения управленческих решений с учетом особенностей объекта педагогической науки.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научных работ и диссертационных исследований показал, что большое количество авторов представляют свои идеи о внедрении инновационных технологий, информационно-коммуникационных в том числе, в образовательную практику, об их влиянии на развитие обучающихся, то есть пытаются решить вопрос формирования компетенций, получения знаний, умений и навыков в рамках отдельно взятой дисциплины, на технологическом (методическом) уровне методологии, с одной стороны, но с другой стороны, имеется вакуум в исследованиях, посвященных профессиональной подготовке будущих специалистов, способных выполнять работу в сфере, соответствующей выбранному направлению профессиональной деятельности, параллельно решая проблемы, выходящие за рамки данной области деятельности, а также готовых к постоянной необходимости получения дополнительных знаний, обладая навыками работы с передовыми информационными технологиями, с современными цифровыми носителями на высоком уровне. Все это должно быть учтено в учебных планах, программах подготовки будущих выпускников высшей школы путем введения новых дисциплин и специальностей. Это, соответственно, влияет на требования, предъявляемые к научно-педагогическому составу, позволяя син-

тезировать традиционные подходы к обучению с инновационными, что является тенденцией, приводящей к содержательному (общенаучному) уровню методологии.

Как отмечает Э. Тоффлер, принципиальная задача образования должна быть нацелена на решение вопроса, связанного с повышением уровня сформированности «способности индивида преодолевать трудности», то есть способности оперативно и без лишних энергетических затрат приспосабливаться к условиям неопределенности, мобильности, непостоянства. В связи с этим чем быстрее растет энтропия развития общества, тем больший акцент в образовании необходимо делать на умении подрастающего поколения «распознавать модели будущих событий», на прогнозирование направления вектора их развития и уровень их изменений [Тоффлер, 2002; 1982]. С этими процессами связана и научная конкретизация в изучении проблем теории и практики обучения, что указывает на создание условий, позволяющих рассматривать, изучать явление не вообще, а в зависимости от совокупности условий, что будет способствовать повышению конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда [Иванушкина, 2020]. Так, с точки зрения В. В. Левченко, возникает возможность изучать «не проблему многообразия методов и приемов обучения как таковую, а применение методов и приемов, соответствующих разным целям, особенностям содержания, уровню подготовленности обучающихся [Левченко, 2007]. Эти факторы, безусловно, оказывают принципиальное влияние на систему образовательных организаций высшей школы, трансформируя ее как на мировом, так и на уровне отдельно взятого государства. Все это способствует повышению теоретического и научного уровня обучения.

В исследованиях Л. А. Кохановой, С. Б. Головко, Ю. С. Черешневой указывается на то, что в современных условиях цифровое образование выступает не только как совокупность навыков использования информационно-коммуникационных технологий, но как «процесс адаптации личности к медиапространству», как стратегическая тенденция развития общества, тренд профессионального роста [Цифровое образование ..., 2019]. Такое описание процессов, с которыми связана цифровая трансформация образования, позволяет рассматривать его объект с различных сторон, выявляя механизмы развития.

Анализ исследования М. С. Невзоровой, Е. В. Корепановой, Ф. Л. Косицкой, направленного на изучение основных трендов в современном российском высшем образовании, показал, что ведущими моментами развития выступает конвергенция реальной и виртуальной реальности, и высока вероятность возникновения возможностей и инструментов для персонализированного образования. Авторы раскрывают варианты формирования актуальной социальной ситуации, представленной в виде развития открытого образования, онлайн и смешенного формата организационных форм образовательного процесса, персонализированного образования. Исследователи отмечают необходимость в педагогах, работающих с индивидуализацией в «смешанной виртуально-реальной образовательной среде», организующих тьюторское сопровождение студентов в ходе разработки и реализации ими индивидуальных образовательных траекторий [Невзорова, 2022; Косицкая, 2020].

В этой связи медийно-ориентированный подход рассматривается в совокупности с традиционными подходами в профессиональной подготовке студентов вуза (личностно-деятельностный, структурный, системный, си-нергетический) с медиаобразовательными (культурологический, практический, этический, социокультурный, семиотический, медиаобразова-тельный подход к развитию критического мышления) [Иванушкина, 2022; Федоров, 2010; Федоров, 2015]. Следовательно, исследуя сущность в изменениях организации образовательного процесса в условиях цифровой трансформации образования, необходимо связать ее с повышением педагогической результативности. Персо-нализация обучения за счет трансформации образовательного процесса, связанная с выстраиванием индивидуальных образовательных траекторий, позволяет учитывать индивидуальные запросы и потребности студентов, а также их личностные психолого-педагогические и медицинские особенности, позволяя одновременно выстроить образовательный процесс для каждого индивидуально взятого обучающегося [Шамшо-вич, 2020]. Как отмечают В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. Ю. Есенина в своем исследовании, связанным с дидактической концепцией цифрового профессионального образования и обучения, такое образование и обучение внедряется в учебный процесс в виде комплекса педагогических технологий, представляющих собой синтез доцифровых (организация исследователь-

ской работы студентов, решение кейс-стади и др.) и «цифророжденных» (мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, телекоммуникационные учебные проекты и др.) [Блинов, 2019]. Значит, направление исследований, связанных с частнонаучным уровнем методологии педагогической науки, соответствует разработке модели реализации педагогической технологии медийно-ориентированного обучения в условиях единой информационной образовательной экосистемы.

Анализ научной литературы и практики позволил определить медийно-ориентированный подход как инновационный, обладающий всеми характеристиками методологического подхода (методологическая основа; совокупность руководящих принципов, способы реализации), что выражается в его стратегии, тактике и технологии. Разработка и реализация медийно-ориентированного подхода становится образовательной стратегией, результат которой представляется содержательной и ценностной основой, каждая из которых базируется на системе определенных принципов. Это позволило:

1) рассмотреть медийно-ориентированный подход на философском уровне как стратегию научного исследования профессиональной подготовки студентов вуза;

2) ориентироваться на совокупность принципов (персонализации учебной деятельности, мультиме-дийности, сотрудничества и взаимодействия, непрерывности, единства эмоционального и интеллектуального), представляющих содержание руководящих действий по реализации медийно-ориентированного подхода (общенаучный уровень);

3) использовать медийно-ориентированное обучение в качестве инновационной технологии, направленной на повышение качества мониторинга образования, оценки образовательных результатов, уровня автоматизации решения педагогических задач; персонализации образования (частнонаучный уровень методологии педагогической науки).

В своем исследовании, выстраивая логику определения содержания медийно-ориентированного (инновационного) подхода, мы исходим из того, что методологический подход является принципиальным направлением вектора исследования, который всегда имеет методологическую основу как совокупность идей; руководящих принципов; способов их реализации, что выражается в стратегии, тактике и технологии, представляя их на различных методологических уровнях педагогической науки (Таблица 1).

Таблица1.

Логика определения содержания медийно-ориентированного (инновационного) подхода

Методологический подход (принципиальное направление вектора исследования)

традиционные (личностно-деятельностный, структурный, системный, синергетический, интегрированный), медиаподходы (культурологический, практический, этический, социокультурный, семиотический, подход к развитию критического мышления)

Методологическая основа Совокупность руководящих принципов Способы реализации

Стратегия Тактика Технология

Философский уровень (онтогносеологический подход; закон единства и борьбы противоположностей; концепция глобализации сознания людей; философское прогнозирование) Общенаучный уровень (совокупность принципов (персонализа-ции учебной деятельности, мультимедий-ности, сотрудничества и взаимодействия, непрерывности, единства эмоционального и интеллектуального)) Частнонаучный уровень (модель реализации педагогической технологии медийно-ориентированного обучения)

Медийно-ориентированный подход (совокупность принципов, методов, приемов, исследовательских процедур и способов профессиональной подготовки студентов; образовательно-педагогическое прогнозирование развития готовности студентов к профессиональной деятельности) Цифровая трансформация профессиональной подготовки студентов (механизм (цифровая трансформация образования); инструменты управления взаимодействием учебного процесса (содержательный, организационный, технический, личностный)); Медийно-ориентированное обучение (педагогическая технология, направленная на повышение: качества мониторинга образования; оценки образовательных результатов; уровня автоматизации решения педагогических задач; персонализа-ции образования)

Инновационный подход (совокупность инновационных идей)

Заключение

Таким образом, медийно-ориентированный подход реализуется в единой информационной образовательной экосистеме с информационной инфраструктурой, с трансграничными информационно-коммуникационными сетями и распределенными в них информационными ресурсами как запасом знаний, как средствами профессиональной подготовки будущих специалистов «общества глобальной компетентности», и может выступать в качестве инновационного в профессиональной подготовке студентов в образовательном пространстве вуза.

Библиографический список

1. Блинов В. И. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. Ю. Есенина. Москва : Перо, 2019. 24 с.

2. Богданова О. В. Дополнительное образование в новых социальных условиях: факторы трансформации // Caucasian Science Bridge. 2023. Т. 6. № 2 (20). С. 23-30.

3. Иванушкина Н. В. Научные подходы к профессиональной подготовке студентов вуза в условиях трансформации образования // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-

педагогического университета. 2022. № 5 (171). С. 146-166.

4. Иванушкина Н. В. Педагогические условия формирования психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (147). С. 16-22.

5. Невзорова М. С. Современные тенденции развития высшего педагогического образования в России / М. С. Невзорова, Е. В. Корепанова // Наука и образование. 2022. Т. 5. № 1. С. 153.

6. Косицкая Ф. Л. Основные тренды в современном российском высшем образовании (по материалам зимней школы преподавателей - 2020) // Научно -педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. № 3 (31). С. 101-109.

7. Кузнецова Н. В. Специфика профессиональной подготовки студентов вуза в условиях информационного общества / Н. В. Кузнецова, М. Габдиев, И. П. Шишковская // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 752. С. 202-205.

8. Левченко В. В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов / под ред. Т. И. Рудневой. Москва : Московский психолого-социальный ин-т, 2007. 282 с.

9. Митрофанова И. И. Клиповое мышление: реальность и перспективы // Речевые технологии. Speech technology. 2019. № 1. С. 67-81.

10. Прохорова М. П. Принципы профессионального образования: новое прочтение в цифровую эпоху /

М. П. Прохорова, С. В. Булганина, К. В. Белоусова, А. В. Лабазова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 202-206.

11. Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. Москва : ООО «Издательство АСТ», 2002. 557 с.

12. Тоффлер Э. О. Третья волна // США - экономика, политика, идеология. Москва. 1982. № 7. С. 97-102.

13. Федоров А. В. Медиаобразование: история и теория : учеб. пособие. Москва : МОО «Информация для всех», 2015. 450 с.

14. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаоб-разованию, медиапедагогике, медиаграмотности, ме-диакомпетентности. Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 с.

15. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции / В. Г. Ларионов, Е. Н. Шереметьева, Л. А. Горшкова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. С. 61-69.

16. Цифровое образование как тренд профессионального роста / Л. А. Коханова, С. Б. Головко, Ю. Е. Черешнева // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе. 2019. № 1. С. 243-246.

17. Шамшович В. Ф. Цифровая трансформация образования / В. Ф. Шамшович, Н. Ю. Фаткуллин, Л. А. Сахарова, Л. М. Глушкова // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2020. № 1 (31). С. 136-146.

18. Шашкова С. Н. Современные тенденции развития института образования / С. Н. Шашкова, Н. А. Кондратенко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 98-107.

Reference list

1. Blinov V. I. Osnovnye idei didakticheskoj koncepcii cifrovogo professional'nogo obrazovanija i obuchenija = Basic ideas of the didactic concept of digital vocational education and training / V. I. Blinov, I. S. Sergeev, E. Ju. Esenina. Moskva : Pero, 2019. 24 s.

2. Bogdanova O. V. Dopolnitel'noe obrazovanie v novyh social'nyh uslovijah: faktory transformacii = Additional education in new social settings: transformation factors // Caucasian Science Bridge. 2023. T. 6. № 2 (20). S. 23-30.

3. Ivanushkina N. V Nauchnye podhody k professional'noj podgotovke studentov vuza v uslovijah transformacii obrazovanija = Scientific approaches to the professional training of university students in the context of education transformation // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2022. № 5 (171). S. 146-166.

4. Ivanushkina N. V. Pedagogicheskie uslovija formirovanija psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti studentov vysshej shkoly = Pedagogical conditions to form psychological and pedagogical competence of high-

er school students // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020. № 4 (147). S. 16-22.

5. Nevzorova M. S. Sovremennye tendencii razvitija vysshego pedagogicheskogo obrazovanija v Rossii = Current trends in development of higher pedagogical education in Russia / M. S. Nevzorova, E. V Korepanova // Nauka i obrazovanie. 2022. T. 5. № 1. S. 153.

6. Kosickaja F. L. Osnovnye trendy v sovremennom rossijskom vysshem obrazovanii (po materialam zimnej shkoly prepodavatelej - 2020) = The main trends in modern Russian higher education (based on the materials of the teachers winter school - 2020) // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. 2020. № 3 (31). S. 101-109.

7. Kuznecova N. V Specifka professional'noj podgotovki studentov vuza v uslovijah informacionnogo obshhestva = Specifics of professional training of university students in conditions of the information society / N. V Kuznecova, M. Gabdiev, I. P. Shishkovskaja // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2022. № 752. S. 202-205.

8. Levchenko V. V. Integrirovannyj podhod k professional'no-pedagogicheskoj podgotovke studentov = Integrated approach to vocational and pedagogical training of students / pod red. T. I. Rudnevoj. Moskva : Moskovskij psihologo-social'nyj in-t. 2007. 282 s.

9. Mitrofanova I. I. Klipovoe myshlenie: real'nost' i perspektivy = Clip way of thinking: reality and perspective // Rechevye tehnologii. Speech technology. 2019. № 1. S. 67-81.

10. Prohorova M. P. Principy professional'nogo obrazovanija: novoe prochtenie v cifrovuju jepohu = Principles of vocational education: new reading in the Digital Age / M. P. Prohorova, S. V. Bulganina, K. V. Belousova, A. V. Labazova // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija. 2020. T. 9. № 2 (31). S. 202-206.

11. Tofffler Je. Shok budushhego = Shock of the future / per. s angl. Moskva : OOO «Izdatel'stvo AST», 2002. 557 s.

12. Tofffler Je. O. Tret'ja volna = Third wave // SShA - jekonomika, politika, ideologija. Moskva. 1982. № 7. S. 97-102.

13. Fedorov A. V. Mediaobrazovanie: istorija i teorija = Media education: history and theory : ucheb. posobie. Moskva : MOO «Informacija dlja vseh», 2015. 450 s.

14. Fedorov A. V Slovar' terminov po mediaobrazovaniju, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti = Dictionary of terms on media education, media pedagogy, media literacy, media competence. Taganrog : Izd-vo Taganrog. gos. ped. in-ta, 2010. 64 c.

15. Cifrovaja transformacija vysshego obrazovanija: tehnologii i cifrovye kompetencii = Digital transformation of Higher Education: technology and digital competen-

cies / V G. Larionov, E. N. Sheremet'eva, L. A. Gorshkova // Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Jekonomika. 2021. № 2. S. 61-69.

16. Cifrovoe obrazovanie kak trend professional'nogo rosta = Digital education as a trend of professional growth / L. A. Kohanova, S. B. Golovko, Ju. E. Chereshneva // Revoljucija i jevoljucija: modeli razvitija v nauke, kul'ture, obshhestve. 2019. № 1. S. 243-246.

17. Shamshovich V. F. Cifrovaja transformacija obrazovanija = Digital transformation of education /

V. F. Shamshovich, N. Ju. Fatkullin, L. A. Saharova, L. M. Glushkova // Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, jekonomika. Serija: Jekonomika. 2020. № 1 (31). S. 136-146.

18. Shashkova S. N. Sovremennye tendencii razvitija instituta obrazovanija = Current trends in development of the Institute of Education / S. N. Shashkova, N. A. Kondratenko // Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2021. № 3. S. 98-107.

Статья поступила в редакцию 19.01.2024; одобрена после рецензирования 25.02.2024; принята к публикации 28.03.2024.

The article was submitted 19.01.2024; approved after reviewing 25.02.2024; accepted for publication 28.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.