Научная статья на тему 'Региональный аспект корпоративной социальной ответственности'

Региональный аспект корпоративной социальной ответственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСТВО / ПИАР-ЭФФЕКТ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / CHARITY ACTIVITIES / PUBLIC RELATION EFFECT / SOCIAL PARTNERSHIP / VOLUNTARY-FORCED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Виктор Алексеевич, Богатищева Юлия Николаевна, Любимова Марианна Викторовна

Азвитие корпоративной социальной ответственности в Нижегородской области идет непросто. Бизнес принимает на себя социальную ответственность в основном под влиянием государства. Компании демонстрируют разные подходы к КСО и модели отношений со стейкхолдерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аксенов Виктор Алексеевич, Богатищева Юлия Николаевна, Любимова Марианна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECT OF THE CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

The development of corporate social responsibility is not easy in the Nizhny Novgorod region. Business assumes social responsibility mainly influenced by the state. Companies demonstrate different approaches to CSR and the model of relations with stakeholders.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект корпоративной социальной ответственности»

удк 338.0 В. А. Аксенов, Ю. Н. Богатищева, М. В. Любимова

Региональный аспект корпоративной социальной ответственности

Развитие корпоративной социальной ответственности в Нижегородской области идет непросто. Бизнес принимает на себя социальную ответственность в основном под влиянием государства. Компании демонстрируют разные подходы к КСО и модели отношений со стейкхолдерами.

Ключевые слова: благотворительность, волонтерство, пиар-эффект, социальное партнерство.

В последние годы российские компании одна за другой стали формировать социальные стратегии, основанные на новых формах взаимодействия с обществом. Отвечая общемировым тенденциям, в России этот процесс имеет свою специфику.

Сфера корпоративной социальной ответственности (КСО) относительно молода. И хотя основные связанные с ней определения даны достаточно давно, многие даже базовые понятия и термины еще не устоялись, нет и единого понимания происходящих в этой сфере процессов.

Зарубежная практика сформировала две модели КСО: англосаксонскую и континентальную. В первой КСО рассматривается как

моральная обязанность собственников и руководства компании; государство из этой сферы практически исключено. Во второй модели признается целесообразным государственно-правовое регулирование сферы КСО, за компаниями закрепляются определенные обязанности, не связанные с их производственно-хозяйственной деятельностью.

Проведенное еще в 2006 г. компанией Interbrand и журналом Business Week исследование показало, что стоимость «неосязаемых ценностей» компании (торговой марки, имиджа, бренда и пр.) может достигать 70% ее рыночной капитализации 1. Иными словами, сегодня позиция компании на рынке

1 Стейкхолдер-менеджмент: управление заинтересованными группами // Интернет-портал HRM.RU [Электронный ресурс]. http://magazine.hrm.ru/stejjkkholder-menedzhment-upravlenie-zainteresovannymi-gruppami (дата обращения: 27.03.2013).

зависит уже не только от объемов производимой продукции, торгового оборота, но и от восприятия ее деятельности потребителями, СМИ, представителями власти, акционерами, сотрудниками и т. д. Поэтому бизнес осознает необходимость коммуникации с этими группами как важную управленческую задачу.

Развитие КСО в России идет непросто. Наш бизнес принял на себя социальную ответственность в основном под влиянием государства, а не гражданского общества. В последнее время тема КСО активно прорабатывается в российской науке. Проанализированы основные теоретические концепции, разграничены понятия «корпоративная социальная ответственность» и «корпоративная благотворительность», выделены их типы. Однако на уровне регионов практика КСО исследована мало. Авторы статьи пытаются в какой-то мере восполнить этот пробел, используя сведения по нижегородским предприятиям.

Рассмотрим основные характерные для Нижегородской области виды КСО и особенности ее реализации в регионе.

1. Осуществление долгосрочных программ для персонала (например, программ негосударственного пенсионного страхования). Предприятиями области созданы негосударственные пенсионные фонды (НПФ) «Доверие»2, «Железнодорожный», «Губернский», «ВНИИЭФ-Гарант»3. Были разработаны специальные программы, по которым работники с помощью предприятия могут накапливать личные пенсионные средства.

Работник получает дополнительное пенсионное обеспечение, а предприятие позиционирует себя как заботливый работодатель. НПФ «Доверие» также предлагает предприятиям-учредителям помощь в поиске экономических решений, способствующих сохранению конкурентоспособности как на рынке товаров и услуг, так и на рынке труда.

2. Льготное ипотечное кредитование. Несмотря на различные изменения ставок по ипотечным кредитам, в последние два года (2011-2012 гг.) на рынке ипотечного кредитования наблюдается постоянное повышение спроса4. Учитывая высокий уровень конкуренции в этой сфере и необходимость проявлять социальную ответственность, банки вынуждены создавать для государственных жилищных программ продукты с низкими процентными ставками, хотя по сравнению с другими видами финансовых услуг это менее выгодно для банков. Субсидировать процентные ставки приходится государству, местному самоуправлению, коммерческим предприятиям. Такой механизм практикуется в Татарстане и ряде других регионов РФ.

В Нижнем Новгороде Волго-Вятский банк Сбербанка РФ (ВВБ СБ РФ) предлагает особую схему. Банк кредитует и партнеров в сфере жилищного строительства, и приобретателей жилья, и работодателей, заинтересованных в предоставлении жилья своим работникам 5. Преимущества для участников такой схемы представлены в таблице 1.

2 Негосударственный пенсионный фонд «Доверие» создан осенью 1997 г. по инициативе компании «Нижегородсвязьинформ» (ныне ОАО «ВолгаТелеком»). В состав учредителей вошли также Нижегородский масложировой комбинат, телекомпания «Волга», фирмы «Гранит», «Радуга-поиск», «Нижфарм», «Нижегородская Сотовая Связь» и Нижегородпромстройбанк. Пул участников фонда был сформирован в основном за счет работников этих предприятий. Были разработаны специальные программы, позволяющие работникам вместе с предприятием эффективно накапливать личные пенсионные капиталы. См. Сайт НПФ «Доверие» [Электронный ресурс]. URL: http://www.npfdoverie.ru/about/history/ (дата обращения: 17.09.2012).

3 Сайт НПФ «ВНИИЭФ-ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: www.vniief-garant.ru (дата обращения: 17.09.2012).

4 Итоги рынка ипотечного кредитования за 10 месяцев 2012 года // Подбор ипотеки [Электронный ресурс]. URL: http:// podboripoteki.ru/news/877/ (дата обращения: 07.02.13).

5 Аксенов В. А., Богатищева Ю. Н. Организационная эффективность схемы организации работы с партнерами в сфере жилищного кредитования крупных финансовых институтов // Опыт регулирования финансовых отношений в России: история — современность — перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции

15 декабря 2011 года. Н. Новгород: Нижегор. фил. ИБП, 2012. С.181-191.

Таблица 1

Преимущества участников схемы ипотечного кредитования Волго-Вятского банка Сбербанка РФ*

Участник схемы кредитования Преимущества участника схемы кредитования

Приобретатель - сниженная ставка по кредиту жилья - упрощенное обеспечение кредита (под залог имущественных прав, без поручителей и промежуточного залога)

Банк - сотрудничество с субъектами власти в рамках целевых бюджетных программ с государственным субсидированием - увеличение кредитного портфеля по инвестиционному кредитованию - реализация программ совместно с предприятиями - обучение менеджеров партнера (риэлтора и пр.) с целью повышения качества консультирования по программам банка - совместное ведение пиар-кампаний - наличие информации о банке в точках продаж партнера

Предприятие - программа предприятия широко освещается в СМИ и в рамках пиар-кампаний

* Составлено Ю. Н. Богатищевой.

Участники жилищного кредитования по данной схеме:

• банк,

• физическое лицо (заемщик),

• застройщик, риэлтор,

• предприятие-работодатель,

• региональная власть.

• Варианты реализации подобной схемы:

• застройщик — банк — физическое лицо — предприятие-работодатель;

• банк — предприятие-работодатель — физическое лицо;

• банк — застройщик — физическое лицо;

• банк — субъекты власти; банк — риэлтор — физическое лицо.

Распределение функций в этих вариантах разное, социальная выгода от их реализации бесспорна.

В 2010 г. ОАО «ГАЗ» и ООО «Жилстрой-НН» совместно с ВВБ Сбербанка РФ начали программу6, по которой «Жилстрой-НН» строит 160-квартирный дом для работников «ГАЗ», банк финансирует строительство и по

льготным ставкам кредитует работников «ГАЗ». В итоге банк принял 95 заявок на сумму 86 млн руб. В сентябре 2011 г. состоялось торжественное заселение дома с участием представителей органов власти и руководства банка и завода. С участием кредитных средств Сбербанка в данном доме были приобретены 90 квартир, при этом средний платеж составил 12,5 тыс. руб., доход на семью — 30 тыс. руб. В память об успешном завершении программы ее участники разместили на здании соответствующую информационную табличку.

В 2010 г. Саровское ОСБ ВВБ СБ РФ заключило соглашение о сотрудничестве с правительством области, администрацией муниципального образования Сарова, Российским федеральным ядерным центром, госкорпорацией «Росатом» при реализации проекта «Яблоневый сад». Банк кредитует малоэтажное строительство на земельном участке в Сарове по специальной ставке в 10,5%, ядерный центр выступает поручителем до оформления ипотеки и субсидирует процентную ставку своим работникам.

6 См.: В Нижнем будут строить «антикризисные» дома // Комсомольская правда [Электронный ресурс] http://www. zhilstroy.nnov.ru/ru/635/640/647/ (дата обращения: 9.02.2013); Завершение первого этапа уникального проекта по строительству доступного жилья для работников нижегородских предприятий // Справочное электронное издание banknn.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.banknn.ru/?id=231704 (дата обращения: 08.02.2013).

Летом 2012 г. в коттеджном поселке «Яблоневый сад» шла прокладка коммуникаций и строились дороги7.

Кроме того ВВБ СБ РФ стал участником проекта «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов Нижегородской области». В рамках областной целевой программы ««Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011-2013 гг.» банк в 2010 г. сформировал кредитный портфель в размере 700 млн руб. В марте 2011 г. комитет по розничному кредитованию Сбербанка утвердил индивидуальную схему кредитования физических лиц при покупке квартир в 18 объектах (четырех жилых комплексах) компании «Жилстрой-НН» по программе ««Приобретение строящегося жилья» под залог имущественных прав, без поручителей и промежуточного зал ога. Объем кредитного портфеля на 2011-2012 гг., по оценке Ю. Н. Богатищевой, составил 800 млн руб.

3. Взаимодействие с местными сообществами. Это направление КСО характерно для ряда крупных нижегородских предприятий. Интересен опыт Выксунского металлургического завода (ВМЗ), который входит в состав группы «Объединенная металлургическая компания» (ОМК) и представляет собой типичную модель «Предприятие — Моногород». Для работников и членов их семей, жителей города завод создал систему обучения, переподготовки и повышения квалификации. Было налажено сотрудничество с Московским государственным институтом стали и сплавов (МИСиС) и Нижегородским государственным техническим университетом имени Р. Е. Алексеева. С 2009 г. действует корпоративная программа «ОМК-Кампус — магистратура МИСиС» по подготовке специалистов металлургического профиля. Все участники программы «ОМК-Кампус» на

период обучения (два года) обеспечиваются жильем, им гарантировано трудоустройство на ВМЗ или в литейно-прокатном комплексе. Для поддержания имиджа предприятий металлургической отрасли и поощрения инициатив металлургов через созданный Фонд имени Ивана и Андрея Баташевых 8 среди сотрудников предприятий холдинга ежегодно проводится конкурс. Победителей — работников, чьи предложения повышают эффективность производства и организации труда, — награждают денежной премией. С 2004 г. на ВМЗ действует программа «100 лучших менеджеров». Ежегодно 100 лучших управленцев ОМК награждают зарубежной поездкой, во время которой проходят семинары и тренинги с участием представителей западных компаний и бизнес-школ. Для линейных руководителей в рамках программы «ОМК-Мастер» на заводе организован двухлетний курс по расширению знаний в области технологий и оборудования, управления персоналом и эффективных коммуникаций, корпоративной стратегии, по изучению регламентов и стандартов, а также основ психологии. На всех предприятиях Выксунской производственной площадки действует программа формирования и управления кадровым резервом, в которой участвуют рекомендованные руководителями подразделений работники, способные внести вклад в развитие предприятия. Впрочем, в кадровый резерв может войти каждый, для этого достаточно выдвинуть свою кандидатуру. В 2011 г. обновленный кадровый резерв составил 588 чел. (в 2010 г.— 416 чел.). Программа обучения резервистов рассчитана на три года и направлена на развитие управленческих знаний и навыков. С 2009 г. действует программа стажировок. На непрерывное повышение квалификации работников в 2011 г. завод потратил 63,5 млн руб.

7 Осень в «Саду». К октябрю подведут дороги и коммуникации // Саров.Net [Электронный ресурс]. URL: http://www.sarov. net/news/?id=26565#1 (дата обращения: GS.G2.2G13).

S Баташевы — семья горнозаводчиков. Братья Иван и Андрей стали основателями и первыми владельцами (с 1766 г.) Выксунского металлургического завода. См.: Большая биографическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/8573/Баташевы (дата обращения: 26.G3.2G13).

Финансируются программы обучения с помощью специально созданного благотворительного фонда «ОМК-Участие». Ежегодно в рамках молодежного соревнования завод проводит конкурс профессионального мастерства «Золотые руки».

Кроме того ВМЗ выделяет специальные гранты для учителей района, совместно с фондом «ОМК-Участие» и оргкомитетом Молодежного форума по профессиональному самоопределению проводит среди учителей конкурс «Мой любимый предмет», цель которого — выявить лучших учителей, повысить качество местного школьного образования. Победители конкурса получают ценные призы и возможность реализовать представленные на конкурс проекты. Это способствует повышению уровня базовой подготовки учащихся, мотивирует молодежь учиться в вузах и возвращаться затем на местные предприятия.

Особого внимания заслуживает проект в области охраны труда и промышленной безопасности, с 2010 г. реализуемый ВМЗ совместно с компанией «Дюпон». Сегодня система управления охраной труда на заводе полностью соответствует международным стандартам по охране здоровья и безопасности персонала9.

4. Отношения с деловыми партнерами — еще одно направление КСО. Наиболее популярные формы — совместные семинары, обучение персонала компаний-партнеров, дилеров. Так, НБД-Банк активно содействует развитию нижегородского бизнес-сообщества, участвует в образовательных программах. Первую задачу банк решает в рамках

проекта «Лидер года. Малый и средний бизнес»10, включающего целый комплекс мероприятий. Цель — предоставить актуальную информацию, передовые знания и технологии предпринимателям, чтобы они могли грамотно оценить ситуацию на рынке и принять верные решения по развитию бизнеса. Для руководителей предприятий организуются семинары по обмену опытом. Кроме того, НБД-Банк на специальных условиях финансирует компании, которые стремятся сократить энергопотребление, закупают или продают энергоэффективное оборудование. Банк предоставляет им кредиты на 7-10 лет и бесплатную техническую поддержку по энергоаудиту, расчету экономической эффективности, выбору энергосберегающего оборудования, а также организует семинары по повышению конкурентоспособности путем оптимизации энергозатрат.

5. Особое внимание в области уделяется экологической составляющей КСО. У нижегородских химических предприятий всегда была плохая экологическая репутация. В компании «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» добровольно решили бороться с вредными последствиями своей деятельности. Это выразилось в участии в международной программе Responsible Care11. В рамках этой программы в эксплуатацию ввели комплекс каталитического крекинга на территории компании «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Нижегородцы сегодня могут приобретать бензин и дизельное топливо, соответствующие стандартам Евро-4 и Евро-5. Кстати, компания «Лукойл» единственная в России в срок выполнила решение о переходе на новые

9 ВМЗ начинает реализацию проекта по совершенствованию системы управления // Дюпон в России [Электронный ресурс]. URL: http://www2.dupont.com/Russia_Country_Site/ru_RU/Media_Center/News%20and%20events/articleBMZ.html (дата обращения: 26.03.2013).

10 Эксперт в области клиентоориентированности поделился опытом с руководителями бизнеса в рамках проекта «Лидер года. Малый и средний бизнес». 10 сентября 2012 г. // Сайт НБД-банка [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbdbank. ru/about/press/news/66/9117/ (дата обращения: 26.03.13).

11 Responsible Care (переводится как «ответственный подход») — масштабная инициатива представителей химической промышленности, направленная на улучшение и повышение уровня технической безопасности, охраны труда и экологии, а также совершенствование продукции и процессов производства. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) утвердила Responsible Care в качестве программы, обеспечивающей устойчивое развитие предприятий и всей химической отрасли в целом. Россия (в лице Российского союза химиков) вступила в эту программу в октябре 2007 г.

5G

Таблица 2

Типы менеджмента в зависимости от стратегии КСО

Тип менеджмента Стратегия КСО

«Узкий прагматизм» Соблюдение обязательств перед сотрудниками в части оплаты труда и социальных гарантий, поддержание связей с органами власти

«Разумный эгоизм» Забота о социальном контексте деятельности, позволяющая спокойно вести бизнес, поддержание связей с общественностью

«Социальная ответственность» Признание общественных обязательств, налагаемых фактом владения богатством, системный подход к КСО, благотворительность

стандарты топлива для автомобилей12, остальные этого не сделали, ссылаясь на кризис13.

Кроме того, на протяжении шести лет по инициативе компании «Лукойл» в области проходят конкурсы социальных и культурных проектов, а на выделяемые ею гранты реализуются общественно-значимые инициативы партий и различных общественных организаций, включая молодежные. По словам областного министра образования Сергея Наумова, «проекты для финансирования выбираются совместным решением членов экспертного совета, а это значит, что бизнес, власть и общественность вместе рассматривают социальные проблемы нашего региона»14.

Немалую работу по обеспечению населения экологически чистыми продуктами проделали местные птицефабрики и ряд других предприятий, разработав и внедрив системы управления качеством продукции. Область ответила пиар-кампанией «Покупай нижегородское!», в рамках которой руководство области и лично губернатор рекламировали качество продукции ряда предприятий15.

Анализируя практику корпоративной социальной ответственности в Нижегородской области, можно выделить три типа менеджмента, характерных для местных предприятий (табл. 2).

Интересно, что нередко одни и те же компании по разным направлениям своей деятельности реализуют разные стратегии КСО.

Можно также выделить следующие модели взаимодействия коммерческих предприятий с региональной местной властью в сфере КСО:

• добровольно-принудительная благотворительность,

• «торг»,

• «город-комбинат»,

• социальное партнерство16.

Региональная власть апробировала эти

модели с целью выстраивания социальной политики, обеспечения социального развития области.

Кризис 2008 г. высветил и проблемы, накопившиеся в сфере КСО. Долгое время тема КСО активно развивалась исключительно

12 См.: В РФ вступил в силу запрет на оборот топлива стандарта «Евро-2» // Сайт РБК [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rbc.ru/rbcfreenews/2G13G1G1193713.shtml (дата обращения: GS.G2.13); Россия перешла на «ЕВРО-3», а японки окажутся под запретом? // Провэд [Электронный ресурс]. URL: http://провэд.рф/news/2523-evro-3.html (дата обращения: 26.G3.13).

13 Коваленко А. Внедрение новых технологий — залог успеха // Нижегородский коммерсант [Электронный ресурс] URL: http://www.nkom-nn.ru/?id=69471ID=2G7992 (дата обращения: 26.G3.2G13).

14 «Лукойл» не просто оказывает безвозмездную помощь, а финансирует наиболее значимые для общества проекты — Наумов // НТА-Приволжье [Электронный ресурс]. URL: http://www.nta-nn.ru/news/item/? lD=206341 (дата обращения: 26.03.2013).

15 Покупайте нижегородское // Блог губернатора Нижегородской области В. Шанцева в «Живом журнале» [Электронный ресурс]. URL: http://shantsevvp.livejournal.com/46316.html (дата обращения: 26.03.2013).

16 О моделях взаимодействия предприятий с местной властью см.: Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова, А. Ю. Чепуренко. Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2GG6; Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С. В. Ивченко, М. И. Либоракина, Т. С. Сиваева/Под. ред.: М. И. Либоракиной. М.: Фонд «Институт экономики города», 2GG3. Гл. 3. Практика взаимодействия бизнеса и власти [Электронный ресурс]. URL: UrbanEconomics.ru>download.php?dl_id=3423 (дата обращения: 26.03.2013).

в информационном пространстве, была инструментом политического позиционирования компаний и предприятий. На практике же КСО внедрялась лишь в отдельных компаниях и зачастую по определенным направлениям. Исследование «Благотворительность в условиях кризиса», которое в апреле — мае 2009 г. провели группа «Циркон», компания Рпсе'№а1егЬошеСоорег8, Форум доноров и САБ Россия, показало, что большинство компаний в период кризиса уменьшило объем средств, выделяемых на социальные проекты. Об этом заявили 65 % опрошенных представителей 440 некоммерческих организаций17. Заметно (в среднем на 35 %) снизились затраты на развитие персонала, региональные программы и другие элементы КСО.

На наш взгляд, акционеры и топ-менеджмент большинства компаний выбрали путь адаптации к кризису прежде всего за счет работников, местных сообществ и иных «более зависимых» заинтересованных сторон. При этом уровень вознаграждения топ-менеджмента в период кризиса упал незначительно. Мероприятия по сокращению издержек компании проводились, как правило, в одностороннем порядке, без согласования с профсоюзами и другими стейкхолдерами (либо диалог с ними носил формальный характер), нередко с использованием лазеек в законодательстве и даже с нарушением Трудового кодекса. Ответственность работодателей перед своими работниками во многих случаях носила показной характер и не подкреплялась конкретными действиями. Это нашло подтверждение в Докладе о тенденциях в сфере КСО за 2009 год, подготовленном экспертами Национального форума КСО18.

Зачастую только власть стремилась отстаивать интересы районов, территорий и работников. Однако и у нее не было механизма согласования интересов и действий, необходимого для реальной, а не формальной КСО.

В период кризиса традиционный взгляд государства на социальную политику и КСО меняется, ситуация в этой сфере становится одним их основных показателей оценки деятельности региональных и местных органов власти. Под жестким нажимом региональной власти или иных объективных факторов удается сохранить социально значимые проекты, связанные с экологией, развитием местных сообществ, сохранением культурного наследия. Интересно, что в то время как многие социальные и благотворительные проекты федерального уровня были сокращены, региональные инициативы продолжались.

С 2009 г. в Новгородской области ежегодно присваивается губернаторская премия ««За вклад в развитие благотворительности и добровольчества». Действуют Совет общественных объединений при губернаторе, Общественная палата, Координационный совет по социальному развитию при администрации Нижнего Новгорода. В 2011 г. Благотворительный совет области, одна из задач которого — обеспечить взаимодействие областных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций, разработал и успешно реализует региональную программу поддержки НКО на 2011-2013 гг.

В Реестре на 2012 г. содержатся записи о 172 социально-ответственных некоммерческих организациях19. По данным ассоциации «Служение», в области зарегистрировано почти пять тысяч НКО.

По данным Сводного отчета о вкладе НКО в социально-экономическую сферу

17 Благотворительность в условиях кризиса // Результаты исследования [Электронный ресурс]. URL: http://www.cafrussia. ru/files/blocks/Research_CAF_full.pdf (дата обращения: 26.G3.2G13).

18 Доклад о тенденциях в сфере КСО в России в 2GG9 г. // CSR Trend Review 2GG9 [Электронный ресурс]. URL: http://www. csrforum.ru/admin/Files/FileDownload.aspx?id=22G9 (дата обращения: 26.G3.2G13). С.11, 13, 20, 34.

19 Опыт Нижегородской области в сфере благотворительности обсудят в Кремле / Информационный портал Нижегородской области [Электронный ресурс]. URL: http://news.nnov.org/news/41SGS22.html (дата обращения:

26.03.2013).

Таблица 3

Вклад волонтеров в деятельность НКО Нижегородской области

Характеристики волонтерской деятельности 2008 г. 2009 г.

Численность штатных сотрудников НКО, чел. 137 158

Число привлеченных специалистов, чел. 189 228

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число волонтеров, работающих в организации постоянно, чел. 228 825

Число добровольцев, привлекаемых на отдельные мероприятия, чел. 375 2 449

Общее время, отработанное добровольцами, час. 96 816 147290

Денежная оценка вклада добровольцев20, руб. 8192207 13 872879

Таблица 4

Средства, привлеченные НКО для решения социальных проблем Нижегородской области

Источник средств Объем средств, руб.

2008 г. Доля в общем объеме привлеченных средств,% 2009 г. Доля в общем объеме привлеченных средств,%

Средства, полученные в результате хозяйственной деятельности НКО 2129000 3,7 1 735 000 3,5

Местный бюджет 5 400 000 9,5 6182000 12,5

Региональный бюджет 1 554576 2,7 1 307500 2,7

Федеральный бюджет 792000 1,4 1 369 600 2,8

Внебюджетные средства 46 947 220 82,6 38 705 606 78,5

Общий объем 56 822 796 100,0 49 299 706 100,0

Источник: Сводный отчет о вкладе НКО в социально-экономическую сферу Нижегородского региона в 2008-2009 гг.20

Нижегородской области в 2008-2009 гг., подготовленного Областным Центром развития общественных инициатив Ассоциации «Служение» и Агентством социальной информации, среди опрошенных НКО в 2009 г. число штатных сотрудников, привлеченных специалистов и волонтеров заметно выросло по сравнению с предыдущим годом (табл. 3). Не сократили НКО и масштабы своей деятельности, а число их клиентов даже выросло21.

В русле общероссийской тенденции совокупный объем средств, которые были привлечены участвовавшими в опросе нижегородскими НКО, в 2009 г. уменьшился по сравнению с 2008 г. (с 56,8 млн до 49,3 млн руб.). Для сравнения: бюджет областной целевой программы «Развитие образования» в 2008 г. составил 120,2 млн руб., программы «Молодежь Нижегородской области» — 2,8 млн руб. В 2009 г. расходы из областного бюджета на поддержку программ составили: «Молодежь

20 Если исходить из уровня среднемесячной зарплаты работников в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг в 2008-2009 гг. (по данным официальной статистики), то час работы волонтера стоит 96,8 руб. (2008 г.) и 147,3 руб. (2009 г.).

21 Отчет 2008:2009 в нашу пользу. Сводный отчет о вкладе НКО в социально-экономическую сферу Нижегородского региона в 2008-2009 гг. // Ассоциация «Служение» и Агентство социальной информации. Н. Новгород, 2010. С. 5 [Электронный ресурс]. 1^1.: http://www.sluzhenye.org/File/Booklet_otchet_2010_all.pdf (дата обращения: 26.03.2013).

Нижегородской области» — около 3 млн руб., «Нижегородская семья» — более 4 млн руб., «Старшее поколение» — более 8 млн руб.

Несколько изменилась и структура средств, привлеченных НКО (табл. 4).

В структуре привлеченных НКО для решения социальных проблем региона средств основную роль играют внебюджетные средства, получаемые от предприятий и граждан. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. доля этих средств сократилась на 4%. Средства, полученные в результате хозяйственной деятельности НКО, имеют небольшой, но стабильный удельный вес. За рассматриваемый период на 3% выросла доля средств, предоставляемых бюджетом Нижнего Новгорода, на 1,4% — доля средств из федерального бюджета.

В январе 2012 г. стартовал проект «НКО Приволжья. Снова вместе»22, реализуемый в 14 регионах Приволжского федерального округа при поддержке Министерства экономического развития РФ. Цель — развитие инфраструктуры поддержки социально ориентированных НКО Приволжского федерального округа. В рамках проекта создан портал для социально ориентированных НКО, где размещена информация о деятельности этих организаций и лучших практиках23.

В 2012 г. прошел первый региональный конкурс инициатив и достижений социально ориентированных НКО, организованный ассоциацией «Служение» при поддержке областного правительства на средства из областного бюджета. Победителем в номинации «Лучшая программа НКО» стали программа создания Центра лечебной педагогики для семей, воспитывающих детей-инвалидов, региональной общественной

организации поддержки детей и молодежи «Верас» и программа «Дадим дом детям» областной общественной организации «Детский проект»24.

Насколько процессы, идущие в Нижегородской области, отвечают общероссийским тенденциям? Ассоциация Менеджеров подготовила аналитический доклад в рамках проекта «PEOPLE INVESTOR 2009: компании, инвестирующие в людей», из которого следует, что почти 25% компаний-респондентов, участвуя в соответствующих программах, не ставят каких-то конкретных целей, а лишь учитывают их «социальную значимость» как причину «большого внимания»25.

Перечисляя направления своей социальной активности, такие как «поддержка детских домов» или «физическое, духовнонравственное и культурно-образовательное развитие подрастающего поколения», респонденты практически не увязывали их с развитием нематериальных активов своих компаний. И только около 20% компаний основной целью ставят формирование отношений партнерства с местными сообществами, рассматривая их как фактор устойчивого развития бизнеса. Большая часть компаний-респондентов уже на этапе целеполагания предпочитает «КСО-филантропию», которая не носит стратегического характера26.

Почти все опрошенные компании (92%) считают государство важнейшей внешней заинтересованной стороной и субъектом взаимодействия. При этом понятие «местное сообщество», под которым во всем мире подразумевают прежде всего институты гражданского общества, у нас превращается в своеобразное «приложение» к государству как ведущему стейкхолдеру российских

22 НКО Приволжья. Снова вместе / Сайт ассоциации «Служение» [Электронный доступ] URL: http://www.sluzhenye.org/ news/2012/01/10/1021 (дата обращения: 07.02.2013).

23 Создан портал для СО НКО Приволжского федерального округа / Сайт Агентства социальной информации [Электронный ресурс] URL: http://www.asi.org.ru/ASI3/rws_asi.nsf/va_WebPages/4D8F86DE6E77C86B44257B080030ADB0 Rus (дата обращения: 08.02.2013).

24 Подведены итоги Конкурса инициатив и достижений социально ориентированных НКО Нижегородской области / Сайт ассоциации «Служение» [Электронный доступ] URL: http://www.sluzhenye.org/news/2012/12/03/1074/ (дата обращения:

8.02.2013).

25 PEOPLE INVESTOR 2009: Инновационный подход к бизнесу в условиях кризиса. М.: Ассоциация Менеджеров, 2010. С. 29.

26 Там же. С. 31.

Корпоративные благотворительные пожертвования

Предоставление помощи в натуральном виде

94

Волонтерские проекты

56

Индивидуальное

добровольчество

44

Основные формы деятельности организации, связанные с поддержанием и развитием местных сообществ27

компаний. В ряду заинтересованных сторон были упомянуты также СМИ (77%), НКО (67%), потребители (59%), профильные международные организации и инициативы (41%), а также конкуренты (36%), поставщики (36%) и профсоюзы (31%) 28.

Результаты опроса PEOPLE INVESTOR 2009 указывают на то, что формы деятельности коммерческих организаций, связанные с поддержанием и развитием местных сообществ, не исчерпываются корпоративными благотворительными пожертвованиями и предоставлением помощи в натуральном виде. Более половины (56%) опрошенных компаний участвуют или инициируют волонтерские проекты, 44% практикуют индивидуальное добровольчество работников29.

Таким образом, можно говорить о доминирующей роли государства в развитии КСО. Коммерческие предприятия вне рамок стратегического планирования стремятся ограничиться благотворительностью и стимулированием волонтерских, добровольческих настроений персонала. С этой точки зрения НКО становятся своеобразными и достаточно удобными

посредниками между двумя этими субъектами отношений. Они избавляют государство от функций социальной организации общественных процессов. Государство организует финансирование реализации этих функций. А бизнес, со-финансируя НКО, попутно лоббирует свои интересы в государственных органах.

Одно из свидетельств «встроенности» мероприятий по КСО в стратегию развития компании — корпоративный социальный нефинансовый отчет. Как самостоятельный инструмент анализа и оценки деятельности компаний в сфере экономического роста и социального развития сегодня он практически не применяется. Редким исключением можно считать пример «НБД-Банка», позиционирующего это направление своей деятельности как отдельный бизнес-процесс. Корпоративные социальные отчеты имеются лишь у нескольких нижегородских предприятий (например, у компаний Лукойл-Волганефтепродукт 30, ВМЗ31).

На наш взгляд, социальный отчет обычно не является элементом стратегического подхода предприятий к КСО, редко предусматривает адресную коммуникационную

27 PEOPLE INVESTOR 2009: Инновационный подход к бизнесу в условиях кризиса. М.: Ассоциация Менеджеров, 2010. Данные приведены в процентах от числа ответивших на вопрос. Сумма всех ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать все подходящие варианты ответов.

28 Там же. С. 35.

29 Там же. С. 34.

30 Лукойл опубликовал очередной четвертый отчет // Агентство нефтегазовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.angi.ru/news.shtml?oid=2778987 (дата обращения: 27.03.2013).

31 Выксунский металлургический завод выпустил первый отчет в области устойчивого развития за 2006 год, содержащий основные сведения о деятельности предприятия // НИА «Нижний Новгород» [Электронный ресурс]. URL: http://www. niann.ru/?id=326533 (дата обращения: 27.03.13).

политику. Вызывают сомнение степень прозрачности и правдивость раскрываемой в отчете информации, как и возможность ее проверки. Неясны и используемые стандарты отчетности. Пока социальный отчет — это всего лишь пиар-продукт.

Подобные пиар-коммуникации зачастую используются как форма обработки

общественного мнения и, не имея ничего общего со стратегическими инициативами, рассчитаны на кратковременный эффект (победа в выборах, лоббирование решений власти и т. п.). На наш взгляд, это не позволяет наладить доверительные отношения общества и бизнеса, создает психологический фон для политической конфронтации.

ЛИТЕРАТУРА

1. PEOPLE INVESTOR 2009: Инновационный подход к бизнесу в условиях кризиса. М.: Ассоциация Менеджеров, 2010. 333 с.

2. Аксенов В. А., Богатищева Ю. Н. Организационная эффективность схемы организации работы с партнерами в сфере жилищного кредитования крупных финансовых институтов II Опыт регулирования финансовых отношений в России: история — современность — перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 15 декабря 2011 года I Н. Новгород: Нижегор. фил. ИБП, 2012. С.181-191.

3. Благотворительность в условиях кризиса I Результаты исследования [Электронный ресурс]. URL: http:IIwww.cafrussia.ruIfilesIblocksIResearch_CAF_full.pdf (дата обращения:

26.03.2013).

4. Большая биографическая энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http:lldic.academic. ruIdic.nsfIenc_biographyI8573IБаташевы (дата обращения: 26.03.2013).

5. В Нижнем будут строить «антикризисные» дома II Комсомольская правда [Электронный ресурс]. URL: http:llwww.zhilstroy.nnov.rulrul635l640l647l (дата обращения: 09.02.2013).

6. В РФ вступил в силу запрет на оборот топлива стандарта «Евро-2» I Сайт РБК [Электронный ресурс]. URL: http:llwww.rbc.rulrbcfreenewsl20130101193713.shtml (дата обращения: 08.02.13).

У. ВМЗ начинает реализацию проекта по совершенствованию системы управления I Дюпон в России [Электронный ресурс]. URL: http:IIwww2.dupont.comIRussia_Country_SiteIru_ RUIMedia_CenterINews%20and%20eventsIarticleBMZ.html (дата обращения: 26.03.2013).

S. Выксунский металлургический завод выпустил первый отчет в области устойчивого развития за 2006 год, содержащий основные сведения о деятельности предприятия II НИА «Нижний Новгород» [Электронный ресурс]. URL: http:llwww.niann.rul?id=326533 (дата обращения: 27.03.13).

9. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний I С. В. Ивченко, М. И. Либоракина, Т. С. Сиваева. Под ред. М. И. Либоракиной. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. Гл. 3. Практика взаимодействия бизнеса и власти [Электронный ресурс]. URL: UrbanEconomics.ru>download.php?dl_id=3423 (дата обращения: 26.03.2013).

10. Доклад о тенденциях в сфере КСО в России в 2009 г. I CSR Trend Review 2009 [Электронный ресурс]. URL: http:IIwww.csrforum.ruIadminIFilesIFileDownload. aspx?id=2209 (дата обращения: 26.03.2013).

11. Завершение первого этапа уникального проекта по строительству доступного жилья для работников нижегородских предприятий I Справочное электронное издание

banknn.ru [Электронный ресурс]. иЯЬ: -^^№Ьапкпп.ги/?ід=231704 (дата обращения:

08.02.2013).

12. Итоги рынка ипотечного кредитования за 10 месяцев 2012 года / Подбор ипотеки [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://podboripoteki.ru/news/877/ (дата обращения: 07.02.13).

13. Коваленко А. Внедрение новых технологий — залог успеха // Нижегородский коммерсант [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://www.nkom-nn.ru/?id=69471ID=207992 (дата обращения: 26.03.2013).

14. «Лукойл» не просто оказывает безвозмездную помощь, а финансирует наиболее значимые для общества проекты — Наумов / НТА-Приволжье [Электронный ресурс] иКЬ: http://www.nta-nn.ru/news/item/? ГО=206341 (дата обращения: 26.03.2013).

15. Лукойл опубликовал очередной четвертый отчет / Агентство нефтегазовой информации [Электронный ресурс] ИЯЬ: http://www.angi.ru/news.shtml?oid=2778987 (дата обращения: 27.03.2013).

16. НКО Приволжья. Снова вместе / Сайт ассоциации «Служение» [Электронный доступ]. иКЬ: http://www.sluzhenye.org/news/2012/01/10/1021 (дата обращения: 07.02.2013).

17. Опыт Нижегородской области в сфере благотворительности обсудят в Кремле / Информационный портал Нижегородской области [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http:// news.nnov.org/news/4180822.html (дата обращения: 26.03.2013).

18. Осень в «Саду». К октябрю подведут дороги и коммуникации // Саров.Net [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.sarov.net/news/?id=26565#1 (дата обращения:

08.02.2013).

19. Отчет 2008:2009 в нашу пользу. Сводный отчет о вкладе НКО в социальноэкономическую сферу Нижегородского региона в 2008-2009 гг. // Ассоциация «Служение» и Агентство социальной информации. Н. Новгород, 2010. С. 5. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.sluzhenye.org/File/Booklet_otchet_2010_ all.pdf (дата обращения: 26.03.2013). Подведены итоги Конкурса инициатив и достижений социально ориентированных НКО Нижегородской области. // Сайт ассоциации «Служение» [Электронный доступ]. ИЯЬ: http://www.sluzhenye.org/ news/2012/12/03/1074/ (дата обращения: 8.02.2013).

20. Покупайте нижегородское / Блог губернатора Нижегородской области В. Шанцева в «Живом журнале» [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://shantsevvp.livejournal.com/46316. html (дата обращения: 26.03.2013).

21. Россия перешла на «ЕВРО-3», а японки окажутся под запретом? // Провэд [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://провэд.рф/news/2523-evro-3.html (дата обращения: 26.03.13).

22. Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова, А. Ю. Чепуренко. Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2006. 342 с.

23. Создан портал для СО НКО Приволжского федерального округа // Сайт Агентства социальной информации [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://www.asi.org.ru/ASI3/ rws_asi.nsf/va_WebPages/4D8F86DE6E77C86B44257B080030ADB0Rus (дата обращения:

08.02.2013).

24. Стейкхолдер-менеджмент: управление заинтересованными группами // Интернет-портал HRM.RU [Электронный ресурс]. и^Ь: http://magazine.hrm.ru/stejjkkholder-menedzhment-upravlenie-zainteresovannymi-gruppami (дата обращения 27.03.2013).

25. Эксперт в области клиентоориентированности поделился опытом с руководителями бизнеса в рамках проекта «Лидер года. Малый и средний бизнес». 10 сентября 2012 г. // Сайт НБД-банка [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbdbank.ru/about/press/ news/66/9117/ (дата обращения: 26.03.13).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.