Научная статья на тему 'Медицинскиe классы в Удмуртии: старт в профессию'

Медицинскиe классы в Удмуртии: старт в профессию Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ / TRAINING AND PROFESSION GUIDANCE / PROFESSION / SPECIALTY / EDUCATION / PRE-PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATIONAL ORGANIZATION / HISTORY OF MEDICAL EDUCATION IN THE UDMURT REPUBLIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сидорова Анэтта Петровна

Статья посвящена истории медицинской профессии в Удмуртии, профориентационной работе с обучающимися, созданию медицинских классов в ряде образовательных учреждений Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL CLASSES IN UDMURTIA: START INTO THE PROFESSION

The article deals with the history of medical professions in the Udmurt Republic, training and profession guidance of students, opening medicine-oriented groups in some educational organizations of the Udmurt Republic.

Текст научной работы на тему «Медицинскиe классы в Удмуртии: старт в профессию»

И Н Ф О Р М А Ц И Я

УДК 377(091):61

А. П. Сидорова

МЕДИЦИНСКЖ КЛАССЫ В УДМУРТИИ: СТАРТ В ПРОФЕССИЮ*

Статья посвящена истории медицинской профессии в Удмуртии, профориентационной работе с обучающимися, созданию медицинских классов в ряде образовательных учреждений Республики.

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, предпрофильная подготовка, образовательное учреждение, история медицинского образования в Удмуртской Республике.

Кем стать? Этот вопрос задавал, задаёт и будет задавать каждый выпускник школы. Выбор профессии и карьерного пути - одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни.

Таким образом, профориентация - важный момент и в развитии каждого человека, и в функционировании общества.

Система медицинского образования в нашей стране стала складываться в XVIII в. под воздействием петровских реформ. Главной целью проводимых преобразований была подготовка медицинских кадров, столь необходимых для армии и флота, а затем и для гражданской сферы. И открытие госпитальной школы при первом постоянном госпитале в Москве (ныне Главный Клинический госпиталь им. Н. Н. Бурденко) положило начало систематическому медицинскому образованию. Основателем госпиталя был Николай Бидлоо, голландский хирург, учёный, личный врач Петра I. Затем госпитальные школы стали возникать при других крупных госпиталях. В Москве и Санкт-Петербурге они, в конечном итоге, трансформировались в медико-хирургические училища, затем - в медико-хирургические академии. Официальной датой создания Академии в Санкт-Петербурге считается 1798 г. Впоследствии она меняла название,

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект N° 18-49-180002 р-а «Здравоохранение в национальном регионе: становление и развитие (на примере УР)».

Медицински классы в Удмуртии: старт в профессию_

став в 1881 г. Военно-медицинской академией. Непрерывно развиваясь, она вошла в число ведущих научных и образовательных центров мира.

В Москве в составе открытого в 1755 г. Московского университета числился медицинский факультет, однако свою работу он начал позднее. Первоначально занятия на медицинском факультете, преемником которого сегодня является Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова, проводились на трёх кафедрах: анатомии (с практической медициной), физической и аптекарской химии и натуральной истории. Одним из первых и наиболее известным выпускником является С. Г. Зыбелин. Семён Герасимович - первый русский профессор, член Российской академии наук.

В 1784 г. при Петербургском воспитательном доме было учреждено акушерское училище. В 1801 г. В. М. Рихтер - заслуженный доктор медицинских наук, профессор и декан Московского университета, историк медицины, действительный статский советник, основал при Московском воспитательном доме Повивальный институт для подготовки акушерок из числа наиболее способных воспитанниц.

В XIX - нач. XX в. в России возникают медицинские факультеты, отдельные учебные заведения (Женский медицинский институт в Санкт- Петербурге, ныне Первый Санк-Петербургский Госуниверситет им. И. П. Павлова), которым предстояло будущее. В их стенах выдающиеся представители медицины начинали создавать научные школы.

В пер. пол. XIX в. берёт начало система подготовки военных фельдшеров. В апреле 1838 г. вышло положение о военно-фельдшерских школах, которое заложило основы систематического фельдшерского образования в России. Особую роль фельдшерские училища приобрели в период развития земской медицины.

Земское управление в Вятской губ. появилось в 1867 г. В этот период здесь числились 11 больниц приказа общественного призрения, один госпиталь при Воткинском заводе, одна больница удельного ведомства в слободе Кукарке,

2 военных лазарета и несколько десятков небольших приёмных покоев. Лечебные заведения насчитывали 310 штатных коек, из них 150 были в губернском городе, 160 - в уездах. Кроме того, был богадельный дом на 65 человек увечных и престарелых лиц всех званий (кроме крестьянского сословия), рабочий дом на 20 человек и смирительный дом на 10 человек. Все лечебные учреждения испытывали острейший недостаток врачей и среднего медицинского персонала. Уездные ведомства стали самостоятельно готовить базу для подготовки кадров, открывать уездные, участковые больницы и приёмные покои в сельской местности. В 1867 г. создаётся фельдшерская школа в Сарапуле. При Сарапуль-ской земской больнице, где первым врачом был М. И. Рязанцев, организовали обучение мальчиков из крестьян и мещан фельдшерскому делу. Мальчиков принимали с 14 лет. Город выделял 84 руб. на каждого ученика. Экзамен выпускники сдавали в Вятке, распределялись в фельдшерские и больничные пункты по Сарапульскому уезду. Обеспеченность Сарапула медицинскими кадрами, например, в 1912 г. выглядела следующим образом. В земской больнице, обслуживающей Сарапульский уезд с населением более 400 тыс. человек, было

3 врача, 7 фельдшеров и 4 сестры милосердия. Кроме того, в 1904 г. по инициативе председателя Сарапульского окружного суда В. И. Соколовского в Сара-

_А. П. Сидорова

пуле была создана Община Сестёр Милосердия. В 1908 г. Общину возглавила попечительница, супруга городского Головы П. А. Башенина, Людмила Николаевна Башенина. Фельдшерская школа и Община Сестёр Милосердия стали тем фундаментом, на котором в дальнейшем строилось среднее профессиональное медицинское образование в Сарапуле.

Большую работу по подбору и подготовке кадров провёл выпускник Императорской медико-хирургической академии (Санкт-Петербург) в Воткинском заводском госпитале С. Ф. Тучемский. Штат работников в лечебном учреждении, рассчитанном на 70 мест, в то время состоял из старшего лекаря, младшего лекаря, двух старших лекарских учеников и двух младших, а также аптекаря и двух аптекарских учеников при госпитальной аптеке. При Тучемском в 1831 г. открывается должность повивальной бабки-акушерки. А в 1838 г. в статистических данных, поданных Селивестром Федоровичем начальнику Камско-Во-ткинского завода И. П. Чайковскому, уже указано, что в госпитале 80 штатных и 40 запасных мест. В этом же документе значится наличие при госпитале дежурной комнаты с библиотекой, прачечной, также - богадельни, госпитального сада, кухни, магазина, где хранятся съестные припасы, и др. Особых успехов в излечении дефектов зрения добился С. Ф. Тучемский - автор первой в истории этого края диссертации «Медико-топографическое описание Камско-Воткин-ского завода». Диплом доктора медицины и хирургии он получил в 1831 г. За образование для удельного ведомства 19 фельдшеров награждён орденом Святой Анны III ст. 14 декабря 1836 г. Его выпускники приглашались для помощи больным в Ижевский завод и уездные города - Сарапул, Глазов и Мензелинск.

В 1913 г. на 10 тысяч населения на территории Удмуртии приходилось 0,2 врача и 5 коек, в России в этот период было 1,5 врача и 13 коек. К нач. 1920 г. положение несколько улучшилось: функционировало 27 больниц на 516 коек, 29 врачей и 313 средних медицинских работников. Но ситуация оставалось сложной. В крае свирепствовали эпидемии оспы, холеры, туберкулёза, малярии, трахомы. Созданный отдел здравоохранения столкнулся с нехваткой кадров. Его руководители начали организовывать медицинские учебные заведения для подготовки фельдшеров, акушерок и сестёр. Одними из первых были организованы в Ижевске курсы оспопрививальщиц, на которых прошло обучение 30 чел. В 1923 г. открылись курсы сестёр милосердия, в дальнейшем преобразованные в двухгодичную школу сестёр милосердия по уходу за больными, которую возглавил Б. Б. Быховский. В 1933 г. школу преобразовали в фельдшерско-акушерскую. С 1954 г. она стала Ижевским медицинским училищем, а с 1992-го - Ижевским медицинским колледжем им. Героя СССР Федоры Андреевны Пушиной.

В 1926 г. двадцать пять молодых людей были направлены на учёбу в медицинские факультеты высших учебных заведений Москвы и Казани. Функционировали в Удмуртии Можгинское, Глазовское и Сарапульское медицинские училища. В 1933 г. первых студентов принял Ижевский государственный медицинский институт. Директор его Г. Г. Стерхов окончил в 1928 г. медицинский факультет Пермского госуниверситета [по направлению Удмуртского ВКП(б)]. Через пять лет 109 молодых врачей приступили к работе в больницах Республики.

Медицински классы в Удмуртии: старт в профессию_

Одновременно строились медицинские учреждения и детские ясли. К 1940 г. функционировало 53 сельских участковых больницы на 1750 коек, открылись первые медико-санитарные части на заводах Ижевска, рентгенокабинеты и клинические лаборатории. Количество врачей и среднего медицинского персонала увеличилось почти в 10 раз по сравнению с 1913 г. В 1,5 раза снизилась детская смертность. К началу Великой Отечественной войны в Республике было 79 больничных учреждений на 4575 коек, работало 5520 врачей.

В годы Великой Отечественной войны выпускники медицинских учебных заведений направлялись в госпитали и на фронт.

В настоящее время в Республике квалифицированные кадры для здравоохранения готовят Ижевская Государственная медицинская академия, 5 средних специальных учебных заведений - Республиканский медицинский колледж им. Ф. А. Пушиной Министерства здравоохранения УР с филиалами в Глазове, Во-ткинске, Можге и Сарапуле, подготовившим огромное количество специалистов: врачей, медсестёр, акушерок, фельдшеров, лаборантов.

Так на протяжении двух столетий формировалась система подготовки медицинских кадров в Удмуртии, доказывая свою эффективность и в военное, и в мирное время.

Тем не менее медработников в Республике не хватает. По данным Всемирной организации здравоохранения, серьёзная нехватка врачей, медсестёр и санитаров наблюдается более, чем в 50 государствах мира. Одна из многих причин - непродуманный выбор профессии, определяющий дальнейший жизненный путь человека. По данным американских учёных, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15 % увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза снижает стоимость обучения кадров. Возрастает необходимость поиска таких средств, которые бы максимально способствовали эффективному воспитанию и развитию личности подрастающего человека; в частности - профориентация на медицинские профессии. Померять давление, сделать перевязку и обработать рану скоро будут уметь выпускники некоторых столичных образовательных учреждений. С 2018 г. в рамках Ижевского городского проекта «Интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов» в ряде лицеев, школ и гимназий города открываются медицинские классы. Как сообщает Управление образования Администрации Ижевска, в них смогут заниматься ученики 8-10 классов, планирующие связать свою жизнь с этой профессией. В проекте будут участвовать Ижевская государственная медицинская академия и Республиканский медицинский колледж им. Ф. А. Пушиной. Учащимся будут углублённо преподавать предметы, знание которых требуется для поступления в медицинские колледжи и вузы, а также - учить правилам оказания первой медицинской помощи. Ученики профильных медицинских классов будут участвовать в предпрофессиональ-ных научно-практических конференциях, олимпиадах и других мероприятиях.

Такое нововведение поможет молодёжи определить свои профессиональные способности и выбрать сферу деятельности, в которой можно реализовать свой потенциал.

А. П. Сидорова Поступила в редакцию

Сидорова Анэтта Петровна,

специалист,

Удмуртский институт истории, языка и литературы, УдмФИЦ УрО РАН

426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 е-таП: [email protected]

A. P. Sidorova

Medical classes in Udmurtia: start into the profession

The article deals with the history of medical professions in the Udmurt Republic, training and profession guidance of students, opening medicine-oriented groups in some educational organizations of the Udmurt Republic.

Keywords: training and profession guidance, profession, specialty, education, pre-profes-sional training, educational organization, history of medical education in the Udmurt Republic.

Citation: Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2018, vol. 12, issue 3, pp. 186-190. In Russian.

Received 22.06.2018

Sidorova Anetta Petrovna,

specialist,

Udmurt Institute of History, Language and Literature, UdmFRC UB RAS

4, ul. Lomonosova, Izhevsk, 426004, Russian e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.