Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАЛАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В МЕДИЦИНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / MEDICAL EDUCATION / SMALL MEDICAL ACADEMY / CAREER GUIDANCE AT MEDICAL UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амлаев Карэн Робертович, Муравьева Алла Анатольевна, Койчуева Софья Магометовна, Ходжаян Анна Борисовна

В статье дан обзор технологий профориентационной работы с абитуриентами, планирующими поступать в медицинские университеты. Раскрыты цели довузовского образования в медицинском университете. Отмечена положительная роль малых медицинских академий в подготовке высокомотивированных абитуриентов, оценена их эффективность. Описаны современные методики отбора среди выпускников средних учебных заведений тех, кто наиболее подготовлен к обучению медицинской специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амлаев Карэн Робертович, Муравьева Алла Анатольевна, Койчуева Софья Магометовна, Ходжаян Анна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF APPLICANTS FOR ADMISSION TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

In the article an overview of career-oriented work with applicants planning to enter medical universities is provided. The objectives of pre-university education at medical universities are disclosed. The positive role of small medical academies in preparatory work with the highly motivated institute applicants was noted, their effectiveness was also evaluated. Other modern methods of secondary school graduates selection to identify those who are most prepared for further study at medical universities are described.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Амлаев К.Р., Муравьева А.А., Койчуева С.М., Ходжаян А.Б.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 355017, г. Ставрополь, Российская Федерация

В статье дан обзор технологий профориентационной работы с абитуриентами, планирующими поступать в медицинские университеты. Раскрыты цели довузовского образования в медицинском университете. Отмечена положительная роль малых медицинских академий в подготовке высокомотивированных абитуриентов, оценена их эффективность. Описаны современные методики отбора среди выпускников средних учебных заведений тех, кто наиболее подготовлен к обучению медицинской специальности.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Амлаев К.Р., Муравьева А.А., Койчуева С.М., Ходжаян А.Б. Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 1. С. 28-40. Сок 10.24411/2220-8453-2020-11001.

Статья поступила в редакцию 29.07.2019. Принята в печать 25.02.2020.

SOME ASPECTS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF APPLICANTS FOR ADMISSION TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Amlaev K.R., Muravyova A.A., Koychueva S.M., Khodzhan A.B.

Stavropol State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, 355017, Stavropol, Russian Federation

In the article an overview of career-oriented work with applicants planning to enter medical universities is provided. The objectives of pre-university education at medical universities are disclosed. The positive role of small medical academies in preparatory work with the highly motivated institute applicants was noted, their effectiveness was also evaluated. Other modern methods of secondary school graduates selection to identify those who are most prepared for further study at medical universities are described. Funding. The study had no sponsor support. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests. For citation: Amlaev K.R., Muravyova A.A., Koychueva S.M., Khodzhan A.B. Some aspects of professional orientation of applicants for admission to higher education institutions. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (1): 28-40. doi: 10.24411/2220-8453-202011001. (in Russian)

Received 29.07.2019. Accepted for publication 25.02.2020.

Ключевые слова:

медицинское образование, малая

медицинская академия, профориентация в медицинские университеты

Keywords:

medical education, small medical academy, career guidance at medical universities

Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования

Высокое качество и доступность медицинской помощи во многом зависят от качества профессиональной подготовки врача, которое, в свою очередь, в значительной степени определяется эффективностью отбора абитуриентов и результативностью их довузовского образования. Профессионально ориентированный абитуриент чаще других имеет представление о том, кем и для чего он хочет стать. В развитых европейских странах и США система ориентирована на элитарную подготовку специалистов, имеющих в то же время необходимые для работы врачом моральные характеристики [1-3]. Необходимое условие поступления в медицинский вуз - высокий средний балл [4, 5]. При этом Декларация о подготовке медицинских кадров подчеркивает необходимость соблюдения стандартов медицинского образования, обеспечивающих высокое качество подготовки всех студентов [6].

Первый этап подготовки медицинского специалиста начинается с отбора абитуриентов. При этом следует принимать во внимание индивидуальные, психофизиологические и личностные характеристики абитуриентов, в противном случае у студентов возможно ухудшение здоровья [7, 8],разочарование в профессии,что сопровождается низкой успеваемостью [9, 10]. Результатом неверного профессионального выбора становится уход студентов из медицинского вуза или специалистов из отрасли здравоохранения [11, 12], переход молодых врачей в коммерческие медицинские организации, что приводит к экономическим потерям для страны [13].

Профессиональная ориентация молодежи остается актуальной проблемой теории и практики медицины, что на фоне сложной кадровой ситуации в здравоохра-

нении требует разработки целостной психолого-педагогической теории профориентации [14].

Известные формы профориентаци-онной работы делятся на пассивные и активные. К пассивным относятся: беседы, организуемые преподавателями образовательного учреждения о направлениях и профилях обучения; приглашение профессионалов на тематические вечера; организация лекториев; оформление информационных стендов; посещения потенциальными абитуриентами образовательных учреждений; организация Дня открытых дверей; подготовка и распространение полиграфической продукции об образовательных организациях высшего медицинского образования (ООВМО); выступление ученых вуза в СМИ.

К активным формам профориентаци-онной работы относятся: организуемые в ООВМО различные лагеря (спортивные, трудовые, научные), клубы; привлечение школьников, учеников начальных профессиональных и средних профессиональных учебных заведений к работе научных кружков; организация научных исследований по актуальным вопросам; проведение профессиональных недель факультетов; организация олимпиад для школьников и др. [15]. Несмотря на большое количество работ, посвященных профориентации молодежи, целостная концепция профессиональной ориентации на медицинскую специальность не сформировалась, не соблюдается преемственность в работе на различных этапах получения медицинской специальности, недостаточно сформирован диагностический инструментарий отбора абитуриентов в ООВМО, не ликвидированы противоречия между содержанием медицинского образования и требованиями работодателей.

том 11, №1 2020

В настоящее время определенные надежды возлагаются на профильное образование, при котором в большей степени учитываются индивидуальные характеристики учащихся, а образование предполагает учет профессиональных интересов школьников, при этом существенно расширяются возможности общественной, индивидуальной образовательной и профессиональной траектории. В этой связи следует соблюдать следующие принципы: дифференциации содержания обучения старшеклассников на основе индивидуальных образовательных программ; равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями; преемственности между общим и профессиональным образованием; социализации учащихся.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы отмечается, что основная цель модернизации образования на старшей ступени - переход к образованию по стандартам и программам профильного обучения, где основной формой реализации является профильная школа. Однако недостаточно разработаны содержание, формы и методы подготовки потенциального медицинского работника в системе «школа-вуз». Кроме того, не ликвидированы противоречия между возрастающими общественными и индивидуальными потребностями в подготовке профессионально-ориентированной личности и недостаточной разработанностью содержания и технологии формирования профессиональной направленности личности [16]. Следует отметить, что профори-ентационная работа в вузе организуется и ведется с целью обеспечения непрерыв-

ности образования и привлечения абитуриентов в вуз.

Непрерывность образования означает последовательное формирование способностей и творческого потенциала специалистов, готовых работать с использованием современных технологий в изменяющихся внешних условиях, умеющих самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Однако отбор отлично подготовленных абитуриентов осложняется снижением или отсутствием конкурса среди них при поступлении в средние профессиональные и высшие учебные заведения, что обусловлено непростой демографической ситуацией в России. В этой связи система многоуровневого непрерывного образования, составной частью которой является профориентационная работа, приобретает особое значение для образовательного процесса. Ее актуальность диктуется следующими причинами [17]:

• психолого-педагогическая (возрастает потребность молодежи в раннем профессиональном самоопределении, в осознанном выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями);

• образовательная (востребованность образования, направленного на развитие способностей человека, его творческого и этнокультурного потенциала);

• демографическая (уменьшается набор в 10-е классы общеобразовательной школы и как следствие уменьшается конкурс среди абитуриентов).

Для обеспечения эффективности проф-ориентационной деятельности ООВМО в настоящее время необходимо строить свою работу на основе принципов интеграции, регионализации (учет интересов конкретных работодателей, особенностей и потребностей рынка труда, мигра-

Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования

ционных процессов, социально-профессиональных и образовательных запросов населения), непрерывности (поэтапность формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся) [18].

Современные тенденции развития общества требуют от выпускников школ раннего выбора профессии, чтобы к окончанию обучения в школе они имели базовые знания о будущей профессии. В этом смысле довузовская подготовка является важным этапом системы непрерывного образования, в ходе нее потенциальные абитуриенты должны сделать свободный и самостоятельный выбор профессии с учетом, с одной стороны, своих индивидуальных особенностей, а с другой - потребности общества в тех или иных специалистах.

Важным элементом профориентаци-онной работы служат оценочные мероприятия, проводимые вузом. Не менее актуально повысить качество подготовки выпускников школ, сформировать дополнительные компетенции, дать возможность обучающимся получить опыт, научиться профессиональному поведению, эффективной коммуникации, пробудить интерес к конкретной профессии, в том числе через выявление и развитие лидерских качеств, используемых в целях созидания [17]. Эффективность профориентационной работы возрастает, когда студенты вовлекаются в проведение учебно-практических семинаров в школах, акций по популяризации здорового образа жизни (ЗОЖ), досу-говых мероприятий, совместных школьно-студенческих конференций с публикацией сборников статей.

К основным направлениям профориентационной деятельности вуза можно отнести: работу с родителями и уча-

щимися образовательных организаций; реализацию профориентационных возможностей образовательных, научно-исследовательских и воспитательных программ; технологии набора абитуриентов из отдаленных районов; улучшение сотрудничества с педагогической общественностью; вовлечение в данную деятельность студентов; информационное сопровождение программ профориентации [17, 19-22].

Факультет довузовского образования ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России (далее - СтГМУ) был создан в 2010 г. для реализации следующих целей:

• обучающей - путем организации и координации профориентационной работы, проводимой университетом с общеобразовательными учреждениями края и округа в целях обеспечения условий непрерывного образования;

• личностно-развивающей - направленной на формирование многогранного современного студента-медика, ориентированного на выбор будущей профессии, стремящегося совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской работы. Учитывая сложность стоящих перед абитуриентом, а затем и студентом-медиком задач, факультет довузовского образования призван обеспечить:

• систематизацию и интеграцию всех направлений профориентационной работы;

• планомерную и предметную профориентацию учащейся и работающей молодежи по специальным программам;

• повышение исходного уровня знаний учащихся, необходимых для обучения в вузе;

• формирование у молодежи устойчивой мотивации к обучению профессии врача;

• развитие и внедрение многовариантных и многоуровневых программ довузовского образования;

• взаимодействие с образовательными учреждениями для совершенствования образовательного процесса, профориентации учащихся, обеспечения условий непрерывного образования;

• обобщение, анализ данных академической успеваемости выпускников факультета в процессе обучения в университете;

• преемственность в деятельности факультета и приемной комиссии университета;

• издание информационных материалов по профориентации, учебно-методической литературы по довузовской подготовке для преподавателей, учащихся и абитуриентов.

В Ставропольском крае в системе довузовской подготовки ведущую координационную роль берет на себя СтГМУ. Взаимодействие осуществляется с муниципальными образовательными организациями городов и районов края, непосредственно с общеобразовательными учреждениями, а также с семьями потенциальных абитуриентов.

Многоплановая деятельность факультета включает в себя следующее.

• Работа на территории Ставропольского края, что способствует набору абитуриентов, укреплению связей с общеобразовательными учреждениями края, с управлением образования, администрацией, центрами довузовской подготовки школьников. Весной и осенью организуются выезды представителей профессорско-преподава-

тельского состава университета для консультационных встреч со школьниками, родителями, учителями по месту их жительства, где даются разъяснения о порядке поступления и условиях обучения в вузе, распространяются информационные буклеты, презентации, информационные фильмы. Выезды осуществляются в 26 районов края и 6 городских округов. По итогам встреч составляется отчет о количестве участников и наиболее актуальных вопросах абитуриентов.

Сотрудники факультета довузовского образования уделяют большое внимание индивидуальному общению с родителями абитуриентов, в том числе подбирают программу индивидуальной подготовки к поступлению в университет. • Работа в Малой медицинской академии (ММА) - добровольном объединении учащихся 9-11-х классов школ края, ориентированных на выбор будущей профессии в области медицины. В образовательный ежегодный план слушателей ММА включены лекции ведущих профессоров университета по различным медицинским специальностям, экскурсии по кафедрам, университетским клиникам, клиническим больницам, участие в студенческой научно-практической конференции, творческих конкурсах и ежегодной Медико-биологической олимпиаде, позволяющей продемонстрировать свой уровень знаний по биологии и практической деятельности по первой и неотложной помощи в симуляционном центре. Выпускники ММА, активно принимающие участие в работе академии и ставшие победителями олимпиады, получают навы-

Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования

450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

415 427

/ 376

304 - 310

270

/ 178^f

'163 N.

12<N^8!

56 55 69

24 34 38 44

rfy

оО4

оО4

г\х

^ # JF ^ /

Общее количество слушателей Малой медицинской академии

Количество выпускников Малой медицинской академии по годам

Количество выпускников Малой медицинской академии, поступивших в СтГМУ, по годам

Рис. 1. Слушатели Малой медицинской академии, поступившие в ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России

ки научной работы и дополнительные баллы к ЕГЭ. Об эффективности данной формы профориентационной работы свидетельствуют данные о слушателях ММА, поступивших в СтГМУ. Как видно на рис. 1, их доля колеблется в среднем от 30 до 50%.

При этом слушатели ММА преимущественно поступают на бюджетные места и по целевому направлению (рис. 2).

Эффективность работы ММА иллюстрирует сравнение балльного рейтинга студентов, обучавшихся в ней, со средними результатами студентов по завершении 1-го года обучения (рис. 3-5).

По всем факультетам отмечается существенная разница в балльных рейтингах студентов, прошедших ММА, в сравнении со средним баллом на курсе (диапазон различий составил 0,3-1,18 балла).

Впервые в 2019 г. слушатели ММА приняли участие во Всероссийской олимпиаде с международным участием по оказанию экстренной и неотложной помощи «Асклепий-2019» в качестве статистов. Предварительно слушатели ММА посетили занятия студенческого спасательного общества First Aid, изучили патологии (минно-взрывные травмы, огнестрельные и осколочные ранения), клиническую картину и первую помощь при них.

Для учащихся старших классов средних общеобразовательных учреждений г. Ставрополя и Ставропольского края ежегодно проводятся литературный конкурс «Медицина: профессия, призвание, жизнь» и интернет-конкурс «Моя семья - медицинская династия», направленные на выявление профессионально ориентированных, творчески одаренных

Рис. 2. Пути зачисления слушателей Малой медицинской академии, поступивших в ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России

Рис. 3. Рейтинг слушателей Малой медицинской академии, ставших студентами лечебного факультета ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России после завершения обучения на I курсе

Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования

Педиатрический факультет

5

4,5 4

3,5 3

2,5 2

1,5 1

0,5 0

4,28 4,36 4,27 4,3 4,34

13,97 3,9 3,87

Педиатрический факультет Малой медицинской академии

Педиатрический средн.

2012/ 2013/ 2014/ 2015/ 2016/ 2017/

2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 4. Рейтинг слушателей Малой медицинской академии, ставших студентами педиатрического факультета ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России после завершения обучения на I курсе

Стоматологический факультет

4,5 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3,5 3

2,5 2

1,5 1

0,5 0

Стоматологический факультет Малой медицинской академии Стоматологический средн.

2012/ 2013/ 2014/ 2015/ 2016/ 2017/

2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 5. Рейтинг слушателей Малой медицинской академии, ставших студентами стоматологического факультета ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России после завершения обучения на I курсе

абитуриентов, стимулирование интеллектуального и творческого роста потенциальных студентов университета, пропаганду профессии врача, ее нравственных ценностей и идеалов.

Учитывая специфику профессии, ежегодно в СтГМУ проводится медико-биологическая олимпиада школьников, цель которой - развитие творческих способностей, выявление и поддержка школь-

том 11, №1 2020

35

ников, проявляющих интерес к изучению медико-биологических дисциплин, оказание помощи в выборе будущей профессии. Предметы олимпиады: биология, анатомия, экология, основы медицинских знаний и навыков оказания первой помощи. Олимпиада проводится в 2 этапа. На заочном этапе (январь-февраль) участники проходят онлайн-тестирование по биологии, экологии, анатомии. На очном этапе, проходящем на базе центра практических навыков, участники демонстрируют практические навыки по первичному обследованию больного - измерение частоты сердечных сокращений, пульса в стандартных точках, артериального давления, технику

наложения артериального и венозного жгута, проведение сердечно-легочной реанимации, выполнение приема Геймлиха и др. При этом интерес абитуриентов к олимпиаде не снижается (см. таблицу). • Большую роль в профориентационной работе играют дни открытых дверей, на которых выпускников и их родителей знакомят с правилами приема в университет, условиями внутреннего профессионального испытания, проводят экскурсии по кафедрам и структурным подразделениям вуза. Интерес к данной форме работы только растет (рис. 6). Традиционная форма работы - подготовительные курсы, где абитуриентов

Число участников ежегодной медико-биологической олимпиады школьников в ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России

Участники/год 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 1

Участвовали в заочном этапе 78 135 310 234 287 227 237

Прошли во 2-й очный тур 46 76 97 68 69 43 49

2500

2000

1500

1000

500

2004 2026

164О.... ^1834 1890

1104 ^^1436

550 538 610

420 400 436 428

Количество абитуриентов, принявших участие в профессиональных встречах

Количество абитуриентов, участвовавших в Дне открытых дверей

^ >0> т? т? Т? Т? т? т? т?

0

Рис. 6. Число абитуриентов, принявших участие в профориентационных мероприятиях в ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России

Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования

80% 70% 60%

50% 40%

30% 20% 10% 0%

Процент слушателей подготовительных курсов, поступивших в СтГМУ

Рис. 7. Процент слушателей подготовительных курсов, поступивших в ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России

готовят к поступлению в вуз по базовым для университета предметам: химии, биологии, русскому языку. Слушателям предлагается выбор форм обучения с различной продолжительностью (рис. 7).

Одна из форм довузовского образования - сеть профильных классов, ориентированных на углубленное изучение базовых предметов, так называемых химико-био-

логических классов. Абсолютно новым в системе довузовской подготовки СтГМУ стало создание профильного класса с углубленным изучением латинского языка на базе английской школы, где латинский язык изучается на договорной основе в качестве второго языка с преподавателями вуза. В 2017 г. к обучению приступили 18 лицеистов, а в 2018-м - еще 17.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России , Ставрополь, Российская Федерация:

Амлаев Карэн Робертович (Karen R. Amlaev)* - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного профессионального образования

E-mail: kum672OO20mail.ru https://orcid.org/0000-0001-6576-4720

Муравьева Алла Анатольевна (Alla A. Murav'eva) - кандидат медицинских наук, доцент, декан факультета среднего профессионального и довузовского образования E-mail: kum6720020mail.ru

•Автор для корреспонденции.

КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ

Койчуева Софья Магометовна (Sofia M. Koychueva) - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного профессионального образования

E-mail: koichueva260mail.ru https://orcid.org/0000-0003-1768-5707

Ходжаян Анна Борисовна (Anna В. Khodzhayan) - доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной деятельности ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: kum672002@mail.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриншпун С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании // Педагогика. 2005. № 7. C. 100-105.

2. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. 2005. № 9. С. 65-72.

3. Гриншпун С.С. Подготовка учащихся к труду и выбору профессии в школах Швеции // Школа и производство. 2007. № 1. С. 66-70.

4. Толстогузов С.Н. Современные подходы к организации профориентационной работы классического университета в системе профессионального самоопределения старшеклассников // Вестн. ТюмГУ. Социология. 2014. № 8. С. 40-49.

5. Оценка профессиональной готовности специалистов в системе здравоохранения / под ред. Т В. Семеной. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. 272 с.

6. 6. II Заявление о подготовке медицинских кадров. URL: http://www.med-pravo.ru/Internatlonal/ TwoEduc.htm/

7. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопр. психол. 1995. № 3. С. 119-132.

8. Дерябин Д.Г., Волков Н.А., Комаров Н.Н. Мониторинг здоровья студентов многопрофильного вуза с использованием программ «ЭСКИЗ» (Экспертная система коррекции индивидуального здоровья) // Валеология. 2003. № 1. С. 24-27.

9. Нугаева Г.Ш. Здоровье учащихся средних медицинских учебных заведений: (по материалам Республики Татарстан) : автореф. дис. ... канд. мед наук. Казань, 2001. 22 с.

10. Спицин А.П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза к учебной деятельности // Гиг. и сан. 2002. № 1. С. 47-49.

11. Carefoot N., Gibson H. (eds). Human resources development handbook. International Drinking Water Supply and Sanitation Decade. WHO unpublished document WHO/CWS/ETS/84.3, 1984. 159 p.

12. Сухарeва Л.М., Павлович К.Э., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И. Профориентация молодежи: медицинский и психофизиологический аспекты // Гиг. и сан. 2000. № 1. С. 48-52.

13. Новиков Ю.В., Кайкова Л.В., Боброва Е.А. Сохранение здоровья студентов - важнейшая государственная задача Российская академия медицинских наук // Бюл. Нац. науч.-исслед. ин-та обществ. здоровья. 2003. № 5. С. 28-30.

14. Чекменева О.Ю. Актуализация проблемы профессиональной ориентации как социально-педагогического явления // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8, № 2 (32). С. 198-216.

15. Дьяченко Т.В., Евсеева С.А. Практика применения активных форм профориентационной работы вуза // Соврем. пробл. науки и образования. 2016. № 5. С. 273.

16. Коньшина Ю.Е., Ивановский Ю.В. Формирование профессиональной направленности у студентов медицинского вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин // Медицинское образование. Пути повышения качества : материалы Всероссийской научно-педагогической конференции. Оренбург : Изд-во ОрГМУ, 2017. С. 111-113.

17. Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза // Мир соврем. науки. 2011. № 6. С. 3-18.

Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования

18. Молоткова Н. В., Мищенко Е.С. SWOT- анализ как основа разработки стратегии развития профо-риентационной работы образовательной организации в условиях конкурентной среды // Вестн. Самарского гос. экон. ун-та. Экономика. 2010. 3. С. 52-56.

19. Загузина Н.Н. Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников : диссертация кандидата педагогических наук. СПб., 2012. 200 с.

20. Клюсова В.В., Яркова Г.А. Возможности педагогического вуза в организации профориентации школьников // Соврем. пробл. науки и образования. 2013. № 2. С. 307.

21. Безусова Т.А., Шестакова Л.Г. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения // NOVAINFO.RU. 2016. Т. 2, № 54. С. 216-226. URL: http://novainfo.ru/article/8479.

22. Цибизова Т.Ю. О Формах преемственности научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе «школа-вуз» // Вестн. МГОУ. Сер.: Педагогика. 2011. № 2. С. 49-55.

references

1. Grinshpun S.S. Organization of vocational guidance for schoolchildren in the UK. Pedagogika [Pedagogy]. 2005; (7): 100-5. (in Russian)

2. Grinshpun S.S. Professional orientation of schoolchildren in the USA. Pedagogika [Pedagogy]. 2005; (9): 65-72. (in Russian)

3. Grinshpun S.S. Preparing students for work and choice of profession in schools in Sweden. Shkola i proizvodstvo [School and Production]. 2007; 1: 66-70. (in Russian)

4. Tolstoguzov S.N. Modern approaches to the organization of vocational guidance work of a classical university in the system of professional self-determination of high school students. Vestnik TyumGU. Sotsiologiya [Bulletin of TyumSU. Sociology]. 2014; (8): 40-9. (in Russian)

5. Assessment of professional readiness of specialists in the health care system. In: T.V. Semenova (ed.). Moscow: GEOTAR-Media, 2019: 272 p. (in Russian)

6. II Statement on the training of medical personnel. URL: http://www.med-pravo.ru/International/TwoEduc. htm/ (in Russian)

7. Kopina O.S., Suslova E.A., Zaikin E.V. Express-diagnostics of the level of psychoemotional tension and its sources. Voprosy psikhologii [Problems of Psychology]. 1995; (3): 119-32. (in Russian)

8. Deryabin D.G., Volkov N.A., Komarov N.N. Monitoring the health of students at a multidisciplinary university using the program «ESCIZ» (Expert System for the Correction of Individual Health. Valeologiya [Valueology]. 2003; (1): 24-7. (in Russian)

9. Nugaeva G.Sh. Health of students in secondary medical schools: (based on the materials of the Republic of Tatarstan): Diss. Kazan', 2001: 22 p. (in Russian)

10. Spitsin A.P. Peculiarities of adaptation of undergraduate medical students to educational activities. Gigiena i sanitariya [Hygiene and Sanitation]. 2002; (1): 47-9. (in Russian)

11. Carefoot N., Gibson H. (eds). Human resources development handbook. International Drinking Water Supply and Sanitation Decade. WHO unpublished document WHO/CWS/ETS/84.3, 1984. 159 p.

12. Sukhareva L.M., Pavlovich K.E., Rapoport I.K., Shubochkina E.I. Vocational guidance of the youth: medical and psychophysiological aspects. Gigiena i sanitariya [Hygiene and Sanitation]. 2000; (1): 48-52. (in Russian)

13. Novikov Yu.V., Kaikova L.V., Bobrova E.A. Preserving the health of students is the most important state task of the Russian Academy of Medical Sciences. Byulleten' natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya [Bulletin of the National Research Institute of Public Health]. 2003; (5): 28-30. (in Russian)

14. Chekmeneva O.Yu. Actualization of the problem of vocational orientation as a socio-pedagogical phenomenon. Современная высшая школа: инновационный аспект Sovremennaya visshaya shkola: innovatsionniy aspect [Modern Higher School: Innovation Aspect]. 2016; 2 (32): 198-216. (in Russian)

15. Dyachenko T.V., Evseeva S.A. Practice of application of active forms of vocational guidance of the university. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 2016; (5): 273.

16. Konshina Yu.E., Ivanovsky Yu.V. Formation of professional orientation of students of medical high school in the process of studying psychological and pedagogical disciplines. In: Meditsinskoe obrazovanie. Puti povysheniya obrazovaniya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-pedagogicheskoy konferentsii [Medical Education. Ways to Improve Quality. Materials of the All-Russian Scientific and Pedagogical Conference] Orenburg: Izdatel'stvo OrGMU, 2017: 111-13. (in Russian)

том 11, №1 2020 g

КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ

17. Titova S.V. Effective method of vocational guidance activities of the university. Mir sovremennoy nauki [World of Modern Science]. 2011; (6): 3-18. (in Russian)

18. Molotkova N.V., Mishchenko E.S. SWOT-analysis as a basis for developing a strategy for the development of vocational guidance work for an educational organization in a competitive environment. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. Ekonomika [Bulletin of Samara State University of Economics. Economy]. 2010; (3): 52-6. (in Russian)

19. Zaguzina N.N. Pre-university training as a condition for the promotion of professional self-determination of senior schoolchildren: dissertation of the candidate of pedagogical. Saint Petersburg, 2012: 200 p. (in Russian)

20. Klyusova V.V., Yarkova G.A. Possibilities of a pedagogical university in the organization of vocational guidance for schoolchildren. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 2013; (2): 307. (in Russian)

21. Bezusova, T.A., Shestakova L.G. Methods of vocational guidance of a higher educational institution. NOVAINFO.RU. 2016; 2 (54): 216-26. URL: http://novainfo.ru/article/8479. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Tsibizova T.Yu. About Forms of continuity of research activities of students in the educational process «school-university». Vestnik MGOU. Seriya: Pedagogika [Bulletin of MGOU. Series: Pedagogy]. 2011; (2): 49-55. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.