Научная статья на тему 'Информационные экспертные системы в образовательном процессе'

Информационные экспертные системы в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Немков А.Г., Санников А.Г., Левитина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные экспертные системы в образовательном процессе»

ПРИЛОЖЕНИЕ

ности «Врач общей практики» основана на традиционном (предметном) принципе определения структуры и содержания обучения и предполагает интеграцию (объединение в целое разрозненных частей) без указания принципов и технологий интеграционного процесса. В равной мере опыт прошлых лет свидетельствует о том, что попытки междисциплинарной интеграции в системе медицинского образования по так называемым «вертикали» и «горизонтали» малоэффективны и, по всей видимости, невозможны по причине отсутствия эффективных стержневых принципов и закономерностей интеграционного процесса. В этой связи в качестве универсального методологического принципа межпредметной интеграции может быть использован системный подход, раскрывающий закономерности функционирования организма человека в норме и при патологии. Именно принцип, основанный на раскрытии общих закономерностей функционирования здорового и больного организма, может стать стержневым и универсальным элементом интеграции учебного процесса в системе до- и последипломного медицинского образования, особенно ВОП, поскольку сущность и функциональное назначение данной специальности — общепрак-тикующий врач — предполагает понимание именно этих общих закономерностей.

Принцип интеграции может быть реализован в рамках учебного модуля, основанного на логической взаимосвязи (закономерности) строения, функционирования, возрастной эволюции/инволюции той или иной системы (органа) человеческого организма, а также раскрытии общих закономерностей развития, синдромологии, принципов терапии и исходов данного патологического процесса в соответствии с индивидуальными особенностями течения заболевания в различных возрастных группах пациентов. Интегрирующим элементом данных учебных модулей должны быть общие закономерности возникновения, развития, клиники, особенностей течения, терапии и исходов заболеваний с позиции возрастной (дети, подростки, лица зрелого и пожилого возрастов) эволюции болезни и половой (беременные женщины) принадлежности пациентов, т.е. на общепатологической основе должны быть интегрированы педиатрические, терапевтические, гериатрические и другие аспекты проблемы патологии человека.

Таким образом, предлагаемая технология и специфика последипломного медицинского образования предполагают необходимость целостной интеграции учебного процесса в рамках модульного обучения, когда тот или иной патологический процесс будет излагаться сообразно своей объективной логике возникновения, развития и исходов в соответствии с возрастными особенностями и половой принадлежностью пациентов.

А.Г. Немков, А.Г. Санников, Е.В. Левитина Информационные экспертные системы в образовательном процессе

ГБОУВПО «Тюменская государственная медицинская академия»

Необходимость модернизации медицинского образования на сегодняшний день весьма актуальна. Министр здравоохранения РФ неоднократно отмечал необходимость совершенствования системы высшего медицинского образования, а также его информатизации. Для оптимизации диагностического процесса в ургентной неврологии и нейрохирургии, нами были созданы информационные экспертные системы дифференциаль-

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

блок_МОИПР_3_2012.шМ 90

03.12.2012 16:35:43

Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

ной диагностики черепно-мозговой травмы. Программный продукт представляет собой автоматизированную систему поддержки принятия решения. Программа базируется на критериях дифференциальной диагностики ушибов головного мозга и инсультов, токсического поражения головного мозга, воспалительных поражений головного мозга. Критерии представлены клинико-томографическими признаками сравниваемых патологических состояний, достоверно отличающихся в группах сравнения. Система оценивает вероятность дифференцируемых заболеваний в процентах, на основании совокупной оценки определенных признаков. Целью настоящей работы стал анализ возможностей и результативности применения данных программных продуктов в образовательном процессе. Студентам 4-го курса лечебного факультета ГБОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия» на занятиях по нервным болезням предложили в факультативном порядке познакомиться с возможностями разработанных диагностических экспертных систем. После сдачи экзамена по данной дисциплине провели анонимное анкетирование по разработанной анкете, целью которой была оценка образовательных возможностей предлагаемых программ, также оценивалось мнение экзаменатора, интерес студентов к предложенным продуктам. В работе с программой приняли участие 42 студента, из них 39 прошли анкетирование. Абсолютное большинство (97,4%) респондентов отметили полезность программного тренинга. По мнению респондентов, программа позволяет систематизировать полученные знания (94,9%), приблизить теоретическое представление о дифференцируемых заболеваниях к практическому диагностическому процессу (94,9%), что особенно важно в условиях все возрастающих сложностей практической работы с пациентом. Экзаменаторами было отмечено более детальное представление студентов, прошедших программный тренинг по данной тематике. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости использования в образовательном процессе тех программных продуктов, которые ориентированы не столько на образовательные цели, но и на практическое здравоохранение.

И.А. Егорова1, С.Б. Шевченко1, В.Ф. Казаков2, П.С. Турзин2 Медицинский аттестационно-симуляционный центр: от концепции создания до первых результатов функционирования

1Главное медицинское управление Управления делами Президента Российской Федерации, Москва 2ФГБУ«Учебно-научный медицинский центр» Управления делами Президента Российской Федерации, Москва

В целях разработки и реализации комплекса организационно-методических мероприятий в области современных образовательных медицинских симуляционных технологий, направленных на совершенствование системы послевузовского и дополнительного профессионального образования медицинских работников подведомственных лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, в 2011 г. на базе ФГБУ «Учебно-научный медицинский центр» Управления делами Президента РФ был организован Медицинский аттестационно-симуляционный центр (МАСЦ).

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

К)

блок_МОИПР_3_2012.Ш 91

03.12.2012 16:35:44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.