Научная статья на тему 'Медицинский аттестационно-симуляционный центр: от концепции создания до первых результатов функционирования'

Медицинский аттестационно-симуляционный центр: от концепции создания до первых результатов функционирования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
223
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицинский аттестационно-симуляционный центр: от концепции создания до первых результатов функционирования»



Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

ной диагностики черепно-мозговой травмы. Программный продукт представляет собой автоматизированную систему поддержки принятия решения. Программа базируется на критериях дифференциальной диагностики ушибов головного мозга и инсультов, токсического поражения головного мозга, воспалительных поражений головного мозга. Критерии представлены клинико-томографическими признаками сравниваемых патологических состояний, достоверно отличающихся в группах сравнения. Система оценивает вероятность дифференцируемых заболеваний в процентах, на основании совокупной оценки определенных признаков. Целью настоящей работы стал анализ возможностей и результативности применения данных программных продуктов в образовательном процессе. Студентам 4-го курса лечебного факультета ГБОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия» на занятиях по нервным болезням предложили в факультативном порядке познакомиться с возможностями разработанных диагностических экспертных систем. После сдачи экзамена по данной дисциплине провели анонимное анкетирование по разработанной анкете, целью которой была оценка образовательных возможностей предлагаемых программ, также оценивалось мнение экзаменатора, интерес студентов к предложенным продуктам. В работе с программой приняли участие 42 студента, из них 39 прошли анкетирование. Абсолютное большинство (97,4%) респондентов отметили полезность программного тренинга. По мнению респондентов, программа позволяет систематизировать полученные знания (94,9%), приблизить теоретическое представление о дифференцируемых заболеваниях к практическому диагностическому процессу (94,9%), что особенно важно в условиях все возрастающих сложностей практической работы с пациентом. Экзаменаторами было отмечено более детальное представление студентов, прошедших программный тренинг по данной тематике. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости использования в образовательном процессе тех программных продуктов, которые ориентированы не столько на образовательные цели, но и на практическое здравоохранение.

И.А. Егорова1, С.Б. Шевченко1, В.Ф. Казаков2, П.С. Турзин2 Медицинский аттестационно-симуляционный центр: от концепции создания до первых результатов функционирования

1Главное медицинское управление Управления делами Президента Российской Федерации, Москва 2ФГБУ«Учебно-научный медицинский центр» Управления делами Президента Российской Федерации, Москва

В целях разработки и реализации комплекса организационно-методических мероприятий в области современных образовательных медицинских симуляционных технологий, направленных на совершенствование системы послевузовского и дополнительного профессионального образования медицинских работников подведомственных лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, в 2011 г. на базе ФГБУ «Учебно-научный медицинский центр» Управления делами Президента РФ был организован Медицинский аттестационно-симуляционный центр (МАСЦ).

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

К)

блок_МОИПР_3_2012.Ш 91

03.12.2012 16:35:44

ПРИЛОЖЕНИЕ

В формировании концепции создания данного Центра с учетом передового зарубежного и отечественного опыта в области послевузовского и дополнительного профессионального медицинского образования активно участвовали руководители различных уровней управления ведомственной медициной — С.П. Ковалев, С.П. Миронов, А.Т. Арутюнов, А.М. Мкртумян и др. МАСЦ является уникальным инновационным многопрофильным мультидисциплинарным образовательным подразделением, оснащенным самым современным учебно-методическим, робото-симуляционным и медицинским оборудованием, использующим передовые симуляционные образовательные технологии. МАСЦ предназначен для использования как в целях формирования и совершенствования профессиональных и коммуникативных умений и навыков по основным медицинским специальностям всех категорий медицинских работников подведомственных медицинских учреждений, так и для оценки уровня практических навыков при их аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий.

Симуляционные образовательные технологии и оборудование МАСЦ используются в послевузовском (интернатура, ординатура, аспирантура) и дополнительном (циклы тематического и общего усовершенствования, переподготовка) профессиональном медицинском образовании врачей. МАСЦ, размещаясь в здании, структурированном в формате виртуальной клиники, имеет учебно-методическое оборудование 7 уровней реалистичности, необходимое для проведения подготовки по: хирургии, анестезиологии и реаниматологии, травматологии и ортопедии, скорой медицинской помощи, оториноларингологии, урологии, акушерству и гинекологии, неврологии, кардиологии, гастроэнтерологии, семейной медицине, педиатрии, функциональной диагностике, ультразвуковой диагностике, компьютерной и магниторезонансной томографии, эндоскопии, эндоваскулярной диагностике и лечению и др. Основными направлениями деятельности МАСЦ в области виртуального образования всех категорий медицинских работников являются организационно-методическое, учебно-педагогическое, научное, материально-техническое и информационное. Основными задачами, решаемыми в МАСЦ, являются:

• разработка, адаптация и внедрение комплекса организационных мероприятий и современных образовательных медицинских симуляционных технологий, направленных на совершенствование системы послевузовского и дополнительного профессионального образования всех категорий медицинских работников;

• разработка и применение новых программ подготовки медицинских работников с использованием современных образовательных медицинских симуляционных технологий;

• проведение обучения профессиональным практическим навыкам и аттестации медицинских работников на манекенах, муляжах и виртуальных тренажерах с использованием моделируемых лечебно-диагностических процедур и лечебных манипуляций, согласно разработанным клиническим сценариям и программам;

• осуществление учебного процесса по отработке и оценке степени сформированности профессиональных практических навыков медицинских работников с использованием современных образовательных медицинских симуляционных технологий;

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

блок_МОИПР_3_2012.шМ 92

03.12.2012 16:35:44

Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

• информационное обеспечение в области новейших достижений, передового отечественного и зарубежного опыта по проблемам виртуального медицинского образования. Организация и проведение семинаров, конференций и мастер-классов;

• организация и проведение научных исследований по актуальным проблемам виртуального образования;

• распространение передового опыта и др.

За последнее время разработаны учебные программы и успешно проведены как сертификационные, так и тематические циклы повышения квалификации врачей, например «Симуляционные технологии в клинике неотложных состояний», «Артроскопия коленного сустава с применением симуляционных технологий», «Совершенствование хирургических базовых навыков с использованием симуляционных технологий» и др. Проведенный анализ результатов анкетирования врачей, прошедших обучение с использованием симуляционных технологий, показал высокий уровень их оценок условий, процесса и учебно-методических средств обучения. Применение симуляционных образовательных технологий в подготовке врачей и медицинских сестер лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений с возможностью оценки усвоения профессиональных умений и навыков, безусловно, приведет к значительному повышению квалификации медицинских специалистов и уровня готовности их применять в клинической практике.

Е.Ю. Васильева Организация и аккредитация симуляционного центра на медицинском факультете (на примере университета г. Ниццы, Франция)

ГБОУВПО «Северный государственный медицинский университет», Архангельск

Бурное развитие симуляций в медицинском образовании порождает ряд вопросов, связанных с организацией и эффективным управлением симуляционных центров. Поскольку в РФ пока нет аккредитованных международными агентствами симуляционных центров, есть смысл обратиться к опыту создания и развития аккредитованного симуляционного центра на медицинском факультете университета в Ницце (Франция). Практика внедрения симуляций на медицинском факультете в Ницце началась около 10 лет назад. В 2005 г. факультет начал сотрудничество с Гарвардским университетом (США). В 2008 г. Центр был открыт, а в 2010 г. аккредитован. Аккредитация симуляционного центра — большое достижение факультета, так как среди 150 симуляционных центров в США аккредитовано только 44, а всего в мире аккредитовано 52 центра, включая Королевский колледж в Англии, 2 центра в Швеции, 1 центр во Франции и 1 в Южной Европе. Следует отметить, что к аккредитуемым симуляционным центрам предъявляются очень высокие требования. Для аккредитации необходимо соответствие работы центра 1500 критериям, которые изложены на 400 страницах (www.acs.org.acs. org). Процедура аккредитации оценивается в 5 тыс. евро. В случае положительного решения аккредитационный статус центру устанавливается на 3 года. Ежегодно вуз платит аккредагентству взнос в размере 1000 евро и представляет отчет по установленной форме. Для подтверждения аккредитации вновь подается заявка, составляется досье,

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

ы

#

блок МОИПР 3 2012.indd 93 -fffi+ 03.12.2012 16:35:44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.