Научная статья на тему 'Медицинская организация: достижение сбалансированных результатов посредством удовлетворения потребностей основных групп стейкхолдеров'

Медицинская организация: достижение сбалансированных результатов посредством удовлетворения потребностей основных групп стейкхолдеров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
627
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДОСТИЖЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / ПОТРЕБНОСТИ ОСНОВНЫХ ГРУПП СТЕЙКХОЛДЕРОВ / MEDICAL ORGANIZATIONS / ACHIEVEMENT OF THE BALANCED RESULTS / REQUIREMENTS OF THE MAIN GROUPS OF STAKEHOLDERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гадаборшев Магомет Исмаилович, Левкевич Марина Михайловна, Цыганкова Светлана Михайловна

В статье рассматриваются возможности адаптации в систему менеджмента медицинских организаций лучших международных и отечественных практик, позволяющих достигать сбалансированных результатов деятельности посредством удовлетворения потребностей основных групп стейкхолдеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гадаборшев Магомет Исмаилович, Левкевич Марина Михайловна, Цыганкова Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL ORGANIZATION: ACHIEVEMENT OF THE BALANCED RESULTS BY SATISFYING THE REQUIREMENTS OF THE MAIN GROUPS OF STAKEHOLDERS1SBHE «Regional clinical hospital № 1 n.a. professor S. V. Ochapovsky» Board of Health of Krasnodar Krai2FSEI HPE «Kuban State Agricultural University Minhealthsocdevelopment»

The possibilities of adapting the best international and domestic practices to management system of medical organizations, allowing reaching the balanced results of activity by satisfying the requirements of the main groups of stakeholders are reviewed in the article.

Текст научной работы на тему «Медицинская организация: достижение сбалансированных результатов посредством удовлетворения потребностей основных групп стейкхолдеров»

№ 6 - 2012 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 614.2:330.16

МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

ДОСТИЖЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОСРЕДСТВОМ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОСНОВНЫХ ГРУПП

СТЕЙКХОЛДЕРОВ

М. И. Гадаборшев1, М. М. Левкевич2, С. М. Цыганкова3

1ГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1 имени профессора С.В. Очаповского» Департамента здравоохранения Краснодарского края (г. Краснодар)

2ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» (г. Краснодар) Счетная палата Российской Федерации, территориальная инспекция (г. Москва)

В статье рассматриваются возможности адаптации в систему менеджмента медицинских организаций лучших международных и отечественных практик, позволяющих достигать сбалансированных результатов деятельности посредством удовлетворения потребностей основных групп стейкхолдеров.

Ключевые слова: медицинские организации, достижение сбалансированных результатов, потребности основных групп стейкхолдеров.

Г адаборшев Магомет Исмаилович — кандидат медицинских наук, врач-уролог ГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1 имени профессора С.В. Очаповского» Департамента здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар, e-mail: kajfman@mail.ru

Левкевич Марина Михайловна — доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодар, e-mail: lm137@mail.ru

Цыганкова Светлана Михайловна — ведущий специалист Счетной палаты Российской Федерации, территориальная инспекция, г. Москва, e-mail: Zsm167@mail.ru

Серьезные институциональные преобразования, происходящие сегодня в отечественной системе здравоохранения, направлены на достижение сбалансированных результатов, отражающих основные цели государственной политики в области охраны здоровья, и повышение эффективности использования бюджетных средств. Создание благоприятной среды для результативной деятельности медицинских организаций невозможно без адаптации в систему менеджмента институциональных единиц сферы

здравоохранения лучших международных и отечественных практик, таких как модели делового совершенства и результативного менеджмента, КО 9004:2009 и т.д.

Европейский фонд управления качеством (EFQM), который был организован в 1988 году, объединил усилия наиболее успешных компаний по распространению последних достижений в менеджменте, в результате этого была разработана Модель делового совершенства EFQM, получившая всемирное признание и первую Европейскую премию по качеству в 1992 году. Основу Модели делового совершенства EFQM составляют такие фундаментальные концепции, как достижение сбалансированных результатов; создание добавленной ценности для потребителей; лидерство: видение, воодушевление

и целостность; управление через процессы; персонал как основа успеха; поддержка креативности и инноваций; выстраивание партнерства; ответственность за устойчивое будущее[1].

Развитие медицинской организации происходит посредством планирования и достижения сбалансированных результатов, которые должны отвечать основным потребностям стейкхолдеров и по возможности превосходить их. В процессе осуществления деятельности медицинские организации взаимодействуют с различными группами стейкхолдеров. Существуют различные определения этого понятия, приведем некоторые из них, являющиеся, на наш взгляд, наиболее емкими. Так, Бредли Гугинс, директор Центра по корпоративному гражданству Бостонского колледжа, дал следующее определение понятию стейкхолдеры, обозначив его как «группы, организации или индивидуумы, на которые влияет компания и от которых она зависит» [2]. Р. Е. Фриман определяет понятие стейкхолдеры как «группа (индивидуум), которая может оказать влияние на достижение организацией своих целей или на работу организации в целом»

[3].

Попытаемся сформулировать собственное определение стейкхолдеров в системе здравоохранения. Итак, стейкхолдеры представляют собой заинтересованные стороны (физические или юридические лица), которые могут быть структурированы и объединены в группы, оказывающие прямое или опосредованное влияние на деятельность медицинской организации (капитал, труд, ресурсы, покупательная способность и т.д.) (см. рис.).

Основные группысамйнхмДф» миицккской органнимни

Государство (сектор ГОСударсТБСНКОГО упрдменкд}

Ф&}ер&.ъь>1ы5 урбезы.

МирсиравсоЦранЕития, Федеральное агентство по здрдьоохранетопо и СОЦИаЛЬНОЛ^' раЗВНТКЮ России. ФгД*рал*иал сяуэс&а по иадюру е сфере здравоохранения п

социального развития России. Федеральное неднко-биологическое агентств* Россш: (ФМЕА России'}. ФФОМС, Федеральная стуж?» по

надзору б сфере защиты прав потребителей и благополучил человека 1[ др.)

Уроеягп. суЗыпжа Федврации-Департамент здравоохранения ретона. ТФОМС, территориальный

органы. осуществляющие

лнцеязяровашк, с а китар но-

ящдеыио.тагвмсжнй надзор н др.).

УАницшшлъжй уровенъ: ФнЛИ&Л ТФОМС е муниципальном образовании. Управление

здравооаралекял администрации

млницЕта.иггета Е[~р.

Акционеры н инвесторы

ммкинискон 0[|1ЛНИЯЦНН

06щг(ттк‘млыг

организации

Сотрудники

медкиинекой

организации

Менеджеры

различны*

уровней

упр а ЕДСНЕИ

Медицин с ош *-

пер со нал

Оосл^'живазош.лй

пер СОН 1*“

структурим

подразделений

медицинской

органика аил

Потребители

медицинских

услуг

Индивиду алыше

потребители

медицинских

услуг

(фВЗНЧеСЕНе

лица)

Корпоративные

потребители

медицинских ■«—

услуг

(юридические

лнца,

опл ачна-ающие

ыеднцинсюо!

обслуживание -►

СБОИМ

сотрудникам:)

Поставщики и партеры

Страновые мелнцкнсте

орсаш^ацнл

Ор гашсицЕП] (учреждения)

ПО 1ТР0П!50ДСТВУ И

реализации медицинского

оборудования

ОрганЕ^ащт (учреждения)

по производству

меазщинсуих препаратов н

ыгдициискО-й ТСХНШИ СгЕлттарно-

профита, п нческие

уЧр<АДеИНЛ

Н а учно -ж с ле доЕат ель: га« учреждения Образовательные МЦицнпСьие учреждены Фарн)цегшчко1г учреждения (организации) Учрещеннч судебио-

медицЕЕНСка-й ^кспертЕЕЗ*] АпгечЕгые учрещенги

(организации)

Торговые объекты.

реализующие проте!Н11.

Ортопедическую продунпвд Посреднические орггки^ацнн

КоИкурслты Институциональные единицы (учреждения. ирга низа от)

государствеиного н

него суд арстйеныосо семеро* з др а воохр а ненЕ1я

Структурное представление основных финансовых и нефинансовых групп стейкхолдеров

медицинской организации

Осуществляя взаимодействие на договорной основе, стейкхолдеры реализуют собственные интересы, получая определенные выгоды, а медицинская организация получает доступ к интересующим ее ресурсам (административным, финансовым, интеллектуальным и т.д.).

В процессе взаимодействия медицинской организации с различными группами стейкхолдеров формируются различные виды связей и отношений, являющиеся значимыми для корпоративного управления и успешной деятельности, основанной на достижении сбалансированных результатов.

Тенденции формирования современной институциональной структуры сферы здравоохранения и повышение уровня ответственности ее структурных единиц перед обществом и различными группами стейкхолдеров требуют изменения подходов к менеджменту качества медицинских услуг.

Для того чтобы удовлетворять потребности основных групп стейкхолдеров, их необходимо сначала определить. Структурированные ниже потребности сложно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

однозначно отнести к определенной группе стейкхолдеров, поскольку в разной степени они присутствуют во всех группах. Тем не менее, была предпринята попытка

их систематизировать и развести по группам.

1. Государство (сектор государственного управления):

• развитие российской системы здравоохранения посредством формирования

эффективной институциональной структуры, обеспечивающей переход

от концепции «управление затратами» к концепции «управление результатами»;

• постоянное повышение качества медицинской помощи посредством инноваций в субъекте и объекте управления, функциональных областях, а также развитие системы управления качеством медицинской помощи;

• разработка административных регламентов для реализации государственных

(муниципальных) функций и предоставление государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения;

• ужесточение ответственности субъектов системы здравоохранения, участвующих в ОМС;

• повышение общественной и социальной ответственности.

2. Акционеры и инвесторы медицинской организации:

• обеспечение универсального подхода к уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) по единому тарифу для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей;

• установление единых требований к определению размера взносов субъектов РФ на ОМС неработающего населения;

• создание эффективной системы выравнивания финансового обеспечения ТПГГ оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива ТПГГ;

• устойчивое развитие медицинской организации и ее сбалансированный рост;

• повышение эффективности и результативности деятельности медицинской организации.

3. Сотрудники медицинской организации:

• государственные гарантии, поддержка и льготы;

• повышение качества менеджмента медицинской организации;

• реализации корпоративного управления на более высоком уровне;

• повышение доходности деятельности медицинской организации;

• формирование системы оплаты труда, находящейся в прямой зависимости от достигнутых результатов.

4. Потребители медицинских услуг:

• выполнение государственных гарантий оказания бесплатной помощи населению;

• повышение доступности и качества медицинской помощи;

• адекватная стоимость медицинских услуг, не входящих в базовую программу ОМС;

• повышение ответственности медицинского персонала при оказании медицинской помощи.

5. Поставщики и партеры:

• сохранение государственного регулирования и контроля;

• обеспечение устойчивого развития медицинской организации, финансовой стабильности;

• внедрение инновационных технологий;

• расширение спектра оказываемой медицинской помощи;

• повышение качества медицинской помощи и ее доступности для различных слоев населения.

6. Конкуренты:

• развитие рыночных механизмов конкуренции;

• государственная поддержка формирования конкурентной среды на рынке медицинских услуг;

• соблюдение равноправия при участии в тендерах на поставку оборудования, медикаментов и т.д.;

• снижение барьеров входа-выхода.

7. Общественные организации:

• общественный контроль за национальной безопасностью;

• соблюдение стандартов качества оказания медицинской помощи;

• повышение социальной ответственности и соблюдение этических норм поведения;

• возможность доступа к информационной базе данных при оказании консультационной помощи гражданам в конфликтных ситуациях.

Достижение медицинской организацией сбалансированных результатов во многом зависит именно от того, насколько удовлетворены потребности основных групп стейкхолдеров. Но возникает вопрос — как определить степень удовлетворения потребностей различных групп стейкхолдеров? Безусловно, посредствам расчета ключевых показателей результативности (КПР), отражающих степень их удовлетворения. Сложность заключается в том, что должна быть сформирована достаточно универсальная система КПР, поскольку они могут быть востребованы не только одной группой стейкхолдеров, на которую они в большей степени ориентированы, но и быть интересными и полезными для принятия эффективных управленческих решений и в других группах для повышения качества менеджмента медицинских услуг.

Список литературы

1. http://www.efqm-rus.ru/concept.php (дата обращения: 08.11.2012)

2. http://www.crdf.ru/focus/stakeholders.html (дата обращения: 15.10.2012)

3. http://hrm.ru/stejjkkholder-menedzhment-upravlenie-zainteresovannymi-gruppami (дата обращения: 15.10.2012)

MEDICAL ORGANIZATION: ACHIEVEMENT OF THE BALANCED RESULTS BY SATISFYING THE REQUIREMENTS OF THE MAIN GROUPS OF STAKEHOLDERS

12 3

M. I. Gadaborshev , M. M. Levkevich , S. M. Tsygankova

1SBHE «Regional clinical hospital № 1 n.a. professor S. V. Ochapovsky» Board of Health

of Krasnodar Krai (Krasnodar c.)

FSEIHPE «Kuban State Agricultural University Minhealthsocdevelopment» (Krasnodar c.) 3Account Chamber of the Russian Federation, territorial inspection (Moscow c.)

The possibilities of adapting the best international and domestic practices to management system of medical organizations, allowing reaching the balanced results of activity by satisfying the requirements of the main groups of stakeholders are reviewed in the article.

Keywords: medical organizations, achievement of the balanced results, requirements of the main groups of stakeholders.

About authors:

Gadaborshev Magomet Ismailovich — candidate of medical sciences, assistant professor, urologist at SBHE «Regional clinical hospital № 1 n. a. professor S. V. Ochapovsky» Board of Health of Krasnodar Krai, e-mail: kaifman@mail.ru

Levkevich Marina Mikhaelovna — doctor of economic sciences, professor of taxes chair at FSEI HPE «Kuban State Agricultural University Minhealthsocdevelopment», e-mail: lm137@mail.ru

Tsygankova Svetlana Mikhaelovna — leading expert of Account Chamber of the Russian Federation, territorial inspection, e-mail: Zsm167@mail.ru

List of the Literature:

1. http://www.efqm-rus.ru/concept.php (access date: 08.11.2012)

2. http://www.crdf.ru/focus/stakeholders.html (access date: 15.10.2012)

3. http://hrm.ru/stejjkkholder-menedzhment-upravlenie-zainteresovannymi-gruppami (access date: 15.10.2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.