Тезисы конференции с международным участием
«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)
• информационное обеспечение в области новейших достижений, передового отечественного и зарубежного опыта по проблемам виртуального медицинского образования. Организация и проведение семинаров, конференций и мастер-классов;
• организация и проведение научных исследований по актуальным проблемам виртуального образования;
• распространение передового опыта и др.
За последнее время разработаны учебные программы и успешно проведены как сертификационные, так и тематические циклы повышения квалификации врачей, например «Симуляционные технологии в клинике неотложных состояний», «Артроскопия коленного сустава с применением симуляционных технологий», «Совершенствование хирургических базовых навыков с использованием симуляционных технологий» и др. Проведенный анализ результатов анкетирования врачей, прошедших обучение с использованием симуляционных технологий, показал высокий уровень их оценок условий, процесса и учебно-методических средств обучения. Применение симуляционных образовательных технологий в подготовке врачей и медицинских сестер лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений с возможностью оценки усвоения профессиональных умений и навыков, безусловно, приведет к значительному повышению квалификации медицинских специалистов и уровня готовности их применять в клинической практике.
Е.Ю. Васильева Организация и аккредитация симуляционного центра на медицинском факультете (на примере университета г. Ниццы, Франция)
ГБОУВПО «Северный государственный медицинский университет», Архангельск
Бурное развитие симуляций в медицинском образовании порождает ряд вопросов, связанных с организацией и эффективным управлением симуляционных центров. Поскольку в РФ пока нет аккредитованных международными агентствами симуляцион-ных центров, есть смысл обратиться к опыту создания и развития аккредитованного симуляционного центра на медицинском факультете университета в Ницце (Франция). Практика внедрения симуляций на медицинском факультете в Ницце началась около 10 лет назад. В 2005 г. факультет начал сотрудничество с Гарвардским университетом (США). В 2008 г. Центр был открыт, а в 2010 г. аккредитован. Аккредитация симуляционного центра — большое достижение факультета, так как среди 150 симуляционных центров в США аккредитовано только 44, а всего в мире аккредитовано 52 центра, включая Королевский колледж в Англии, 2 центра в Швеции, 1 центр во Франции и 1 в Южной Европе. Следует отметить, что к аккредитуемым симуляционным центрам предъявляются очень высокие требования. Для аккредитации необходимо соответствие работы центра 1500 критериям, которые изложены на 400 страницах (www.acs.org.acs. org). Процедура аккредитации оценивается в 5 тыс. евро. В случае положительного решения аккредитационный статус центру устанавливается на 3 года. Ежегодно вуз платит аккредагентству взнос в размере 1000 евро и представляет отчет по установленной форме. Для подтверждения аккредитации вновь подается заявка, составляется досье,
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
ы
#
блок МОИПР 3 2012.indd 93 -fffi+ 03.12.2012 16:35:44
ПРИЛОЖЕНИЕ
представляются документы о финансовой состоятельности вуза, а также программа работы центра и факты, свидетельствующие об его эволюционном развитии. Только после этого состоится визит международных экспертов. Несмотря на финансовые затраты и большой объем методической работы, преимущества аккредитации перекрывают расходы. Так, например, все мировые и европейские симуляционные центры информационно связаны между собой единой сетью. Дважды в год происходит обмен научной информацией, проводятся конференции по обмену опытом и новыми технологиями обучения.
Организация предметно-пространственной среды центра. В каждом кабинете симуля-ционного центра — 3 зоны. 1-я, медицинская — для студентов. 2-я, педагогическая, или рабочая зона, — стол, стулья, экраны мониторов, для преподавателей. 3-я — контрольная зона кабинета, предназначена для хранения манекенов, записей и пр. Предусмотрен кабинет для брифинга, где преподаватель со студентами обсуждают результаты выполнения симуляции. Еще один кабинет — для секретариата, есть место для хранения вещей и др. Бюджет центра финансирует генеральный совет университета, медицинский факультет и госпиталь.
Состав и обучение персонала. Персонал центра включает 2 человек, ответственных за медицинскую часть, 2 ответственных в хирургии, 1 анестезиолога, 12 медицинских модераторов, 6 модераторов в хирургии, техника, секретаря.
Организация обучения в центре. Симуляции начинают на 2-м курсе с обучения студентов обследованию пациента, имеющего проблемы с органами дыхания. На 3-м курсе в симуляционном центре у студентов проходят 4 занятия, где они рассматривают 8 клинических случаев. На 4-м курсе — 4 занятия, где отрабатываются установленные 8 случаев. Все занятия идут одновременно в 3 кабинетах центра. За полдня проходят обучение 2 группы студентов, т.е. около 60 человек. Обучение осуществляется во время стажа (практики). Со студентами работают модераторы — это врачи скорой помощи, которые в случае необходимости используют имеющиеся в каждом кабинете инструкции, чтобы оперативно устранить какие-либо неполадки. Занятие обязательно завершается дебрифингом, где внимание студентов фиксируется еще раз на проблеме и осуществляется контроль выполнения манипуляции с использованием карточек. Кроме студентов в центре обучаются психологи, медсестры-анестезиологи, специалисты пожарной службы, а также интерны. По данным, представленным сотрудниками центра, все обучающиеся оценивают симуляционные курсы очень хорошо.
Методическая подготовка к занятиям в центре. В первый год работы симуляци-онного центра в Ницце для составления обучающих программ были привлечены 5 человек, которые разрабатывали упражнения для отработки практических навыков. Сценарий для обучения пишет группа интернов под руководством преподавателя на основе истории болезни, затем осуществляется его техническая и методическая реализация. Преподаватели, использующие симуляции в учебном процессе, отмечают, что этот метод эффективен, так как способствует мобилизации знаний студентов за счет использования разнообразных средств, привлекает техническим обеспечением и эмоциональным сопровождением.
м
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
блок_МОИПР_3_2012.шМ 94
03.12.2012 16:35:44