ПАФОРМЛЦЮШ! ТШОЛОГПП Ь АРОФКСЮЛЛЬЮП ШКОЛ!
#
МЕДИЦИНСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
И.Ш. Мухаметзянов, доктор медицинских наук, ИИО ГАН РАО, г. Москва
Ключевые слова: информационные ресурсы, интерактивные средства, здоровьесберегающие технологии, информационная здоровьесберегающая культура, здоровьесберегающая педагогика.
Реалии информационного общества и современного рынка труда наряду с профессиональной подготовкой определяют приоритетность у работника и способность выполнения определенного объема работы, что предусматривает для него наличие соответствующего уровня здоровья и потребности в его сохранении и развитии. В свою очередь это предъявляет и значительные требования к учебным заведениям в части формирования у учащегося потребности в здоровье как конкурентном факторе на рынке труда, культуры использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как компоненты нравственного и психологического здоровья учащегося, фактора эффективной его социализации. Непременным условием является вариативность и информационная доступность образовательных программ, направленная на индивидуализацию образовательной траектории учащегося в соот-
ветствии с потребностями как самого учащегося, так и существующего рынка труда.
Особенностью современных исследований в сфере информатизации образования является акцентуация на технико-технологических и педагогических, психологических и физиолого-гигиенических аспектах, вопросах формирования педагогико-эргономических условий эффективного применения средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие процесса информатизации образования. Но удручает то, что необоснованно мало уделяется внимания сохранению и укреплению здоровья самого учащегося в процессе как образования в рамках учебного заведения, так и вне его.
Наряду с позитивными аспектами информатизации образования существуют и определенные негативные
Информационные технологии в профессиональной школе
#
аспекты, обуславливаемые как недостаточностью внимания к процессу информатизации образования, так и к переоценке ее влияния на учащегося и неэффективностью используемых образовательных и здоровьесберегаю-щих технологий.
Реализация программы здоровье-сберегающих технологий невозможна только в рамках образовательных технологий и включает в себя комплекс методик и технологий, направленных на формирование отношения личности к самой себе, к окружающим личностям, к формируемым из них коллективам, взаимоотношения между отдельными коллективами, влияние личности на формирование общественного и общечеловеческого сознания. На сегодня речь может идти только о комплексном развитии личности, формировании у нее как целостного мировоззрения и возможности реализации в окружающем мире, так и сохранении и развитии его здоровья на психофизиологическом, эмоционально-чувственном, ментальном и социально-психологическом уровнях. В рамках системы образования одним из путей решения служит и широкое внедрение в практику различных образовательных учреждений современных здоровьесберегающих технологий. Компоненты данных технологий предусматривают ряд мероприятий по расширению спектра профилактических и оздоровительных мероприятий; разработке и внедрению системы контроля за здоровьем и развитием учащихся; развитием системы медико-социальной реабилитации учащихся в социальных учреждениях; информационному обеспечению
работ по сохранению и укреплению здоровья учащихся; формированию у них устойчивых стереотипов поведения, безопасного для здоровья и жизни.
Кроме того, наряду с организационными и образовательными проблемами информатизации жизни общества в значительной мере обостряются и психологические последствия информатизации. Данное воздействие может быть прямым (изменения деятельности в содержательном и структурном аспекте по сравнению с традиционной и возникновением новых форм этой деятельности, так и опосредованным через воздействие на все сферы жизни, внешне не связанные с информационными технологиями (мобильная связь, цифровое телевидение и т.д.). Применительно к сфере образования кроме позитивных аспектов информатизации существует и ряд негативных, обусловленных, возможно, не деятельностью учащихся в рамках ИКТ среды учебного заведения, но ИКТ среды места жительства. Тем не менее образовательное учреждение участвует в его преодолении как за счет здоровьесберегающей (в том числе и психическое здоровье) ИКТ среды, так и за счет формирования информационной культуры учащегося. Данное понятие включает в себя знания и умения в сфере информатики, систему общеобразовательных знаний и умений, коммуникативные умения.
Развитием понятия медицинских и психологических аспектов здоровья в условиях информатизации образования является понятие информационной здоровьесберегающей
Казанский педагогический журнал
42009
#
культуры. И в этом аспекте необходимо обратить особое внимание на раздел психического здоровья участника педагогического процесса. Деятельность в условиях насыщенной информационно-коммуникационной образовательной среды приводит к значительной информационной перегрузке, вызванной обилием источников информации и невозможностью охватить даже сколько-нибудь значительную ее часть. Компьютер воздействует на психику, преобразуя познавательные и мотивационно-эмоциональные процессы, деятельность и общение человека, сознание и межличностные отношения, что стимулирует развитие стрессовых состояний. Наибольшее значение при работе на компьютере имеют следующие стрессовые факторы:
— значительное время реакции компьютера на выполнение команд человека;
— трудность освоения новой программы или перехода на новую версию старой;
— нестандартные способы визуализации информации;
— сбои в работе программного обеспечения (зависание компьютера);
— сложность выбора конкретной информации в общем информационном потоке;
— восприятие виртуальных объектов как реальных, более глубоко воздействующих на психику человека;
— интернет-зависимость.
Подтверждением существования
данной проблемы является письмо Минобразования РФ №42/3 от 12.09.95 «Об информационной культуре в семейном образовании», в ко-
тором обращается особое внимание на возможные психологические проблемы у детей при неурегулированности общения со средствами ИКТ в образовании и вне его. Это, в первую очередь, проблема аутизации детей и подростков в результате чрезмерного увлечения информационными технологиями и играми, что приводит к изменению мотивационно-личностной сферы субъекта, и носящие явно выраженный негативный характер. Кроме того, вновь обращается внимание на негативное влияние информационных технологий на физическое здоровье учащихся: длительное нахождение за монитором может вызвать сухость в глазах, проблемы со зрением, головные боли; длительное сидение вызывает большую нагрузку для позвоночника и часто приводит к болям в спине, нарушениям осанки; интенсивное управление мышкой, джойстиком или клавиатурой приводит к излишнему напряжению в мышцах кисти и предплечья и, как следствие, к туннельному синдрому — поражению в отдельных мышцах и нервных стволах рук. В психологическом аспекте наиболее опасна ситуация возникновения зависимости от средств ИКТ и, в частности, «интернет-зависимость» (К. Янг). Критериями данной зависимости принято считать:
— ощущение эмоционального подъема во время работы в Интернете;
— нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете;
— неспособность спланировать время окончания работы в Интернете;
Информационные технологии в профессиональной школе
#
— «уход» в Интернет с преуменьшением значимости домашних дел, учебы или служебных обязанностей, личных и деловых встреч;
— готовность мириться с разрушением семьи, потерей круга общения в пользу Интернета;
— пренебрежение собственным здоровьем, сном (из-за ночной работы в Интернете); злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами;
— пренебрежение гигиеной, т.к. все время занимает нахождение в Интернете.
Существует достоверная корреляция между «интернет-зависимостью» и психологическими особенностями личности (интроверсией и негативной коммуникативной установкой). Другие авторы отмечают у данной группы лиц снижение уровня интеллекта (IQ) примерно на 10 пунктов. Распространенность этого расстройства составляет примерно 2% (по данным К. С. Янг — 1—5%), причем более подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67%), хотя ряд авторов говорит о том, что пол роли не играет. Число «интернет-зависимых» подростков различно в разных странах. В Китае, по данным на 2005 год, 13% молодых пользователей Интернета страдают «интернет-зависимостью». В России, по данным на 24 мая 2004 г., Rambler зафиксировал суточную аудиторию Рунета в 4,118 млн человек, и данная цифра отражает количество пользователей, выходящих в Интернет постоянно,
ежедневно. Фонд «Общественное мнение» отмечает, что зимой 2005— 2006 года в Рунете побывали 23,8 млн человек, или 21% населения (пятое место в мире). Среди российских пользователей Интернета 65% — от 18 до 34 лет. Число интернет-зависимых ориентировочно около 15 млн. Таким образом, необходимость воспитания культуры здоровья становится очевидной. Под данным понятием необходимо понимать процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности учащегося как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни. Здоровьесберегаю-щая педагогика рассматривает влияние образовательной (в том числе и информационно-коммуникационной) среды на формирование культуры здоровья учащихся как компоненты существующей среды обитания. Кроме того, она позволяет ему реализо-вывать свои возможности в охране и развитии своего здоровья, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровьесберегающей деятельностью. Использование здоровьесберегающей педагогики в условиях информатизации образования возможно только при существовании здоровьесберегающего информационного образовательного пространства. Оно представляет собой многоуровневую среду гармонич-
Казанский педагогический журнал
4'2009
#
ного и индивидуально-личностного развития личности, основанную на специально организованной информационной образовательной среде. Даная среда формируется посредством взаимосвязанных педагогических событий, направленных на сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья учащегося, базируется на использовании безопасных элементов образовательной среды и пропаганде всеми субъектами образовательного процесса здорового образа жизни как интегративного условия личностного развития каждого участника педагогического процесса.
Примечания:
1. http://lib.rin.rU/doc/i/15851pl.html
2. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования //Сов. Педагогика, 1991.— №3.— С. 33 — 38.
3. http://www.narcom.ru/ideas/
common/15.html
4. http://www.psyhelp.ru/texts/iad_ test/
5. http://flogiston.ru/articles/netpsy/ ia_klenova
6. http://novaja.zz.lv/print.php?id= 7212
7. http://www.3dnews.ru/news/ komputeri_lishaut_nas_vozmozhnosti_ dumat-266463/print/
8. http://www.medsport.ru/php/ content. php?group=2¶m=29&id= 11308
9. http://med.stanford.edu/news_ releases/2006/october/internet.html
10. http://www.free-lancers.net/ posted_files/910B636F99D8.doc
11. http://russian.people.com. cn/31516/3881110.html
12. http://www.rg.ru/2004/10/12/ internet-otchet.html
13. http://www.newizv.ru/news/2006-08-16/52088
14. Клестова О.А. Направленность методической работы на формирование готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса в школе//Автореф. ... канд. пед. наук.- Челябинск: УГУФК.- 2006.- 26 с.