УДК 378.147+303.425.6 ББК 60.5+74
АНКЕТИРОВАНИЕ АБИТУРИЕНТОВ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ МОТИВОВ ВЫБОРА
БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
ЗОСИМЕ.В.
ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия E-mail: alenka_z@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается анкетирование как возможность выявления факторов, определяющих выбор медицинской профессии, а также роль родителей в процессе самоопределения абитуриентов. Для выявления обозначенных факторов и исследования эффективности профориентационных мероприятий ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России было осуществлено анонимное анкетирование абитуриентов. Приведены примеры использования медико-статистических исследований в практическом здравоохранении
Ключевые слова: анкетирование, профориентация, абитуриент, учебный процесс, электронное обучение.
Актуальность. Совершенствование
учебного процесса в высших учебных заведениях посредством введения новейших информационных технологий, инновационных методик обучения, а также высокая мотивация всех участников образовательного процесса в достижении высоких результатов в освоении образовательного пространства -
необходимость современного времени, вызванная происходящими
трансформационными процессами во всех сферах в условиях глобализации общества и формированием высоко конкурентной среды.
Проявление любого изменения естественным образом изначально вызывает негативное восприятие и отторжение проявления нового состояния или ситуации, противоречивое отношение к происходящим трансформациям.
Не исключением является и образовательный процесс в высшей школе, который претерпевает значительные изменения, проявляющиеся в активном, отчасти неконтролируемом внедрении информационно-коммуникационных технологий и свободном доступе к информационным ресурсам, которые должны иметь своей целью гармоничное совершенствование учебного процесса и улучшение качества образования будущих специалистов [3], способствуя достижению успеха в учебной деятельности. Немаловажное значение приобретает предпрофессиональная подготовка обучающихся, так как в связи с процессами "модернизации содержания и
методологии образования, первоочередной задачей становится профориентация, направленная на осознанный выбор молодыми людьми профессии" [4, 8].
В связи с этим, особенно актуален осознанный выбор будущей профессии школьниками старших классов, процесс, начинающийся с вопроса "Кем ты хочешь быть?". Далеко не каждый выпускник может чётко ответить на этот вопрос. Все выпускники хотят быть успешными, а само понятие успешности формируется современным обществом, из этого же исходит понятие "престижность профессии".
Процесс окончательного выбора профессий складывается из нескольких позиций: самоопределение, влияние старших членов семьи, позиция друзей, место проживания, территориальная доступность вуза. Особенно актуален данный вопрос для абитуриента медицинского вуза, так как в ряде случаев школьники имеют смутное представление о медицинских и фармацевтических профессиях, которое создаётся в основном средствами массовой информации через телесериалы и рекламу медицинских препаратов и услуг клиник. Многообразие существующих на сегодняшний день медицинских специальностей затрудняет выбор абитуриентов и накладывает на них большую ответственность за формирование своей будущей судьбы
Следует отметить, что наиважнейшим фактором выбора профессии неизменно
остается профессиональная ориентация, которая реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися средних общеобразовательных учреждений с целью выработки у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет
предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим
особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий
профессионализм, выносливость и
ответственность. Так, распространёнными методами такой работы при выборе профессии врача или провизора, позволяющими достичь положительного результата, являются:
• создание специализированных медицинских или медико-биологических классов;
• уроки или мастер-классы по оказанию неотложной помощи [14];
• работа по профконсультированию, например, встреча-дискуссия врач - абитуриент, на которой обсуждается именно аспекты профессиональной деятельности врача [12];
• Интернет-информирование: информация о вузе и специальностях на официальных сайтах, региональных информационных площадках для абитуриентов [11];
• тестирование школьников с целью выявления личностных качеств необходимых для медицинской профессии и определения профессиональных склонностей [5, 6].
По мнению группы авторов, профориентационным мероприятиям для обучающихся школ и колледжей на этапе довузовской подготовки ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России следует уделять особое внимание, поскольку осознанный выбор медицинской или фармацевтической специальности является одним из факторов, который способствует как успешной учёбе в университете, определяя и поддерживая мотивацию студента, так и быстрой реализации в избранной профессии после окончания учёбы
[1, 4, 13].
Цель исследования - посредством анонимного анкетирования абитуриентов,
поступающих в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, и их родителей выявить факторы, влияющие на выбор будущей профессии, изучить проблемные зоны профориентационной работы и возможности совершенствования способов информирования абитуриентов. Статистическое исследование позволяет получить представление об изучаемом явлении, выявить его размер, уровень, закономерности в тех случаях, когда действие многочисленных случайных факторов затрудняет его познание [2, 7].
Материалы и методы. Проведено анкетирование абитуриентов, поступающих в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, и их родителей, как способ достоверного и корректного изучения мнения респондентов по результатам анонимного опроса мнений. Разработаны анкеты, обеспечивающие высокий уровень эффективности исследования, их статистическая обработка и интерпретация полученных результатов [15].
Результаты и обсуждения. В процессе анкетирования респонденты были разделены на 2 группы: 1 группа включала абитуриентов, поступающих в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (п=130), респондентам 2 группы выбраны родители абитуриентов (п=121). Всем было предложено ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа анкеты. Каждой группе предложена анкета, включающая 8-10 пунктов. Так, например, абитуриенты должны ответить на следующие вопросы: "Почему Вы хотите стать врачом?", "Как Вы готовились к поступлению в ЮУГМУ?" и др.
Вторая группа отвечала на вопросы, отличные от вопросов группы 1: "На какой факультет предпочтительнее поступить Вашему ребёнку?", "Повлияло ли Ваше мнение на выбор будущей профессии Вашего ребёнка?" и др.
Итоги обработки анкет абитуриентов показали следующие результаты:
1. Абитуриенты выбирают медицинскую профессию, потому что: 1) считают ее престижной (30%); 2) хотят оказывать помощь людям (60%).
2. Местом будущей работы 60% абитуриентов выбирают государственное лечебное учреждение.
3. 43% абитуриентов готовились к поступлению с репетитором, по отдельным предметам, 40% - готовились самостоятельно,
15% - посещали подготовительные курсы ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России.
4. Информативность сайта ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России оценивается абитуриентами на "отлично" [9, 10].
5. У 47% абитуриентов профессия врача -"мечта детства", и у 40% - это "положительный пример родителей или какого-либо врача", 13% - другое.
Результаты анкетирования группы родителей показывают, что:
1. мнение родителей (70%) не повлияло на выбор профессии абитуриента;
2. 80% родителей предпочтительным считают поступление ребенка на лечебный и педиатрический факультеты;
3. 90% - оценивают шансы поступления в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, как очень высокие.
Таким образом, анонимное анкетирование двух групп: абитуриентов, поступающих в ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, и их родителей позволили выявить факторы, определяющие выбор медицинской профессии, роль старших членов семьи в процессе самоопределения абитуриентов, варианты довузовской подготовки и
профориентационных мероприятий,
способствующих высокой мотивации при выборе профессии врача.
Список литературы
1. Бойко С.С. Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / С.С. Бойко, Н.М. Шлепотина, А.Ю. Шаманова // Социология медицины: Векторы научного поиска: материалы очередной III всероссийской научно-практической конференции с международным участием социология медицины: Векторы научного поиска Москва. - 2015 - С. 31-32.
2. Драчук Л.А. Рациональное использование медико-статистических исследований в практическом здравоохранении / Л.А. Драчук, Т.Э. Драчук, М.В. Пешикова //Педиатрический вестник Южного Урала. - 2016. - №2. - с. 78-85
3. Зосим Е.В. Электронное обучение (e-learning) или технология смешанного обучения (blended learning) в научно-образовательном процессе / Е.В. Зосим // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесс: материалы XII всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас. - 2016 - С. 93-99.
4. Ильиных М.А. Профориентация на этапе довузовской подготовки как инструмент определения вектора будущей медицинской специализации /М.А. Ильиных, А.А. Федосов, М.М. Русакова и др. //Медицинское образование вXXI веке: традиции и инновации: материалы XXМежрегиональной учебно-методической конференции. Архангельск. - 2015. - С. 143-145.
5. Максимова О.Г. Выбор будущей специальности студентами-медиками в зависимости от типа личности / О.Г. Максимова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - №4 (10). - ч. 17. - с. 148-149
6. Пешиков О.В. Выбор будущей специальности. Осознанный выбор или случайный факт? / О.В. Пешиков, О.Г. Максимова // Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Профессионально компетентная личность в мировом образовательном пространстве". - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ. - 2010. - с. 154-156
7. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О.Ю. Реброва. — Москва: МедиаСфера, 2002. — 312 с.
8. Федосов А.А. Опыт проведения профориентационного мероприятия в Южно-Уральском государственном медицинском университете /А.А. Федосов, М.М. Русакова, А.В. Садырин и др. //Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2017. -Т. 1. - с. 214-217
9. Худякова О.Ю. Аудит официального сайтаГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России /О.Ю. Худякова, О.Л. Колесников, К.В. Худякова и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". -Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 142-145
10. Худякова О.Ю. Важность информации, размещаемой на официальном сайте вуза с точки зрения различных групп потребителей / О.Ю. Худякова, О.Л. Колесников, М.В. Пешикова и др. // Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2016. -с. 133-134
11. Худякова О.Ю. Требования к информации, размещаемой на сайте университета / О.Ю. Худякова, О.Л. Колесников, О.В. Пешиков //Материалы III всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященной дню российской науки. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2015. - c. 122-124
12. Шлепотина Н.М. Опыт участия студентов, являющихся членами студенческих научных кружков ЮжноУральского государственного медицинского университета, в образовательных семинарах / Н.М. Шлепотина, О.В. Пешиков //Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала, 2016. - с. 141-144
13. Шлепотина Н.М. Участие обучающихся медицинского вуза в профориентационных мероприятиях - один из этапов
становления будущих специалистов / Н.М. Шлепотина, И.В. Красильникова, О.В. Пешиков и др. // Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине ".
- Махачкала, 2017. - Т. 1. - с. 228-231
14. Шуляковская А.С. Проведение I учебно-спортивного конкурса "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций" как способ мотивации учащихся к углублённому изучению преподаваемых дисциплин / А.С. Шуляковская, А.В. Чукичев, И.В. Красильникова и др. //Новый день в медицине. - 2016. - №3-4 (15-16). - с. 222-225
15. Eijzenga W. The efficacy of a standardized questionnaire in facilitating personalized communication about problems encountered in cancer genetic counseling: design of a randomized controlled trial / W. Eijzenga et al. // BMC Cancer. - 2014.
- №14. - P. 26.
INVESTIGATION OF THE APPLICANTS AS A METHOD OF DETECTING THE MOTIVES OF THE SELECTION OF THE FUTURE PROFESSION
ZOSIM E.V.
FSBEIHE SUSMUMOHRUSSIA, Chelyabinsk, Russia e-mail: alenka_z@mail.ru
Abstract
This article presents questionnaire survey as an opportunity for revealing factors which determine choice of medical profession and parents' influence on applicants' vocational self-determination. The applicants were interviewed using anonymous questioning to reveal factors mentioned above and explore the FSBEI HE SUSMU MOH RUSSIA efficiency of vocational guidance activity. Examples of the use of medical and statistical research in public health practice
Keywords: questionnaire survey, vocational guidance, applicant, learning process, e-learning.