Научная статья на тему 'Стейкхолдер-менеджмент как фактор развития высшего учебного заведения'

Стейкхолдер-менеджмент как фактор развития высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТЕЙКХОЛДЕР-МЕНЕДЖМЕНТ / ВНЕШНИЕ СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ВНУТРЕННИЕ СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ГРУППЫ / ОБРАЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / STAKEHOLDER MANAGEMENT / EXTERNAL STAKEHOLDERS / INTERNAL STAKEHOLDERS / INTEREST GROUPS / IMAGE OF EDUCATIONAL SYSTEM / DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горяева Ирина Альбертовна

Представлены результаты исследования заинтересованных сторон в разрезе функционирования образовательной организации, реализующей программы высшего образования, с учетом современных тенденций в обществе и его закономерностей. На основе подхода стейкхолдер-менеджмента проведена оценка целевых ориентиров каждого из участников, прямо или косвенно причастных к образовательной организации для достижения ее целей. Спроецирован образ современной образовательной системы организации и стратегической перспективы для реформирования образовательной деятельности Чайковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета, показана его зависимость относительно отмеченных в исследовании заинтересованных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the study of stakeholders in the context of the functioning of the educational organization, implementing higher education programs, have been presented, taking into account current trends in society and its laws. On the basis of the stakeholder management approach, the evaluation of the targets of each of the participants, directly or indirectly involved in the educational organization to achieve its goals, has been conducted. The image of modern educational system of the organization and strategic prospect for reforming of educational activity of Chaikovskii branch of the Perm National Research Polytechnic University has been projected, its dependence concerning the interested groups noted in research has been shown.

Текст научной работы на тему «Стейкхолдер-менеджмент как фактор развития высшего учебного заведения»

УДК 37.07

JEL I23

Горяева Ирина Альбертовна

канд. экон. наук, Чайковский филиал ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Чайковский e-mail: irina_goruaeva@mail.ru

Goryaeva Irina

Candidate of Economic Sciences, Chaikovskii branch of the Perm National Research Polytechnic University, Chaikovskii e-mail: irina_goruaeva@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2019-3-11-17

СТЕЙКХОЛДЕР-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация. Представлены результаты исследования заинтересованных сторон в разрезе функционирования образовательной организации, реализующей программы высшего образования, с учетом современных тенденций в обществе и его закономерностей. На основе подхода стейкхолдер-менеджмента проведена оценка целевых ориентиров каждого из участников, прямо или косвенно причастных к образовательной организации для достижения ее целей. Спроецирован образ современной образовательной системы организации и стратегической перспективы для реформирования образовательной деятельности Чайковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета, показана его зависимость относительно отмеченных в исследовании заинтересованных групп. Ключевые слова: стейкхолдер-менеджмент, внешние стейкхолдеры, внутренние стейкхолдеры, заинтересованные группы, образ образовательной системы, развитие образовательной организации.

STAKEHOLDER MANAGEMENT AS A FACTOR OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION DEVELOPMENT

Abstract. The results of the study of stakeholders in the context of the functioning of the educational organization, implementing higher education programs, have been presented, taking into account current trends in society and its laws. On the basis of the stakeholder management approach, the evaluation of the targets of each of the participants, directly or indirectly involved in the educational organization to achieve its goals, has been conducted. The image of modern educational system of the organization and strategic prospect for reforming of educational activity of Chaikovskii branch of the Perm National Research Polytechnic University has been projected, its dependence concerning the interested groups noted in research has been shown. Keywords: stakeholder management, external stakeholders, internal stakeholders, interest groups, image of educational system, development of educational organization.

В условиях интенсивного реформирования системы образования Российской Федерации, организации все чаще начинают сталкиваться с необходимостью ведения конкурентоспособной политики на рынке образовательных услуг [5]. При этом реализация стратегий и программ развития образовательных организаций предполагает активное взаимодействие с многочисленными организациями, группами и индивидами, а также учет их разнообразных интересов и требований.

Формирование и совместное использование актуальных ценностей с каждой заинтересованной целевой группой, причем с ориентацией на долгосрочные партнерские отношения, легли в основу теории стейкхол-деров Э. Фримана, с точки зрения которого стейкхолдер - это группа или индивидуум, который может оказать влияние на достижение организацией своих целей или на работу организации в целом [6].

Отечественная практика управленческой деятельности в образовании за почти 30-летний период реформ и преобразований открыто показала свою гибкость, релевантность, ориентацию на результат, но проблема взаимоотношений с заинтересованными сторонами по-прежнему актуальна, так как каждая из них имеет прямое, либо косвенное влияние. Основной задачей стейкхолдер-менеджмента является создание таких условий, при которых образовательная организация высшего образования могла бы успешно и стабильно развиваться на благо государства, при этом максимально сокращая стратегические неожиданности.

© Горяева И.А., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Процесс управления образовательной организацией на основе концепции стейкхолдеров, как правило, реализуется через систему последовательных этапов, исследование которых проведено на материалах Чайковского филиала ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (далее - ФГБОУ ВО «ПНИПУ»).

Первый этап управления - идентификация групп стейкхолдеров. Несмотря на достаточную изученность концепции управления с позиции заинтересованных сторон и в зарубежной, и в отечественной науке, проблема идентификации стейкхолдеров в отраслевой сфере еще не разрешена. При этом стейкхолдер-менеджмент определяет проблему идентификации стейкхолдеров образовательной организации как наименее изученную.

Рассмотрим, как идентифицируют стейкхолдеров российские ученые.

Так В. А. Нагорнов и О. В. Перфильева выделяют следующие группы стейкхолдеров:

- органы власти субъекта;

- образовательные организации субъекта;

- промышленные предприятия;

- представители бизнеса;

- институты гражданского общества [5].

По мнению В. М. Саввинова и В. Н. Стрекалловского, стейкхолдеры могут быть внешние и внутренние.

К внешним стейкхолдерам они относят:

- государство (нормативно-правовое регулирование, цифры приема);

- органы власти и самоуправления региона и муниципалитета;

- работодатели;

- абитуриенты и их родители;

- образовательные организации;

- общественные организации, заинтересованные в социальном партнерстве

К внутренним:

- обучающиеся и их родители;

- научно-педагогические работники;

- административно-управленческий аппарат образовательной организации [5].

Исходя из вышесказанного, выделим группы стейкхолдеров для Чайковского филиала ФГБОУ ВО «ПНИПУ»:

- государство;

- органы исполнительной власти Пермского края;

- головной вуз - ФГБОУ ВО «ПНИПУ»;

- коммерческие субъекты хозяйствования;

- бюджетные субъекты хозяйствования;

- образовательные организации Чайковского муниципального района;

- научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации;

- научно-педагогические работники;

- административно-управленческий аппарат образовательной организации;

- студенты всех форм обучения;

- абитуриенты и их родители.

Следует отметить, что количество групп стейкхолдеров для типичного представителя высшей школы может быть не менее 10.

Второй этап управления - сбор актуальной информации. Данный этап характеризуется фиксацией ожиданий и интересов каждой группы стейкхолдеров в отношении образовательной организации.

В таблице 1 отражены интересы и требования стейкхолдеров для достижения целей функционирования Чайковского филиала ФГБОУ ВО «ПНИПУ», выявленные в результате проведенного исследования.

Данные таблицы 1 показывают, что у каждой группы стейкхолдеров абсолютно разные интересы и требования, которые, как кажется на первый взгляд, просто невозможно объединить для единого целевого достижения.

Таблица 1

Интересы и требования стейкхолдеров Чайковского филиала ФГБОУ ВО «ПНИПУ»

Заинтересованная группа Интересы и требования

Государство - нормативно-правовое регулирование деятельности вуза; - заказ на подготовку бакалавров на бюджетной основе; - сокращение неэффективных вузов; - поддержка молодых ученых

Органы исполнительной власти Перм- - исполнение регионального заказа;

ского края - договорные отношения; - поддержка регионального рынка труда; - ликвидация дискриминации образования

Головной вуз - ФГБОУ ВО «ПНИПУ» - решение поставленной задачи; - стабильность и лидерство учреждения; - формирование интеллектуального капитала; - опережающее наукоемкое образование; - готовность и оперативность к изменениям

Коммерческие субъекты хозяйствования - компетентные специалисты; - инновационный подход

Бюджетные субъекты хозяйствования - альтернатива к поиску сотрудников; - профессиональные программы и курсы

Образовательные учреждения Чайковско- - социальная кооперация;

го муниципального района - научно-студенческое движение

Научно-исследовательские и проектно- - партнерство;

конструкторские организации - повышение лояльности к вузам

Научно-педагогические работники - репутация организации; - компетентность научно-педагогических работников; - достойная оплата труда; - дифференциация мотивации на справедливой основе; - реализация научно-творческих проектов; - взаимное уважение и признание

Административно-управленческий аппа- - контроль и мониторинг;

рат образовательной организации - хозяйственная самостоятельность; - исполнительность

Студенты всех форм обучения - повышение качества образования; - создание инфраструктуры учреждения; - наличие активных коммуникаций с научно-педагогическими работниками; - взаимное уважение с научно-педагогическими работниками

Абитуриенты и их родители - многовариантность направлений и профилей; - доступность образовательных услуг; - альтернативные условия приема; - признание достижений и наград; - социальное обеспечение; - безопасность и гарантии

Составлено автором по материалам исследования

Тем не менее, согласно третьему этапу управления, определены слабые и сильные позиции в работе с группами стейкхолдеров в рамках Чайковского филиала ФГБОУ ВО «ПНИПУ» (см. табл. 2). «Образ образовательной системы» на данном этапе ее функционирования представляет собой некую контрактно-целевую форму, характеризующуюся острой конкуренцией при прочих равных условиях для всех желающих к поступлению в вузы. При внедрении стейкхолер-менеджмента «образ образовательной системы» переходит на альтернативную форму, при которой формируются условия постепенного перехода с одной ступени образования на другую

не просто на основе полученных знаний, а исходя из собственного практического опыта исследований. Тем не менее, зависимость от приоритетных направлений образования в стране и выполнение положений головного университета не позволяют Чайковскому филиалу ФГБОУ ВО «ПНИПУ» в полной мере удовлетворить потребности не только молодого поколения города, но и увязать научно-производственные интересы в содружестве с наукой, бизнесом и муниципальными органами власти, что и разрывает цепочку созидания и развития.

Таблица 2

Ориентиры в работе с группами стейкхолдеров Чайковского филиала ФГБОУ ВО «ПНИПУ»

Заинтересованная группа Цель в настоящее время Цель будущего взаимодействия

Государство Минимизировать Оптимизировать

Органы исполнительной власти Пермского края Решать Созидать

Головной ВУЗ - ФГБОУ ВО ПНИПУ Выживать Развивать

Коммерческие субъекты хозяйствования Приспособление Видение

Бюджетные субъекты хозяйствования По средничество Инициатива

Образовательные учреждения Чайковского муниципального района Профессионализм Энтузиазм

Научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации Типизация Инновация

Научно-педагогические работники Исполнять Вдохновлять

Административно-управленческий аппарат образовательной организации Воздействовать Содействовать

Студенты всех форм обучения Постигать Достигать

Абитуриенты и их родители Привлекать Вовлекать

«Образ образовательной системы» Контрактно-целевой Альтернативный

Составлено автором по материалам исследования

Более того, ученые всего мира на протяжении многих тысячелетий открыто заявляют о том, что фундаментальные и прикладные исследования не могут быть оторваны друг от друга. Процитируем некоторых из них.

«Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины», - Протагор (V в. до н. э.) [7].

«Образование вещь превосходная, но хорошо бы иногда помнить, что ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя», - О. Уайльд [7].

«Образование - это когда вы читаете напечатанное мелким шрифтом, а опыт - то, что вы получаете, если не прочитали», - П. Сигер [7].

«Образование - это самое эффективное средство, с помощью которого государство формирует людей по своему подобию», - М. Хальбфакс [1, с. 97].

«Образование - это слишком серьезное дело, чтобы его можно было доверить только политикам, чиновникам и юристам», - А. Абрамов [2].

Таким образом, в результате внедрения технологии стейкхолдер-менеджмента Чайковский фиал ФГБОУ ВО «ПНИПУ» должен перейти на новую ступень генерирования инициатив, а также аккумулирования научно-технического потенциала Чайковского муниципального района. Это повысит его социальную ответственность, а самое главное изменит интересы и требования стейкхолдеров в решении его долгосрочных задач развития.

Следовательно, для достижения целей функционирования технологии стейкхолдер-менеджмента в рамках деятельности Чайковского филиала ФГБОУ ВО «ПНИПУ» необходимо проведение четвертого этапа исследования, который позволит выявить основные пути его развития в будущих периодах относительно стратегических приоритетов развития той территории, на которой он расположен.

Город Чайковский Пермского края - значимый промышленный, административный и культурно-спортивный очаг региона, экономику которого определяет: энергетика, нефтехимическая, легкая, пищевая промышленность и строительство, при этом он является одной из четырех территорий края, для которой характерно прибытие молодежи в первую очередь для получения именно среднего профессионального и высшего образования.

Чайковский муниципальный район является территорией повышенного внимания региональной власти. Среди ключевых направлений развития Чайковского муниципального района можно выделить: дополнительное образование и развитие всех форм предпринимательства; инновации и технологии; сельское хозяйство; туризм; строительство; жилищно-коммунальное хозяйство; систему сбора, переработки и утилизации отходов [8].

Реализация этих направлений потребует притока высококвалифицированных работников, способных решать организационно-экономические и производственные задачи. При этом Чайковский филиал ФГБОУ ВО «ПНИПУ» не должен навязывать те программы и группы направлений, которые им освоены десятки лет назад, так как их в первую очередь необходимо максимально скорректировать под новые потребности рынка образования в Чайковском райне. Более того филиалу необходимо создавать такие виды направлений и практические площадки, которые будут востребованы не только у абитуриентов и их родителей, но, прежде всего, у представителей бизнеса, науки и государственных учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так как Чайковский филиал ФГБОУ ВО «ПНИПУ» является не самостоятельным субъектом хозяйствования, а филиалом ведущего в Пермском регионе технического университета, добиться полного или частичного реформирования своей образовательной деятельности собственными силами в полной мере невозможно. А для того, чтобы обеспечить рост экономического развития региона благодаря конкурентной силе армии инженеров и экономистов, интересы внешних стейкхолдеров относительно Чайковского филиала ФГ-БОУ ВО «ПНИПУ» должны сойтись в единой точке взглядов и реальных желаний.

Следовательно, для развития Чайковского филиала ФГБОУ ВО «ПНИПУ» необходимо создать актуальный инновационный проект, реализацию которого требуется смоделировать в активном взаимоотношении стейкхолдеров, при котором единицей анализа будет выступать не отдельная заинтересованная сторона, а сам инновационный проект.

Одним из вариантов такого проекта могут стать инновационные проекты высшего образования типа «Опорного института» или «Краудсор-проекта», основной целью реализации которых является обновление системы современного образования территории и создания обновленного комплекса образовательных ресурсов [3; 4].

Для составления краткого алгоритма мероприятий при планировании работы со стейкхолдерами в разрезе инновационного проекта можно воспользоваться вариантом В. В. Ильюка [3].

В таблице 3 приведен пример распределения влияния и значимости заинтересованных лиц на результаты проекта.

Таблица 3

Пример распределения силы и долей влияния заинтересованных лиц (по пятибалльной шкале)

Сила Сила Сила влияния

Тип стейкхолдера поддержки противодействия стейкхолдера

(+х) (-х) (у)

Государство 2 3 3

Органы исполнительной власти Пермского края 2 2 4

Головной вуз - ФГБОУ ВО «ПНИПУ» 4 0 5

Коммерческие субъекты хозяйствования 0 1 2

Бюджетные субъекты хозяйствования 0 1 2

Образовательные организации Чайковского 0 2 4

муниципального района

Научно-исследовательские и проектно- 2 0 2

конструкторские организации

Окончание табл. 3

Сила Сила Сила влияния

Тип стейкхолдера поддержки (+х) противодействия (-х) стейкхолдера (у)

Научно-педагогические работники 4 0 4

Административно-управленческий аппарат образовательной организации Студенты всех форм обучения 5 1 0 1 5 1

Абитуриенты и их родители 1 0 3

Итого 21 10 35

Составлено автором по материалам исследования

Распределение сил и влияния стейкхолдеров по пятибалльной шкале можно представить в виде матрицы «Поддержка - сила влияния» с распределением по зонам риска (рис. 1).

У = 5

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Применение усилий воздействия стейкхолдеров в матрице «Поддержка - сила влияния»

По представленным данным можно сделать вывод о том, что чем больше полномочий в инновационном проекте предоставлено стейкхолдеру, тем больший у него интерес в реализации этого проекта. К примеру, головная организация ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» планирует увеличить контингент обучающихся и финансирование образовательной организации, поэтому она будет способствовать тому, чтобы с помощью реализации инновационного проекта повысить свой престиж на рынке образовательных услуг в Чайковском районе.

Таким образом, управление системой современного образования, безусловно, является сложным организационным механизмом во всем многообразии его участников, ресурсного обеспечения и методологии. Тем не менее, его совершенствование должно быть направлено на ориентирование взаимодействия всех заинтересованных лиц в разрезе остро назревших в последнее время территориально-социальных потребностей.

Библиографический список

1. 50/50: Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. - М.: Прогресс, 1989. - 560 с.

2. Борисова, Е. А. Противодействие коррупции в рамках обсуждения проекта федерального закона «Об образовании» // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Международной научной конференции (Пермь, апрель 2011 г.): Т. 1. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 62-64.

3. Ильюк, В. В. Методологический подход к управлению стейкхолдерами инновационных проектов // Организатор производства. - 2016. - № 4. - С. 38-55.

4. Жижин, К. С. Опорный ВУЗ: проблемы и перспективы // Международный журнал экспериментального образования. -2017. - № 3-1. - С. 73-73.

5. Патрахин, А. И. Стейкхолдер-менеджмент современной образовательной организации // Молодой ученый. - 2016. -№ 22. - С. 184-186.

6. Стейкхолдер-менеджмент: управление заинтересованными группами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.classs.ru/stati/menejment1/steikholder (дата обращения: 11.02.2019).

7. Цитаты об образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://icitata.ru/citaty-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 09.02.2019).

8. Ежегодный отчет главы муниципального района - главы администрации Чайковского муниципального района о результатах деятельности главы, деятельности администрации Чайковского муниципального района и иных подведомственных главе органов местного самоуправления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://чайковскийрайон.рф/vlast/glava-munitsipalnogo-rayona/otchet-glavy/ (дата обращения: 13.02.2019).

References

1. 50/50: Opyt slovarya novogo myshleniya; pod obshch. red. M.Ferro i Afanas'eva [Experience of the dictionary of new thinking; InM. Ferro and Yu. Afanas'ev (ed.)], M.: Progress, 1989, 560 p.

2. Borisova E. A. Protivodeistvie korruptsii v ramkakh obsuzhdeniya proekta federalnogo zakona «Ob obrazovanii» [Anti-corruption in the framework of discussion of the draft Federal law «On education»], Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: mate-rialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Perm', aprel' 2011 g.): T. 1. [Problems and prospects of education development: proceedings of the International scientific conference (Perm, April 2011): T. 1], Perm: Merkurii, 2011, pp. 62-64.

3. Il'yuk V V Metodologicheskii podkhod k upravleniyu steikkholderami innovatsionnykh proektov [Methodological approach to management of innovative projects stakeholders], Organizator proizvodstva [Production organizer], 2016, I. 4, pp. 38-55.

4. Zhizhin K. S. Opornyi VUZ: problemy i perspektivy [Supporting university: problems and prospects], Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya [International journal of experimental education], 2017, I. 3-1, pp. 73-73.

5. Patrakhin A. I. Steikkholder-menedzhment sovremennoi obrazovatelnoi organizatsii [Stakeholder management of a modern educational organization], Molodoi uchenyi, 2016, I. 22, pp. 184-186.

6. Steikkholder-menedzhment: upravlenie zainteresovannymi gruppami [Stakeholder management: managing interested groups]. Available at: http://www.classs.ru/stati/menejment1/steikholder (accessed 11.02.2019).

7. Tsitaty ob obrazovanii [Quotes about education]. Available at: https://icitata.ru/citaty-ob-obrazovanii/ (accessed 09.02.2019).

8. Ezhegodnyi otchet glavy munitsipalnogo raiona - glavy administratsii ChMR o rezultatakh deyatelnosti glavy. deyatelnosti administratsii Chaikovskogo munitsipalnogo raiona i inykh podvedomstvennykh glave organov mestnogo samoupravleniya [Annual report of the head of the municipal district-the head of the administration of the chmr on the results of the head of the administration of the Chaikovsky municipal district and other subordinated to the head of local authorities]. Available at: http:// chaykovskiyrayon.rf/vlast/glava-munitsipalnogo-rayona/otchet-glavy/ (accsseed 13.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.