УДК 378.4
Сычев И.А., д.б.н.
доцент
заведующий кафедрой общей химии Аронова М.А., к.б.н. старший преподаватель кафедра общей химии Колосова Т.Ю. ,к.х. н.
доцент учебный доцент кафедра общей химии Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Российская Федерация, Рязань
МЕДИЦИНСКИЕ КЛАССЫ В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ХИМИИ
Аннотация: В статье рассмотрена одна из педагогических технологий довузовской подготовки, используемаякафедрой общей химии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова (РязГМУ), а именно - обучение в медицинских классах. Показана необходимость согласованности и преемственности образовательных программ школы и вуза, что может быть решено широким использованием педагогических технологий довузовской подготовки.Обсуждаются методы, способы и формы подготовки будущих абитуриентовна базе медицинских классов к успешной сдаче Единого Государственного Экзамена. Указывается, что обучение в медицинских классах способствует более легкой адаптации студентов -первокурсников.
Ключевые слова:Медицинский вуз, абитуриенты,химия, медицинские классы, преемственность обучения, педагогические технологии.
Sychev I.A., Doctor of Biological Sciences
assistant professor Head of the Department of General Chemistry
Aronova M.A., Ph.D.
Senior Lecturer Department of General Chemistry Kolosova T. Yu., Ph.D. assistant professor teaching assistant professor
Department of General Chemistry Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov
Russian Federation, Ryazan
MEDICAL CLASSES IN THE SYSTEM OF PRE-UNIVERSITY TRAINING IN CHEMISTRY
Annotation. The article considers one of the pedagogical technologies of pre-university training used by the Department of General Chemistry of the Ryazan State Medical University named after Academician I. P. Pavlov (Ryazan State Medical University), namely, medical classes. The necessity of consistency and continuity of the educational programs of the school and university is shown, which can be solved by the implementation of special projects of pre-university training. Methods, methods and forms of preparation of future applicants on the basis of medical classes for successful passing of the Unified State Exam are discussed. It is indicated that training in medical classes contributes to easier adaptation of first-year students.
Keywords. Medical university, applicants, chemistry, medical classes, continuity of training, pedagogical technologies.
Реформы системы школьного образования, проводимые в последние десятилетия, показали свою эффективность и востребованность. Однако ориентация учебно-воспитательного процесса в выпускных классах на подготовку к сдаче Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) негативно сказалась на качестве подготовки выпускников средней школы в рамках изучаемой дисциплины [1,2]. Знания выпускников школ ограничены, узко специфичны и ориентированы на успешную сдачу ЕГЭ. Значительное снижение количества лабораторных работ по химии в старших классах не позволяет сформироваться у подавляющего большинства абитуриентов практическим умениям и навыкам, необходимых для дальнейшего обучения в вузе.
Перед преподавателями высшей медицинской школы стоит цель формирования у абитуриентов широкого естественно-научного мировоззрения, основанного на глубоких теоретических знаниях химических дисциплин и практических умениях и навыках [4].
Актуальным способом достижения этой цели выступает система довузовской подготовки, обеспечивающая преемственность школьного и высшего образования, и реализующая своеобразный «нулевой курс» подготовки к обучению в современном медицинском университете [3]. Это позволяет абитуриентам не только успешно выдерживать вступительные испытания, но и более качественно осваивать в будущем
общеобразовательные и профессионально-ориентированные учебные дисциплины.
Работа со школьниками медицинских классов, как приоритетное направление довузовской подготовки, осуществляется преподавателями РязГМУ имени А.П. Павлова с 1992 года. Медицинские классы формируются на базе 10-11 классов общеобразовательных школ города Рязани и близлежащих областей. Обучение в таких классах рассчитано на два года и проводится согласованно со школьной программой по дисциплинам: Органическая химия (10 класс), Общая химия и Неорганическая химия (11 класс).
Расширенный курс химии, преподаваемый в медицинских классах, включает в себя теоретический материал по всем темам и разделам указанных дисциплин. Весь объем теоретических знаний, умений и навыков решения расчетных и качественных задач, упражнений, заданий, связанных с решением цепочек превращений, составлением окислительно -восстановительных реакций, подкрепляется широким набором лабораторных и демонстрационных опытов. Это помогает выработать у абитуриентов необходимые практические навыки работы с реактивами и простейшими приборами. Поэтому, занятия проводятся в учебных лабораториях кафедры Общей химии с использованием лабораторной посуды и приборов: рН-метра, центрифуги, водяной бани, сушильного шкафа.
Система разработанных нами проверочных работ позволяет контролировать уровень овладения теоретическими знаниями, умениями и навыками решать задачи и выполнять задания, необходимыми для успешной сдачи ЕГЭ.
Весь материал, преподаваемый в медицинских классах, интегрирован с предметами, изучаемыми в школе, и с дисциплинами, изучаемыми на младших курсах медицинского университета, а именно: Общая химия, Биоорганическая химия, Общая биология, Физиология, Физика. В целях повышения общего культурного уровня слушателей медицинских классов предлагаемыйматериал интегрируется со многими темами истории развития медицины и общества, литературы, русского языка, современным состоянием Российского здравоохранения.
В практику преподавания в медицинских классах активно вводятся элементы дистанционного обучения. Школьники получают доступ к электронной образовательной среде вуза, где размещены лекционный материал, задачи и упражнения, контрольные работы и тесты по всем изучаемым разделам и темам в виде текстовых файлов и видеофайлов. Для изучения наиболее сложных для восприятия тем преподаватели кафедры консультируют школьников на базе школ и проводят видеоконференции с использованием программного обеспечения ZOOM и Skype.
Многолетний опыт работы преподавателей кафедры Общей химии РязГМУ имени И.П. Павлова в системе довузовского обучения позволяет сделать выводы о том, что выпускники медицинских классов успешно сдают Единый Государственный Экзамен по химии и лучше подготовлены к роли студентов-первокурсников, так как имеют прочные теоретические и практические знания по химии, что способствует более легкой адаптации в университетской образовательной среде и успешному освоению базовых химических дисциплин вуза.
Использованные источники:
1. Казакова О.Н., Кобзеева Н.И. Довузовское образование в системе современной профессиональной подготовки// Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017.- № 8(208). - 9-16.
2. Карашева А.Г., Карсакова Г.А., Насипов А.Ж. Довузовская подготовка: цели, задачи, принципы // Перспективы науки и образования: Международный электронный журнал. - 2018. -№3(33).
3. Литвинова Т.Н., Соловьева М.В., Юдина Т.Г. Метологические основы химической подготовки будущих врачей в системе «школа - вуз» // Вестник ЧГПУ - 2009 - №7. С.105-117.
4. Малогулова И.Ш., Колосова О.Н., Борисова Н.В., Пшенникова Е.В., Кузьмина А.А. Довузовская профориентация в медицинском институте СВФУ// Вестник СВФУ имени М.К. Амосова. - сер. «медицинские науки». - №1(06). - 2017. - с.106-110.